ПОДГОТОВКА КАДРОВ В СФЕРЕ АГРОТЕХНИКИ И ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 378.1-044.332:378.4-057.875+378.1-044.332:378.147.3.016:5
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
С.Н. Коношина, И.В. Коношин
ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина», г. Орел, РФ
Аннотация. Рассмотрено понятие адаптации в биологии и социологии. Проведен анализ адаптационных процессов первокурсников вуза и его влияние на формирование профессиональных компетенции. Показано, что рассмотрение теоретических вопросов предмета в аспекте профессиональных компетенции стимулирует познавательную деятельность и способствует подготовке специалиста высокой квалификации. Проведен опрос студентов инженерных направлений подготовки для выявления наиболее актуальных проблем адаптации. Среди наиболее важных факторов были отмечены следующие: ознакомление со структурой образовательного процесса в вузе, четкость и доступность критериев для оценки знаний и умений по изучаемому предмету, профессиональная направленность изучаемых дисциплин, профессиональные качества педагога. Для успешного формирования и развития профессиональных компетенций при изучении общеобразовательных дисциплин необходимо акцентировать области практического применения полученных знаний с учетом индивидуальных особенностей студентов.
Ключевые слова: адаптация, профессиональные компетенции, самостоятельная работа, научная деятельность студентов.
Введение. Формирование граждански активного, разносторонне образованного, компетентного, нестандартно мыслящего, творчески подходящего к своей работе профессионала-агрария - вот основная задача, стоящая перед аграрными вузами.
Будет ли первокурсник овладевать знаниями с желанием и радостью и тем самым качественно усваивать учебный материал, создавая прочную базу для развития профессиональных навыков и умений, зависит не в последнюю очередь от того, как скоро молодой
человек адаптируется в новой системе обучения и нового коллектива.
Основная часть. Понятие адаптации рассматривается в трудах многих ученых. В биологии - это приспособление систем и организмам к изменяющимся условиям среды. С точки зрения социологии -адаптация - это процесс усвоения индивидуумом нормативных и ролевых ожиданий как навыков эффективного взаимодействия [1]. А в теории Парсонса - это вещественно-энергетическое взаимодействие с окружающей средой, одно из функциональных условий существования социальной системы [2].
Адаптация человека длиться всю жизнь. На каждом этапе происходит становление определенных этапов личности. Основное формирование социальных навыков и нравственных позиций происходит в детстве, а становление их, формирование определенных типов и форм межличностных отношений, определение своего «Я» в окружающем мире - в юношеском возрасте. И этот период приходится, как правило, на начало студенческой жизни.
Поэтому в работе профессорско-преподавательского коллектива с первокурсниками необходимо отметить ряд важных направлений.
• Ориентация в пространстве вуза.
• Ознакомление с требования учебного процесса.
• Организация самостоятельной работы
• Контроль за поведением во вне учебное время.
Решение первой проблемы решается довольно просто: знакомство со структурными подразделениями, библиотекой, беседы о структуре вузовского управления, ознакомление их с Уставом вуза, правами и обязанностями студента.
Вчерашним школьникам, проведшим одиннадцать лет за школьной партой, имеющим определенный круг общения, сложно перейти в новую среду, столкнуться с новыми, иногда не совсем понятными им, понятиями и требованиями.
Организация учебного процесса вуза кардинально отличается от школьного обучения. Сессия, экзамен, зачет, модуль - об этих понятиях начинающие студенты иногда имеют достаточно смутное представление.
Изучая теоретические вопросы естественнонаучных дисциплин, студенты разных направлений подготовки должны акцентировать свое внимание на их практическом применении в профессиональных вопросах. Дифференциация и индивидуализация обучения поможет наиболее полно учитывать профессиональные интересы будущих специалистов.
Для развития и формирования профессиональных компетенций в свете изучения химии необходимо учитывать следующие особенности
обучения
- изучение любого предмета должно быть направлено на формирование компетенций в соответствии с требованиями основной профессиональной образовательной программы;
- необходимо обеспечить углубленное изучение отдельных тем и разделов дисциплины, необходимых для реализации профессиональной компетенции;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения студентов с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;
- активно заниматься научно-исследовательской деятельностью, привлекая студентов к работе в научных кружках, темах;
- формировать и развивать межпредметные темы с учетом будущей профессиональной деятельности;
- конкретизировать наиболее интересующие вопросы за рамками образовательной программы;
- учитывать способности, индивидуальные склонности и потребности обучающихся.
Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего стимулированию мотивации обучения студента, является внедрение курсов по выбору. Они носят краткосрочный характер, являясь своего рода учебными модулями, позволяющими в той или иной мере углубить изучение отдельных вопросов, затрагивающих область получаемой специальности. [3,4].
Обучающимся по инженерным направлениям подготовки особенно важно получать и реализовывать практические знания и умения.
Так, обучающимся по направлению подготовки "Техносферная безопасность" помимо основного курса химии предложено изучение двух курсов по выбору - "Химические процессы в технике" и "Химия в сельском хозяйстве". При проведении занятий по этим дисциплинам активно используются активные формы обучения, позволяющие превратиться из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. Это позволяет сформировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного компетентного человека.
Так, лабораторные работы используются в учебном процессе с учетом приобретения необходимых навыков и умений будущего специалиста. Например, лабораторная работа по теме "Вода. Физические и химические свойства воды" рассматриваются не только химические, но и технологические свойства, такие как жесткость, устранение жесткости, умягчение воды, определение кислотности, содержания различных элементов, а обучающиеся пробуют себя в роли
специалистов-практиков [5].
Для обучающихся по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» предусмотрен коллоквиум по теме «Общие свойства металлов», где рассматриваются вопросы не только физических и химических особенностей металлов, но и их применение в автомобильной промышленности, защита от коррозии, особенности получения и эксплуатации и другие практические вопросы.
Для выявления наиболее важных проблем адаптации обучающихся к образовательному процессу среди студентов Орловского ГАУ было проведено анкетирование.
Среди наиболее значимых были отмечены следующие: ознакомление со структурой образовательного процесса в вузе, четкость и доступность критериев для оценки знаний и умений по изучаемому предмету, профессиональная направленность изучаемых дисциплин, профессиональные качества педагога.
Заключение. Основная задача высшего образования: подготовка квалифицированного специалиста, соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного в сфере своей деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту.
Решение этих задач невозможно без формирования и развития профессиональной направленности при изучении общеобразовательных дисциплин, являющихся начальным звеном в изучении различных специальных предметов.
Список использованных источников:
1. Иванов Д.В. Социология / Д.В Иванов. - М., Высшее образование, 2005. -326с.
2.Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия/ Г.В. Осипов - М.: Изд.Группа НОРМАИНФРА, М., 1999 - 677с.
3. Коношина С. Н. Влияние профессиональной направленности при изучении химических дисциплин на формирование молодого специалиста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - Т. 13. - С. 2631-2635. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85527.htm.
4. Ромазова Н. В., Коношина С. Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как основа формирования профессиональных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1831-1835. - URL: http://e-koncept.ru/2016/96285.htm.
5. Ермакова Л.А., Коношина С.Н., Хилкова Н.Л. Деловая игра на основе интегративного подхода как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов в аграрных вузах.-
Современные проблемы науки и образования,- 2012.- № 6.- С.390.
Коношина Светлана Николаевна, кандидат
сельскохозяйственных наук, доцент,
Коношин Иван Вячеславович, кандидат технических наук, доцент,
РФ, г. Орел, ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина»
PECULIARITIES OF EDUCATIONAL ADAPTATION OF TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AND ITS ROLE IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE STUDY OF NATURAL SCIENTIFIC DISCIPLINES
S.N. Konoshina, I.V. Konoshin
FSBEI HE Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin, Orel, the Russian Federation
Abstract. The concept of adaptation in biology and sociology is examined. The analysis of the adaptation processes of first-year students of the University and its influence on formation of professional competences is carried out.. It is shown that the examination of theoretical questions of the subject in the aspect of professional competencies stimulates cognitive activity and facilitates the training of a highly skilled specialist. A survey of students of engineering training areas was conducted to identify the most urgent problems of adaptation. Among the most important factors were the following: familiarization with the structure of the educational process in the university, the clarity and accessibility of criteria for assessing knowledge and skills in the subject, the professional orientation of the subjects studied, the professional qualities of the teacher. For the successful formation and development of professional competencies in the study of general education disciplines, it is necessary to emphasize the areas of practical application of the knowledge acquired, taking into account the individual characteristics of students.
Key words: adaptation, professional competence, independent work, scientific activity of students.
Konoshina Svetlana Nikolaevna, Ph.D. (Agricultural Sciences), Associate Professor, Konoshin Ivan Vyacheslavovich, Ph.D. (Technical Sciences), Associate Professor, RF, Orel, FSBEI HE Orel State Agrarian University named after N. V. Parachin