Научная статья на тему 'Формирование общих компетенций в обучении математике студентов технических специальностей среднего профессионального образования'

Формирование общих компетенций в обучении математике студентов технических специальностей среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / МАТЕМАТИКА / КОЛЛЕДЖ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Е.М.

Данная статья посвящена исследованию процесса формирования общих компетенций в обучении математических дисциплин обучающихся технических специальностей среднего профессионального образования. На современном этапе развития образования в России переосмысливаются цели и задачи формирования, становления и развития профессиональных качеств преподавателя. Среди основных современных задач педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального образования является задача разностороннего развития индивидуальности, формирование у обучающихся желания и умения учиться, выработка умений практического и творческого применения полученных знаний, становления целостного мировоззрения. Актуальность выбранной темы обусловлена обновленными приоритетами в обучении математике, которые в настоящее время состоят в формировании у обучающихся математической компетентности, целостных представлений о сущности математического знания, ознакомлении обучающихся с идеями и методами математики, ее ролью в познании и преобразовании действительности. В частности, преподаватель математики должен осознавать и реализовать значительные возможности математики для интеллектуального развития учащихся, прежде всего формирования пространственных представлений и воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать утверждение, моделировать ситуации. В связи с этим, в педагогической среде назрела проблема адаптации педагога к новым условиям организаций среднего профессионального образования и требований по совершенствованию его профессиональной деятельности, которые не только сопровождаются обновленными целями обучения предметов, но и требуют от педагога умения в совершенстве владеть и применять на практике современные технологии обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общих компетенций в обучении математике студентов технических специальностей среднего профессионального образования»

Формирование общих компетенций в обучении математике студентов технических специальностей среднего профессионального образования

Егорова Елена Михайловна,

кандидат педагогических наук, завкафедрой естественно-математических дисциплин, колледж инфраструктурных технологий ФГАОУ ВО Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосоваelena-sakha@mail.ru

Данная статья посвящена исследованию процесса формирования общих компетенций в обучении математических дисциплин обучающихся технических специальностей среднего профессионального образования. На современном этапе развития образования в России переосмысливаются цели и задачи формирования, становления и развития профессиональных качеств преподавателя. Среди основных современных задач педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального образования является задача разностороннего развития индивидуальности, формирование у обучающихся желания и умения учиться, выработка умений практического и творческого применения полученных знаний, становления целостного мировоззрения.

Актуальность выбранной темы обусловлена обновленными приоритетами в обучении математике, которые в настоящее время состоят в формировании у обучающихся математической компетентности, целостных представлений о сущности математического знания, ознакомлении обучающихся с идеями и методами математики, ее ролью в познании и преобразовании действительности. В частности, преподаватель математики должен осознавать и реализовать значительные возможности математики для интеллектуального развития учащихся, прежде всего формирования пространственных представлений и воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать утверждение, моделировать ситуации. В связи с этим, в педагогической среде назрела проблема адаптации педагога к новым условиям организаций среднего профессионального образования и требований по совершенствованию его профессиональной деятельности, которые не только сопровождаются обновленными целями обучения предметов, но и требуют от педагога умения в совершенстве владеть и применять на практике современные технологии обучения и воспитания.

Ключевые слова: компетенции, математика, колледж, среднее профессиональное образование, формирование, педагог, студент.

о

с ^

00

о см

<0

О!

Проблема формирования целей, содержания и технологий обучения на основе компетентностно-го подхода в настоящее время находится в центре внимания отечественных ученых и практиков. Теорию образовательных компетенций и компе-тентностей обосновано в работах отечественных ученых: Вербицкого А.А., Лебедева О.Е., Кашин-цевой Л.Н., Дубровиной О.С. Общий анализ сущности понятия «компетентность», сравнительную характеристику ключевых компетентностей в образовательных системах разного уровня осуществили: Иляшенко Л.К., Зорина Л.Я., Хотунов В.И. и др. Вопросам обновления содержания обучения математике посвящены публикации многих отечественных ученых и методистов - приоритетной целью авторов стало исследование формирования математической компетентности преподавателя высшей школы и ее составляющих. Однако требуют внимания ученых, на наш взгляд, вопросы развития математической компетентности преподавателя колледжей как составляющей его профессиональной компетентности.

Цель данной статьи состоит в выделении и обосновании связей между математической компетентностью студентов технических специальностей среднего профессионального образования и готовностью и способностью педагогов формировать математическую компетентность учащихся.

Кашинцева Л.Н. [5] отмечает, что методико-математическая компетентность учителя математики - это системное личностное образование, которое отражает интеграцию теоретических, практико-ориентированных, исследовательских знаний и умений по математике и методики обучения, ценностного отношения к методическому совершенствованию результатов своей профессиональной деятельности путем самообразования, самореализации, социализации и личностного развития.

Рассматривая позицию автора необходимо отметить, что под математической компетентностью учителя математики стоит также понимать совокупность его профессиональных и личностных качеств, позволяющих эффективно решать стандартные и проблемные задачи, которые возникают в процессе его математической деятельности. С данной точки зрения, математическая компетентность преподавателя среднего профессионального образования заключается в сочетании теоретической и практической готовности к осу-

ществлению эффективной математической деятельности на занятиях математики в колледже.

Анализ эволюции курса математики как учебной дисциплины в техникумах и колледжах показал, что этот курс как самостоятельная математическая дисциплина внедрен в данных учебных заведениях в начале 90-х годов прошлого века. К этому времени преподавание дисциплины представляло собой курс единой математики. На основе ретроспективного анализа учебных программ и пособий по курсу математики исследователь В.И. Хотунов выяснил, что за последние 10 лет произошла реорганизация структуры дисциплины, изменения в содержании и продолжительности курса [8].

В современных условиях изменилась структура контингента студентов колледжей, что значительным образом обострило проблему реализации индивидуального и дифференцированного подходов к обучению математике. Решение этого вопроса невозможно без выяснения и учета психологических, возрастных и социальных особенностей студентов колледжей. Так, первокурсниками технических специальностей среднего профессионального образования могут быть студенты разных возрастных групп от подросткового (14-15 лет) до юношеского возраста (15-21 год). В этот возрастной период ведущим видом деятельности является учебная деятельность, однако для студентов-первокурсников колледжей, в отличие от старшеклассников, она находится на качественно ином уровне, превращаясь в учебно-профессиональную. Специфика обучения студентов-первокурсников по техническим и технологическим специальностям в колледже обусловлена практической направленностью учебных дисциплин. При этом курс математики служит фундаментальным основанием для освоения в дальнейшем все специализированных дисциплин, которые будут изучать на старших курсах, кроме того, именно математика служит основой для овладения дисциплинами технического направления [7].

В результате диагностики подготовки студентов по математике, которые учатся в колледжах по технологической отрасли знаний, а также изучения и обобщения опыта преподавателей, В.И. Хотуновым было установлено, что студентам первого курса присуща большая дисперсия уровня выходных, «школьных» знаний, умений и навыков по математике [8]. Проведенный автором анализ результатов анкетирования преподавателей математики и студентов позволил выделить следующие векторы затронутой проблемы:

• недостаточный уровень учебно-познавательной активности студентов первых курсов колледжа;

• неумение и нежелание работать самостоятельно;

• неумение применять теоремы и математические факты для формализации практических задач и их решения;

• недостача, отчасти и условное отсутствие, современных учебников и учебно-методических изданий по предмету;

• недостаточное количество часов, предусмотренных в колледжах для изучения и усвоения курса математики.

В рассматриваемых структурных звеньях образования при условии требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) можно отметить существенный разрыв в содержании обучения математике по курсу старшей школы. В отдельных колледжах некоторые темы из программы, которые в дальнейшем более основательно изучаются студентами в рамках дисциплины высшая математика, в курсе непосредственно математики запланированы только для самостоятельной работы [2]. Это негативно сказывается на общеобразовательной подготовке студентов и на успешном старте в изучении высшей математики.

Различия при организации обучения в организациях общего образования и вузах связаны также с механизмами реализации методической системы обучения. В школе дидактический цикл (по Л.Я. Зориной [3]) реализован в основном линейно, поскольку в системе обучения все ее звенья выстроены в четком порядке. В колледже чаще всего применяют лекционно-практическую систему, согласно которой чередование звеньев дидактического цикла выходит за пределы линейности, потому что для одного лекционного занятия по курсу математики может быть предусмотрено более одного практического занятия, что значительным образом негативно влияет на формирование математических компетенций учащихся.

Особое значение в формировании компетенций по курсу математики в колледже приобретают комплексный, системный, деятельностный, лич-ностно-ориентированный, семиотический подходы, реализация которых создает методологическое основание для введения компетентностного подхода как ведущего. В контексте этого подхода используются все компоненты методической системы: цели, содержание, методы, организационные формы и методы обучения. Стоит также учесть тот факт того, что предметная математическая компетентность будущих специалистов технических специальностей имеет двойную детерминацию: с одной стороны, ее можно приобрести без сформированных в определенной степени ключевых компетенций, а с другой - она служит основой для формирования ключевых компетенций [6].

К основным составляющим деятельностного компонента предметной математической компетентности по курсу математики относятся умения:

• решать типовые математические задачи;

• использовать известные алгоритмы решения типовых задач;

• систематизировать типичные задачи;

• находить критерии сведения задач к типичным;

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл -о А ы О ГО А

X

^

т

о

с ^

00

0 сч

<0

01

• распознавать типичную задачу или сводить ее к обычной;

• использовать различные информационные источники для поиска процедур решения типовых задач (учебник, справочник, интернет-ресурсы).

Как показало последнее из проведенных исследований по Программе международной оценки студентов (PISA - The Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка систем образования во всем мире путем тестирования навыков и знаний 15-летних студентов, в 2015 году средний результат российских учащихся по математической грамотности составил 494 балла. Впервые за 15 лет участия России в исследовании PISA результаты российских учащихся находятся в интервале значений, статистически значимо не отличающихся от среднего результата по странам ОЭСР (490 баллов). Самые высокие результаты по математической грамотности продемонстрировали учащиеся Сингапура, за ними следуют учащиеся Гонконга, Макао (Китай) и Тайваня. Результаты российских учащихся статистически ниже результатов 19 стран и выше результатов 39 стран [9].

На основе анализа знаний и умений, которыми должен обладать младший специалист технического профиля, исследователи А.А. Вербицкий и О.Г. Ларионова выделяют следующие виды профессиональных компетенций:

• информационно-познавательные;

• проектно-конструкторские;

• научно-исследовательские;

• операционные;

• компьютерно-технологические [1].

Информационно-познавательная компетенция

связана с возникновением информационного общества и характеризуется способностью специалиста технического профиля ориентироваться в информационном пространстве, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями, развивать умение приобретать и использовать новую информацию из разных источников в связи с быстрым темпом развития новых технологических достижений.

Проектно-конструкторская компетенция - это умение составлять и проектировать модели конструкторов по образцу, осуществлять конструирование по техническим условиям, оформлять про-ектно-конструкторские работы, проектирование интегральных схем, узлов и средств вычислительной техники.

Научно-исследовательская компетенция являет собой способность осуществлять научно-исследовательскую работу в процессе выполнения профессиональной деятельности, умение анализировать, обобщать, объяснять результаты исследования, делать обоснованные выводы к рассматриваемым техническим процессам, творчески решать технические задачи, генерировать новые идеи.

Операционные компетенции связаны непосредственно с конкретной направленностью тех-

нической специальности, которую в ходе обучения приобретает студент. Компьютерно-технологические компетенции предполагают способность представить технические решения задач с использованием средств компьютерной графики и геометрического моделирования, владеть информационными и компьютерными технологиями и применять их в профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности в колледжах осуществляется в процессе практической деятельности при выполнении студентами курсовых и дипломных работ, прохождении предусмотренной учебными планами производственной практики на предприятиях. Преподаватели естественно-математических дисциплин имеют четкое представление о том, что должно преподаваться студентам, однако не имеют четкого представления о том, что необходимо для их эффективной профессиональной деятельности. Чаще акцентируется внимание на знаниях, а не на практических умениях применять полученные знания в конкретной практической ситуации.

Вывод. Формирование общей компетентности обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования по техническим специальностям в процессе изучения математических дисциплин осуществляется эффективно при следующих условиях:

1. Изучении профессиональной мотивации будущих специалистов.

2. Профессиональной направленности преподавания математических дисциплин.

3. Взаимной интеграции математических дисциплин и предметов профессионального цикла.

4. Базовых общепрофессиональных знаний учащихся в выбранной сфере деятельности.

5. Формировании навыков и умений применять математические знания в профессиональной деятельности.

6. Внедрении современных информационно-коммуникационных технологий, овладении современной техникой и интеграции обучения с производственной деятельностью.

Следовательно, для реализации этих условий необходимо изменить подходы к разработке содержания и организации учебного процесса, чтобы преподаватели математических дисциплин в колледжах и техникумах тщательно проанализировали и переделали рабочие программы дисциплин и создали фонд оценочных средств, также учебно-методическую литературу (рекомендации, пособия).

Литература

1. Вербицкий А.А. Личностный и компетентность^ подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. 336 с.

2. Дубровина О.С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессио-

нальных компетенций обучающихся //Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 124-126.

3. Зорина Л.Я. Системность - качество знаний. М.: Знание, 1976. 64 с.

4. Иляшенко Л.К. Формирование математической компетентности будущего инженера по нефтегазовому делу: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 // Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, 2010. 23 с.

5. Кашинцева Л.Н. Проектная деятельность по математике как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа // Научный поиск. 2013. № 2.4. С. 26-28

6. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и методике ее преподавания / Л.Д. Кудрявцев. М.: Физматлит, 2008. 434 с.

7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

8. Хотунов В.И. Применение дифференцированного обучения в курсе математики старшей школы студентов колледжа // Вектор науки Толь-яттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. № 4 (11). С. 310-313

9. Основные результаты международного исследования PISA-2015. [Электронный ресурс]: Центр оценки качества образования. Режим доступа:

http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_res.html (Дата обращения: 23.11.18)

Formation of common competences in teaching mathematics to students of technical specialties of secondary professional education Egorova E.M.

College of infrastructure technologies North-East Federal

University named after M. K. Ammosov This article is devoted to the study of the formation of general competencies in the teaching of mathematical disciplines of students of technical specialties of secondary vocational education. At the present stage of development of education in Russia, the goals and objectives of the formation, formation and development of the teacher's professional qualities are being reinterpreted. Among the main modern tasks of pedagogical activity of a teacher of secondary vocational education is the task of diversifying the development of individuality, the formation of students' desire and ability to learn, the development of practical skills and creative application of their knowledge, the formation of a holistic worldview.

The relevance of the chosen topic is due to the updated priorities in teaching mathematics, which currently consist in forming students' mathematical competence, holistic ideas about the essence of mathematical knowledge, familiarizing students with the ideas and methods of mathematics, its role in cognition and transformation of reality. In particular, a mathematics teacher should be aware of and realize the significant possibilities of mathematics for the intellectual development of students, first of all the formation of spatial concepts and imagination, the ability to establish cause-and-effect relationships, substantiate the statement and simulate situations. In this regard, in the pedagogical environment there is a problem of teacher adaptation to new conditions of organizations of secondary vocational education and requirements to improve his professional activity, which are not only accompanied by updated objectives of teaching subjects, but also require the teacher to master and use modern technology training and education. Keywords: competences, mathematics, college, secondary

vocational education, formation, teacher, student. References

1. Verbitsky A.A. Personal and competence-based approaches in

education: problems of integration / A. A. Verbitsky, O. G. Larionova. M .: Logos, 2009. 336 p.

2. Dubrovina O.S. The use of project technologies in the formation

of general and professional competencies of students // Problems and prospects for the development of education (II): materials of the Intern. in absentia scientific conf. (Perm, May 2012). Perm: Mercury, 2012. P. 124-126.

3. Zorina L.Ya. Systematic - the quality of knowledge. M .: Knowledge, 1976. 64 p.

4. Ilyashenko L.K. Formation of the mathematical competence of

the future engineer in the oil and gas business: author. diss. Cand. ped. Sciences: 13.00.08 // Surgut State Pedagogical University. Surgut, 2010. 23 p.

5. Kashintseva L.N. Project activity in mathematics as a means of

forming general and professional competencies of college students. Scientific Research. 2013. No. 2.4. Pp. 26-28

6. Kudryavtsev LD Thoughts on modern mathematics and methods

of its teaching / LD. Kudryavtsev. M .: Fizmatlit, 2008. 434 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Lebedev O.E. Competence approach in education // School technologies. 2004. № 5. S. 3-12.

8. Hotunov V.I. The use of differentiated learning in the course of

mathematics of high school college students // Vector science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. Tolyatti: TSU Publishing House, 2012. No. 4 (11). Pp. 310-313

9. The main results of the international study PISA-2015. [Electronic resource]: Center for assessing the quality of education. Access Mode: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_res.html (Access Date: 11/23/18)

О О го -о m

m

m x x О m

П

m Д А

x m о т; О m

О Q1 -о А u О ГО А X

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.