DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.158 Копошима С.Н.
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, ФГОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет» НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ПРИ ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы организации учебного процесса у студентов заочной формы обучения в аграрных вузах. Целью исследования стало выявление наиболее значимых факторов для обучающихся в процессе формирования профессиональных компетенций. В статье приведен анализ мониторинга удовлетворенности студентов организацией учебной деятельности, что является важным стимулом достижения максимальных результатов в обучении. Выявлены основные причины возникновения проблем в обучении. Предложены способы оптимизации учебного процесса в аграрных вузах.
Ключевые слова: заочное обучение, учебный процесс, удовлетворенность обучающихся.
Konoshina S.N.
PhD in Agriculture, associate Professor Federal State Educational Establishment of Higher Training "Orel State Agrarian University" SOME FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION WITH DISTANCE LEARNING AND THEIR SOLUTIONS
Abstract
In the article the questions of organization of educational process in students of correspondence courses in agricultural universities. The aim of the study was to identify the most important factors for students in the process of formation of professional competences. The article presents the analysis of the monitoring of student satisfaction with the organization of training activities, which is an important incentive to achieve maximum results in training. Identified the main causes of problems in learning. The ways of optimization of educational process in agricultural universities.
Keywords: distance learning, learning process, satisfaction of students.
Необходимость введения новых образовательных стандартов в современной системе образования возникла давно, поскольку современное общество находится на таком уровне развития, когда обучение не сводиться к простому изучению теоретического материала и механическому выполнению практических заданий. В настоящее время необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся мог сам добывать информацию из различных источников, творчески подходить к выполнению заданий, умел выявлять причинно -следственные связи, делать логические выводы и обобщения, применять полученные данные на практике. [1]
Учебный процесс в аграрном вузе интенсивно совершенствуется, что связано с эквивалентным соотношением содержания высшего профессионального обучения и его формы с потребностями рынка труда. [2].
Эффективность любого обучения обусловлено равно плодотворным взаимодействием образовательной организации и обучающегося.
Результативность внедрения в учебный процесс различных методов, способов организации учебного процесса с целью формирования профессиональных компетенций студентов аграрных вузов не может быть объективно оценена без учета удовлетворенности обучающихся, что и предопределило актуальность данной темы.
Объектом исследования явилась организация учебного процесса при подготовке обучающихся в условиях аграрного вуза.
Цель исследования: выявить наиболее значимые факторы для обучающихся в процессе формирования профессиональных компетенций.
Методы исследования: метод наблюдения, метод беседы, метод анкетирования, метод педагогического эксперимента.
Задачи исследования
• выявить наиболее значимые факторы для обучающихся в процессе формирования профессиональных компетенций студентов.
• предложить способы оптимизации организации учебного процесса в аграрных вузах.
Принятие Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [3] позволяет решить ряд назревших проблем, в том числе удовлетворить нужды страны в молодых квалифицированных специалистах, творчески мыслящих, хорошо знающих свою область знаний и умений, способных использовать новейшие методы и технические средства. В высшей школе выход был найден в переходе на многоуровневую систему образования, внедрением новых образовательных стандартов.
Структура высшего образования в Российской Федерации предусматривает в том числе и очное и заочное образование. Часто экономические, личные и другие причины не позволяют получить очное высшее образование, поэтому количество студентов заочной формы обучения увеличивается с каждым годом [4].
Как и любой процесс, заочное обучение имеет свои достоинства и недостатки, которые могут быть выявлены, в том числе при оценке удовлетворенности обучающися по заочной форме обучения. Студент-заочник, работая в производственной сфере, может объективно оценить качество полученных знаний, поэтому, вводя различные коррективы в образовательный процесс, необходимо учитывать и требования рынка.
Для выявления особенностей организации и проведения учебного процесса среди студентов заочной формы обучения были разработаны и предложены ряд вопросов студентам-заочникам 3 курса разных направлений подготовки ФГОУ ВО «Орловского государственного аграрного университета».
1. Согласно полученным данным 40% обучающихся находятся в социально активном возрастном промежутке 25-30 лет и только 4% старше 40лет, большое количество студентов представлено возрастными группами 20 -25 лет (24%), категории 30-35 лет и 35-40 лет представлены приблизительно одинаковым количеством (18 и 14% соответственно).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ 20-25
□ 25-30
□ 30-35
□ 35-40
□ старше 40 лет
Рис. 1 - Возрастные параметры обучающихся
2. Выбор формы заочного обучения часто обусловлен не только стремлением к карьерному росту по уже выбранной специальности (46% опрошенных), но, как были уверены респонденты, «легкостью обучения» (22%). Это ошибочное мнение не нашло своего объективного подтверждения в течение учебы, так как нагрузка у студентов очной и заочной формы обучения одинакова, но в последней преобладающую часть времени занимает самостоятельная работа, которая требует самоконтроля, самодисциплины, а нередко и дополнительных занятий для устранения пробелов в знаниях.
В современных социально-экономических условиях финансовые возможности студента нередко определяют форму обучения. Так, 12% опрошенных указали эту причину как основную.
Престижность выбранного направления подготовки, и, как следствие, высокий конкурс среди поступающих на очное отделение, не всегда может быть преодолен вчерашними, особенно сельскими, школьниками. Заочное обучение помогает получить выбранную специальность и при более низких баллах ЕГЭ (6%), а также и при наличии дальнейших планов профессионального развития (14%).
3. На вопрос о трех наиболее важных, по мнению студентов, составляющих учебной деятельности, 90% выделяют в качестве основной аудиторную работу и доступность учебно-методических материалов (52% опрошенных). В ходе учебного процесса большое значение имеет и профессиональная направленность изучаемых дисциплин - отмечают 38 % обучающихся. 16% считают, что достижение максимальных результатов невозможно без планирования учебного процесса, составления календарно-тематических планов, разработки требований по уровню освоения изучаемых дисциплин и ознакомления с ними студентов.
Помимо вопросов относящийся к учебной деятельности актуальными оказался и организационный вопрос не связанные с образовательной организацией, но занимающий одно из важных мест в обучении. Занимаясь профессиональной деятельностью, студенты нередко сталкиваются с отказом руководства предоставить учебный отпуск, положенный по законодательству, обосновывая это профессиональными интересами, а иногда и угрозой увольнения, поэтому предоставление учебного оплачиваемого отпуска является важным для 40% студентов.
4. Традиционные формы аудиторных занятий все еще имеют популярность среди обучающихся и 24% считают, что соотношение практических и теоретических занятий дают лучшие результаты при обучении, 42% считают получение практических навыков важнее, чем теоретических знаний. 4 % студентов считают, что важнейшей формой оценки сформированности компетенций выявляют зачеты и экзамены. Однако, научно -технический прогресс предъявляет новые требования к организации учебного процесса, появляются новые формы обучения, как например, дистанционное, которое популярно среди 14% опрошенных.
5. Получение качественного образования возможно при сочетании разных факторов. Студенты на первое место по значимости вывели систематичность самообразования в течение учебного года (40%), затем наличие постоянного контроля со стороны преподавателя (28%), третье место по популярности занял вариант - изучение материала, необходимого в профессиональной деятельности (22%). 10% считают, что для освоения образовательной программы достаточно всего лишь плодотворно заниматься в ходе сессии. Однако никто из опрошенных не усомнился в актуальности и незаменимости заочной формы образования (0%).
35
30
25
20
15
10
0
□ недостаток свободного времени
□ сложность учебного материала
□ недостаточное количество аудиторных занятий
□ слабая школьная база
отсутствие индивидуального подхода к обучающимся со стороны преподавателей
Рис. 2 - Основные причины возникающих проблем в обучении
6. Опрашиваемым было предложено выбрать три основные причины возникающих проблем в обучении. 20, 26 и 33% соответственно считают, что это недостаток свободного времени, сложность учебного материала и недостаточное количество аудиторных занятий, что позволяет сделать вывод о недопустимости уменьшения аудиторного времени для студентов заочного обучения. Двенадцать процентов ссылаются на слабые школьные знания по предмету, а всего лишь 2% - на отсутствие индивидуального подхода к обучающимся со стороны преподавателей.
7. Опрашиваемым было предложено выбрать форму обучения, отвечающую их потребностям в профессиональной деятельности. Большинство студентов выбрало бы заочную форму обучения (52%); несмотря на получаемое в настоящее время заочное образование, количество студентов выбравших очную форму составило 40%, и только 6 % считают, что среднее специальное образование удовлетворяет всем производственным потребностям (рис.3).
5
60 50 40 30 20 10
□ только средне-специальное образование
□ высшее очное образование
□ высшее заочное образование
Рис. 3 - Выбор формы обучения
Анализ полученных данных показывает, что для успешного освоения образовательной программы необходимо тесное взаимодействие студента и образовательной организации, учет индивидуальных особенностей обучающегося, систематичность обучения и постоянный контроль со стороны преподавателя. Увеличение аудиторного времени, сочетание теоретических и практических занятий, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, разработка доступных учебно-методических пособий, учебников, несомненно, играет большую роль, а постоянный мониторинг удовлетворенности студентов в контексте учебной деятельности является важным фактором оптимальной организации учебного процесса и достижения максимальных результатов.
Литература
1. Ермакова Л.А., Коношина С.Н., Хилкова Н.Л. Деловая игра на основе интегративного подхода как эффективный метод формирования профессиональных компетенций студентов в аграрных вузах. // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8112 (дата обращения: 18.05.2016).
0
2. Касихина Л.В. Модульно-компетентностный подход в организации учебно-практической деятельности как фактор качественной подготовки специалистов. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информация и образование: границы коммуникаций» (INFO'lO) Республика Алтай, 9-12 августа 2010 г. URL: http://info-alt.ru (дата обращения: 18.04.2016).
3. Закон об образовании в Российской Федерации. URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 18.04.2016).
4. Коношина С.Н., Коношин И.В. Проблемы и перспективы заочного образования «Инновационные фундаментальные и прикладные исследования в области химии сельскохозяйственному производству». Материалы Ш Международной Интернет-конференции 5 апреля 2010 года, г. Орел, к 35-летию Орловского государственного аграрного университета, с. 188-190.
References
1. Ermakova L.A., Konoshina S.N., Hilkova N.L. Delovaja igra na osnove integrativnogo podhoda kak jeffektivnyj metod formirovanija professional'nyh kompetencij studentov v agrarnyh vuzah. // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2012. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8112 (data obrashhenija: 18.05.2016).
2. Kasihina L.V. Modul'no-kompetentnostnyj podhod v organizacii uchebno-prakticheskoj dejatel'nosti kak faktor kachestvennoj podgotovki specialistov. // Materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Informacija i obrazovanie: granicy kommunikacij» (INF0'10) Respublika Altaj, 9-12 avgusta 2010 g. [Jelektronnyj resurs]: URL: http://info-alt.ru (18.04.2016).
3. Zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. URL: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossij skoj -federacii (18.04.2016).
4. Konoshina S.N., Konoshin I.V. Problemy i perspektivy zaochnogo obrazovanija «Innovacionnye fundamental'nye i prikladnye issledovanija v oblasti himii sel'skohozjajstvennomu proizvodstvu». Materialy Sh Mezhdunarodnoj Internet-konferencii 5 aprelja 2010 goda, g. Orel, k 35-letiju Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, s. 188-190.
DOI: 10.18454/IRJ.2016.48.115 Криштофик И.С.
Кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Аннотация
В статье представлено описание программной формы организации изменений в системе образования. Введена типология лидерских позиций образовательных организаций. Определены типы подходов к разработке программ развития образовательных организаций с учетом различия лидерских позиций в системе образования. Представлены результаты сравнительного анализа программ развития школ, разработанных в различных подходах. Представлены результаты контент-анализа программ развития школ г. Москвы в контексте реализации Программы «Столичное образование».
Ключевые слова: программа развития, лидерская позиция, подход к разработке программы.
Krishtofik I.S.
PhD in Pedagogy, Associate professor, Moscow city pedagogical university
SCHOOL DEVELOPMENT PROGRAMS IN THE CONTEXT OF THE "CAPITAL EDUCATION" PROGRAM
Abstract
This article describes a programmatic approach in the management of education system changes. Typology of leadership positions of educational organizations is introduced. The types of approaches to the making educational institutions development programs, taking into account differences in leadership positions in the education system. The results of the comparative analysis of school development programs made in different approaches. The results of content analysis of the programs of schools in Moscow in the context of the implementation of the "Capital Education " Program.
Keywords: development program, Leadership position, the approach to developing the program.
В системе образования Москвы в последние годы происходят масштабные преобразования, затрагивающие все ее уровни. Важнейшим фактором, определяющим подходы к управлению и развитию системы образования Москвы, является масштаб города и его столичный статус, обуславливающие позицию Москвы в авангарде образовательной политики. В этой связи очень важно, как формируются позиции образовательных организаций и как они отражены в Программах их развития.
Программа развития школы - это управленческий документ, который должен придать процессу изменений в деятельности школы целенаправленный характер, при котором вектор развития социального окружения совпадает с вектором развития образовательной организации. Необходимость разработки программы развития ОО возникает в связи с неопределенностью внешних условий, когда на основе плановой формы организации работ трудно осуществлять эффективные изменения. Базовый принцип программной организации изменений: в практике реализуется только то, что разработано в совместно организованной мыслительной деятельности всеми субъектами этой практики.