Научная статья на тему 'ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE EDUCATION / ХИМИЯ / CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коношина Светлана Николаевна

Рассмотрены проблемы и перспективы развития заочного образования в высшей школе. Указаны особенности изучения химии студентами направления подготовки «Техносферная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коношина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING AS ONE OF THE IMPORTANT FACTORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY

The problems and prospects of development of distance education in higher education. Specified features of the study of chemistry for students of the specialty "Technosphere safety" is pointed.

Текст научной работы на тему «ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

УДК 378.018.43:330.101

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Коношина С.Н.

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

Аннотация. Рассмотрены проблемы и перспективы развития заочного образования в высшей школе. Указаны особенности изучения химии студентами направления подготовки «Техносферная безопасность».

Ключевые слова: Высшая школа, заочное образование, химия.

Современная система образования находится на пути становления новых образовательных стандартов. Происходит переход от старой советской системы образования к образованию согласно новых европейских требований.

Давно стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда обучении не сводиться к простому заучиванию теоретического материала и механическому выполнению практических заданий. Необходимо построить образовательный процесс таким образом, чтобы обучающийся мог сам добывать информацию из различных источников, творчески подходить к выполнению заданий, умел выявлять причинно-следственные связи, делать логические выводы и обобщения, применять полученные данные на практике.

Принятие Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1] позволит решить ряд назревших проблем, в том числе удовлетворить нужды страны в молодых квалифицированных специалистах, творчески мыслящих, хорошо знающих свою область знаний и умений, способных использовать новейшие методы и технические средства.

В высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура, внедрением новых образовательных стандартов.

Структура высшего образования в Российской Федерации предусматривает очное и заочное образование. Часто экономические, личные и другие причины не позволяют получить очное высшее образование, поэтому количество студентов заочной формы обучения

увеличивается с каждым годом.

Как и любой процесс, заочное обучение имеет свои достоинства и недостатки. К несомненным достоинствам следует отнести:

1. осознанность выбора направления подготовки с учетом непосредственной профессиональной деятельности, что позволяет более эффективно получать знания и их использовать.

2. получение высшего образование без отрыва от производства стимулирует карьерный рост и качество профессиональной деятельности.

3. возможность распределять время, необходимое для обучения в соответствии со своими возможностями.

4. заочное обучение, как правило, дешевле очного.

Можно перечислять и другие положительные моменты, однако нельзя не указать и несомненные недостатки:

1. как правило, на заочном отделении обучаются выпускники школ прошлых лет, специалисты со средним профессиональным образованием, имеющие богатый практический опыт, но слабую теоретическую подготовку.

2. отсутствие возможности получать постоянные консультации преподавателя вызывает сложности при изучении предмета в вузе.

3. обучение на заочной форме обучения предполагает особые навыки самоконтроля и саморегуляции.

4. небольшое количество аудиторных практических и теоретических занятий не позволяет достаточно полно охватить изучаемые вопросы предмета.

Эти недостатки особенно серьезно сказываются в образовательной деятельности вузов, в программах которых имеются сложные для самостоятельного изучения естественнонаучные дисциплины.

Например, курс химии для направления подготовки 200301 «Техносферная безопасность» достаточно объемен, включает большой набор новых понятий, требует прочных знаний школьного курса химии, элементов физики, математики.

Практика обучения студентов заочной формы обучения показывает, что на младших курсах высок процент слабоуспевающих студентов по дисциплинам естественно научного цикла, одна из причин этого — низкая базовая теоретическая подготовка студентов.

Химия помогает сформировать у студентов диалектико-материалистическое понимание явлений окружающего мира. В результате усвоения материала студент-заочник должен приобрести тот запас знаний, который позволит получить необходимые данные о химических веществах и технологических процессах, важных для производства, причем с точки зрения химических явлений.

От того, насколько качественно проходит обучение химии, физике, математике и другим предметам начальных курсов, зависит формирование базы для освоения специальных дисциплин, позволяющих развивать профессиональные качества будущего специалиста. Поэтому особое внимание необходимо уделить правильному распределению учебного материала и выбору методов обучения при изучении предмета.

Изучение любой дисциплины в заочном обучении складывается из аудиторных и самостоятельных занятий, причем доля последних превалирует.

Для успешного освоения химии преподавателю в первую очередь необходимо ознакомить студентов-заочников с требованием программы по предмету, конкретизировать вопросы, изучаемые на лекционных занятиях в ходе сессии и самостоятельно в течение года. Целесообразно составить календарный план, помогающий выполнять контрольную работу, график индивидуальных консультаций.

При изучении курса стоит обратить внимание студента-заочника на те разделы и отдельные вопросы курса, которые больше всего отвечают профилю избранной ими специальности.

Так, будущим специалистам направления «Техносферная безопасность» рекомендуется особенно внимательно изучать способы получения и химические свойства неорганических и органических соединений, способы их получения, термодинамику, термохимию, адсорбцию, электрохимию, коррозию металлов, высокомолекулярные соединения.

В соответствии с учебным планом каждый студент направления подготовки «Техносферная безопасность» должен выполнить одну контрольную работу, являющуюся результатом самостоятельной проработки курса. В помощь студенту-заочнику предлагаются методические пособия, в которых рассмотрены теоретические вопросы, решены типовые задачи. Работа рецензируется преподавателем, после чего производится доработка заданий.

Студент должен иметь навыки решения расчетных задач, составления алгоритма выполнения анализа веществ и работы с химическим оборудованием, знать технику безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием.

Во время сессии после прослушивания лекций и выполнения лабораторных работ студент сдает экзамен по всему курсу. По контрольной работе проводиться собеседование.[2]

Достичь высокого уровня образования невозможно с использованием только традиционных форм обучения, необходимо внедрять такие формы, которые бы вовлекали обучающихся в процесс обучения, заставляли их активно взаимодействовать с преподавателем

и аудиторией. Такими формами обучения являются активные и интерактивные методы, которые являются наиболее эффективной формой активного метода обучения.

В наши дни существует целый арсенал активных и интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания, работа в малых группах, дискуссия, обучающие игры (ролевые игры, деловые игры), лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция. Возможны и внеаудиторные методы обучения, например системы дистанционного обучения, просмотр и обсуждение учебных видеофильмов и др.

Как показывает практика, использование активных и интерактивных форм в процессе обучения помогает активизировать познавательный процесс, наладить взаимопонимание с аудиторией, акцентировать внимание на наиболее значимые и трудные для рассмотрения процессы. А для студентов заочного отделения еще и обменяться практическим опытом по тому или иному вопросу, освоение знаний и развитие умений и навыков. [5]

Решение задач, поставленных перед молодым специалистом современным рынком труда невозможно без навыков самостоятельного анализа научных и практических достижений современной науки, которые развиваются у студента-заочника при грамотном и систематичном обучении, особенно на начальных курсах.

Действительно, такое мнение справедливо, так как рыночная экономика требует от человека постоянно повышать свой профессиональный уровень [3]. И здесь заочная форма как нельзя кстати. В программе модернизации образования предусматривается усиленное внимание к заочной форме обучения. Заочное высшее образование становится привлекательным в силу сложившихся социально-экономических условий, оно позволяет совмещать профессиональную практическую деятельность с получением фундаментальных знаний по выбранной специальности. В настоящее время система заочного обучения в стране во многом уступает очной форме и нуждается в серьезной корректировке. [4,6]

Все эти меры могут помочь в формировании нового качественного уровня заочного образования, и позволит готовить высококвалифицированных специалистов, способных занять достойное место в сфере инновационной экономики и промышленности.

Список литературы 1. http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovami-v-rossijskoj-federacii (18.04.2015).

2. Коношина С.Н., Коношин И.В. Проблемы и перспективы заочного образования «Инновационные фундаментальные и прикладные исследования в области химии сельскохозяйственному производству». Материалы Ш Международной Интернет-конференции 5 апреля 2010 года, г. Орел, к 35-летию Орловского государственного университета, с. 188-190.

3. Нахматулина А.Р., Шагеева Ф.Т. Преемственность компетенций как условие реализации непрерывности химической подготовки в системе «колледж-вуз» «Вестник Казанского технологического университета» - К.: КНИТУ, 2012, №2 — с. 186

4. Староверова Н.А. Проблемы заочного обучения в сфере профессионального образования // http: //research-journal.org/: Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. URL: http://research-journal.org/ (18.04.2015).

5. Ярмухамитова А.И., Современное образование требует внедрения интерактивной формы обучения // http://research-journal.org/: Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. URL: http://research-journal.org/ (18.04.2015).

6. Лящук Ю.О. Информационное пространство как фактор повышения качества жизни / Ю.О. Лящук // Материалы международной конференции «Информатизация населения, как фактор повышения качества жизни». - Рязань : Рязанский институт экономики СПбУУиЭ, 2013. - С. 157-160.

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Коношина Светлана Николаевна, к.с-х.н., доцент кафедры химии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», Россия, г. Орел, Ген.Родина, 69, тел. (4862) 76-10-21, email: konoshina2011@vandex.ru

DISTANCE LEARNING AS ONE OF THE IMPORTANT FACTORS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY Konoshina S.N.

Abstract: The problems and prospects of development of distance education in higher education. Specified features of the study of chemistry for students of the specialty "Technosphere safety" is pointed.

Keywords: High school, distance education, chemistry.

Konoshina S.N., PhD on agricultural sciences., Associate professor of chemistry VPO "Orel State Agrarian University», Russia, Orel, Gen.Rodina, 69, tel. (4862) 76-10-21, e-mail: konoshina2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.