УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Л.А. ЕРМАКОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии Орловского государственного аграрного университета E-mail: [email protected] Тел. 8 980 362 69 11
Н.Л. ХИЛКОВА
кандидат химических наук, доцент кафедры
химии Орловского государственного аграрного
университета
E-mail: [email protected]
Тел. 8 910 209 82 72
С.Н. КОНОШИНА
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры химии Орловского государственного аграрного университета E-mail: [email protected] Тел. 8 915 502 24 03
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА АГРАРНЫХ ВУЗОВ ПРИ ДВУХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время приоритетным направлением в модернизации высшего профессионального образования является повышение его качества в соответствии с востребованностью выпускников вуза на рынке труда. И основную роль в повышении качества образования можно отвести интегративному подходу в обучении как условию формирования профессиональной компетентности студентов вуза.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, интегративный подход, интеграция, двухуровневая система образования, модернизация учебного процесса, активные формы обучения.
Одним из приоритетов государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования является повышение качества профессионального образования, что проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. В целях модернизации образования и приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с требованиями современного общества принятая на 2011-2015 годы Федеральная целевая программа развития образования ставит перед собой следующие задачи:
- модернизация дошкольного и общего образования как института социального развития;
- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
В условиях современной системы аграрного образования с учетом новых требований общества и современных направлений развития высшей
школы создается необходимость проектирования такой модели обучения студентов, которая интегрировала бы разные учебные дисциплины с целью более качественного формирования профессиональных компетенций студентов. Этого требует и Государственный образовательный стандарт высшей школы. Поэтому мы попытались модернизировать химическое образование в аграрном вузе посредством интегративного подхода к преподаванию учебных дисциплин. Нами была выдвинута следующая педагогическая гипотеза: интеграция содержания учебных дисциплин и интегративный подход в их преподавании позволит модернизировать химическое образование в аграрном вузе и сформировать профессиональные компетенции студентов на более высоком качественном уровне.
Целью нашего дальнейшего исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности интегративного подхода в преподавании химии в аграрных вузах и его влияние на формирование профессиональных компетенций студентов.
Объектом исследования явился образователь-
© Л.А. Ермакова, Н. Л. Хилкова, С.Н. Коношина
ный процесс. Исследования проводили на базе кафедры химии Орловского государственного аграрного университета со студентами специальности 110401 «Зоотехния».
Для реализации цели были поставлены следующие задачи.
1. Провести анализ литературных источников по данной проблеме исследования.
2. Разработать модель формирования профессиональной компетентности студентов специальности «Зоотехния» на основе интегративного подхода в преподавании химии.
3. Постановка педагогического эксперимента для выявления эффективности предложенной модели путем внедрения в учебный процесс вуза.
4. Представить критериальную систему и диагностический аппарат оценки эффективности педагогической модели формирования профессиональных компетенций на основе интегративного подхода в преподавании.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Сделать выводы об эффективности или неэффективности интегративного подхода в преподавании и реальном применении его в образовательном процессе аграрного вуза с целью модернизации процесса обучения.
7. Дать рекомендации для преподавателей аграрных вузов с целью модернизации учебного процесса посредством интегративного подхода в обучении при формировании профессиональных компетенций.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские и педагогические идеи Ю.К. Бабанского, Н.Е. Кузнецовой, М.С. Пак и других.
В соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования на различных этапах применялась система взаимосвязанных методов. В ходе поискового эксперимента осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализировался и обобщался опыт других вузов. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы.
Вопросами интегративного подхода к преподаванию в высшей школе уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Считается, что интегративный подход в преподавании - это приоритет педагогических вузов. Но в настоящее время в литературе встречаются исследования, в которых интегративный подход в преподавании находит довольно широкое практическое применение.
Так, И.И. Неботова, Б.Ф. Курдюков [13] предлагают интегрировать разнопрофильные специальности и разноуровневые квалификации в рамках интеграции их содержательной части и совмещения
по времени их реализаций посредством наложения содержания подготовки ВПО по специальности «Адаптивная физическая культура» на содержание подготовки СПО по специальности «Лечебное дело». И.Е. Коновалов [10] выявляет факторы, позволяющие интегрировать физическую культуру, спорт и профессиональное музыкальное образование. Н. Зеленко [6] подчеркивает значимость интегративного подхода в методической подготовке учителя технологии в педагогической высшей школе и раскрывает множественные формы интеграции -понятийную, практико- деятельную, мировоззренческую и другие. А.Д. Абашина, Т.В. Бондарева [1] применяют интегративный подход в формировании личностно-профессиональной компетенции будущих специалистов социальной сферы. И. Новачек, М. Поваляева, Р. Чумичева [14] усматривают интегративные процессы в самом образовательном стандарте технического университета, например, «Этика делового общения», «Психология и педагогика» и другие. Эти же авторы предлагают интегрировать различные педагогические технологии с учетом лучшей проникающей способности и считают важным показателем наличия интегративных связей речь студента, его словарный запас, технику и тактику аргументирования. М.А. Шаталов и Н.Е. Кузнецова [20] рассматривают проблемно-интегративный подход к обучению и выделяют три основных принципа организации и функционирования процесса обучения химии в условиях проблемно-интегративного подхода: принцип межпредметной интеграции; принцип единства внутри- и межпредметной интеграции знаний и способов действий; принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации познавательной деятельности студентов. Л. Пиджоян [15] указывает на интеграцию как возможность углубления взаимосвязей между дисциплинами, отраслями знаний, научных знаний с практикой, обеспечивая тем самым целостность учебного процесса на примере интегративного подхода к профессиональной подготовке учителя музыки. Е.А. Аршанский, О.В. Розновская [3] считают социально практическим обоснованием использование интегративного подхода в обучении химии целостность человеческого феномена, единую систему деятельности человека, единство науки и научного познания... Т.Н. Литвинова,
Н.К. Выскубова, С.А. Овчинникова, Е.Г Кириллова, Т.А. Слинькова [12] отмечают приоритетное значение системного и интегративного подходов и применяют их при построении вариативного курса общей химии, интегрируя этот учебный предмет с медикобиологическими дисциплинами.
Следует отметить, что вопросам интегративного подхода в преподавании дисциплин высшей
Шэй
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
школы уделяется достаточно внимания, но никто из исследователей не рассматривает проблему интегративного подхода в обучении в аграрных вузах.
Модернизации образовательного процесса в вузе также посвящено немалое количество работ. Л.М. Иванова [7] высказывает мнение о том, что модернизации образовательного процесса в вузе необходимы педагогические условия и определенные средства на примере изучения иноязычной лексики. В трудах Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневич, А.М. Новиковой, Т.И. Шамовой [4,5] представлены различные аспекты концепции модернизации образования. Такие ученые, как С.Л. Красинский,
Н.П. Гальцова, В.К. Пашков [11] раскрывают специфику организации учебного процесса на факультете заочного обучения в негосударственном предпринимательском вузе в условиях модернизации.
По вопросу формирования профессиональной компетентности студентов в вузе существуют следующие мнения. Прежде всего, нужно различать понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенция
- это способность применять знания, умения, навыки и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
А.Д. Абашина и Т.В. Бондарева [1], проведя глубокий анализ соответствующей литературы, считают, что «формирование профессиональной компетентности специалиста... - это процесс педагогического воздействия на субъекта, осваивающего профессию, результатом которого является компетентность как интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств, отражающих уровень знаний, умений и опыт, достаточные для осуществления функций специалиста согласно стандартам, а также его этическая позиция». На наш взгляд, такое определение формирования профессиональной компетенции отражает все стороны этого сложного процесса.
Много работ посвящено формированию и совершенствованию профессиональной компетентности будущего учителя (В.И.Ревякина [16]). В этой связи исследователи используют понятие ком-петентностного подхода.
Компетентностный подход в образовании - это попытка привести образование в соответствие с потребностями рынка, так считает Л.В.Касихина [8] и берет за основу компетентности - чувство
собственной успешности и полезности, осознание человеком способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
А. А. Темербекова [17] одной из форм реализации компетентностного подхода в условиях вуза видит производственную практику студентов, которая включает закрепление, расширение и углубление теоретических и практических знаний, приобретение профессиональных умений, навыков и опыта. Для обучения практическим навыкам Л.В.Касихина [8] считает очень удобным использование модульно-компетентностного подхода как фактор качественной подготовки специалистов. Г.Г. Шарабарина [19] рекомендует реализацию компетентностного подхода посредством метода проекта. Главную роль в формировании компетентного специалиста Т. А. Архипова [2] отводит развивающему обучению.
Таким образом, проанализировав состояние проблемы нашего исследования на настоящем уровне развития образовательного процесса в вузе, мы пришли к следующим выводам.
1. Интегративный подход в преподавании учебных дисциплин в вузах находит свое отражение, но его реализация в аграрных вузах практически не исследована.
2. Интегративный подход как фактор формирования профессиональной компетентности студента-агрария также не исследован.
3. Модернизация образовательного процесса в аграрном вузе на основе интегративного подхода как фактор формирования профессиональной компетентности исследователями не рассмотрена.
Поэтому считаем целесообразным предложить для обучения в аграрном вузе педагогическую модель модернизации образовательного процесса на основе интегративного подхода к преподаванию химии в качестве формирующего компонента профессиональной компетентности. (Рис.1)
Итак, в предложенной модели формирования профессиональной компетентности на основе интегративного подхода в обучении студентов следует подробнее остановиться на следующих компонентах.
Интегративный подход. По вопросам интегративного подхода в преподавании учебных дисциплин естественно-научного и гуманитарного цикла работали Л.В. Загрекова, Е.Е. Минченков, Ф.П. Соколова,
Н.М. Верзилин, Д.П. Ерыгин, В.П. Гаркунов, М.С. Пак, Н.Е. Кузнецова, Л.А. Хахичева и др [18]. Интеграция (от лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение. Проблему интеграции в науке прежде всего связывают с именем Б. М. Кедрова.
Рис.1. Модель формирования профессиональной компетентности на основе интегративного похода в обучении студентов.
«Интеграция наук, - пишет академик Б.М. Кедров, - есть конкретное выражение синтеза наук как междисциплинарного связывания» [9]. Исходные рубежи научной интеграции знаний объективно были заложены в самой дифференциации наук о связях отдельных отраслей знаний , превращающих их в единую научную систему.
Исходя из принципа историзма, Б. М. Кедров показал, как эволюция проблемы взаимодействия наук, начиная в эпоху Возрождения с движения «от разобщенности наук, к из связанности между собой, хотя эта связанность первоначально и выступала как простое их соположение, . привела к проникновению сюда идеи развития и всеобщей связи наук . путем обнаружения органических переходов между различными науками.
Сначала такие переходы выявились между смежными и вообще близкими между собой науками ., затем все более и более удаленными».
Профессиональная компетентность студентов складывается из формируемых в процессе обучения профессиональных компетенций. Согласно ГОСу третьего поколения студенты должны овладеть сле-
дующими профессиональными компетенциями:
- готовность использовать современные информационные технологии,
- способность к обоснованию принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных,
- способность проводить зоотехническую оценку животных, основанную на знании их биологических особенностей,
- способность прогнозировать последствия изменений в кормлении, разведении и содержании животных,
- способность использовать достижения науки в оценке качества кормов и продукции, в стандартизации и сертификации племенных животных,
- способность применять современные методы исследований в области животноводства.
Следующим компонентом в модели являются «Основные принципы обучения», которые лежат в основе построения интегративного подхода, являются общедидактические, общеметодические и частнометодические принципы. В своем исследовании мы опирались на следующие общеди-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
дактические принципы - научности, доступности, сознательности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, активности;
- общеметодические - принцип дифференцированного подхода, принцип управления процессом обучения, принцип вычленения конкретных ориентиров, принцип комплексного подхода к мотивации обучения студентов;
- частнометодические - принцип параллельного обучения, принцип коммуникативной направленности, принцип экспериментальности, принцип научно-исследовательских изысканий, принцип профессиональной направленности.
Особая роль в исследовании отводилась компоненту «педагогические условия». Под педагогическими условиями понимается «совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса», от реализации которых зависит процесс формирования профессиональных компетенций студентов. Педагогические условия
- это необходимая составляющая часть процесса профессиональной подготовки студентов.
В своем исследовании мы выделили, на наш взгляд, два основных педагогических условия:
1. интегративный подход и интеграция содер-
жания учебных дисциплин,
2. активные формы обучения, необходимые для осуществления намеченного эксперимента.
Интеграция содержания учебных дисциплин осуществлялась на понятийно-значимом уровне с учетом профессиональной направленности (табл 1.)
Для внедрения интегративного подхода в учебный процесс нами были использованы активные формы обучения, так как именно они позволяют подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя, обеспечить активное участие студентов в учебном процессе и установить контроль за ходом эксперимента, усвоением интегративных понятий и формированием профессиональных компетенций.
Предпочтение было отдано в ходе исследования имитационным методам активного обучения, в которых учебно-профессионально-познавательная деятельность студентов построена на имитации профессиональной деятельности. Это такие имитационные методы активного обучения, как деловая игра, педагогические задачи, частично-поисковая лабораторная работа, ситуация инсценирования различной деятельности и другие.
Интеграция содержания на понятийно-значимом уровне.
Таблица 1.
Учебная дисциплина ^•Разделы учебной дисциплины ^•Интегрируемые понятия ^ Специальные учебные дисциплины и их понятия
1 2 3 4
Неорганическая и аналитическая химия Химия элементов и их соединений Химические элементы, макро- и микроэлементы Кормление сельскохозяйственных животных: минеральный состав кормов. Зоогигиена: концентрация вредных газов (аммиак, сероводород, углекислый газ и т.д.) и пыли в животноводческих помещениях.
Растворы Растворы, концентрация, рН (водородный показатель) Кормление сельскохозяйственных животных: кислотность и влажность кормов. Зоогигиена: концентрация вредных газов (аммиак, сероводород, углекислый газ и т.д.) и пыли в животноводческих помещениях.
Химическая кинетика Скорость химических реакций и факторы, на нее влияющие Зоогигиена: температурный режим в животноводческих помещениях, продуктивность животных, расход кормов.
Качественный анализ. Количественный анализ. Качественный анализ, катионы и анионы Кормление сельскохозяйственных животных: зоотехнический анализ кормов.
Органическая химия Классы органических соединений Белки, жиры, углеводы. Кормление сельскохозяйственных животных: биологически активные вещества и добавки.
Биохимия Обмен веществ Метаболиты, ферменты Физиологические основы продуктов жизнедеятельности.
^^¡^ПедагогикаипсиХ2Л21ИЯЖ1^
Компонент модели « Организация процесса формирования компетенций на основе интегративного подхода к преподаванию» - это непосредственное внедрение в учебный процесс активных форм обучения. В качестве примера - данная научноисследовательская лабораторная работа, проводимая на занятии по органической химии:
«Измерение массовой доли свободных форм водорастворимых витаминов в премиксах, витаминных добавках, концентратах и смесях методом капиллярного электрофореза с использованием системы капиллярного электрофореза «Капель-105». Интегрируемые понятия:
Химические: водорастворимые витамины, электрофорез, хроматография, растворы,
Специальные: корма, премиксы, витаминные добавки, концентраты
Цель данной работы:
а) выполнить измерения массовой доли водорастворимых витаминов: В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), Вс (фолиевая кислота), С (аскорбиновая кислота), В6 (пиридок-син), В5 в двух формах (никотинамид и никотиновая кислота) методом капиллярного электрофореза в премиксах, витаминных добавках, концентратах и смесях;
б) сформировать следующие профессиональные компетенции:
1. способность использовать достижения науки в оценке качества кормов и продукции животноводства;
2. готовность использовать современные информационные технологии;
3. способность применять современные методы исследований в области животноводства;
4. готовность к участию в проведении научных исследований, обработке и анализу результатов исследования.
Место проведения исследований:
Инновационный научно-исследовательский испытательный центр Орловского государственного аграрного университета.
Проведение измерений Извлечение витаминов
Навеску (в случае витаминных концентратов -
0,2 г, при работе с премиксами - 1 г) помещают в плоскодонную колбу вместимостью 50 см3, добавляют 25 см3 экстрагирующего раствора и ставят в перемешивающее устройство при комнатной температуре на 15 мин.
Часть полученной вытяжки переносят в центрифужную пробирку и центрифугируют в течение 5
минут, 5000-6000 об/мин, раствор над осадком отбирают в чистую пробирку.
В зависимости от состава анализируемой пробы и требований к точности измерений могут быть использованы два варианта метода капиллярного электрофореза - метод капиллярного зонного электрофореза (далее - КЗЭ) и метод мицеллярной элек-трокинетической хроматографии (далее - МЭКХ).
Рис. 1. Электрофореграмма экстракта премикса.
Для каждого раствора полученной вытяжки регистрируют не менее двух электрофореграмм в тех же условиях анализа, при которых была проведена градуировка
Полученные электрофореграммы используют для расчета концентрации соответствующего витамина с использованием градуировочной зависимости.
При оформлении работы в теоретической части студенты кратко характеризуют исследуемые образцы кормов, описывают методику проведения эксперимента, обрабатывают полученные результаты и делают выводы о количественном содержании витаминов в исследованных образцах для заключения о соответствии прилагаемой характеристике образца.
Проведение поисковой лабораторной работы или работы, основанной на имитационно-профессиональной деятельности, возможно при следующих условиях:
- наличие материально-технической базы;
- владение студентами начальных навыков работы в лаборатории;
- информационное и учебно-методическое обеспечение, позволяющее студенту самостоятельно выбрать и изучить методику проведения эксперимента.
По окончании педагогического исследования студентам были предложены следующие характеристики владения отдельными профессиональными компетенциями:
- полностью понимаю, могу объяснить и использовать на практике («отлично»);
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
- хорошо разбираюсь, могу попробовать применить на практике («хорошо»);
- имею общее понятие, затрудняюсь применить на практике («удовлетворительно»);
- не представляю, что это такое, как это реально использовать («неудовлетворительно»).
Обобщение и систематизация результатов проведенного анонимного анкетирования представлено в диаграмме, отражая эффективность предложенной модели.
Диаграмма 1. Эффективность применения модели на формирование профессиональных компетенций среди студентов контрольной (А) и опытной (Б) групп.
□ отлично
□ хорошо
□ удовлетворительно
□ неудовлетворительно
Таким образом, в результате нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза: интеграция содержания учебных дисциплин и интегративный подход в их преподавании позволяет модернизировать химическое образование в аграрных вузах, формировать профессиональные компетенции студентов на более высоком качественном уровне. Поэтому преподавателям химии аграрных вузов рекомендуем разработать и внедрить в учебный процесс рабочие программы и учебнометодические комплексы на основе интегративного подхода с целью повышения качества химического образования, формирования профессиональных компетенций и компетентности студентов как средство модернизации процесса обучения.
При изучении химических дисциплин в аграрном вузе считаем целесообразным:
- широко использовать активные формы обучения;
- выполнение студентами курсовых и дипломных работ при совместном научном руководстве преподавателей кафедры химии и выпускающих кафедр;
- вовлечение студентов в работу студенческих научных кружков, где объектами исследования могут служить корма, питьевая вода, молоко и др;
- горизонтальное интегрирование дисциплин и совместное их изучение по времени;
- вертикальное интегрирование дисциплин с опорой на уже имеющиеся компетенции студентов;
- интегрирование знаний с практикой.
Б)
Библиографический список
1. Абашина А.Д., Бондарева Т.В. Интегративный подход в формировании личностно-профессиональной компетентности будущих специалистов социальной сферы. Вестник Московского Университета. Серия 20 Педагогическое образование. 2009. №1. С.93-101.
2. Архипова Т.В. Роль развивающего обучения в формировании компетентного специалиста. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информация и образование: границы коммуникаций» (ЮТ0'10) Республика Алтай, 9-12 августа 2010 г. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://info-alt.ru, свободный. - Загл. с экрана.
3. Аршанский Е.Я., Розновская О.В. Интегративный подход к изучению периодического закона. Химия в школе. 2008. №1. С. 33-39.
4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ 2000. 352с.
5. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. С.В. Куль -невич. М-Ростовн/д, 1999. С.217.
6. Зеленко Н. Методическая подготовка учителя технологии (интегративный подход). Высшее образование в России. 2006. №4. С.132-134.
7. Иванова Л.М. Педагогические условия и средства модернизации образовательного процесса в вузе. Дисс. ... канд пед.наук:13.00.01:Б.м., 0 200 с. РГБ ОД, 61:03-13/2002-9.
8. Касихина Л.В. Модульно-компетентностный подход в организации учебно-практической деятельности как фактор качественной подготовки специалистов. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информация и образование: границы коммуникаций» (INF0'10) Республика Алтай, 9-12 августа 2010 г. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://info-alt.ru, свободный. - Загл. с экрана.
9. КедровБ.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. 20-ое изд. М.: Наука,1967. 253с.
10. Коновалов И.Е. Основные факторы интеграции физической культуры, спорта и профессионального музыкального образования. Образование и общество. 2010. №3(62). С.44-48.
11. Красинский С.Л. Гальцова Н.П. Пашков, В.К. Модернизация образовательного процесса на факультете заочного обучения в негосударственном предпринимательском вузе. Мат. 1 Межрег. науч-практ. конф. Горно-Алтайск. Август 2009. Горно-Алтайск. 2009. С. 59-61.
12. Литвинова Т.Н., Выскубова Н.К., Овчинникова С.А., Кириллова Е.Г., Слинькова Т.А. Модернизация системы обучения общей химии студентов медицинского вуза. Современные наукоемкие технологии. 2004. №2. С.104-106.
13. Неботова И.И., Курдюков Б.Ф. Интегративный подход к обучению по непрофильным специальностям: педагогический потенциал. Образование и общество. 2010. №3(62). С.42-44.
14. НовачекИ., ПоваляеваМ., Чумичева Р. Педагогическая интеграция в техническом университете. Высшее образование в России. 2004. №4. С.164-166.
15. Пиджоян Л. Интегративный подход к профессиональной подготовке учителя музыки. Вестник высшей школы «Alma mater». 2006. №11. С.58-60.
16. Ревякина В.И. Исследовательская деятельность - основа профессионального саморазвития. Материалы III Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникаций» (INFO’11) Республика Алтай, 8-12 августа 2011 г. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://info-alt.ru, свободный. - Загл. с экрана.
17. Темербекова А.А. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста посредством производственной практики. Материалы III Международной научно-практической конференции «Информация и образование: границы коммуникаций» (INFO’11) Республика Алтай, 8-12 августа 2011 г. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://info-alt.ru, свободный. - Загл. с экрана.
18. Хахичева Л.А. Интеграция химико-экономических знаний учащихся в средней школе: Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2000. 190 с.
19. Шарабарина Г.Г. Реализация компетентностного подхода посредством технологии метода проекта. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Информация и образование: границы коммуникаций» (INF0'10) Республика Алтай, 9-12 августа 2010 г. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://info-alt.ru, свободный. - Загл. с экрана.
20. Шаталова М.А., Кузнецова Н.Е. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии. Химия в школе. 1999. №3. С.25-35.
L.A. ERMAKOVA, N.L. HILKOVA, S.N. KONOSHINA
THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS ON A BASIS OF INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING OF CHEMISTRY AS ONE OF MODERNIZATION CONDITIONS PROCESS OF AGRARIAN UNIVERSITIES AT A TWO-LEVEL EDUCATION SYSTEM
Nowadays the priority area of the modernization of the Higher Professional Education is the rise of its quality according to the demand of the alumni in the labour market. The main role in the rise of the educational quality may be given to the integrative approach to the process of education as the condition of shaping of the professional competence of the alumni.
Key words: competence, competency, integrative approach, integration, split-level educational system, modernization of the process of education, active educational forms.