Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ II)'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ II) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР / ЦЕНА / НЕЙРОМАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вельгош Наталия Зиновьевна, Калькова Наталья Николаевна, Митина Элла Александровна

В статье сопоставлены стоимостные показатели минимального продуктового набора в Республике Крым, Южном федеральном округе и в России с показателями реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, проанализирована их динамика в краткосрочном периоде исследования, установлены прогнозируемые значения показателей. Выдвинута гипотеза о важности ценового фактора, его весомости в сравнении с иными факторами потребительского поведения членов домашних хозяйств при выборе продовольственных товаров. Авторами представлены обобщенные результаты маркетингового исследования основных факторов, оказывающих воздействие на выбор покупателями продовольственных товаров на потребительском рынке Республики Крым в разрезе половозрастных групп покупателей, с учетом их семейного положения и среднедушевого денежного дохода в месяц. Подтверждение выдвинутой гипотезы также получено в результате проведения нейромаркетингового исследования ценового восприятия продовольственных товаров на региональном товарном рынке в условиях информационной асимметрии. Методической основой исследования выступают: метод непосредственного индивидуального опроса с помощью бумажных анкет (далее - PAPI), традиционные методы статистического анализа и обработки данных (в том числе компьютерная программа SPSS Statistics), метод классификационного анализа, метод группировки, графический прием. При проведении нейромаркетингового эксперимента по исследованию визуального внимания и интереса к продовольственным товарам на виртуальной товарной полке магазина используется стационарный айтрекер (Eye-tracker) VT 3 mini с программным обеспечением EventID с целью изучения глазодвигательного поведения испытуемых. Для перекодировки данных, полученных с айтрекера в результате проведения нейромаркетингового эксперимента, в карты визуальной значимости применяется программа OGAMA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вельгош Наталия Зиновьевна, Калькова Наталья Николаевна, Митина Элла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRICE PERCEPTION BY CONSUMERS OF FOOD PRODUCTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION ASYMMETRY (PART II)

In the article, the authors compare the cost indicators of the minimum food set in the Republic of Crimea, the Southern Federal District and in Russia with the indicators of real disposable monetary income of the population and the average monthly-accrued nominal wages, analyse their dynamics in the short-term period of the study, and establish the predicted values of indicators. A hypothesis is put forward about the importance of the price factor, its weight in comparison with other factors of consumer behaviour of household members when choosing food products. The authors present the generalized results of a marketing study of the main factors influencing the choice of food buyers in the consumer market of the Republic of Crimea in the context of age and gender groups of buyers, taking into account their marital status and average per capita monetary income per month. Confirmation of the hypothesis put forward was also obtained as a result of a neuromarketing study of the price perception of food products in the regional commodity market in conditions of information asymmetry. The methodological basis of the study are: the method of direct individual interviewing using paper questionnaires (Paper Assisted Personal Interviews, PAPI), traditional methods of statistical analysis and data processing (including the computer program SPSS Statistics), the method of classification analysis, grouping method, graphic technique. When conducting a neuromarketing experiment on the study of visual attention and interest in food products on a virtual product shelf of a store, a stationary eye-tracker VT 3 mini with the EventID software is used to study the oculomotor behavior of the subjects. The OGAMA program is used to convert the data, obtained from the eye tracker as a result of the neuromarketing experiment, into visual significance maps.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ II)»

УДК 339.166.82 : 338.53.67 (292.471-32)

Вельгош Наталия Зиновьевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Калькова Наталья Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Митина Элла Александровна,

ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Velgosh Nataliia Zinovyevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Kalkova Natalya Nikolaevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Mitina Ella Aleksandrovna,

Assistant of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ

АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ II)1

FEATURES OF PRICE PERCEPTION BY CONSUMERS OF FOOD PRODUCTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATIONASYMMETRY (PART П)

В статье сопоставлены стоимостные показатели минимального продуктового набора в Республике Крым, Южном федеральном округе и в России с показателями реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, проанализирована их динамика в краткосрочном периоде исследования, установлены прогнозируемые значения показателей.

Выдвинута гипотеза о важности ценового фактора, его весомости в сравнении с иными факторами потребительского поведения членов домашних хозяйств при выборе продовольственных товаров. Авторами представлены обобщенные результаты маркетингового исследования основных факторов, оказывающих воздействие на выбор покупателями продовольственных товаров на потребительском рынке Республики Крым в разрезе половозрастных групп покупателей, с учетом их семейного положения и среднедушевого денежного дохода в месяц. Подтверждение выдвинутой гипотезы также получено в результате проведения нейромаркетингового исследования ценового восприятия продовольственных товаров на региональном товарном рынке в условиях информационной асимметрии.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 20-010-00473 А «Исследование информационной асимметрии на основе методов и алгоритмов нейромаркетинга»

195

Методической основой исследования выступают: метод непосредственного индивидуального опроса с помощью бумажных анкет (далее—PAPI), традиционные методы статистического анализа и обработки данных (в том числе компьютерная программа SPSS Statistics), метод классификационного анализа, метод группировки, графический прием.

При проведении нейромаркетингового эксперимента по исследованию визуального внимания и интереса к продовольственным товарам на виртуальной товарной полке магазина используется стационарный айтрекер (Eye-tracker) VT 3 mini с программным обеспечением EventID с целью изучения глазодвигательного поведения испытуемых. Для перекодировки данных, полученных с айтрекера в результате проведения нейромаркетингового эксперимента, в карты визуальной значимости применяется программа OGAMA.

Ключевые слова: потребитель, поведение потребителя, потребительский выбор, цена, нейромаркетинг, маркетинговое исследование, продовольственные товары, потребительская корзина, региональный товарный рынок, информационная асимметрия.

In the article, the authors compare the cost indicators of the minimum food set in the Republic of Crimea, the Southern Federal District and in Russia with the indicators of real disposable monetary income of the population and the average monthly-accrued nominal wages, analyse their dynamics in the short-term period of the study, and establish the predicted values of indicators.

A hypothesis is put forward about the importance of the price factor, its weight in comparison with other factors of consumer behaviour of household members when choosing food products. The authors present the generalized results of a marketing study of the main factors influencing the choice of food buyers in the consumer market of the Republic of Crimea in the context of age and gender groups of buyers, taking into account their marital status and average per capita monetary income per month. Confirmation of the hypothesis put forward was also obtained as a result of a neuromarketing study of the price perception of food products in the regional commodity market in conditions of information asymmetry.

The methodological basis of the study are: the method of direct individual interviewing using paper questionnaires (Paper Assisted Personal Interviews, PAPI), traditional methods of statistical analysis and data processing (including the computer program SPSS Statistics), the method of classification analysis, grouping method, graphic technique.

When conducting a neuromarketing experiment on the study of visual attention and interest in food products on a virtual product shelf of a store, a stationary eye-tracker VT 3 mini with the EventID software is used to study the oculomotor behavior of the subjects. The OGAMA program is used to convert the data, obtained from the eye tracker as a result of the neuromarketing experiment, into visual significance maps.

Keywords: consumer, consumer behaviour, consumer choice, price, neuromarketing, marketing research, food products, consumer basket, regional commodity market, information asymmetry.

ВВЕДЕНИЕ

Ценовой фактор, на первый взгляд, является ключевым при выборе продовольственных товаров потребителями различных половозрастных и социально-экономических групп населения. Ценовое восприятие потребителями продовольственных товаров на региональном товарном рынке, как правило, является шаблонным в условиях сложившейся естественной среды обитания и совершения каждодневных покупок. Однако в условиях информационной асимметрии траектория потребительского поведения и ценового восприятия ими продовольственных товаров основных товарных групп потребительской корзины может отклониться от шаблонной линии поведения. Изучение данных особенностей обуславливает актуальность темы исследования, представляет практический интерес для субъектов хозяйствования при составлении портрета реального и потенциального потребителя продовольственных товаров на региональном товарном рынке (на примере Республики Крым).

Вопросы изменения ключевых показателей для формирования покупательского поведения при выборе потребительских товаров, а именно продовольственных товаров, обусловленных снижением реальных располагаемых денежных доходов населения, рассмотрены в работах Н. Аккани-ной, М. Романюк [4], Н.В. Тонких, Н.А. Сёминой, А.Ю. Панченко [30]. Отдельные аспекты их сопоставления с продовольственной частью потребительской корзины страны представлены в трудах В.С. Капитановой, О.О. Тюриной, О.Н. Зотиковой [13], О.А. Найдис, И.О. Найдис [18], И.В. Щепковой, Д.Л. Скопич [34].

Анализ основных факторов ценового и неценового характера, оказывающих воздействие на формирование потребительского спроса, на выбор покупателями продовольственных товаров, на товарном рынке страны и ее регионов, отдельных его сегментов проведен отечественными учеными Г.В. Астратовой [29; 5], О.Л. Лукашевой [15], Е.В. Немковой [19], О.В. Хлопенко [32], О.А. Черновой [33].

Весомость ценового фактора, влияющего на поведение консументов и соответственно на формирование ценовой политики предприятий рассмотрены в работах Е.М. Морозова [17], О.Б. Ярош, Э.А. Митиной [35], представлены в авторских разработках [16].

Важность факторов неценового характера, в первую очередь, упаковки для консументов при принятии решения о покупке продовольственных товаров определена в работе Г.В. Астратовой,

196

О.А. Рущицкой, C.B. Залесового, Н.Ю. Фроловой [29], а также в исследовании В.Ф. Покровской [24]. Авторами выявлена важность упаковки для сильно диверсифицированных товаров [24], установлены «две прямые (характер и объем упаковки) и две опосредованные характеристики (натуральность / экологическая чистота и срок хранения)» упаковки как одного из важнейших критериев покупательского выбора [29], что подтверждено результатами исследования.

Отдельные аспекты информационной асимметрии, встречающейся на рынке продовольственных товаров страны, методические основы ее выявления освящены в трудах J1.A. Донсковой [9], В.В. Латфуллина [14], Н.И. Усенко, Ю.С. Отмаховой, А.Г. Оловянишникова [31].

Таким образом, исследований, позволяющих выделить особенности воздействия ценового фактора, как одного из ключевых, на траекторию потребительского поведения при выборе консумен-тами продовольственных товаров в различных условиях внешней среды, а не только с учетом величины реальных располагаемых денежных доходов населения, в доступных авторам источниках литературы не установлено. Выявленные нами научные направления формируют основу для дальнейшего исследования ценового восприятия потребителями продовольственных товаров при их выборе на региональном товарном рынке (на примере Республики Крым) в условиях информационной асимметрии.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование особенностей ценового восприятия потребителями продовольственных товаров на региональном рынке в условиях информационной асимметрии. Для достижения поставленной цели в первой части статьи были решены две первые задачи исследования [6] :

• сопоставлены стоимостные показатели минимального продуктового набора в Республике Крым, Южном федеральном округе и в России с показателями реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, проанализирована их динамика;

• путем проведения маркетингового исследования изучено влияние набора факторов, в том числе ценового фактора, на принятие потребителями решения о покупке продовольственных товаров на региональном товарном рынке (на примере Республики Крым) с учетом тендерного признака, семейного положения и уровня денежных доходов членов домашних хозяйств в месяц.

Для достижения поставленной цели во второй части статьи необходимо решить третью задачу исследования:

• путем проведения нейромаркетингового исследования установить особенности ценового восприятия потребителями разных половозрастных групп продовольственных товаров по основных товарным группам потребительской корзины на региональном товарном рынке в условиях информационной асимметрии в сравнении с другими факторами выбора и принятия решения о покупке.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В первой части статьи [6] сопоставлены стоимостные показатели минимального продуктового набора в Республике Крым, Южном федеральном округе и в России с показателями реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, проанализирована их динамика в краткосрочном периоде времени.

Путем проведения маркетингового исследования изучено влияние набора факторов, в том числе ценового фактора, на принятие потребителями решения о покупке продовольственных товаров на региональном товарном рынке (на примере Республики Крым) с учетом тендерного признака, семейного положения и уровня денежных доходов членов домашних хозяйств в месяц.

Для подтверждения выявленных значимых факторов, в наибольшей степени определяющих выбор продовольственных товаров потребителями, проведено нейромаркетинговое исследование с целью изучения визуального внимания к ценникам продовольственных товаров ряда основных товарных групп, включенных в потребительскую корзину, представленных на виртуальных товарных полках торгового прилавка.

Покупатели продовольственных товаров склонны вести себя в соответствии с определенными шаблонами потребительского поведения, что является негативным фактором при использовании классических инструментальных методов исследования. Появление передовых более точных методологий, таких как отслеживание движения глаз, позволяет более подробно понять такие процессы, как восприятие, визуальное внимание и принятие решений о выборе продовольственных товаров.

197

Как положительное, следует отметить, что отслеживание движения глаз не требует больших размеров выборки, чтобы ее результаты считались репрезентативными, поэтому проведение тре-кинговых тестов и экспериментов возможно даже при небольшом объеме выборки, а полученные результаты нейромаркетингового исследования могут быть использованы для целей планирования, что приводит к более экономичному и эффективному способу исследования потребительского поведения и разработки профилей покупателей продовольственных товаров. Таким образом, трекинговый метод позволяет оценить внимание потребителей, их реакцию, отследить выбор продовольственных товаров на основе естественного, подсознательного и привычного поведения при заданных условиях проведения эксперимента.

В данном случае комплексный нейромаркетинговый эксперимент по исследованию визуального внимания и интереса к продовольственным товарам на виртуальной товарной полке торгового прилавка осуществляется с использованием стационарного айтрекера (Eye-tracker) VT 3 mini с программным обеспечением EventID. Полученные данные состоят из записи позиции зрачка (фиксации) и траектории движения глаза (саккады), а также измерения визуального внимания на предложенном стимульном материале [2].

Поскольку камеры слежения за глазами регистрируют только движения глаз, для понимания результатов слежения за глазами необходимо использовать дополнительные измерения. Так, результаты нейромаркетингового эксперимента выражены в количестве фиксаций, которые, как отмечает ученый А. Дучовски [1], характеризуются фокусировкой глаз на определенном объекте путем стабилизации фокуса сетчатки на нем, то есть — это паузы в движении между саккадами, свидетельствующие о возникновении интереса и о внимании к выделенному объекту. Научные исследования показывают, что они наиболее информативны, поскольку связаны с когнитивными процессами более высокого порядка. Кроме того, отслеживание движения глаз обеспечивает получение объективных, непредвзятых и точных данных, предоставляя результаты в режиме реального времени, измеряя реакцию или поведение покупателей продовольственных товаров в тот самый момент, когда они происходят.

Одним из главных недостатков технологии метода записи движения глаз является то, что не все глаза могут быть отслежены. Контактные линзы, очки и цвет зрачка могут влиять на способность камеры слежения за глазами записывать движения глаз испытуемых, следовательно, не все (обычно 10-20 % выборки) потребители продовольственных товаров могут участвовать в исследовании слежения за глазами [3].

Глазодвигательное поведение 23 испытуемых записано в массиве из 966 наборов данных. В данном нейромаркетинговом эксперименте участвовали две гендерные группы: мужчины — 13 чел. и женщины — 10 чел. в возрасте от 18 лет до 40 лет, которые имели нормальное и нескорректированное зрение. Все участники эксперимента предупреждены, что их движения глаз будут контролироваться во время его проведения.

Визуальные стимулы проецировались на 24-дюймовый монитор с разрешением 1920 x 1080 пикселей. Айтрекер располагался на расстоянии 600 мм от испытуемого. Угол коррекции не превышал 0.5°, что соответствует погрешности порядка 5 мм.

Алгоритм обнаружения для нахождения центра зрачка имеет надежность 98% с точностью определения зоны ±1 мм. Результаты нейромаркетингового исследования обработаны с помощью экономико-математических и статистических методов анализа, реализуемых в среде SPSS, и авторских расчетов. Данные, полученные с айтрекера, перекодированы в карты визуальной значимости в программе OGAMA.

В процессе эксперимента с целью определения количества фиксаций в зонах интереса (интересуемых продовольственных товаров), испытуемым был предложен 21 визуальный стимульный материал виртуальных товарных полок торгового прилавка, поочередно проецируемых на экран по определенным товарным группам: овощи-фрукты, консервы-вода, мясо и мясные изделия, колбасные изделия, рыба, хлеб и хлебобулочные изделия. Продукция на представленных виртуальных товарных полках размещена в различных вариациях и ценовых категориях — для возможности выбора наиболее приемлемой для испытуемых. Стимульный материал выполнен на основе реальных торговых прилавков различных торговых сетей г. Симферополя (рис. 1).

Испытуемые, в течение неограниченного по времени периода, изучали предложенный поочередно стимульный материал. Участники эксперимента были уведомлены о том, что выбор ими виртуальных товаров неограничен, также, как и виртуальные финансовые ресурсы, которыми они располагали.

198

Рис. 1. Пример стимульного материала виртуальной товарной полки с продукцией «овощи — фрукты» (Предложено авторами)

В результате исследования определено, что в среднем на изучение прилавков потребители-женщины тратят меньшее количество времени, нежели потребители-мужчины, что можно объяснить их покупательской активностью и постоянным выбором продуктов питания в торговых сетях, вследствие чего скорость принятия решения у них выше, чем у испытуемых-мужчин.

В ходе эксперимента важным является сравнение осознанного выбора продовольственных товаров, сделанного мужчинами и женщинами и их подсознательного интереса к ценам на продукцию, посредством сравнения количества фиксаций в выделенных зонах интереса с учетом неограниченных финансовых ресурсов, что в дальнейшем представляет особы практический интерес.

В ходе нейромаркетингового исследования проанализированы карты с выделенными зонами интереса на ценниках продовольственных товаров и осознанно выбранных товаров испытуемыми. Пример выделенных зон фиксаций на стимульном материале представлен на рисунке 2.

-1 гн?— |

а) б)

Рис 2. Совокупное время фиксаций испытуемых-мужчин (а) и испытуемых-женщин (б) в зонах интереса при выборе колбасных изделий на виртуальной полке (Предложено авторами)

Так, в результате эксперимента определено, что мужчины и женщины при выборе продукции, представленной на рисунке 2 (колбасные изделия), больше всего времени потратили на изучение колбасы по акционной цене, о чем свидетельствует наибольшее количество фиксаций в данной

199

зоне интереса (384 фиксации у испытуемых-мужчин и 869 фиксаций у испытуемых-женщин), однако реальный выбор испытуемые сделали в пользу вареной колбасы.

Также испытуемые мужчины и женщины фиксировались на минимальной цене при выборе трех сортов яблок (рис. 3), однако в условиях неограниченных финансовых ресурсов, предусмотренных условиями проведения эксперимента, делали свой реальный выбор в пользу более дорого товара. При этом при наличии ограниченных финансовых ресурсов испытуемые указывали, что сделали бы выбор в пользу более дешевых товаров.

Рис. 3. Совокупное время фиксаций испытуемых-мужчин (а) и испытуемых-женщин (б) в зонах интереса при выборе яблок на виртуальной полке (Предложено авторами)

Исследование количества фиксаций на ценниках продовольственных товаров на других слайдах показало, что на большинстве представленного стимульного материала испытуемые при выборе товара сравнивали их ценники, при этом больше всего фиксаций наблюдалось на товарах с невысокими по сравнению с другими товарами ценами. Расхождения наблюдались на стимуль-ном материале виртуальной товарной полки с замороженной рыбой, на которой ни один из испытуемых не выбрал основной товар, а предпочел сопутствующий товар — кетчуп, фиксация на котором была выше, чем на акционном ценнике основного товара (рис. 4).

PUc. 4. Совокупное время фиксаций испытуемых-женщин в зонах интереса замороженной рыбы и сопутствующих товаров на виртуальной полке (Предложено авторами)

200

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для испытуемых мужчин и женщин ценовой фактор в большинстве своем является определяющим при выборе продовольственных товаров той или иной товарной группы. Также следует отметить, что использование визуальных сигналов, таких как акционное снижение цены, может увеличить внимание к продовольственным товарам, усилить мотивацию или привести к смещению потребительского выбора в пользу покупки незапланированного товара через его визуальное ценовое восприятие в исследуемый момент времени.

Следует также учитывать, что при изменении экономического статуса потребителя продовольственных товаров (в данном нейромаркетинговом эксперименте — это увеличение виртуального денежного дохода) меняется траектория его покупательского поведения и при принятии решения низкая цена, даже при наличии достаточно большого количества фиксаций на ней/ценнике, уже не является определяющим фактором при выборе продовольственных товаров, что подтверждает полученные ранее результаты проведенного маркетингового исследования.

ВЫВОДЫ

На основе проведенного нейромаркетингового исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, установлены особенности ценового восприятия потребителями разных половозрастных групп продовольственных товаров по основных товарным группам потребительской корзины на региональном товарном рынке в условиях информационной асимметрии в сравнении с другими факторами выбора и принятия решения о покупке.

Во-вторых, определено, что в среднем на изучение продукции, представленной на виртуальных товарных полках испытуемые потребители-женщины тратят меньше времени, нежели испытуемые потребители-мужчины, что можно объяснить их более высокой покупательской активностью и уже устоявшимся набором продуктов питания.

В-третьих, выявлено большее количество визуальных фиксаций у испытуемых, как мужчин, так и женщин, на минимальной цене, указанной на ценниках продовольственных товаров разных товарных групп на виртуальных товарных полках, в сравнении с аналогичными товарами, представленными рядом, а также на ценниках акционных сопутствующих товаров, влияющих на принятие решения о покупке.

В-четвертых, в условиях информационной асимметрии и при повышении размера виртуального располагаемого денежного дохода испытуемых траектория покупательского поведения меняется; ценовой фактор не является главенствующим при принятии решения о выборе продовольственных товаров, представленных на виртуальной товарной полке. Установленный факт подтверждает выдвинутую гипотезу и подкрепляет полученные ранее результаты маркетингового исследования (раскрытые в первой части статьи) в отношении важности факторов потребительского поведения при выборе продовольственных товаров на товарном рынке Республики Крым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Duchowski, A. Eye tracking methodology: Theory and practice / A. Duchowski. — Berlin- Heidelberg: Springer, 2007. — P. 144-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. How do Tobii Eye Trackers work? TOBII Pro. 2018 / University of Guelph [Electronic resource] // General Information-CUDO 2015. — 2020. — Access Mode: www.uoguelph.ca/iar/cudo/general (date of the application: 19.06.2020).

3. Jacob, R.J. Eye tracking in human-computer interaction and usability research: Ready to deliver the promises / R.J. Jacob, K.S. Karn. — Text : direct // Mind. — 2003. — №2 (3), 4. — Р. 573-604.

4. Акканина, Н.В. Основные тенденции развития потребительского рынка продовольственных товаров в России / Н.В. Акканина, М.А. Романюк [Электронный ресурс] // Экономика сельского хозяйства России. — 2017. — № 10. — С. 55-62. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=30296567 (дата обращения: 15.06.2020).

5. Астратова, Г.В. Факторы формирования потребительского спроса на продовольственные товары / Г.В. Астратова [Электронный ресурс] // Известия Уральского государственного экономического университета. — 1999. — № 2. — С. 65-74. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=15262825 (дата обращения : 15.06.2020).

6. Вельгош, Н.З. Особенности ценового восприятия потребителями продовольственных товаров в условиях информационной асимметрии (Часть I) / Н.З. Вельгош, Н.Н. Калькова, Э.А. Митина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — № 2 (51). — С. 201-212.

7. Герасимчук, З.В. Теоретические основы продовольственной безопасности / З.В. Герасимчук [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — N° 4 (49). — С. 162-171. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=42554956 (дата обращения: 15.06.2020).

201

8. Динамика денежных доходов населения : уровень жизни. Основная статистика [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю: официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/реальные %20на %20сайт.р^ (дата обращения: 26.05.2020).

9. Донскова, Л.А. Информационная асимметрия на российском рынке продовольственных товаров: сущность, проблемы, пути решения / Л.А. Донскова [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ — 2012. — N° 1 (137). — С. 89-94. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-asimmetriya-na-rossiyskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-suschnost-problemy-puti-resheniya/viewer (дата обращения: 15.06.2020).

10. Доходы, расходы и сбережения населения: уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: www.gks.ru/folder/13397?print=1 (дата обращения: 05.06.2020).

11. Индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги за 2019-2020 гг.: потребительские цены [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю: официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/ИПЦ %20за %202019-2020г. %20апрель^ (дата обращения: 20.06.2020).

12. Индексы потребительских цен на товары и услуги: цены. Потребительские цены [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: www.gks.ru/ price (дата обращения: 15.06.2020).

13. Капитанова, В. С. Уровни среднемесячной заработной платы и стоимости потребительской корзины в России / В.С. Капитанова, О.О. Тюрина, О.Н. Зотикова [Электронный ресурс] // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2016): сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. Ч. 2. — М.: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016. — 158 с. — С. 29-31. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=28774935 (дата обращения: 15.06.2020).

14. Латфуллин, В.В. Информационная асимметрия на российском рынке продовольственных товаров / В.В. Латфуллин [Электронный ресурс] // Экономика и социум. — 2016. — Вып. 10 (29). — Режим доступа: readera. org/informacionnaja-asimmetrija-na-rossijskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-140116191 (дата обращения: 15.06.2020).

15. Лукашева, О.Л. Особенности среды функционирования потребительского рынка России и их влияние на формирование модели потребительского поведения / О. Л. Лукашева [Электронный ресурс] // Экономический журнал. — 2019. — № 3 (55). — С. 42-53. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=42363771 (дата обращения: 15.06.2020).

16. Митина, Э.А. Ценообразование как триггер потребительского поведения при выборе молока на региональном товарном рынке / Э.А. Митина, Н.З. Вельгош, Н.Н. Калькова [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 4 (49). — С. 214-228. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id=42554962 (дата обращения: 15.06.2020).

17. Морозов, Е.М. Ценовой фактор развития отечественного сельского хозяйства / Е.М. Морозов [Электронный ресурс] // Научное обозрение: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 109-121. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=26727452 (дата обращения: 15.06.2020).

18. Найдис, О.А. Потребительские корзины, контроллинг уровня потребительских цен и МРОТ / О.А. Най-дис, И.О. Найдис [Электронный ресурс] // Контроллинг. — 2019. — № 74. — С. 40-53. — Режим доступа: elibrary. ru/item. asp?id=42359759 (дата обращения: 15.06.2020).

19. Немкова, Е.В. Факторы и типы потребительского поведения на рынке продовольственных товаров / Е.В. Немкова [Электронный ресурс] // Экономическая социология. — 2008. — Т. 9, № 5. — С. 68-85. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=17791919 (дата обращения: 15.06.2020).

20. Об одобрении прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Распоряжение Совета министров Республики Крым от 28.10.2019 г. № 1302-р [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и информационно-технической документации. — 2020. — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/561585508 (дата обращения: 15.06.2020).

21. Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 г. № 54 [Электронный ресурс] // Гарант. ру: информационно-правовой портал. — 2020. — Режим доступа: base.garant.ru/70308360/ (дата обращения : 15.06.2020).

22. Основные показатели дифференциации доходов населения уровень жизни. Основная статистика [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/Уровень %20бедности %20офиц %20статистика(1).pdf (дата обращения: 20.05.2020).

23. Оценка финансового положения домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств): уровень жизни. Основные показатели [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/gahevfxP/Оценка %20финансового %20положения %20домашних %20хозяйств.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

202

24. Покровская, С.Ф. Влияние упаковки на решение покупателя о приобретении того или иного продовольственного товара; на примере муки (Польша) / С.Ф. Покровская [Электронный ресурс] // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. — 2004. — N° 1. — С. 238. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=8377164 (дата обращения: 15.06.2020).

25. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации в 2013-2020 гг. : рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — 2020. — Режим доступа: www.gks.ru/ labor_market_employment_saiaries (дата обращения: 22.06.2020).

26. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организации в разрезе видов экономической деятельности по Республике Крым помесячно в 2020 г. : рынок труда и занятость населения. Оперативная информация (заработная плата и численность работников) [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/Среднемесячная %20заработная %20плата %20помесячно_февраль(3).pdf (дата обращения: 26.06.2020).

27. Старостина, Ю. Реальные доходы россиян упали пятый год подряд / Ю. Старостина [Электронный ресурс] // РБК. — 2019. — 25 января. — Режим доступа: www.rbc.ru/economics/25/01/2019/ 5c4af2c39a7947badf2d4e74 (дата обращения: 15.06.2020).

28. Структура потребительских расходов домашних хозяйств: уровень жизни. Основные показатели [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/SdHQQ754/Структура "/(^потребительских %20расходов %20домашних %20хозяйств.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

29. Теоретико-методологические подходы к исследованию взаимосвязи менеджмента и маркетинга в системе «Зелёной экономики» (на примере продовольственных товаров и их упаковки) / Г.В. Астратова, О.А. Рущицкая, С.В. Залесов, Н.Ю. Фролова [Электронный ресурс] // Науковедение. Интернет-журнал. — 2017. — Т. 9, № 4. — С. 4. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=30079919 (дата обращения: 15.06.2020).

30. Тонких, Н.В. Маркетинговое исследование потребительского поведения на региональном рынке молочных продуктов в условиях кризиса / Н.В. Тонких, Н.А. Сёмина, А.Ю. Панченко [Электронный ресурс] // Агропродовольственная политика России. — 2017. — № 11 (71). — С. 44-48. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id=30706843 (дата обращения: 15.06.2020).

31. Усенко, Н.И. Проблемы асимметрии корпоративных и общественных интересов на рынке продовольственных товаров / Н.И. Усенко, Ю.С. Отмахова, А.Г. Оловянишников [Электронный ресурс] // Экономически и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 3. — С. 124-139. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id=21737001& (дата обращения: 15.06.2020).

32. Хлопенко, О.В. Учет факторов потребительского поведения в разработке стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий розничной торговли / О.В. Хлопенко [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. — 2011. — № 1 (15). — С. 379-386. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=16523324 (дата обращения: 15.06.2020).

33. Чернова, А.О. Анализ потребительских предпочтений населения в отношении продовольственных товаров (на примере Ростовской области) / А.О. Чернова [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2015. — № 1 (125). — С. 51-59. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id=23102599 (дата обращения: 15.06.2020).

34. Щепкова, И.В. Выявление особенностей динамики цен на основные товары потребительской корзины (на примере Калининградской области) / И.В. Щепкова, Д.Л. Скопич [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Гуманитарные и общественные науки. — 2017. — № 1. — С. 76-86. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=28915325 (дата обращения: 15.06.2020).

35. Ярош, О.Б. Анализ уровня конкурентоспособности цен на продукцию, реализуемую в региональных торговых сетях / О.Б. Ярош, Э.А. Митина [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 3 (48). — С. 188-195. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=41810371 (дата обращения: 15.06.2020).

SPtSOKLTTERATURY

1. Duchowski, A. Eye tracking methodology: Theory and practice / A. Duchowski. — Berlin- Heidelberg: Springer, 2007. — P. 144-158.

2. How do Tobii Eye Trackers work? TOBII Pro. 2018 / University of Guelph [Electronic resource] // General Information-CUDO 2015. — 2020. — Access Mode: www.uoguelph.ca/iar/cudo/general (date of the application: 19.06.2020).

3. Jacob, R.J. Eye tracking in human-computer interaction and usability research: Ready to deliver the promises / R.J. Jacob, K.S. Karn. — Text : direct // Mind. — 2003. — № 2 (3), 4. — Р. 573-604.

4. Akkanina, N.V. Osnovnyye tendentsii razvitiya potrebitel'skogo rynka prodovol'stvennykh tovarov v Rossii / N.V Akkanina, M.A. Romanyuk [Elektronnyy resurs] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. — 2017. — № 10. — S. 55-62. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=30296567 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

203

5. Astratova, G.V Faktory formirovaniya potrebitel'skogo sprosa na prodovol'stvennyye tovary / G.V Astratova [Elektronnyy resurs] // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 1999. — N° 2. — S. 65-74. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=15262825 (data obrashcheniya : 15.06.2020).

6. Vel'gosh, N.Z. Osobennosti tsenovogo vospriyatiya potrebitelyami prodovol'stvennykh tovarov v usloviyakh informatsionnoy asimmetrii (Chast' I) / N.Z. Vel'gosh, N.N. Kal'kova, E.A. Mitina // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 201-212.

7. Gerasimchuk, Z.V. Teoreticheskiye osnovy prodovol'stvennoy bezopasnosti / Z.V. Gerasimchuk [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 162-171. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=42554956 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

8. Dinamika denezhnykh dokhodov naseleniya : uroven' zhizni. Osnovnaya statistika [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/rearnyye %20na %20sayt.pdf (data obrashcheniya: 26.05.2020).

9. Donskova, L.A. Informatsionnaya asimmetriya na rossiyskom rynke prodovol'stvennykh tovarov: sushchnost', problemy, puti resheniya / L.A. Donskova [Elektronnyy resurs] // Vestnik OGU. — 2012. — № 1 (137). — S. 89-94. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/articleMinfomatsionmya-asimmetriya-na-rossiyskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-suschnost-problemy-puti-resheniya/viewer (data obrashcheniya: 15.06.2020).

10. Dokhody, raskhody i sberezheniya naseleniya: uroven' zhizni [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/folder/13397?print=1 (data obrashcheniya: 05.06.2020).

11. Indeksy potrebitel'skikh tsen i tarifov na tovary i uslugi za 2019-2020 gg. : potrebitel'skiye tseny [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/IPTS %20za %202019-2020g. %20aprel'.pdf (data obrashcheniya: 20.06.2020).

12. Indeksy potrebitel'skikh tsen na tovary i uslugi: tseny. Potrebitel'skiye tseny [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/price (data obrashcheniya: 15.06.2020).

13. Kapitanova, VS. Urovni srednemesyachnoy zarabotnoy platy i stoimosti potrebitel'skoy korziny v Rossii / V.S. Kapitanova, O.O. Tyurina, O.N. Zotikova [Elektronnyy resurs] // Innovatsionnoye razvitiye legkoy i tekstil'noy promyshlennosti (INTEKS-2016): sbornik materialov Vserossiyskoy nauchnoy studencheskoy konferentsii. CH. 2. — M.: FGBOU VO «Moskovskiy gosudarstvennyy universitet dizayna i tekhnologii», 2016. — 158 s. — S. 29-31. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=28774935 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

14. Latfullin, VV Informatsionnaya asimmetriya na rossiyskom rynke prodovol'stvennykh tovarov / VV Latfullin [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i sotsium. — 2016. — Vp. 10 (29). — Rezhim dostupa: readera.org/informacionnaja-asimmetrija-na-rossijskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-140116191 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

15. Lukasheva, O.L. Osobennosti sredy funktsionirovaniya potrebitel'skogo rynka Rossii i ikh vliyaniye na formirovaniye modeli potrebitel'skogo povedeniya / O. L. Lukasheva [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskiy zhurnal. — 2019. — № 3 (55). — S. 42-53. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=42363771 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

16. Mitina, E.A. Tsenoobrazovaniye kak trigger potrebitel'skogo povedeniya pri vybore moloka na regional'nom tovarnom rynke / E.A. Mitina, N.Z. Vel'gosh, N.N. Kal'kova [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 214-228. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=42554962 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

17. Morozov, Ye.M. Tsenovoy faktor razvitiya otechestvennogo sel'skogo khozyaystva / Ye.M. Morozov [Elektronnyy resurs] // Nauchnoye obozreniye: teoriya i praktika. — 2016. — № 8. — S. 109-121. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=26727452 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

18. Naydis, O.A. Potrebitel'skiye korziny, kontrolling urovnya potrebitel'skikh tsen i MROT / O.A. Naydis, I.O. Naydis [Elektronnyy resurs] // Kontrolling. — 2019. — № 74. — S. 40-53. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=42359759 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

19. Nemkova, Ye.V. Faktory i tipy potrebitel'skogo povedeniya na rynke prodovol'stvennykh tovarov / Ye.V Nemkova [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskaya sotsiologiya. — 2008. — T. 9, № 5. — S. 68-85. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=17791919 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

20. Ob odobrenii prognoza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym na 2020 god i na planovyy period 2021 i 2022 godov: Rasporyazheniye Soveta ministrov Respubliki Krym ot 28.10.2019 g. № 1302-r [Elektronnyy resurs] // Kodeks: elektronnyy fond pravovoy i informatsionno-tekhnicheskoy dokumentatsii. — 2020. — Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/561585508 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

21. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po opredeleniyu potrebitel'skoy korziny dlya osnovnykh sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniya v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii (s izmeneniyami i dopolneniyami): Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.01.2013 g. № 54 [Elektronnyy resurs] // Garant.ru: informatsionno-pravovoy portal. — 2020. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/70308360/ (data obrashcheniya : 15.06.2020).

22. Osnovnyye pokazateli differentsiatsii dokhodov naseleniya uroven' zhizni. Osnovnaya statistika [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. —

204

2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/Uroven' %20bednosti %20ofits %20statistika(1).pdf (data obrashcheniya: 20.05.2020).

23. Otsenka finansovogo polozheniya domashnikh khozyaystv (po materialam vyborochnogo obsledovaniya byudzhetov domashnikh khozyaystv): uroven' zhizni. Osnovnyye pokazateli [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/gahevfxP/Otsenka %20finansovogo %20polozheniya %20domashnikh %20khozyaystv.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2020).

24. Pokrovskaya, S.F. Vliyaniye upakovki na resheniye pokupatelya o priobretenii togo ili inogo prodovol'stven-nogo tovara; na primere muki (Pol'sha) / S.F. Pokrovskaya [Elektronnyy resurs] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva. Referativnyy zhurnal. — 2004. — № 1. — S. 238. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=8377164 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

25. Srednemesyachnaya nominal'naya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov v tselom po ekonomike po sub'yektam Rossiyskoy Federatsii v 2013-2020 gg.: rynok truda, zanyatost' i zarabotnaya plata [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — 2020. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/ labor_market_employment_salaries (data obrashcheniya: 22.06.2020).

26. Srednemesyachnaya nominal'naya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov po polnomu krugu organizatsii v razreze vidov ekonomicheskoy deyatel'nosti po Respublike Krym pomesyachno v 2020 g. : rynok truda i zanyatost' naseleniya. Operativnaya informatsiya (zarabotnaya plata i chislennost' rabotnikov) [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/Srednemesyachnaya %20zarabotnaya %20plata %20pomesyachno_fevral'(3).pdf (data obrashcheniya: 26.06.2020).

27. Starostina, Yu. Real'nyye dokhody rossiyan upali pyatyy god podryad / Yu. Starostina [Elektronnyy resurs] // RBK. — 2019. — 25 yanvarya. — Rezhim dostupa: www.rbc.ru/economics/25/01/2019/5c4af2c39a7947badf2d4e74 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

28. Struktura potrebitel'skikh raskhodov domashnikh khozyaystv: uroven' zhizni. Osnovnyye pokazateli [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/SdHQQ754/Struktura %20potrebitel'skikh %20raskhodov %20domashnikh %20khozyaystv.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2020).

29. Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k issledovaniyu vzaimosvyazi menedzhmenta i marketinga v sisteme «Zelonoy ekonomiki» (na primere prodovol'stvennykh tovarov i ikh upakovki) / G.V Astratova, O.A. Rushchitskaya, S.V Zalesov, N.Yu. Frolova [Elektronnyy resurs] // Naukovedeniye. Internet-zhurnal. — 2017. — T. 9, № 4. — S. 4. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=30079919 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

30. Tonkikh, N.V Marketingovoye issledovaniye potrebitel'skogo povedeniya na regional'nom rynke molochnykh produktov v usloviyakh krizisa / N.V. Tonkikh, N.A. Somina, A.YU. Panchenko [Elektronnyy resurs] // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. — 2017. — № 11 (71). — S. 44-48. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=30706843 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

31. Usenko, N.I. Problemy asimmetrii korporativnykh i obshchestvennykh interesov na rynke prodovol'stvennykh tovarov / N.I. Usenko, Yu.S. Otmakhova, A.G. Olovyanishnikov [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheski i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2014. — № 3. — S. 124-139. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item. asp?id=21737001& (data obrashcheniya: 15.06.2020).

32. Khlopenko, O.V. Uchet faktorov potrebitel'skogo povedeniya v razrabotke strategii obespecheniya konkurentosposobnosti predpriyatiy roznichnoy torgovli / O.V. Khlopenko [Elektronnyy resurs] // Inzhenernyy vestnik Dona. — 2011. — № 1 (15). — S. 379-386. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=16523324 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

33. Chernova, A.O. Analiz potrebitel'skikh predpochteniy naseleniya v otnoshenii prodovol'stvennykh tovarov (na primere Rostovskoy oblasti) / A.O. Chernova [Elektronnyy resurs] // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny. — 2015. — № 1 (125). — S. 51-59. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=23102599 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

34. Shchepkova, I.V. Vyavleniye osobennostey dinamiki tsen na osnovnyye tovary potrebitel'skoy korziny (na primere Kaliningradskoy oblasti) / I.V Shchepkova, D.L. Skopich [Elektronnyy resurs] // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Ser. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki. — 2017. — № 1. — S. 76-86. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=28915325 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

35. Yarosh, O.B. Analiz urovnya konkurentosposobnosti tsen na produktsiyu, realizuyemuyu v regional'nykh torgovykh setyakh / O.B. Yarosh, E.A. Mitina [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48). — S. 188-195. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=41810371 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

Статья поступила в редакцию 9 сентября 2020 года Статья одобрена к печати 21 сентября 2020 года

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.