Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

АНАЛИЗ РЫНКА КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОРГОВЛЯ / ТОВАРООБОРОТ / РЫНОК / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярош Ольга Борисовна, Митина Элла Александровна

Парфюмерно-косметическая продукция пользуется стабильным потребительским спросом и на современном этапе демонстрирует тенденции к его дальнейшему росту. Нестабильное экономическое положение в регионе, неоднократно вносило свои коррективы в эффективность работы косметической отрасли. В 90-х годах наблюдался застой промышленности, а в некоторых случаях и ее упадок. После данного периода крымская косметическая отрасль стала активно развиваться, набирать обороты производства качественной, экологически чистой и безопасной продукции. После вхождения в состав Российской Федерации в 2014 г., общие тенденции развития крымской экономики, демонстрируют ежегодное увеличение основных социально-значимых показателей. С целью анализа рынка косметических средств в Республике Крым была рассчитана его емкость в регионе, дана оценка оборота розничной торговли в динамике, изучены производители косметической отрасли, представленные на региональном рынке, проведено исследование ценообразования в разрезе ассортиментных групп, построен рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции на полуострове, выявлена динамика экспорта Республики Крым, рассмотрена товарная структура экспорта региона, рассчитаны объёмы экспорта в разрезе стран - основных торговых партнеров, проведено сравнение товарной структуры экспорта Республики Крым в страны дальнего зарубежья и СНГ, представлена динамика импорта региона, дано сравнение товарной структуры импорта Республики Крым из стран дальнего зарубежья и СНГ, рассчитаны итоговые показатели развития внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ярош Ольга Борисовна, Митина Элла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 339.5

Ярош Ольга Борисовна,

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Митина Элла Александровна,

старший преподаватель кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Yarosh Olga Borisovna,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs, Institute of Economics and Management (structural subdivision), VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation. Mitina Ella Alexandrovna,

Senior Lecturer of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs, Institute of Economics and Management (structural subdivision), VI. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

АНАЛИЗ РЫНКА КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

ANALYSIS OF THE MARKET OF COSMETIC PRODUCTS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Парфюмерно-косметическая продукция пользуется стабильным потребительским спросом и на современном этапе демонстрирует тенденции к его дальнейшему росту. Нестабильное экономическое положение в регионе, неоднократно вносило свои коррективы в эффективность работы косметической отрасли. В 90-х годах наблюдался застой промышленности, а в некоторых случаях и ее упадок. После данного периода крымская косметическая отрасль стала активно развиваться, набирать обороты производства качественной, экологически чистой и безопасной продукции. После вхождения в состав Российской Федерации в 2014 г., общие тенденции развития крымской экономики, демонстрируют ежегодное увеличение основных социально-значимых показателей. С целью анализа рынка косметических средств в Республике Крым была рассчитана его емкость в регионе, дана оценка оборота розничной торговли в динамике, изучены производители косметической отрасли, представленные на региональном рынке, проведено исследование ценообразования в разрезе ассортиментных групп, построен рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции на полуострове, выявлена динамика экспорта Республики Крым, рассмотрена товарная структура экспорта региона, рассчитаны объёмы экспорта в разрезе стран — основных торговых партнеров, проведено сравнение товарной структуры экспорта Республики Крым в страны дальнего зарубежья и СНГ, представлена динамика импорта региона, дано сравнение товарной структуры импорта Республики Крым из стран дальнего зарубежья и СНГ, рассчитаны итоговые показатели развития внешней торговли.

Ключевые слова: косметическая отрасль, экспорт, импорт, торговля, товарооборот, рынок, Республика Крым, регион.

Perfume and cosmetic products are in stable consumer demand and at the present stage are demonstrating trends towards its further growth. The unstable economic situation in the region has repeatedly made adjustments to the efficiency of the cosmetics industry. In the 90s there was a stagnation of industry, and in some cases its decline. After this period, the Crimean cosmetic industry began to actively develop, gaining momentum in the production of quality, environmentally friendly and safe products. After joining the Russian Federation in 2014, the general development trends of the Crimean economy demonstrate an annual increase in the main socially significant indicators. In order to analyze the market of cosmetics in the Republic of Crimea, its capacity in the region was calculated, the dynamics of retail trade turnover was estimated, manufacturers of the cosmetics industry, represented on the regional market, were studied, pricing studies were carried out in the context of assortment groups, a rating of regions was developed according to the level of promoting competition on the peninsula, the dynamics of exports of the Republic of Crimea were revealed, the commodity structure of the region's exports was examined, export volumes were calculated by countries—the main trade partners, a comparison was made of the commodity structure of exports of the Republic of Crimea to non-CIS countries and the CIS, the dynamics of import of the region was presented, a comparison of the commodity

239

structure of imports of the Republic of Crimea from non-CIS countries and the CIS was calculated, and the final indicators of foreign trade development were calculated.

Keywords: cosmetic industry, export, import, trade, commodity circulation, market, Republic of Crimea, region.

ВВЕДЕНИЕ

Парфюмерно-косметическая продукция пользуется стабильным потребительским спросом и на современном этапе демонстрирует тенденции к его дальнейшему росту. Так, компания Research and Markets прогнозирует объемы глобального рынка косметики в 2020 году на уровне 675 млрд. долл. США при сохранении темпов роста в 6,4 % в год. Особым вниманием потребителей пользуются косметические средства лечебно-профилактического действия, которые обычно объединяют свойства как исключительно косметического средства, так и средства, которое может активно влиять на физиологическое состояние кожи, а также на весь организм человека. Ориентируясь на мировые тенденции, сектор промышленного производства косметических средств, преимущественно лечебно-профилактической направленности действия, является одним из приоритетных направлений развития отечественной экономики. Косметическая отрасль в Российской Федерации в целом характеризуется высокой конкурентоспособностью и возможностью импортозамещения, в результате чего анализ современного рынка косметических средств для его дальнейшей модернизации и реформирования в соответствии с требованиями международных стандартов и европейских директив является достаточно актуальным.

Определению типа рынка экологически чистой косметики в Росси посвящены труды М.В. Щербины, М.С. Потемкиной [9]. Влияние факторов потребительского поведения на процесс принятия решения о покупке на рынке фармацевтической косметики рассмотрено в работах Ю.Н. Ковальноговой, Е.А. Качагина [2], исследование конкурентной среды на российском рынке косметических средств проведено ученым Е.Н. Ефимовой [1]. Однако, на региональном рынке данная сфера слабо изучена, поэтому проведение нашего анализа может представлять особый интерес в сфере оценки рынка косметики не только на региональном, но и страновом уровнях. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является анализ рынка косметических средств в Республике Крым. Ежегодно российский рынок косметической продукции демонстрирует положительные результаты, выраженные в поступательном экономическом росте. Это позволяет характеризовать отрасль как привлекательную, окупаемую и перспективную для развития Республики Крым. Данный регион на протяжении длительного времени считается местом с комфортными климатическими условиями для выращивания эфиромасличных культур, которые необходимы для функционирования крымской косметической отрасли.

Нестабильное экономическое положение в Крыму, неоднократно вносило свои коррективы в эффективность работы косметической отрасли. В 90-х годах наблюдался застой промышленности, а в некоторых случаях и ее упадок. После данного периода крымская косметическая отрасль стала активно развиваться, набирать обороты производства качественной, экологически чистой и безопасной продукции. После вхождения в состав Российской Федерации в 2014 г. [3], общие тенденции развития крымской экономики, демонстрируют ежегодное увеличение основных социально-значимых показателей.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Статистические данные региона [7], свидетельствуют о том, что рост численности населения с 2014 г. по 2018 г. составил 0,8 %, индекс промышленного производства увеличился на 3,6 %, среднедушевые денежные доходы населения повысились на 49, 1 %, розничный товарооборот вырос на 41,9 %, инвестиции в основной капитал составили 91,1 %, а индекс потребительских цен показал тенденцию снижения на 35,1 %. Основные социально-экономические показатели развития Республики Крым в период с 2014 г. по 2018 г. отмечены в таблице 1.

На крымском рынке косметических товаров функционирует множество участников, товары дифференцированы по сегментам, а стать новым представителем отрасли не составит труда. Результат исследования, проводимый нами, показал, что большинство производителей имеют слабые маркетинговые стратегии по

Табтца!. Социально-экономические показатели развития Республики Крым с 2014 по 2018 гг. *

Показатель 2014 2015 2016 2017 2018

Численность постоянного населения (на конец года), тыс. чел. 1895,9 1907,1 1912,2 1913,7 1911,8

Индекс промышленного производства, % 104,3 127,2 125,0 104,5 108,2

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 10769 15658 18071 20128 21170

Оборот розничной торговли, млн руб. 148891,6 214710,2 219861,4 229892,5 256198,0

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 26446,8 47582,3 74795,3 196193,0 296018,7

Индекс потребительских цен, (декабрь к декабрю предыдущего года), %> 142,5 127,6 107,2 101,4 105,5

* [7]

240

продвижению выпущенной продукции, от чего осведомленность потребителя о крымских товарах низкая. Исследованная нами емкость рынка косметических средств, представлена на рисунке 1.

тыс. руб. 7000 л

6000 -

5964,816

5000 -

4000 -

3000 -

2000 -

1000 -

0

864,898

659,484

Потенциальная емкость рынка Фактическая емко сть рынка Досту пная емкость рынка

Шс. 1. Емкость рынка региональных косметических средств в Республике Крым (Рассчитано авторами)

Расчет емкости рынка проводился авторами на основании статистических данных [7] и собственных результатов исследования. При расчете потенциальной емкости рынка учитывалось общее количество наличного населения, проживающего в Республике Крым в 2018 г. (1911,8 тыс. чел.), частота совершений покупок около 12 раз в год и средняя цена единицы товара 260 руб. При расчете фактической емкости рынка учитывалось общее количество постоянных жителей Республики Крым, пользующихся крымской косметической продукцией из расчета 277,211 тыс. чел. (на основании опроса, 14,5 % чел. пользуются крымскими косметическими средствами), аналогичную частоту покупок и среднюю цену единицы продукта. При расчете фактической емкости рынка учитывалось общее количество постоянных жителей Республики Крым пользующихся крымской косметической продукцией в возрасте от 20 до 40 лет, что составляет по нашим данным 211,373 тыс. чел., идентичную частоту совершения покупок и среднюю цену единицы продукта.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики Республики Крым вывоз косметических и парфюмерных товаров оптовой торговли организациями и предприятиями — изготовителями за пределы Республики Крым в 2017 г., без учета экспорта, в натуральном выражении составил 28463,6 тыс. руб. Показатель оборота розничной торговли косметическими и парфюмерными товарами в Республике Крым с 2015 г. по 2018 г., увеличился на 56,5 % (табл. 2). Это связано с увеличением государственного финансирования отрасли и повышением доходов населения.

Таблица2. Оценка оборота розничной торговли косметическими и парфюмерными товарами в Республике Крым в период с 2015 по 2018 гг. *

Группа товаров Оборот розничной торговли (млн руб.)

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Косметические и парфюмерные товары 4158,2 5769,8 5972,0 9567,1

* [7]

На основании данных указанных выше, возможно сделать вывод о том, что доля оборота розничной торговли косметических и парфюмерных товаров в Республике Крым по состоянию на 2018 г. составляет 3,7 %. Это относительно небольшая доля в общем обороте, но путем сравнения ежегодных показателей отрасли, наблюдается положительная тенденция роста экономических значений.

Путем мониторинга данных, представленных на информационных порталах правительства Республики Крым, составлен перечень значимых производителей крымской косметической отрасли, функционирующих на региональном потребительском рынке (табл. 3) [4].

В процессе исследования было отобрано двадцать два субъекта хозяйствования косметической отрасли, действующих на территории Республики Крым. Данные представители имеют в наличии функционирующие ресурсы в сети «интернет», с объёмным и содержательным перечнем информации для потребителей, которые дублируются в социальных сетях, путем создания официальных аккаунтов. Дополнительно был проведен

241

Таблица 3. Производители косметической отрасли, представленные на региональном рынке *

Производители Интернет - ресурс Наименование торговой марки

1. АО «Комбинат «Крымская роза», Симферопольский р-н, с. Чайкино krimroza.com/ ТМ «Крымская роза»

2. ООО «НПФ «Царство ароматов», г. Судак zarstvo .su/ ТМ «Царство ароматов»

3. ООО «Мануфактура дом природы», г. Симферополь www. domprirody. com/ ТМ «Крымская мануфактура «Дом природы»

4. АО «Алуштинский эфиромасличный совхоз-завод», г. Алушта aemsz.ru/ ТМ «Душистый мир»

5. ИП Долгий Ф.Н., с. Чистенькое, Симферопольский р-н crimea-nature. com/ ТМ «Крымская натуральная коллекция»

6. ООО «Лаборатория красоты и здоровья «Пантика», г. Керчь pantika.biz/ ТМ «Паника»

7. Компания «Скифия», г. Симферополь www. eco-skifia. ru/ ТМ «Скифия»

8. ООО «Эко таврида», г. Саки eco-tavrida.com/ ТМ «ECO TAVRIDA»

9. ООО «Интер -Крым», г. Ялта sadnikitskiy.ru/ ТМ «Никитский сад»

10. ООО «Арома-Фиолет», г. Ялта fiolet.com.ru/ ТМ «FIOLET»

11. ООО «ТД «Сакские грязи», г. Саки lechebnye-gryazi.ru/ ТМ «Формула вашего здоровья. Сакские грязи»

12. ГУНПП РК «Крымская ГГРЭС», г. Саки sakilake.com/ ТЗ «Целебная сила сак-ского озера»

13. ООО «Арома Вэй», г. Евпатория aromaway.ru/ ТМ «AROMAWEY»

14. ООО «Полиада-Крым», г. Симферополь poliada- crimea .ru/ ТМ «Полиада-Крым»

15. ООО «Доктор крым», г. Симферополь doctor- crimea .c om/ ТМ «Доктор Крым»

16. ООО «Экостар», г. Керчь xn--80atmj dg7e .xn- -p 1 acf/ ТМ «Экостар»

17. ООО «Энциан», г. Бахчисарай xn--80aeqcceaflp 0aejr3k.xn--p1ai/ ТМ «Крымский травник»

18. ИП Тулегенов А.К., г. Симферополь line.crimea.ua/ ТМ «Крымская линия»

19. ООО «Лаванда», г. Ялта tear a. me/ ТМ «teaRa»

20. Семейная лавандовая ферма «LavenderFamily», г. Симферополь лаванда-крым. рф ТМ «LavenderFamily»

21. ИП Гудин В.И., г. Симферополь lekkos-crime a. ru/ ТМ «Леккос»

22. ИП Цыбык Р.М., г. Феодосия flora-cosmetic. co m/ ТМ «Флора» (nature cos-metik)

* Составлено на основе собственных исследований

анализ ассортимента и цен крымских косметических средств, реализуемых в розничных торговых точках региона (табл. 4).

Анализ показал, что ассортимент крымских косметических средств имеет достаточную ширину и глубину, с присущими товару характеристиками. Разность цен в стационарных торговых точках и предложениях в сети интернет отсутствует, что позволяет сделать вывод, о том, что средняя цена на косметические средства колеблется в пределах от 140 руб. до 390 руб. за единицу. Выявлена минимальная цена косметического средства стоимостью 21 руб. за ед. товара, за исключением товара представленного в форме испытательного образца (пробника) и максимальная, номинальностью 3250 руб. за ед. товара, за исключением продукции, представленной для реализации в наборах и комплектах.

Исследование цены и ассортимента не всегда может объективно отразить конкурентную позицию на рынке. К основной маркетинговой информации относят мнение потребителей о товаре, фирме или конкурента. Иногда мнение потребителей является более информативным, чем экономические показатели деятельности самого субъекта хозяйствования. Нами был проведен маркетинговый опрос с охватом респондентов численностью 400 чел., разных половозрастных групп. Из общего числа опрошенных респондентов, 100 % используют косметические средствами, 86 % из них, пользуются крымскими товары. Активными потребителями выявлены женщины в возрасте от 20 до 39 лет, то составило 57,5 % (табл. 5).

Значительная конкуренция в косметической отрасли на внутреннем и внешнем рынке, принуждает субъект хозяйствования использовать новые методы управления. Значительное внимания уделяется инструментам

242

Таблица 4. Исследование ценообразования в разрезе ассортиментных групп *

Номенклатура групп Наименование видов Цена, руб. РФ

Минимум Макси-мум Средняя

1. Средства по уходу за кожей крема, сливки, лосьоны, тоники, гели, пудры, присыпки, пилинги, молочко, косметические масла, маски, скрабы, сыворотки, экстракты, лечебные грязи, глина, мицелярные воды, ароматические воды, бельди, гидролаты, массажные плитки, натуральное косметическое твердое и жидкое мыло 54,00 2299,00 280,00

2. Средства по уходу за волосами шампуни, бальзамы, ополаскиватели, кондиционеры, крема, мази, лосьоны, тоники, масла, маски, лаки, гели, пены, муссы, краски, концентраты, тоники, тушь 54,00 820,00 240,00

3. Средства по уходу за полостью рта зубные пасты, порошки, эликсиры, ополаскиватели, освежители 130,00 550,00 180,00

4. Средства для бритья и ухо да за ко жей после бритья крема, лосьоны, гели, пенки, бальзамы, желе 134,00 1596,00 330,00

5.Декоративная косметика Пудры, консилер, румяна, помады, контурные карандаши, блески для губ, бальзамы и гели для губ, тушь для ресниц, тени для век, карандаши для бровей и век, тональный крем, корректор, лаки, эмали, жидкости для снятия лака 98,00 2700,00 310,00

6. Средства для ванн пены, соли, бомбочки для ванн, эфирные масла 130,00 500,00 290,00

7. Средства от пота дезодоранты, антипресперанты 130,00 260,00 180,00

8. Ароматические средства эфирные масла, ароматизаторы, парфюмерные композиции 21,00 3250,00 140,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Средства с солнцезащитным э ффектом крема, сливки, тоники, молочко, масла 124,00 570,00 390,00

* Составлено на основе анализа рынка

Таблица5. Социально-демографическая база маркетингового исследования *

Категории пользователей Возрастные характеристики потребителей Общий итог

до 19 лет от 20 до 29 лет от 30 до 39 лет от 40 до 49 лет Свыше 50 лет

Используют: 48 168 99 16 13 344

• женщины 48 154 76 10 9 297

• мужчины — 14 23 6 4 47

Не используют: 18 38 — — — 56

• женщины 15 28 — — — 43

• мужчины 3 10 — — — 13

Общий итог 66 206 99 16 13 400

— данные отсутствуют * Составлено авторами

маркетинга касающихся товарной, ценовой, сбытовой политики и продвижения товаров. Для решения сложившейся ситуации, крымскими субъектами хозяйствования был принят ряд управленческих решений:

• вступление в агрохимический биологический кластер Республики Крым;

• использование нового технологического оборудования на производстве;

• расширение плантаций для выращивания эфиромасличного сырья;

• повышение квалификации сотрудников;

• создание собственных испытательных лабораторий;

• внедрение новых методов производства продукции;

• разработка и регистрация собственных торговых марок;

243

• создание и продвижение крымского бренда косметических товаров;

• участие в региональных и международных выставках, конференциях и бизнес встречах;

• разработка эффективной рекламной компании;

• внедрение и применение инструментов маркетинга в торговый процесс.

Также актуальной значиться проблема сбыта продукции в другие регионы Российской Федерации. Прежде всего, это связанно с неэффективной рекламой, недостаточным территориальным распространением товара и отсутствием осведомленности потребителей о крымских производителях и их торговых марках. Проблема узнаваемости крымского товара, нашла свое решение путем формирования крымского бренда косметических средств. Продуктивной, отмечена работа агропромышленного биотехнологического кластера [5], которая способствовала формированию уникального имидж бренда косметической отрасли и созданию зонтичного бренда «Крымский продукт». Основной смысл заключался в индивидуализации крымских косметических товаров с идеей о натуральном и безопасном продукте. Из общей массы выделены субъекты хозяйствования с полным циклом производства и наличием у них лабораторий, что позволяет исполнить работу от посадки растительного материала, до получения итогового продукта и дальнейшей его реализации. Следует отметить, что численность предприятий с полным циклом производства в Республике Крым составляет всего восемь единиц. Данная структура производства повышает конкурентные преимущества и благоприятно влияет на имидж подобных компаний.

Интернет-торговля проявила себя как дополнительный и немаловажный фактор успешной деятельности предприятия. Создание собственного сайта компании, с дополнительной работой по продвижению бренда в социальных сетях, характеризует открытость фирмы и повышает уровень доверия потребителей. На практике осуществляется бизнес планирование, ведется работа по привлечению инвестиций, внедряются стандарты качества, производиться сертификация товаров и производства. В процессе исследования выявлен факт гибкой системы ценообразования и дополнительных меры стимулирования продаж товаров.

Стоит отметить государственную поддержку, направленную на развитие косметической отрасли в регионе. Так, в Республике Крым функционирует ряд законодательных институтов по регулированию торговой деятельности, обеспечивающую контроль и порядок по всей территории, а именно:

• Министерство экономического развития Республики Крым;

• Министерство промышленной политики Республики Крым;

• Министерство сельского хозяйства Республики Крым;

• Министерство финансов Республики Крым;

• Федеральная таможенная служба Крымская таможня;

• Корпорации развития Республики Крым;

• Фонд содействия инновациям в Республике Крым;

• Фонд поддержки предпринимательства Республики Крым и др.

В Республике Крым разработана и внедрена стратегия развития региона до 2030 г., на основании которой предусмотрена комплексная финансовая и законодательная поддержка региональных сфер экономики. Данный факт существенно повысил интерес предпринимателей к крымской косметической отрасли. Основным инструментом регулирования конкурентной политики в регионе является «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» [5]. С 2015 г., на основании положений Стандарта, ежегодно публикуется рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции (табл. 6), где в 2017 г. Крым впервые занял 14 место в общем рейтинге [6].

Таблица 6. Рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции в Республике Крым за 2015— 2017 гг. *

Год Ранг (место) Реализация составляющих Стандарта развития конкуренции Достижение установленных целевых значений Итоговое значение оценки

Ранг Значение Значение Ранг Значение Ранг Значение

(ед.) (%) (%) (%)

2015 79-82 79-82 0,00 0,00 28 -82 0,00 79-82 0,00

2016 70 41 41,50 65,05 71 -85 — 70 (79-82) 32,52

2017 14 24 48,45 75,94 9 98,27 t 14 (70) 87,11

— данные отсутствуют * Составлено на основе [6]

Заявленные показатели в таблице 6 отчётливо характеризуют степень и уровень проделанной работы правительством региона по содействию развития конкуренции в республике за период с 2015 по 2017 гг. На конец 2017 г. ранг региона повысился на 56 позиций, что подтверждает высокую степень государственного влияния на развитие конкурентоспособности в данной территории.

Способность предприятия осуществлять внешнеэкономическую деятельность, выделяют как весомое конкурентное преимущество. В процессе исследования крымского рынка, осуществлен анализ итогов внешней

244

торговли. Актуальность исследования обусловлена сменой юридического поля в 2014 г., после чего существенно снизилась конкурентоспособность крымской продукции на внешнем рынке. Переходной период в республике и антироссийские санкции, усложнили выход крымских компаний на международный рынок, а в некоторых случаях сформировали полный запрет на внешнеэкономическую деятельность. По данным Министерства экономического развития Республики Крым объём экспорта в период с 2013 г. по 2015 г. сократилась в 8,4 раза. На рисунке 2 наблюдается значительное снижение показателей сотрудничества со странами Европы, Азии, Африки Америки, Австралия и Океания. Европа, Австралия и Океания к 2015 г. прекратили сотрудничество в полном объёме.

млрд долл. США 250

200

150

100

50

0

219

202

2013

2014

2015

200

Европа Азия Африка Америка

РЦс: 2. Динамика экспорта Республики Крым с 2013 по 2015 гг. [4]

Австралия и Океания

Показатель общего объёма осуществления экспортных операций за 2015 г. составил 79,3 млн долларов США, из которых 56 % от суммы пришлось на продукты неорганической химии и плавательные средства). В 2017 г. насчитывают отправки на сумму 29821,1 тыс. долл. США, что на 38 % меньше, чем в аналогичном периоде 2016 г. (47 758,54 тыс. долл. США). В 2017 г. экспорт товаров осуществлялся в 26 стран мира (в 2016 г. — в 23 страны). В IV квартале 2017 г. экспорт товаров осуществлялся в 15 стран мира (в аналогичном периоде 2016 г. — в 17 стран). Стоимостные объемы экспорта в страны дальнего зарубежья за 2017 г. оцениваются в 13751,2 тыс. долл. США (в 2016 г. — 26484,62 тыс. долл. США), в страны СНГ — 16069,9 тыс. долл. США (2016 г. — 21273,92 тыс. долл. США) [8].

11%

4% 5% |

6%

31%

25%

суда, лодки и плавучие конструкции

I продукты неорганической химии; соединения неорганические или ор ганические I злаки

черные металлы

I мясо и пищевые мясные су бпродукты I масличные семена и плоды

I котлы, оборудование и механические устройства и их части

I алкогольные и безалкогольные напитки и уксус I изделия из черных металлов

прочие

Шс. 3. Товарная структура экспорта Республики Крым в 2015 г. [8]

245

Основные направления экспорта в разрезе стран указаны в таблице 7.

Таблица 7. Объёмы экспорта в разрезе стран — основных торговых партнеров Республики Крым в 20162017 г. *

Экспорт за 2016 г. Экспорт за 2017 г.

Страна Стоимость, Удельный Стоимость, Удельный

тыс. долл. США вес, % тыс. долл. США вес, %

Украина 13 904,90 29,1 9 606,51 32,2

Индия 4 116,95 8,6 4 956,07 16,6

Китай 17 621,83 36,9 4 1 84,09 14,0

Египет 1 513,34 3,2 3 305,70 11,1

Беларусь 4 428,89 9,3 2 920,05 9,8

Прочие 6 172,63 12,9 4 848,68 16,3

* [8]

Выявлено изменение главного торгового партнера с Китая на Украину по объёмам экспорта в 2017 г. Товарная структура экспорта в страны дальнего зарубежья в 2017 г. так же изменилась и представлена продукцией химической промышленности, которая составила 46 % (в 2016 г. — 28 %), машинами и оборудованием — 40 % (в 2016 г. — 33 %), продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем — 10 % (в 2016 г. — 5 %). Основу по странам СНГ, а это 95 % товарной структуры экспортных операций, составили машины и оборудование — 36 % (в 2016 г. — 22 %), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 30 % (в 2016 г. — 42 %), продукция химической промышленности — 19 % (в 2016 г. — 21 %) (рис. 4).

Товарная структура экспорта в страны дальнего зарубежья

4%

Товарная структура экспорта в страны СНГ

46%

40%

10%

■ Машины и оборудование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

■ Продукция химической промышленности

■ Прочие

Рис. 4 Сравнение товарной структуры экспорта Республики Крым в страны дальнего зарубежья и СНГ за 2017 г. (Составлено на основе [8])

По информации Министерства экономического развития Республики Крым, объёмы импорта из стран дальнего зарубежья отличается от экспортных показателей (рис. 5) и в период с 2013 г. по 2015 г. сократился в 9,1 раза.

Товарная структура импорта республики выделена на рисунке 6.

246

млрд долл. США 600

500

400

300

200

100

0

551

2013

2014

2015

9

10

34

11 2

000

Европа Азия Африка Америка

Шс. 5. Динамика импорта Республики Крым с 2013 г. по 2015 г. [4]

Австралия и Океания

30% к.

14%

14%

2%

3%

1

10%

5%

6%

остатки и отходы пищевои промышленности; готовые корма для животных

котлы, оборудование и механические устр ойства и их части

алкогольные и безалкогольные напитки и уксус I молочная продукция, яйца птиц, нату ральный мед стекло и изделия из него

мебель, постельные принадлежности, матрацы, основы матрацные, диванные подушки ов ощи

пластмассы и изделия из них

изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных металлов др евесина и изделия из нее

5/0 "прочие

Рис. 6. Товарная структура импорта Республики Крым за 2015 г. [4]

Импорт Республики Крым в 2017 г. составил 63407,23 тыс. долл. США. В 2017 г. импорт товаров осуществлялся из 52 стран мира (в 2016 г. — из 49 стран). Стоимостные объемы импорта из стран дальнего зарубежья в январе-декабре 2017 г. оцениваются в 35189,96 тыс. долл. США (в 2016 г. — 43041,43 тыс. долл. США), из стран СНГ — 28217,27 тыс. долл. США (в 2016 г. — 23993,71 тыс. долл. США). Основные торговые партнеры по импорту товаров в Республику Крым указаны в таблице 8.

Главным торговым партнером на протяжении двух лет остаётся Республика Беларусь, что подтверждает стабильность торговых отношений. Товарная структура импорта из стран дальнего зарубежья в 2017 г. представлена продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем 38,6 % (в 2016 г. — 36,4 %), машинами и оборудованием, которые составили 33,5 % (в 2016 г. — 46,8 %) и металлами и изделиями из них — 15,8 % (в 2016 г. — 5,8 %). В 2017 г. основу товарной структуры по странам СНГ также составляли продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 30,9 % (в 2016 г. — 58,6 %), древесина и целлюлозно-бумажные изделия — 16,9 % (в 2016 г. — 13,4 %), другие товары — 13,6 % (в 2016 г — 8,5 %), минеральные продукты — 12,6 % (в 2016 г. — 4 %) (рис. 7).

247

Таблица 8. Объёмы импорта в разрезе стран — основных торговых партнеров Республики Крым в 20162017 гг. *

Импорт за 2016 г. Импорт за 2017 г.

Страна Стоимость, Удельный вес, Стоимость, Удельный вес,

тыс. долл. США % тыс. долл. США %

Беларусь 12 536,60 18,7 17 328,58 27,3

Китай 5 312,73 7,9 11 115,85 17,5

Италия 9 043,63 13,5 9 188,54 14,5

Украина 2 552,77 3,8 5 122,70 8,1

Испания 4 670,74 7,0 3 609,10 5,7

Прочие 32 918,68 49,1 17 042,44 26,9

* [7]

Товарная структура импорта Товарная структура импорта

из стран дальнего зарубежья из стран СНГ

■ Машины и оборудование ■ Машины и оборудование

■ Продовольственные товары и ■ Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье сельскохозяйственное сырье

■ Металлы и изделия из них ■ Металлы и изделия из них

■ Про чие Прочие

/ис 7. Сравнение товарной структуры импорта Республики Крым из стран дальнего зарубежья и СНГ за 2017 г. (Составлено на основе [7])

По данным таможенной статистики за 2017 г. внешнеторговый оборот республики составил 93228,33 тыс. долл. США, что на 19 % меньше 2016 г. отрицательный показатель составлял 19276,6 тыс. долл. США, а внешнеэкономические операции осуществлены с контрагентами из 60 стран мира (в аналогичном периоде 2016 г. — из 57). Доля стран дальнего зарубежья от общего стоимостного объема товарооборота составила 52 %, стран СНГ — 48 %. В пятерку лидирующих партнеров Республики Крым от стоимостного объема внешнеэкономического товарооборота вошли: Беларусь (21,7 %), Китай (16,4 %), Украина (15,8 %), Италия (10,3 %), Индия (5,5 %). На долю перечисленных стран в 2017 г. пришлось 69,7 % стоимостного объема внешнеторгового оборота. В 2018 г. наблюдается снижение внешнеэкономических показателей Республики Крым, где показатель экспорта составил — 23836,00 тыс. долл. США, импорт — 56483,58 тыс. долл. США, а годовой товарооборот — 80319,58 тыс. долл. США (табл. 9).

Статистические данные Крымской таможни позволяют нам выделить объёмы экспорта и импорта по товарной группе «эфирные масла и резиноиды, парфюмерные и косметические или туалетные средства» с 2015 г. по 2018 г. (табл. 10).

248

Таблица 9. Итоговые показатели развития внешней торговли в период с 2016 г. по 2018 г. *

Показатели 2016 г. (тыс. долл. США) 2017 г. (тыс. долл. США) 2018 г. (тыс. долл. США)

Товарооборот 114 793,69 93 228,33 80319,58

Экспорт 47 758,54 29 821,1 23836,00

Импорт 67 035,14 63 407,23 56483,58

* Составлено на основе [7]

Таблица 10 Статистика объёмов экспорта и импорта эфирных масел и резиноидов, парфюмерных, косметических или туалетных средства с 2015 г. по 2018 г. *

Товарная группа Год Экспорт (тыс. долл. США) Импорт (тыс. долл. США)

Всего Дальнее зарубежье СНГ Всего Дальнее зарубежье СНГ

Эфирные масла и резиноиды, парфюмерные и туалетные или косметические средства 2015 110,06 0 110,06 1359,8 1041,7 318,1

2016 237,39 3,95 233,45 424,76 399,45 25,31

2017 486,38 0 486,38 181,95 134,7 47,26

2018 870,5 0,02 870,48 55,28 49,52 5,76

* Составлено на основе [7]

Анализ таможенной статистики с 2015 г. по 2018 г., показывает нам ежегодный спад объёмов импортных операций на 96 %, в то время как экспорт резюмирует результат роста на 87 %, где основной скачек проявляется во внешнеэкономических операциях со странами СНГ. Таким образом, является целесообразным рассмотреть возможность осуществления экспортных операций в страны СНГ, для получения дополнительной прибыли и усиления конкурентных преимуществ.

ВЫВОДЫ

Косметическая отрасль в Республике Крым сформировалась как отдельная хозяйственная единица и находиться на начальном этапе своего развития. Массово наблюдают сложности для выхода крымских компаний на региональные рынки Российской Федерации. Значительную поддержку оказывают специалисты государственного сектора, организовывая различного рода мероприятия для популяризации крымских товаров. В связи с тем, что количество предприятий ежегодно увеличивается, как и внутри региональная конкуренция, стоит рассмотреть новые рынки сбыта товара.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимова Е.Н. Исследование конкурентной среды на российском рынке фармацевтической косметики в категории средств терапевтического ухода за кожей / Е.Н. Ефимова // Практический маркетинг. — 2017. — № 5 (243). — С. 3-14.

2. Ковальногова Ю.Н. Влияние факторов потребительского поведения на процесс принятия решения о покупке на рынке фармацевтической косметики / Ю.Н. Ковальногова, Е.А. Качагин // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2016. — № 4 (70). — С. 268-273.

3. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (с изменениями и дополнениями): Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ. — Режим доступа: base.garant.ru/70618342/#ixzz5qflH3KKd (дата обращения: 24.02.2020).

4. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Правительства Республики Крым № 352-ЗРК/2017: принят 28 декабря 2016 г.: действующая редакция от 09 января 2017 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Республики Крым. — Режим доступа: crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/352z.pdf (дата обращения 07.03.2020).

5. Об утверждении стратегии развития агропромышленного биотехнологического кластера Республики Крым: Распоряжение Совета Министров Республики Крым РСМ РК от 29.12.2017 № 1581-р. [Электронный ресурс] // Официальный портал ЦКР. — Режим доступа: ckr82.ru/wp-content/uploads/2018/08/strategija-agroklaster-rsm-rk-ot-29.12.2017-1581-r.pdf (дата обращения 07.03.2020).

6. Рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции [Электронный ресурс] // Официальный портал Правительства Республики Крым. — Режим доступа: ac.gov.ru/files/attachment/9435.pdf (дата обращения 07.03.2020).

7. Республика Крым в цифрах. 2018: Крат.стат.сб. / Крымстат. — Симферополь, 2019. — 205 с.

8. Статистика федеральной таможенной службы Крымская таможня. Официальный сайт ФТС РК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.customs.ru/ (дата обращения 07.03.2020).

9. Щербина М.В. Определение рынка экологически чистой косметики в России / М.В. Щербина, М.С. Потемкина // Мир новой экономики. — 2015. — № 2. — С. 71-74.

SPISOK UTERATURY

1. Yefimova Ye.N. Issledovaniye konkurentnoy sredy na rossiyskom rynke farmatsevticheskoy kosmetiki v kategorii sredstv terapevticheskogo ukhoda za kozhey / Ye.N. Yefimova // Prakticheskiy marketing. — 2017. — № 5 (243). — S. 3-14.

2. Koval'nogova Yu.N. Vliyaniye faktorov potrebitel'skogo povedeniya na protsess prinyatiya resheniya o pokupke na rynke farmatsevticheskoy kosmetiki / Yu.N. Koval'nogova, Ye.A. Kachagin // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologiy. — 2016. — № 4 (70). — S. 268-273.

249

3. O prinyatii v Rossiyskuyu Federatsiyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossiyskoy Federatsii novykh sub"yektov

— Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya (s izmeneniyami i dopolneniyami): Federal'nyy konstitutsionnyy zakon ot 21 marta 2014 g. N 6-FKZ [Elektronnyy resurs] // Sistema GARANT. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/70б18342/#ixzz5qflH3KKd (data obrashcheniya: 24.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda: Zakon Pravitel'stva Respubliki Krym № 352-ZRK/2017: prinyat 28 dekabrya 2016 g.: deystvuyushchaya redaktsiya ot 09 yanvarya 2017 g. [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/352z.pdf (data obrashcheniya 07.03.2020).

5. Ob utverzhdenii strategii razvitiya agropromyshlennogo biotekhnologicheskogo klastera Respubliki Krym: Rasporyazheniye Soveta Ministrov Respubliki Krym RSM RK ot 29.12.2017 № 1581-r. [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy portal TSKR. — Rezhim dostupa: ckr82.ru/wp-content/uploads/2018/08/strategija-agroklaster-rsm-rk-ot-29.12.2017-1581-r.pdf (data obrashcheniya 07.03.2020).

6. Reyting regionov po urovnyu sodeystviya razvitiyu konkurentsii [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy portal Pravitel'stva Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: ac.gov.ru/files/attachment/9435.pdf (data obrashcheniya 07.03.2020).

7. Respublika Krym v tsifrakh. 2018: Krat.stat.sb. / Krymstat. — Simferopol', 2019. — 205 s.

8. Statistika federal'noy tamozhennoy sluzhby Krymskaya tamozhnya. Ofitsial'nyy sayt FTS RK [Elektronnyy resurs].

— Rezhim dostupa: crimea.customs.ru/ (data obrashcheniya 07.03.2020).

9. Shcherbina M.V. Opredeleniye rynka ekologicheski chistoy kosmetiki v Rossii / M.V. Shcherbina, M.S. Potemkina // Mir novoy ekonomiki. — 2015. — № 2. — S. 71-74.

Статья поступила в редакцию 12 марта 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года

250

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.