Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ I)'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ I) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР / ЦЕНА / НЕЙРОМАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК / ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / CONSUMER / CONSUMER BEHAVIOUR / CONSUMER CHOICE / PRICE / NEUROMARKETING / MARKETING RESEARCH / FOOD PRODUCTS / CONSUMER BASKET / REGIONAL COMMODITY MARKET / INFORMATION ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вельгош Наталия Зиновьевна, Калькова Наталья Николаевна, Митина Элла Александровна

В статье сопоставлены стоимостные показатели минимального продуктового набора в Республике Крым, Южном федеральном округе и в России с показателями реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, проанализирована их динамика в краткосрочном периоде исследования, установлены прогнозируемые значения показателей. Выдвинута гипотеза о важности ценового фактора, его весомости в сравнении с иными факторами потребительского поведения членов домашних хозяйств при выборе продовольственных товаров. Авторами представлены обобщенные результаты маркетингового исследования основных факторов, оказывающих воздействие на выбор покупателями продовольственных товаров на потребительском рынке Республики Крым в разрезе половозрастных групп покупателей, с учетом их семейного положения и среднедушевого денежного дохода в месяц. Подтверждение выдвинутой гипотезы также получено в результате проведения нейромаркетингового исследования ценового восприятия продовольственных товаров на региональном товарном рынке в условиях информационной асимметрии. Методической основой исследования выступают: метод непосредственного индивидуального опроса с помощью бумажных анкет (далее - PAPI), традиционные методы статистического анализа и обработки данных (в том числе компьютерная программа SPSS Statistics), метод классификационного анализа, метод группировки, графический прием. При проведении нейромаркетингового эксперимента по исследованию визуального внимания и интереса к продовольственным товарам на виртуальной товарной полке магазина используется стационарный айтрекер (Eye-tracker) VT 3 mini с программным обеспечением EventID с целью изучения глазодвигательного поведения испытуемых. Для перекодировки данных, полученных с айтрекера в результате проведения нейромаркетингового эксперимента, в карты визуальной значимости применяется программа OGAMA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вельгош Наталия Зиновьевна, Калькова Наталья Николаевна, Митина Элла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRICE PERCEPTION BY CONSUMERS OF FOOD PRODUCTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION ASYMMETRY (PART I)

In the article, the authors compare the cost indicators of the minimum food set in the Republic of Crimea, the Southern Federal District and in Russia with the indicators of real disposable monetary income of the population and the average monthly-accrued nominal wages, analyse their dynamics in the short-term period of the study, and establish the predicted values of indicators. A hypothesis is put forward about the importance of the price factor, its weight in comparison with other factors of consumer behaviour of household members when choosing food products. The authors present the generalized results of a marketing study of the main factors influencing the choice of food buyers in the consumer market of the Republic of Crimea in the context of age and gender groups of buyers, taking into account their marital status and average per capita monetary income per month. Confirmation of the hypothesis put forward was also obtained as a result of a neuromarketing study of the price perception of food products in the regional commodity market in conditions of information asymmetry. The methodological basis of the study are: the method of direct individual interviewing using paper questionnaires (Paper Assisted Personal Interviews, PAPI), traditional methods of statistical analysis and data processing (including the computer program SPSS Statistics), the method of classification analysis, grouping method, graphic technique. When conducting a neuromarketing experiment on the study of visual attention and interest in food products on a virtual product shelf of a store, a stationary eye-tracker VT 3 mini with the EventID software is used to study the oculomotor behavior of the subjects. The OGAMA program is used to convert the data, obtained from the eye tracker as a result of the neuromarketing experiment, into visual significance maps.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ I)»

УДК 339.166.82 : 338.53.67 (292.471-32)

Вельгош Наталия Зиновьевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Калькова Наталья Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Митина Элла Александровна,

ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Velgosh Nataliia Zinovyevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Kalkova Natalya Nikolaevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Mitina Ella Aleksandrovna,

Assistant of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ОСОБЕННОСТИ ЦЕНОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ

АСИММЕТРИИ (ЧАСТЬ I)1

FEATURES OF PRICE PERCEPTION BY CONSUMERS OF FOOD PRODUCTS IN THE CONDITIONS OF INFORMATION ASYMMETRY (PART I)

В статье сопоставлены стоимостные показатели минимального продуктового набора в Республике Крым, Южном федеральном округе и в России с показателями реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, проанализирована их динамика в краткосрочном периоде исследования, установлены прогнозируемые значения показателей.

Выдвинута гипотеза о важности ценового фактора, его весомости в сравнении с иными факторами потребительского поведения членов домашних хозяйств при выборе продовольственных товаров. Авторами представлены обобщенные результаты маркетингового исследования основных факторов, оказывающих воздействие на выбор покупателями продовольственных товаров на потребительском рынке Республики Крым в разрезе половозрастных групп покупателей, с учетом их семейного положения и среднедушевого денежного дохода в месяц. Подтверждение выдвинутой гипотезы также получено в результате проведения нейромаркетингового исследования ценового восприятия продовольственных товаров на региональном товарном рынке в условиях информационной асимметрии.

Методической основой исследования выступают: метод непосредственного индивидуального опроса с помощью бумажных анкет (далее—PAPI), традиционные методы статистического анализа и обработки данных (в том числе компьютерная программа SPSS Statistics), метод классификационного анализа, метод группировки, графический прием.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 20-010-00473 А «Исследование информационной асимметрии на основе методов и алгоритмов нейромаркетинга»

201

При проведении нейромаркетингового эксперимента по исследованию визуального внимания и интереса к продовольственным товарам на виртуальной товарной полке магазина используется стационарный айтрекер (Eye-tracker) VT 3 mini с программным обеспечением EventID с целью изучения глазодвигательного поведения испытуемых. Для перекодировки данных, полученных с айтрекера в результате проведения нейромаркетингового эксперимента, в карты визуальной значимости применяется программа OGAMA.

Ключевые слова: потребитель, поведение потребителя, потребительский выбор, цена, нейромаркетинг, маркетинговое исследование, продовольственные товары, потребительская корзина, региональный товарный рынок, информационная асимметрия.

In the article, the authors compare the cost indicators of the minimum food set in the Republic of Crimea, the Southern Federal District and in Russia with the indicators of real disposable monetary income of the population and the average monthly-accrued nominal wages, analyse their dynamics in the short-term period of the study, and establish the predicted values of indicators.

A hypothesis is put forward about the importance of the price factor, its weight in comparison with other factors of consumer behaviour of household members when choosing food products. The authors present the generalized results of a marketing study of the main factors influencing the choice of food buyers in the consumer market of the Republic of Crimea in the context of age and gender groups of buyers, taking into account their marital status and average per capita monetary income per month. Confirmation of the hypothesis put forward was also obtained as a result of a neuromarketing study of the price perception of food products in the regional commodity market in conditions of information asymmetry.

The methodological basis of the study are: the method of direct individual interviewing using paper questionnaires (Paper Assisted Personal Interviews, PAPI), traditional methods of statistical analysis and data processing (including the computer program SPSS Statistics), the method of classification analysis, grouping method, graphic technique.

When conducting a neuromarketing experiment on the study of visual attention and interest in food products on a virtual product shelf of a store, a stationary eye-tracker VT 3 mini with the EventID software is used to study the oculomotor behavior of the subjects. The OGAMA program is used to convert the data, obtained from the eye tracker as a result of the neuromarketing experiment, into visual significance maps.

Keywords: consumer, consumer behaviour, consumer choice, price, neuromarketing, marketing research, food products, consumer basket, regional commodity market, information asymmetry.

ВВЕДЕНИЕ

Ценовой фактор, на первый взгляд, является ключевым при выборе продовольственных товаров потребителями различных половозрастных и социально-экономических групп населения. Ценовое восприятие потребителями продовольственных товаров на региональном товарном рынке, как правило, является шаблонным в условиях сложившейся естественной среды обитания и совершения каждодневных покупок. Однако в условиях информационной асимметрии траектория потребительского поведения и ценового восприятия ими продовольственных товаров основных товарных групп потребительской корзины может отклониться от шаблонной линии поведения. Изучение данных особенностей обуславливает актуальность темы исследования, представляет практический интерес для субъектов хозяйствования при составлении портрета реального и потенциального потребителя продовольственных товаров на региональном товарном рынке (на примере Республики Крым).

Вопросы изменения ключевых показателей для формирования покупательского поведения при выборе потребительских товаров, а именно продовольственных товаров, обусловленных снижением реальных располагаемых денежных доходов населения, рассмотрены в работах Н. Акканиной, М. Рома-нюк [4], Н.В. Тонких, Н.А. Сёминой, А.Ю. Панченко [29]. Отдельные аспекты их сопоставления с продовольственной частью потребительской корзины страны представлены в трудах В.С. Капитановой, О.О. Тюриной, О.Н. Зотиковой [12], О.А. Найдис, И.О. Найдис [17], И.В. Щепковой, Д.Л. Скопич [33].

Анализ основных факторов ценового и неценового характера, оказывающих воздействие на формирование потребительского спроса, на выбор покупателями продовольственных товаров, на товарном рынке страны и ее регионов, отдельных его сегментов проведен отечественными учеными Г.В. Астрато-вой [28; 5], О.Л. Лукашевой [14], Е.В. Немковой [18], О.В. Хлопенко [31], О.А. Черновой [32].

Весомость ценового фактора, влияющего на поведение консументов и соответственно на формирование ценовой политики предприятий рассмотрены в работах Е.М. Морозова [16], О.Б. Ярош, Э.А. Митиной [34], представлены в авторских разработках [15]. Важность факторов неценового характера, в первую очередь, упаковки для консументов при принятии решения о покупке продовольственных товаров определена в работе Г.В. Астратовой, О.А. Рущицкой, С.В. Залесового, Н.Ю. Фроловой [28], а также в исследовании В.Ф. Покровской [23]. Авторами выявлена важность упаковки для сильно диверсифицированных товаров [23], установлены «две прямые (характер и объем упаковки) и две опосредованные характеристики (натуральность / экологическая чистота и срок хранения)» упаковки как одного из важнейших критериев покупательского выбора [28], что подтверждено результатами исследования.

Отдельные аспекты информационной асимметрии, встречающейся на рынке продовольственных товаров страны, методические основы ее выявления освящены в трудах Л.А. Донсковой [8], В.В. Лат-фуллина [13], Н.И. Усенко, Ю.С. Отмаховой, А.Г. Оловянишникова [30].

202

Таким образом, исследований, позволяющих выделить особенности воздействия ценового фактора, как одного из ключевых, на траекторию потребительского поведения при выборе консументами продовольственных товаров в различных условиях внешней среды, а не только с учетом величины реальных располагаемых денежных доходов населения, в доступных авторам источниках литературы не установлено. Выявленные нами научные направления формируют основу для дальнейшего исследования ценового восприятия потребителями продовольственных товаров при их выборе на региональном товарном рынке (на примере Республики Крым) в условиях информационной асимметрии. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является исследование особенностей ценового восприятия потребителями продовольственных товаров на региональном рынке в условиях информационной асимметрии. Для достижения поставленной цели в первой ее части необходимо решить ряд задач исследования:

• сопоставить стоимостные показатели минимального продуктового набора в Республике Крым, Южном федеральном округе и в России с показателями реальных располагаемых денежных доходов населения и среднемесячной начисленной номинальной заработной платы, проанализировать их динамику;

• путем проведения маркетингового исследования изучить влияние набора факторов, в том числе ценового фактора, на принятие потребителями решения о покупке продовольственных товаров на региональном товарном рынке (на примере Республики Крым) с учетом тендерного признака, семейного положения и уровня денежных доходов членов домашних хозяйств в месяц.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Приобретение продовольственных товаров входит в круг каждодневных, как правило, обязанностей домашних хозяйств для обеспечения жизнедеятельности семьи и населения в целом, что переходит в плоскость анализа продовольственной безопасности на уровне страны и отдельно взятого региона [6]. На микроуровне — уровне домашних хозяйств важную роль в этом вопросе играет ценовой фактор, что связано с необходимостью корректного и финансово грамотного распределения располагаемых денежных доходов населения и желанием осуществления сбережений.

На первый взгляд, ценовой фактор является главенствующим и потому, что на продовольственные товары в потребительской корзине покупателей Республики Крым, относящейся к зоне с теплым климатом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2013 г. № 54, отводится от 50 % до 60 % [20], в отличие от других регионов, относящихся к зоне с умеренным климатом и зоне с холодным и резко континентальным климатом.

Комплексное исследование цены, как одного из важных факторов при выборе продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, требует анализа статистически значимых показателей, характеризующих экономическое положение в отдельно взятом регионе и в стране в целом. В таблице 1 представлена динамика индекса цен на товары и услуги на полуострове.

Таблица 1. Индексы потребительских цен на товары и услуги в Республике Крым за 2019 г. -1 кв. 2020 г., % к декабрю предыдущего года *

Период Всего в том числе на:

продовольственные товары непродовольственные товары услуги

2019 г.

Январь 101,0 101,4 100,3 101,3

Февраль 101,5 102,1 100,6 101,4

Март 102,1 103,1 100,8 101,5

Апрель 102,5 103,6 100,8 102,6

Май 102,8 103,7 100,8 103,6

Июнь 102,8 103,2 100,8 104,5

Июль 103,2 103,2 100,9 106,6

Август 103,2 102,7 101,0 107,2

Сентябрь 102,5 102,0 101,2 105,3

Октябрь 102,5 102,3 101,3 104,6

Ноябрь 102,5 102,3 101,4 104,5

Декабрь 102,6 102,4 101,5 104,4

2020 г.

Январь 100,0 100,0 100,0 99,9

Февраль 100,2 100,5 99,7 100,4

Март 101,1 101,9 100,3 100,5

Апрель 102,5 104,2 101,0 100,7

* Составлено на основе [10]

203

Наибольший рост индексов потребительских цен как в 2019 г., так и в 2020 г. соответствует продовольственным товарам и услугам. Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в среднем за 2020 год прогнозируется рост индекса потребительских цен на товары и услуги в сравнении с предыдущем периодом с учетом прогнозного плана изменения цен (тарифов) на услуги жилищно-коммунального обслуживания и сферы транспорта, что составит 104,3 % [19] и безусловно скажется на базовом наборе товаров и услуг потребительской корзины крымчанина.

Вследствие этого потребители с низким доходом меняют свое поведение, приобретая недорогие продовольственные товары, товары со скидкой, уменьшая объемы потребления и отказываясь от части потребительских услуг. Действительно, снижение реальных доходов населения приводит к изменению набора товаров в потребительской корзине, как следствие, динамики объемов фактического потребления некоторых продовольственных товаров.

Так, в 2014-2017 гг. отмечается тенденция к снижению реальных располагаемых доходов населения России, а с 2018 г. намечается небольшой рост, что объясняется досрочной выплатой государством пенсий и социальных пособий населению за апрель в марте 2020 г. [9], что характерно и для Республики Крым. В I квартале 2020 г. наблюдается рост реальных располагаемых денежных доходов населения региона в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. (103,4 %), а в сравнении с IV кварталом 2019 г. наоборот — снижение (75,7 %) [7].

Следует отметить, что стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в Республике Крым постоянно растет и выше, чем в среднем в Южном федеральном округе (табл. 2).

Таблица 2. Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в РФ, Республике Крым и Южном федеральном округе за I кв. 2020 г., руб. *

Страна / регион Январь Февраль Март Апрель

Российская Федерация 4096,05 4109,04 4176,87 4321,36

Южный федеральный округ 3947,83 3939,88 3998,72 4158,32

Республика Крым 4171,39 4156,59 4260,99 4409,81

* Составлено на основе данных [11]

В Республике Крым стоимость минимального набора продуктов питания на 251,49 руб. (6,05 %) дороже, чем в среднем в Южном федеральном округе и на 88,45 руб. (2,05 %) дороже, чем в среднем по России. При этом по материалам выборочного наблюдения бюджетов домашних хозяйств у 0,3 % домохозяйств не хватает доходов даже на приобретение продовольственных товаров, а у 44,3 % — на покупку товаров длительного пользования [22]. Установлено, что в 2019 г. в структуре потребительских расходов домашних хозяйств на покупку продуктов для домашнего питания отводится 41,7 %, в том числе на приобретение мяса и мясных продуктов — 26,0 % (первое место), молока и молочных продуктов — 17,1 % (второе место), хлеба и хлебных продуктов — 14,6 % (третье место) [27].

Учитывая достаточный разрыв между показателями стоимости минимального набора продуктов питания в Республике Крым и в России в целом, следует проанализировать среднемесячную номинальную начисленную заработную плату в исследуемый период времени (рис. 1).

Среднее значение среднемесячной номинальной заработной платы в Республике Крым в I квартале 2020 г. составляет 32695 руб., тогда как среднедушевые денежные доходы населения региона в указанный период времени гораздо ниже — 19281 руб. и уступают показателям в Южном федеральном округе (25847 руб.), в России (31246 руб.) [9]. Республика Крым отстает в среднемесячном размере номинальной заработной платы как от показателей Южного федерального округа, так и от показателей России в целом (рис. 1).

Поквартально в 2019 г. также наблюдается снижение показателя реальных располагаемых доходов населения региона в отличии от других субъектов Южного федерального округа в сравнении с аналогичным периодом 2018 г., что соответствует 94,3 %, 94,2 %, 97,6 %, 107,6 %; в I квартале 2020-го года этот показатель составил 103,6 % [9], тогда как прогнозное значение в целом в 2020 г. составит 102,0 % согласно консервативному сценарию социально-экономического развития Республики Крым [19].

Таким образом, наблюдается значительная асимметрия между показателями стоимости минимального продуктового набора (самая высокая в Республике Крым) и среднемесячным размером номинально заработной платы (самая низкая в Республике Крым). В данной связи следует выявить наиболее значимые факторы для потребителя при выборе продовольственных товаров в условиях их низкой покупательной способности по сравнению с потребителями из других регионов.

С целью выявления факторов, являющихся наиболее значимыми при выборе продовольственных товаров, нами проведено маркетинговое исследование методом непосредственного индивидуального опроса с помощью бумажных анкет (далее — РАР!) 400 жителей региона. В опросе приняло участие

204

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55000 " 50000 " 45000 -40000 -35000 -

50926

46674

47257

34525 О-

34218

31684 Д-

31882

30000

январь февраль март

—О—Россия —Д—Республика Крым —□—Южный Федеральный Округ

РЦс. 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по РФ и по субъектам за период январь — март 2020 г. (Составлено и рассчитано на основе данных [24; 25])

население полуострова различных половозрастных групп, отличающееся семейным положением, родом деятельности, уровнями образования и уровнем среднедушевых денежных доходов в месяц на члена семьи / домашнего хозяйства. Основной задачей являлось изучение влияния цены на принятие покупателем решения о покупке продовольственных товаров.

Установлено, что наиболее значимым фактором при выборе продовольственных товаров для 92,8 % опрошенных является цена (рис. 2).

92,8%

цена

срок годности состав дата изготовления производитель упаковка ГОСТ торговая марка объем название условия хранения пищевая ценность

I I I I I I I I I I

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 8С% 90% 100% РЦс 2. Ранжирование наиболее значимых факторов при выборе покупателями продовольственных товаров на региональном товарном рынке (Составлено на основе проведенного исследования)

Весьма значимыми факторами респонденты отмечают срок годности и состав продукта. Каждый третий опрошенный отметил дату изготовления и производителя. Цена для респондента-потребителя в три раза значимее фактора даты изготовления, что косвенно подтверждает приобретение дешевых продовольственных товаров с просроченным сроком годности сомнительного производителя. С целью получения дополнительной экономической выгоды для собственного потребления консументы принимают решение о приобретении нескольких единиц одного и того же продовольственного товара, объе-

205

диненных одной упаковкой и представленных на товарных полках по более низкой цене, но возможно с заканчивающимся / ограниченным сроком их хранения.

Наименее значимыми факторами для потребителя являются название продовольственного товара, условия его хранения и пищевая ценность продукта. Полученные данные свидетельствуют о том, что потребители не задумываются об условиях хранения, однако данный фактор является достаточно важным и влияет на качество продовольственных товаров, представленных на торговых прилавках.

Однако распределение факторов, влияющих на выбор продовольственных товаров, среди опрошенных по тендерному признаку (рис. 3) показало, что потребители-женщины, представляющие большую часть покупателей продуктовых ритейлов, ориентируются, прежде всего на пищевую ценность продуктов (80,0 %), условия их хранения (80,0 %), объем упаковки (78,6 %) и состав (73,9 %), что объясняется их ориентацией на здоровый образ жизни, а также тем, что респонденты-женщины в большей степени придерживаются правильного питания.

Для респондентов-мужчин значимость факторов представлена в следующем порядке: упаковка продуктов (47,5 %), торговая марка (40,5 %), производитель (39,5 %). При выборе продовольственных товаров респонденты-мужчины ориентируются на известные им торговые марки, находя их на торговых прилавках по упаковке и производителю. У мужчин в процессе принятия решения о покупке формируется конкретизированное потребительское поведение относительно определенных торговых марок продовольственных товаров и их упаковки, с точки зрения удобства в использовании / применении последних.

В процессе маркетингового исследования установлена значимость факторов для разных гендерных групп респондентов-покупателей продовольственных товаров в зависимости от их семейного положения (рис. 4).

торговая мар ка объем пищевая ценность ГОСТ условия хранения производитель дата изготовления ср ок годности состав

тор говая марка объем

пищевая ценность ГОСТ условия хранения производитель дата изготовления ср ок годности состав у паковка цена название

. 56,8%, Л1,4%: . 64,3%:

; 50,0% ; 60,0%

.54,8% . 50,0% 159,1% :59,3%

176,9% .58,7% 158,8%

43,2%.

:

409% I 407% I 23,1% И 41,3% I 412% I

0% 20% 40% 60% 80% Количество респондентов, %

100%

0% 20% 40% 60% 80% 100% Количество респондентов, %

□ ж

□ не замужем / не женат □ замужем / женат

Рис. 3. Ранжирование факторов при выборе покупателями продовольственных товаров среди опрошенных по гендерному признаку на региональном товарном рынке (Составлено на основе проведенного исследования)

4. Ранжирование факторов при выборе покупателями продовольственных товаров среди опрошенных по семейному положению на региональном товарном рынке (Составлено на основе проведенного исследования)

Для потребителей, семейный статус которых «не замужем / не женат» наиболее значимыми факторами при выборе продовольственных товаров являются следующие: упаковка продуктов (76,9 %), объем упаковки (71,4 %), пищевая ценность (64,3 %), что связано с траекторией индивидуального потребления продуктов питания. Для замужних / женатых респондентов значимость факторов при выборе продовольственных товаров представлена в следующем порядке: дата изготовления, соответствие ГОСТ, торговая марка, что связано с устоявшимися потребительскими предпочтениями в отношении торговых марок и производителей продовольственных товаров среди членов семьи / внутри домашнего хозяйства. На пятом месте — фактор цены (41,3 %), что снова подтверждает его важность при выборе продовольственных товаров.

206

м

В связи с этим важным является ранжирование факторов по их значимости при выборе продовольственных товаров для потребителей с разным уровнем среднедушевых доходов населения в месяц (рис. 5).

торговая марка объем пищевая ценность ГОСТ

условия хранения про изводитель дата изготовления срок годности состав упаковка цена название

45,9%

18,9%

16,2%

8,1%

53,8%

19,2%

7,7%

7,7%

10,8% 11,5%

20,0%

20,0%

20,0%

| 6,7%

33,3%

43,2%

16,2%

16,2%

5,4%

46,7%

20,0%

6,5%,1%

31,0%

26,2%

14,3%

4,8%|

42,3% | 15,4% | 7,7% | 7,7%

40,5% 21,6% 10,3% 6,0% |

41,8% 17,6% 12,1% 6,6% |

43,6% 15,4% 15,4% 5,1%

41,3% | 19,0% 1 11,1% 1 6,3% |

18,9% 26,7% 123,8% 26,9% 21,6% 22,0% 20,5% 22,2%

31,3%

6,3%

18,8%

6,3%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

37,5% 80%

90%

100%

□ 10000-15000 □ 15000-20000 020000-25000 025000-30000 Щсвыше 30000

РЦс 5 Ранжирование факторов при выборе покупателями продовольственных товаров среди опрошенных по уровню их доходов на региональном товарном рынке (Составлено на основе проведенного исследования)

Выявлено, что для потребителей с низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения в месяц, диапазон которых установлен, по мнению авторов, от 10000,1 руб. до 15000,0 руб., цена является одним из определяющих факторов при выборе (41,3 % против 22,2 % респондентов с высоким уровнем среднедушевых денежных доходов населения в месяц). Важными факторами для данной группы потребителей также являются в порядке убывания: объем, условия хранения, торговая марка, упаковка, соответствие ГОСТ.

Для потребителей со среднедушевым денежным доходом в месяц выше 30 тыс. руб. наиболее значимыми факторами при выборе продовольственных товаров являются в порядке убывания: название, пищевая ценность, дата изготовления. Каждый пятый отметил фактор цены, что свидетельствует о смещении потребительских предпочтений при покупке продовольственных товаров в сторону здорового образа жизни и потребления экологически чистых продуктов, что отвечает определенному жизненному стилю и культуре потребления. Следует отметить, что в 2019 г. группа со среднедушевым денежным доходом в месяц от 27000,1 руб. до 45000,0 составляет менее 1 / 5 населения Республики Крым [21].

На потребительское поведение покупателей региона косвенно оказывает влияние факт крайней неравномерности распределения денежных доходов населения в обществе Республики Крым, что подтверждается значением коэффициента Джини (индекса концентрации доходов) в 0,334, который варьируется от 0 до 1. По предварительным данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, 17,2 % от общей численности населения региона в 2019 г. располагают денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, а на 20-процентную группу населения региона с наивысшими среднедушевыми денежными доходами приходится 40,9 % от общего объема денежных доходов населения [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установление различий в ценовом восприятии потребителями продовольственных товаров в зависимости от гендерной принадлежности, семейного положения и социального статуса послужило основой для расчета индекса значимости факторов при выборе продовольственных товаров (рис. 6) на основе усредненных балльных оценок веса предложенных факторов. Наиболее значимыми факторами для респондентов-потребителей по убыванию являются: цена (4,6 балла), состав (4,3 балла) и срок годности (4,3 балла). Таким образом, вне зависимости от их принадлежности к определенной половозрастной группе и/или группе по социальному статусу, наиболее значимым в процессе принятия решения о покупке продовольственных товаров все же является фактор цены.

Более детальный анализ взаимосвязей полученных результатов представлен матрицей корреляций («визуализацией Я Пирсона»), которая позволяет наглядно привести графики корреляций между каж-

207

хо 100

о4

в 90

I 80

§ 70 я

§ 60

а 50 &

§ 40

13 30

я 20

о 10

* 0

пищевая объем торговая ценность марка

ГОСТ название дата

изготовления Балльная о ценка ф актор о в

ср о к со с тав годности

1

Ь

1,5

2,5

3,5

4,5 5

я

я

^

я

ч

□ 1 П 2 □ 3 □ 4 □ 5

О Условный индекс

Рис. 6 Индекс значимости факторов при выборе покупателями продовольственных товаров по пятибалльной шкале на региональном товарном рынке (Составлено на основе проведенного исследования)

дой парой переменных, установив в качестве переменных критерии классификации респондентов — возраст, пол, уровень образования, семейное положение, род деятельности, уровень среднедушевых доходов в месяц — и ключевого фактора, влияющего на выбор продовольственных товаров — цену (рис. 7). В верхней части матрицы корреляций указаны значения линейного коэффициента корреляции Я Пирсона для данной пары переменных, уровень значимости (а) и объем выборки (п). В нижней части матрицы корреляций приведены графики корреляций между каждой парой переменных и нанесена сглаженная линия средних значений У (переменной, идущей снизу и нанесенной на ось ординат) для каждого X (переменной, идущей сверху и нанесенной на ось абсцисс).

!ис. 7. Матрица корреляций установленных переменных — «визуализация Я Пирсона» (Рассчитано и составлено на основе проведенного исследования)

208

ВЫВОДЫ

На основе проведенного комплексного анализа цен на продовольственные товары при их сопоставлении с реальными располагаемыми денежными доходами населения, а также маркетингового исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, выявлен рост индекса потребительских цен продовольственных товаров и услуг в Республики Крым в 2019 г. и I квартале 2020 г., что непосредственно сказывается на базовом наборе продовольственных товаров в потребительской корзине крымчанина. Наблюдается значительная асимметрия между показателями стоимости условного (минимального) продуктового набора (самая высокая в Республике Крым в сравнении с показателем в Южном федеральном округе и в России) и среднемесячным размером номинальной заработной платы (самый низкий в Республике Крым в сравнении с показателем в Южном федеральном округе и в России), что дает основания полагать о весомости ценового фактора при выборе продовольственных товаров как одного из ключевых, влияющих на потребительское поведение покупателей.

Во-вторых, по результатам маркетингового исследования установлено, что наиболее значимым фактором при выборе продовольственных товаров для 92,8 % опрошенных является цена, который в три раза значимее фактора даты изготовления для потребителя, что обуславливает приобретение продовольственных товаров по более низкой цене и, возможно, с просроченным сроком годности. Каждый третий респондент обращает внимание на дату изготовления продовольственных товаров.

В-третьих, определено, что для потребителей с низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения в месяц от 10000,1 руб. до 15000,0 руб., цена является определяющим фактором при выборе продовольственных товаров (41,3 %). В свою очередь, для потребителей со среднедушевым денежным доходом в месяц выше 30 тыс. руб. наиболее значимыми факторами при выборе продовольственных товаров являются название и пищевая ценность продовольственных товаров, что свидетельствует о соблюдении определенного режима здорового питания и следовании культуре их потребления.

Таким образом, ценовой фактор является определяющим для многочисленной экономической группы населения при шаблонной траектории покупательского поведения в условиях естественной среды обитания и совершения необходимых каждодневных покупок продовольственных товаров. Но при более детальном изучении фактор цены уступает иным факторам неценового характера, определяющим потребительское поведение при выборе продовольственных товаров на товарном рынке региона (на примере Республики Крым), что связано со вкусовыми предпочтениями покупателей в отношении торговых марок, состава и пищевой ценности продуктов питания. Тем не менее усредненные балльные оценки экспертов установили значимость фактора цены, состава и срока годности продуктов.

Вопросы изучения и выявления особенностей ценового восприятия покупателями продовольственных товаров в условиях информационной асимметрии детально рассмотрены во второй части статьи и установлены по результатам проведения авторами нейромаркетингового исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Duchowski, A. Eye tracking methodology: Theory and practice / A. Duchowski. — Berlin- Heidelberg: Springer, 2007. — P. 144-158.

2. How do Tobii Eye Trackers work? TOBII Pro. 2018 / University of Guelph [Electronic resource] // General Information-CUDO 2015. — 2020. — Access Mode: www.uoguelph.ca/iar/cudo/general (date of the application: 19.06.2020).

3. Jacob, R. J. Eye tracking in human-computer interaction and usability research: Ready to deliver the promises / R.J. Jacob, K.S. Karn. — Text : direct // Mind. — 2003. — № 2 (3), 4. — Р. 573-604.

4. Акканина, Н.В. Основные тенденции развития потребительского рынка продовольственных товаров в России / Н.В. Акканина, М.А. Романюк [Электронный ресурс] // Экономика сельского хозяйства России. — 2017. — № 10. — С. 55-62. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=30296567 (дата обращения: 15.06.2020).

5. Астратова, Г.В. Факторы формирования потребительского спроса на продовольственные товары / Г.В. Астратова [Электронный ресурс] // Известия Уральского государственного экономического университета. — 1999. — № 2. — С. 65-74. — Режим доступа: elibrary.ra/item.asp?id=15262825 (дата обращения : 15.06.2020).

6. Герасимчук, З.В. Теоретические основы продовольственной безопасности / З.В. Герасимчук [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 4 (49). — С. 162-171. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id=42554956 (дата обращения: 15.06.2020).

7. Динамика денежных доходов населения : уровень жизни. Основная статистика [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю: официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/реальные %20на %20сайтpdf (дата обращения : 26.05.2020).

8. Донскова, Л.А. Информационная асимметрия на российском рынке продовольственных товаров: сущность, проблемы, пути решения / Л.А. Донскова [Электронный ресурс] // Вестник ОГУ — 2012. — № 1 (137). — С. 89-94. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-asimmetriya-na-rossiyskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-suschnost-problemy-puti-resheniya/viewer (дата обращения: 15.06.2020).

9. Доходы, расходы и сбережения населения: уровень жизни [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: www.gks.ra/folder/13397?print=1 (дата обращения: 05.06.2020).

10. Индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги за 2019-2020 гг.: потребительские цены [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю:

209

официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/ИПЦ %20за %202019-2020г. %20anpenb.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

11. Индексы потребительских цен на товары и услуги: цены. Потребительские цены [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. — 2020. — Режим доступа: www.gks.ru/price (дата обращения: 15.06.2020).

12. Капитанова, В.С. Уровни среднемесячной заработной платы и стоимости потребительской корзины в России / В.С. Капитанова, О.О. Тюрина, О.Н. Зотикова [Электронный ресурс] // Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности (ИНТЕКС-2016): сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. Ч. 2. — М.: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016. — 158 с. — С. 29-31. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=28774935 (дата обращения: 15.06.2020).

13. Латфуллин, В.В. Информационная асимметрия на российском рынке продовольственных товаров / В.В. Латфул-лин [Электронный ресурс] // Экономика и социум. — 2016. — Вып. 10 (29). — Режим доступа: readera.org/informacionnaja-asimmetrija-na-rossijskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-140116191 (дата обращения: 15.06.2020).

14. Лукашева, О.Л. Особенности среды функционирования потребительского рынка России и их влияние на формирование модели потребительского поведения / О. Л. Лукашева [Электронный ресурс] // Экономический журнал. — 2019. — № 3 (55). — С. 42-53. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=42363771 (дата обращения: 15.06.2020).

15. Митина, Э.А. Ценообразование как триггер потребительского поведения при выборе молока на региональном товарном рынке / Э.А. Митина, Н.З. Вельгош, Н.Н. Калькова [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. —2019. — № 4 (49). — С. 214-228. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=42554962 (дата обращения: 15.06.2020).

16. Морозов, Е.М. Ценовой фактор развития отечественного сельского хозяйства / Е.М. Морозов [Электронный ресурс] // Научное обозрение: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 109-121. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id=26727452 (дата обращения: 15.06.2020).

17. Найдис, О.А. Потребительские корзины, контроллинг уровня потребительских цен и МРОТ / О.А. Найдис, И.О. Найдис [Электронный ресурс] // Контроллинг. — 2019. — № 74. — С. 40-53. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id=42359759 (дата обращения: 15.06.2020).

18. Немкова, Е.В. Факторы и типы потребительского поведения на рынке продовольственных товаров / Е.В. Немкова [Электронный ресурс] // Экономическая социология. — 2008. — Т. 9, № 5. — С. 68-85. — Режим доступа: elibrary.ru/ item.asp?id= 17791919 (дата обращения: 15.06.2020).

19. Об одобрении прогноза социально-экономического развития Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: Распоряжение Совета министров Республики Крым от 28.10.2019 г. № 1302-р [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и информационно-технической документации. — 2020. — Режим доступа: docs.cntd.ru/document/561585508 (дата обращения: 15.06.2020).

20. Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 28.01.2013 г. № 54 [Электронный ресурс] // Гарант.ру : информационно-правовой портал. — 2020. — Режим доступа: base.garant.ru/70308360/ (дата обращения: 15.06.2020).

21. Основные показатели дифференциации доходов населения уровень жизни. Основная статистика [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/Уровень %20бедности %20офиц %20статистика(1)^^дата обращения: 20.05.2020).

22. Оценка финансового положения домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств): уровень жизни. Основные показатели [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/ mediabank/gahevfXP/Оценка %20финансового %20положения %20домашних %20хозяйств.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

23. Покровская, С.Ф. Влияние упаковки на решение покупателя о приобретении того или иного продовольственного товара; на примере муки (Польша) / С.Ф. Покровская [Электронный ресурс] // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. — 2004. — № 1. — С. 238. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=8377164 (дата обращения: 15.06.2020).

24. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации в 2013-2020 гг.: рынок труда, занятость и заработная плата [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. — 2020. — Режим доступа: www.gks.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 22.06.2020).

25. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организации в разрезе видов экономической деятельности по Республике Крым помесячно в 2020 г.: рынок труда и занятость населения. Оперативная информация (заработная плата и численность работников) [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю. —2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/ storage/mediabank/Среднемесячная %20заработная %20плата %20помeсячно_фeврaль(3).pdf (дата обращения: 26.06.2020).

26. Старостина, Ю. Реальные доходы россиян упали пятый год подряд / Ю. Старостина [Электронный ресурс] // РБК. — 2019. — 25 января. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2019/5c4af2c39a7947badf2d4e74 (дата обращения: 15.06.2020).

27. Структура потребительских расходов домашних хозяйств : уровень жизни. Основные показатели [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г Севастополю. — 2020. — Режим доступа: crimea.gks.ru/storage/mediabank/SdHQQ754/Структурa %20потребительских %20расходов %20домаш-них %20хозяйств.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

28. Теоретико-методологические подходы к исследованию взаимосвязи менеджмента и маркетинга в системе «Зелёной экономики» (на примере продовольственных товаров и их упаковки) / Г.В. Астратова, О.А. Рущицкая, С.В. Залесов, Н.Ю. Фролова [Электронный ресурс] // Науковедение. Интернет-журнал. — 2017. — Т. 9, № 4. — С. 4. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=30079919 (дата обращения: 15.06.2020).

29. Тонких, Н.В. Маркетинговое исследование потребительского поведения на региональном рынке молочных продуктов в условиях кризиса / Н.В. Тонких, Н.А. Сёмина, А.Ю. Панченко [Электронный ресурс] // Агропродовольствен-

210

ная политика России. — 2017. — № 11 (71). — С. 44-48. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=30706843 (дата обращения: 15.06.2020).

30. Усенко, Н.И. Проблемы асимметрии корпоративных и общественных интересов на рынке продовольственных товаров / Н.И. Усенко, Ю.С. Отмахова, А.Г. Оловянишников [Электронный ресурс] // Экономически и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2014. — № 3. — С. 124-139. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=21737001& (дата обращения: 15.06.2020).

31. Хлопенко, О.В. Учет факторов потребительского поведения в разработке стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий розничной торговли / О.В. Хлопенко [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. — 2011. — № 1 (15). — С. 379-386. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=16523324 (дата обращения: 15.06.2020).

32. Чернова, А.О. Анализ потребительских предпочтений населения в отношении продовольственных товаров (на примере Ростовской области) / А.О. Чернова [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2015. — № 1 (125). — С. 51-59. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=23102599 (дата обращения: 15.06.2020).

33. Щепкова, И.В. Выявление особенностей динамики цен на основные товары потребительской корзины (на примере Калининградской области) / И.В. Щепкова, Д.Л. Скопич [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Гуманитарные и общественные науки. — 2017. — № 1. — С. 76-86. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=28915325 (дата обращения: 15.06.2020).

34. Ярош, О.Б. Анализ уровня конкурентоспособности цен на продукцию, реализуемую в региональных торговых сетях / О.Б. Ярош, Э.А. Митина [Электронный ресурс] // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2019. — № 3 (48). — С. 188-195. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=41810371 (дата обращения: 15.06.2020).

SPISOK UTERATURY

1. Duchowski, A. Eye tracking methodology: Theory and practice / A. Duchowski. — Berlin- Heidelberg: Springer, 2007. — P. 144-158.

2. How do Tobii Eye Trackers work? TOBII Pro. 2018 / University of Guelph [Electronic resource] // General Information-CUDO 2015. — 2020. — Access Mode: www.uoguelph.ca/iar/cudo/general (date of the application: 19.06.2020).

3. Jacob, R. J. Eye tracking in human-computer interaction and usability research: Ready to deliver the promises / R.J. Jacob, K.S. Karn. — Text : direct // Mind. — 2003. — № 2 (3), 4. — Р. 573-604.

4. Akkanina, N.V. Osnovnyye tendentsii razvitiya potrebitel'skogo rynka prodovol'stvennykh tovarov v Rossii / N.V. Akkanina, M.A. Romanyuk [Elektronnyy resurs] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. — 2017. — № 10. — S. 55-62.

— Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=30296567 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

5. Astratova, G.V. Faktory formirovaniya potrebitel'skogo sprosa na prodovol'stvennyye tovary / G.V. Astratova [Elektronnyy resurs] // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 1999. — № 2. — S. 65-74. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=15262825 (data obrashcheniya : 15.06.2020).

6. Gerasimchuk, Z.V. Teoreticheskiye osnovy prodovol'stvennoy bezopasnosti / Z.V. Gerasimchuk [Elektronnyy resurs] / / Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 162-171. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item. asp?id=42554956 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

7. Dinamika denezhnykh dokhodov naseleniya: uroven' zhizni. Osnovnaya statistika [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/real'nyye %20na %20sayt.pdf (data obrashcheniya: 26.05.2020).

8. Donskova, L.A. Informatsionnaya asimmetriya na rossiyskom rynke prodovol'stvennykh tovarov: sushchnost', problemy, puti resheniya / L.A. Donskova [Elektronnyy resurs] // Vestnik OGU. — 2012. — № 1 (137). — S. 89-94. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-asimmetriya-na-rossiyskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-suschnost-problemy-puti-resheniya/viewer (data obrashcheniya: 15.06.2020).

9. Dokhody, raskhody i sberezheniya naseleniya: uroven' zhizni [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/folder/13397?print=1 (data obrashcheniya: 05.06.2020).

10. Indeksy potrebitel'skikh tsen i tarifov na tovary i uslugi za 2019-2020 gg.: potrebitel'skiye tseny [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/IPTS %20za %202019-2020g. %20aprel'.pdf(data obrashcheniya: 20.06.2020).

11. Indeksy potrebitel'skikh tsen na tovary i uslugi: tseny. Potrebitel'skiye tseny [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt. — 2020. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/price (data obrashcheniya: 15.06.2020).

12. Kapitanova, V.S. Urovni srednemesyachnoy zarabotnoy platy i stoimosti potrebitel'skoy korziny v Rossii / V.S. Kapitanova, O.O. Tyurina, O.N. Zotikova [Elektronnyy resurs] // Innovatsionnoye razvitiye legkoy i tekstil'noy promyshlennosti (INTEKS-2016): sbornik materialov Vserossiyskoy nauchnoy studencheskoy konferentsii. CH. 2. — M.: FGBOU VO «Moskovskiy gosudarstvennyy universitet dizayna i tekhnologii», 2016. — 158 s. — S. 29-31. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=28774935 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

13. Latfullin, V.V. Informatsionnaya asimmetriya na rossiyskom rynke prodovol'stvennykh tovarov / V.V. Latfullin [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i sotsium. — 2016. — Vyp. 10 (29). — Rezhim dostupa: readera.org/informacionnaja-asimmetrija-na-rossijskom-rynke-prodovolstvennyh-tovarov-140116191 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

14. Lukasheva, O.L. Osobennosti sredy funktsionirovaniya potrebitel'skogo rynka Rossii i ikh vliyaniye na formirovaniye modeli potrebitel'skogo povedeniya / O. L. Lukasheva [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskiy zhurnal. — 2019. — № 3 (55).

— S. 42-53. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=42363771 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Mitina, E.A. Tsenoobrazovaniye kak trigger potrebitel'skogo povedeniya pri vybore moloka na regional'nom tovarnom rynke / E.A. Mitina, N.Z. Vel'gosh, N.N. Kal'kova [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 4 (49). — S. 214-228. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=42554962 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

16. Morozov, Ye.M. Tsenovoy faktor razvitiya otechestvennogo sel'skogo khozyaystva / Ye.M. Morozov [Elektronnyy resurs] // Nauchnoye obozreniye: teoriya i praktika. — 2016. — № 8. — S. 109-121. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=26727452 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

211

17. Naydis, O.A. Potrebitel'skiye korziny, kontrolling urovnya potrebitel'skikh tsen i MROT / O.A. Naydis, I.O. Naydis [Elektronnyy resurs] // Kontrolling. — 2019. — № 74. — S. 40-53. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=42359759 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

18. Nemkova, Ye.V. Faktory i tipy potrebitel'skogo povedeniya na rynke prodovol'stvennykh tovarov / Ye.V. Nemkova [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskaya sotsiologiya. — 2008. — T. 9, № 5. — S. 68-85. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id= 17791919 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

19. Ob odobrenii prognoza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym na 2020 god i na planovyy period 2021 i 2022 godov: Rasporyazheniye Soveta ministrov Respubliki Krym ot 28.10.2019 g. № 1302-r [Elektronnyy resurs] // Kodeks: elektronnyy fond pravovoy i informatsionno-tekhnicheskoy dokumentatsii. — 2020. — Rezhim dostupa: docs.cntd.ru/document/ 561585508 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

20. Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsiy po opredeleniyu potrebitel'skoy korziny dlya osnovnykh sotsial'no-demograficheskikh grupp naseleniya v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii (s izmeneniyami i dopolneniyami): Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.01.2013 g. № 54 [Elektronnyy resurs] // Garant.ru : informatsionno-pravovoy portal. — 2020. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/70308360/ (data obrashcheniya: 15.06.2020).

21. Osnovnyye pokazateli differentsiatsii dokhodov naseleniya uroven' zhizni. Osnovnaya statistika [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/Uroven' %20bednosti %20ofits %20statistika(1).pdf (data obrashcheniya: 20.05.2020).

22. Otsenka finansovogo polozheniya domashnikh khozyaystv (po materialam vyborochnogo obsledovaniya byudzhetov domashnikh khozyaystv): uroven' zhizni. Osnovnyye pokazateli [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/ gahevfxP/Otsenka %20finansovogo %20polozheniya %20domashnikh %20khozyaystv.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2020).

23. Pokrovskaya, S.F. Vliyaniye upakovki na resheniye pokupatelya o priobretenii togo ili inogo prodovol'stvennogo tovara; na primere muki (Pol'sha) / S.F. Pokrovskaya [Elektronnyy resurs] // Ekonomika sel'skogo khozyaystva. Referativnyy zhurnal.

— 2004. — № 1. — S. 238. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=8377164 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

24. Srednemesyachnaya nominal'naya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov v tselom po ekonomike po sub"yektam Rossiyskoy Federatsii v 2013-2020 gg.: rynok truda, zanyatost' i zarabotnaya plata [Elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. — 2020. — Rezhim dostupa: www.gks.ru/labor_market_employment_salaries (data obrashcheniya: 22.06.2020).

25. Srednemesyachnaya nominal'naya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov po polnomu krugu organizatsii v razreze vidov ekonomicheskoy deyatel'nosti po Respublike Krym pomesyachno v 2020 g.: rynok truda i zanyatost' naseleniya. Operativnaya informatsiya (zarabotnaya plata i chislennost' rabotnikov) [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/ mediabank/Srednemesyachnaya %20zarabotnaya %20plata %20pomesyachno_fevral'(3).pdf (data obrashcheniya: 26.06.2020).

26. Starostina, Yu. Real'nyye dokhody rossiyan upali pyatyy god podryad / Yu. Starostina [Elektronnyy resurs] // RBK. — 2019. — 25 yanvarya. — Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2019/5c4af2c39a7947badf2d4e74 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

27. Struktura potrebitel'skikh raskhodov domashnikh khozyaystv : uroven' zhizni. Osnovnyye pokazateli [Elektronnyy resurs] // Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym i g. Sevastopolyu. — 2020. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/storage/mediabank/SdHQQ754/Struktura %20potrebitel'skikh %20raskhodov %20domashnikh %20khozyaystv.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2020).

28. Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k issledovaniyu vzaimosvyazi menedzhmenta i marketinga v sisteme «Zelonoy ekonomiki» (na primere prodovol'stvennykh tovarov i ikh upakovki) / G.V. Astratova, O.A. Rushchitskaya, S.V. Zalesov, N.Yu. Frolova [Elektronnyy resurs] // Naukovedeniye. Internet-zhurnal. — 2017. — T. 9, № 4. — S. 4. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=30079919 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

29. Tonkikh, N.V. Marketingovoye issledovaniye potrebitel'skogo povedeniya na regional'nom rynke molochnykh produktov v usloviyakh krizisa / N.V. Tonkikh, N.A. Somina, A.Yu. Panchenko [Elektronnyy resurs] // Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. — 2017. — № 11 (71). — S. 44-48. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=30706843 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

30. Usenko, N.I. Problemy asimmetrii korporativnykh i obshchestvennykh interesov na rynke prodovol'stvennykh tovarov / N.I. Usenko, Yu.S. Otmakhova, A.G. Olovyanishnikov [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheski i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2014. — № 3. — S. 124-139.—Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=21737001& (data obrashcheniya: 15.06.2020).

31. Khlopenko, O.V. Uchet faktorov potrebitel'skogo povedeniya v razrabotke strategii obespecheniya konkurentosposobnosti predpriyatiy roznichnoy torgovli / O.V. Khlopenko [Elektronnyy resurs] // Inzhenernyy vestnik Dona. — 2011. — № 1 (15). — S. 379-386. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=16523324 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

32. Chernova, A.O. Analiz potrebitel'skikh predpochteniy naseleniya v otnoshenii prodovol'stvennykh tovarov (na primere Rostovskoy oblasti) / A.O. Chernova [Elektronnyy resurs] // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny. — 2015. — № 1 (125). — S. 51-59. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=23102599 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

33. Shchepkova, I.V. Vyyavleniye osobennostey dinamiki tsen na osnovnyye tovary potrebitel'skoy korziny (na primere Kaliningradskoy oblasti) / I.V. Shchepkova, D.L. Skopich [Elektronnyy resurs] // Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Ser. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki. — 2017. — № 1. — S. 76-86. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=28915325 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

34. Yarosh, O.B. Analiz urovnya konkurentosposobnosti tsen na produktsiyu, realizuyemuyu v regional'nykh torgovykh setyakh / O.B. Yarosh, E.A. Mitina [Elektronnyy resurs] // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2019. — № 3 (48).

— S. 188-195. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=41810371 (data obrashcheniya: 15.06.2020).

Статья поступила в редакцию 27 июня 2020 года Статья одобрена к печати 30 июня 2020 года

212

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.