Научная статья на тему 'Региональный вектор развития торговых операций на внешних рынках (на примере Республики Крым)'

Региональный вектор развития торговых операций на внешних рынках (на примере Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / ГЕОЭКОНОМИКА / ТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТОВАРНЫЙ ЭКСПОРТ / ТОВАРНЫЙ ИМПОРТ / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реутов Виктор Евгеньевич, Вельгош Наталия Зиновьевна, Осадчий Евгений Иванович

В статье представлены общие тенденции развития торговых операций Республики Крым на внешних рынках в 2000-2018 гг. Наивысших показателей за указанный период внешняя торговля Республики Крым достигла в 2013 г., когда объем товарного экспорта превысил отметку в 900 млн. долл. США. Проведен анализ товарной и географической структуры экспорта и импорта товаров Республики Крым в 2013-2018 гг. В 2014 г. на экономику и внешнюю торговлю Республики Крым оказали воздействие: сокращение промышленного производства, недогрузка мощностей транспорта, потеря традиционных рынков сбыта продукции. В результате, изменилась товарная структура экспорта региона. Если в 2013 г. лидирующее место занимали продажи химической продукции, то в 2014 г. значительно возросла доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Однако уже в 2017 г. доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сокращается, а доля экспорта продукции химической промышленности и каучука растет в сравнении с 2015 г. В заключительной части работы установлены проблемы и перспективы развития торговых операций региона на внешних рынках в условиях геоэкономических реалий. Предложены рекомендации по всестороннему развитию внешнеторговой деятельности Республики Крым. Установлено, что перспективными странами-партнерами в развитии торгово-экономического сотрудничества являются кроме стран СНГ: Индия, Китай и иные страны группы БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Реутов Виктор Евгеньевич, Вельгош Наталия Зиновьевна, Осадчий Евгений Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный вектор развития торговых операций на внешних рынках (на примере Республики Крым)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 339.5(477.75)

Реутов Виктор Евгеньевич,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой маркетинга, торгового и таможенного дела, директор Института экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Вельгош Наталия Зиновьевна, кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Осадчий Евгений Иванович,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры мировой экономики,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Reutov Viktor Yevgeniyevich,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Head of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Director of the Institute of Economics and Management (structural subdivision),

FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University»,

Simferopol, Russian Federation.

Velgosh Nataliia Zinovyevna,

PhD in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Marketing, Trade and Customs Affairs,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University»,

Simferopol, Russian Federation.

Osadchiy Yevgeniy Ivanovich,

PhD in Geography, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of World Economy,

Institute of Economics and Management (structural subdivision),

FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University»,

Simferopol, Russian Federation.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

REGIONAL VECTOR OF THE TRADE OPERATIONS DEVELOPMENT ON THE EXTERNAL MARKETS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

В статье представлены общие тенденции развития торговых операций Республики Крым на внешних рынках в 20002018 гг. Наивысших показателей за указанный период внешняя торговля Республики Крым достигла в 2013 г., когда объем товарного экспорта превысил отметку в 900 млн. долл. США. Проведен анализ товарной и географической структуры экспорта и импорта товаров Республики Крым в 2013-2018 гг. В 2014 г. на экономику и внешнюю торговлю Республики Крым оказали воздействие: сокращение промышленного производства, недогрузка мощностей транспорта, потеря традиционных рынков сбыта продукции. В результате, изменилась товарная структура экспорта региона. Если в 2013 г. лидирующее место занимали продажи химической продукции, то в 2014 г. — значительно возросла доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Однако уже в 2017 г. доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сокращается, а доля экспорта продукции химической промышленности и каучука растет

231

в сравнении с 2015 г. В заключительной части работы установлены проблемы и перспективы развития торговых операций региона на внешних рынках в условиях геоэкономических реалий. Предложены рекомендации по всестороннему развитию внешнеторговой деятельности Республики Крым. Установлено, что перспективными странами-партнерами в развитии торгово-экономического сотрудничества являются кроме стран СНГ: Индия, Китай и иные страны группы БРИКС.

Ключевые слова: регион, республика Крым, геоэкономика, торговые операции, товарный экспорт, товарный импорт, товарная структура внешней торговли, географическая структура внешней торговли.

The article presents the general trends in the trade operations development of the Republic of Crimea on the external markets in 2000-2018. The highest indicators of the foreign trade development of the Republic of Crimea for this period were in 2013, when the volume of the export of goods exceeded $ 900 million. The authors analysed the commodity and geographical structure of exports and imports of goods of the Republic of Crimea in 2013-2018. In 2014, the economy and foreign trade of the Republic of Crimea had an impact of the reduction of industrial production, the underload of transport capacities, and the loss of traditional goods markets. As a result, the commodity structure of the region's exports has changed. If in 2013 the leading place appeared to the sales of chemical products, then in 2014 the share of food products and agricultural raw materials significantly increased. However, already in 2017, the share of exports of food products and agricultural raw materials is reduced, and the share of exports of chemical products and rubber is growing, compared to 2015. In the final part of the work, problems and prospects for the region's trade operations development on the external markets in the conditions of geo-economic realities are identified. Recommendations are proposed for the comprehensive development of the foreign trade activity of the Republic of Crimea. It has been established, that in the trade and economic cooperation development the perspective partner countries are, apart from the CIS countries: India, China and other countries of the BRICS group.

Keywords: region, the Republic of Crimea, geoeconomy, trade operations, export of goods, import of goods, commodity structure of foreign trade, geographical structure of foreign trade.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительные и радикальные перемены в политико-правовом положении Крыма стали для общества столь же ожидаемыми, сколь и неожиданными в геоэкономическом аспекте. Радикальное развитие событий в изменении положения административного статуса Крыма явно опережало их глубокое и всестороннее осмысление не только со стороны политологов и экономистов. Для научной среды России и крымского региона стало характерным некоторое интеллектуальное запаздывание в причинно-следственной интерпретации социально-экономических процессов, происходящих в первоначально созданном Крымском федеральном округе, а затем в Южном федеральном округе и их всестороннее осмысливание исходя из складывающихся геополитических реалий. В полной мере это может быть отнесено к внешней торговле.

В современной научной литературе вопросы внешней торговли Республики Крым, ее товарной и географической структуры, определения основных векторов входящих и исходящих потоков в новых геополитических и геоэкономических реалиях подымались неоднократно. Изучение отдельных аспектов внешней торговли Республики Крым в до- и пост-переходной период представлено работах: Гончар И.В. [5], Капицына В.М., Герасименко О.А., Андроновой Л.Н. [6] и ряда других ученых-экономистов.

Проводимые научные исследования этой сферы экономики Крыма часто не содержали в своей основе историко-генетического и геополитического подходов. Между тем именно сочетание и учет исторических и геополитических реалий дает возможность «осязать» и предметно изучать специфику переходного периода внешней торговли Республики Крым, происходящих в условиях трансформационных сдвигов в экономике и, как результат, изменении места региона в международном разделении труда. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

В сложившейся ситуации, кардинально изменяющей геополитический и геоэкономический код Республики Крым, необходимо провести анализ и оценку торговых операций Республики Крым на внешних рынках, определив перспективы их развития в контексте современных геоэкономических реалий, что выступает целью данного исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач исследования:

• осознать новую геополитическую реальность, в которой оказалась экономика, как Республики Крым, так и России в целом;

• путем всестороннего и непредвзятого анализа представить свое видение проблем развития внешнеторговых операций Республики Крым;

• попытаться сформулировать соответствующие рекомендации по совершенствованию и всестороннему развитию внешнеторговых связей и обмена продукцией данного региона.

РЕЗУЛЬТАТЫ

До входа в состав Российской Федерации на правах самостоятельного и полноправного субъекта, Республика Крым представляла собой организованное пространство с особым административным статусом, сложившейся структурой хозяйства и определенным потенциалом развития внешнеэкономических связей.

Десятилетний тренд развития (2001-2010 гг.) товарного экспорта Республики Крым отражает его цикличный характер, но в целом с явно положительной динамикой. Абсолютно этот показатель возрос

232

в 3,6 раза, достигнув 4506 млрд. в гривневом эквиваленте. Почти в два раза (на 197 %) увеличился выход экспорта на 1000 грн. производственного потенциала [1]. Явно положительный характер носила динамика товарного импорта Республики Крым (увеличение со 146,2 до 327,3 млрд. долл. США в 2001-2010 гг.) [5]. Стабильным было положительное сальдо торгового баланса региона, что позволило предприятиям использовать валютные средства для наращивания производственных мощностей и совершенствования системы сбыта продукции, в т.ч. на внешнем рынке.

Взвешенный геоэкономический курс украинского руководства в тот период в целом позитивно сказался на динамике внешней торговли Республики Крым. Количество предприятий-участников внешнеэкономической деятельности в 2000-2010 гг. увеличилось с 772 до 2745 ед., а число стран - торговых партнеров возросло в 2,4 раза (до 163 ед.). При этом крымский экспорт за этот же период увеличился на 357 %, явно опережая рост производственного потенциала (+131 %).

Наивысших показателей за указанный период внешняя торговля Республики Крым достигла в 2013 г., когда объем товарного экспорта превысил отметку в 900 млн. долл. США. На этом период максимального использования выгод геоэкономического положения Крыма заканчивается. Несмотря на то, что региону предоставлены возможности режима экономической «вольной гавани», тем не менее Республика Крым, будучи в составе хозяйственного комплекса Украины и ее внешнеполитического курса, не смогла до конца реализовать свой внешнеторговый потенциал.

В первую очередь, это было связано с утратой машиностроения и обработки, — одних из основных бюджетообразующих отраслей хозяйства страны и региона. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым, к 2013 г. в товарной структуре активной части внешней торговли Республики Крым машины и оборудование составляли 13,2 %, тогда как на минеральные продукты пришлось свыше 33,5 % экспортных поставок. Интенсивная эксплуатация газоносного шельфа региона отразилась на объемах продаж топлива, которые достигли рекордной отметки в 174,4 млн. долл. США (пятая часть общего объема экспорта региона) в 2013 г. Лидером среди экпортоориентированных отраслей Республики Крым стала химическая промышленность: объем зарубежных продаж ее продукции в 2013 г. достиг 318,3 млн. долл. США, что составило 35,2 % от всего объема экспорта [11].

В анализируемый период для экономики АР Крым была характерна высокая степень вовлеченности в географическое разделение труда. До 85-90 % производимой на полуострове продукции направлялось в межрайонный и межгосударственный обмен. Между тем, доля АР Крым в общенациональном внешнеторговом обороте никогда не превышала 25 %, что явно не соответствовало его внешнеторговому потенциалу. Как и в других регионах, в АР Крым наблюдалась низкая доля в экспорте (13,2 %) и повышенная доля в импорте (52,2 %) машин и оборудования [11], хотя по структурному показателю она была выше среднероссийского и общеукраинского уровня.

С такими показателями состояния (2013 г.) и развития (2001-2010 гг.) внешнеторговой сферы Республика Крым подошла к 2014 году, события которого изменили ее административный статус и векторы развития, усугубленные политическими и, в первую очередь, геополитическими факторами. В виде реакции на изменение территориального состава России западное сообщество избрало режим экономического блокирования ее международных связей. Вторым шагом стала политика, а затем и практика «мягкой» изоляции Республики Крым, как нового субъекта РФ.

Крым вошел в полосу переходного периода, когда активная трансформация экономики региона, в первую очередь, ее внешнеторгового звена сопровождается негативным «геополитическим следом». Еще при разработке концепции внешней политики РФ в ней была указана главная геополитическая проблема — международные отношения переживают переходный период, сущность которого заключается в формировании полицентрической международной системы [13].

Как результат, Россия и ее регионы воспринимали новую концепцию мирового порядка как устройство международных отношений, которое призвано обеспечить потребности всех субъектов мировой экономики в безопасном сосуществовании и реализации их геоэкономических интересов.

В противовес этому, глобальными центрами силы мировой экономики, России, как и ее федеративным субъектам, был предложен иной геополитический сценарий развития внешнеэкономических связей, основанный на реализации политики санкций рядом стран мирового сообщества. В системе геополитического давления на экономику Республики Крым, как полноправного субъекта РФ, кроме прямых мер по свертыванию внешней торговли, прямому препятствию ее выхода на рынок развитых стран, стали воздействовать факторы косвенного влияния, дестабилизирующие данное ключевое звено внешнеэкономических связей. К ним следует отнести:

• быстрые и мало предсказуемые изменения в среде внешнеэкономического взаимодействия (когда вчерашний союзник и партнер становится противником);

• постоянные колебания рыночной конъюнктуры, дополненные искусственными изменениями спроса на внешнем рынке (с учетом политических предпочтений и блоковых обязательств);

233

• искусственно сократившийся доступ к глобальным сетям поставок.

Отражением таких дискриминационных действий стали негативные изменения в структуре показателей внешнеэкономической деятельности и России. В 2014 г. российский внешнеторговый оборот сократился (-6,86 % по отношению к 2013 г.). По экономике ощутимо ударило сокращение (-5,67 % по отношению к 2013 г.) товарных поставок из-за рубежа [2].

На развитие экономики Республики Крым и ее внешнеторговый вектор повлияли процессы адаптации в контексте законодательного поля и хозяйственных связей РФ. Мониторинг, проведенный Правительством РФ, выявил, что основные показатели созданного в переходной период Крымского федерального округа не достигают среднероссийских параметров. В качестве основного комплексного механизма решения возникших задач предложена специальная целевая программа, позволяющая сформировать и согласовать ресурсы в целях их эффективного использования, в т.ч. во внешнеэкономической сфере. Среди выделенных в программе рисков на второе место поставлены «риски в возможностях для развития международного сотрудничества, ослабление международных и внешнеэкономических связей» [7, с. 6].

Особенно сложным для экономики Республики Крым оказался 2014 год, когда объем экспорта товаров сократился на 709,8 млн. долл. США, а импорта — на 984,4 млн. дол. США по сравнению с 2013 годом [6].

Кроме политики санкций, в 2014 году на экономику Республики Крым и особенно ее внешнеторговое звено повлияли: сокращение промышленного производства, недогрузка мощностей транспорта, потеря традиционных рынков сбыта продукции. Как следствие, изменилась товарная структура экспорта региона. Если в 2013 г. лидирующее место занимали продажи химической продукции (35,2 %) [11], то в 2014 г. в экспорте значительно возросла доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (33,9 %), а доля продукции химической промышленности и каучука составила 17,8 % [8, с. 1253].

В 2015 г. данная тенденция в товарной структуре экспорта Республики Крым нашла свое дальнейшее развитие: доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 24,6 % в 2015 г., при этом доля продукции химической промышленности и каучука — 27,8 % в 2015 г. [9, с. 1311]. Однако уже в 2017 г. доля экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сокращается, а доля экспорта продукции химической промышленности и каучука растет в сравнении с 2015 г., что составляет 21,7 % и 32,9 % соответственно; наиболее значительной в товарной структуре экспорта Республики Крым является доля групп товаров 84-90 «Машины, оборудование и транспортные средства», составляющая 39,9 % [10, с. 1142]. Доля поставок непродовольственных и промышленных товаров Республики Крым в 2018 г. несколько сократилась в сравнении с 2017 г., но по-прежнему занимает 1/3 (36,1 %) от общего объема торговых операций региона на внешних товарных рынках [16; 19].

В 2018 г. осуществлялись поставки важнейших непродовольственных и промышленных товаров Республики Крым на внешние рынки стран-партнеров, в основном, Украины, Беларуси и Казахстана, а именно: полимеров этилена в первичных формах — в Украину (1,86 %), медных отходов и лома — в Беларусь (1,36 %), ядерных реакторов, котлов, оборудования и механических устройств, их частей — в Индию (7,44 %), Беларусь (4,56 %), Украину (1,25 %), Казахстан (1,20 %), электрических двигателей и генераторов — в Индию (0,23 %), электрических трансформаторов и преобразователей — в Украину (0,05 %), электрических аккумуляторов — в Украину (0,07 %), мониторов и проекторов — в Украину (0,01 %), изолированных проводов и кабелей — в Украину (0,04 %), железнодорожных локомотивов, подвижного состава и их частей, путевого оборудования и устройств для железных дорог и их частей, механического сигнального оборудования — в Беларусь (0,64 %), Таджикистан (0,44 %), средств наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава — в Украину (4,39 %), Германию (0,07 %), Беларусь (0,04 %), тракторов -в Украину (0,04 %), моторных транспортных средств для перевозки грузов — в Украину (0,10 %), части и принадлежности моторных транспортных средств — в Украину (0,02 %), летательных аппаратов и их частей — в Казахстан (0,02 %), Беларусь (0,01 %), экскурсионных и круизных судов, паромов, грузовых судов и барж для перевозки пассажиров или грузов — в Турцию (26,26 %), оптические, медицинские или хирургические инструменты и аппараты, их части и принадлежности — в Украину (0,77 %), Индию (0,34 %), Казахстан (0,13 %) и др. [16].

Стремление западных стран изолировать Россию в системе торговых поставок, сказалось и на географической структуре внешней торговли Республики Крым (табл. 1).

Крым ввиду жесткой импортной политики со стороны западных стран вынужден переориентировать свой экспорт в группу развивающихся стран (табл. 1). Осуществляя практику прессинга в сфере закупок, развитые страны стремятся сохранить свои позиции по продажам на рынке крымского региона: доля импорта с Германии сократилась в 1,51 раза в 2018 г. по сравнению с 2013 г., а доля импорта с США — в 1,75 раза в 2018 г. по сравнению с 2013 г., в 2018 г. она равна «0,16 %» [19].

234

Таблица 1. Географическая структура внешнеторговых операций в отношении товаров Республики Крым, в % *

Страны 2013 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2018 г. к 2017 г., откл.

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт

Страны СНГ, в т.ч. 38,54 24,84 41,98 50,66 44,42 35,65 53,89 44,50 58,00 66,70 4,12 22,19

• Беларусь 4,69 1,56 3,53 6,10 9,14 18,42 9,79 27,33 12,86 26,87 3,07 -0,46

• Казахстан 3,94 1,70 3,32 0,73 2,56 3,30 6,91 2,22 9,23 0,81 2,32 -1,41

• Россия 26,48 20,31

• Украина — — 31,20 41,16 29,18 3,84 32,21 8,08 32,01 28,40 -0,21 20,32

Страны дальнего зарубежья, в т.ч. 61,46 75,16 58,02 49,34 55,58 64,35 46,11 55,50 42,00 33,30 -4,12 -22,19

• Германия 5,54 9,60 0,00 3,19 0,00 2,21 0,00 1,15 0,07 4,69 0,07 3,54

• Индия 1,41 0,09 8,02 0,35 8,64 0,71 16,62 0,21 10,04 0,07 -6,57 -0,14

• Китай 3,84 38,02 0,54 7,72 36,98 7,97 14,03 17,53 1,01 4,70 -13,02 -12,84

• Турция 4,55 7,65 12,53 12,18 4,20 9,81 0,07 2,06 26,46 1,32 26,40 -0,74

• Панама 1,03 0,27 30,70 0,13 — — 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

• США 2,88 0,64 0,00 2,30 0,00 0,02 0,01 0,03 0,01 0,16 0,00 0,13

* Составлено на основании [1; 3; 4; 17; 18; 19]

Кроме политических, страны с развитой экономикой преследуют и геоэкономические цели — закрепиться в ряде сегментов крымского рынка и усилить дисбаланс через отрицательное сальдо внешней торговли Республики Крым. Показательной является доля Италии (10,34 %) и доля Испании (2,41 %) в товарной структуре импорта региона в 2018 г. при 0-вых значениях их долей в товарной структуре экспорта региона [19].

Особенно значимыми для крымского импорта являются закупки машин, оборудования и транспортных средств, между тем за 2013-2016 гг. их доля сократилась в совокупном товарном импорте региона с 55,6 % [11] до 31,7 % [12], в 2017 г. она составила 26,5 % [10, с. 1142]. В 2016 г. основными поставщиками в Республику Крым ядерных реакторов, котлов, оборудования и механических устройств являются Швейцария (доля в совокупном импорте региона — 9,03 %) и Италия (7,61 %), холодильников, морозильников, холодильного и морозильного оборудования, тепловых насосов — Китай (0,06 %), Турция (0,05 %), Италия (0,05 %), оборудования для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов или напитков — Италия (0,54 %), машин печатных, копировальных и факсимильных аппаратов — Китай (0,04 %), машин швейных и сопутствующих товаров — Япония (0,14 %), вычислительных машин и их блоков — Китай (0,09 %), электрических машин и оборудования, их частей — Китай (1,33 %), Беларусь (1,04 %), мониторов и проекторов — Китай (0,09 %), Соединенное Королевство (0,04 %), железнодорожных локомотивов, путевого оборудования — Китай (0,03), средств наземного транспорта кроме железнодорожного — Турция (0,02 %), Франция (0,02 %), Испания (0,02 %), приборов и устройств, применяемых в медицине, хирургии, стоматологии и ветеринарии — Республика Корея (0,05 %), Швейцария (0,03 %), Австрия (0,02 %) и др. [15].

В 2018 г. товарная структура импорта важнейших товаров промышленного назначения в Республику Крым расширилась за счет поставок, в основном, из Китая, и Беларуси и в меньшей степени из стран Европы, составив иностранную конкуренцию отечественным товаропроизводителям. Примечательно, что появились поставки непродовольственных товаров из США. Основными поставщиками, как и прежде, выступают страны мира с развитой экономикой (в соответствии с рейтингом ВВП в 2018 г.): ядерных реакторов, котлов, оборудования и механических устройств являются Китай (доля в совокупном импорте региона — 2,18 %), Италия (1,71 %), Беларусь (1,44 %), Турция (0,54 %), холодильников, морозильников, холодильного и морозильного оборудования, тепловых насосов — Китай (0,15 %), оборудования для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов или напитков — Италия (0,66 %), машин печатных, копировальных и факсимильных аппаратов — Китай (0,07 %), вычислительных машин и их блоков — Китай (0,02 %), США (0,02 %), Беларусь (0,01 %), электрических машин и оборудования, их частей — Беларусь (0,84 %), Китай (0,40 %), США (0,13 %), Босния и Герцеговина (0,10 %), средств наземного транспорта кроме железнодорожного — Италия (2,86 %), Беларусь (0,19 %), Франция (0,15 %), Китай (0,07 %), Испания (0,04 %), тракторов — Италия (2,84 %), судов, лодок, плавучих конструкций — Германий (4,20 %), Словакия (1,09 %), приборов и устройств, применяемых в медицине, хирургии, стоматологии и ветеринарии — Китай (0,16 %), Республика Корея (0,16 %), Тайвань (0,16 %), Швейцария (0,14 %) и др. [16].

235

В нестабильной геополитической ситуации все это требует перехода к практике импортозамещения на региональном уровне. Для экономики Республики Крым это означает построение и возможно быструю реализацию модели инновационного развития. Содержание такой модели предполагает создание государством условий и механизмов, превращающих модель развития в важный фактор экономического роста при эффективном использовании собственного научно-технического потенциала, создания новых стимулов и условий деятельности для всех у частников инновационного процесса.

Реализуя баланс геополитических сил и факторов, следует выделить те, которые позволяют активизировать внешнеэкономическое сотрудничество. В первую очередь, это фактор геоконстантных параметров: выгодное географическое положение и доступ к ресурсам Мирового океана. С возвращением Крыма в глобальное экономическое пространство его конкурентоспособность повысится путем возрождения коммуникационного узла в режиме свободной торговли на геополитических осях Север — Север и Восток — Запад. Это кардинально меняет подходы в транспортной логистике с преобладанием морских и воздушных сообщений.

Складывающиеся тенденции изменения географической структуры внешней торговли уже отражают усиление роли Республики Крым в товаропотоках Черноморско-Средиземноморского пространства. Такую тенденцию следует закреплять практикой активного внешнеторгового сотрудничества со странами Причерноморья, в первую очередь, с Турцией.

Важное структурообразующее и организационное значение для развития торговых операций региона на внешних рынках имеет правовая поддержка со стороны Российской Федерации. В первую очередь, это режим свободной экономической зоны, который предусматривает для участников инвестиционных проектов в Крыму снижение ставки налога на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, освобождение от уплаты земельного налога [14]. Это способствует притоку инвестиций в экономическую, в т.ч. внешнеторговую сферу полуострова.

Перспективными странами-партнерами в развитии торгово-экономического сотрудничества являются кроме стран СНГ: Индия, Китай и иные страны группы БРИКС. Для крымских экспортеров доступны определенные ниши рынка Латиноамериканских стран. С ослаблением воздействия негативных факторов геополитического характера, важными составляющими развития внешнеэкономического сотрудничества Республики Крым должны стать рекреация и международный туризм, участие предприятий и организаций региона в совместных проектах, международных программах ООН и экологических фондах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

В качестве заключения отметим, что процесс включения Республики Крым в экономическое пространство России сопровождается, с одной стороны, сдвигом к дуге геополитической нестабильности, с другой, — совпало с перестройкой глобального миропорядка.

Возникшие неустойчивость и необычность во внешнеэкономическом взаимодействии, присущая Крыму, связана не с нарушением цикла его развития, а с изменением его геополитического кода. Прямые и косвенные последствия такого изменения связаны с цепной отрицательной реакцией западных стран, что усложнило механизмы взаимосвязей в системе «регион — страны мира», нарушило традиционные позиции Республики Крым в системе международного разделения труда.

В совокупности данные факторы снизили маркетинговый потенциал торговых операций Республики Крым на внешних рынках, привели к усилению коммерческих рисков. В таких условиях сложившуюся структуру, как и объем торговых операций региона на внешних рынках следует признать низкоэффективной, что требует кроме тщательного мониторинга ситуации разработки внешнеэкономической стратегии с наращиванием объемов экспорта, улучшением его структуры, инвестиционной поддержкой со стороны Правительства РФ наиболее конкурентоспособных отраслей. Именно, на этой комплексной основе возникают реальные возможности выхода Республики Крым на новые территориальные сегменты мировых рынков товаров и услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внешнеторговый оборот Республики Крым в 2015 году [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. — Режим доступа: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/crimea/resoш'ces/dc3bb8004cd1c0dfb319f74fc772e0bb/Публикация+ВЭС+2015+на+сайт+19.05.2016.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

2. Внешняя торговля России в 2009-2018 гг. [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации; портал внешнеэкономической информации. — Режим доступа: www.ved.gov.ru/monitoring/ foreign_trade_statistics/basic_goods_export/ (дата обращения: 01.03.2019).

3. Географическая структура внешней торговли товарами Республики Крым с основными странами-партнерами в 2015 году [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. — Режим доступа: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/05ab3b804bb465d1 92369f a3f8d7ae54/оф.стат+сайт+ВЭС+гео+2015+год.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

4. Географiчна структура зовшшньо! торгiвлi Автономно! Республжи Крим за 2013 рж: експрес-випуск / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. — ^мферополь, 2014. — 2 с.

236

5. Гончар И.В. Оценка финансовых потоков внешнеэкономической деятельности АР Крым / И. В. Гончар [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rusnauka.com/10_DN_2012/Economics/2_104618.doc.htm (дата обращения: 01.03.2019).

6. Капицын В.М. Динамика и структура внешней торговли Крыма: анализ основных тенденций / В.М. Капицын, О.А. Герасименко, Л.Н. Андронова // Вопросы территориального развития. — 2015. — Вып. 8 (28). — Режим доступа: vtr.isert-ran.ru/article/1630/full?_lang=ru (дата обращения: 01.03.2019).

7. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»: Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 г. № 790 (ред. от 28.09.2017 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/6d6ee9bfe572e97 fcd13cb82349 a947ae43805e6/ (дата обращения: 27.02.2019).

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: статистический сборник / Росстат. — М., 2015. — 1266 с.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: статистический сборник / Росстат. — М., 2016. — 1326 с.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: статистический сборник / Росстат. — М., 2018. — 1162 с.

11. Товарна структура зовшшньо'1 торгiвлi Автономно'1 Республiки Крим за 2013 рж : експрес-випуск / Головне управлшня статистики в Автономнш Республщ Крим. — ^мферополь, 2014. — 2 с.

12. Товарная структура экспорта и импорта Республики Крым. Январь-декабрь 2016 г. [Электронный ресурс] / Крымская таможня; Федеральная таможенная служба РФ. — Режим доступа: crimea.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=19949:-2016-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (дата обращения: 01.03.2019).

13. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/ 820e7ac7d941bf81c1819077cc40eda4cef69aee/ (дата обращения: 27.02.2019).

14. О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ (ред. от 01.07.2017 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 171495/ (дата обращения: 27.02.2019).

15. Экспорт и импорт важнейших товаров по странам-контрагентам Республики Крым. Январь-декабрь 2016 г. [Электронный ресурс] / Крымская таможня; Федеральная таможенная служба РФ. — Режим доступа: crimea.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=19949:-2016-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (дата обращения: 01.03.2019).

16. Экспорт и импорт важнейших товаров по основным странам-партнерам Республики Крым. Январь-декабрь 2018 г. [Электронный ресурс] / Крымская таможня; Федеральная таможенная служба РФ. — Режим доступа: crimea.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20418:4—2018-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (дата обращения: 01.03.2019).

17. Экспорт и импорт по странам-контрагентам Республики Крым. Январь-декабрь 2016 г. [Электронный ресурс] / Крымская таможня; Федеральная таможенная служба РФ. — Режим доступа: crimea.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=19949:-2016-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (дата обращения: 01.03.2019).

18. Экспорт и импорт по странам-контрагентам Республики Крым. Январь-декабрь 2017 г. [Электронный ресурс] / Крымская таможня; Федеральная таможенная служба РФ. — Режим доступа: crimea.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=20197:4-2017-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (дата обращения: 01.03.2019).

19. Экспорт и импорт по странам-контрагентам Республики Крым. Январь-декабрь 2018 г. [Электронный ресурс] / Крымская таможня; Федеральная таможенная служба РФ. — Режим доступа: crimea.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=20418:4—2018-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (дата обращения: 01.03.2019).

SPISOK LITERATURY

1. Vneshnetorgovyy oborot Respubliki Krym v 2015 godu [Elektronnyy resurs] / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/ dc3bb8004cd1 c0dfb319f74fc772e0bb/Publikatsiya+VES+2015+na+sayt+ 19.05.2016.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2019).

2. Vneshnyaya torgovlya Rossii v 2009-2018 gg. [Elektronnyy resurs] / Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii; portal vneshneekonomicheskoy informatsii. — Rezhim dostupa: www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/ basic_goods_export/ (data obrashcheniya: 01.03.2019).

3. Geograficheskaya struktura vneshney torgovli tovarami Respubliki Krym s osnovnymi stranami-partnerami v 2015 godu [Elektronnyy resurs] / Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Krym. — Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/crimea/resources/05ab3b804bb465d192369fa3f8d7ae54/of.stat+sayt+ VES+geo+2015+god.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2019).

4. Geografechna struktura zovn^hn^ to^vta Avtonomnoн Respub^ki Krim za 2013 rak: yekspres-vipusk / Golovne uprav^nnya statistiki v Avtonomnнy Respublнtsн Krim. — Sнmferopol', 2014. — 2 s.

5. Gonchar I.V. Otsenka finansovykh potokov vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti AR Krym / I. V. Gonchar [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.rusnauka.com/10_DN_2012/Economics/2_104618.doc.htm (data obrashcheniya: 01.03.2019).

6. Kapitsyn V.M. Dinamika i struktura vneshney torgovli Kryma: analiz osnovnykh tendentsiy / V.M. Kapitsyn, O.A. Gerasimenko, L.N. Andronova // Voprosy territorial'nogo razvitiya. — 2015. — Vyp. 8 (28). — Rezhim dostupa: vtr.isert-ran.ru/article/1630/full?_lang=ru (data obrashcheniya: 01.03.2019).

237

7. Ob utverzhdenii federal'noy tselevoy programmy «Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2020 goda»: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 11.08.2014 g. № 790 (red. ot 28.09.2017 g.) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/6d6ee9bfe572e97fcd13cb82349a947ae 43805 e6/ (data obrashcheniya: 27.02.2019).

8. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. 2015: statisticheskiy sbornik / Rosstat. — M., 2015. — 1266 s.

9. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. 2016: statisticheskiy sbornik / Rosstat. — M., 2016. — 1326 s.

10. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli. 2018: statisticheskiy sbornik / Rosstat. — M., 2018. — 1162 s.

11. Tovarna struktura zovnHshn'oH torgHvlH AvtonomnoH RespublHki Krim za 2013 rak : yekspres-vipusk / Golovne upravlHnnya statistiki v AvtonomnHy RespublHtsH Krim. — SHmferopol', 2014. — 2 s.

12. Tovarnaya struktura eksporta i importa Respubliki Krym. Yanvar'-dekabr' 2016 g. [Elektronnyy resurs] / Krymskaya tamozhnya; Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF. — Rezhim dostupa: crimea.customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id= 19949:-2016-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (data obrashcheniya: 01.03.2019).

13. Ob utverzhdenii Kontseptsii vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 g. № 640 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/820e7ac7d941bf81c1819077 cc40eda4cef69aee/ (data obrashcheniya: 27.02.2019).

14. O razvitii Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya i svobodnoy ekonomicheskoy zone na territoriyakh Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya: Federal'nyy zakon ot 29.11.2014 g. № 377-FZ (red. ot 01.07.2017 g.) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (data obrashcheniya: 27.02.2019).

15. Eksport i import vazhneyshikh tovarov po stranam-kontragentam Respubliki Krym. Yanvar'-dekabr' 2016 g. [Elektronnyy resurs] / Krymskaya tamozhnya; Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF. — Rezhim dostupa: crimea.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=19949:-2016-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (data obrashcheniya: 01.03.2019).

16. Eksport i import vazhneyshikh tovarov po osnovnym stranam-partneram Respubliki Krym. Yanvar'-dekabr' 2018 g. [Elektronnyy resurs] / Krymskaya tamozhnya; Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF. — Rezhim dostupa: crimea.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=20418:4—2018-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (data obrashcheniya: 01.03.2019).

17. Eksport i import po stranam-kontragentam Respubliki Krym. Yanvar'-dekabr' 2016 g. [Elektronnyy resurs] / Krymskaya tamozhnya; Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF. — Rezhim dostupa: crimea.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=19949:-2016-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (data obrashcheniya: 01.03.2019).

18. Eksport i import po stranam-kontragentam Respubliki Krym. Yanvar'-dekabr' 2017 g. [Elektronnyy resurs] / Krymskaya tamozhnya; Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF. — Rezhim dostupa: crimea.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=20197:4-2017-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (data obrashcheniya: 01.03.2019).

19. Eksport i import po stranam-kontragentam Respubliki Krym. Yanvar'-dekabr' 2018 g. [Elektronnyy resurs] / Krymskaya tamozhnya; Federal'naya tamozhennaya sluzhba RF. — Rezhim dostupa: crimea.customs.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=20418:4—2018-&catid=204:2017-02-02-07-26-03&Itemid=213 (data obrashcheniya: 01.03.2019).

Статья поступила в редакцию 25 марта 2019 года Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.