Научная статья на тему 'О проблемах повышения конкурентоспособности Крымского региона как курортной территории'

О проблемах повышения конкурентоспособности Крымского региона как курортной территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИМИДЖ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / КУРОРТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЛЕЧЕБНАЯ ФУНКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакуменко Мария Александровна

Устойчивое развитие Крымского полуострова невозможно без эффективного функционирования санаторно-курортного комплекса региона. Статья посвящена исследованию проблем повышения уровня конкурентоспособности Республики Крым как курортной территории на современном этапе рекреационного освоения полуострова. Исследование проводилось на основе анализа официальной статистики и аналитических материалов, представленных в информационных источниках правительства Республики Крым. Установлено, что в настоящее время Крымский полуостров как курортный регион характеризуется недостаточным уровнем конкурентоспособности как на отечественном рынке, так и на зарубежном, а также невысоким уровнем имиджевой составляющей. Выявлено, что количество санаторно-курортных учреждений Республики Крым, предоставляющих услуги лечения, незначительно и должно быть увеличено, что будет способствовать круглогодичному функционированию крымских курортов и повышению средней загрузки средств коллективного размещения. Выделены негативные эффекты сезонной составляющей функционирования санаторно-курортного комплекса Республики Крым, в то же время организация круглогодичного функционирования крымских санаторно-курортных учреждений лечебной направленности потребует значительных инвестиционных вложений и невозможна без государственного участия. Сделан вывод, что по сравнению с другими курортами Российской Федерации, Крымский полуостров по ценовому критерию объектов размещения является конкурентоспособным, но уровень предоставляемого сервиса не соответствуют требованиям потребителей туристических услуг. Сделано предположение, что в случае круглогодичного функционирования крымских курортов цены на предоставляемые услуги могут быть несколько снижены. Установлено, что в Крыму существует значительный потенциал по развитию конференц-сервиса. Обосновывается необходимость возрождения лечебной функции крымских курортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакуменко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах повышения конкурентоспособности Крымского региона как курортной территории»

УДК 330

Бакуменко Мария Александровна,

кандидат экономических наук,

кафедра бизнес-информатики и математического моделирования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Bakumenko Maria Aleksandrovna,

Ph.D. in Economics,

Department of Business Informatics and Mathematical Modeling,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

О ПРОБЛЕМАХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КРЫМСКОГО РЕГИОНА КАК КУРОРТНОЙ ТЕРРИТОРИИ

CONCERNING INCREASING COMPETITIVENESS OF CRIMEAASA RESORT

Устойчивое развитие Крымского полуострова невозможно без эффективного функционирования санаторно-курортного комплекса региона. Статья посвящена исследованию проблем повышения уровня конкурентоспособности Республики Крым как курортной территории на современном этапе рекреационного освоения полуострова. Исследование проводилось на основе анализа официальной статистики и аналитических материалов, представленных в информационных источниках правительства Республики Крым. Установлено, что в настоящее время Крымский полуостров как курортный регион характеризуется недостаточным уровнем конкурентоспособности как на отечественном рынке, так и на зарубежном, а также невысоким уровнем имиджевой составляющей. Выявлено, что количество санаторно-курортных учреждений Республики Крым, предоставляющих услуги лечения, незначительно и должно быть увеличено, что будет способствовать круглогодичному функционированию крымских курортов и повышению средней загрузки средств коллективного размещения. Выделены негативные эффекты сезонной составляющей функционирования санаторно-курортного комплекса Республики Крым, в то же время организация круглогодичного функционирования крымских санаторно-курортных учреждений лечебной направленности потребует значительных инвестиционных вложений и невозможна без государственного участия. Сделан вывод, что по сравнению с другими курортами Российской Федерации, Крымский полуостров по ценовому критерию объектов размещения является конкурентоспособным, но уровень предоставляемого сервиса не соответствуют требованиям потребителей туристических услуг. Сделано предположение, что в случае круглогодичного функционирования крымских курортов цены на предоставляемые услуги могут быть несколько снижены. Установлено, что в Крыму существует значительный потенциал по развитию конференц-сервиса. Обосновывается необходимость возрождения лечебной функции крымских курортов.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортное учреждение, конкурентоспособность, имидж, Республика Крым, курортная территория, лечебная функция.

The sustainable development of the Crimean Peninsula is impossible without the effective performance of its sanatorium-and-health-resort complex. The paper studies how to increase the competitiveness of the Republic of Crimea as a resort at the present stage of the recreational development of the Peninsula. The study is based on official statistics and insights presented in information sources of the Government of the Republic of Crimea. It is found that the Crimean Peninsula as a resort has an insufficient competitiveness both in the domestic market and abroad as well as a low level of the image component. It has been established that the number of sanatorium-and-spa institutions of the Republic of Crimea providing medical services is insignificant and should be increased to facilitate the year-round functioning of the Crimean resorts and to enhance the average room occupancy. The paper singles out negative effects of the seasonal component of the sanatorium-and-health-resort complex of the Republic of Crimea, while the year-round functioning of the Crimean sanatorium-resort establishments of medical orientation will require significant investments and is impossible without state participation. The conclusion is that, in comparison with other resorts of the Russian Federation, the Crimean Peninsula is competitive according to prices of accommodation facilities, but the level of provided services does not meet the requirements of tourism service consumers. It is assumed that in the case of year-round operation of the Crimean resorts, the prices for services provided can be somewhat reduced. It is established that in Crimea there is a considerable potential for the development of the conference service. The necessity of the revival of the therapeutic function of the Crimean resorts is substantiated.

Keywords: sanatorium complex, sanatorium-and-spa establishment, competitiveness, image, Republic of Crimea, resort, medical function.

ВВЕДЕНИЕ

Рекреационная деятельность является одним из основных видов экономической деятельности, осуществляемых на территории Республики Крым, а устойчивое развитие санаторно-курортного комплекса крымского региона — одним из приоритетов проводимой органами государственной власти и управления экономической политики. Устойчивое развитие Крымского полуострова невозможно без эффективного функционирования санаторно-курортного комплекса региона.

211

Проблемам развития туризма и рекреации в крымском регионе посвящено значительное число научных трудов отечественных специалистов, среди них можем выделить работы [1—5].

В настоящее время санаторно-курортный комплекс полуострова вступил на новый этап своего развития (после вхождения Крыма в состав Российской Федерации), который характеризуется, с одной стороны, существованием значительных проблем и негативных факторов (в том числе связанных с введением санкций), а, с другой стороны, значительными открывающимися перспективами, обусловленными большим вниманием правительства к его развитию. В связи с этим видим необходимость в проведении анализа современного состояния санаторно-курортного комплекса Республики Крым на основе обработки данных официальной статистики и аналитических материалов, представленных на официальных информационных ресурсах органов государственного управления. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи — проанализировать проблемы повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса Республики Крым на современном этапе.

Для достижения указанной цели видим необходимость в решении следующих задач:

• выделить факторы, оказывающие негативное влияние на развитие санаторно-курортного комплекса Крыма после вхождения полуострова в состав Российской Федерации;

• проанализировать состояние и проблемы функционирования крымских объектов коллективного размещения туристов;

• предложить мероприятия, направленные на улучшение конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса Республики Крым.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Рекреационная деятельность на территории Крымского полуострова как вид экономической деятельности зародилась в начале XIX века. И.М. Яковенко выделяет четыре основных этапа процесса рекреационного освоения полуострова:

1) этап зарождения крымских курортов, таких как Ялта, Ливадия, Гурзуф, Алушта, Евпатория, Феодосия, Судак, Коктебель, Саки (начало XIX века - 1917 г.). Для данного этапа характерно очаговое рекреационное освоение региона. Курорты Крыма выполняли как лечебные, так и оздоровительно-развлекательные функции;

2) этап формирования социалистической системы курортного отдыха и лечения (1917-1950 гг.). Рассматриваемый период времени характеризуется созданием локальных рекреационных систем с высокой концентрацией рекреационных функций (городов-курортов) и провозглашением Крымского полуострова Всероссийской здравницей для трудящихся;

3) этап роста масштабов курортной деятельности (1951-1990 гг.). Данный временной интервал связан с формированием региональных рекреационных систем и достижением пика реализованных услуг. Появились территории с четко выраженной рекреационной направленностью. Была сформирована система планового маршрутного туризма;

4) этап застоя и начала трансформаций (1991 г. - 2000-е гг.). Рассматриваемый период связан со значительным сокращением объёма предоставленных услуг и числа рекреантов. Санаторно-курортный комплекс Крыма начал адаптироваться к рыночным условиям, были открыты объекты частной формы собственности. Наблюдалось ослабление лечебной функции курортов и усиление оздоровительной и развлекательной функций [5, с. 190-193].

Можно выделить пятый этап рекреационного освоения Крыма (с 2014 года), связанный с вхождением Крымского полуострова в состав Российской Федерации (РФ) и значительным объемом инвестиционных вложений, направленных на улучшение инфраструктуры и повышение качества предоставляемых услуг [6]. Также данный период связан с процессом формирования на территории полуострова туристско-рекреационных кластеров и созданием в регионе свободной экономической зоны, условия функционирования которой позволили значительному числу предприятий Республики Крым, оказывающих услуги в сфере рекреации, реализовать инвестиционные проекты и улучшить состояние материальной базы.

Необходимо отметить, что начало пятого этапа рекреационного освоения Крымского полуострова было отмечено рядом существенных проблем, среди которых можно выделить следующие:

• введение рядом развитых стран санкционного режима в отношении РФ (и, соответственно, крымского региона);

• потеря значительной доли иностранных туристов (в том числе из Украины) и необходимость переориентации на российский рынок. Так, например, в 2008 году 73 % гостей санаторно-курортных учреждений Крыма — граждане Украины [5, с. 193]. А в 2015 году 88 % туристов, прибывших в Республику Крым, — граждане РФ, 12 % — граждане Украины и только 2 % — граждане ближнего и дальнего зарубежья [7];

212

• разрушение старых экономических связей предприятий и необходимость поиска новых поставщиков и подрядчиков;

• нарушение сухопутного сообщения с материком (единственными средствами сообщения до момента введения в эксплуатацию Крымского моста была паромная переправа и авиатранспорт) и значительные транспортные расходы по перевозке грузов и пассажиров;

• проблемы с обеспечением пресной водой в связи с прекращением подачи воды по Северо-Крым-скому каналу;

• энергетическая блокада Крымского полуострова;

• ряд проблем, связанных с юридическими аспектами (в том числе необходимость перерегистрации предприятий);

• проблемы, связанные с разрушением старой финансовой системы и необходимостью построения новой;

• проблемы, связанные с необходимостью обеспечения безопасности на полуострове.

Можно отметить, что за несколько лет большинство перечисленных выше проблем были в основном решены усилиями, в первую очередь, правительства, и во вторую очередь, усилиями частного сектора экономики. В настоящее время уровень развития инфраструктуры Республики Крым по сравнению с 2013 г. значительно возрос, что должно способствовать развитию Крыма как курортного региона.

Правительство РФ и Республики Крым (РК) заинтересовано в превращении Крыма во всероссийскую здравницу. Крымский полуостров еще несколько десятилетий назад имел статус всесоюзной здравницы и принимал не только отечественных туристов, но и гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Такой статус региона был возможен благодаря уникальному сочетанию ландшафта, климата, природных ресурсов (в том числе пригодных для оздоровления и лечения) и многочисленных достопримечательностей и памятников истории, а также непритязательности советских граждан и существованию «железного занавеса» [8].

Прошли годы, требования (запросы) потенциальных потребителей к качеству туристических услуг изменились (в сторону их значительного возрастания), а материальная база крымских курортов по причине отсутствия достаточных инвестиционных вложений в период 1991-2013 гг., к сожалению, улучшилась лишь фрагментарно, — за счет реализации частных инвестиций были открыты новые современные средства коллективного размещения и развлекательные объекты. Но нельзя не заметить, что доя ряда туристических объектов (в основном находящихся в государственной собственности) характерно неудовлетворительное состояние материальной базы (санатории, детские лагеря, базы отдыха и др.). Кроме того, для существования возможности предоставления качественных туристических услуг также важно наличие современной и удобной инфраструктуры (развитые автомобильные дороги, в том числе внутригородские, современные аэропорты, чистые пляжи, ухоженные городские парки и территории, объекты качественного и доступного общественного питания, современная система городского транспорта и т. д.). А по последним перечисленным параметрам до 2014 года Крымскому полуострову вряд ли можно было поставить оценку «отлично» или хотя бы «хорошо» [8].

В настоящее время по сравнению с недавним прошлым (1980-е гг.) наблюдается значительное усиление конкуренции, — в настоящее время крымские курорты должны конкурировать не только с курортными территориями бывшего СССР, но и зарубежными курортами. И ситуация здесь не в пользу Крыма. К сожалению, по критерию «цена / качество» крымские курорты имеют невысокую оценку по мнению потребителей туристических услуг [8].

Таким образом, можем отметить ухудшение имиджа (репутации) Крыма как курортной территории по сравнению с недавним прошлым. Так по результатам недавних (2016 г.) проведенных исследований (социологических опросов), «49,1 % туристов выбрали отдых в Крыму по причине того, что им нравится природа» [9] и «только 1,73 % опрошенных отметили, что они приехали в Крым, поскольку их устраивает качество обслуживания» [9]. Хотя нельзя не отметить, что «78,2% туристов отметили готовность обязательно приехать в Крым повторно» [9]. Последний приведенный факт говорит о том, что Крымский полуостров обладает значительным курортным потенциалом.

Учитывая вышесказанное, мероприятия и программы, запланированные и реализуемые правительством и направленные на улучшение конкурентоспособности крымских курортов, являются значимыми для устойчивого развития рассматриваемой территории и повышения уровня жизни крымчан.

Одним из значимых факторов для достижения конкурентоспособности курортной территории является наличие достаточного количества современных и комфортабельных средств коллективного размещения. В табл. 1 представлена информация о количестве санаторно-курортных учреждений Республики Крым по регионам (по состоянию на февраль 2016 г.).

Как видно из табл. 1, в 2016 г. в Республике Крым функционировало 766 санаторно-курортных учреждений (СКУ), наибольшую долю из которых составляли гостиницы — 28,2 %, дома отдыха

213

Таблица 1. Количество санаторно-курортных учреждений Республики Крым по регионам (по состоянию на февраль 2016 г.), единиц *

Регион

Тип объекта размещения Алушта Бахчисарайский р-н Евпатория Керчь Ленинский р-н Раздольненский р-н Саки Сакский р-н Симферополь Симферопольский р-н Старый Крым Судак Феодосия Черноморский р-н Ялта Республика Крым Доля от общего числа, %

Гостевой дом 2 18 — 20 2,6

Гостиница 32 4 34 9 4 2 ? ? 31 3 1 12 37 4 43 216 28,2

Гостиница с мед. центром 2 — 2 2 6 0,8

Детский образовательно-оздоровительный центр 1 1 0,1

Детский оздоровительный лагерь 9 9 12 2 7 1 1 1 — — — 4 13 4 11 74 9,7

Детский санаторий — — 20 — — — — — — 1 — — 1 — 7 29 3,8

Дом (база) отдыха/ турбаза 12 8 1 23 22 10 1 6 — 34 — 2 27 14 9 169 22,1

Кемпинг 1 1 2 0,3

НИИ 1 1 0,1

Пансионат 34 4 6 4 9 1 2 4 — 8 — 7 11 5 35 130 17,0

Пансионат с лечением 6 — 3 — 1 — 1 1 — — — 3 3 — 1 19 2,5

Санаторий 11 1 19 2 — — 8 — — — 1 1 3 — 43 89 11,6

Санаторий- профилакторий 1 1 0,1

Спортивно-оздоровительный комплекс 1 — 1 1 5 — 1 9 1,2

ВСЕГО 107 26 98 40 44 14 13 12 31 46 2 30 103 45 155 766 —

Доля от общего числа, % 14,0 3,4 12,8 5,2 5,7 1,8 1,7 1,6 4,0 6,0 0,3 3,9 13,4 5,9 20,2 — —

* Составлено и рассчитано по материалам [10].

(турбазы) — 22,1 %, пансионаты — 17,0 %, санатории — 11,6 %, детские оздоровительные лагеря — 9,7 %. Если изучать распределение санаторно-курортных учреждений по регионам полуострова, то можно заметить, что оно имеет достаточно неравномерный характер. Наибольшее число данных объектов расположено в Большой Ялте — 20,2 %, Алуште — 14,0 %, Феодосии — 13,4 % и Евпатории — 12,8 %.

Заметим, что согласно данным табл. 1, в 2016 г. число санаторно-курортных учреждений Республики Крым, предоставляющих услуги лечения, составило 18,8 % от общего числа всех СКУ региона (гостиницы с медцентром, детские санатории, пансионаты с лечением, санатории, санатории-профилактории). На наш взгляд, данная цифра должна быть гораздо выше. Объект размещения, способный предоставить качественные услуги лечения, будет востребованным круглый год, а не только в период сезона (с мая по сентябрь).

В табл. 2 представлены сведения о количество гостиниц, санаториев и малых отелей Республики Крым, которые функционировали в период осень 2016 г. - весна 2017 г., то есть в круглогодичном режиме.

Одной из самых острых социальных проблем в Республике Крым является проблема сезонности работы крымских курортов. На зимний период происходит закрытие многих объектов, а работники санаторно-курортных учреждений вынуждены искать на данный период другие источники доходов. Так в период осень 2016 г. - весна 2017 г. в Республике Крым функционировало всего лишь 223 санаторно-курортных учреждения (29 % от общего числа СКУ региона). Если проводить данный анализ в региональном разрезе, то можно отметить, что за изучаемый период времени в круглогодичном режиме функционировали 45,2 % санаторно-курортных учреждений Большой Ялты, 32,7 % СКУ Евпатории, 24,3 % СКУ Феодосии, 21,5 % СКУ Алушты.

Приведем интересные факты. Согласно данным табл. 2, в период осень 2016 г. - весна 2017 г. в Республике Крым в круглогодичном режиме функционировали 83,3 % гостиниц с медцентром (и только 54,6 % гостиниц без медцентра), 51,7 % детских санаториев, 36,8 % пансионатов с лечением (и только 11,5 % пансионатов без лечения), 48,3 % санаториев. Приведенные факты подтверждают предположение о позитивном влиянии функционирования СКУ лечебной направленности на повышение уровня занятости населения Республики Крым.

214

Таблица 2. Количество гостиниц, санаториев и малых отелей Крыма, которые функционировали в период осень 2016 г. - весна 2017 г. *

Регион У, К х© X©

Тип объекта размещения Алушта Бахчисарайский р-н Евпатория Керчь Ленинский р-н Раздольнейский р-н Саки Сакский р-н Симферополь Симферопольский р-н Старый Крым Судак Феодосия Черноморский р-н Ялта Ре спу блика Кр ым Доля от общего числа СКУ РК, фу ционирующих круглогодично, °/ Доля от общего числа СКУ РК, с

Гостевой дом 1 2 — 3 1,3 15

Гостин ица 11 2 11 7 1 1 — — 30 — 1 7 18 2 27 118 52,9 54,6

Гостиница с мед. центром 2 — 2 1 5 2,2 83,3

Детский образовательно-оздоровительный центр 1 1 0,4 100

Детский оздоровительный лагерь 1 — 1 2 0,9 2,7

Детский санаторий — — 10 — — — — — — — — — 1 — 4 15 6,7 51,7

Дом (база) отдыха/ турбаза — 1 — 1 1 — — — — 1 — — 3 1 2 10 4,5 5,9

Кемпинг 0 0 0

НИИ 1 1 0,4 100

Пансионат 1 — 1 — 1 — — — — — — 1 — 1 10 15 6,7 11,5

Пансионат с лечением 3 — 2 — — — — — — — — 1 1 — — 7 3,1 36,8

Санаторий 6 — 6 2 — — 6 — — — 1 1 — — 21 43 193 48,3

Санаторий-профилакторий 1 1 0,4 100

Спо ртивно- оздоровительный комплекс 1 1 2 0,9 22,2

ВСЕГО 23 3 32 10 3 1 6 0 30 1 2 11 25 6 70 223 — —

Доля от общего числа СКУ РК, функционирующих круглогодично, % 10,3 13 14,3 4,5 1,3 0,4 2,7 0 13,5 0,4 0,9 4,9 11,2 2,7 31,4 — — —

Доля от общего числа СКУ РК, % 21,5 11,5 32,7 25 6,8 7,1 46,2 0 96,8 2,2 100 36,7 24,3 13,3 45,2 — — —

* Составлено и рассчитано по материалам [10-11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3 содержит сведения о количестве туристов, посетивших Республику Крым в 2015-2017 гг. в разрезе по месяцам. Можно отметить, что за период сезона (май - сентябрь) на территории полуострова в среднем отдыхает почти 80 % всех гостей курорта. Наиболее неблагоприятная ситуация по числу туристов, прибывших в Республику Крым, характерна для периода с января по март.

Данные о средней загрузке работающих средств коллективного размещения Республики Крым за 2015-2017 гг. в разрезе по месяцам представлены в табл. 4. Необходимо отметить, что за рассматриваемый период средняя загрузка работающих средств коллективного размещения, расположенных на территории Республики Крым, даже в пик сезона (июль-август) не превышала 70 %, в июне и сентябре — не переходила порог 50 %, а за период декабрь-февраль — 25 %.

Значительная сезонная составляющая функционирования санаторно-курортного комплекса Республики Крым оказывает ряд негативных эффектов, среди которых можно выделить наиболее существенные:

• приводит к возникновению дополнительной безработицы в период межсезонья;

• способствует оттоку высококвалифицированных специалистов в другие регионы страны;

• препятствует нормальному функционированию и развитию предприятий, оказывающих услуги в сфере рекреации, поскольку в такой ситуации у них существует меньше финансовых возможностей по обновлению материальной базы;

• в бюджеты всех уровней (в том числе в региональный) в период межсезонья поступает меньше налогов и, соответственно, возможности региона по реализации различных социальных проектов и программ также уменьшены;

215

Таблица 3. Число туристов, посетивших Республику Крым за 2015-2017 гг. (по месяцам), тыс. чел. *

Временной период Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябр ь Декабрь Май-сентябрь ВСЕГО

2015 г. 87,8 33,8 94,1 171,7 279,1 559,8 1076,7 1044 5 94 259 218 180 3553,6 4598,0

1,9% 0,7% 2% 3,7% 6,1% 12,2% 23,4% 22,7% 12,9% 5,6% 4,7% 3,9% 77 Д 9 %

2016 г. 75,6 44,5 123,3 211,7 355 759,1 1443,7 1251,7 630,6 276,8 208,9 192,6 4440,1 5573,5

1,4% 0,8% 2,2% 3,8% 6,4% 13,6% 25,9% 11,3% 5% 3,7% 3,5% 79,66%

2017 г. 101,5 21,3 120,7 231,7 332,4 695,3 1357 1227,4 618,1 259,5 215,6 214,6 4230,2 5395,1

1,9% 0,4% 2,2% 4,3% 6,2% 12,9% 25,2% 22,8% 11,5% 4,8% 4% 4% 78,4 1 %

* Составлено и рассчитано по материалам [12-14].

Таблшщ 4. Средняя загрузка работающих средств размещения РК за 2015-2017 гг. (по месяцам), % *

Временной период Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2015 г. 22,0 н/д н/д н/д н/д 38,0 59,0 66,0 46,0 34,3 28,2 20,0

2016 г. 14,4 20,0 25,0 28,0 32,0 49,0 68,0 67,8 48,2 33,0 26,0 17,0

2017 г. 16,7 24,3 29,9 33,9 3 3,2 46,7 64,6 64,6 42,9 31,9 27,3 21,7

* Составлено по материалам [12-14].

• сокращение числа гостей крымских курортов в период межсезонья также негативно влияет на другие отрасли экономики региона, которые поставляют гостям курорта различные товары и услуги.

В то же время отметим, что за анализируемый период средняя загрузка средств коллективного размещения РК, которые предоставляли специализированные услуги лечения, была гораздо выше представленных в табл. 4 средних цифр. Так, например, в 2015 году в период высокого сезона «более половины работающих здравниц были загружены на 85-100%» [7].

Для организации круглогодичного функционирования крымских санаторно-курортных учреждений лечебной направленности необходимы значительные инвестиционные вложения, чтобы обеспечить:

• проживание гостей курортов в комфортабельных номерах;

• привлечение высококвалифицированных специалистов;

• приобретение современной аппаратуры и технологий диагностики и лечения.

Реализация данных проектов должна осуществляться как за счет частных инициатив, так и за счет вложений бюджетных средств. Санаторно-курортный комплекс Республики Крым обладает значительным потенциалом и впоследствии (в случае грамотного управления) может быть конкурентоспособным не только на отечественном рынке, но и на зарубежном.

Как отмечалось выше, по критерию «цена / качество» крымские курорты характеризуются невысокой оценкой. В табл. 5 содержится сравнительная информация о минимальных ценах на отдых в июле 2016 года на следующих курортах: Южный берег Крыма (ЮБК), Западный Крым, Восточный Крым, Большой Сочи, Туапсе, Геленджик и Анапа.

Проанализировав данные табл. 5, можно заметить, что по сравнению с другими курортами РФ, Крымский полуостров по ценовому критерию (касательно объектов размещения) является конкурентоспособным. Однако, как показывают результаты социологических опросов, уровень развития инфраструктуры, многих объектов коллективного размещения и уровень предоставляемого сервиса не соответствуют требованиям потенциальных потребителей туристических услуг. Также гости курортов говорят о необходимости уделять большее внимание поддержанию чистоты городских территорий и зон отдыха (в частности пляжей). Но нельзя не отметить, что Крымский полуостров обладает рядом неоспоримых преимуществ, таких как целебный климат и большое количество достопримечательностей и памятников истории.

Если же сравнивать стоимость отдыха в Крыму и на зарубежных курортах (например, в Турции), то, к сожалению, данное сравнение зачастую не в пользу Крыма (если учитывать затраты на отдых в совокупности). В Крыму в настоящее время недостаточно развито предоставление услуг по системе «всё включено». А, например, в 2015 году по сравнению с предыдущим годом в Интернет было в 5 раз больше поисковых запросов на отдых в Крыму по системе «всё включено» [7].

216

Таблица 5. Минимальные цены на отдых в июле 2016 года, руб./сутки *

Вид объекта размещения Питание Кол-во чел. ЮБК Западный Крым Восточный Крым Большой Сочи Туапсе, Геленджик Анапа

Санаторий 3-разовое 1 3388 2796 2325 5915 3661 3837

Аренда квартиры (старой) — — 1450 1255 1488 1733 1633 1534

Аренда квартиры (современной) — — 2970 1950 2100 3000 2700 2580

Малый отель завтрак 2 2990 2326 2604 2814 3429 3464

Отель 3 * завтрак 2 4938 3666 3850 3310 3972 4934

Отель 4* завтрак 2 8382 5560 7249 5279 5950 5100

Отель 5* завтрак 2 21918 — — 22 060 15000 19440

• Составлено по материалам [15].

Достаточно высокие цены на предоставляемые услуги в какой-то степени обусловлены сезонностью работы курортов (за курортный сезон юридические и физические лица пытаются заработать средства на целый год). На наш взгляд, в случае круглогодичного функционирования крымских курортов цены на предоставляемые услуги могут быть несколько снижены. А привлечь в не сезон гостей можно только с развитием инфраструктуры и услуг высококачественного лечения и SPA.

Помимо достаточно дорогого проживания, по мнению гостей курортов, одной из проблем также является проблема высокой стоимости транспортных расходов на поездку в Крым, поскольку самым удобным видом транспорта является авиатранспорт, а стоимость билетов по крымскому направлению в сезон также достаточно недешевая, что видно из данных табл. 6. Обозначенная проблема должна разрешиться в ближайшее время, — с введением в эксплуатацию Крымского моста (в частности, с запуском его железнодорожной части). Также ввод в эксплуатацию Крымского моста позволит ощутимо снизить цены на завозимые на полуостров с материка товары.

В межсезонье число гостей курортов можно также увеличить за счет услуг, предлагаемых бизнесу, — услуги конференц-сервиса, содействие в организации проведения деловых переговоров, корпоративов и др. Услуги конференц-сервиса в Республике Крым предоставляет 71 объект размещения (отели разных категорий, включая 5 звезд, пансионаты, санатории) [16]. Всего на территории данных объектов размещено 170 конференц-залов различной вместительностью. Детальная информация о количестве конференц-залов по регионам PK и их вместительности представлена в табл. 7. Как видно из данной таблицы, наибольшее число конференц-залов расположено в Ялте и Алуште (65,9 %), а также в Судаке (12,4 %). Учитывая информацию, представленную в табл. 7, можно говорить о существовании значительного потенциала по развитию конференц-сервиса в Крыму.

Правительство Республики Крым заинтересовано в развитии туристского сектора экономики полуострова и в улучшении имиджа Крыма. Поэтому, помимо проектов, направленных на создание турис-тско-рекреационных кластеров и улучшение материальной базы полуострова (строительство Крымского моста, автомобильных дорог, реализация проектов по улучшению водоснабжения, строительство и оборудование медицинских центров, улучшение городских территорий, улучшение пляжных зон и т.п.), правительством предпринимаются меры (реализуются проекты) по формированию положительного имиджа Крыма как курорта. Среди них можем назвать:

• создание и поддержка туристического портала Крыма;

• ежегодное проведение Ялтинского международного экономического форума;

217

Таблица 6. Минимальная стоимость билета на 15.07.2016 г. *

Направление Стоимость билета на 1 человека, руб.

Авиапере jet Ж/Д

Москва — Симферополь 9086 3976 (через Анапу)

Москва — Сочи 5609 —

Москва — Калининград 3885 —

Москва — Минеральные воды 5019 3168

Москва — Казань 2985 1940

Москва — Санкт-Петербург 2785 1770

Москва — Анапа — 3276

Москва — Пятигорск — 3413

Москва — Ессентуки — 3413

Москва — Барнаул — 5877

* Составлено по материалам [15].

Таблица 7. Количество конференц-залов по регионам Республики Крым, единиц *

Максимальная вместительность, чел.

Регион о о о о о о о о о о о о о о

о <м <м СП СП о о о о о п

«ч о о о о ю 00 СП 00 т

^ <м <м СП СП

Алушта 23 19 5 4 — 1 1 2 1 56

Ялта 25 13 5 5 3 1 — — 1 1 — 1 1 — 56

Судак 6 5 4 2 2 1 1 21

Евпатория 4 5 1 — — 1 — — — 1 1 — — — 13

Симферополь 6 4 1 11

Керчь 3 1 4

Саки 1 2 3

Феодосия 1 1 1 3

Бахчисарайский р-н 1 1

Ленинский р-н 1 1

Симферопольский р-н 1 1

ВСЕГО 72 49 16 11 7 3 1 2 2 2 2 1 1 1 170

* Рассчитано по материалам [16]

• создание информационных (справочных) пунктов для гостей курортов;

• разработка бренда Крыма;

• налаживание сотрудничества в туристической сфере с представителями бизнеса и власти других регионов РФ (в рамках проведения конференций и совещаний);

• реклама по телевидению и продвижение Крыма в Интернет;

• проведение социологических опросов гостей курортов и др. [8].

Безусловно, проекты по улучшению имиджа (репутации) Крыма как курортного региона крайне важны. Однако, чтобы сформировать положительный имидж Крыма как современного курорта необходимо параллельно осуществлять следующие действия:

• улучшить туристическую инфраструктуру;

• восстановить лечебную функцию санаторно-курортного комплекса РК (необходимы современные технологии диагностики и лечения, современная аппаратура и высококвалифицированные специалисты);

• улучшить качество сервиса;

• сбалансировать соотношение цена/ качество. ВЫВОДЫ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. После вхождения Крыма в состав РФ начался новый этап процесса рекреационного освоения полуострова, связанный со значительным объемом инвестиций, формированием туристско-рекреаци-онных кластеров и созданием свободной экономической зоны.

2. Большинство проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования региона уже решены усилиями государства, но еще предстоит решить ряд острых проблем, в том числе проблему повышения конкурентоспособности Крыма как курортной территории.

3. Крымский полуостров как курортный регион характеризуется недостаточным уровнем конкурентоспособности как на отечественном рынке, так и на зарубежном.

4. Количество санаторно-курортных учреждений Республики Крым, предоставляющих услуги лечения, незначительно и должно быть увеличено, что будет способствовать круглогодичному функционированию крымских курортов и повышению средней загрузки средств коллективного размещения.

5. Значительная сезонная составляющая функционирования санаторно-курортного комплекса Республики Крым оказывает ряд негативных эффектов и препятствует устойчивому развитию предприятий туристского сектора экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Для организации круглогодичного функционирования крымских санаторно-курортных учреждений лечебной направленности необходимы значительные инвестиционные вложения. Реализация данных проектов должна осуществляться как за счет частных инициатив, так и за счет вложений бюджетных средств.

7. По критерию «цена / качество» крымские курорты характеризуются невысокой оценкой. По сравнению с другими курортами РФ, Крымский полуостров по ценовому критерию объектов размещения явля-

218

ется конкурентоспособным. Но уровень предоставляемого сервиса не соответствуют требованиям потребителей туристических услуг. Также существует проблема высокой стоимости транспортных расходов.

8. В случае круглогодичного функционирования крымских курортов цены на предоставляемые услуги могут быть несколько снижены.

9. Привлечь в не сезон гостей можно только с развитием туристической инфраструктуры и услуг высококачественного лечения и SPA, а также предоставлением высококачественных услуг конференц-сервиса. Существует значительный потенциал по развитию конференц-сервиса в Крыму.

10. Чтобы сформировать положительный имидж крымских курортов необходимо: улучшить туристическую инфраструктуру; восстановить лечебную функцию санаторно-курортного комплекса РК; улучшить качество сервиса; сбалансировать соотношение цена / качество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дышловой И.Н. Состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортной и туристской отрасли Республики Крым / И.Н. Дышловой // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2015. — № 1, Т. 9. — С. 51-59.

2. Оборин М.С. Факторы развития рынка санаторно-курортного комплекса Крымского федерального округа / М.С. Оборин // Вестник Дагестанского государственного технического университета. — 2015. — № 1 (36). — С. 120-130.

3. Узунов Ф.В. Внедрение кластерной модели — решение проблем развития и реформирования рекреационного комплекса в Республике Крым / Ф.В. Узунов, Е.Ф. Горбатова // Международный научный журнал «Символ науки». — 2016. — № 10-1. — С. 150-153.

4. Швец И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика / И.Ю. Швец. — Симферополь: ЧП Феникс, 2012. — 372 с.

5. Яковенко И.М. Эволюция процесса туристско-рекреационного развития Крыма: географический аспект / И.М. Яковенко // Культура народов Причерноморья. — 2009. — № 176. — С. 190-194.

6. Бакуменко М.А. О некоторых проблемах санаторно-курортного комплекса Республики Крым / М.А. Бакуменко / / Теория и практика экономики и предпринимательства: Труды Юбилейной XV Международной научно-практической конференции (Симферополь-Гурзуф, 19-21 апреля 2018 г.). — Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2018. — С. 208-210.

7. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2015 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli _respubliki_krim_v_2015_godu.pdf (дата обращения: 19.01.2018).

8. Бакуменко М. А. К вопросу о необходимости реализации инвестиционных проектов по улучшению имиджа Республики Крым / М.А. Бакуменко // Финансовые рынки и инвестиционные процессы: Труды V Международной научно-практической конференции. (Симферополь, 15 мая 2018 г.) / под ред. Ю.Н. Воробьева, М.Ю. Куссого. — Симферополь: КФУ имени В.И. Вернадского, 2018. — С. 35-38.

9. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki _krim_v_2016_godu_1 .pdf (дата обращения: 19.01.2018).

10. Перечень санаторно-курортных и гостиничных учреждений Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/ru/document/show/59 (дата обращения: 19.01.2018).

11. Перечень гостиниц, санаториев и малых отелей Крыма, функционирующих в период осень 2016 - весна 2017 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/file/forma_mejsezon_svod_21102016_09122016.pdf (дата обращения: 19.01.2018).

12. Ежемесячная справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым в течение 2015 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=609195 (дата обращения: 19.01.2018).

13. Ежемесячная справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым в течение 2016 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=627931 (дата обращения: 19.01.2018).

14. Ежемесячная справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым в течение 2017 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=645558 (дата обращения: 19.01.2018).

15. Нерозина А. Крым. Аналитика сезона-2016 / А. Нерозина [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk. gov.ru/ file/prezentatsiya_forum_v_alushte_volov_nerozina _120516.pdf (дата обращения: 19.01.2018).

16. Крымские отели, предоставляющие услуги конференц-сервиса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: mtur.rk.gov.ru/file/konferentszali_03102016(1 ).pdf (дата обращения: 19.01.2018).

SPISOK LITERATURY

1. Dyshlovoy I.N. Sostoyaniye, problemy i perspektivy razvitiya sanatorno-kurortnoy i turistskoy otrasli Respubliki Krym / I.N. Dyshlovoy // Sovremennyye problemy servisa i turizma. — 2015. — № 1, T. 9. — S. 51-59.

2. Oborin M.S. Faktory razvitiya rynka sanatorno-kurortnogo kompleksa Krymskogo federal'nogo okruga / M.S. Oborin / / Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. — 2015. — № 1 (36). — S. 120-130.

3. Uzunov F.V. Vnedreniye klasternoy modeli — resheniye problem razvitiya i reformirovaniya rekreatsionnogo kompleksa v Respublike Krym / F.V. Uzunov, Ye.F. Gorbatova // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Simvol nauki». — 2016. — № 10-1. — S. 150-153.

4. Shvets I.Yu. Regional'noye upravleniye konkurentosposobnost'yu turisticheskikh uslug: metodologiya i praktika / I.Yu. Shvets. — Simferopol': CHP Feniks, 2012. — 372 s.

5. Yakovenko I.M. Evolyutsiya protsessa turistsko-rekreatsionnogo razvitiya Kryma: geograficheskiy aspekt / I.M. Yakovenko // Kul'tura narodov Prichernomor'ya. — 2009. — № 176. — S. 190-194.

6. Bakumenko M.A. O nekotorykh problemakh sanatorno-kurortnogo kompleksa Respubliki Krym / M.A. Bakumenko // Teoriya i praktika ekonomiki i predprinimatel'stva: Trudy Yubileynoy XV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Simferopol'-Gurzuf, 19-21 aprelya 2018 g.). — Simferopol': IP Zuyeva T.V., 2018. — S. 208-210.

7. O razvitii turistskoy otrasli Respubliki Krym v 2015 godu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/file/ o_razvitii_turistskoy_otrasli _respubliki_krim_v_2015_godu.pdf (data obrashcheniya: 19.01.2018).

219

8. Bakumenko M. A. K voprosu o neobkhodimosti realizatsii investitsionnykh proyektov po uluchsheniyu imidzha Respubliki Krym / M.A. Bakumenko // Finansovyye rynki i investitsionnyye protsessy: Trudy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (Simferopol', 15 maya 2018 g.) / pod red. Yu.N. Vorobyova, M.Yu. Kussogo. — Simferopol': KFU imeni V.I. Vernadskogo, 2018. — S. 35-38.

9. O razvitii turistskoy otrasli Respubliki Krym v 2016 godu [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/file/ o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki _krim_v_2016_godu_1 .pdf (data obrashcheniya: 19.01.2018).

10. Perechen' sanatorno-kurortnykh i gostinichnykh uchrezhdeniy Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/ru/document/show/59 (data obrashcheniya: 19.01.2018).

11. Perechen' gostinits, sanatoriyev i malykh oteley Kryma, funktsioniruyushchikh v period osen' 2016 - vesna 2017 gg. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/file/forma_mejsezon_svod_21102016_09122016.pdf (data obrashcheniya: 19.01.2018).

12. Yezhemesyachnaya spravochnaya informatsiya o kolichestve turistov, posetivshikh Respubliku Krym v techeniye 2015 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=609195 (data obrashcheniya: 19.01.2018).

13. Yezhemesyachnaya spravochnaya informatsiya o kolichestve turistov, posetivshikh Respubliku Krym v techeniye 2016 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=627931 (data obrashcheniya: 19.01.2018).

14. Yezhemesyachnaya spravochnaya informatsiya o kolichestve turistov, posetivshikh Respubliku Krym v techeniye 2017 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=645558 (data obrashcheniya: 19.01.2018).

15. Nerozina A. Krym. Analitika sezona-2016 / A. Nerozina [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/file/ prezentatsiya_forum_v_alushte_volov_nerozina _120516.pdf (data obrashcheniya: 19.01.2018).

16. Krymskiye oteli, predostavlyayushchiye uslugi konferents-servisa [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: mtur.rk.gov.ru/file/konferentszali_03102016(1 ).pdf (data obrashcheniya: 19.01.2018).

Статья поступила в редакцию 30 июня 2018 года Статья одобрена к печати 19 сентября 2018 года

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.