ТУРИЗМ И ГОСТЕПРИИМСТВО В РЕГИОНАХ
УДК 338.48:910.1
Б01: 10.12737/20103
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ
Андропова Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры методики комплексных форм физической культуры, [email protected]
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма», Москва, Российская Федерация
Романенков Алексей Игоревич, доцент кафедры физической культуры,8уе1а1гот@гатЬ1ег.ш
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет - МСХА
имени К. А. Тимирязева», Москва, Российская Федерация
Гржебина Людмила Михайловна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии, [email protected]
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма», Москва, Российская Федерация
Подкорытова Елена Александровна, заведующая средним специальным образованием,
ГБПОУ г. Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1 (техникум)» Департамента физической культуры и спорта г. Москвы, Москва, Российская Федерация
Кутьин Илья Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела, [email protected]
Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена анализу проблем и перспектив развития лечебно-оздоровительного туризма в Республике Крым. В настоящее время Крым вызывает повышенный интерес у туристов всего мира. Однако материально-техническое обеспечение лечебных и оздоровительных учреждений полуострова не отвечает европейским стандартам комфортности и качества обслуживания.
Предметом исследования является организация лечебно-оздоровительных услуг в условиях санаторно-курортного лечения, предоставляемых туристам - гостям Крыма.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что подробный и качественный анализ о предоставлении услуг в области лечебно-оздоровительного туризма поможет выявить основные проблемы крымских курортов-здравниц и оздоровительных учреждений. Обобщение результатов исследования позволит определить перспективы и основные направления развития лечебно-оздоровительного туризма, соответствующего мировым стандартам, что поможет Республике Крым стать конкурентоспособным туристским курортом на мировом рынке туриндустрии в области лечебного туризма.
После вхождения Крыма в состав Российской Федерации первоочередной задачей является стабилизация экономической обстановки и ускоренное развитие региона уже как части России, поэтому результаты исследования будут иметь важное значение в области экономики Крыма.
Улучшение качества обслуживания и обновление материально-технической базы лечебно-оздоровительных учреждений на полуострове позволят существенно увеличить количество отдыхающих из Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья в любое время года. Такой фактор, как «сезонность» отдыха, не должен быть помехой для посещения Крыма потенциальными российскими и иностранными туристами. Результаты исследования могут быть использованы в решении вопросов, касающихся восстановления рекреационной инфраструктуры на полуострове.
Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, Республика Крым, крымские курорты, рекреационный потенциал региона, курортология, бальнеотерапия, санаторно-курортная отрасль
Туризм, несомненно, наиболее привлекательная отрасль крымской экономики, и она же наиболее прибыльная. По результатам исследования было выявлено, что только в прошлом году полуостров посетили порядка 5,7 млн. человек. Однако в этом курортном сезоне граждан Украины в Крыму будет меньше обычного. Принятие закона о статусе оккупированных территорий может и вовсе лишить жителей Украины возможности отдыхать в Крыму [10]. А рекреационно-оздоровительный потенциал Крыма весьма разнообразен. Это условие достигается за счёт уникальных природных лечебно-оздоровительных ресурсов полуострова, что особенно характерно для южного района. А западный район потенциальных туристов привлекает наличие соленого озера, где можно купаться в лечебных иловых грязях и принимать ванны с минеральными водами [13].
Курорт Саки предоставляет гидрокарбонатно-хлоридные натриевые воды для лечения заболеваний пищеварительной системы. В Феодосии используются для лечения сульфатно-хлоридные натриевые воды, а в Мелассе - сульфатно-гидрокарбонатные, кальциево-натриево-агниевые и др.
Керчь располагает обширным запасом сульфидных вод. Кроме того, в этом районе имеются углекислые и йодобромные, а также воды с высоким содержанием сероводорода.
Правительством страны изучается возможность организации доступного и надежного авиа-, железнодорожного и автосообщения с полуостровом в любое время года. Поэтому круглогодичное посещение крымских курортов может быть достигнуто не только посредством обновления материально-технической базы лечебных учреждений Крыма и качества оказания услуг своим клиентам, но и за счёт развитой транспортной инфраструктуры [3; 19].
Как уже отмечалось, рекреационный потенциал Крыма весьма многообразен и включает несколько регионов, которые стоит отдельно отметить.
Южнобережный район Крыма - самый популярный среди туристов, прибывающих из России и стран СНГ, дальнего зарубежья, предлагает своим клиентам фешенебельный и элитный отдых.
Юго-Восточный район специализируется на оздоровительном туризме, славящемся во всем мире.
В Юго-Западном районе развивается экскурсионный и познавательный туризм.
Западный район - один из центральных районов полуострова, в котором пользуется популярностью лечебно-оздоровительный туризм для детей и взрослых, кроме лечебных процедур, здесь предлагаются экскурсионная и анимационная программы.
Центральный район славится своей спортивно-оздоровительной специализацией с надёжной материально-технической базой и привлекает туристов со всей России и зарубежных стран.
Северо-Западный район - достаточно новый район полуострова, привлекающий туристов для занятий дайвингом, пляжным отдыхом, а также эффективно развивающий культурно-познавательный туризм, связанный с археологической составляющей данного района Крыма.
Восточный район можно считать перспективным для развития бальнео- и грязелечения и предоставления туристам лечебно-оздоровительного отдыха, совмещённого с культурный туризмом [4].
Обобщение данных об этих территориях полуострова даёт возможность охарактеризовать Южнобережный, Юго-Восточный, Западный, Центральный и Восточный районы Крыма как перспективные направления лечебно-оздоровительного туризма, требующие развития на рынке внутренней и внешней туриндустрии [21].
Такие районы Крыма, как Евпатория, Саки и Феодосия, имеют уникальные природные климатобальнеогрязевые источники, а Ялта, Алушта и Судак - климатические и бальнеоклиматические. Туристы посещают бальнеологические курорты, потому что на
них основным средством оздоровления являются минеральные воды и рапа, которые в большей своей части используются для наружных бальнеопроцедур. Они могут применяться как в виде ванн, душей, ингаляций, орошений, так и для приема внутрь [6].
Климатические курорты, естественно, основным средством лечения ставят благоприятный климат, который достигается из-за выгодного географического расположения района (высота над уровнем моря, рельефом, особой растительностью и другими компонентами). На таких курортах используются не только климатические процедуры, но и воздушные и солнечные ванны. Широкой популярностью, конечно же, пользуется купание в целебных соленых водах Черного моря [20].
На курорты Крыма туристы приезжают со следующими заболеваниями и патологиями:
-астма, бронхиты, трахеиты, отиты, тугоухость;
-язвы, колиты, гастриты, панкреатиты;
-детский церебральный паралич, полиомиелит, рахит;
-переломы, разрывы связок, межкостные грыжи, бурситы, тендиниты, переломы позвоночника;
-пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, аритмия, артериальная гипертензия.
-параличи, миозиты, атеросклерозы;
-нефриты, простатиты, циститы, мочекаменная болезнь;
-дерматиты, фимозы, кондиломы [7].
В 2015 году Крым с целью туризма (в т.ч. лечебно-оздоровительного) посетили 5,9 млн. человек, что на 3,8% меньше, чем отдохнуло в Крыму за рекордный 2012 год (6,1 млн. человек), но больше, чем когда-либо ранее отдыхало в Крыму. Из них 1,2 млн. -это организованные туристы (20% от общего числа), что на 1% выше показателя 2014 года. В таблице 1 представлено распределение потока туристов из Российской Федерации, стран СНГ и стран дальнего зарубежья, посетивших Крым в 2015 году с различной целью туризма (пляжный, культурно-познавательный, исторический, лечебно-оздоровительный, гастрономический и др.) [9]. Иностранный же турпоток в 2015 году составил 34,4%. В 2014 году показатели въездного туризма из стран дальнего зарубежья составили 32,8%, а на общее количество туристов, прибывающих в Крым из других зарубежных стран, приходится 2,3% всего турпотока.
Таблица 1 - Распределение потока туристов из РФ и стран СНГ, посетивших Крым в 2015 г. с различной целью туризма
Поток туристов из РФ, стран СНГ и стран дальнего зарубежья % туристов, посетивших Крым в 2015 г., от общего турпотока
Поток туристов из РФ и стран СНГ
Россия 65,6%
Республика Беларусь 5,2%
Украина 26,1%
Казахстан 3,1%
Поток туристов из стран дальнего зарубежья
Турция 34%
Страны Балтии 15%
Германия 15%
Великобритания 10%
Израиль 7,5%
Финляндия 6,4%
США 6%
Швеция 5,8%
Норвегия 5,2%
Остальные страны 5,1%
Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что по географии прибытий из стран СНГ и Российской Федерации больше всего туристов в прошлом году в Крым приехало из России - 65,6% общего турпотока. Остальные 34,4% общего турпотока - граждане бывшего СССР, большинство - туристы из Украины (26,1% общего турпотока), граждане Республики Беларусь (5,2% общего турпотока), граждане Казахстана (3,1% общего турпотока соответственно).
Обобщая данные, отраженные в таблице 1, можно сделать заключение и о потоке туристов из стран дальнего зарубежья. Так, в 2015 году наибольший поток туристов, посетивших полуостров, был из таких стран, как Турция (34%), страны Балтии (15%), Германия (15%), Великобритания (10%), Израиль (7,5%), Финляндия (6,4%), Соединенные Штаты Америки (6%), Швеция (5,8%), Норвегия (5,2%) и остальные страны (5,1%) соответственно [2, 15].
В связи с ожиданием увеличения количества отдыхающих на полуострове в ближайшие годы, существует проблема модернизации и реформирования лечебно-оздоровительного комплекса региона. Необходимость развития лечебно-оздоровительной инфраструктуры связана, прежде всего, со следующими условиями:
-повышение качества обслуживания в соответствии с европейскими стандартами; -избавление от вредных привычек влияет на переориентацию населения - теперь все чаще туристы хотят получать оздоровительные и лечебные процедуры во время пляжного отдыха;
-повышение спроса на лечебно-оздоровительный туризм у людей среднего и пожилого возрастов;
-неблагоприятная экологическая ситуация в мире обусловливает необходимость укрепления здоровья посредством реабилитационных и лечебно-оздоровительных учреждений;
-повышение грамотности туристов в области оздоровления и улучшения качества жизни способствует более ответственному отношению к собственному здоровью [1].
Сегодня, в новых условиях, поставлена непростая задача: не только вернуть Крыму статус общенационального и международного центра реабилитации и оздоровления, но и вывести его на качественно новый, соответствующий высшим мировым стандартам уровень.
Рост общего количества санаторно-курортных и оздоровительных учреждений в 2014/2015 годах по сравнению с 2000 годом составил 5,6%, что произошло за счёт увеличения количества домов и пансионатов отдыха на 22 единицы, а также баз и других учреждений отдыха на 9 единиц, и только на две единицы увеличилось количество санаториев и пансионатов с лечением. В структуре различных средств размещения в 2014/2015 годах санатории и пансионаты с профильным лечением составили 26,3% от всего гостиничного фонда Крыма (табл. 2). Этот показатель очень не значителен, т.к. туристы из России, стран СНГ и остального мира едут в Крым именно с целью оздоровления в связи с благоприятным географическим и климатическим расположением полуострова.
Таблица 2 - Показатели деятельности санаторно-курортного и оздоровительного комплекса Крыма за 1995, 2000 и 2014/2015 гг.
Показатели 1995 г. 2000 г. 2014/2015 гг.
кол-во % кол-во % кол-во %
Количество учреждений - всего 469 100 519 100 548 100
- санатории и пансионаты с лечением 139 29,6 146 28,1 144 26,3
- пансионаты и дома отдыха 115 24,5 107 20,6 129 23,5
- базы отдыха и др. учреждения отдыха 215 45,9 266 51,5 275 50,2
Койко-мест - всего, тыс. 130,1 100 121,6 100 120,4 100
- санатории и пансионаты с лечением 60,2 46,3 57,0 46,9 56,0 46,5
- дома и пансионаты отдыха 37,3 28,7 27,6 22,7 28,5 23,7
- базы отдыха и др. учреждения отдыха 32,6 25,0 37,0 30,4 35,9 29,8
Количество оздоровленных лиц, тыс. чел 889,1 100 782,3 100 888,9 100
- санатории и пансионаты с лечением 439,6 49,4 458,9 58,7 537,8 60,5
- пансионаты и дома отдыха 215,8 24,3 146,8 18,8 173,1 19,5
- базы отдыха и др. учреждения отдыха 233,7 26,3 176,6 22,5 178,0 20,0
Проанализировав показатели деятельности санаториев и пансионатов с лечением в структуре санаторно-курортных и оздоровительных учреждений за 2014/2015 годы, можно констатировать, что на их долю приходилось 46,5% всех койко-мест и было оздоровлено 537,8 тыс. чел. или 60,5% от всех оздоровленных лиц.
Исходя из анализа данных о материально-техническом обеспечении санаторно-курортных и оздоровительных учреждений Крыма, можно обобщить следующие негативные факторы, препятствующие развитию данного рода туризма в регионе: -неравномерная наполняемость номерного фонда;
-материально-техническая база учреждений, не отвечающая требованиям безопасности, комфортного пребывания туристов и нуждающаяся в полном обновлении;
-несоизмеримое соотношение цены за проживание и качества предоставляемых
услуг;
-отсутствие доступной и качественной транспортной инфраструктуры региона, частые перебои в электро- и водоснабжении;
-отсутствие рекламы санаторно-курортных и оздоровительных учреждений Крыма на внутреннем и международном рынке туристских услуг.
Решение вышеперечисленных проблем может способствовать привлечению туристов не только из России и стран СНГ, но и со всего мира в Крым с целью лечебно-оздоровительного туризма, что позволит конкурировать с курортами таких стран, как Таиланд, Индонезия, Сингапур, Вьетнам, Израиль, Германия, Чехия, на российские [11].
Можно также констатировать, что для полноценного и эффективного функционирования лечебно-оздоровительных курортов полуострова и для привлечения потенциальных туристов в течение всего года Крыму необходимо получить статус «всесезонной» здравницы. С этой целью Министерством курортов Крыма и Правительством региона разработана программа развития курорта на 2012-2018 годы «Целебный Крым: круглогодичное восстановительное лечение, рекреационный туризм и оздоровление». Программой определено, что одна из главных задач - это преодоление сезонности крымского курорта, что позволит увеличить сезон до восьми месяцев функционирования, укрепить экономику отрасли, повысить уровень обслуживания, сбалансировать качество и цену услуг.
В перечень неотложных проблем входят реконструкция и модернизация санаторно-курортных учреждений, улучшение качества предоставляемых лечебно-профилактических услуг, разработка и реализация комплексных программ
совершенствования организации и управления (профессионализм менеджерских кадров) на основе сочетания государственной поддержки и рыночных механизмов [5].
Чтобы Крымский лечебно-оздоровительный потенциал эффективно заработал, необходимы совместные усилия власти, санаториев, пансионатов и гостиниц, авиаперевозчиков и туроператоров:
-получение курортами Крыма статуса государственного значения, что даст возможность государственной поддержки;
-обеспечение государственной программой по планированию и развитию объектов санаторно-курортной сферы;
-реализация программы по финансированию реконструкции и строительства новых санаториев (выводя санатории из государственной собственности, необходимо аккумулировать средства в специальный фонд, а также необходим закон об их адресном использовании как источника финансирования).
Благоприятное сочетание климатических и физико-географических условий, разнообразие рекреационных ресурсов, привлекательность побережья способствуют развитию курортно-рекреационного хозяйства. Для того чтобы курорты Крыма стали привлекательными для требовательных и состоятельных клиентов (как иностранных, так и Российских) и смогли обеспечить многочисленные валютные поступления (в бюджеты всех уровней), необходимо приступить к строительству новых санаторно-курортных комплексов с высоким уровнем комфортабельности и одновременно осуществлять реконструкции существующих санаториев [14].
2 апреля 2014 года Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретила европейским перевозчикам летать в Крым, в частности, в аэропорты Симферополя и Севастополя. В связи с данным запретом ОАО «РЖД» сообщило о значительном сокращении пассажиропотока в сравнении с аналогичным периодом прошлого года в среднем на 45%. В Симферополь пассажироперевозки сократились на 65%, в Севастополь, Евпаторию и Керчь - на 55%, 54% и 47% соответственно. В прошлом году ОАО «Федеральная пассажирская компания», дочернее предприятие РЖД, отправило в Крым более 2 млн. человек, перевозя в пик сезона до 42 тыс. пассажиров в сутки.
Решать проблему транспортного сообщения с полуостровом необходимо в срочной перспективе, поскольку россияне могут лишиться возможности приехать в Крым по железной дороге из-за не признания Украиной Крыма российской территорией. А как показывает международная практика, такие страны не проводят пограничный контроль на
границах с непризнанным государством или территорией. Если Украина введёт паспортный и таможенный контроль на границе с Крымом, она де-факто признает его чужой территорией [18].
Так, возведение моста через Керченский пролив имеет ряд неоспоримых положительных сторон (рис.):
-проект моста предусматривает не только дорожное полотно, но и железнодорожные пути, линию электропередач и при необходимости газопровод, что решит проблему необходимости проезда по территории Украины;
-возведение моста станет основанием строительства объездной автострады вокруг г. Керчь, т.к. существующая дорога сегодня не справляется с автомобильным потоком в летний период, а переправа является неэффективной и очень затратной по времени;
-снятие таможенных и пограничных барьеров, свободное пересечение границы; -значительное сокращение времени расстояния в пути, экономия средств на бензин;
-уменьшение нагрузки на транспортные автомагистрали, улучшение безопасности и комфорта во время поездок [8].
Рисунок - Проект моста через Керченский пролив
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в конце марта 2014 года дал поручение Министерству транспорта, Министерству экономического развития, Министерству финансов, а также Федеральной антимонопольной службе совместно с ОАО «РЖД» и авиакомпанией «Аэрофлот» разработать рекомендации и предложения по организации доступной и качественной транспортной инфраструктуры Крымского полуострова.
Исполняя поручение Премьер-министра, ОАО «Аэрофлот» объявило о начале продаж авиабилетов в Крым по специальным тарифам. В настоящее время рейсы на
полуостров на регулярной основе выполняет лоукостер Аэрофлота - авиакомпания «Победа» [12].
Так, потенциальным посетителям Крыма будет доступно 6 вариантов различных тарифов, отличающихся по комфорту и скорости прибытия по маршруту Москва-Симферополь. Минимальная цена билета эконом-класса «туда-обратно» будет составлять 7 300 тыс. рублей с учётом всех трансферных сборов. А билет в одну сторону пассажиры смогут купить по цене от 3 900 тыс. рублей. Купить билеты по минимальной стоимости сможет любой пассажир как через интернет, так и непосредственно в кассах железнодорожного вокзала [17].
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что для развития лечебно-оздоровительного туризма в Крыму на государственном уровне необходимо провести ряд мероприятий [16].
1. Необходимо проведение мероприятий по продвижению санаториев, домов отдыха, пансионатов и других средств размещения, входящих в крымский лечебно-оздоровительного комплекс, с целью формирования у потенциальных клиентов положительного впечатления о материально-техническом оснащении учреждений полуострова и качестве предоставляемых ими услуг.
2. Разработка и реализация бонусных программ и системы гибких скидок для постоянных покупателей туристского продукта в области лечебно-оздоровительного туризма.
3. Работа по привлечению в регион инвестиций для развития инфраструктуры на всей территории региона.
Необходимо также провести мероприятия на уровне самих учреждений, специализирующихся на предоставлении услуг лечебно-оздоровительной направленности.
1. Расширение спектра и улучшение качества предоставляемых услуг.
2. Постоянное развитие инфраструктуры: освоение новых районов Крыма для открытия дополнительных учреждений, оказывающих услуги лечебно-оздоровительной направленности, и новых направлений в сфере реабилитационных и оздоровительных технологий.
3. Разработка туристских продуктов для разных возрастных групп, людей с разным материальным достатком.
4. Участие в выставках, ярмарках и др. рекламных мероприятиях.
Решение всех вышеперечисленных проблем позволит Крыму стать конкурентоспособным лечебно-оздоровительным туристским курортом на международном рынке туриндустрии и составить серьезную конкуренцию таким популярным странам, как Израиль, Таиланд, Венгрия, Чехия, Германия и др.
Литература
1. Крым в мировых туристских рейтингах // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 65-92.
2. Падерин А.В., Большаков А.С. Оценка социально-экономической эффективности управления туристско-рекреациоными зонами республики Крым // Вестник Национальной академии туризма. - 2015. - № 4 (36). - С. 45-49.
3. Афанасьев О.Е. #КРЫМНАШ: туризм и сервис в Крым // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 3-4.
4. Сосновский Д.В. Крымский полуостров как особый регион русского мира // Крым. - 2013. - № 1. - С. 71-83.
5. Афанасьев О.Е. Этапы развития сферы туристских услуг в Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 5-13.
6. Черевичко Т.В. Экономика туризма. - М.: Дашков и К, 2010. - С. 224-237.
7. Власова Т.И., Севастьянова О.В. Концептуальные основы активизации инновационной деятельности предприятий курортной сферы республики Крым // Вестник Национальной академии туризма. - 2015. - № 1 (33). - С. 46-49.
8. Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2011. - № 7. [Электронный ресурс]: URL: http://www.tpnews.ru/ (дата обращения: 24.04.2016).
9. Дышловой И. Н. Состояние, проблемы и перспективы развития санаторно-курортной и туристской отрасли республики Крым // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 51-59.
10. Современное состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса крымского федерального округа / В.И. Кружалин, Н.В. Шабалина, Т.М. Валькова, Н.И. Тульская // Вестник Национальной академии туризма. - 2015. -№ 4(36). - С. 40-44.
11. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма // Вестник Московского университета. - Сер. 6. Экономика. - 2007. - № 5. - С. 43-62.
12. Рябова Е.И. Трудовые отношения в условиях федеративного государства: особенности правового регулирования // Крым. - 2015. - № 4. - С. 35-39.
13. Абдулхаиров А.З. Потенциал и перспективы инвестирования в туристско-рекреационную отрасль республики Крым // Современные проблемы сервиса и туризма. -2015. - Т. 9, № 1. - С. 44-51.
14. Михайленко А.Н. Крым год спустя // Крым. - 2015. - № 3. - С. 3-16.
15. Васильева А.В. Задачи развития туризма в Севастополе // Крым. - 2013. - № 1. - С. 84-88.
16. Рагер Ю.Б. Исторические и социальные аспекты межрегионального туризма на Кубани и в республике Крым: материалы научной и научно-методической конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2014. - С. 69-70.
17. Севастьянова С. А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства, - М.: КНОРУС, 2010. - С. 189-212.
18. Казак А.Н. Концептуальные основы создания современного горнолыжного курорта в Крыму // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2014. - № 1 (27). - С. 118-127.
19. Николаев Е.М. Россия и Крым: «слияние двух туризмов» // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2015. - Т. 9, № 1. - С. 124-127.
20. Санин А.Ю., Краснова О.Н. Перспективы развития Крыма как туристского региона // Сервис plus. - 2015. - Т. 9, № 2. - С. 52-63.
21. Самойленко А.А., Шилкина А.Н. Социально-экономические предпосылки развития туризма в Крымском районе // Курорты. Сервис. Туризм. - 2006. - № 2(8). -С. 26-30.
WELLNESS TOURISM IN CRIMEA: ANALYSIS OF DEVELOPMENT PROBLEMS
AND PROSPECTS
Andropova Elena, senior lecturer, e-mail: [email protected]
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism
Moscow, Russian Federation
Romanenkov Alexey, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy Moscow, Russian Federation
Grzhebina Lyudmila, PhD in Sociological sciences, Associate Professor, e-mail:
Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism
Moscow, Russian Federation
Elena Podkorytova, Head of the specialized secondary education e-mail: [email protected]
Moscow Olympic College No 1 Moscow, Russian Federation
Ilya Kutin, PhD in Pedagogic sciences, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism and Service
Moscow, Russian Federation
The article analyzes the development problems and prospects of health tourism in the Republic of Crimea. Currently, Crimea attracts an increased interest from tourists around the world. However, logistical support of medical and health institutions of the peninsula does not meet European standards of comfort and quality of service.
Organization of medical and health services under conditions of health resort treatment offered to tourists, guests of the Crimea, is the subject of research.
Hypothesis of the study is the assumption that a detailed and quality analysis ofproviding health tourism services will help to identify the main problems of the Crimean health resorts and recreational facilities. Generalization of the research results will determine prospects and main directions of health tourism development, which meet the international standards. In its turn this will help the Republic of Crimea to become a competitive tourism resort on world tourism market in the area of health tourism.
After joining the Crimea to the Russian Federation, the stabilization of economic situation and the accelerated development of the region as a part of Russia is the first priority; therefore results of the study will be valuable for Crimean economy. Improving the quality of service and renovation of the material and technical base of medical and health institutions in the peninsula will significantly increase the number of tourists from the Russia, CIS and foreign countries at any time of the year. Such a factor as the "seasonality" of rest should not interfere with potential Russian and foreign tourists to visit Crimea. The research results can be used in solving issues concerning the reconstruction of recreational infrastructure of the peninsula.
Keywords: health tourism, the Republic of Crimea, Crimean resorts, recreational potential of the region, balneology, balneotherapy, sanatorium-resort industry
References:
1. Krym v mirovyh turistskih rejtingah [Crimea in the world tourism rankings] / О.Е. Afanasiev // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 65-92.
2. Paderin A.V., Bolshakov A.S. Ocenka social'no-ekonomicheskoj effektivnosti upravlenija turistsko-rekreacionymi zonami Respubliki Krym [Assessment of socio-economic efficiency of management of tourism and recreation areas of the Republic of Crimea] // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy]. 2015. № 4 (36). Pp. 4549.
3. Afanasiev О.Е. # KRYMNASH: turizm i servis v Krymu [#KPHMHAffl: Tourism and service in the Crimea] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 3-4.
4. Sosnovskij D.V. Krymskij poluostrov kak osobyj region russkogo mira [Crimean Peninsula as a special place Russian world] // Al'manah «Krym» [Almanac of "Crimea"]. 2013. № 1. Pp. 71-83.
5. Afanasiev O.E. Etapy razvitija sfery turistskih uslug v Krymu [Stages of the Crimea's tourist services development] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 5-13.
6. Cherevichko T.V. Ekonomika turizma [Economics of Tourism]. Moscow: Dashkov & Ko, 2010. Pp. 224-237.
7. Vlasova T.I., Sevastyanova O.V. Konceptual'nye osnovy aktivizacii innovacionnoj dejatel'nosti predprijatij kurortnoj sfery Respubliki Krym [Conceptual framework of activation of innovative activity of resort enterprises in the Republic of Crimea] // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy]. 2015. № 1 (33). Pp. 46-49.
8. Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Tourism: Practice, Problems and Prospects]. 2011. № 7. URL: http://www.tpnews.ru/ (Accessed on April 24, 2016).
9. Dishlovoy I.N. Sostojanie, problemy i perspektivy razvitija sanatorno-kurortnoj i turistskoj otrasli Respubliki Krym [Status, problems and prospects of development of the health resort and tourist industry of the Republic of Crimea] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 51-59.
10. Kruzhalin V.I., Shabalina N.V., Valkova T.M., Tulskaya N.I. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija turistsko-rekreacionnogo kompleksa Krymskogo federal'nogo okruga [Current state and prospects of development of tourist and recreational complex of the Crimean Fderal District] // Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy]. - 2015. № 4(36). - C. 40-44.
11. Aleksandrova A.Yu. Klastery v mirovoj industrii turizma [Clusters in the global tourism industry] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 6. Ekonomika [Moscow University. Economics Bulletin]. 2007. № 5. Pp. 43-62.
12. Rjabova E.I. Trudovye otnoshenija v uslovijah federativnogo gosudarstva: osobennosti pravovogo regulirovanija [Labour relations in a federal state: peculiarities of legal regulation] // Al'manah «Krym» [Almanac of "Crimea"]. 2015. № 4. Pp. 35-39.
13. Abdulhairov A.Z. Potencial i perspektivy investirovanija v turistsko-rekreacionnuju otrasl' Respubliki Krym [Potential and prospects of investing in the tourism and recreation
industry of the Republic of Crimea] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 44-51.
14. Mihajlenko A.N. Krym god spustja [Crimea a year later] // Al'manah «Krym» [Almanac of "Crimea"]. 2015. № 3. Pp. 3-16.
15. Vasil'eva A.V. Zadachi razvitija turizma v Sevastopole [The basic problems of the development of tourism in Sevastopol] // Al'manah «Krym» [Almanac of "Crimea"]. 2013. № 1. Pp. 84-88.
16. Rager Yu.B. Istoricheskie i social'nye aspekty mezhregional'nogo turizma na Kubani i v Respublike Krym [Historical and social aspects of inter-regional tourism in Kuban region and the Republic of Crimea]: materials of scientific and methodical conf. Krasnodar: Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, 2014. Pp. 69-70.
17. Sevastyanova S.A. Regional'noe planirovanie razvitija turizma i gostinichnogo hozjajstva [Regional planning of tourism and hotel industry]. Мoscow: KNORUS, 2010. Pp. 189-212.
18. Kazak A.N. Konceptual'nye osnovy sozdanija sovremennogo gornolyzhnogo kurorta v Krymu [Conceptual basis for the modern ski resort creation in Crimea] // Gumanitarnye nauki [The Humanities]. 2014. № 1 (27). Pp. 118-127.
19. Nikolaev E.M. Rossija i Krym: «slijanie dvuh turizmov» [Russia & Crimea: «Confluence of two tourism»] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, № 1. Pp. 124-127.
20. Sanin A.Y., Krasnova O.N. Perspektivy razvitija Kryma kak turistskogo regiona [Prospects of the development of the Crimea as a tourist region] // Servis plus. 2015. Vol. 9, № 2. Pp. 52-63.
21. Samoilenko A.A., Shilkina A.N. Social'no-ekonomicheskie predposylki razvitija turizma v Krymskom raj one [Socio-economic conditions of tourism development in Krymsk district] // Kurorty. Servis. Turizm [Resorts. Service. Tourism].2006. № 2(8). Pp. 26-30.