Научная статья на тему 'Особенности ценообразования на продукцию производственного сектора уголовно-исполнительной системы'

Особенности ценообразования на продукцию производственного сектора уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
912
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЦЕНЫ / СВОБОДНЫЕ (РЫНОЧНЫЕ) ЦЕНЫ / FREE (MARKET) PRICES / ОПТИМИЗАЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ / PRODUCT COST OPTIMIZATION / REGULATED PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т.В., Стулов С.А.

В статье рассмотрены особенности формирования цен на продукцию уголовно-исполнительной системы с учетом налогового законодательства и государственного регулирования норматива рентабельности и верхнего абсолютного предела цен. Обозначена проблема высокой себестоимости производимой в уголовно-исполнительной системе продукции и предложены пути ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pecuiliarities of pricing for the production sector of the penal system

The article deals with the peculiarities of the prices formation for the penal system products, taking into account the tax legislation and state regulation of the profitability standard and the upper absolute limit of prices. The problem of high cost of the products produced in the penal correction system is identified and the ways of its optimization are proposed.

Текст научной работы на тему «Особенности ценообразования на продукцию производственного сектора уголовно-исполнительной системы»

Т. В. ПОПОВА T. V. POPOVA

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВЮИ ФСИН России, кандидат экономических наук, доцент, подполковник внутренней службы

С. А. СТУЛОВ S. A. STULOV

преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права юридического факультета ВЮИ ФСИН России, майор внутренней службы

Особенности ценообразования на продукцию производственного сектора уголовно-исполнительной системы

Peculiarities of pricing for the production sector of the penal system

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования цен на продукцию уголовно-исполнительной системы с учетом налогового законодательства и государственного регулирования норматива рентабельности и верхнего абсолютного предела цен. Обозначена проблема высокой себестоимости производимой в уголовно-исполнительной системе продукции и предложены пути ее оптимизации.

Ключевые слова: ценообразование, регулируемые цены, свободные (рыночные) цены, оптимизация себестоимости продукции.

Annotation. The article deals with the peculiarities of the prices formation for the penal system products, taking into account the tax legislation and state regulation of the profitability standard and the upper absolute limit of prices. The problem of high cost of the products produced in the penal correction system is identified and the ways of its optimization are proposed.

Key words: pricing, regulated prices, free (market) prices, product cost optimization.

Одной из функций центра трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) является организация освоения и выпуска кон-

курентоспособной продукции [1]. В рыночной экономике основным параметром конкурентоспособности продукции является цена. Зная особенности формирования цены и используя прогрессивные методы ценообразования,

30

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

можно выявить резервы для ее снижения, что позволит учреждениям УИС, осуществляющим собственную производственную деятельность, с одной стороны, наиболее полно удовлетворять внутрисистемные потребности, с другой - иметь конкурентные преимущества перед другими участниками закупок. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на рентабельность продукции и производства, на финансовый результат, а следовательно, и на развитие производственной деятельности в УИС в целом.

Формирование цен на продукцию, производимую в УИС, представляет собой сложный процесс, осуществляемый, с одной стороны, под влиянием рыночных факторов, с другой стороны, регулируемый государством.

В зависимости от заказчика на продукцию учреждений УИС составные элементы цены изменяются, а именно структура цены на продукцию для внутрисистемных нужд отличается от цены на продукцию, реализуемую коммерческим организациям и физическим лицам.

Теоретически цена производителя включает себестоимость, прибыль и косвенные налоги. ФКУ НИИ ФСИН России применительно к УИС разработаны и направлены в органы и учреждения УИС методические рекомендации по расчету стоимости производимых в УИС товаров и сельскохозяйственной продукции, в которых подробно представлен процесс калькулирования себестоимости продукции. При этом вопросы ценообразования нуждаются в корректировке в соответствии с достижениями науки, действующим законодательством, современными экономическими условиями и конъюнкту-

рой рынка. Персонал учреждения УИС, сталкиваясь с определенными проблемами при формировании цен, решает их, используя, как правило, ненаучные методы. Так как целью исправительных учреждений не является получение прибыли, то прибыль, включаемая в цену, должна прежде всего обеспечить учреждению УИС осуществление нормальной производственной деятельности в целях привлечения осужденных к труду.

Основными косвенными налогами, то есть налогами на товары и услуги, устанавливаемыми в виде надбавки к цене, являются налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2007 № 1499-р утвержден перечень основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных. Им предусмотрено производство подакцизных товаров, налогообложение реализации (передачи) которых осуществляется в общеустановленном порядке. Законодатель предоставил производителям УИС льготы по налогообложению НДС. В соответствии с подп. 2 и 11 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от налогообложения НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями УИС произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг), а также реализация товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений УИС [2]. Более того, в соответствии с подп. 41 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС. В связи с этим услуги по производству товаров из давальческого сырья

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

31

(материалов), оказываемых казенными учреждениями, не являются объектом налогообложения НДС [3]. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ учреждения УИС имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн рублей. При этом размер выручки рассчитывается только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС [4]. Освобождение от налогообложения НДС, с одной стороны, направлено на экономию бюджетных средств, с другой стороны, предоставляет ценовые преимущества производителям УИС на рынке. Однако высокие накладные расходы в составе себестоимости продукции не позволяют учреждениям УИС воспользоваться данными конкурентными преимуществами.

Дополнительно следует указать, что учреждения УИС имеют определенные льготы по налогообложению не только указанными косвенными, но и прямыми налогами, которые взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Так, учреждения и предприятия УИС освобождаются от налогообложения земельным налогом и налогом на имущество организаций (ст. 381 и 395 НК РФ). В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные на учреждения и органы УИС [5]. Согласно новой редакции подп. 331 п. 1 ст. 251 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2015, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывают-

ся доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). При этом доходы от реализации товаров должны включаться в налоговую базу по налогу на прибыль организаций [6]. Пунктом 1 ст. 284 НК РФ установлено, что налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности для предприятий и учреждений УИС, но не может быть ниже 12,5 % в 2017-2020 годах.

Предприятия и учреждения УИС организуют выполнение государственных заказов прежде всего для нужд УИС, а также по договорам с различными организациями и физическими лицами. Определение цен в первом и во втором случаях значительно различается. В первом случае цены регулируются государством (регулируемые цены), во втором -устанавливаются под влиянием рыночных законов (свободные или рыночные цены). Основными рычагами прямого государственного регулирования цен на продукцию УИС являются ограничение цены путем регламентирования норматива рентабельности в процентах к себестоимости и установление верхнего абсолютного предела цены. В целях экономии бюджетных средств ФСИН России рекомендовано устанавливать цены на продукцию, производимую учреждениями УИС для бюджетных нужд, с рентабельностью на уровне 10 % [7]. При этом цена готовой продукции не должна превышать цену, утвержденную ФСИН России. Цены на готовую продукцию, выпускаемую для внутрисистемных нужд, утверждаются ФСИН России на основании анализа плановых калькуляций себестоимости для расчета цены на продукцию и оформляются

32

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

протоколом утверждения цен на календарный год. Так, ежегодно утверждаются предельные цены на вещевое имущество для сотрудников и контингента учреждений УИС, изготавливаемое исправительными учреждениями для поставки подразделениям УИС, выше которых внутрисистемная реализация продукции невозможна, независимо от величины затрат на производство и реализацию продукции конкретного учреждения. Централизованное государственное ценообразование предъявляет высокие требования к формированию предельных цен, которые должны быть экономически обоснованы. Цены не должны быть высокими, что приведет к излишнему расходованию бюджетных средств, и не должны быть низкими, что сделает невозможным исполнение государственных контрактов со стороны производителей УИС, а следовательно, создаст угрозу экономической (продовольственной) безопасности системы. Речь идет прежде всего о материало-емких товарах, для производства которых учреждения УИС закупают сырье и материалы. При формировании предельного уровня цен на такие виды продукции необходимо ориентироваться на маркетинговые исследования рынка ресурсов с учетом региональных колебаний цен.

На продукцию, выпускаемую для сторонних потребителей, уровень рентабельности определяется исходя из сложившейся конъюнктуры внешнего рынка. Однако и в этом случае ФСИН России оставляет за собой право регулирования процента рентабельности на отдельные виды продукции, выпускаемые учреждениями. Территориальные органы ФСИН России могут рекомендовать подведомственным учреждениям размер нижней границы уровня рентабельности на продукцию, произ-

водимую для сторонних организаций, например не ниже 15 %. Несмотря на некоторые ограничения, учреждения УИС наделены большей самостоятельностью в установлении цен на продукцию, выпускаемую по коммерческим заказам.

Все методы ценообразования могут быть объединены в три группы в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется производитель -на издержки производства или на рыночный спрос. К затратным методам ценообразования относятся методы полных издержек и прямых затрат, а также метод на основе анализа безубыточности. Формирование цены методом полных издержек является наиболее распространенным среди большинства предприятий России, в том числе производителей УИС, так как прост и удобен в применении. Метод прямых затрат - формирование цен по сокращенным (переменным) затратам - применим практически для любых производственных организаций, но на российских предприятиях используется достаточно редко. Однако, по нашему мнению, его внедрение в учреждениях УИС поможет эффективно решать задачу обеспечения безубыточности производственной деятельности, так как позволит с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов на производство продукции, выявлять наиболее выгодные виды продукции, определять выгодность дополнительного заказа, а также эффективно решать другие управленческие задачи. Метод на основе анализа безубыточности также применим в производственных условиях УИС, позволяет установить цену на уровне покрытия всех валовых издержек и получения нулевой прибыли.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

33

Методы рыночного ценообразования -метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, метод тендерного ценообразования, метод оценки реакции покупателей - широко используются производителями УИС. Производственная деятельность исправительных учреждений, как правило, связана с выполнением заказов. В этом случае цена на готовую продукцию формируется на основании затрат на ее производство и приемлемой для учреждения прибыли и согласуется с заказчиком [8].

Основной проблемой, с которой сталкиваются учреждения УИС при формировании цен на товары и услуги, является высокая себестоимость, основной удельный вес в которой занимают общепроизводственные и общехозяйственные расходы. По отдельным видам продукции и услугам накладные расходы могут составлять 70-75 %. Все возрастающая доля накладных расходов создает необходимость усиления внимания к обоснованности их распределения между отдельными видами продукции. Выбор и закрепление в учетной политике варианта распределения накладных расходов учреждением производится самостоятельно. В настоящее время базой распределения является заработная плата работников, непосредственно занятых выпуском продукции. По нашему мнению, можно выбрать иной вариант распределения, предполагающий больше накладных затрат относить на более рентабельные виды продукции.

С целью снижения цен на продукцию УИС необходимо организовать работу по оптимизации расходов, а именно периодически (ежемесячно, ежеквартально) проводить анализ себестоимости выпускаемой продукции и выявлять резервы ее снижения. Пути снижения себестоимости предусмат-

ривают разработку плана организационно-технических мероприятий по использованию внутрипроизводственных резервов и факторов. Выявление резервов снижения себестоимости проводится на основании комплексного анализа работы учреждения. При этом необходимо оказывать помощь учреждениям: обобщать и распространять передовой опыт производителей УИС по оптимизации расходов, обсуждать проблемы на совещаниях производственных служб и осуществлять выработку практических рекомендаций, регулярно проводить повышение квалификации персонала центра трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских и т. п.

Применительно к УИС можно предложить возможные пути оптимизации себестоимости продукции в целях эффективной реализации ценовой политики, а также обозначить связанные с ними проблемы:

1) повышение технического уровня производства (модернизация и повышение эффективности использования техники и технологии; внедрение новой техники и прогрессивной технологии; механизация и автоматизация производственных процессов, рациональное использования сырья, материалов, экономия энергии). Учреждения УИС могут осуществлять модернизацию и обновление парка технологического оборудования за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, однако, как показывает практика, собственных средств часто достаточно только для поддержания основных средств в работоспособном состоянии. Реализация федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)», концепция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации

34

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

от 23.12.2016 № 2808-р, позволит учреждениям приобрести необходимое швейное, сельскохозяйственное, деревообрабатывающее и металлообрабатывающее оборудование для перспективного развития и трудоустройства осужденных. Объемы финансирования на приобретение оборудования для нужд производственного сектора УИС в размере 2 250 млн рублей определены в разработанном ФСИН России проекте постановления Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» [9];

2) совершенствование управления производством путем внедрения системы управленческого (производственного) учета direct-costing, основанной на делении затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчете сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списании условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли. Данная система предоставляет дополнительный инструментарий для принятия управленческих решений в области безубыточности производства, реализации эффективной политики цен;

3) повышение производительности труда основных производственных рабочих из числа осужденных. Решение вопроса результативности труда связано с повышением уровня образования и квалификации осужденных и мотивации осужденных к труду;

4) увеличение объемов производства, которое приведет к относительному уменьшению условно-постоянных расходов в расчете на единицу продукции. В решении данной задачи учреждения сталкиваются с определенными трудностями. Работа большинства учреждений

УИС строится на случайных заказах, под которые создаются практически любые производства, где представляется возможность занять осужденных каким-либо трудом. И лишь немногие учреждения в новых экономических условиях смогли наладить долгосрочное сотрудничество с заказчиками, а следовательно, обеспечены постоянным объемом производства. Существуют и другие факторы, затрудняющие формирование портфеля заказов учреждениями УИС. Так, в рамках действующего законодательства о закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд увеличиваются сроки изготовления продукции учреждениями УИС из-за увеличения сроков закупки сырья и материалов при соблюдении требуемых законом процедур. Затрудняет работу учреждений с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями соблюдение оперативно-режимных требований. В целом проблема обеспечения производства в УИС объемами, необходимыми для реализации трудовой адаптации осужденных, является системной и требует комплексного решения. По нашему мнению, следует изменить подход к организации производства и структуру управления производственным комплексом ФСИН России. Например, создание производственного кластера путем объединения предприятий и учреждений УИС в рамках технологической цепочки позволит осуществить переход от многопрофильного производства к специализированному, обеспечив устойчивое развитие производственного комплекса УИС [10].

Таким образом, ценообразование на продукцию УИС осуществляется в условиях действия целого ряда ограничений, создающих проблемные ситуации. Некоторые из них носят текущий

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018

35

характер и успешно решаются на уровне отдельных исправительных учреждений и территориальных органов, другие требуют совместных усилий подразделений УИС всех уровней и принятия стратегических решений. ^

1. Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы : приказ Минюста России от 01.04.2008 № 80. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. (ред. от 29.07.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. О налоге на добавленную стоимость : письмо ФНС России от 17.07.2012 № ЕД-4-3 /11763@. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. О порядке определения выручки для целей применения статьи 145 Налогового ко-

декса Российской Федерации : письмо ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. О порядке применения подпункта 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации : письмо МНС России от 01.10.2003 № НА-6-21/1017@. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. О направлении разъяснений по учету доходов казенными учреждениями : письмо ФНС России от 21.07.2015 № ЕД-4-3/12819. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Письмо ФСИН России от 02.03.2015 № исх.04-9972. Документ опубликован не был.

8. Емельянова Е. В., Попова Т. В. Экономические и организационно-правовые основы трудовой адаптации осужденных к лишению свободы в России : учеб. пособие. Владимир, 2010. С. 127-129.

9. О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» : проект пост. Правительства Рос. Федерации. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Зарипов Р. Р., Попова Т. В. Финансово-правовые особенности функционирования производственного комплекса уголовно-исполнительной системы // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1. С. 784.

36

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.