Научная статья на тему 'Особенности финансирования уголовно-исполнительной системы в 2007-2009 гг'

Особенности финансирования уголовно-исполнительной системы в 2007-2009 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
724
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИС / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕКТОР / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / АНАЛИЗ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифоров А. А.

В статье отмечается, что, несмотря на улучшение экономической ситуации в стране, последствия кризисных явлений по-прежнему оказывают влияние на финансовое состояние уголовно-исполнительной системы. Проблема поиска эффективных решений, позволяющих минимизировать и преодолеть имеющиеся негативные последствия, сохраняет свою актуальность. В статье проанализированы основные тенденции финансирования уголовно-исполнительной системы за последние три года, исследованы различные аспекты влияния кризисных явлений на финансовое обеспечение пенитенциарной системы, проводимые государственные и ведомственные антикризисные мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования уголовно-исполнительной системы в 2007-2009 гг»

Управление финансами

особенности финансирования уголовно-исполнительной системы

в 2007-2009 гг.

А. А. НИКИФОРОВ, аспирант кафедры финансов E-mail: [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

В статье отмечается, что, несмотря на улучшение экономической ситуации в стране, последствия кризисных явлений по-прежнему оказывают влияние на финансовое состояние уголовно-исполнительной системы. Проблема поиска эффективных решений, позволяющих минимизировать и преодолеть имеющиеся негативные последствия, сохраняет свою актуальность. В статье проанализированы основные тенденции финансирования уголовно-исполнительной системы за последние три года, исследованы различные аспекты влияния кризисных явлений на финансовое обеспечение пенитенциарной системы, проводимые государственные и ведомственные антикризисные мероприятия.

Ключевые слова: кризис, пенитенциарная система, Федеральная служба исполнения наказаний, производственный сектор, антикризисные меры, анализ, финансирование, концепция развития.

Кризисные явления затронули все отрасли экономики, повлияв на финансовое обеспечение функций, осуществляемых государством, и самым непосредственным образом отразившись на финансовом состоянии уголовно-исполнительной системы (УИС). Пенитенциарная система является составной частью правоохранительных органов и представляет собой совокупность учреждений, исполняющих уголовные наказания и реализующих иные меры уголовно-правового характера. Уголовно-исполнительная система как один из важных социально-правовых институтов государства в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в обществе. Эта сис-

тема является многофункциональной, не только исполняет наказания в виде лишения свободы или без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку спецконтингента, проводит работу по ресоциализации осужденных. Все указанное предполагает необходимость адекватного финансового обеспечения, а в условиях кризиса — поиск и мобилизацию дополнительных источников финансирования.

Еще в докризисный период из-за достаточно большой численности заключенных (Россия занимает 3-е место в мире по уровню карцеризации в общей численности населения) система пенитенциарных учреждений стала значительным бременем для федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований за последнее десятилетие увеличился более чем в 22 раза (с 5,9 млрд руб. в 1998 г. до 132,6 млрд руб. в 2008 г.). Эта цифра будет больше, если учесть косвенную государственную поддержку в виде предоставления налоговых льгот и других преимуществ учреждениям УИС. Продолжающаяся работа по приведению условий содержания спецконтингента к европейским стандартам также требует дополнительных бюджетных ассигнований (в частности объем финансирования Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 гг.)» утвержден в размере 73,5 млрд руб.).

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов»

бюджетные ассигнования на нужды УИС в 2009 г. были предусмотрены в объеме 163,8 млрд руб., что на 31,2 млрд руб. (23,5 %) превышает уровень 2008 г. В 2010 и 2011 гг. данный показатель запланирован на уровне 174,2 и 190,8 млрд руб. соответственно (см. рисунок).

Однако, учитывая негативные кризисные последствия, Правительством РФ и Минфином России были приняты меры по оптимизации объема и структуры расходов федерального бюджета. В результате Федеральным законом от 29.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» расходы УИС на 2009 г. были сокращены на сумму 7,8 млрд руб. и составили 156,0 млрд руб. Наибольшему секвестрованию подверглись следующие статьи:

- коммунальные услуги — на 1,7 млрд руб. (15,0 % от ранее утвержденных объемов);

- расходы инвестиционного характера (в рамках ФЦП и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) — на 1,7 млрд руб. (27,7 % от ранее утвержденных объемов);

- вещевое обеспечение спецконтингента — на 0,7 млрд руб. (32,6 % от ранее утвержденных объемов);

- компенсация проезда в отпуск сотрудникам и членам их семей — на 0,5 млрд руб. (27,7 % от ранее утвержденных объемов);

- горюче-смазочные материалы — на 0,4 млрд руб. (27,7 % от ранее утвержденных объемов).

Было сокращено бюджетное финансирование многих бюджетополучателей, в том числе «силовых» ведомств. Так, смета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков уменьшена на 4,8 %, МЧС России - на 5,6%, Министерства обороны Российской Федерации — на 8,3%, Федеральной миграционной службы — на 11,5%. Федеральная служба исполнения наказаний дифференцированно подходила к распределению уменьшаемых объемов ассигнований между распорядителями и получателями бюджетных средств внутри ведомства:

— расходы по коммунальным платежам и проезду в отпуск не были уменьшены медицинским учреждениям и санаториям;

—расходы по вещевому имуществу не были уменьшены медучреждениям, санаториям и центрам гигиены и эпидемиологии;

— расходы на денежное довольствие сотрудникам были увеличены на 16 %;

— заработная плата гражданского персонала была увеличена в 1,5 раза;

— средства на продовольственное обеспечение спецконтингента и личного состава, выплаты на обзаведение имуществом первой необходимости и на приобретение средств личной гигиены для спецконтингента были увеличены более чем на 20 %;

— средства для приобретения медикаментов и перевязочных средств были увеличены на 30 %;

— транспортные расходы (проезд в командировки и служебные разъезды) были увеличены почти на 10 %;

— средства на проведение капитального и текущего ремонта были увеличены на 16,5 %.

Сокращение бюджетных ассигнований значительно сказалось и на финансовом состоянии производственного сектора УИС:

— во-первых, заказы по секвестированным статьям (в частности вещевое имущество, оборудование для коммунально-бытовых и интендантских служб УИС, пожарная техника) не были размещены на внутрисистемном рынке УИС, что, помимо экономии бюджетных средств, могло увеличить объем произведенной продукции на 1,5 млрд руб.

250,0

200,0

ю 150.0 &

ч

Л 100.0

50.0

0.0

► 190.8

Т---Ф----♦161.4

156.0 159.9

103.0

1003

004

2005

2006

1007

2008

1009

2010

2011

Утверждено законом

■-С учетом оптимизации бюджета

Источник: Минфин России.

Динамика бюджетного финансирования УИС с учетом оптимизации

в 2003-2011 гг.

— во-вторъх, оказалось невозможным осуществить возмещение недофинансированных статей за счет средств, которые планировалось получить в результате производственной деятельности. Это обстоятельство может спровоцировать рост кредиторской задолженности производственного сектора УИС и отвлечение оборотных средств.

Помимо этого, под влиянием кризисных явлений собственное производство УИС столкнулось со следующими проблемами:

1) в связи с отсутствием финансовых средств более 100 крупных производственных объединений, работавших по кооперации с производственным сектором УИС, и абсолютное большинство других потребителей продукции УИС значительно сократили или временно прекратили размещение заказов в исправительных учреждениях. Это в большей степени отразилось на металлообработке, которая на начало 2008 г. являлась ведущим направлением производственного сектора. Из-за отсутствия заказов на пошив рабочей одежды практически полностью было остановлено швейное производство в исправительных учреждениях 14 территориальных органов ФСИН России. В качестве обязательных условий сохранения производственных связей в 2009 г. контрагентами были выдвинуты жесткие требования о снижении на 20—30 % стоимости закупаемых изделий, погашения задолженности за ранее отгруженную продукцию и отсрочки платежей за текущие поставки на срок не менее 90 дн.;

2) в условиях увеличения процентных ставок по кредитам для сельскохозяйственных нужд, существенного сокращения объемов кредитования со стороны российских банков, перевода в иностранную валюту лизинговых платежей за сельскохозяйственную технику и оборудование, не имеющих отечественных аналогов, существенно осложнилась работа агропромышленного сектора УИС, который в значительной мере обеспечивал исправительные учреждения сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания;

3) в условиях сокращения спроса, отсутствия у заказчиков оборотных средств увеличился объем готовой продукции на складах учреждений (существенное увеличение остатков готовой продукции наблюдалось в I и II кварталах 2009 г.);

4) сокращение производства, использование дешевой иностранной рабочей силы и высокий уровень безработицы в ряде регионов РФ привели к резкому снижению заинтересованности хозяйствующих субъектов в использовании труда осужденных на контрагентских работах. За девять месяцев

2009 г. среднесписочная численность осужденных, привлеченных к труду на объектах сторонних организаций, уменьшилась на 27,9 % по сравнению с показателем аналогичного периода 2008 г.

Собственный производственный сектор имеет жизненно важное значение для пенитенциарной системы России. Он представляет собой многоотраслевую структуру, включающую более 600 подразделений, расположенных во всех субъектах РФ, с номенклатурой выпускаемых изделий, включающей более 120 тыс. наименований. Привлечение осужденных к труду является одной из мер реализации уголовно-исполнительной политики государства, а также источником дополнительных финансовых поступлений в УИС. В 2005 г. Правительством РФ было принято решение о преобразовании государственных унитарных предприятий (ГУП) УИС в центры трудовой адаптации (ЦТА), учебные производственные мастерские (УПМ) и лечебные производственные мастерские (ЛПМ). Начало реформе производственного сектора УИС положило принятие постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней». Основы нормативной правовой базы дальнейшего реформирования производственного сектора были заложены в Федеральном законе от 06.06.2007 № 91-ФЗ «О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» и в распоряжении Правительства РФ от27.10.2007 № 1499-р «Об утверждении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных» и др.

Деятельность производственных структурных подразделений исправительных учреждений стала в большей степени ориентированной на решение социальных задач, в частности на привитие осужденным необходимых трудовых навыков и уважительного отношения к труду; создание условий для моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; организацию профессиональной подготовки и повышение профессиональной квалификации осужденных, производственного обучения их смежным профессиям. В 2009 г. практически все предприятия (96,5 %) находились на той или иной стадии реформы. Были созданы 496 ЦТА, 40 УПМ и 37 ЛПМ. Больше половины ГУП (57,2 %)

прекратили производственную деятельность и были ликвидированы. Резкое снижение объемов заказов, обусловившее невозможность расчетов с кредиторами, не позволило государственным унитарным предприятиям ФСИН завершить в 2008-2009 гг. ликвидационные мероприятия.

Деятельность производственного сектора УИС до IV квартала 2008 г. характеризовалась положительной динамикой основных показателей. Так, происходило увеличение объема выпускаемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг:

- в I квартале 2008 г. — увеличение на 21,1 % к аналогичному периоду прошлого года;

- во II квартале 2008 г. — увеличение на 29,8 % к аналогичному периоду прошлого года;

- в III квартале 2008 г. — увеличение на 18,0 % к аналогичному периоду прошлого года.

Улучшались и показатели трудовой адаптации осужденных. Например, количество осужденных, не работающих из-за непредоставления работы, в 2008 г. составило 28,5 тыс. чел. (80,5 % по отношению к 2007 г.), или 3,9 % от среднесписочной численности; в трудовой процесс и обучение было вовлечено 360,4 тыс. чел. (49,5 % от среднесписочной численности осужденных), что на 3,8 тыс. чел. больше, чем в 2007 г.; среднедневная заработная плата работающих, осужденных в 2008 г., по сравнению с 2007 г. выросла на 31 %. Показатели объемов производства продукции, произведенной в УИС в IV квартале 2008 г. (по сравнению с IV кварталом 2007 г.), приведены в табл. 1.

Анализ приведенных данных показывает, что наиболее ощутимо негативные явления в финансовой сфере отразились на металлообработке, занимавшей на начало 2008 г. ведущее место в отраслевой структуре производства учреждений, исполняющих наказание. Доля этого сектора в общем объеме произведенной продукции сократилась с 33,0 % в III квартале 2008 г. до 19,5 % в IV квартале 2008 г., при этом объем производства составил 963,8 млн

руб., или 59,3 % по отношению к IV кварталу 2007 г. Спад производства отмечался и в других отраслях. Например, в лесозаготовке и производстве стройматериалов по отношению к показателям прошлого года объем составил 22,2 % и 26,9 % соответственно. Объем производства товаров легкой промышленности (второе по значению направление в производственном секторе УИС) в условиях сокращения заказов и под воздействием сезонного фактора в IV квартале 2008 г. сократился на 11 %.

Возникшие в условиях кризиса проблемы вызвали необходимость разработки системы антикризисных мер по обеспечению финансовой устойчивости функционирования УИС. На государственном уровне был принят ряд важных нормативных правовых актов, в частности:

- Федеральный закон от 24.11.2008 № 209-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает освобождение от обложения НДС продукции, выпускаемой и реализуемой ЛПМ, что позволило повысить ее конкурентоспособность и увеличить объем выпуска продукции на 10—15 %;

- Федеральный закон от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предоставляет исправительным учреждениям право проводить закупки сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для трудоустройства осужденных, на основании договоров гражданско-правового характера без проведения конкурсов;

- Федеральный закон от 14.03.2009 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предоставляет исправительным учреждениям, занимающимся заготовкой и переработкой древесины, возможность получения лесных

Таблица 1

Объемы производства продукции в Уис в фактических ценах, млн руб.

Вид деятельности IV квартал 2007 г. IV квартал 2008 г. 2008 г. по отношению к 2007 г., %

Металлообработка 1 625,2 963,8 —40,7

Лесозаготовка 256,2 199,3 —22,2

Деревообработка 790,9 697,5 —1,8

Производство товаров легкой промышленности промышленность 1 325,8 1 179,5 —11,0

Производство стройматериалов 96,2 70,3 —26,9

Производство товаров народного потребления 791,1 1 171,4 48,1

Источник: аналитические данные ФЭУ ФСИН России.

участков, находящихся в государственной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование;

- постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которое предусматривает преференции для исправительных учреждений и предприятий исправительных учреждений в части размещения внутрисистемных заказов без проведения торгов как у единственного поставщика, а также право сторонних заказчиков устанавливать преимущества исправительным учреждениям;

- распоряжение Правительства РФ от22.05.2008 № 731-р «О дополнении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 27.10.2007 № 1499-р», которое предусматривает расширение перечня видов внебюджетной деятельности исправительных учреждений и их отражение в Генеральном разрешении на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства главному распорядителю средств федерального бюджета и подведомственным ему учреждениям.

В условиях изменившейся экономической ситуации и произошедшего сокращения бюджетных расходов для финансового обеспечения деятельности ФСИН России был принят ряд мер:

- сокращены до минимума любые расходы, не имеющие отношения к жизнеобеспечению учреждений, исполняющих наказания;

- весь объем прибыли, полученной в результате внебюджетной деятельности, направляется на восполнение статей сметы УИС, не обеспеченных в полном объеме средствами федерального бюджета;

- в территориальных органах ФСИН России разработаны планы по экономии и оптимизации бюджетных расходов, равномерному, рациональному и эффективному использованию выделенных средств;

- перенесены сроки выполнения ряда мероприятий, не обеспеченных в полном объеме бюджетными ассигнованиями в текущем году, на 2011-2012 гг.

По результатам рассмотрения ситуации, складывающейся в производственном секторе УИС в условиях экономического кризиса, на Межреги-

ональном совещании руководителей производственно-технических и финансово-экономических служб территориальных органов ФСИН России, состоявшемся 17-20 ноября 2008 г. в г. Кирове, был предложен комплекс первоочередных мер по минимизации негативных последствий, предусматривающий, в частности:

1) обеспечение стабильного финансового состояния производственных подразделений исправительных учреждений в условиях кризисных явлений в финансовой сфере и экономике. Осуществление жесткого контроля и учет эффективного использования средств, полученных от производственной деятельности. Обеспечение пополнения оборотных средств и недопущение возникновения взаимной субсидиарной ответственности бюджетного и внебюджетного секторов исправительных учреждений. Эти задачи должны быть выполнены:

- за счет консервации неиспользуемых основных производственных средств в целях сокращения расходов на их содержание. Согласно статистическим данным, по состоянию на 01.01.2209 в учреждениях УИС имелось 968,6 тыс. м2 свободных производственных площадей (12,8 % от общего количества);

- за счет недопущения отвлечения оборотных средств производственного сектора УИС, что ухудшает его финансовое состояние и влечет за собой увеличение кредиторской задолженности;

- за счет обеспечения раздельного учета потребленных бюджетным и внебюджетным секторами УИС топливно-энергетических и водных ресурсов;

- за счет соблюдения нормативов распределения и направления прибыли, полученной от производственной деятельности, утвержденных распоряжением ФСИН России от 05.12.2008 № 415-р. Данное требование оказалось не выполнено, поскольку в связи с сокращением на 7,8 млрд руб. бюджетных ассигнований на 2009 г. указанием ФСИН России от 17.02.2009 № 10/1-488т территориальным органам было дано предписание о направлении всего объема прибыли, полученной от производственной деятельности, на покрытие не обеспеченных в полном объеме статей сметы УИС;

- за счет постоянного проведения финансового мониторинга (оценки показателей результативности использования) средств, полученных от производственно-хозяйственной деятельности, направленного на стабилизацию финансового состояния производственного сектора УИС;

- за счет максимально возможной экономии средств, полученных от производственно-хозяйс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

твенной деятельности, в том числе за счет сокращения расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов;

2) принятие дополнительных мер по загрузке производственного сектора УИС заказами на выпуск продукции в первую очередь для внутрисистемного потребления, а также по созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства осужденных, в том числе:

- увеличение объемов, расширение ассортимента и номенклатуры выпускаемой для внутрисистемных нужд продукции. Так, в 2009 г. в целях поддержания мер по выпуску продукции швейной промышленности и исполнения постановления Правительства РФ от 22.12.2006 № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы» учреждениями УИС, имеющими швейное производство, был освоен и налажен выпуск новой формы одежды для сотрудников УИС (8 новых видов изделий). В результате за девять месяцев 2009 г. было поставлено форменного обмундирования для сотрудников УИС на сумму 1,4 млрд руб.;

- категорический запрет на приобретение у сторонних производителей продукции и изделий, выпуск которых осуществляется подразделениями УИС. В результате реализации данного положения объем произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг для нужд ФСИН России за девять месяцев 2009 г. составил 9,2 млрд руб., или 119,6 % к показателю аналогичного периода 2008 г. В целом за 2008 г. ФСИН России заключено контрактов с учреждениями УИС на общую сумму 10,7 млрд руб., что превысило аналогичный показатель 2007 г. на 76,3 %. Главным преимуществом внутрисистемного рынка является то, что, несмотря на кризисные явления в экономике страны, удается осуществлять мероприятия по достаточно стабильному обеспечению УИС. Из-за низких фиксированных цен на выпускаемые для собственных нужд продукты и товары достигается экономия бюджетных средств. По итогам 2007 г. экономия составила 1,8 млрд руб., в 2008 году — 2,6 млрд руб.;

3) оптимизация системы налогообложения исправительных учреждений и снижение налоговой нагрузки на производственный сектор УИС. Для

этого используются возможности по снижению налоговой нагрузки, предоставляемые действующим налоговым законодательством РФ: снижение с 14,5 до 10,5 % ставки налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с п. 1 ст. 145 Налогового кодекса РФ и др.;

4) оптимизация системы управления производственным сектором УИС: организация внебюджетных участков; перевод части работающих осужденных с повременной на сдельную оплату труда; определение возможных источников содержания производственно-технического персонала, в первую очередь вольнонаемного, содержащегося за счет доходов от производственной деятельности.

В целях оптимизации системы управления производственным сектором УИС создаются внебюджетные участки в тех исправительных учреждениях, где создание ЦТАО, УПМ и ЛПМ в настоящее время экономически нецелесообразно (эта экономическая целесообразность определяется количеством рабочих мест, которые могут быть созданы, как правило, не менее 20). Кроме того, с января 2009 г. начат перевод осужденных с повременной на сдельную форму оплаты труда. Так, например, по представленной ФСИН России информации количество осужденных с повременной формой оплаты труда в Центральном федеральном округе сокращено на 35,6 % и составило 6 261 чел., в Южном федеральном округе — на 16,5 %, что составило 2 747 чел.;

5) усиление контроля за результатами производственно-хозяйственной и финансовой деятельности подразделений УИС (внутриведомственный контроль за ценообразованием, контроль за использованием прибыли и за использованием имущества УИС (зданий, оборудования, станков), а также усиление контроля за использованием спецконтингента сторонними организациями на контрагентских условиях).

Анализ объемов производства продукции по итогам девяти месяцев 2009 г. свидетельствует об определенной положительной динамике в деятельности производственного сектора УИС. Однако проведение сопоставления с показателями аналогичного периода 2008 г. отражает факт снижения объемов произведенной продукции (табл. 2).

После резкого спада в конце 2008 — начале 2009 г., во II квартале 2009 г. произошло увеличение объемов производства металлообработки на 21,2 % по отношению к I кварталу 2009 г., а в III квартале — снижение на 12,5 % по отношению ко II кварталу

Таблица 2

Объемы производства продукции в УИС, млн руб.

Отрасль За 9 мес. За 9 мес. 2009 г.

2008 г. 2009 г. к 2008 г., %

Металлообработка 4 861,1 2 953,0 -39,3

Лесозаготовка 699,3 546,4 -21,9

Деревообработка 2 061,4 1 725,5 -16,3

Легкая промышленность 3 178,5 3 005,9 -5,4

Производство 293,3 171,3 -41,6

стройматериалов

Производство товаров 2 224,5 2 744,4 23,4

народного потребления

Источник: аналитические данные ФЭУ ФСИН России.

2009 г. Значительно сократились объемы производства строительных материалов (на 41,6 %). Доля этого сектора в общем объеме производства по итогам девяти месяцев 2009 г. составила лишь 1,3 %. Сокращение объемов произведенной продукции в таких секторах, как лесозаготовка и деревообработка, составило 21,9 % и 16,3 % к аналогичному периоду 2008 г. года соответственно. Вместе с тем объем производства товаров народного потребления по итогам девяти месяцев 2009 г. увеличился на 23,4 % и составил 2 744,4 млн руб., доля данного сектора в общем объеме производства достигла 20,3 %.

Проведенный анализ позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. С октября 2008 г. руководство ФСИН России перешло к активной реализации мер, направленных на смягчение негативных последствий финансового кризиса. Своевременно принятые меры антикризисного характера позволили увеличить долю заказов для внутрисистемных нужд ФСИН России. Общий объем производства составил 25 млрд руб., что всего на 4,6 % ниже данного показателя в 2008 г. (по прогнозам, спад в 2009 г. ожидался на уровне 20-25 %); размер среднедневного заработка заключенного увеличился на 29,2 %. Сформированный комплекс антикризисных мер можно охарактеризовать как достаточно исчерпывающий. В настоящее время необходима его активная практическая реализация в части повышения его качества исполнения на местах; разработки новых принципов и подходов к результативности и эффективности намеченных мероприятий.

В 2009 г. Минюстом России совместно с ФСИН России разработана Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г., предусматривающая принципиально новые подходы к исполнению наказаний в виде лишения свободы. Проект этой концепции 01.03.20010 был внесен на рассмотрение Правительства РФ. Успешная реализация всех мер и новаций данного документа во

многом определяется достаточностью финансирования УИС, качеством финансового управления на уровне распорядителей и получателей бюджетных средств. Повышение эффективности деятельности маркетинговых служб учреждений производственного сектора, основанной на анализе и изучении рынка, расширении каналов сбыта продукции, поиске новых путей продвижения и позиционировании производимой продукции, могло бы, с точки зрения автора, дополнить утвержденные антикризисные меры. В части расширения объемов и роста финансовых результатов деятельности производственного сектора УИС необходимо, как считает автор, более тесное сотрудничество с органами власти субъектов РФ. Региональные органы власти за счет средств собственных бюджетов могут оказывать помощь в вопросе обеспечения трудовой занятости осужденных, размещения заказов, реализации других мероприятий, способствующих ресоциализации осужденных и пополнению финансовых источников УИС.

Таким образом, решение проблем финансового обеспечения ФСИН России в условиях преодоления кризисных явлений, тем более в процессе реализации указанной концепции, представляет собой целый комплекс мероприятий методологического, правового, организационно-управленческого и финансового характера. Это относится как к пенитенциарной системе в целом, так, в частности, и к ее производственному сектору.

Список литературы

1. Бюджетная система РФ / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб.: Питер. 2008.

2. Материалы межрегионального совещания начальников территориальных органов ФСИН России, заместителей начальников территориальных органов ФСИН России по тылу, по производству, главных экономистов и заместителей начальников образовательных учреждений по тылу // Ведомости УИС. 2009. № 9. С. 3-33.

3. Программа антикризисных мер по обеспечению устойчивого функционирования производственного сектора УИС. Доступ из справочно-правовой системы «Эталон плюс УИС».

4. Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (основные положения). URL: http://www1.minfm.ru/ru/reforms/budget.htm.

5. Проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.ukrprison.org.ua/index. php?id=1264936781.

6. Реформирование уголовно-исполнительной системы: теоретический аспект / под общ. ред. А. А. Реймера / Академия ФСИН России. Рязань, 2009.

7. Финансы / под ред. М. В. Романовского, О. В. Вруб-левской, Б. М. Сабанти. М.: Юрайт. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.