ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПЕЦКОНТИНГЕНТА: ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Девятаева Т.А., главный специалист Федерального бюджетного учреждения
"Центральная база материальнотехнического и военного снабжения" ФСИН России
Аннотация. В статье рассматривается одно из основных направлений по улучшению условий содержания осужденных, обвиняемых и подозреваемых, содержащихся в учреждениях Уголовно-исполнительной системы - эффективная организация продовольственного обеспечения указанного контингента.
Автором на основе исследования динамики стоимости питания по минимальной норме предлагается внедрение прогрессивных методов организации питания осуждённых, содержащихся в воспитательных и лечебных учреждениях УИС.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; содержание осуждённых; нормы питания.
THE ORGANIZATION AND FINANCING OF FOOD GUARANTEEING SPECIAL CONTINGENT: POLICY APPROACH
Devyataeva Tatyana, chief specialist
Central base of material, technical and military provision, Federal service execution of a punishment of Russian Federation
Annotation. In article has been consider one of the basic direction to improvement conditions content prisoners, accessed and suspects, which were placed into penitentiary establishments - effective organization food guaranteeing special contingent.
Authoress was research of change cost of nutrition on minimal standards propose a solution for arrangement food guaranteeing special contingent, which were placed into educational and medical penitentiary establishments.
Key words: penitentiary establishments; content prisoners; standars of food.
Происшедшие кардинальные изменения во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах, внутренней ситуации в России, резкое сокращение ее экономического потенциала, переход к рыночным отношениям и другие объективные обстоятельства потребовали адекватной реформы «силовых» структур, включая изменения в меха-
низме управления правоприменительными органами. Однако следует признать, что до сих пор у нас нет эффективно функционирующей системы государственного управления сферой правоприменения, научно обоснованной экономической стратегии, четкого механизма планирования и финансирования потребностей подразделений Уголовноисполнительной системы (УИС).
В последнее время большое внимание уделяется улучшению условий содержания осужденных, обвиняемых и подозреваемых, содержащихся в учреждениях УИС. Одним из направлений в этой работе является осуществление бесперебойного снабжения лиц, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России продовольствием и организацией контроля за соблюдением норм довольствия. Пристальное внимание этому вопросу уделяется не только Правительством Российской Федерации, но и Международными государственными и негосударственными правозащитными организациями. В связи с этим, исключительное значение приобретает кардинальная перестройка механизма финансовоэкономического обеспечения подразделений УИС, которая должна стать одной из центральных задач, стоящих перед органами управления ФСИН России. Решение этой проблемы, прежде всего, требует создания принципиально новой системы оценки, планирования и финансирования потребностей государства на содержание правоприменительных органов и спецконтингента.
Известная фраза о том, что «мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» в отношении такой категории лиц как осуждённые может быть воспринята наоборот, поэтому разумные пределы расходов на питание и материальнобытовое обеспечение осуждённых устанавливаются самим обществом, а вернее его исполнительными органами (в данном случае Минюстом, Минздравом, Минэкономразвития). В течение последних лет особое внимание руководством ФСИН России уделялось вопросам обеспечения спецкон-тингента продовольственными ресурсами согласно утвержденным нормам питания1. Питание осуждённых наряду с бесплатным медицинским обеспечением спецконтингента является специфической статьёй расходов государства, подчёркивающей необходимость осуществления непроизводительных общественных трат на часть временно изолированного сообщества. И это является показателем уровня развития самого общества. Работа в этом направлении ведётся с учётом экономного и рационального расходования бюджетных средств
1 Объявлены приказом Минюста России от 02.08.2005 № 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осуждённых к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
и улучшения обеспечения подведомственных подразделений продовольствием, организацией контроля за целевым расходованием финансовых средств, выделенных на питание спецконтингента.
На приобретение продовольствия в 2007 году было выделено бюджетных средств в сумме 11428,6 млн. рублей. На вышеуказанные цели в 2008 году предусмотрено выделить 12900,0 млн. рублей, однако в связи с дефицитом федерального бюджета Минэкономразвития выделило лимиты для обеспечения спецконтингента продовольствием в размере 11900,00 млн. рублей, что на 7,75% ниже заявленной суммы. Значит ли это, что спец-контингент должен меньше питаться или речь может идти о получении недостающих продуктов в течение последующих периодов, или можно говорить о совершенствовании рациона питания? Временной и процедурный разрыв между этими процессами ведёт к тому, что принятые перспективные планы и нередко даже начатые программы оказываются необеспеченными необходимыми материальными ресурсами из-за финансовых ограничений и поэтому подвергаются существенным изменениям и сокращениям. Это, естественно, сопровождается значительными нерациональными затратами.
У нас имеются существенные недостатки на уровне не только разработки, но и рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета любого уровня. Например, слабо осуществляется контроль за целевым и рациональным использованием ассигнований, выделяемых на деятельность Уголовноисполнительной системы. До сих пор не разработана чёткая нормативная правовая база бюджетного процесса в системе ФСИН России. Указанные недостатки в бюджетном процессе не позволяют решать рационально сложные и острые проблемы финансового обеспечения органов и учреждений УИС на надёжной научно-методической основе и тем самым неизбежно ведут к большим просчётам и неэффективным затратам.
Стоимость питания осужденных по минимальной норме в 1 квартале 2008 года увеличилась на 4,81 рубля в сутки. Динамика увеличения стоимости питания на одного осужденного в сутки по минимальной норме (с 18,51 руб. в 2003 году до 31,55 руб. в 2007 году) представлена на рис. 1.
Рис.1. Динамика стоимости питания по минимальной норме
В текущем году особое внимание уделяется контролю за полнотой выдачи спецконтингенту утверждённых Правительством РФ минимальных норм питания2, а также проведению открытых аукционов на поставку продуктов питания для нужд УИС. Такая открытость, по нашему мнению, должна способствовать развитию конкуренции среди региональных производителей и поставщиков продуктов питания. В то же время можно предположить, что здоровая конкуренция станет преградой на пути развития коррупции в органах управления закупками.
Факты выявляемых в ходе ревизий и проверок недостач и краж продуктов питания свидетельствует о том, что продукты были и остаются предметом покушения со стороны материально-ответственных лиц, поэтому в целях соблюдения технологического режима обработки пищевых продуктов и обеспечения их сохранности осуществляется регулярный контроль за комплектованием столовых воспитательных колоний оборудованием и имуществом продовольственной службы. Продолжается работа по внедрению прогрессивных методов организации питания осуждённых, содержащихся в воспитательных и лечебных учреждениях УИС, по подготовке нормативных актов, регламентирующих деятельность тыловых служб УИС по продовольственному обеспечению подведомственных подразделений. Подготовлен проект ведомственной целевой программы "Развитие системы снабжения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы продовольствием, оборудованием и имуществом продовольственной службы, вещевым имуществом и котельно-печным топливом на 20092011 годы" (далее - Программа), которая разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", на основании Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314.
Основанием для разработки данной Программы в области обеспечения спецконтингента продовольственными ресурсами являются:
- нормы питания контингента уголовноисполнительной системы объявленные постанов-
2003 2004 2005 2006 2007
2 Объявлены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материальнобытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время" (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2006 № 275).
лениями Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205;
- численность подследственных и осуждённых, которые содержатся в учреждениях Уголовноисполнительной системы.
В данных нормативных документах определено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» одной из основных задач Федеральной службы исполнения наказаний является создание подследственным и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Современная Уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1067 учреждений, в том числе 844 исправительных учреждения, 7 тюрем и 216 следственных изоляторов. В настоящее время в указанных учреждениях содержатся более 889 тыс. человек, организация питания которых лежит на ФСИН России.
Целесообразность решения проблемы на ведомственном уровне определяется тем, что исполнение наказания в виде лишения свободы относится исключительно к компетенции ФСИН России, а исполнение положений законодательства Российской Федерации, приведение Уголовно-исполнительной системы в соответствие с международными стандартами, выполнение обязательств, принятых на себя Российской Федерацией по вступлении в Совет Европы, рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, поддержание престижа страны на международном уровне, а также последовательное выполнение положений Конституции Российской Федерации и предписаний, содержащихся в указах и посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, соответствуют основным приоритетным направлениям социальноэкономического развития Российской Федерации, является основной задачей на 2009-2011 годы. Невыполнение же международных обязательств приведет к росту количества жалоб на нарушение прав заключенных, негативной реакции со стороны как российских, так и международных общественных и правозащитных организаций. Следует также учитывать, что согласно Европейским пенитенциарным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушений их человеческих прав.
Подписание Российской Федерацией ряда меж -дународных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, диктует необходимость неуклонного внедрения междуна-
родных стандартов обращения с заключенными в практику исполнения наказаний.
Согласно Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации - составные части правовой системы нашего государства. Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества и способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций. Не случайно последовательное исполнение международных обязательств, обеспечение прав и свобод человека относятся к числу приоритетных задач социально-экономического развития страны на ближайшие 10 лет, что подчеркнуто Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
Реализация Программы позволит приступить к выполнению требований Европейского комитета и обязательств, взятых Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, а также ряда международных договоров, касающихся обеспечения прав и законных интересов подследственных и осужденных, подписанных Российской Федерацией.
При решении проблемы возможны риски из-за неопределенности ежегодного прогноза численности подследственных и осужденных, которые могут содержаться в учреждениях уголовно-
исполнительной системы, и которым должны быть обеспечены условия содержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными стандартами. Целью Программы в плане продовольственного обеспечения является создание надлежащих условий по обеспечению и содержанию подследственных и осужденных в соответствии с установленными нормами материально-бытового обеспечения с помощью программно-целевого метода позволит обеспечить рациональное и адресное расходование средств, учесть потребность учреждений уголовноисполнительной системы в материальных ценностях. Задачей Программы являются обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы продовольствием, развитие внутрисистемных поставок продовольственных товаров.
Финансирование ФСИН России по действующим обязательствам осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2009-2011 гг. для учреждений УИС. Для реализации данной программы на питание спецконтингента планируемые расходы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Расходы на продовольственное обеспечение
Год
Средства федерального бюджета (тыс. рублей)
2007 11 428 620,0
2008 12 900 000,0
2009 (проект) 14 277 503,3
2010 (проект) 15 241 948,6
2011 (проект) 16 308 885,0
Выраженный в процентах целевой показатель (Пц) реализации Программы по продовольственному обеспечению учреждений и органов УИС в соответствии с нормами довольствия утвержденными постановлениями Правительства РФ от 11.04.2005 № 205, от 10.07.1992 № 479-28 и от 23.04.2003 № 234-21 вычисляется как отношение фактических запасов продовольствия (7Ф), содержащихся в учреждениях УИС на конец отчетного периода (в сутодачах) к нормативным запасам продовольствия (7н) для содержания на базах и складах учреждений УИС (в сутодачах).
1Ф
Пц =------х 100%
гн (1)
Индикатор обеспеченности (Об) учреждений и органов ФСИН оборудованием и имуществом продовольственной службы оценивается на основе определения укомплектованности столовых и кухонь необходимым технологическим оборудованием и пригодностью его к эксплуатации и рассчитывается как отношение фактического наличия оборудования и имущества продовольственной службы (иф), пригодного к эксплуатации с учётом её сроков к -положенности оборудования и имущества (ир) продовольственной службы для обеспечения приготовления и приема пищи подследственными в следственных изоляторах и осужденными в исправительных учреждениях, объявленной приказом ФСИН России от 27.09.2005 № 787.
Об = ЦФ х 100%
ЦР (2)
Данная программа направлена на эффективное обеспечение условий содержания и обеспечение доведения положенных норм довольствия до подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с отечественным законодательством, согласно утвержденным нормам снабжения. По нашему мнению, в результате реализации Программы будет создана база, которая позволит в полном объёме обеспечить выполнение задач, возложенных на Федеральную службу исполнения наказаний.
Автор статьи анализирует суммы средств, выделяемых на содержание спецконтингента и задаётся естественным вопросом о том, должен ли спецконтингент «меньше питаться или речь может идти о получении недостающих продуктов в течение последующих периодов» и в ответ предлагает своё решение - совершенствование рациона питания.
В статье автор совершенно обоснованно указывает на необходимость кардинальной перестройки механизма финансово-экономического обеспечения подразделений УИС, которая должна стать одной из центральных задач, стоящих перед органами управления ФСИН России, для чего потребуется создание принципиально новой системы оценки, планирования и финансирования потребностей государства на содержание спецконтингента.
Представленная статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Д.э.н., профессор Опальский А.П.
Рецензия
В системе бесперебойного снабжения лиц, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний продовольственное обеспечение занимает особое место как своеобразная «защищённая» статья расходов, которые берёт на себя общество.