ПРОБЛЕМЫ ТЫЛОВОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Папичев Н.В., к.ю.н., генерал-майор внутренней службы, начальник Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области.
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье дается понятие и структура материально-бытового обеспечения заключенных. Автор анализирует проблемы размещения, питания и медицинского обслуживания заключенных.
Ключевые слова: обеспечение, размещение, питание, санитарно-эпидемиологический, материально-бытовой.
PROBLEMS OF THE REARWARD AND MEDICAL PROVIDING IN THE CONDITIONS OF REFORMATION OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM
Papichev N.V., candidate of law sciences, general-major of internal service, ^ief of the Administration of Federal service of execution of punishments in Omskaya region. Contacts of the author: [email protected]
Annotation. The definition, structure of material conditions and conditions of life of convict are given in this article. The author analyses the problems of placing, feed and medical service of prisoners.
Keywords: Providing, placing, feed, sanitary and epidemiology, material.
Материально-бытовое обеспечение представляет собой комплекс организационных мероприятий, проводимых на основе норм уголовно-
исполнительного законодательства, направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания. Основная цель материальнобытового обеспечения заключается в создании необходимых бытовых и гигиенических условий жизни осужденных, способствующих поддержанию их трудоспособности, процессу исправления, а также предупреждению и лечению заболеваний1.
Основными направлениями в совершенствовании организации материально-бытового обеспечения и оказания медицинской помощи осужденным являются развитие системы коммунально-бытового обслуживания, организация питания, вещевого обес-
1 См. Пертли Л.Ф. Правовое регулирование материальнобытового обеспечения осужденных в учреждениях УИС России // Черные дыры в российском законодательстве. - 2006. - №3. - С. 178-180.
печения, торгового обслуживания и оказания первичной медико-санитарной помощи на базе исправительных учреждений.
Все помещения, где живут, работают или находятся осужденные, должны соответствовать санитарногигиеническим требованиям и климатическим условиям по площади, кубатуре, освещению, отоплению и вентиляции. В результате комплексных мер по реформированию УИС и совершенствованию законодательства численность осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, стала постепенно снижаться. По словам Директора ФСИН России Ю.И. Калинина, следственные изоляторы России вышли на важную отметку: средняя наполняемость составила 4,1 кв.м. на человека. Норма жилой площади, установленная законодательством, - 4 кв.м. на человека2.
В российском законодательстве (в частности, в ст. 99 УИК РФ) используется понятие «минимальные нормы питания» для осужденных. Данные нормы разработаны ГУ НИИ питания Российской академии медицинских наук и учитывают половые и физиологические особенности лиц, лишенных свободы. В питании спецконтингента находят все большее применение новые перспективные продукты, не требующие первичной механической и длительной тепловой обработки3. Нормы различаются по калорийности, ассортименту продуктов питания, рассчитаны по пищевой ценности на основе физиологических показателей, зависят от состояния здоровья довольствующихся и других факторов.
Вещевое обеспечение осужденных предполагает предоставление им постельных принадлежностей, белья, одежды по установленным нормам и обеспечение починки этого имущества. Одежда и обувь устанавливаются специального образца и дифференцируется в зависимости от пола, возраста, здоровья, характера выполняемой работы, вида режима. Основные проблемы, связанные с обеспечением заключенных одеждой и спальными принадлежностями, являются следствием недостаточного государственного финансирования мест заключения.
Одним из дополнительных источников, существенно влияющих на общий уровень материально-бытового обеспечения осужденных в ИУ, является получение ими посылок, передач и бандеролей. В учреждениях УФСИН России по Омской области осужденным в настоящее время в соответствии с действующим законодательством предоставляется такой вид услуг, как телефонные и видео-переговоры с родственниками. Это оказывает положительное влияние на психологическое состояние лица, лишенного свободы, способствует поддержанию социально-значимых связей, снижает уровень тревожности и делает его более восприимчивым к мерам воспитательного воздействия.
Исправительные учреждения являются местом, где развиваются инфекционные болезни с повышенной устойчивостью к лекарственным средствам. Стремительное развитие тяжелой эпидемии туберкулеза и эпидемии ВИЧ-инфекции в исправительных колониях представляет серьезную угрозу как для тех, кто находится в местах лишения свободы, так и для общества в целом. Утвержденная в конце 2006 г. Концепция федеральной целевой программы по предупреждению и борьбе с социаль-
2 ФЗ РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: постатейный комментарий / под ред. д-ра юрид. Наук А.С. Михлина. - М., 2001. - С. 91
3 См. Баринов Н.И. Организация работы по совершенствованию
материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС // УИС: право, экономика, управление. - 2006. - №2. -С. 8-9.
Папичев Н.В.
ПРОБЛЕМЫ ТЫЛОВОГО И МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
но значимыми заболеваниями, рассчитанная на 2007-2011 гг, предусматривает около 30 основных показателей эффективности работы в этой области, три из которых относятся к здравоохранению ФСИН.
Первый - смертность от туберкулеза на сто тысяч осужденных. Предполагается, что к 2011 г. (по сравнению с 2005 г.) она снизится со 153 до 140 человек.
Второй - количество зарегистрированных в течение года случаев ВИЧ-инфекции в ИУ. Предполагается, что он должен снизиться с 2 тыс. в 2005 г. до 1,6 тыс. в 2011 г.
И третий показатель - количество заболеваний сифилисом на сто тысяч осужденных. Ожидаемое снижение по сравнению с 2005 г. со 176 до 150 человек.
Во многом в результате указанных мер в течение 2006 г. была снижена общая смертность среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных на 15,5% по сравнению с 2005 г. Смертность от заболеваний снижена на 6,1%. На 2,8% снизилась общая заболеваемость среди осужденных по сравнению с 2005 г. Показатели смертности в местах лишения свободы (на 100 тыс. человек) в 3,4 раза ниже, чем в целом среди населения России4.
Приоритетные направления деятельности уголовно-исполнительной системы в области борьбы с туберкулезом:
1. Ранняя диагностика туберкулеза в СИЗО и колониях с использованием рентгенологического и микробиологического методов обследования.
2. Определение лекарственной устойчивости культур микобактерий туберкулеза, выделенных у всех больных.
3. Внедрение быстрых методик определения лекарственной устойчивости к основным противотуберкулезным препаратам.
4. Наличие полного спектра противотуберкулезных препаратов (основных и резервных).
5. Возможность проведения хирургических методов лечения больных туберкулезом, особенно среди больных с множественной лекарственной устойчивостью.
Специфика оказания психиатрической помощи в местах лишения свободы обусловливает разделение психиатрической деятельности как бы в двух направлениях: оказание психиатрической помощи по медицинским показаниям (лечебно-
консультативная работа) и участие психиатрической службы в процессе исполнения наказания. В рамках первого аспекта деятельности психиатра решаются вопросы диспансеризации и реабилитации осужденных с психическими расстройствами. Однако при оказании психиатрической помощи в условиях мест лишения свободы врач вынужден соизмерять свою деятельность с режимом учреждения и вопросами безопасности. Для этого врач руководствуется не только законодательными актами о врачебной деятельности, но и Уголовно-исполнительным кодексом и прочими нормативными актами, требующими внесения изменений в организацию работы. второй аспект деятельности, по мнению А.З. Агаладзе и А.П. Шешукова, можно определить как «оптимизация процесса отбывания наказания осужденными с психическими расстройствами». Здесь мы встречаемся
4 См. Доклад Директора ФСИН России Ю.И. Калинина на заседании коллегии Минюста России 17 марта 2006 года // Преступление и наказание. - 2006. - №4. - С. 4.
со спецификой, которая неизвестна общепсихиатрической практике: например, освобождение от отбывания наказания лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами, осуществление принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания, профилактика общественно опасных действий психически больных и др. задача психиатра в рамках этого аспекта - «гармонизация» отношений психически больного с другими осужденными и персоналом учреждения, ускорение и облегчение процесса адаптации к условиям мест лишения свободы.
Одной из наиболее сложных проблем уголовноисполнительной системы Минюста России является содержание ВИЧ-инфицированных. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в учреждениях УИС в десятки раз превышает соответствующий показатель в целом по России. Это объясняется высокой концентрацией социально-дезадаптированных лиц, содержащихся в местах лишения свободы.
Серьезную проблему в санитарно - эпидемиологическом благополучии спецконтингента представляет отсутствие достаточного количества доброкачественной питьевой воды в ряде учреждений. Из пожразделений УФСИН России по Омской области три учреждения (ЛИУ-
2, ИК-8, ИК-12) используют для питьевых нужд воду из подземных водоисточников. В данных подразделениях, согласно лабораторным данным, периодически регистрируются нестандартные пробы воды, не соответствующие Сан ПиН 2.1.4. 1075-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Санитарная охрана источников»5 по микробиологическим и химическим показателям.
Проблемы реформирования УИС коснулись и военноврачебной комиссии (далее - ВВК). Анализируя деятельность ВВК, необходимо отметить, что изменилась структура освидетльствованных: уменьшилась доля поступающих на службу. Количество лиц, поступающих в учебные заведения, незначительно увеличилась. Достигнут охват 100-процентным стационарным обследованием сотрудников из категории негодных и ограниченно годных к военной службе, что обеспечивает вынесение объективного заключения о годности к службе в уголовноисполнительной системе.
При применении законодательной и нормативноправовой базы, регламентирующей и регулирующей вопросы медицинского обеспечения сотрудников уголовноисполнительной системы Минюста России, выявились существенные недостатки, обострившие проблемы, связанные с недоступностью необходимой медицинской помощи. Более 150 тыс. сотрудников, проходящих службу в подразделениях и учреждениях УИС Минюста России, удаленных на 150-600 км от лечебно-профилактических учреждений МВД России, лишены возможности обратиться в эти учреждения.
Основным направлением по организации медицинской помощи личному составу являются формирование и расширение сети лечебно - профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, в основном за счет создания центров медико-социальной реабилита-
5 См. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 октября 2002 г. №24 «О введение в действие санитарных правил (вместе с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-02»))» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2002. - №43.
ции, что связано с характером дислокации подразделений и учреждений пенитенциарной системы и отсутствием на данном этапе гарантированной квалифицированной и специализированной медицинской помощи на безвозмездной основе.
Озабоченность и участие государства в осуществлении ряда мер по гуманизации системы исполнения наказаний позволили уже на сегодняшний день обеспечить некоторое приближение условий содержания граждан в местах лишения свободы, в том числе в следственных изоляторах, к международным стандартам.
Задачей государства является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативноправовой базы в указанной сфере с учетом инициатив, возникающих на местах, поскольку они, как правило, выдвигаются с учетом реальных проблем учреждений уголовно-исполнительной системы, осложняющих процесс ее успешного реформирования.
Список литературы:
1. Аладьина Л. Гуманизация правового положения лиц, лишенных свободы // Ведомости уголовноисполнительной системы. - 2004. - №4. - С. 22.
2. Баринов Н.И. Организация работы по совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов УИС // УИС: право, экономика, управление. - 2006. - №2. -С. 8-9.
3. Васильева А. Обсуждены актуальные вопросы пенитенциарной медицины // Преступление и наказание. - 2007. - №5. - С. 47.
4. Кузнецова А.С. О мерах по повышению эффективности оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в уголовно-исполнительной системе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2007. - №1. - С. 18
5. Пертли Л.Ф. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных в учреждениях УИС России // Черные дыры в российском законодательстве. - 2006. - №3. - С. 178-180.