ББК 67.409:51.1(2)
Ю. В. Ишков, С. Г. Карамышев Астраханский государственный технический университет
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Охрана здоровья населения страны - один из главных приоритетов государственной политики и одно из условий национальной безопасности. Преобразования, происходящие в России, поставили перед обществом актуальную проблему - безопасность личности, общества и государства. Идея и принципы безопасности являются стратегически важной проблемой двадцать первого века.
Цель медицинской безопасности уголовно-исполнительной системы (УИС - медицинская защита жизни и здоровья лиц, находящихся в местах лишения свободы, от медико-биологических угроз и опасностей в сфере пенитенциарной системы России и разработка методов по нейтрализации этих угроз и опасностей.
По мнению авторов статьи, механизм обеспечения медицинской безопасности УИС - это система мер по прогнозированию и пресечению медико-биологических угроз в пенитенциарных учреждениях страны с использованием соответствующих ресурсов.
Условия содержания осужденных в СИЗО, колониях и тюрьмах УИС небезопасны для их здоровья.
Теснота и скученность осужденных в СИЗО, колониях и тюрьмах способствуют тубинфицированию, повышенному риску заболеваний и распространению туберкулеза и ряда других инфекционных заболеваний в местах лишения свободы.
В данной статье мы рассмотрим лишь актуальные проблемы медицинской безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В досоветской России не было государственной системы организации здравоохранения.
После революции 1917 года наркоматом здравоохранения впервые были разработаны принципы и задачи советского здравоохранения.
Здравоохранение - это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения [1, с. 454].
Совершенствуя правовое регулирование и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации в 1993 г. принял Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [2].
В ст. 1 этого закона указано, что «охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепле-
ние физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья».
В ст. 41 Конституции России отмечается, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь» [3]. Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-! «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации.
Даже находясь в местах лишения свободы, осужденные являются частью общества. Они достойны того же уровня медицинской помощи и охраны здоровья, что и свободные граждане. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН/111 от 14 декабря 1990 г. «Основные принципы обращения с заключенными» в п. 9 подчеркивается, что «заключенные пользуются медицинским обслуживанием, имеющимся в данной стране, без дискриминации в связи с их юридическим положением» [4].
Охрана здоровья осужденных обеспечивается созданием благоприятных условий содержания осужденных в местах лишения свободы (бытовых условий и др.), системой мер по ограничению опасных факторов в колониях и тюрьмах, реализуемой администрацией исправительных учреждений во взаимодействии с органами государственной власти. Забота
о сохранении и укреплении здоровья осужденных является обязанностью администрации и медицинской службы пенитенциарных учреждений.
Значительную эпидемиологическую опасность в пенитенциарных учреждениях страны представляют туберкулез, ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты и некоторые другие инфекционные заболевания. Уровень заболеваемости осужденных значительно выше, чем среди населения России в целом. «В местах лишения свободы получили распространение инфекционные заболевания, в том числе такие опасные, как туберкулез и ВИЧ / СПИД [5, с. 83].
Эпидемиологическая ситуация в УИС создает реальную угрозу не только осужденным и персоналу пенитенциарных учреждений, но и всему населению России. Особую актуальность приобрели вопросы безопасности в пенитенциарных учреждениях страны [6, с. 4; 7, с. 3].
Экономический кризис в России значительно ухудшил и без того очень сложное материально-бытовое и медицинское обеспечение осужденных в учреждениях исполнения наказаний. Для более эффективного управления УИС в стране осуществляются мероприятия по дальнейшему реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
По инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина проводится административная реформа исполнительных органов власти. В настоящее время Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний.
В ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» дается такое определение безопасности: «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [8].
В связи с тем, что понятие медицинской безопасности для мест лишения свободы четко не определено, ниже предлагается понятие медицинской безопасности и его обоснование.
По мнению авторов статьи, медицинская безопасность УИС - это надежная медицинская защита и сохранение жизни и здоровья сотрудников и осужденных в пенитенциарных учреждениях от внутренних и внешних угроз (в первую очередь, предупреждение возникновения эпидемий инфекционных заболеваний в исправительных учреждениях) в процессе исполнения (отбывания) лишения свободы.
Медицинская безопасность России является составной частью национальной безопасности России и представляет собой медицинскую защиту и сохранение здоровья населения страны (в том числе и личного состава ВС РФ, ВМФ, пограничных органов, ФСБ, МВД и других силовых структур государства, а также сотрудников и осужденных УИС), включая: защиту жизни, здоровья, личной неприкосновенности, защиту населения от инфекционных заболеваний (в первую очередь от заражения туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами), бесперебойное медицинское обеспечение, оказание качественной бесплатной медицинской помощи, профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения; охрану труда, материнства и детства, медицинскую защиту населения от заражения венерическими заболеваниями, сохранение физического и психического здоровья граждан.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, их исполняющие, обязаны «создать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях» (ч. 2) и «обеспечивать охрану здоровья осужденных» (ч. 4) [9].
Авторы полагают, что основными элементами медицинской безопасности УИС являются:
1) защита жизни, здоровья, личной неприкосновенности, половой неприкосновенности и половой свободы личности осужденных;
2) недопущение нарушения прав и свобод осужденных при оказании им неотложной и других видов медицинской помощи;
3) необходимое медицинское обеспечение сотрудников и осужденных; высокий уровень и качественное медицинское обслуживание всех подразделений УИС;
4) своевременное (с полным охватом всего необходимого контингента сотрудников, членов их семей, а также осужденных УИС) проведение профилактических прививок (особенно в период эпидемического неблагополучия в пенитенциарном учреждении);
5) недопущение попадания наркотиков, токсичных веществ и спиртных напитков в места лишения свободы;
6) изолированное содержание лиц с выраженными психическими аномалиями, наркоманов, токсикоманов, алкоголиков и гомосексуалистов (нарушающих общественную и личную безопасность) от других осужденных;
7) изолированное содержание ВИЧ-инфицированных (грубо нарушающих правила личной и общественной безопасности), а также больных СПИДом; больных активной формой туберкулеза, больных вирусными гепатитами, а также больных другими эпидемически опасными инфекционными заболеваниями от здоровых осужденных;
8) предупреждение насилия со стороны «авторитетов», а также других осужденных, высказывающих угрозу физической расправы в отношении отдельных сотрудников и осужденных;
9) психологическая поддержка сотрудников и осужденных (особенно «отверженных») в исправительных учреждениях и профилактика суицидов среди них;
10) ответственность администрации исправительных учреждений за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ч. 3 ст. 101 УИК РФ) [10];
11) ответственность сотрудников медицинских учреждений УИС за обеспечение охраны здоровья осужденных;
12) обеспечение медицинской безопасности сотрудников медицинских учреждений УИС от заражения туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, вирусным гепатитом и другими опасными инфекционными заболеваниями;
13) санитарно-просветительная работа среди сотрудников, членов их семей, а также осужденных (особый акцент - на профилактику инфекционных заболеваний);
14) профилактика преступлений осужденных в исправительных учреждениях, направленных против жизни и здоровья личности;
15) охрана лечебных исправительных учреждений и лечебнопрофилактических учреждений;
16) строгий санэпиднадзор в исправительных учреждениях (за территорией, пищеблоками, жилыми помещениями, водоснабжением, канализацией и т. д.);
17) внедрение в практику использования медицинскими работниками УИС нового поколения средств медицинской защиты от воздействия факторов биологической природы;
18) запрещение жестоких видов обращения и наказания осужденных в УИС;
19) санитарно-эпидемиологическое обеспечение исправительных учреждений в чрезвычайных ситуациях; меры по предупреждению и снижению тяжести медицинских последствий чрезвычайных ситуаций; недопущение возникновения инфекционных заболеваний в подразделениях УИС.
В документе «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.) принцип 6 гласит, что «ни одно задержанное или находящееся в заключении лицо не должно подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» [11].
Несмотря на постоянные усилия администрации и медицинских работников пенитенциарных учреждений, которые направлены на предотвращение употребления наркотиков осужденными, наркотики все-таки попадают в эту среду. В местах лишения свободы содержится более пятисот тысяч больных, страдающих социально значимыми заболеваниями: больных активной формой туберкулеза - 74 тыс. человек, ВИЧ-инфицированных - 29 тыс., наркоманов - 102 тыс. человек, количество больных с психическими расстройствами превышает 100 тыс. человек. [12, с. 101]. Поведение, связанное с повышенным риском заражения, свойственно большей части осужденных.
Для улучшения профилактики дальнейшего распространения ВИЧ и вирусных гепатитов в местах лишения свободы необходимо осуществить следующие мероприятия в пенитенциарных учреждениях:
1) ввести использование стерильных игл для осужденных;
2) обеспечить осужденных хлорсодержащим раствором, а также инструкциями по правильному использованию раствора для стерилизации игл и шприцев;
3) обеспечить тактичный доступ к презервативам во всех исправительных учреждениях;
4) усилить меры по охране здоровья всех осужденных;
5) стимулировать здоровый образ жизни и профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов у сотрудников и осужденных;
6) обеспечить добровольное, высококачественное и объективное тестирование на ВИЧ сотрудников и осужденных;
7) усовершенствовать систему медицинского просвещения осужденных (распространение печатной информации или показ видеоматериалов);
8) реализовать образовательные программы по профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов для сотрудников исправительных учреждений;
9) проводить учебные курсы для осужденных по вышеприведенной тематике;
10) осуществлять эффективную защиту здоровья сотрудников пенитенциарных учреждений;
11) уменьшать число потребителей наркотиков, содержащихся в местах лишения свободы;
12) медицинская защита осужденных в исправительных учреждениях - это защита всего общества, защита здоровья населения страны.
Внешний аспект медицинской безопасности УИС связан с угрозой возникновения эпидемий инфекционных заболеваний в пенитенциарных учреждениях страны; в механизме обеспечения безопасности общества связан с её воздействием на здравоохранение страны (неблагополучная
ситуация в УИС по туберкулезу, а также некоторым другим инфекционным заболеваниям). Внутренний аспект медицинской безопасности УИС связан с защитой от угроз заболевания и гибели сотрудников; с защитой от угроз заболевания и гибели осужденных.
Значительное влияние на медицинскую безопасность осужденных оказывают экономические факторы, в первую очередь финансирование пенитенциарных учреждений.
В связи с ухудшением финансового обеспечения исправительных учреждений, заболеваемость осужденных туберкулезом значительно увеличилась.
В исправительных учреждениях в 2001 г. у осужденных по сравнению с населением России заболеваемость и смертность от туберкулеза были соответственно выше в 31,5 и 6,8 раза [13, с. 27].
Заболеваемость осужденных туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями значительно уменьшится при стопроцентном финансировании УИС. В противном случае недолеченные больные (с лекарственноустойчивой формой туберкулеза, ВИЧ-инфекцией и др.) после отбытия срока наказания будут представлять значительную угрозу населению страны.
Экономические расчеты показывают, что на лечение одного больного с острой первичной легочной формой туберкулеза необходимо израсходовать не менее 4,5-6 тыс. рублей, тогда как на лечение одного больного туберкулезом легких с лекарственно-устойчивой формой необходимо 500-600 тыс. рублей и более (т. е. приблизительно в 100 раз больше!). Таким образом, только на основе экономического роста страны и улучшения финансирования пенитенциарных учреждений возможны радикальные изменения в организации медицинского обеспечения, питания, жилищных условий для осужденных в пенитенциарных учреждениях и, следовательно, коренное улучшение медицинской безопасности УИС.
Актуальной проблемой охраны здоровья осужденных является повышение уровня квалификации сотрудников медицинской службы УИС. Большое влияние на медицинскую безопасность исправительных учреждений оказывает субкультура осужденных, аутоагрессия и насилие в среде осужденных. Так, в местах лишения свободы встречаются такие негативные явления, как лесбиянство, гомосексуализм, проституция.
В настоящее время продолжается реформа уголовного и уголовноисполнительного законодательства, являющаяся важной составной частью правовой реформы в России; уголовно-исполнительная система развивается в рамках Министерства юстиции Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 636 от 29 августа 2001 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование уголовноисполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы».
Эти изменения направлены на дальнейшую гуманизацию и демократизацию системы наказания в России, на усовершенствование системы обеспечения безопасности осужденных в пенитенциарных учреждениях.
Это, безусловно, должно привести к улучшению материальнобытового и медицинского обеспечения осужденных и повысить уровень медицинской безопасности как осужденных, так и сотрудников исправительных учреждений.
Проблема медицинской безопасности в местах лишения свободы является важным звеном в системе национальной безопасности Российской Федерации. От решения проблем медицинской безопасности в уголовноисполнительной системе во многом зависит здоровье осужденных в исправительных учреждениях, состояние здоровья населения страны.
Актуальные вопросы медицинской безопасности в пенитенциарных учреждениях нуждаются в дальнейшем совершенствовании, и эта проблема не ведомственная. Медицинская безопасность в этих учреждениях является делом не только уголовно-исполнительной системы или Министерства юстиции Российской Федерации, но и всего нашего общества. Государство в решении данной проблемы не в полной мере использовало свой потенциал.
С учетом небезопасности для здоровья осужденных условий их содержания особо важной является проблема соблюдения законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС. Для этого необходимо, в первую очередь, улучшить условия для размещения и трудовую занятость осужденных, качество и своевременность их медицинского обслуживания, обеспечить в полном объеме медицинские учреждения медикаментами и ме-димуществом. Это даст возможность успешно вести борьбу с дальнейшим распространением туберкулеза, ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и других инфекционных заболеваний в исправительных учреждениях.
Очевидно, в новых условиях развития российской государственности и становления гражданского общества вопросы медицинской безопасности уголовно-исполнительной системы должны получить соответствующее теоретическое освещение и законодательное разрешение.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Краткая медицинская энциклопедия. Т. I. - М.: Сов. энцикл., 1972.
2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г.) № 5487-1 // Ведомости съездов народных депутатов РФ. -1993. - № 33. - Ст. 1318 (с изменениями на 30.06.2003).
3. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993 г. - М.: Юрайт, 2000.
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН/111 от 14 декабря 1990 г. // СПС «Гарант».
5. Горобцов В. О правовом регулировании лечения осужденных к лишению свободы // Уголовное право. - 2003. - № 4. - С. 83-84.
6. Чорный В. Н. Безопасность осужденных в условиях лишения свободы: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - Рязань, 1996. - 25 с.
7. Николаев Н. М. Правовые и организационные аспекты обеспечения личной безопасности осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2001. - 22 с.
8. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.92. № 2446-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. - № 15. - Ст. 769.
9. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями от 15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г.).
10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на
1 мая 2005 г.). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005.
11. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.) // СПС «Гарант».
12. Майоров А. Методологические основы борьбы с наркотизмом в исправительных учреждениях // Уголовное право. - 2005. - № 5. - С. 101-104.
13. Туберкулез, ВИЧ/СПИД, алкоголизм, наркомания. - СПб. - № 6. - 2003.
Получено 30.03.2006
THE RELEVANT PROBLEMS OF MEDICAL SECURITY IN THE INSTITUTIONS OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM
Yu. V. Ishkov, S. G. Karamishev
This article is of very current importance because the authors formulated the notion of the medical security in Russia and also such category as a medical safety of the criminal-executive system (CES). The authors pointed that the main goal of the medical security CES is the medical protection of life and health of people who is in prison, and this medical protection must be against medical-biological menaces and other dangers. For the first time the authors of the article clearly denoted the mechanism of providing the medical security of CES which is the system of measures of forecasting and preventing the medical-biological threats in the criminal institution of the country, by means of special resources. In this report the characteristic of outward and inward aspect of the medical safety is given. The authors offered to realize measures in the correctional institutions of the country in order to improve the preventive diagnostic of further spreading venereal illnesses and other virus illness (to improve conditions of life and work activity of convicted people, the quality of the medical service).