Научная статья на тему 'Обеспечение прав осужденных и заключенных, содержащихся в местах лишения свободы, в условиях реформирования УИС России'

Обеспечение прав осужденных и заключенных, содержащихся в местах лишения свободы, в условиях реформирования УИС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1772
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА / ПРАВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROTECTION / RIGHT / ORGANIZATION / ACTIVITY / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Папичев Н. В.

В статье анализируется деятельность по защите прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Автор приводит примеры такой деятельности в уголовно-исполнительной системе Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing of rights of convicts and prisoners, contained in the places of imprisonment, in the conditions of reformation of criminal-executive system

Activity on protection of human rights in institutions of criminal-executive system is analyzed in this article. The author makes examples from such activities in criminal-executive system in Omsk region.

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав осужденных и заключенных, содержащихся в местах лишения свободы, в условиях реформирования УИС России»

9.4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УИС РОССИИ

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Папичев Н.В., к.ю.н., генерал-майор внутренней службы. Должность: начальник управления. Место работы: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируется деятельность по защите прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Автор приводит примеры такой деятельности в уголовноисполнительной системе Омской области.

Ключевые слова статьи: защита, право, организация, деятельность, взаимодействие.

PROVIDING OF RIGHTS OF CONVICTS AND PRISONERS,

CONTAINED IN THE PLACES OF IMPRISONMENT, IN THE CONDITIONS OF REFORMATION OF CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM

Papichev N.V., PhD in Law, general-major of internal service. Position: administration chief. Place of employment: Federal penitentiary service in Omsk region. E-mail: [email protected]

Annotation: Activity on protection of human rights in institutions of criminal-executive system is analyzed in this article. The author makes examples from such activities in criminal-executive system in Omsk region.

Keywords: protection, right, organization, activity, interaction.

В последние годы активно продолжается работа по реформированию уголовно-исполнительной системы России. При этом в связи с созданием Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации перед исправительными учреждениями и следственными изоляторами в полном объеме встала задача по обеспечению прав и законных интересов личности и государства, предусмотренная в Указе Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

Наиболее масштабная и плодотворная работа ведется отделом по соблюдению прав человека в УИС с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - ЕКПП).

Минюст России в пределах выделенных бюджетных ассигнований принимает меры по устранению выявленных ЕКПП недостатков, а также готовит по каждому визиту не менее трех консолидированных отчетов, учитывающих состояние дел в аналогичных учреждениях МВД России, ФСБ России, Министерства обороны России, ФПС России и Минздрава России, ФСИН России. Кроме того, отделом по соблюдению прав человека в УИС проводятся необходимые юридические исследования для представления в ЕКПП докумен-

тального подтверждения тех или иных положений отчетов Российской Федерации. Результатом такого взаимодействия стало значительное сокращение нарушений прав человека в деятельности подразделений УИС, которое впервые отмечено по итогам последнего визита в ЕКПП в Чеченскую республику.

В первую очередь Минюст Росси обеспокоен случаями нарушения следующих прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или лишенных свободы:

- на личную безопасность;

- на вежливое обращение со стороны персонала исправительных учреждений и следственных изоляторов;

- на охрану здоровья, в том числе бесплатное и квалифицированное лечение;

- на питание, достаточное для поддержания здоровья и сил;

- на пользование индивидуальным спальным местом (отдельной кроватью) в течение восьми часов в ночное время;

- на получение от администрации постельных принадлежностей;

- на получение от администрации посуды и столовых приборов;

- на санитарную норму жилой площади;

- на необходимые санитарно-гигиенические условия содержания;

- на труд и справедливое вознаграждение за его результаты;

- на ежедневную прогулку на свежем воздухе не менее одного часа;

- на получение общего среднего образования;

- на обжалование любых нарушений прав и законных интересов.

Новым правовым средством защиты прав человека является институт омбудсмена - уполномоченного по правам человека. В результате контролирующей деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за пенитенциарными учреждениями выявляются нарушения прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Переполнены следственные изоляторы, отсутствуют спальные места, широко распространены как в СИЗО, так и в исправительных колониях туберкулез, СПИД, чесотка и иные заболевания, не хватает лекарств, скуден рацион питания. Имеют место бюрократизм, а нередко и жестокость сотрудников этих учреждений.

Уполномоченный осуществляет мониторинг соблюдения прав лиц, признанных судом невменяемыми и направленных на принудительное лечение в психиатрические больницы специального типа с интенсивным наблюдением. Взаимодействие Уполномоченного с руководством ФСИН России по проблеме условий содержания осужденных пока не столь эффективно. проводимые представителями Уполномоченного проверки исправительных учреждений ФСИН нередко выявляют нарушения прав осужденных.

Генеральная прокуратура и прокуроры на местах реализовали за последнее время комплекс весьма значимых и масштабных мероприятий, направленных на соблюдение прав осужденных и лиц, заключенных под стражу, приведение условий их содержания в соответствие с требованиями внутреннего законодательства и общепринятых международных стандартов.

О положении дел в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, причинах нарушений прав содержащихся в этих учреждениях лиц, неудовлетво-

4'2009

Пробелы в российском законодательстве

рительном финансировании Федеральной программы строительства и реконструкции этих учреждений Генеральный прокурор неоднократно информировал Президента, Правительство, Федеральное Собрание, а также Председателя Верховного суда страны.

По итогам проверок и анализа практики прокурорского надзора выносятся представления об устранении нарушений законности в Минюст, Минфин, Минэкономики России, другие ведомства. Положение дел в уголовно-исполнительной системе рассматривается на Координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных правозащитных организаций.

В целях реализации государственной политики гуманизации уголовных наказаний и в русле общероссийских тенденций в УИС Омской области сокращается численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Так, за период с 2004 по 2006 г. среднесписочное количество заключенных сократилось на 187 человек. Из этого числа сокращение в слебдственном изоляторе №1 составило 168 человек, а в следственном изоляторе №2 - 19 человек.

Если сравнивать реальное наполнение следственных изоляторов №1 и №2 в указанный период спец-контингентом, то можно сделать вывод о том, что максимальная наполняемость этих подразделений приходилась на 1-ое полугодие 2004 г. до 2 тыс. человек, а далее наблюдается последовательное снижения этого показателя, пик которого пришелся на июль 2005 г. -до 1500 человек. С конца 2005 г. и до конца 2006 г. отмечено некоторое повышение наполняемости следственных изоляторов, достигавшее в отдельные месяцы 1,9 тыс. человек.

Применительно к конкретным учреждениям уголовно-исполнительной системы Омской области эти тенденции реально выразились в том, что фактическое минимальное наполнение для СИ-1 (г. Омск) за весь исследуемый период имело место в июле 2005 г. и составило 1336 человек, для СИ-2 (г. Тара) - в ноябре 2006 г., когда число заключенных равнялось 119 человек. Максимальные показатели для этих учреждений составили: для СИ-1 в январе 2004 г. - 1957 человек, для СИ-2 в ноябре того же года - 180 человек.

В целом же в обоих изоляторах УФСИН России по Омской области содержалось: в 2004 г. - 1929 человек, в 2005 г. - 1667 человек, в 2006 г. - 1742 человека. Сокращение содержащихся, как следует из представленных данных, составило 187 человек.

Анализируя численность контингента в следственных изоляторах Омской области и тенденции его сокращения, следует исходить из норм их наполняемости, которые для СИ-1 были определены в 1815 человек, для СИ-2 - в 197 человек, то есть в целом - в 2012 человек.

Сравнение приведенных выше данных с этими цифрами показывает, что фактическое наполнение СИ-1 в начале 2004 г. превышало установленный лимит на 22,6%, но уже к середине 2004 г. среднесписочная наполняемость сравнялась с лимитом, а с декабря 2004 г. по настоящее время она многим ниже лимита наполнения. Для СИ-2 показатели наполняемости спец-контингентом с 2004 г. по настоящее время не превышают лимита наполнения.

На основании приведенных сведений можно говорить о том, что обновление федеральной законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения и защиты прав заключенных под стражу, подозреваемых

и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечило последовательную реализацию общероссийских тенденций сокращения численности этого контингента в следственных изоляторах УФСИН России по Омской области.

Эти, безусловно, позитивные тенденции могут обеспечить беспроблемное функционирование уголовноисполнительной системы в Омской области, что, как отмечено выше, не свойственно всей общероссийской УИС.

В целом на протяжении 2004-2006 гг. объемы финансирования следственных изоляторов УФСИН России по Омской области через Федеральное казначейство Минфина России постоянно возрастали. Так, по обоим СИЗО общий рост финансирования за указанный период составил 48 936 тыс. руб. По СИ-1 в 2004 г. рост данного показателя составлял 32 938 тыс. руб., в 2005 г. - 33 599,7 тыс. руб., в 2006 г. - 75 915; по СИ-2 в 2004 г. произошло снижение на 479,4 тыс. руб., в 2005 г. - увеличилось на 8849,1 тыс. руб., в 2006 г. -снизилось на 1104,3 тыс. руб.

Таким образом, финансирование омских СИЗО по целевой статье «Содержание спецконтнгента» за анализируемый период снижалось и повышалось. При этом по СИ-1 в 2004 г. поступление финансовых средств повысилось с 16607,9 тыс. руб. до 16 713,8 тыс. руб., в 2005 г. - повысилось до 40 215,5 тыс. руб., а в 2006 г. снизилось до 18 211,2 тыс. руб.; по сИ-2 в 2004 г. снизилось на 573,8 тыс. руб., в 2005 г. повысилось до 3055 тыс. руб., а в 2006 г. снизилось до 2036,8 тыс. руб.

Все эти меры позволяют в максимальной степени обеспечивать защиту прав заключенных в Омских СИЗО, а также привлекать внимание соответствующих ведомств к имеющимся в данной сфере проблемам, что также значимо.

Для улучшения содержания подозреваемых и обвиняемых в декабре 2006 г. начал работу следственный изолятор ИЗ-55/3 УФСИН Росси по Омской области. Это событие, в свою очередь, привело к «разгрузке» следственных изоляторов №1 и №2.

Приведенные данные подтверждают выводы о том, что уголовно-исполнительная система на примере УФСИН России по Омской области, как и УИС России в целом, находясь в процессе реформирования, уверенно развивается по пути гуманизации. В связи с этим обеспечению и защите прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также иных лиц, заключенных под стражу, уделяется весьма существенное внимание. Уже немало сделано для того, чтобы их содержание, прежде всего в СИЗО, соответствовало не только российским санитарным нормам, но и международным стандартам. Однако реализацию того, что еще необходимо сделать в этой сфере, как правило, задерживают проблемы с финансированием учреждений. Определенную негативную роль играет и так называемый человеческий фактор -уровень квалификации персонала учреждений, его ответственности и т.д., что находится в тесной связи с проблемами материального обеспечения, уровня оплаты нелегкого труда сотрудников уголовноисполнительной системы.

Анализ состояния законодательной и нормативноправовой базы в сфере защиты прав человека и гражданина в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, показателей деятельности этой системы в стране в целом и Омской области в частности, позволяет говорить об общей позитивной динамике

всей системы на пути гуманизации наказаний, совершенствования сферы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в учреждениях УИС. В то же время налицо несоответствие даже российским санитарным нормам в отношении таких важных для жизнедеятельности заключенных показателей, как обеспеченность каждого жилой площадью и ее качество, пригодность для нормального человеческого существования, состояние питания, гигиенические и бытовые условия. Проблемы возникают и в части обеспечения личной безопасности спецконтингента, их взаимоотношений с сотрудниками исправительных учреждений и администрации и т.д.

В связи с изложенным считаем обоснованным представить следующие рекомендации по совершенствованию деятельности УИС в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в местах лишения свободы, прежде всего в следственных изоляторах.

Необходимо проведение широкой идейноразъяснительной работы с сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы всех уровней о реальном реформировании УИС России, его целях, задачах и связанных с ним новациях в целях обеспечения и защиты прав контингента этих учреждений. Целью такой работы должно стать четкое понимание всеми субъектами отношений, возникающих в уголовно-исполнительной деятельности, сути того, что представляет собой режим учреждений УИС и как в его рамках следует обеспечивать права и свободы граждан, т.е. осуществлять правозащитную деятельность.

Целесообразным представляется внесение дополнений в служебные и должностные инструкции сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы всех уровней о том, что они обязаны обеспечивать соблюдение прав и свобод подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, а также осужденных к лишению свободы, и нести ответственность за неисполнение этих обязанностей.

Задачей государства является дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-

правовой базы в указанной сфере с учетом инициатив, возникающих на местах, поскольку они, как правило, выдвигаются с учетом реальных проблем учреждений уголовно-исполнительной системы, осложняющих процесс ее успешного реформирования.

Список литературы:

1. Калинин Ю.И. Об основных этапах реформирования уголовно-исполнительной системы и ее законодательное обеспечение // Сборник материалов 17-го заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. - М., 2004.

2. Коптяева О. Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным // Законность. -2006. - №12.

3. Леонов А.В. Деятельность Минюста России по защите прав и основных свобод в УИС // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2003. -№2.

4. Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - С. 9-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.