Научная статья на тему 'Дистанционный надзор в уголовно-исполнительной системе'

Дистанционный надзор в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1350
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
надзор / дистанционный надзор / уголовно-исполнительная система / задачи / решаемые посредством осуществления дистанционного надзора / supervision / remote supervision / criminal-executive system / the tasks to be resolved through the implementation of remote surveillance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владислав Викторович Горовой, Виктор Владимирович Горовой

В научной статье рассматривается возможность организации надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с использованием технических средств. Предлагается ввести в научный оборот и закрепить в ведомственных нормативных актах понятие «дистанционный надзор». Раскрываются возможности дистанционного надзора при организации оперативно-служебной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Определен круг задач, решаемых посредством осуществления дистанционного надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Описывается практический опыт применения дистанционного надзора Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владислав Викторович Горовой, Виктор Владимирович Горовой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote supervision of the penal system

The scientific article discusses the possibility of organizing the supervision of suspects, accused and convicted persons in institutions of the penal system using technical means, ft is proposed to introduce the concept of «remote supervision» into scientific circulation and to fix it in departmental regulations. The possibilities of remote supervision in the organization of operational and service activities of institutions of the penal system are revealed. The range of tasks to be solved by remote supervision in the institutions of the penal system is defined. The practical experience of remote supervision by the Federal penitentiary service of the Russian Federation is described.

Текст научной работы на тему «Дистанционный надзор в уголовно-исполнительной системе»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 351.746.1 ББК 67.401.132

DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10152

ДИСТАНЦИОННЫЙ НАДЗОР В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Владислав Викторович ГОРОВОЙ, научный Виктор Владимирович ГОРОВОЙ,

сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России доцент кафедры уголовного права, уголовного

Email: gorovoy1988@list.ru процесса и криминалистики Московского

государственного университета путей сообщения

Императора Николая II Email: gorovoy1969@list.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В научной статье рассматривается возможность организации надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с использованием технических средств. Предлагается ввести в научный оборот и закрепить в ведомственных нормативных актах понятие «дистанционный надзор». Раскрываются возможности дистанционного надзора при организации оперативно-служебной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы. Определен круг задач, решаемых посредством осуществления дистанционного надзора в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Описывается практический опыт применения дистанционного надзора Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации.

Ключевые слова: надзор; дистанционный надзор; уголовно-исполнительная система; задачи, решаемые посредством осуществления дистанционного надзора.

Annotation. The scientific article discusses the possibility of organizing the supervision of suspects, accused and convicted persons in institutions of the penal system using technical means, ft is proposed to introduce the concept of «remote supervision» into scientific circulation and to fix it in departmental regulations. The possibilities of remote supervision in the organization of operational and service activities of institutions of the penal system are revealed. The range of tasks to be solved by remote supervision in the institutions of the penal system is defined. The practical experience of remote supervision by the Federal penitentiary service of the Russian Federation is described.

Keywords: supervision; remote supervision; criminal-executive system; the tasks to be resolved through the implementation of remote surveillance.

Совершенствование деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, является одной из актуальных задач правовой науки по разработке форм и методов предупреждения преступности.

Реформирование уголовно исполнительной системы России представляет собой многогранный процесс, который происходит поэтапно и осуществляется в русле социально-экономических, законодательных и иных преобразований в государстве и мире.

В Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) указывается: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Естественно, что реализация требований международных договоров — довольно трудоемкий процесс планомерной работы по созданию новой нормативной

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

104

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

базы, отвечающей запросам сегодняшнего дня. В связи с этим одной из основных целей реформирования является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания (УИС), до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития.

Проект преобразования пенитенциарной системы сопровождается глубокой и всесторонней переработкой нормативно-правовых актов деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания1.

Так, 14 октября 2010 г. Председателем правительства РФ В.В. Путиным было подписано распоряжение № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», в соответствии с которым повышение эффективности управления УИС, использование инновационных разработок и научного потенциала предполагают:

1. Совершенствование ведомственного контроля, создание и использование комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовноисполнительной системы.

2. Повышение эффективности надзора за поведением лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на основе внедрения современных технических средств надзора, повышения качества подготовки работников уголовноисполнительной системы и улучшения условий несения службы.

3. Создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора, новых технологий и подходов к организации безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также формирования единой технической политики в области их оснащения комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора.

4. Введение мониторинга за поведением осужденных при помощи технологий электронного контроля (видеонаблюдение, электронные браслеты, беспроводные технологии и др.)

5. Реализацию политики сокращения штатной численности работников уголовно-исполнительной системы за счет использования в работе инновационных технологий.

6. Разработку и реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности службы и создание рабочих мест, оснащенных современными техническими и телекоммуника-

ционными средствами управления процессами охраны, режима и надзора за осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

Вместе с тем, несмотря на проводимый процесс «оптимизации личного состава УИС», законодателем планируется повышение эффективности работы учреждений УИС.

При условии сокращения штатной численности задачи и функции, возложенные на сотрудников уголовно-исполнительной системы, не изменились и должны исполняться в полном объеме. В результате сокращения штатной численности имеет место ситуация, при которой в ночное время количество сотрудников дежурных смен, заступающих на службу, составляет от 5 до 10 человек, что затрудняет качественный надзор за лицами, содержащимися в учреждениях УИС. Данная проблема также может послужить почвой для возникновения процессов массового отказа от работы, от приема пищи, групповых неповиновений требованиям сотрудников исправительных учреждений ит. д., что может повлечь за собой дестабилизацию оперативной обстановки в учреждении.

Отметим, что в 2009 г. в России при финансовой поддержке Евросоюза был начат эксперимент по внедрению электронных систем контроля над осужденными. В марте 2010 г. постановлением Правительства РФ был утвержден перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора, контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В данный перечень входят:

1) браслет электронный;

2) стационарное контрольное устройство;

3) мобильное контрольное устройство;

4) ретранслятор;

5) персональный трекер.

Положительный опыт применения технических средств надзора за лицами, отбывающими уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, несомненно, должен быть использован и в учреждениях УИС, обеспечивающих содержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Технологическое развитие в настоящий момент позволяет увеличить производительность труда сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) путем внедрения в практическую деятельность различного рода технических средств. Так, наиболее перспективным направлением автоматизации труда в УИС является осуществление надзора за осужденными, отбывающими

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

----------------------------------------------------------------------------------- 105

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

наказание в исправительных учреждениях, и подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей. Данное направление деятельности получило название «Дистанционный надзор».

В настоящее время термин «дистанционный надзор» в отношении УИС не имеет ни нормативного, ни теоретического толкования, что не позволяет использовать его в служебной деятельности учреждений УИС2.

Для определения понятия «дистанционный надзор» необходимо рассмотреть его составные элементы в отдельности.

Так, согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова «дистанционный» — это производимый, действующий на расстоянии. Дистанционные измерения. Дистанционный контроль. Понятие «надзор» в общем толковании представляет собой деятельность государственных органов по обеспечению законности (в науке используются следующие виды надзора: авторский надзор, административный надзор, политический надзор, конституционный надзор, полицейский надзор).

В нормативно-правовых актах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН России), регламентирующих деятельность режимных служб, закреплен только термин «надзор», причем в зависимости от вида учреждения имеет разное толкование. Анализ определений понятия «надзор», содержащихся в ведомственных инструкциях, позволил выделить его главную отличительную черту — постоянный контроль за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

Для корректного формулирования определения понятия «дистанционный надзор» необходимо установить круг решаемых им задач, к числу которых относятся:

■ наблюдение за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных в местах их размещения3;

■ осуществление пропускного режима4;

■ проведение проверок наличия подозреваемых, обвиняемых и осужденных;

■ организация объектового надзора;

■ контроль свиданий подозреваемых, обвиняемых и осужденных с родственниками и иными лицами;

■ контроль за соблюдением персоналом и лицами, посещающими учреждение УИС, установленного порядка взаимоотношений с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

Названные задачи в значительной части можно решить путем применения дистанционного

надзора, что в значительной степени сводится к установлению постоянного контроля за лицами, содержащимися в учреждении УИС, путем применения различного рода технических средств.

Таким образом, на основании теоретических положений, ведомственных нормативных актов и задач, решаемых посредством осуществления дистанционного надзора, можно сформулировать следующее определение понятия: «дистанционный надзор».

Итак, дистанционный надзор — это комплекс организационно-практических мер, направленных на непрерывное наблюдение и контроль с использованием технических средств за поведением подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, направленных на предупреждение и пресечение противоправных действий, а также обеспечение их безопасности, безопасности персонала учреждения и иных лиц».

При этом необходимо учитывать, что посредством ведения дистанционного надзора могут быть решены и сопутствующие задачи, имеющие большое значение для оперативно-служебной деятельности учреждений УИС:

■ профилактика правонарушений;

■ контроль за несением службы;

■ анализ и оптимизация проведения конкретных режимных мероприятий в условиях отдельно взятого учреждения УИС5;

■ учет рабочего времени;

■ формирование и хранение доказательственной базы по правонарушениям и преступлениям, допущенным лицами, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах, персоналом данных учреждений и иными лицами;

■ формирование иной информации о лицах,

содержащихся в учреждении УИС, необходимой для осуществления оперативнослужебной деятельности;

■ возможность использования полученных в ходе осуществления дистанционного надзора материалов на заседания дисциплинарных комиссий, комиссий по профилактике правонарушений и др.

Одновременно с этим необходимо отметить положительные стороны осуществления дистанционного надзора, к которым относится:

■ осуществление постоянного непрерывного контроля за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, вследствие чего повышается качество надзора;

■ сокращение количества нарушений, совершаемых подозреваемыми, обвиняе-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

106 -----------------------------------------------------------------------------------

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мыми и осужденными, содержащимися в учреждениях УИС;

■ возможность слышать даже незначительные звуки в отдельных помещениях;

■ хранение в архиве аудио- и видеоинформации;

■ сокращение количества круглосуточных постов дежурной смены.

Также необходимо отметить, что ФСИН России располагает положительным практическим опытом осуществления дистанционного надзора, приобретенным в рамках проведения пилотного проекта на территории ФКУ СИЗО-1 УФ-СИН России по Республике Алтай, ФКУ СИЗО-1, 2 УФСИН России по Чувашкой Республике — Чувашии, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Камчатскому краю, ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.

В процессе реализации данного пилотного проекта возникли следующие проблемные вопросы:

■ на оператора поста системы охранного телевидения (далее — ПСОТ) у камер приходится значительная нагрузка вследствие большого количества камер видеонаблюдения. При этом на мониторах располагается большое количество «изображений», что снижает внимание оператора и уменьшает эффективность надзора;

■ отсутствие штатной численности личного состава дежурной смены для осуществления подмены операторов ПСОТ, обеспечения усиленной резервной группы на случай чрезвычайных происшествий в камерах, оборудованных системами дистанционного надзора;

■ невозможность осуществления дистанционного надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в случае отключения электроэнергии или выхода из строя элементов системы видеонаблюдения;

■ недостаточное техническое оснащение большинства следственных изоляторов УИС, что не позволяет организовать в полной мере несение службы посредством реализации дистанционного надзора.

Однако необходимо отметить, что в настоящее время производителями как технических средств, так и программного оборудования, предлагается широкий спектр продукции, большая часть которой позволяет эффективно решать названные задачи.

1 Распоряжение Правительства РФ № 1772-р от 14.10.2010 г. «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс»

2 Нуриджанов А.Э. О категории «управленческая конфигурация» в контексте социологии управления / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. С. 46-49.

3 Глечян Э.Р. Правовой нигилизм как препятствие правовой социализации: социально-философский аспект / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 5. С. 68-72.

4 Рекомендации по применению тепловизионного оборудования в системах охранного телевидения (Р 78.36.027-2012). М.: НИЦ «Охрана», 2014.

5 Рекомендации: выбор и применение систем контроля и управления доступом. М.: ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России, 2011.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 г. № ЮЗ-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1 // СПС «Консультант Плюс»

3. Распоряжение Правительства РФ № 1772-р от 14.10.2010 г. «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СПС «Консультант Плюс»

4. Применение программных средств анализа видеоизображения в системах охранного телевидения в целях повышения антитеррористи-ческой защищенности ПЦО подразделений вневедомственной охраны: Методические рекомендации. (Р 78.36.030-2013). М.: НИЦ «Охрана»,

2013. 237 с.

5. Рекомендации: выбор и применение систем контроля и управления доступом. М.: ФГУ НИЦ «Охрана» МВД Рос-сии, 2011. 95 с.

6. Рекомендации по применению тепловизионного оборудования в системах охранного телевидения (Р 78.36.027-2012). М.: НИЦ «Охрана», 2014. 304 с.

7. Глечян Э.Р. Правовой нигилизм как препятствие правовой социализации: социальнофилософский аспект / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 5. С. 68-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Нуриджанов А.Э. О категории «управленческая конфигурация» в контексте социологии управления / Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. С. 46—49.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

----------------------------------------------------------------------------------- 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.