Научная статья на тему 'Регулирование организационно-управленческих особенностей в решении проблем обеспечения учреждений пенитенциарной системы'

Регулирование организационно-управленческих особенностей в решении проблем обеспечения учреждений пенитенциарной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫЛШЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / AGRICULTURE / AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION / FOODSTUFFS / FOOD TRAINING / ESTABLISHMENTS OF CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM / INVESTMENTS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулимин Владимир Власович, Шведов Владислав Витальевич, Ляшенко Елена Александровна

В статье рассматриваются понятие и особенности правового регулирования принятия и реализации управленческих решений (специфика цели и предмета правового регулирования; особенности субъектного состава; особая совокупность источников права, содержащих нормы, регулирующие данные отношения). Также автором перечисляются основные проблемы в данной области управленческой практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with concepts and peculiarities of legal regulation and implementation of managerial decisions (specificity of the purpose and subject of legal regulation, peculiarities of the subject composition, special set of sources of law, doping, regulating these relations). We disseminate the main problems in this area of management practice.

Текст научной работы на тему «Регулирование организационно-управленческих особенностей в решении проблем обеспечения учреждений пенитенциарной системы»

АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО AGRO-INDUSTRY

Регулирование организационно-управленческих особенностей в решении

проблем обеспечения учреждений пенитенциарной системы

Regulation of organizational and managerial features in solving problems of ensuring the security of the penitentiary system

Ь Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^J ЖУРНАЛ

УДК 338.4

Сулимин Владимир Власович,

к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Уральский государственный экономический университет Шведов Владислав Витальевич,

к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет Ляшенко Елена Александровна

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет

Sulimin V.V.,

Shvedov V.V.,

Lyashenko E.A.

Аннотация. В статье рассматриваются понятие и особенности правового регулирования принятия и реализации управленческих решений (специфика цели и предмета правового регулирования; особенности субъектного состава; особая совокупность источников права, содержащих нормы, регулирующие данные отношения). Также автором перечисляются основные проблемы в данной области управленческой практики.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромылшенное производство, продовольствие, продовольственное обучение, учреждения уголовно-исполнительной системы, инвестиции, инновации.

Annotation. The article deals with concepts and peculiarities of legal regulation and implementation of managerial decisions (specificity of the purpose and subject of legal regulation, peculiarities of the subject composition, special set of sources of law, doping, regulating these relations). We disseminate the main problems in this area of management practice.

Keywords: agriculture, agro-industrial production, foodstuffs, food training, establishments of criminally-executive system, investments, innovations.

Продовольственная проблема учреждений пенитенциарной системы сложна, глобальна и многоаспектна. Во все времена на неё обращали свое внимание руководители государств, религиозные деятели, органы управления соответствующих министерств и ведомств, специалисты-эксперты самого широкого профиля, публицисты, правозащитники и даже работники искусства и литературы.

В целях лучшего восприятия содержания статьи кратко раскроем содержание понятийного аппарата. Термин «пенитенциарная система» происходит от трёх слов: «penitence» (английское) - раскаяние; «penitent» (английское) - кающийся и «penitentiary» (американское) - тюрьма. Поэтому в ряде стран, в первую очередь в США, используется термин «пенитенциарная система».

В России в официальной нормативно-правовой лексике используется термин «уголовно-исполнительная система» (УИС). В экономической и публицистической литературе нашей страны эти два понятия используются как синонимы. Мы разделяем данную точку зрения.

На основе анализа и обобщения различных литературных источников ниже дается наша авторская трактовка продовольственного обеспечения спецконтенгента -осужденных. В частности, продовольственное обеспечение, применительно к учреждениям УИС представляет собой максимальное удовлетворение осуждённых, дифференцированных по различным признакам (по режиму отбывания наказания, половозрастному характеру, условиям работы, физическому состоянию и здоровью, а также медицинским показаниям и другим), продовольственными товарами в соответствии с принятыми медицинскими нормами питания продовольственными преимущественно за счет собственных возможностей хозяйствующих субъектов агропромышленного производства пенитенциарной системы.

Данное определение вполне логично и органично вписывается в основные положения «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [2], принятой Правительством Российской Федерации 14 октября 2010 г. № 1772-р, в части обеспечения материально-бытовых условий содержания и питания осужденных и лиц,

содержащихся под стражей. В частности, в документе предусмотрены три ключевых направления.

Первое. Совершенствование организации питания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с международными стандартами.

Второе. Обеспечение продовольственной безопасности и независимости УИС от колебаний конъюнктуры рынка продуктов питания путём постоянного повышения уровня

самообеспеченности учреждений УИС основными видами продовольствия в общем объеме финансирования на продовольственное обеспечение.

Третье. Оптимизация системы закупок для нужд уголовно-исполнительной системы в целях повышения её эффективности и прозрачности путём перехода на повсеместное использование электронных торгов по закупкам товаров, работ и услуг для нужд УИС.

Ретроспективный анализ показал, что отечественной и мировой опыт продовольственного обеспечения спецконтингента пенитенциарной системы базируется на двух концептуальных положениях.

Первое. Органы государства, в связи с принятыми нормами Уголовного Кодекса и правилами соответствующих министерств и ведомств принимают на себя обязательства по содержанию и питанию осуждённых и лиц, содержащихся под стражей. То есть, в данном случае продовольственное обеспечение полностью финансируется за счёт государственных бюджетных средств. Данная форма продовольственного обеспечения учреждений пенитенциарной системы получила наибольшее распространение в экономически развитых странах, где продовольственная проблема давно уже решена. Если даже заключённые в этих странах работают на сельскохозяйственных фермах, то это в них рассматривается как труд реабилитирующий заключённого в неволе и его подготовка к нормальной жизни после отбывания наказания.

Второе. Продовольственное обеспечение заключенных и лиц, находящихся под стражей осуществляется как за счет государственных источников финансирования (частично), так и за счёт использования труда самих заключённых в сельскохозяйственных подразделениях и агропромышленных формированиях, находящихся в непосредственном подчинении управления пенитенциарной системы.

В настоящее время в России это Федеральная служба исполнения и наказаний (ФСИН России) и её региональные органы управления (УФСИН России). Использование труда осужденных в специализированных сельскохозяйственных подразделениях и агропромышленных формированиях, равно как и в других отраслях народнохозяйственного комплекса не совсем приветствуется международными правозащитными организациями. По нашему мнению, осуждённым необходимо давать шанс для того чтобы они раскаялись, исправили содеянное перед обществом, семьей и органами власти производительным трудом. Иначе говоря, мы стоим на позиции исправительно-трудовой деятельности осуждённых, что позволит, с одной стороны снизить расходы бюджета на содержание и питание спецконтингента УИС, с другой - позволит дать возможность реабилитировать себя в обществе. Для этого весьма важна выработка форм, способов и механизмов стимулирования реабилитирующего труда осужденных, включающих меры морального поощрения и материальных стимулов.

Колонии-посслсння

Рисунок 1 - Производители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в учреждениях УИС

На рисунке 1 наглядно представлены органы управления пенитенциарной системы России федерального и регионального уровней, а также состав и структура участников -производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия учреждений УИС.

Кроме того, повсеместное обеспечение осуждённых и лиц, находящихся под стражей осуществляется за счёт различных пожертвований, включая передачи продуктов питания от родных и близких родственников, друзей, а также поддержка продовольствием со стороны гуманитарных организаций и прочих попечителей (в том числе и физических лиц).

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что продовольственное обеспечение осуждённых всегда находилось под пристальным вниманием органов власти и правопорядка. Причём исторически так сложилось, что расходы по пищевому довольствию относились на счёт государственных ассигнований. То есть, финансирование продовольственных пайков осуществлялось за счёт государственной казны. Таким образом, до 1917 года в Царской России рацион питания заключённых и суточные нормы продовольственного обеспечения, как правило, разрабатывались централизованно, исходя из расхода денежного довольствия - бюджетных ассигнований. Затем вводились Циркуляром до государственных тюремных управлений.

Несмотря на общие принципиальные подходы к продовольственному обеспечению заключённых и Царской России, в каждом регионе и каждой тюрьме система питания

сильно варьировалась исходя и различных природно-климатических, географически) религиозных и других социально-экономических условий огромной России от её западных границ д восточных территорий (Сибири и Дальнего Востока)

Более детально основные факторы, влияющие на

систему продовольственного обеспечения заключённых Царской России представлены ниже.

Особенность и специфика проводимой в стране агропродовольственной политики, где в сельскохозяйственном производстве преобладал тяжелый низко производительный ручной труд, в особенности при производстве зерновых культур на большой площади посева и уборке урожая.

На продовольственное обеспечение заключённых сильное влияние оказывала меняющаяся конъюнктура агропродовольственных рынков при неизменном размере денежного довольствия (бюджетных ассигнований). Кроме того, продовольственное снабжение затруднял низкий уровень транспортной инфраструктуры при заготовке и поставке продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, где находилась немало тюрем.

Особо остро вставал вопрос решения продовольственной проблемы заключённых в условиях обострения социально-экономических кризисов, различных войн и революций и других форс-мажорных ситуаций (обстоятельств), каковых в нашей стране за последние 100 лет было немало.

Большой разброс российских тюрем по стране и

вышеописанные факторы накладывали свой отпечаток на содержание арестантов и их продовольственное обеспечение. Вот как выразился на сей счёт американский журналист Джон Кеннан, который изучал жизнь арестантов в Царской России: «Во всей империи 884 тюрьмы. Номинально все они находится под одним управлением и подлежат одним и тем же законам, и правилам, и между тем трудно было бы найти двадцати тюрем, которые бы управлялись одинаковым образом в продолжение трёх лет. Те права, которыми пользуются заключенные в одной тюрьме, не существуют в другой: в одной строгость есть общее правило, в другой только исключение; иных заключённых закармливают, другие содержатся впроголодь; в одном месте нарушение правил не влечёт собой ничего, кроме выговора, тогда как в другом подобное же нарушение наказывается 20 ударами розг по обнаженному телу».[3].

Исходя из отмеченного высказывания, следует вывод о том, что помимо суточных норм питания и размера, выделяемых из бюджета ассигнований на их финансирование, большое значение в продовольственном обеспечении арестантов имели другие факторы.

Подводя итог статьи в целом, следует сделать вывод о том, что для оптимизации продовольственного обеспечения уголовно-исполнительной системы в условиях её реформирования и обеспечения продовольственной безопасности спецконтингента необходимо, прежде всего переводить базовую сферу агропромышленного производства -сельское хозяйство на более высокий уровень, позволяющий освоение высокотехнологичных и ресурсосберегающих технологий.

Однако, как показывает передовой и зарубежный опыт эффективного ведения аграрного производства, технико-технологическая модернизация аграрного сектора УИС

потребует существенных источников финансирования. Для решения этой проблемы в будущем возможно два варианта решения.

Первый. Государство постепенно и последовательно должно увеличивать размер бюджетного финансирования на развитие сельскохозяйственных подразделений и агропромышленных формирований с целью наращивания сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и максимального удовлетворения спецконтингента за счет собственных продовольственных ресурсов.

Второе. В условиях финансового кризиса и нехватки бюджетных источников финансирования инвестиционной деятельности нужен поиск новых рыночных форм притока капитала в хозяйствующие субъекты агропромышленного производства УИС с тем, чтобы компенсировать недостающие источники государственного финансирования. То есть, продовольственное самообеспечение и независимость УИС от колебаний конъюнктуры агропродовольственного рынка, на наш взгляд, объективно требует притока внебюджетных источников финансирования хозяйствующих субъектов и использование коммерческих методов ведения аграрного и агропромышленного предпринимательства посредством кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных подразделение УИС с более развитыми и инновационно-ориентированными сельскохозяйственными товаропроизводителями (семеноводческими, племенными и опытно-производственными хозяйствами и др.) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Список литературы:

1. Программа обеспечения продовольственной безопасности уголовно-исполнительной системы на 2014-2016 годы // Приказ ФСИН России от 10 декабря 2013 года № 805.

2. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 года №1772-р «0 Концепции развития уголовноисполнительной системы РФ до 2020 года»// Собр. законодательства РФ, 25.10.2010, № 43, ст. 5544.

3. Кеннан, Д. Жизнь политических арестантов в русских тюрьмах/Джордж Кеннан. - Пер. с англ. СПб: В. Врублевский, 1906. 33 с.

4. Временная инструкция о режиме содержания заключенных в ИТЛ НКВД СССР: Приказ НКВД СССР от 2 августа 1939 года № 00889// Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 - 1956). М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956. 531 с.

5. Новожилова, Ж.С. Совершенствование продовольственного обеспечения учреждений пенитенциарной системы [Текст]: автореф. дис. канд. экон. наук.: 08.00.05 / Новожилова Ж.С. - Орел., 2016. 26 с. г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.