Научная статья на тему 'Реализация экономической функции государства в уголовно-исполнительной системе'

Реализация экономической функции государства в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭКОНОМИКА / ФСИН РОССИИ / PENAL CORRECTION SYSTEM / MANUFACTURING SECTOR / WORK OF CONVICTS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ECONOMY / FPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кропачева О.В.

В статье рассматриваются основные аспекты развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы, анализируются проблемы реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и механизм реализации государственно-частного партнерства как перспективного направления развития экономики пенитенциарной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кропачева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the economic function of the state in the correctional system

In the article the author considers the main aspects of development of a manufacturing sector of penal correction system. She draws attention to the problems of implementation of the Concept of development of penal correction system of the Russian Federation till 2020 and the mechanism of realization of public-private partnership as perspective direction of development of economy of penal system.

Текст научной работы на тему «Реализация экономической функции государства в уголовно-исполнительной системе»

О. В. КРОПАЧЕВА преподаватель кафедры тылового и финансового

О V ККОРЛСИБУЛ обеспечения деятельности уголовно-исполнительной

системы ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, лейтенант внутренней службы

Реализация экономической функции государства в уголовно-исполнительной системе

Realization of the economic function of the state in the correctional system

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы, анализируются проблемы реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и механизм реализации государственно-частного партнерства как перспективного направления развития экономики пенитенциарной системы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, производственный сектор, труд осужденных, государственно-частное партнерство, экономика, ФСИН России.

Annotation. In the article the author considers the main aspects of development of a manufacturing sector of penal correction system. She draws attention to the problems of implementation of the Concept of development of penal correction system of the Russian Federation till 2020 and the mechanism of realization of public-private partnership as perspective direction of development of economy of penal system.

Key words: penal correction system, manufacturing sector, work of convicts, public-private partnership, economy, FPS.

В настоящее время в дискуссии вокруг реформирования государственной пенитенциарной политики выявляется общая позиция сторон - участников обсуждений, согласно которой экономика стала определяющим фактором развития уголовно-исполнительной системы (УИС), а также всего пенитенциарного законодательства в целом.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

Состояние экономики государства характеризуется уровнем жизни населения, наличием безработицы, уровнем инфляции, темпом роста валового внутреннего продукта, развитием производственного сектора и другими факторами.

Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы вовлечены в экономические процессы и являются полноправными субъектами экономики России.

23

Е. П. Радченко подчеркивает, что одним из важнейших элементов экономики УИС является производственный сектор, который включает в себя более 650 промышленных подразделений при исправительных учреждениях [1].

Производственный сектор уголовно-исполнительной системы как составная часть всего промышленного комплекса страны в период финансового кризиса столкнулся с теми же проблемами, что и вся российская экономика в целом.

С момента утверждения в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [2] одними из приоритетных направлений развития пенитенциарной системы являются создание условий для трудовой занятости осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения, совершенствование производственно-хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы и повышение экономической эффективности труда осужденных, создание дополнительных рабочих мест и развитие производственной и социальной сферы уголовно-исполнительной системы, активное привлечение коммерческих организаций к созданию производственных участков в колониях-поселениях.

При этом в Концепции не содержится каких-либо конкретных предложений по привлечению частных инвесторов к созданию производственных участков.

Безусловно, основными трудностями в реализации провозглашенных в Концепции идей по-прежнему являются ограниченные поступления средств из бюджета, износ основных средств, отсутствие современных технологий производства, устаревшая материально-техническая база, отсутствие государственной поддержки.

Решение данных проблем, на наш взгляд, возможно путем формирования институтов государственно-частного партнерства, а именно за счет привлечения внешних ресурсов в процесс развития производства в уголовно-исполнительной системе.

Отметим, что в данном случае речь идет об объединении частных основных средств, технологий, опыта и имеющихся преимуществ учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.

В числе таких преимуществ следует выделить:

1) регулярный сбыт продукции в рамках государственного оборонного заказа;

2) наличие объектов производственной и инженерной инфраструктуры;

3) предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] преференции при участии в торгах в отношении предлагаемой учреждениями и предприятиями УИС цены контракта в размере до 15 %.

Кроме того, учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы вправе претендовать на статус единственного поставщика, если оно производит товары (работы, услуги), которые включены в Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292 [4].

Сегодня этот перечень нуждается в актуализации, так как предприятия

24

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

пенитенциарной системы выпускают гораздо больше видов продукции, которой нужен гарантированный сбыт.

В целом основными видами производственной деятельности УИС являются машиностроение, металлообработка, лесозаготовительная и деревообрабатывающая деятельность, производство мебели и швейное производство, растениеводство и животноводство.

В настоящее время производственная деятельность уголовно-исполнительной системы включает в себя деятельность федеральных государственных унитарных предприятий, центров трудовой адаптации осужденных, производственных мастерских учреждений.

О. Ибрагимов уже указывал на то, что государственно-частное партнерство в пенитенциарной системе - это партнерство органов власти в лице Федеральной службы исполнения наказаний и негосударственного хозяйствующего субъекта, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, направленных на совместное развитие промышленного и трудового потенциала системы, реализацию значимых инфраструктурных проектов для пенитенциарной системы [5].

На наш взгляд, вложения частного инвестора должны осуществляться путем предоставления машин, оборудования, инвентаря в безвозмездное пользование или аренду, давальческого сырья, обеспечения профессионального обучения и повышения квалификации осужденных, что позволяет трудоустроиться осужденным и после освобождения.

Отметим, что для частного инвестора партнерство с учреждениями УИС позволяет получать продукцию с приемлемой себестоимостью и рентабельностью, расширять объемы сбыта за счет государственного оборонного заказа.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

В целом предлагаемая учеными для внедрения модель государственно-частного партнерства основывается на повышении интереса коммерческих структур к использованию труда осужденных, сокращении расходов государства на пенитенциарную систему, развитии агропромышленного комплекса и производственной базы в исправительных учреждениях.

Думаем, что особого внимания заслуживает такой алгоритм реализации государственно-частного партнерства, при котором исправительное учреждение передает в безвозмездное пользование основные производственные фонды, а инвестор принимает на себя обязательства по обслуживанию оборудования и руководству технологическим процессом производства, при этом учреждение уголовно-исполнительной системы в дальнейшем может приобретать сырье у частного инвестора, получать от него заем товаром или сырьем для оказания услуг или выполнения работ.

Следует обратить внимание на то, что создание рабочих мест в исправительных центрах позволит реализовать такую альтернативу лишению свободы, как наказание в виде принудительных работ.

В дальнейшем для развития пенитенциарного производства необходимо достижение соглашений с федеральными органами государственной власти, направленных на установление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ, аналогичных преимуществам субъектов малого предпринимательства, например обязательная доля закупок должна составлять не менее чем 15 % совокупного годового объема закупок государственных и муниципальных заказчиков. Другими перспективными

25

направлениями должны стать установление специального налогового режима исправительным учреждениям, квотирование рабочих мест для трудоустройства осужденных.

Кроме того, приоритетным на сегодняшний день является достижение высокого уровня самообеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы, особенно продуктового.

Безусловно, была бы целесообразной разработка государственными органами программы для привлечения бизнеса к созданию совместных производств и инвестиционных проектов.

Не стоит забывать и о том, что для повышения экономических показателей необходимо улучшение бытовых условий, совершенствование организации питания, медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Вместе с экономической пользой государственно-частное партнерство приносит и ощутимый социально-экономический эффект: развитие у осужденных трудовых и профессиональных навыков, повышение дисциплины труда, возможность погашения исков, выплаты алиментов, улучшения материально-бытового обеспечения осужденных за счет приобретения дополнительных продуктов питания и предметов первой необходимости.

Таким образом, инвестиции в производственный сектор УИС - одно из

средств обеспечения экономической стабильности государства, а проводимое реформирование уголовно-исполнительной системы должно быть направлено прежде всего на поиск наиболее перспективных направлений производственной деятельности и выпуска конкурентоспособной продукции. ф

1. Радченко Е. П. Механизмы управления развитием государственно-частного партнерства в пенитенциарной системе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2013. 24 с.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р // СЗ РФ. 25.10.2010. № 43, ст. 5544.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 08.04.2013. № 14, ст. 1652.

4. Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) : пост. Правительства Рос. Федерации от 26.12.2013 № 1292 // СЗ РФ. 13.01.2014. № 2 (часть I), ст. 116.

5. Ибрагимов О. Инвестиции в УИС - это выгодно // Преступление и наказание. 2017. № 8. С. 6-7.

26

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.