Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
311
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТИПА / ДЕТСКИЙ ДОМ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Е. И.

Введение. Обосновывается важность изучения ценностных ориентаций подростков в целом и в частности тех, которые остались без попечения родителей и воспитываются в государственном учреждении. Материалы и методы. В ходе исследования сравнивались две рандомизированные группы: старшие подростки из полных семей и старшие подростки, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в государственном учреждении. В работе был использован следующий инструментарий: методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», Е. Б. Фанталова; методика изучения личностных ценностей, Ш. Шварц; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности, С. С. Бубнова; методика ценностных ориентаций, М. Рокич. Результаты исследования. Результаты показали значимые различия в ценностных ориентациях исследуемых групп. Обсуждение и выводы. По результатам исследования анализируются и обосновываются полученные различия, приводятся практические рекомендации по работе со старшими подростками, оставшимися без попечения родителей и воспитывающимися в учреждениях государственного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF OLDER TEENAGERS BROUGHT UP IN AN ORPHANAGE

Introduction. The importance of researching the value orientations of adolescents in general, in particular, those who have been left without parental care and are being brought up in a state institution, is substantiated. Materials and methods. The research compared two randomized groups: older adolescents from full families and older adolescents left without parental care and brought up in a public institution. The following methods were used in the work: methodology "The level of the ratio of "value" and "accessibility" in various spheres of life", E. B. Fantalova; methodology for studying personal values, Sh. Schwartz; methodology for diagnosing the individual structure of value orientations of personality, S. S. Bubnova; methodology of value orientations, M. Rokich. Results. The results showed significant differences in the value orientations of the studied groups. Discussion and conclusion. In conclusion, the differences obtained are analyzed and justified, practical recommendations are given for working with older adolescents left without parental care and brought up in state-type institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ»

Статья / Article

УДК /UDC 37.018.324-053.6

DOI 10.35231/18186653_2022_2_93

Особенности ценностных ориентаций старших подростков, воспитывающихся в детском доме

Е. И. Лебедева

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Обосновывается важность изучения ценностных ориентаций подростков в целом и в частности тех, которые остались без попечения родителей и воспитываются в государственном учреждении.

Материалы и методы. В ходе исследования сравнивались две рандомизированные группы: старшие подростки из полных семей и старшие подростки, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в государственном учреждении. В работе был использован следующий инструментарий: методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», Е. Б. Фанталова; методика изучения личностных ценностей, Ш. Шварц; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности, С. С. Бубнова; методика ценностных ориентаций, М. Рокич.

Результаты исследования. Результаты показали значимые различия в ценностных ориентациях исследуемых групп.

Обсуждение и выводы. По результатам исследования анализируются и обосновываются полученные различия, приводятся практические рекомендации по работе со старшими подростками, оставшимися без попечения родителей и воспитывающимися в учреждениях государственного типа.

Ключевые слова: подростковый возраст, старшие подростки, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в учреждениях государственного типа, детский дом, ценностные ориентации, личность, терминальные ценности, инструментальные ценности.

Для цитирования: Лебедева Е.И. Особенности ценностных ориентаций старших подростков, воспитывающихся в детском доме. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. - С. 93-111. DOI 10.35231/18186653 2022 2 93

© Лебедева Е.И., 2022

Features of value orientations of older teenagers brought

up in an orphanage

Elena I. Lebedeva

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The importance of researching the value orientations of adolescents in general, in particular, those who have been left without parental care and are being brought up in a state institution, is substantiated.

Materials and methods. The research compared two randomized groups: older adolescents from full families and older adolescents left without parental care and brought up in a public institution. The following methods were used in the work: methodology "The level of the ratio of "value" and "accessibility" in various spheres of life", E. B. Fantalova; methodology for studying personal values, Sh. Schwartz; methodology for diagnosing the individual structure of value orientations of personality, S. S. Bubnova; methodology of value orientations, M. Rokich.

Results. The results showed significant differences in the value orientations of the studied groups.

Discussion and conclusion. In conclusion, the differences obtained are analyzed and justified, practical recommendations are given for working with older adolescents left without parental care and brought up in state-type institutions.

Key words: adolescence, older teenagers left without parental care and brought up in state-type institutions, orphanage, value orientations, personality, terminal values, instrumental values.

For citation: Lebedeva, E.I. (2022) Osobennosti tsennostnykh oriyentatsiy starshikh podrostkov, vospityvayushchikhsya v detskom dome [Features of value orientations of older teenagers brought up in an orphanage]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta imeni A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 93-111. DOI 10.35231/18186653_2022_2_93 (In Russian).

Введение

В психологии система ценностных ориентаций личности в основном рассматривается с точки зрения того, как она влияет на жизнь и деятельность личности в целом, а также как происходит ее формирование в процессе жизнедеятельности человека. Данная система определяет поведение человека, его направленность, интересы, выбор жизненного пути, самоопределение [3; 9; 10] Наиболее остро проблема определения

своего жизненного пути стоит перед выпускниками школ (возраста старших подростков и юношей), поскольку именно на этапе поступления в высшее учебное заведение и происходит определение линии развития жизни в целом [1; 5; 6]. Также стоит отметить, что именно эта возрастная группа определяет происходящие в обществе процессы ценностной, идеологической реконструкции, поскольку именно они при определении своего дальнейшего пути ориентируются на актуальные процессы жизни общества. Таким образом, исследование ценностных ориентаций старших подростков имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.

В.Э. Чудновский указывает, что выбор жизненного пути происходит тогда, когда человеком накоплено еще недостаточно опыта, а образовательный школьный процесс мало готовит человека к выбору жизненной стратегии, поэтому старший подростковый возраст можно считать сензи-тивным периодом развития ценностных ориентаций [14].

Вместе в тем в настоящее время проблема социального сиротства в нашем обществе стоит достаточно остро. Достаточно много внимания на государственном уровне уделяется вопросам организации подобных учреждений, однако исследований непосредственно психологических особенностей воспитанников детских домов на данный момент недостаточно [7; 12] В данной работе под «детским домом» понимается обобщенное понятие, обозначающее воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства, что соответствует статусу базы, где проводилось исследование.

Таким образом, исходя из актуальности заявленной темы Е.И. Лебедевой и А.И. Сутягиной было проведено исследование для изучения некоторых личностных особенностей старших подростков, воспитывающихся в детском доме.

Обзор литературы

Личностные ценности - одна из проблем, изучаемых психологической наукой. По мнению Д. А. Леонтьева, ценности должны пониматься как жизненные цели, смыслы, идеалы, которые задают определенную направленность деятельности человека, но не конкретные параметры

данной деятельности [9; 10]. Среди многих ученых-психологов, изучающих ценностные ориентации, широко распространено мнение о том, что личностные ценности являются порождением жизнедеятельности конкретного социума, т. е. именно социум влияет на возникновение тех или иных ценностных ориентаций личности.

На данный момент преобладающим в современной психологии является понимание ценностных ориентаций как явление, близкое к потребностям и мотивам человека. Личностные ценности и смыслы занимают центральное место в гуманистической психологии. Так, Г. Олпорт отмечал, что первоисточником всякой ценности являются своеобразная мораль общества, общественные нормы, поддерживаемые социумом, которые, в процессе «функциональной автономии» (превращения десяти ценностей внешних в ценности внутренние), переходят из «категории знания» в «категорию значимости», т. е. вторая категория возникает при осмыслении и принятии полученных из внешнего мира «категорий знания». В то же время он говорит о том, что существуют некоторые ценностные ориентации, к которым относятся, например, любознательность, эрудиция и общение, не продиктованные общественной моралью. По мнению К. Рождерса, ценности, полученные процессом интериоризации, ошибочно интерпретируются человеком как собственные. Данные ценности принимаются неким «физиологическим аппаратом», если воспринимаются как способствующие укреплению организма. Он говорит о том, что «именно организм поставляет данные, на основе которых формируются ценностные суждения» (К. Роджерс, 1997, с. 72). Похожего взгляда придерживался и А. Маслоу, говоривший о том, что ценности не менее значимы для организма, нежели физиологические потребности - «они могут рассматриваться как дефицит, который следует оптимально ликвидировать с помощью окружающего мира, чтобы избежать болезни или субъективно плохого самочувствия» (А. Маслоу, 1997, с. 190). Выбор человеком конкретной ценности предопределен самой его природой, а не чем-либо, лежащим вовне. В то же время В. Франкл [13] различает ценности и потребности, говоря о том, что потребности толкают человека, а ценности притягивают. Он также отмечает, что ценности в принципе ненасыщаемы, а у каждого человека есть свобода выбора между принятием ценности и осуществлением, тем самым, потенциального смысла и отвержением и нереализацией.

Д.А. Леонтьев утверждает, что личностные ценности «проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, т. е. «мотивообра-зования» конкретной деятельности, и отражаются в структуре конкретных мотивов, в их смысловой характеристике» [10, с. 225). Таким образом, по отношению к мотивам деятельности личностные ценности выступают смыслообразующими. Уточняя, что иерархия жизненных ценностей неизменна, в то время как побудительная сила и направленность потребностей все время меняются, он говорит о том, что изменение личностных ценностей приводит к кризису в развитии личности [9].

Таким образом, понятие «ценностные ориентации» широко применяется при исследовании мотивационно-потребностной сферы человека. Имеющийся широкий набор инструментария для изучения ценностей, созданный на основе соответствующих психологических концепций, позволяет исследовать ценности личности, их иерархическую структуру, динамику, в частности с целью получить представление о тенденциях в изменении социальных установок и стратегий поведения людей в различных социокультурных условиях.

Главной закономерностью психического развития старшего подростка является повышенная значимость тесных эмоциональных контактов, а также активная социализация, которая сменяет характерное для младшего подросткового возраста противопоставление себя взрослым. Эмоциональные связи с родителями ослабевают и замещаются взаимоотношениями с большим количеством людей, меньше влияющих на личность как целое, однако формирующих определенные формы ее поведения. Несмотря на то что в процессе социализации для старшего подростка влияние семьи уменьшается и замещается сверстниками, она по-прежнему играет большую роль. В этом возрасте общение подростков представляет собой определенную форму воспроизведения отношений, существующих в мире взрослых людей, моделей поведения, усвоенных в семье.

Особое новообразования данного возраста - самосознание - помогает старшему подростку в более глубоком понимании других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития.

Центральной задачей данного периода взросления является поиск личной идентичности, проблемный вопрос в данном случае - трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Интенсивное развитие рефлексии способствует появлению у старшего подростка определенного жизненного плана, направленности на практическое включение в различные виды деятельности. Однако на данном этапе рефлексия еще не сформирована до конца, что приводит к большому расхождению у подростка между Я-реальным и Я-идеальным, что нередко приводит к нарушениям поведения и психологической дезадаптации подростка. Чрезмерная склонность к рефлексии может также привести к появлению депрессивных состояний [5].

Для эмоционального состояния подростка, из-за неустойчивой самооценки характерны неустойчивость, амплитудные перепады настроения. Однако по мере общего эмоционального созревания подросток постепенно к концу данного возрастного периода обретает уравновешенность, стабильную самооценку и определенный уровень притязаний. На достигнутом уровне психического развития у подростка появляется потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Благодаря сформированному стабильному и осознанному отношению к своим потребностям и способностям, у старших подростков активно формируются ценностные ориентации жизни, происходит становление мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Становление ценностных ориентаций оказывает влияние на жизненное и профессиональное самоопределение подростка, осознание роли себя в этом мире [6].

Анализ научной литературы показал, что у подростков, имеющих семейную депривацию, по сравнению с подростками, воспитывающимися в семье, были выявлены такие особенности, как более бедная и уплощенная эмоциональная сфера, затрудненное формирование навыков самоконтроля и социально приемлемого поведения (Н.Ф. Федорова, Л.Ф. Сенкевич и др.). Также были выявлены значимые различия в формировании интеллекта, причем нарушения интеллекта наступают тем чаще, чем раньше ребенок попадает в учреждение интернатного типа. И.В. Климовой, Л.Н. Водопьяновой и Н.И. Сальковой выделяются такие отличительные черты подростков, воспитывающихся в детских домах: повышенная агрессивность, гиперчувствительность, враждебность,

упрямство, частые невротические тенденции, трудность в общении, часто проявляющееся психическое напряжение. Воспитанники детского дома существуют в условиях закрытого учреждения, дефицита общения, что может негативно сказаться на формировании их личности [11; 12; 15].

Таким образом, подростковый возраст является особо чувствительным для формирования ценностных ориентаций, однако особенности воспитания подростков в детских дома накладывают свой отпечаток на формирование их личности.

Материалы и методы

Целью работы было исследование различий в ценностных ориента-циях старших подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме.

Поскольку для выявления особенностей необходима была контрольная группа, то в выборку были добавлены старшие подростки, воспитывающиеся в полных семьях. Группы были рандомизированы по объему, полу и возрасту испытуемых. Для большей объективности исследования, чтобы иметь возможность контролировать влияние воспитательного процесса конкретного детского воспитательного учреждения, группа детей из детского дома была сборной, состоящей из подростков двух различных детских домов. Таким образом, объект исследования данной работы -старшие подростки, воспитывающиеся в семье и в детском доме, а предмет исследования - ценностные ориентации старших подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме. Соответственно, объем выборки составил 40 чел. (15 юношей и 25 девушек) в возрасте 16-18 лет, из которых 20 чел. (9 юношей и 11 девушек) воспитываются в детском доме и 20 чел. (6 юношей и 14 девушек) воспитываются в полной семье. Все представители выборки проживают в Выборгском районе города Санкт-Петербурга. Общая выборка состояла из следующих групп:

- учащиеся 10 и 11 классов гимназии № 114 Выборгского района города Санкт-Петербурга (группа старших подростков, воспитывающихся в семьях);

- воспитанники «Центра содействия семейному воспитанию №3» Выборгского района города Санкт-Петербурга (группа старших подростков, воспитывающихся в детском доме);

- воспитанники «Центра содействия семейному воспитанию № 4» Выборгского района города Санкт-Петербурга (группа старших подростков, воспитывающихся в детском доме).

Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом: - имеются различия в ценностных ориентациях старших подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме.

Для доказательства гипотезы был использован следующий инструментарий: методика «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах», Е. Б. Фанталова; методика изучения личностных ценностей, Ш. Шварц; методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности, С. С. Бубнова; методика ценностных ориентаций, М. Рокич.

Для анализа результатов были использован сравнительный анализ (T-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты позволят углубить теоретические знания в структуре ценностных ориентаций, их формировании, а также о влиянии среды, в которой воспитывается ребенок.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в системе психологического сопровождения детей, воспитывающихся в детском доме. Также данные об особенностях формирования ценностных ориентаций позволят обозначить пути коррекции и гармонизации системы индивидуальных ценностей, поскольку процесс формирования ценностей у старших подростков не является завершенным.

Результаты исследования

Значимые различия при сравнении показателей групп подростков были выявлены методикой Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах». Результаты позволяют утверждать, что индекс расхождения «ценность» - «доступность» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в семье (p<0,01). В этом случае автор методики говорит о «внутреннем вакууме» - ситуации, когда доступные объекты не вызывают интереса, а следовательно, провоцируют у подростков состояние внутренней опустошенности, снижения

побуждений, что, безусловно, накладывает отпечаток на формирование ценностных ориентаций в сензитивный период старшего подросткового возраста.

6

1 2 3 4 5

Показатели

■ Старшие подростки, воспитывающиеся в семье

■ Старшие подростки, воспитывающиеся в детском доме

Рис. 1. Гистограмма средних значений отличающихся показателей по методике С.С. Бубновой, где:

1 - «Высокое материальное состояние»; 2 - «Помощь и милосердие к другим

людям»; 3 - «Любовь»; 4 - «Познание нового»; 5 - «Признание и уважение»

В ходе сравнительного анализа данных диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой [4] с использованием U-критерия Манна-Уитни были выявлены следующие результаты (рис. 1):

1 - показатель «Высокое материальное состояние» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье (p < 0,01);

2 - показатель «Любовь» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье (p < 0,01);

3 - показатель «Познание нового в мире, природе, человеке» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье (p < 0,01).

4 - показатель «Помощь и милосердие к другим людям» у старших подростков, воспитывающихся в семье, значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в детском доме (p < 0,01);

5 - показатель «Признание и уважение людей, влияние на окружающих» у старших подростков, воспитывающихся в семье значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в детском доме (p < 0,01);

6 - по показателям «Приятное времяпрепровождение, отдых», «Поиск и наслаждение прекрасным», «Высокое социальное положение и управление людьми», «Социальная активность», «Общение», «Здоровье» значимых различий не обнаружено.

Данные результаты могут быть объяснены недостатком материального обеспечения, фрустрированной потребности в любви и в познании у старших подростков, воспитывающихся в детском доме. Настораживает незначимость для них показателей, связанных с милосердием, уважением к другим людям. Возможно, это связано с недостаточным позитивным примером, особенностями воспитания, спецификой формирования привязанности к ближайшему взрослому в раннем детстве, недостаточностью эмпатии и т.д. - эти гипотезы требуют дальнейшего внимательного изучения.

Доминирующими терминальными ценностями, выявленными по методике М. Рокича «Ценностные ориентации» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, являются «Наличие хороших и верных друзей» (ранг - 1), «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» (ранг - 2) и «Здоровье (физическое и психическое)» (ранг - 3). Наиболее отвергаемыми терминальными ценностями в данной группе являются «Творчество (возможность творческой деятельности)» (ранг - 17) и «Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)» (ранг - 18) (рис. 2)

Стоит отметить, что в группе старших подростков, воспитывающихся в семье, были выявлены некоторые совпадающие с группой подростков из детского дома как доминирующие, так и отвергаемые ценности. Так, доминирующими ценностями в данной группе испытуемых являются «Здоровье (физическое и психическое)» (ранг - 1), «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» (ранг - 2), «Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)»

(ранг - 3). Отвергаемыми же являются «Творчество (возможность творческой деятельности)» (ранг - 17) и «Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)» (ранг - 18) (рис. 2).

Данные результаты могут быть объяснены тем, что старшие подростки, воспитывающиеся в детском доме, постоянно находятся в компании сверстников-друзей, заменяющих им родительскую семью. Таким образом, ценность наличия хороших и верных друзей ежедневно подкрепляется. Старшие же школьники, воспитывающиеся в семье, контактируя со сверстниками-друзьями в школе в ситуации «соревнования» (за успеваемость, признание в классе и т.д.), ставят ценность развития выше, чем ценность наличия верных друзей, а также не отвергают ценность общественного признания.

20 18 16 14 12

s

х 10

П5 q.

8 6 4 2 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Ценности

< Старшие подростки, воспитывающиеся в семье

Старшие подростки, воспитывающиеся в детском доме

Рис. 2. Диаграмма средних значений рангов* терминальных ценностей старших подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме (методика М. Рокича), где:

1 - «Активная деятельная жизнь», 2 - «Жизненная мудрость», 3 - «Здоровье», 4 - «Интересная работа», 5 - «Красота природы и искусства», 6 - «Любовь», 7 - «Материально обеспеченная жизнь», 8 - «Друзья», 9 - «Общественное признание», 10 - «Познание», 11 - «Продуктивная жизнь», 12 - «Развитие», 13 - «Развлечения», 14 - «Свобода», 15 - «Счастливая семейная жизнь», 16 - «Счастье других», 17 - «Творчество», 18 - «Уверенность в себе»

Доминирующими инструментальными ценностями в группе старших подростков, воспитывающихся в детском доме, являются: «Воспитанность (хорошие манеры)» (ранг - 1), «Честность (правдивость, искренность)» (ранг - 2) и «Аккуратность (чистоплотность), умение держать в порядке вещи, порядок в делах» (ранг - 3). Данные результаты могут быть обусловлены проживанием детей в государственном учреждении, на территории которого необходимо демонстрировать хорошие манеры в отношениях с рабочим персоналом, а также держать в порядке личные вещи. Отвергаемыми же ценностями в данной группе являются «Непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг - 17) и «Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)» (ранг - 18) (рис. 3).

В группе старших подростков, воспитывающихся в семье, также выявлены некоторые совпадения в инструментальных ценностях, по сравнению с группой старших подростков, воспитывающихся в детском доме. Доминирующими, таким образом, в данной группе являются следующие ценности: «Воспитанность (хорошие манеры)» (ранг - 1), «Жизнерадостность (чувство юмора)» (ранг - 2) и «Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (ранг - 3). Различия могут быть обусловлены, во-первых, сложной жизненной ситуацией, в которой находятся старшие подростки, воспитывающиеся в детском доме, не соотносящейся с ценностью жизнерадостности, а также с отрицательным отношением рабочего персонала к отстаиванию личного мнения воспитанниками детского дома. Сходные результаты могут быть объяснены возрастными особенностями испытуемых. Отвергаемыми инструментальными ценностями в группе старших подростков, воспитывающихся в семье, являются «Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания» (ранг - 17) и «Непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг - 18) (рис. 3).

20

0 -

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Ценности

» Старшие подростки, воспитывающиеся в семьях • Старшие подростки, воспитывающиеся в детском доме.

Рис. 3. Диаграмма средних показателей рангов* инструментальных ценностей старших подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме (методика М. Рокича), где:

1 - «Аккуратность», 2 - «Воспитанность», 3 - «Высокие запросы», 4 - «Жизнерадостность», 5 - «Исполнительность», 6 - «Независимость», 7 - «Непримиримость к недостаткам»,

8 - «Образованность», 9 - «Ответственность», 10 - «Рационализм», 11 - «Самоконтроль», 12 - «Смелость в отстаивании мнения», 13 - «Твердая воля», 14 - «Терпимость», 15 - «Широта взглядов», 16 - «Честность», 17 - «Эффективность в делах», 18 - «Чуткость»

Значимые различия в ценностных ориентациях старших подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме также были выявлены по методике изучения личностных ценностей Ш. Шварца [8] (рис. 4). Так, в исследуемых группах с помощью ^критерия Стьюдента были обнаружены следующие значимые различия:

1 - показатель «Универсализм» у старших подростков, воспитывающихся в семье значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в детском доме (р<0,01);

2 - показатель «Достижения» у старших подростков, воспитывающихся в семье значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в детском доме (р<0,05);

3 - показатель «Власть» у старших подростков, воспитывающихся в семье значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в детском доме (р<0,05);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 - показатель «Самостоятельность» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в семье (p<0,05);

5 - показатель «Стимуляция» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в семье (p<0,001);

6 - показатель «Безопасность» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в семье (p<0,001);

7 - по показателям «Традиции», «Доброта», «Гедонизм» значимых различий в группах не обнаружено.

Z 4

^ а ^ 3

П5

lo 2 1 0

I I I I. h ll

^ Х° jfr jfr Л®

/ / / / * /

у / «/ / </

Ценности

I Старшие подростки, воспитывающиеся в семьях Старшие подростки, воспитывающиеся в детском доме

Рис. 4. Гистограмма средних значений отличающихся показателей ценностей

(по методике Ш. Шварца)

Данные результаты могут быть обусловлены жизненной ситуацией старших подростков, воспитывающихся в детском доме. Поскольку они находятся в затруднительном и нетипичном положении, для них значимым является безопасность и сохранение самостоятельности. Фрустиро-ванные потребности, неотъемлемо присущие воспитанникам детского дома, блокируют потребности в достижении успеха. Испытуемые нацелены на сохранение стабильной ситуации и избегание ситуации риска, которая обязательно присутствует в мотивах достижения и власти. Также следует отметить, что при анализе шкальных показателей отмечается, что у подростков из детского дома гедонизм преобладает над универса-

лизмом по причине того, что старшие подростки, воспитывающиеся в детском доме, могут быть более ориентированы на защиту и удовольствие для себя, нежели для других людей, по причине фрустрированных потребностей в удовольствии.

Обсуждения и выводы

Таким образом, в ходе исследования были получены следующие выводы:

1. Индекс расхождения «ценность» - «доступность» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в семье (р<0,01).

2. Ценностные ориентации на «Высокое материальное состояние», «Любовь», а также «Познание нового в мире, природе, человеке» у старших подростков, воспитывающихся в детском доме значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в семье (р<0,01).

3. Ценностные ориентации на «Помощь и милосердие к другим людям» и «Признание и уважение людей, влияние на окружающих» у старших подростков, воспитывающихся в семье значительно выше, чем у подростков, воспитывающихся в детском доме (р < 0,01);

4. Доминирующими терминальными ценностями у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, являются «Наличие хороших и верных друзей» (ранг - 1), «Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» (ранг - 2) и «Здоровье (физическое и психическое)» (ранг - 3). Наиболее отвергаемые терминальные ценности -«Творчество (возможность творческой деятельности)» (ранг - 17) и «Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)» (ранг - 18). Доминирующими инструментальными ценностями являются «Воспитанность (хорошие манеры)» (ранг - 1), «Честность (правдивость, искренность)» (ранг - 2) и «Аккуратность (чистоплотность), умение держать в порядке вещи, порядок в делах» (ранг - 3). Отвергаемыми являются «Непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг - 17) и «Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)» (ранг - 18).

5. Доминирующими ценностями в группе старших подростков, воспитывающихся в семье, являются «Здоровье (физическое и психическое)» (ранг - 1), «Любовь (духовная и физическая близость с любимым

человеком)» (ранг - 2), «Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» (ранг - 3). Отвергаемыми -«Творчество (возможность творческой деятельности)» (ранг - 17) и «Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)» (ранг - 18). Доминирующие инструментальные ценности -«Воспитанность» (хорошие манеры)», «Жизнерадостность (чувство юмора)» (ранг - 2) и «Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (ранг - 3). Отвергаемые инструментальные ценности - «Высокие запросы (высокие требования к жизни) и высокие притязания» (ранг - 17) и «Непримиримость к недостаткам в себе и других» (ранг - 18).

6. Показатель ценностей «Универсализм» (p < 0,01), «Достижения» (p<0,05), «Власть» (p<0,05) у старших подростков, воспитывающихся в семье, значительно выше чем у старших подростков, воспитывающихся в детском доме.

7. Показатель ценностей «Самостоятельность» (р<0,05), «Стимуляция» (p<0,001), «Безопасность» (p<0,01) у старших подростков, воспитывающихся в детском доме, значительно выше, чем у старших подростков, воспитывающихся в семье.

Подводя итог исследованию, можно сделать вывод о том, что личные ценности и ценностные ориентации старших подростков, воспитывающихся в детском доме, имеют свои особенности. Для них более ценными является материальное состояние, любовь, дружба, здоровье, честность, аккуратность, самостоятельность и безопасность. Наименее ценны милосердие, общественное признание и уважение, творчество, рационализм. Для старших подростков, воспитывающихся в семье, наиболее ценны помощь и милосердие, уважение других, здоровье, любовь, развитие, чувство юмора, смелость в отстаивании своего мнения, достижения, власть, терпимость к другим.

Обобщая, можно предположить, что ценности подростков из детского дома имеют более индивидуальный характер, в то время как у подростков, воспитывающихся в семьях, - более социальную направленность. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.

Безусловно, есть еще переменные, которые могут быть значимы при более углубленном анализе: возраст, в котором ребенок оказался в детском доме, его жизненный опыт до этого, система воспитания, применяемая в учреждении и т.д. - все это может быть обозначено как перспектива дальнейшего исследования данной темы.

Результаты исследования ценностных ориентаций старших подростков, воспитывающихся в семье и в детском доме, позволяют предложить следующие практические рекомендации психологического сопровождения старших подростков.

Так, при диагностике мотивационной сферы старших подростков необходимо учитывать ценностно-смысловую сферу для наилучшей картины ценностно-смысловых детерминант мотивации поведения, обнаружения причин негативных установок и стратегий поведения старших подростков.

На полученные данные о ценностных ориентациях необходимо опираться в процессе психологического сопровождения.

Стоит учитывать, что ценностные ориентации в старшем подростковом возрасте сформированы еще не до конца, система ценностей и смыслов является достаточно гибкой, что создает условия для более успешного проведения психолого-педагогического воздействия и коррекции. Старшим подросткам могут быть рекомендованы психологические тренинги для более успешного понимания своей ценностной системы, мотивов и стратегий поведения.

Список литературы

1. Андросенко М.Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикладная психология и психоанализ. - 2005. - № 3. - С. 3-17.

2. Боброва Л.С., Быкова Н.Л., Торопова А.М. Смысложизненные и ценностные ориентации подростков с низким экономически статусом // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - 2006. - С. 91-93.

3. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1981. - № 2. - С. 46-56.

4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 1. - С. 36-44.

5. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2013. - 188 с.

6. Гущина Т.Н. Ценностные ориентации старшеклассника: опыт исследования в дополнительном образовании детей // Ценности и смыслы. - 2012. - № 1. - С. 127-136.

7. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. - М., 2002. - 208 с.

8. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

9. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005. - С. 36-54.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

11. Постоева В.А. Ценностно-потребностная сфера личности социально-депри-вированных подростков: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2004. - 158 с.

12. Татаренко Д. Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник Моск. гос. обл. университета. Сер. Психологические науки. 2010. № 4. - С. 55-57.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб.: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

14. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избранные труды. - Воронеж: МОДЭК, 2006. - 768 с.

15. Шульга Т. И., Антипина М.А. Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье // Вестник Моск. гос. обл. университета. Сер. Психологические науки. - 2012. - № 2. - С. 32-40.

References

1. Androsenko, M.E. (2005) Aspekty izucheniya social'nyh predstavlenij i cennostnyh orientacij sub"ektov obrazovaniya [Aspects of the study of social representations and value orientations of subjects of education] Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz - Applied psychology and psychoanalysis. Vol 3. pp. 3-17. (in Russian).

2. Bobrova, L.S. (2006) Smyslozhiznennye i cennostnye orientacii podrostkov s nizkim ekonomicheski statusom [Life meaning and value orientations of adolescents with low economic status]. Psihologicheskie problemy smysla zhizni i acme [Psychological problems of the meaning of life and acme]. Materials of the XI Symosium. pp. 91-93. (in Russian).

3. Bratus', B.S. (1981) K izucheniyu smyslovoj sfery lichnosti [To the study of the semantic sphere of personality]. Vestnik Moskovskogo universiteta - Bulletin of the Moscow University. 1981. Vol 2. pp. 46-56. (in Russian).

4. Bubnova, S.S. (1999) Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomernaya nelinejnaya sistema [Personal value orientations as a multidimensional nonlinear system] Psihologicheskij zhurnal - Psychological Journal Vol 1.(20). pp. 36-44. (in Russian).

5. Burelomova, A.S. (2013) Social'no-psihologicheskie osobennosti cennostej sov-remennyh podrostkov [Socio-psychological features of the values of modern adolescents]. Moscow. (in Russian).

6. Gushchina, T.N. (2012) Cennostnye orientacii starsheklassnika: opyt issledovaniya v dopolnitel'nom obrazovanii detej [Value orientations of a high school student: research experience in additional education of children]. Cennosti i smysly [Values and meanings] Vol 1. pp. 127-136. (in Russian).

7. Zareckij, V.K., Dubrovskaya, M.O., Oslon, V.N., Holmogorova, A.B. (2002) Puti resheniya problemy sirotstva v Rossii [Ways to solve the problem of orphanhood in Russia] Moscow. (in Russian).

8. Karandashev, V.N. (2004) Metodika SHvarca dlya izucheniya cennostej lichnosti: koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz's methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance]. Saint Petersburg: Rech'. (in Russian).

9. Leont'ev, D.A. (2005). Novye gorizonty problemy smysla v psihologii [New horizons problems of meaning in psychology] Problema smysla v naukah o cheloveke (k 100-letiyu Viktora Frankla) [The Problem of Meaning in the Human Sciences (on the 100th anniversary of Viktor Frankl)] Proceedings of the International Conference. Moscow: Smysl. pp. 36-54. (in Russian).

10. Leont'ev, D.A. (2003) Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of semantic reality] Moscow: Smysl. (in Russian).

11. Postoeva, V.A. (2004) Cennostno-potrebnostnaya sfera lichnosti social'no-deprivi-rovannyh podrostkov [Value-need sphere of personality of socially deprived adolescents] Tomsk. (in Russian).

12. Tatarenko, D. D. (2010) Adaptaciya sem'i k novoj social'noj situacii razvitiya s priemnymi det'mi [Adaptation of the family to the new social situation of development with adopted children] Psihologicheskie nauki [Psychological sciences]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universita - Bulletin of Moscow State Regional University. Vol 4. pp. 55-57. (in Russian).

13. Frankl, V. (1990) CHelovek v poiskah smysla [A Man in Search of Meaning] Moscow: Progress. (in Russian).

14. CHudnovskij, V.E. (2006) Stanovlenie lichnosti i problema smysla zhizni [The Formation of the Personality and the Problem of the Meaning of Life]. Voronezh: MODEK. (in Russian).

15. SHul'ga T. I., Antipina M.A. (2012) Emocional'naya sreda sem'i kak faktor razvitiya lichnosti rebenka v zameshchayushchej sem'e [The emotional environment of the family as a factor in the development of the child's personality in the substitute family] Psihologicheskie nauki [Psychological sciences]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universita - Bulletin of Moscow State Regional University Vol 2. pp. 32-40. (in Russian).

Об авторе

Лебедева Елена Игоревна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-2203-8742, e-mail: [email protected]

About the author

Elena I. Lebedeva, Cand. Sci. (Psy), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-2203-8742, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 11.05.2022 Received: 11 May 2022

Принята к публикации: 20.05.2022 Accepted: 20 May 2022

Опубликована: 30.06.2022 Published: 30 June 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.