Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
672
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОБУЧЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / PERSONALITY ORIENTATION / ADOLESCENCE / LEARNING / ACTIVATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каращук Любовь Николаевна, Шалимова Елена Николаевна, Конопкина Виктория Дмитриевна, Дмитриева Мария Николаевна

В статье проведен анализ ценностной сферы подростков с точки зрения различных авторов, изложены содержательные аспекты терминальных и инструментальных ценностей. В проведенном исследовании была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», опрошено 60 школьников 13-15 лет одной из школ города Рязани: 30 девочек и 30 мальчиков. Были сформированы общие рейтинги ценностей детей, а также отдельные рейтинги по половому признаку с целью проведения сравнительного анализа. В тройку наиболее важных инструментальных ценностей подростков вошли: «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», в сфере терминальных ценностей: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей». Проведена статистическая проверка значимости различия ценностей в зависимости от пола по критерию Манна-Уитни, выделены наиболее существенные различия. Полученные в ходе исследования результаты позволяют использовать их в индивидуальном подборе педагогических воздействий для активизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каращук Любовь Николаевна, Шалимова Елена Николаевна, Конопкина Виктория Дмитриевна, Дмитриева Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS TO ACTIVATE THE EDUCATIONAL PROCESS

The article analyzes the value sphere of adolescents from the point of view of various authors, it describes the content aspects of terminal and instrumental values. The study used the method of M. Rokich "Value orientations", 60 students aged 13-15 years of one of the schools in the city of Ryazan were interviewed: 30 girls and 30 boys. General ratings of children's values were formed, as well as separate ratings by gender for the purpose of comparative analysis. The three most important instrumental values of adolescents included: "good breeding", "cheerfulness", "responsibility", in the field of terminal values: "health"," happy family life", "having good and loyal friends". Statistical verification of the significance of the difference in values depending on gender according to the Mann-Whitney criterion was performed, and the most significant differences were identified. The results obtained in the course of the study allow us to use them in the individual selection of pedagogical influences to activate the educational process.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 159.923.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Любовь Николаевна Каращук, старший преподаватель, Елена Николаевна Шалимова, старший преподаватель, Виктория Дмитриевна Конопкина, студентка, Мария Николаевна Дмитриева, кандидат педагогических наук, доцент, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Аннотация

В статье проведен анализ ценностной сферы подростков с точки зрения различных авторов, изложены содержательные аспекты терминальных и инструментальных ценностей. В проведенном исследовании была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации», опрошено 60 школьников 13-15 лет одной из школ города Рязани: 30 девочек и 30 мальчиков. Были сформированы общие рейтинги ценностей детей, а также отдельные рейтинги по половому признаку с целью проведения сравнительного анализа. В тройку наиболее важных инструментальных ценностей подростков вошли: «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», в сфере терминальных ценностей: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей». Проведена статистическая проверка значимости различия ценностей в зависимости от пола по критерию Манна-Уитни, выделены наиболее существенные различия. Полученные в ходе исследования результаты позволяют использовать их в индивидуальном подборе педагогических воздействий для активизации образовательного процесса.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, направленность личности, подростковый возраст, обучение, активизация образовательного процесса.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p378-382

STUDY OF VALUE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS TO ACTIVATE THE

EDUCATIONAL PROCESS

Lyubov Nikolaevna Karashchuk, the senior teacher, Elena Nikolaevna Shalimova, the senior teacher, Victoria Dmitrievna Konopkina, the student, Maria Nikolaevna Dmitrieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ryazan State Medical University

Abstract

The article analyzes the value sphere of adolescents from the point of view of various authors, it describes the content aspects of terminal and instrumental values. The study used the method of M. Rokich "Value orientations", 60 students aged 13-15 years of one of the schools in the city of Ryazan were interviewed: 30 girls and 30 boys. General ratings of children's values were formed, as well as separate ratings by gender for the purpose of comparative analysis. The three most important instrumental values of adolescents included: "good breeding", "cheerfulness", "responsibility", in the field of terminal values:" health"," happy family life", "having good and loyal friends". Statistical verification of the significance of the difference in values depending on gender according to the Mann-Whitney criterion was performed, and the most significant differences were identified. The results obtained in the course of the study allow us to use them in the individual selection of pedagogical influences to activate the educational process.

Keywords: value orientations, terminal values, instrumental values, personality orientation, adolescence, learning, activation of the educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Ценностные ориентации - важнейшая часть в структуре личности, которая испытывает необходимость в получении новой информации, обучении. В науке до сих пор существует множество определений понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Проблема ценностных ориентаций остро встаёт именно в подростковом возрасте, когда начинается поиск ориентиров в жизни, намечается зарождение устойчивой системы цен-

ностей. Иерархия ценностей современных подростков является актуальной проблемой в психологии личности [1]. В современной России осознается изменение ориентиров нравственности школьников, что означает смену ценностных ориентаций под влиянием различных обстоятельств. Углубленное изучение содержательной специфики направленности личности современного подростка необходимо для осуществления грамотного подхода к детям в различных ракурсах: психологического и педагогического сопровождения, детско-родительских отношений, адекватного формирования ценностей у подростков [5].

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, которые закрепляются жизненным опытом индивида, совокупностью его переживаний и позволяют ограничивать значимое для данного человека от незначимого [1]. Существует некоторая проблема, связанная с понятийным уровнем. Слово «ценность» используется авторами в различных смыслах, иногда во взаимоисключающих [1].

М. Рокич противопоставил ценности-цели и ценности-средства, выделив терминальные ценности и инструментальные ценности.

Терминальные ценности - убеждения, заключающиеся в том, что определённая конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы стремиться к ней, с личной или общественной точки зрения.

Особенности терминальных ценностей:

• более устойчивы, чем инструментальные;

• имеют меньшую межиндивидуальную вариативность.

Инструментальные ценности - убеждения, заключающиеся в том, что определённый образ действий является предпочтительным в любых ситуациях, с личной или общественной точки зрения.

Из множества определений ценностных ориентаций обозначим два основных взгляда. Первый, который выделил Н.С. Темиров, состоит в том, что ценностные ориентации - это отношения личности к ценностям культуры, в которой формируется данная личность и они являются наиболее обобщенными и иерархически организованными. По второму взгляду (А. С. Лебедев и В.И. Горбенко) ценностные ориентации - это система обобщённых ценностных представлений, которая по особенному структурирована и выражающая субъективное отношение личности к объективным условиям жизни. Оба взгляда дополняют друг друга, а не взаимоисключают. Поэтому в исследовании точка зрения на ценностные ориентации строится на двух вышеперечисленных определениях [3, 4].

Формирование ценностей человека опирается на сформированность его личности. В подростковом возрасте активно развивается личность и все её составляющие. Соответственно, происходит активный процесс формирования ценностей [4]. К этому времени подросток накопил массу новообразований, которые являются базой для формирования ценностей.

Целью данной работы является исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте и учет их в активизации обучения.

Методика и организация исследования: тесты, анкеты по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для обработки данных использовались MS Excel, в статистическом анализе - непараметрический критерий Манна-Уитни. Эмпирическое исследование основывалось на предположении, что ценностные ориентации современных подростков имеют свои особенности и отличаются у мальчиков и девочек.

Эмпирическая база исследования: МБОУ «Школа № 60 имени героя Российской Федерации Д.О. Миронова» г. Рязани.

Описание выборки: исследование было проведено в период с марта по апрель 2019 года в городе Рязань с участием 30 девочек и 30 мальчиков 7-8 классов в возрасте от 13 до 15 лет. Испытуемым для самостоятельной работы предоставлялись опросные листы, со-

держащие инструкции к методикам, тексты опросников и бланки для записи ответов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предположение о том, что в первую тройку терминальных ценностей у подростков войдут здоровье, счастливая семейная жизнь и наличие хороших и верных друзей, а в тройку отвергаемых - жизненная мудрость, счастье других и интересная работа подтвердилось частично. В результате был сформирован общий рейтинг терминальных ценностей подростков, в первую девятку которых вошли: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «развитие», «свобода», «уверенность в себе», «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость». Три первых места заняли ценности личной жизни. Подростки считают, что здоровье является самой главной ценностью, что противоречит современным представлениям о том, что они пренебрегают здоровьем и не следят за ним. На втором месте - счастливая семейная жизнь, что возможно, связано с повышением ценности семьи в обществе в целом, либо неудовлетворённостью подростков в семье. На третьем месте - наличие хороших и верных друзей, что объясняется предпочтением общения со сверстниками в этом возрасте.

Отвергаемыми ценностями стали: «удовольствия», «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «познание», «счастье других», «общественное признание», «продуктивная жизнь», «красота природы и искусства», «творчество». Возможно, современные подростки пренебрегают своим эстетическим, творческим развитием стараясь соответствовать требованиям времени: быть финансово успешным.

Рейтинг первых трех терминальных ценностей (рисунок 1) у девочек подростков: Здоровье, Счастливая семейная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, а для мальчиков: Здоровье, Жизненная мудрость, Наличие хороших и верных друзей.

удовольствия ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ уверенность в себе ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

творчество

счастье других ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ счастливая семейная жизнь ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

свобода развитие

продуктивная жизнь ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ познание ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ общественное признание ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

наличие хороших и верных друзей мат.обесп.жизнь

любовь ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

красота природы и искусства интересная работа здоровье жизненная мудрость активная деятельная жизнь

0 2 4 6 8 10 12 14

Девочки ■ Мальчики Рисунок 1 - Рейтинг терминальных ценностей подростков

Установлено значимое различие (р<0,01) между девочками и мальчиками в сфере «жизненная мудрость», продиктованное возможно, воспитательными воздействиями по отношению к мальчикам. Образ мудрого мужчины ценится в современном обществе, ведь мудрость предполагает возможность решения многих проблем. Выявлено значимое различие (р<0,01) между девочками и мальчиками в сфере «развитие». Девочки придают развитию большее значение, возможно, они хотят быть лучше и осознают важность совершенствования больше, чем мальчики.

Обнаружено значимое различие (р <0,01) между девочками и мальчиками в сфере «свобода». У девочек данная ценность стоит в рейтинге выше. Возможно, к девочкам предъявляются более жёсткие воспитательные требования (судя по высоким показателям директивности со стороны отцов) и они желают обладать большей свободой.

Подтверждено значимое различие между девочками и мальчиками с сфере «интересная работа» (р <0,05). Мальчики придают этой ценности большее значение. Возможно, они понимают, что для мужчины важна работа, и она будет продуктивнее, если будет интереснее. Прослеживается направленность на будущее и возможное влияние автономности родителей, так как они большую часть времени проводят на работе.

В исследовании инструментальных ценностей у подростков был сформирован общий рейтинг (в средних баллах) из 18 инструментальных ценностей: Воспитанность 5,8; Жизнерадостность 6,4; Ответственность 7,5; Честность 7,6; Образованность 7,8; Независимость 8,7; Самоконтроль 8,8; Смелость в отстаивании своего мнения 8,8; Аккуратность 9,1; Эффективность в делах 9,9; Терпимость 9,95; Твердая воля 9,97; Рационализм 10,3; Широта взглядов 10,7; Чуткость 10,8; Исполнительность 11,0; Непримиримость к недостаткам 13,3; Высокие запросы 14,2.

Первые три места заняли ценности общения (воспитанность, жизнерадостность), этические ценности (ответственность), конформистские ценности (воспитанность). Подростки считают, что воспитанность является самой главной ценностью. Возможно, это обусловлено указанием на важность данной ценности именно взрослыми. Воспитанность - ценность общения, а так как подростки активно общаются и познают друг друга, данная ценность является актуальной. На втором месте жизнерадостность. Возможно, детская непосредственность ещё не полностью ушла на второй план и выражается именно в этой ценности. На третьем месте оказалась ответственность. Подростки погружены в учебную деятельность и успеха, в ней можно добиться именно с помощью ответственности. Возможно, этот факт повлиял на выбор данной ценности как важной.

Отвергаемыми ценностями стали: этическая, самоутверждения (высокие запросы), общения, индивидуалистическая, самоутверждения (непримиримость к недостаткам), дела (исполнительность). Вероятнее всего это связано с тем, что понимание важности этих ценностей приходит только во взрослом возрасте, когда человек вступает в профессиональную среду. Пока что подросток ориентирован на сверстников, а в этой среде нужно быть терпимым к недостаткам и стараться не выдвигать высокие запросы, так как можно стать отвергнутым.

Установлено значимое (р <0,01) различие между девочками и мальчиками с сфере «воспитанность». Возможно, это продиктовано воспитательными воздействиями по отношению к мальчикам. Постоянное указание на то, что нужно хорошо себя вести формирует в глазах мальчиков представление о том, что воспитанность - главное. Выявлено значимое различие (р <0,01) между девочками и мальчиками в сфере «честность». Для девочек честность, возможно, проявление именно откровенности, так как девочки подростки начинают активно общаться и секретничать, для них честность приобретает большой смысл.

Учет психологических особенностей личности учащихся является важным фактором в процессе обучения и воспитания, подбора индивидуальных траекторий развития общих и профессиональных компетенций, личностных качеств [6]. Выбор активных приемов и методов обучения (групповой, индивидуальный) становится эффективным, если он основан на учете сильных сторон личности каждого ученика, в частности опираясь на результаты проведенного анализа ценностей подростков.

ВЫВОДЫ

В тройку инструментальных ценностей подростков вошли: «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», в сфере терминальных ценностей: «здоровье»,

«счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей». Результаты исследования показали, что распределение ценностей у мальчиков и девочек отличается, и по некоторым имеются значимые различия, что следует учитывать при подборе различных педагогических воздействий в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранова, А.В. Анализ современных зарубежных исследований личностных особенностей в рамках психогенетики / А.В. Баранова, Л.Н. Каращук // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. - 2017. № 1 (16). - URL : http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=246 (дата обращения: 01.06.2020).

2. Зауторова, Э.В. Ценностные ориентации личности как междисциплинарная категория / Э.В. Зауторова // Russian Journal of Education and Psychology. - 2010. - № 4. - URL : https://cyberleninka.rU/article/n/tsennostnye-orientatsii-lichnosti-kak-mezhdistsiplinarnaya-kategoriya-2 (дата обращения: 02.06.2029).

3. Низовских, Н.А. Человек как автор самого себя: психосемантическое исследование личностного саморазвития / Н.А. Низовских. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 405 с.

4. Колиниченко, И.А. Исследования идентичности и морального развития личности в современной психологии : монография - Пятигорск : [б. и.], 2015. - 130 с.

5. Синельников, А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи / А.Б. Синельников // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2011. -№1. - С. 145-158.

6. Дмитриева, М.Н. Методика обучения математике студентов гуманитарных специальностей вузов в контексте интенсификации обучения : дис. ... канд. пед. наук / Дмитриева Мария Николаевна. - Тула, 2011. - 214 с.

REFERENCES

1. Baranova A.V. and Karashchuk, L.N. (2017), "Analysis of modern foreign studies of personality traits in the framework of psychogenetics", Personality in the changing world: health, adaptation, development: network journal, No.1 (16), available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=246 (accessed 01.06.2020).

2. Zautorova, E.V. (2010), "Personal value orientations as an interdisciplinary category", Russian Journal of Education and Psychology, No.4, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-lichnosti-kak-mezhdistsiplinarnaya-kategoriya-2 (accessed 01.06.2020).

3. Nizovskikh, N.A. (2014), Man as the author of himself: a psychosemantic study of personal self-development, Direct-Media, Berlin, Moscow.

4. Kolinichenko, I.A. (2015), Research of identity and moral development of personality in modern psychology, monograph, Pyatigorsk.

5. Sinelnikov, A.B. (2011), "Value orientations of Russian and European youth", Bulletin of Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science, No. 1, pp. 145-158.

6. Dmitrieva, M.N. (2011), Methods of teaching mathematics to students of humanities specialties of universities in the context of the intensification of training, dissertation, Tula.

Контактная информация: dmitrm05@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.08.2020

УДК 159.942.22

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ольга Валентиновна Коршунова, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Галина Викторовна Солдатова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.