Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций подростков, воспитывающих в казачьих семьях'

Особенности ценностных ориентаций подростков, воспитывающих в казачьих семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркер А.В.

В статье анализируются результаты изучения терминальных и инструментальных ценностей подростков, воспитывающихся в условиях казачьей семьи. В результате исследования выявлены достоверно значимые различия в некоторых ценностях изучаемых групп подростков. Испытуемым из казачьих семей прежде всего свойственны ценности развития и познания. Это соответствует высшим ценностям Российского казачества. В свою очередь, очень низкие показатели имеют такие ценности как творчество, широта взглядов, чуткость и терпимость. Объясняя выявленные особенности, автор подчёркивает значимость полученных результатов для разработки практических рекомендаций и программы развития ценностных ориентаций подростков из казачьих семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций подростков, воспитывающих в казачьих семьях»

Особенности ценностных ориентаций подростков, воспитывающих в казачьих семьях

Маркер Анна Викторовна,

кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО "Иркутский государственный университет, annamarker@mail.ru

В статье анализируются результаты изучения терминальных и инструментальных ценностей подростков, воспитывающихся в условиях казачьей семьи. В результате исследования выявлены достоверно значимые различия в некоторых ценностях изучаемых групп подростков. Испытуемым из казачьих семей прежде всего свойственны ценности развития и познания. Это соответствует высшим ценностям Российского казачества. В свою очередь, очень низкие показатели имеют такие ценности как творчество, широта взглядов, чуткость и терпимость. Объясняя выявленные особенности, автор подчёркивает значимость полученных результатов для разработки практических рекомендаций и программы развития ценностных ориентаций подростков из казачьих семей. Ключевые слова. Казачество, ценности подростков, воспитывающихся в казачьих семьях

Одним из социально-культурных феноменов России является казачество. Казачество - это военное сообщество, возникшее в определенных исторических условиях (пограничные войны, необходимость колонизаций), многонациональное по своему составу, основным занятием которого было военное ремесло. [8], [9], [10]

При изучении казачества следует исходить из того факта, что оно является сложной социальной системой, формировавшейся в течение нескольких веков и вобравшей в себя многообразные этнические, социально-экономические, культурно-исторические, политические элементы. Этот процесс протекал под воздействием разнообразных факторов: географического, природно-климатического, геополитического, экономического, социально-политического, культурного и многих других. С этой точки зрения (социально-культурного подхода) феномен казачества рассматривал И.Ю. Ерохин и др. [3], [4] Особый научный интерес представляет институт казачьей семьи, частично отражённый в работах Н.А. Бодневой, С.Н. Лукаша, С.Н. Кононовой, Е.М. Костюченковой и др. [1], [7], [5], [6]

Семьи казаков всегда отличались взаимным уважением и держались на беспрекословном авторитете главы семейства. Среди базовых ценностей казаков исследователи выделяют именно семью и патриархальность. Именно эти ценности занимают важное место при формировании их картины мира.

Важным документом, на который опираются казаки в своей жизни и деятельности, является «Кодекс чести казака». Это основанные на исторических традициях казачества ценности и правила поведения казаков, которыми им рекомендуется руководствоваться независимо от принадлежности к казачьим обществам и общественным объединениям казачества [2]. В кодексе отражены следующие ценности: 1) любить и защищать свое Отечество; 2) сохранять и укреплять казачье братство; 3) чтить старших, уважать старость, веру и обычаи предков; 4) быть здоровым духовно и физически; 5) беречь и преумножать свою семью; б) во всех делах быть примером для своих детей; 7) быть храбрым, защищать слабых; 8) почитать свою честь и доброе имя дороже жизни. Таким образом, важными ценностными ориентирами для казаков являются «защита Отечества», «уважение старших», «семья», «честь», «храбрость», «образец для подражания», которым они в свою очередь обучают своих детей.

Большую роль в Российском казачестве играют полиэтничность и поликонфессиональность социальной общности с доминирующей численностью русских православного вероисповедания. Православное казачество сохраняет некоторую специфику,

в

У

>

Ö" X

т гп А О п m т;

о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО Ö-Я

соединяя христианство и воинские традиции. Казачьи общественные организации активно взаимодействуют с церковью, ее служителями. Духовные ценности православия передаются в казачьих семьях из поколения в поколение.

Таким образом, воспитание подрастающего поколения в казачьих традициях опирается на приоритет личностного долга казака в защите Отечества, уважении к главе семьи / рода / государства. Семья выступает носителем этих традиций и способствует формированию основ гражданской позиции будущего защитника Отечества, сохраняя основной набор представлений, ценностей, фольклора, обычаев и навыков разноплановых видов деятельности, передаваемых от старшего поколения к младшим.

Целью исследования являлось эмпирическое изучение ценностных ориентаций подростков из казачьих семей.

Исследование проводилось на базе детского оборонно-спортивного лагеря «Казачье войско» (г. Ангарск), который является сезонным летним подразделением Нижнеиркутского окружного казачьего общества «Нижнеиркутский казачий округ».

Для изучения иерархии ценностей были сформированы две независимые выборки, в которых испытуемыми стали подростки от 14 до 16 лет. Количество каждой выборки составило 15 человек. В первую выборку были включены подростки, воспитывающиеся в казачьих семьях (являющиеся при этом участниками оборонно-спортивного оздоровительного лагеря «Казачье войско»). Вторую контрольную выборку составили подростки из обычных семей. Всего в исследовании приняли участие 30 подростков, в возрасте 14 до 16 лет. Для исследования ценностей применялась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым.

В результате диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, нами получены данные о том, как подростки из казачьих и обычных семей распределяют терминальные и инструментальные ценности в порядке их значимости для себя, где первое место (1 ранг) занимает самая значимая ценность, а последнее восемнадцатое место (18 ранг) занимает наименее значимая ценность.

Для получения групповых результатов для каждой из ценностей нами было подсчитано среднее арифметическое значение ранга по данным группы, затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим усреднённым рангом присваивался вторичный „ ранг 1, следующей - 2 и т.д. Результатом данной с процедуры являлась групповая иерархия цен© ностных ориентаций. Ценности, попавшие в верх-¿9 нюю часть иерархии, интерпретировались как о предпочитаемые, в среднюю и нижнюю часть как ^ менее значимые.

Первичный анализ данных показал, что отношение к некоторым терминальным ценностям у групп испытуемых подростков различно. Результаты продемонстрированы на рисунке 1.

Так, в группе испытуемых из обычных семей большую значимость, нежели в группе испытуемых из казачьих семей, имеют ценности личной жизни: любовь, счастливая семейная жизнь; ценность абстрактной направленности - творчество. Испытуемые из казачьих семей отдают предпочтение абстрактной ценности с направленностью на профессиональную самореализацию: развитие, познание, общественное признание.

Также на рисунке 1 видно, что наиболее значимыми терминальными ценностями для испытуемых из обычных семей являются ценности личной жизни и межличностных отношений: счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей, а также ценность здоровья и профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь). Менее значимыми для испытуемых контрольной группы являются абстрактные ценности: развитие, творчество, уверенность в себе, свобода, познание, материально-обеспеченная жизнь. Замыкают список ценностей группы испытуемых из обычных семей конкретные ценности: интересная работа, удовольствие, общественное признание, красота природы и искусства, жизненная мудрость, счастье других.

Наиболее значимыми терминальными ценностями для испытуемых из казачьих семей являются абстрактные ценности профессиональной самореализации, конкретные ценности личной жизни и межличностных взаимоотношений. Также в группу наиболее значимых вошли конкретные индивидуалистические ценности: здоровье и активная деятельная жизнь. Менее значимыми является любовь и уверенность в себе, а также конкретные ценности с направленностью на профессиональную самореализацию: общественное признание, интересная работа и пр. Наименее значимыми ценностями для данной группы испытуемых являются ценности с индивидуальной направленностью (свобода, удовольствия, творчество), конкретные ценности, а именно продуктивная жизнь, красота природы и искусства и абстрактная ценность, заключающаяся в счастье других.

Анализ данных также показал, что отношение к некоторым инструментальным ценностям у групп испытуемых различается. Испытуемые из обычных семей наиболее значимыми выделяют для себя ценности общения и непосредственно-эмоционального мироощущения, а также ценности дела: жизнерадостность, честность, смелость в отстаивании своего мнения, воспитанность, аккуратность. Далее в иерархии следует блок альтруистических ценностей общения и принятия других людей (чуткость, терпимость), а также этическая ценности с направленностью на конформизм: самоконтроль. Менее значимыми являются индивидуалистические ценности и ценности самоутверждения: рационализм, независимость, образованность.

Рис. 1. Усредненные групповые ранги терминальных ценностей в группах подростков из казачьих и обычных семей

Рис. 2. Усредненные групповые ранги инструментальных ценностей в группах подростков из казачьих и обычных семей

На рисунке 2 видно, что испытуемые из казачьих семей считают более значимыми для себя конформистские ценности: воспитанность, аккуратность, самоконтроль, образованность, исполнительность. Менее значимыми испытуемые из казачьих семей определяют ценность общения (честность), а также блок ценностей дела: твердая воля, эффективность в делах, исполнительность, смелость в отстаивании своего мнения, рационализм.

Сопоставление терминальных ценностей подростков из казачьих и обычных семей отображена в таблице 1. Общим для обеих групп испытуемых является выделение в качестве наиболее значимой ценности - ценность личной жизни и межличностного общения: счастливая семейная жизнь и наличие хороших, верных друзей. Также их объединяют индивидуальные ценности здоровья и деятельной жизни. Данные результаты обусловлены возрастной ситуацией развития: в подростковом возрасте ведущим типом деятельности является интимно-личностное общение.

Испытуемые из казачьих семей главными терминальными ценностями выделяют ценности профессиональной самореализации: развитие, познание. Это соответствует высшим ценностям Российского казачества, которые описаны в Кодексе чести казака.

Таблица 1

Иерархия терминальных ценностей у испытуемых из казачьих и обычных семей

Иерархия терминальных ценностей у испытуемых из обычных семей Номер ранга Иерархия терминальных ценностей у испытуемых из казачьих семей

Наиболее значимые Счастливая семейная жизнь 1 Развитие

Любовь 2 Познание

Наличие хороших и верных друзей 3 Наличие хороших и верных друзей

Здоровье 4 Здоровье

Активная деятельная жизнь 5 Счастливая семейная жизнь

Продуктивная жизнь 6 Активная деятельная жизнь

(Ц .л X т а Развитие 7 Любовь

Творчество 8 Уверенность в себе

Уверенность в себе 9 Общественное признание

Свобода 10 Материально обеспеченная

со а) (Ц X (Ц 2 жизнь

Познание 11 Интересная работа

Материально обеспеченная жизнь 12 Жизненная мудрость

Наименее значимые Интересная работа 13 Свобода

Жизненная мудрость 14 Продуктивная жизнь

Удовольствия 15 Удовольствия

Общественное признание 16 Счастье других

Счастье других 17 Творчество

Красота природы и искусства 18 Красота природы и искусства

Иерархия инструментальных ценностей испытуемых представлена в таблице 2. Общим для обеих групп испытуемых является определение в значимую группу ценностей дела и общения: аккуратность, воспитанность, жизнерадостность. Кроме этого, испытуемые из обычных семей наиболее значимыми для себя считают ценности дела и общения: честность, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость. Испытуемые из казачьих семей также наиболее значимыми для себя считают ценности дела и этические ценности: самоконтроль, образованность, ответственность.

Можно также предположить, что данные результаты обусловлены жизненной ситуацией подростков из казачьих семей, так как будучи детьми, воспитанными военнослужащими, они интериоризиро-вали данные ценности от значимых взрослых, то есть родителей. Кроме того, находясь в условиях оборонно-спортивного оздоровительного лагеря, подростки из казачьих семей примеряют на себя роль военнослужащих, проживая в соответствующих этому условиях:

- разделение подростков производится на взводы (вместо отрядов);

- имеет место подчиненность с опорой на воинские звания: взводы подчиняются командирам взводов, которые в свою очередь подчиняются казакам-офицерам;

- педагогический состав представлен казаками и казачками (военнослужащими);

- проживание организуется в казармах;

в У

> о-

X

т гп А

о п гп

т;

о

-С ГП

о т; О

О и Д

о

-о О ГО 0-Я

м

с <

в

о сч сч

О!

- распорядок дня включает в себя большую долю занятий по физической и боевой подготовке, работе с оружием, рукопашному бою, а также массовые спортивные соревновательные игры.

Таблица 2

Иерархия инструментальных ценностей у испытуемых из казачьих и обычных семей

Таблица 3

Сравнение полученных данных при ранжировании списка терминальных ценностей у детей из казачьих семей и детей из обычных семей

Иерархия инструментальных ценностей у испытуемых из обычных семей Номер ранга Иерархия инструментальных ценностей у испытуемых из казачьих семей

Жизнерадостность 1 Образованность

т го Честность 2 Воспитанность

и о 2 Ф -0 Смелость в отстаивании своего мнения 3 Самоконтроль

0 ю го 1 Воспитанность 4 Аккуратность

Аккуратность 5 Жизнерадостность

Чуткость 6 Ответственность

о Терпимость 7 Твёрдая воля

Самоконтроль 8 Эффективность в делах

т го I Рационализм 9 Честность

Независимость 10 Исполнительность

0 V 1 Образованность 11 Смелость в отстаивании своего мнения

Ответственность 12 Рационализм

^ Широта взглядов 13 Чуткость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т го Твёрдая воля 14 Широта взглядов

со Эффективность в делах 15 Независимость

(Ц л х 2 (Ц X го I Непримиримость к недостаткам к себе и другим 16 Непримиримость к недостаткам к себе и другим

Исполнительность 17 Высокие запросы

Высокие запросы 18 Терпимость

Данные условия способствуют отчасти тому, что подростки из казачьих семей не проявляют независимость, чуткость, так как находятся в позиции зависимых от старших по званию казаков. Низкая ценность терпимости обусловлена вероятно тем, что социализация подростка происходит в семье казаков, а один из постулатов Кодекса чести и казачьей морали звучит следующим образом: «казаки все равны в правах: нет ни князя, ни раба, но все рабы божьи». Таким образом, мнение казака любого статуса имеет значение: если он видит проступки другого казака, то он может сказать ему об этом или поднять этот вопрос на станичном круге. Терпимость к взглядам и мнениям других в данном случае как таковая не используется. Также казак обязан «любить и защищать свое Отечество», «быть грозой для врагов Отечества». В данном случае ценность терпимость используется вероятно как синоним толерантности: казак не проявляет терпимость по отношению к другим людям, имеющим отличные от них взгляды, интересы, мнения в сфере защиты своего Отечества.

Полученные данные по распределению терминальных ценностей в группах испытуемых были подвергнуты статистическому анализу с опорой на и-критерий Манна-Уитни. В таблице 3 представлены среднегрупповые ранги каждой ценности в группах испытуемых из казачьих и рядовых семей, значение и-критерия Манна-Уитни, уровень статистической значимости достоверных различий.

Анализ уровня статистической значимости полученных различий при р < 0,01 выявил достоверно значимые различия по следующим терминальным ценностям: развитие, творчество, познание; при р < 0,05 - общественное признание.

№ Терминальные ценности Испытуемые из рядовых семей 1спытуемые из азачьих семей Значение и -крите- Статистическая зна-

Среднее (ранг) Стат. откл ¡реднее (ранг) Стат. откл рия Манна-Уитни чимость (р)

1. Счастливая семейная жизнь 4,133 3,335 7,000 5,892 88,5 0,313

2. Любовь 4,533 3,701 7,533 4,172 66,50 0,055

3. Наличие хороших и верных друзей 5,200 3,406 5,200 3,028 101,50 0,664

4. Здоровье 5,667 5,678 5,933 2,685 85,50 0,260

5. Активная деятельная жизнь 7,533 4,357 7,467 2,669 110,00 0,917

6. Продуктивная жизнь 9,067 5,007 11,000 4,359 84,50 0,241

7. Развитие 9,333 5,354 3,133 2,696 37,00 0,002

8. Творчество 9,667 4,608 14,333 3,994 47,50 0,007

9. Уверенность в себе 10,000 5,529 8,933 4,317 100,50 0,617

10. Свобода 10,133 4,984 10,800 3,858 107,50 0,835

11. Познание 10,267 3,453 3,733 3,826 29,00 0,000

12. Материально обеспеченная жизнь 11,200 4,828 10,533 4,764 107,50 0,835

13. Интересная работа 11,267 3,348 10,667 4,435 105,50 0,770

14. Жизненная муд рость 11,867 4,438 10,733 3,900 94,50 0,453

15. Удовольствия 12,067 4,267 13,467 3,137 94,50 0,453

16. Общественное признание 12,800 3,489 9,933 3,535 59,00 0,025

17. Счастье других 13,000 4,536 14,133 3,159 100,00 0,602

18. Красота природы и искусства 13,467 4,704 16,467 3,091 70,00 0,068

Таблица 4 Сравнение полученных данных при ранжировании списка инструментальных ценностей у детей из казачьих и обычных семей

№ Названия по показателям Испытуемые из обычных семей Испытуемые из казачьих семей Значение и-Манна-Уитни Статистическая значимость отличий (р < 0,05)

Среднее Стат. откл Среднее Стат. откл

1. Жизнерадостность 6,400 5,552 6,667 5,394 112,00 0,983

2. Честность 7,000 4,551 9,533 5,829 79,00 0,163

3. Смелость в отстаивании своего мнения 7,467 5,317 10,200 4,648 77,00 0,139

4. Воспитанность 7,667 5,136 4,000 2,138 71,50 0,087

5. Аккуратность 7,800 5,532 5,067 1,751 89,50 0,335

6. Чуткость 8,000 5,682 12,667 2,498 56,00 0, 018

7. Терпимость 8,067 4,284 14,867 3,758 24,50 0,000

8. Самоконтроль 8,733 3,081 5,000 4,018 44,00 0,004

9. Рационализм 8,867 3,907 10,333 5,447 92,50 0,405

10. Независимость 9,667 6,137 13,133 2,949 77,50 0,146

11. Образованность 10,067 5,418 3,933 2,789 40,50 0,003

12. Ответственность 10,267 4,605 8,000 2,673 74,50 0,114

13. Широта взглядов 10,533 5,755 13,067 2,685 88,00 0,307

14. Твердая воля 10,600 3,501 8,467 4,518 77,00 0,139

15. Эффективность в делах 11,000 4,326 8,667 2,992 72,00 0,091

16. Непримиримость к недостаткам в себе и других 11,933 4,818 13,667 3,395 96,00 0,491

17. Исполнительность 13,333 4,865 10,000 4,645 72,50 0,095

18. Высокие запросы 13,667 5,273 13,733 6,112 99,50 0,580

Полученные данные по распределению инструментальных ценностей в двух группах испытуемых также были подвергнуты статистическому анализу по и-критерию Манна-Уитни с определением

уровня статистической значимости достоверности полученных отличий (табл. 4).

Таким образом, статистический анализ данных показал, что существуют достоверно значимые различия в некоторых терминальных и инструментальных ценностей для подростков из казачьих и обычных семей: среди терминальных ценностей достоверно различны ценности развития, творчества, познания, общественного признания, а среди инструментальных ценностей достоверно различны чуткость, терпимость, самоконтроль, образованность.

Планируется экспериментальная работа, в рамках которой будет реализована программа развития ценностных ориентаций детей из казачьих семей в условиях оборонно-спортивного лагеря. В результате реализации экспериментальной программы планируется воздействие на такие ценности как творчество, широта взглядов, чуткость, терпимость.

Литература

1. Боднева Н.А. Становление и развитие системы семейного воспитания в Терском казачестве : вторая половина XIX - начало XXI вв. : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Н.А. Боднева; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т]. - Белгород, 2008. - 23 с.

2. Дюкарев А.В. Кодекс чести казака. / А.В. Дю-карев, Е.П. Савельев, Д.И. Яворницкий - Рипол-Классик, 2018 - 336 с.

3. Ерохин И.Ю. Казачьи республики и вопросы государственности. / И.Ю. Ерохин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2013. - № 4. - С. 77-82.

4. Ерохин И.Ю. Казачья семья: уникальный культурный феномен в системе государства. / И.Ю. Ерохин // Современные исследования социальных проблем. - 2013.- № 1.- С. 38-43.

5. Кононова С.Н. Формирование основ гражданской позиции подростков станицы на традициях российского казачества : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / С.Н. Кононова; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т].-Москва, 2009.- 182 с.

6. Костюченкова Е.М. Экспликация ценностной картины мира субэтноса казаков в донском ономастиконе : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Е.М. Костюченкова [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Ростов-на-Дону, 2009.- 158 с.

7. Лукаш С.Н. Изучение ценностной структуры личности казака / С.Н. Лукаш // Этносоциум и межнациональная культура. - 2009. - № 2. - С. 204-212

8. Малукало А.Н. Кубанское казачье войско в 1860-1914 гг.: формирование, система управления и функционирования, социально-экономический статус: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. к. ист.н.: Спец. 07.00.02 / А.Н. Малукало; [Место защиты: Ку-бан. гос. ун-т]. - Краснодар: 2002. - 27 с.

9. Саркисьян Т.Н. Казачий феномен в культурно-историческом наследии отечественной истории / Т.Н. Саркисьян // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 9195.

10. Саркисьян Т.Н. Духовное наследие кубанского казачества: культурологическое исследование: Автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата культурологии : Спец. 24.00.01 / Т.А. Саркисьян; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств]. - Краснодар, 2009. - 23 с.

Peculiarities of value orientations of adolescents, raising the

cossack families Marker A.V. Irkutsk state University

The article analyzes the results of the study of terminal and instrumental values of adolescents raised in a Cossack family. The study revealed significant differences in some values of the studied groups of adolescents. Subjects from Cossack families are primarily characterized by the values of development and knowledge. This corresponds to the highest values of the Russian Cossacks. In turn, very low rates have such values as creativity, breadth of views, sensitivity and tolerance. Explaining the identified features, the author emphasizes the importance of the results for the development of practical recommendations and programs for the development of value orientations of adolescents from Cossack families. Keywords: The Cossacks, the values of adolescents living in the

Cossack families References

1. Bodneva N.A. The formation and development of family education

in the Terek Cossacks: the second half of the XIX - early XXI centuries. : Abstract dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / N.A. Bodneva; [Place of protection: Belgorod. state un-t] - Belgorod, 2008. - 23 p.

2. Dyukarev A.V. Cossack code of honor. / A.V. Dyukarev, E.P.

Saveliev, D.I. Yavornitsky - Ripol-Classic, 2018 - 336 p.

3. Erokhin I.Yu. Cossack republics and issues of statehood. / I.Yu.

Erokhin // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2013. - № 4. - p. 77-82.

4. Erokhin I.Yu. Cossack family: a unique cultural phenomenon in

the system of the state. / I.Yu. Erokhin // Modern research of social problems. - 2013.- № 1.- p. 38-43.

5. Kononova S.N. Formation of bases of a civil position of teenagers

of a village on traditions of the Russian Cossacks: the dissertation ... The candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / S.N. Kononov; [Place of protection: Ros. state social University Press] .- Moscow, 2009.- 182 p.

6. Kostyuchenkova E.M. An explication of a value picture of the

world of a subethnos of Cossacks in the Don onomasticon: dissertation ... Candidate of Philological Sciences: 02/10/19 / EM. Kostyuchenkov [Place of protection: Kabard.-Balkar. state un-t them. H.M. Berbekova] .- Rostov-on-Don, 2009.- 158 p.

7. Lukash S.N. The study of the value structure of the Cossack per-

sonality / S.N. Lukash // Ethnosocium and inter-ethnic culture. -2009. - № 2. - p. 204-212

8. Malukalo A.N. Kuban Cossack army in 1860-1914: formation,

management and functioning system, socio-economic status: Author's abstract. dis. on the competition studied step. Candidate of History: Spec. 07.00.02 / A.N. Malukalo; [Place of defense: Kuban. state un-t] - Krasnodar: 2002. - 27 p.

9. Sarkisyan T.N. Cossack phenomenon in the cultural and historical

heritage of national history / T.N. Sarkisyan // Bulletin of Chelyabinsk State University. - 2009. - № 4. - p. 91-95.

10. Sarkisyan T.N. The spiritual heritage of the Kuban Cossacks: cultural research: Abstract of thesis. on the competition studied step. Candidate of Cultural Studies: Spec. 24.00.01 / T.A. Sarkisyan; [Place of protection: Krasnodar. state un-t culture and arts]. - Krasnodar, 2009. - 23 p.

6

У

> tr

X

tr гп А О П

m

т;

п о

m о т; О

О

З

Д О -о О ГО О-Я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.