Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ИНВАЛИДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ / ПРОФЕССИЯ / РЫНОК ТРУДА / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соломатина Елена Николаевна, Гурцкая Диана Гудаевна

В статье описываются особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений в условиях трансформации современного рынка труда. Особый акцент делается на рассмотрении сложностей поиска работы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, имеющие инвалидность или ограничения по здоровью. Актуальность данной темы обусловлена тем, что указанные лица в процессе интеграции в профессиональную среду вынуждены преодолевать многочисленные социальные барьеры. Это актуализирует исследовательский поиск, направленный на изучение закономерностей социального взаимодействия людей с инвалидностью либо со сложными заболеваниями без инвалидности и условно здоровых членов общества в условиях неравных ресурсов и статуса; на систематизацию барьеров социализации и социальной инклюзии в различных общественных процессах. Обозначаются основные теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы в социологическом знании. При этом акцент делается на методологических возможностях классической зарубежной и отечественной науки. В статье раскрываются особенности ролевой структуры участников социального взаимодействия. С опорой на конкретные социологические факты, статистические данные раскрываются причины возникновения социальных противоречий при трудоустройстве выпускников высшей школы, что составляет практическую значимость проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF GRADUATE EMPLOYABILITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WITH DISABILITIES: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

The article describes the particularities of the graduate employability in the transformation of the modern labor market. Particular emphasis is placed on examining the difficulties of finding a job faced by young professionals with disabilities or health limitations. The relevance of this topic is due to the fact that these persons in the process of integration into the professional environment have to overcome many social barriers. This actualizes the researcher's inquiry aimed at studying the regularities of social interaction between people with disabilities or with complex illnesses without disabilities and conditionally healthy members of society in conditions of unequal resources and status; at systematizing the barriers to socialization and social inclusion in various social processes. The main theoretical and methodological approaches to the study of the problem in sociological knowledge are outlined. The emphasis is placed on the methodological possibilities of classical foreign and domestic science. The article reveals the peculiarities of the role structure of social interaction participants. Based on specific sociological facts, statistical data, the reasons for social contradictions in the employment of graduates of higher education are revealed, which is the practical significance of the study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 59-64. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 10. P. 59-64.

Научная статья УДК 316.44+331.5

https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.8

Особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений с инвалидностью: теоретико-методологический аспект

Елена Николаевна Соломатина1, Диана Гудаевна Гурцкая2

12Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Москва, Россия 1solomatina.08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9354-9403 2gurtskaya.center@social.mos.ru

Аннотация. В статье описываются особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений в условиях трансформации современного рынка труда. Особый акцент делается на рассмотрении сложностей поиска работы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, имеющие инвалидность или ограничения по здоровью. Актуальность данной темы обусловлена тем, что указанные лица в процессе интеграции в профессиональную среду вынуждены преодолевать многочисленные социальные барьеры. Это актуализирует исследовательский поиск, направленный на изучение закономерностей социального взаимодействия людей с инвалидностью либо со сложными заболеваниями без инвалидности и условно здоровых членов общества в условиях неравных ресурсов и статуса; на систематизацию барьеров социализации и социальной инклюзии в различных общественных процессах. Обозначаются основные теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы в социологическом знании. При этом акцент делается на методологических возможностях классической зарубежной и отечественной науки. В статье раскрываются особенности ролевой структуры участников социального взаимодействия. С опорой на конкретные социологические факты, статистические данные раскрываются причины возникновения социальных противоречий при трудоустройстве выпускников высшей школы, что составляет практическую значимость проведенного исследования.

Ключевые слова: трудоустройство, инвалидность, социальные барьеры, профессия, рынок труда, методология исследования

Для цитирования: Соломатина Е.Н., Гурцкая Д.Г. Особенности трудоустройства выпускников высших учебных заведений с инвалидностью: теоретико-методологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10. С. 59-64. https://doi.org/10.24158/spp.2022.10.8.

Original article

Particularities of Graduate Employability of Higher Education Institutions with Disabilities: Theoretical and Methodological Aspect

Elena N. Solomatina1, Diana G. Gurtskaya2

12Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia 1solomatina.08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9354-9403 2gurtskaya.center@social.mos.ru

Abstract. The article describes the particularities of the graduate employability in the transformation of the modern labor market. Particular emphasis is placed on examining the difficulties of finding a job faced by young professionals with disabilities or health limitations. The relevance of this topic is due to the fact that these persons in the process of integration into the professional environment have to overcome many social barriers. This actualizes the researcher's inquiry aimed at studying the regularities of social interaction betWeen people with disabilities or with complex illnesses without disabilities and conditionally healthy members of society in conditions of unequal resources and status; at systematizing the barriers to socialization and social inclusion in various social processes. The main theoretical and methodological approaches to the study of the problem in sociological knowledge are outlined. The emphasis is placed on the methodological possibilities of classical foreign and domestic science. The article reveals the peculiarities of the role structure of social interaction participants. Based on specific sociological facts, statistical data, the reasons for social contradictions in the employment of graduates of higher education are revealed, which is the practical significance of the study.

Keywords: Employment, disability, social barriers, profession, labor market, research methodology For citation: Solomatina E.N. & Gurtskaya D.G. (2022) Particularities of Graduate Employability of Higher Education Institutions with Disabilities: Theoretical and Methodological Aspect. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (10), 59-64. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.8 (In Russian).

© Соломатина Е.Н., Гурцкая Д.Г., 2022

ЭОСЮЬООУ

Труд всегда являлся неотъемлемой частью жизни общества, фактором социализации и способом социальной мобильности. В конце XIX - начале XX веков сформировалась отдельная отрасль научного знания - социология труда, предметом изучения которой является труд как общественное явление, а также те социальные отношения, в которые вступают участники трудового процесса1.

В 20-30-е гг. XX века проводились исследования, касающиеся не только эффективности труда и мотивации работников, но и отношения молодого поколения к выбору профессии. В середине 1960-х гг. отечественными учеными была предпринята попытка найти связь между содержанием труда и ценностными ориентациями работников2.

Труд как непосредственная деятельность участника рабочего процесса, направленная на то, чтобы обеспечить удовлетворение всех его потребностей3, соотносится с категорией «профессия». Последняя стала одним из главных предметов изучения в работах классика социологической мысли К. Маркса. Он определял профессию как единицу конкретной деятельности внутри производства в отличие от общего разделения труда на роды (земледелие, промышленность, торговля), с одной стороны, и единичного разделения труда внутри мастерской - с другой (Маркс, 1969). Тем самым К. Маркс четко разграничил понятия «профессия» и «специализация».

Профессия как социально-значимая категория выделялась и Г. Спенсером. Ученый придавал рассматриваемому понятию значимость социального института. В рамках теории органи-цизма Г. Спенсер понимал под профессиями органы общественного организма, которые делают возможным совместную жизнь и сотрудничество людей. Также в данную категорию он включал любые устойчивые надорганические формы деятельности, в которых несоциальный человек учится взаимодействовать с другими (Спенсер, 2013). Таким образом, профессии функционально важны для развития и существования как всего общества, так и каждого индивида.

Для раскрытия теоретико-методологических принципов исследования процесса трудоустройства современной молодежи следует обратиться к теоретикам человеческого капитала.

В социологии одним из первых мыслителей, использовавших понятие «капитал», стал французский ученый П. Бурдье. Он выдвигал идею о том, что поведение индивида зависит от его обладания специфическим капиталом, понимая под последним сумму накопленных благ в одном из четырех полей социального пространства. Социолог выделял следующие виды капиталов: экономический (материальные блага), культурный (культурный уровень, образование), социальный (семья, друзья, коллеги и т.д.) и символический как разновидность социального (авторитет, репутация) (Бурдье, 2005).

В рамках темы нашего исследования особый интерес представляют культурный и социальный капиталы. Первый из названных в своём инкорпорированном состоянии, по мнению П. Бурдье, складывается из знаний индивида, его интересов и убеждений. Создание и увеличение его происходит посредством социализации и образования, в процессе которых личность усваивает основные ценности и нормы, а также получает необходимые знания и практические навыки (Бурдье, 2005). Под социальным капиталом П. Бурдье понимает совокупность ресурсов, представляющих собой сеть связей с индивидами в обществе на основе взаимного признания как членов определенной социальной группы. Использование социального капитала даёт возможность получать доступ к ресурсам других индивидов, а также увеличивать свой культурный капитал посредством взаимодействия с людьми, имеющими необходимые субъекту знания или умения (Бурдье, 2005).

Таким образом, рассмотренные формы капитала определенно важны для процесса трудоустройства выпускников и во многом обуславливают их поведение во время поиска работы.

Исходя из вышеприведенных положений, легко убедиться, что профессия представляет собой совокупность необходимых для определенной деятельности ресурсов. Явно прослеживается значимость процесса накопления ресурсов, который начинается задолго до вхождения индивида на рынок труда. За время формирования капитала в личности развивается система ценностей и ориентаций, которыми она будет руководствоваться при выборе и осуществлении профессиональной деятельности. Именно социальные и профессиональные ориентации определяют направленность действий индивида в сфере труда, влияют на выбор профессиональной специальности и процесс трудоустройства в целом.

Для социологического осмысления данного процесса, по мнению исследователя М.В. Озымко, следует принять во внимание существование двух методологических подходов к определению трудоустройства (Озымко, 2015).

1 Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010. С. 484-485.

2 Человек и его работа. Социологическое исследование / под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М., 1967. 392 с.

3 Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А. Социология труда : учебник для вузов. М., 2012. 464 с.

Первый - субъект-объектный - предполагает пассивную роль индивида или ее полное отсутствие в данном процессе. В рамках этого подхода трудоустройство рассматривают как процесс привлечения специалистов в сферу труда, обеспечение работой в соответствии с потребностями развития общества, где важную роль играет государство, в задачи которого входит обеспечение человека работой в соответствии с приобретенным им уровнем образования и квалификации (Озымко, 2015).

Второй подход можно обозначить как субъект-субъектный. Он более распространен в социологии и предполагает активную деятельность индивида в поиске работодателя или места, где он может применить свои профессиональные навыки. Этот процесс протекает через реализацию индивидом потребности в труде и подразумевает поиск работы в соответствии с полученной специальностью и уровнем образования, квалификацией, личными ориентациями и стремлениями, материальными ожиданиями и т.д. Представителями данного подхода можно считать ученых М. Йорке и П. Найта. По их мнению, трудоустройство можно рассматривать как набор достижений, навыков и личных качеств, способствующих наибольшей вероятности получить работу и быть успешным в выбранной профессии (Yorke, Knight, 2006).

Таким образом, активная деятельность субъекта в процессе трудоустройства базируется на методологическом принципе взаимообусловленности социальных действий индивида и общественных структур, причем общество как продукт такой взаимообусловленности является постоянно изменчивой реальностью. В рамках данной парадигмы специалисты на рынке труда рассматриваются как активные субъекты социальных и экономических преобразований, что выражается в их самостоятельном поиске работы, обеспечении самозанятости и в стремлении к индивидуальному предпринимательству, а также в других действиях по поводу социально-трудовых отношений, основанных на личных ресурсах (Озымко, 2015).

Другие западные исследователи (Б.Э. Эшфорт, Г.Э. Крайнер, М.А. Кларк, М. Фьюгейт) определяют трудоустройство как форму специфической адаптивной деятельности, в ходе которой индивид формирует свою профессиональную идентичность, а также реализовывает свои карьерные возможности (Ashforth et al., 2017). Профессиональная, или карьерная, идентичность включает в себя осознание собственных целей, желаний, личностных характеристик индивида, ценностей, верований и норм. Адаптивная сторона процесса трудоустройства содержит в себе стремление индивида приращивать и накапливать знания, умения и навыки, отвечать потребностям в той или иной ситуации на рынке труда.

Такие ученые, как Б. Ван дер Хейден и др., применяют более широкий подход к определению понятия трудоустройства, учитывая большее количество факторов, которые влияют на индивида при поиске места осуществления трудовой деятельности. Вместе с такими определяющими факторами, как профессиональные навыки и знания, исследователи учитывают влияние на трудоустройство демографических характеристик (возраст, пол), состояния здоровья индивида, социального статуса его семьи и доступа к ресурсам. При этом индивидуальные факторы и обстоятельства зависят в полной мере от социальной среды рынка труда, в которой находится субъект (Van der Heijden et al., 2020).

Предложенный подход базируется на методологии современной социологии, разработанной британским социологом Э. Гидденсом. Им описана собственная теория структурации, в основе которой лежит идея об обществе, рассматриваемом как система взаимодействия агентов, создающих структуры, являющиеся объективными условиями - средствами и ограничениями -для дальнейших действий индивидов (Гидденс, 2005). Социальные практики членов общества, по мнению Э. Гидденса, детерминированы неким набором норм и ресурсов, благодаря чему и происходит воспроизводство социальных систем (Гидденс, 2005).

Используя такое понимание социального действия, мы рассматриваем индивида на рынке труда как актора, действующего самостоятельно, производящего трудовые места, новые виды и формы деятельности, выстраивающего траектории профессионального развития. Те участники трудовых отношений, которые в большей степени проявляют личную инициативу и готовность действовать и принимать решения, определяют векторы развития рынка труда и устанавливают новые рамки для деятельности, а значит, тем или иным образом способствуют не только структурации социальных систем, но и их трансформации.

Обобщая вышеизложенные подходы к определению трудоустройства, под данным термином мы понимаем процесс поиска и получения работы, при котором индивид использует свои профессиональные навыки, знания, личностные качества, положение в обществе и доступ к ресурсам и который также зависит от складывающихся социальных условий. В результате успешного завершения данного процесса человек обеспечивает себя деятельностью для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Трудоустройство выпускников высших учебных заведений представляет собой динамично развивающийся социальный процесс в условиях развития современной экономики и системы образования в России. Рынок труда выдвигает новые требования к подготовке и качеству образования будущих участников трудовых отношений. В связи с активным развитием предпринимательства, самозанятости, дистанционных форм работы многие категории выпускников оказываются неприспособленными и недостаточно подготовленными к новым социально-экономическим условиям. Особенно это касается инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Категория «инвалидность» закреплена в Конвенции ООН как «эволюционирующее понятие, являющиеся результатом взаимодействия, происходящего между людьми с нарушениями здоровья и средовыми барьерами, которые мешают полному и эффективному участию людей с ограниченными возможностями в жизни общества наравне с другими»1. Научный поиск изучения проблем инвалидности и барьеров социальной инклюзии актуализировался в разных научных сферах, в том числе в современной социологии. Такие исследователи, как К.Дж. Лю, Ф. Хао, отмечают, что в современном мире участие инвалидов в жизни общества по-прежнему остается неудовлетворительным и низким (Liu, Hao, 2015).

Действительно, исследуемые лица, в том числе выпускники вузов, имеющие ограниченные возможности здоровья, в процессе интеграции в профессиональную среду, сталкиваются с многочисленными социальными барьерами. Прежде всего эта ситуация обусловлена статусно-ролевым положением личности и социальных групп в существующей системе общественных отношений -политических, экономических, социальных, культурных. Кроме того, существование социальных барьеров может способствовать возникновению и развитию конфликтного взаимодействия между личностью и социальной группой, в основании которого находятся противоречия статусно-ролевых ожиданий, последствия возникновения новых социальных явлений, происходящих в обществе процессов, совместной деятельности людей, социальных групп, структур и организаций.

Следует отметить и тот факт, что готовность инвалидов к социальному взаимодействию с другими группами по-прежнему остается достаточно низкой. Эта ситуация усугубляется наличием следующего социального противоречия: с одной стороны, условно здоровые люди склонны демонстрировать негативное отношение (например, социальную стигматизацию) и поведение по отношению к инвалидам в повседневной жизни; с другой стороны, лица с ограниченными возможностями здоровья признают и принимают культурный стереотип среды, в которой живут, применяют его к себе и становятся носителями так называемых «социокультурных ярлыков» (Liu, Hao, 2015). Возникновение социальных барьеров может быть также обусловлено особенностями реализации системы высшего образования (Соломатина, 2021), в том числе инклюзивного (Бай-рамов, Бабанова, 2016).

В настоящее время реализуются попытки преодолеть возникшие противоречия и социальные барьеры: активизируется участие бизнеса в квотировании рабочих мест для инвалидов (Участие бизнеса в квотировании рабочих мест для инвалидов: проблемная область исследования ..., 2021), расширяют сферу своей деятельности социально ориентированные некоммерческие организации, особенно в условиях их государственного регулирования и поддержки (Волкова, 2020). Также имеет место социальное сотрудничество в различных областях, например, при формировании доступной среды для маломобильных пассажиров на транспорте и т.п. (Рыкова, 2021). Однако проблемы инвалидов, их трудоустройства по-прежнему остаются недостаточно изученными.

Процесс поиска работы для инвалидов, закончивших вуз, усложняется из-за несоответствия между числом необходимых сотрудников в определенной трудовой сфере и количеством выпускников высших учебных заведений, получивших образование по этой специальности. Сильнее всего разница между спросом и предложением на рынке труда прослеживается в социально-гуманитарных сферах деятельности. По данным Росстата, больше половины трудоустроенных в период с 2018 по 2020 гг. выпускников некоторых социально-гуманитарных направлений работают не по профессии. Так, например, не продолжили путь по освоенной в университете специальности 52 % выпускников по направлению «Социология и социальная работа» и 57 % молодых специалистов, обучавшихся в вузе по направлениям «Политические науки» и «Регионоведение»2.

Согласно результатам специального мониторинга трудоустройства выпускников вузов с инвалидностью, проведенного в 2017-2018 гг. в рамках государственного задания Минобрнауки РФ группой исследователей, главные причины, препятствующие трудоустройству выпускников, -это наличие ограничений по состоянию здоровья и отсутствие подходящих вакансий (Кантор и др., 2019).

1 Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // ООН. URL: https://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 14.10.2022).

2 Трудовые ресурсы, занятость и безработица [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 30.09.2022).

Приведенные данные демонстрируют отсутствие потребности современного рынка труда в большом количестве специалистов социально-гуманитарной сферы. Представители рассматриваемых направлений отодвигаются на второй план из-за резко возросшей востребованности IT-специалистов и работников смежных технических направлений, обусловленной прогрессивным развитием технологий во всех сферах жизнедеятельности общества. Такая ситуация вынуждает к переквалификации молодых специалистов и усложняет для них процесс поиска работы.

С проблемой трудоустройства тесно связаны вопросы ценностных и профессиональных ориентаций молодежи. Представители этой социально-демографической группы стремятся получить высокооплачиваемую позицию на рынке труда с возможностью самореализации и карьерного роста. Данный факт подтверждают и результаты исследования трудовых ценностей и ориентаций современной молодежи, предпринятого Л.В. Рожковой, С.А. Влазневой, О.В. Сальниковой, А.Ш. Дубиной. В ходе опроса 43,7 % участников исследования выразили желание заниматься интересной и творческой работой, 42,5 % - указали на важность занятия высокооплачиваемой должности и 38,3 % респондентов отметили приоритетность для себя работы с перспективами карьерного и профессионального роста (Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности..., 2019). Современный рынок труда не всегда способен удовлетворить все потребности выпускников вузов, что влечет за собой перепрофилирование молодых специалистов. Помимо этого увеличивается вероятность негативных настроений в обществе в среде молодежи, обусловленных недовольством ее представителей профессиональной невостребованностью и неудовлетворенностью личным трудовым статусом.

Общие тенденции на рынке труда затрагивают и выпускников вузов, имеющих инвалидность или иные ограниченные возможности здоровья. По данным социологических исследований, люди с инвалидностью не чувствуют себя нужными на рынке труда. Как отмечает О.В. Куч-маева, доля занятых (работающих) инвалидов в России составляет по состоянию на 2019 год всего 14,9 %. Показатель занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья дифференцирован по регионам и колеблется от 7,2 % до 29,2 %. При этом в 75 российских регионах доля работающих инвалидов не превышает 20 % от их численности (Кучмаева, 2020).

Все вышеперечисленное, несомненно, актуализирует исследовательский поиск в направлении установления закономерностей социального взаимодействия инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с остальными членами общества при решении проблемы трудоустройства. Кроме того, изучения требуют вопросы сохранения конкурентоспособности специалистов-инвалидов на рынке труда и их адаптации к меняющимся требованиям работодателей. Сказанное обозначает перспективные направления для дальнейших научных изысканий.

Список источников:

Байрамов В.Д., Бабанова Е.М. Социально-психологические барьеры в инклюзивном образовании // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11, № 6. С. 90-96. https://doi.org/10.12737/23975

Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. Т. 6, № 3. С. 25-48.

Волкова О.А. Саморегуляция деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в контексте их государственного регулирования: амбивалентность развития гражданского общества // Труд и социальные отношения. 2020. Т. 31, № 2. С. 195-196.

Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2005. 528 с.

Кантор В.З., Антропов А.П., Корнилова Е.О. Трудоустройство выпускников вузов из числа инвалидов как реабилита-ционно-педагогическая проблема: ориентиры сопровождения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 60-68.

Участие бизнеса в квотировании рабочих мест для инвалидов: проблемная область исследования / С.В. Коваленко [и др.] // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 1270-1273. https://doi.org/10.34925/EIP.2021.126.01.246

Кучмаева О.В. Занятость инвалидов в регионах России: состояние, дифференциация, факторы // Статистика и экономика. 2020. Т. 17, № 5. С. 27-37. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-5-27-37

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии : в 4 т. М., 1969. Т. 1. Кн. 1. 907 с.

Озымко М.В. Трудоустройство с позиции структурно-деятельностного подхода // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-2. С. 176-181.

Трудовые ценности и ориентации современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности / Л.В. Рожкова [и др.] // Социодинамика. 2019. № 1. С. 70-80. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.128758

Рыкова Л.А. К вопросу о взаимодействии участников процесса формирования доступной среды для маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, № 2. С. 213-219.

Соломатина Е.Н. Новые формы социальных конфликтов в системе высшего образования России // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2021. Т. 27, № 1. С. 188-208. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-188-208.

Спенсер Г. Основания социологии. М., 2013. 432 с.

Ashforth B.E., Kreiner G.E., Clark M.A., Fúgate M. Congruence Work in Stigmatized Occupations: A Managerial Lens on Employee Fit with Dirty Work // Journal of Organizational Behavior. 2017. Vol. 38, iss. 8. Р. 1260-1279. https://doi.org/10.1002/job.2201.

Liu Ch., Hao F. Decision Making in Asymmetric Social Dilemmas: a Dual Mode of Action // Advances in Psychological Science. 2015. Vol. 23, iss. 1. Р. 1-10. https://doi.org/10.3724/spj.1042.2015.00001.

Van der Heijden B., De Vos A., Akkermans J., Spurk D., Semeijn J., Van der Velde M., Fugate M. Sustainable Careers Across the Lifespan: Moving the Field Forward // Journal of Vocational Behavior. 2020. Vol. 117. Р. 103344. https://doi.org/10.1016/jjvb.2019.103344.

Yorke M., Knight P.T. Embedding Employability into the Curriculum. York, 2006. 28 р.

References:

Ashforth, B. E., Kreiner, G. E., Clark, M. A. & Fugate, M. (2017) Congruence Work in Stigmatized Occupations: A Managerial Lens on Employee Fit with Dirty Work. Journal of Organizational Behavior. 2017. 38 (8), 1260-1279. Available from: doi:10.1002/job.2201.

Bairamov, V. D. & Babanova, E. M. (2016) Sotsial'no-psikhologicheskie bar'ery v inklyuzivnom obrazovanii [Socio-Psycho-logical Barriers in Inclusive Education]. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 11 (6), 90-96. Available from: doi:10.12737/23975. (in Russian).

Burd'e, P. (2005) Razlicheniya: sotsial'naya kritika suzhdeniya [Distinction: Social Criticism of Judgment]. Ekonomicheskaya sotsiologiya. 6 (3), 25-48 (in Russian).

Giddens, E. (2005) Ustroenie obshchestva. Ocherk teorii strukturatsii [The Organization of Society. An Essay on the Theory of Structuration]. Moscow. 528 р. (in Russian).

Kantor, V. Z., Antropov, A. P. & Kornilova, E. O. (2019) Employability of Disabled University Graduates as an Issue of Professional Training and Rehabilitation: Guidelines for Assistance and Support. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. (194), 60-68 (in Russian).

Kovalenko, S. V., Guba, E. V., Mukhina, D. V., Fedoreeva, O. E. & Savelyeva, E. V. (2021) Business Participation in Job Quotas for People with Disabilities: a Problematic Research Area. Ekonomika i predprinimatel'stvo. (1 (126)), 1270-1273. Available from: doi:10.34925/EIP.2021.126.01.246. (in Russian).

Kuchmaeva, O. V. (2020) Employment of Disabled People in Russian Regions: Status, Differentiation, Factors. Statistics and Economics. 17 (5), 27-37. Available from: doi:10.21686/2500-3925-2020-5-27-37. (in Russian).

Liu, Ch. & Hao, F. (2015) Decision Making in Asymmetric Social Dilemmas: a Dual Mode of Action. Advances in Psychological Science. 23 (1), 1-10. Available from: doi:10.3724/sp.j.1042.2015.00001.

Marks, K. (1969) Kapital. Kritika politicheskoi ekonomii [Capital. Criticism of Political Economy]. Vol. 1-1. Moscow. 907 р. (in Russian).

Ozymko, M. V. (2015) Trudoustroistvo s pozitsii strukturno-deyatel'nostnogo podkhoda [Employment from the Position of the Structural-Activity Approach]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. (8-2), 176-181 (in Russian).

Rozhkova, L. V., Vlazneva, S. A., Sal'nikova, O. V. & Dubina, A. Sh. (2019) Trudovye tsennosti i orientatsii sovremennoi molodezhi v usloviyakh krizisa i nestabil''nosti [Labor Values and Orientations of Modern Youth in Conditions of Crisis and Instability]. Sotsiodinamika. (1), 70-80. Available from: doi:10.25136/2409-7144.2019.1.28758. (in Russian).

Rykova, L. А. (2021) On Interaction of Participants of the Process of Forming an Accessible Environment for Passengers with Limited Mobility in Railway Transport. Bulletin of Science and Practice. 7 (2), 213-219. (in Russian).

Solomatina, E. N. (2021) New Forms of Social Conflicts in the System of Higher Education in Russia. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science. 27 (1), 188-208. Available from: doi:10.24290/1029-3736-2021-27-1-188-208. (in Russian).

Spenser, G. (2013) Osnovaniya sotsiologii [Foundations of Sociology]. Moscow. 432 р. (in Russian).

Van der Heijden, B., De Vos, A., Akkermans, J., Spurk, D., Semeijn, J., Van der Velde, M. & Fugate, M. (2020) Sustainable Careers Across the Lifespan: Moving the Field Forward. Journal of Vocational Behavior. 117, 103344. Available from: doi:10.1016/j.jvb.2019.103344.

Volkova, O. A. (2020) Samoregulyatsiya deyatel'nosti sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsii v kontekste ikh gosudarstvennogo regulirovaniya: ambivalentnost' razvitiya grazhdanskogo obshchestva [Self-Regulation of the Activities of Socially Oriented Non-Profit Organizations in the Context of Their State Regulation: Ambivalence of Civil Society Development]. Trud i sotsial'nye otnosheniya. 31 (2), 195-196 (in Russian).

Yorke, M. & Knight, P. T. (2006) Embedding Employability into the Curriculum. York. 28 р.

Информация об авторах Е.Н. Соломатина - доцент, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии и философии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=440673.

Д.Г. Гурцкая - аспирант кафедры социологии и философии Московского государственного гуманитарно-экономического университета, Москва, Россия.

Information about the authors E.N. Solomatina - Associate Professor, PhD in Sociology, Head of the Department of Sociology and Philosophy, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=440673.

D.G. Gurtskaya - PhD student, Department of Sociology and Philosophy, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 22.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.