DOI: 10.31660/1993-1824-2021-2-34-48
УДК 316.3
Социальные аспекты трудоустройства и социально-трудовой адаптации выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья
1 2 Ольга Викторовна Лаукарт-Горбачева , Ольга Александровна Максимова
1 Кафедра социологии, политологии и менеджмента, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ, Казань, Россия Кафедра общей и этнической социологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
Аннотация. Статья посвящена анализу актуальной в современных социально-экономических условиях проблеме социально-трудовой адаптации и трудоустройства выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья. В результате проведенного авторами социологического исследования были выявлены основные трудности, возникающие у данной категории выпускников при поиске и выборе работы и дальнейшем трудоустройстве. Несмотря на то что выявленные проблемы во многом являются характерными в целом для молодых специалистов, завершивших обучение в вузе и имеющих первый опыт поиска работы и трудоустройства, существует ряд факторов, осложняющих поиск работы и трудоустройство именно выпускников с ограниченными возможностями здоровья: уменьшение вариативности выбора профессиональной сферы деятельности, возможностей получения профессионального образования и дальнейшей трудовой деятельности; при выборе и поиске работы соискатели с ограниченными возможностями здоровья вынуждены ориентироваться на такие аспекты будущей работы, как доступность места работы, гибкий, в том числе дистанционный, режим деятельности, наличие специально оборудованного рабочего места и т. д. Проведенный анализ позволяет предложить в качестве активизации реализации принципов инклюзии, адаптации социального пространства для эффективной социализации возрастающего в последние десятилетия количества людей с ограниченными возможностями и их интеграции в «большое» общество внедрить перспективные зарубежные практики так называемого «поддерживаемого трудоустройства» лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: трудоустройство, социально-трудовая адаптация, выпускники с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенность работой, мотивы поиска работы, содействие трудоустройству выпускников.
Social aspects of employment and social and labor adaptation of graduates with physical condition
12 Olga V. Laukart-Gorbacheva , Olga A. Maksimova
1Department of Sociology, Political Science and Management, Kazan National Research Technical University named after A. N. Tupolev-KAI, Kazan, Russia
Department of General and Ethnic Sociology, Kazan (Volga Region) Feder al University, Kazan, Russia
Abstract. The article is devoted to the analysis of the problem of social and labor adaptation and employment of graduates with physical condition, which is relevant in modern socio-economic conditions. We have conducted a sociological study, thanks to which we identified the main difficulties faced by graduates with physical condition in finding and choosing a job and in further employment. Despite the fact that the identified problems are largely characteristic of young specialists who has completed their studies at a university and has the first experience of job search and employment, there are a number of factors that complicate job search and employment for graduates with physical condition. Among these factors, we can single out a decrease in the variability of the choice of professional areas of activity, a decrease in opportunities for obtaining vocational education and further work; when choosing and looking for a job, applicants with disabilities are forced to focus on such aspects of future work as the availability of a job, a flexible work schedule, the availability of a specially equipped workplace, etc. The analysis allows us to propose, as an activation of the implementation of the principles of inclusion, adaptation of social space for effective socialization of the increasing number of people with disabilities in recent decades and their integration into the "big" society, to introduce promising foreign practices of the so-called "supported employment" of people with disabilities.
Keywords: employment, social and labor adaptation, graduates with physical condition, job satisfaction, job search motives, promotion of graduates' employment.
Введение
В современном российском обществе в последние десятилетия актуализируется проблема инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленная рядом объективных факторов. По данным официальной статистики, отмечается постоянный рост численности детей с ОВЗ: количество состоящих на учете в системе пенсионного фонда Российской Федерации детей-инвалидов в 2011 г. составляло 541 тыс. человек, а к началу 2020 г. выросло до 670 тыс. человек. Наблюдается значительная динамика: за несколько лет число несовершеннолетних, признанных в результате первичного освидетельствования инвалидами, возросло в 1,24 раза (в 2013 г. данный показатель составил 70 734 человек, к началу 2020 г. — 88 002 человек); и в 1,13 раза — количество детей, повторно признанных инвалидами в результате переосвидетельствования (253 198 и 285 307 человек соответственно) [1].
Тенденция роста числа людей с ограниченными возможностями здоровья обусловливает необходимость адаптации социального пространства для эффективной социализации данной категории граждан и их интеграции в «большое» общество. Образование как один из важнейших институтов социализации в сложившихся условиях реализует инклюзивную образовательную модель, которая представляет собой долгосрочную стратегию, системный подход организации образовательного пространства в целом, касающийся всех уровней деятельности образовательной системы, ее структур и субъектов.
По данным Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения РФ, наблюдается постоянный рост количества студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата, специалитета и магистратуры. В 2013-2014 учебном году в колледжах и техникумах страны обучались 10 969 студентов с ограниченными возможностя-
ми, в вузах — 13 631, а в 2018-2019 учебном году число обучающихся данной категории составило 24 402 и 18 979 студентов соответственно [2]. В подобных условиях проблема формирования системы инклюзивного образования все больше актуализируется.
Однако, по мнению ряда исследователей, политика в этой области во всем мире все больше смещается в сторону выдвижения на первый план требований отчетности и рассмотрения образовательных учреждений как бизнес-организаций, управляемых менеджерами (менеджеристская модель). Как отмечают исследователи, политики все чаще позиционируют образование как бизнес-организацию, с заявлениями об ответственности и менеджменте, которые отвлекают внимание общества от социально значимой проблемы инклюзивного образования и подрывают его. При этом авторы призывают к формированию «образовательных инклюзивных сообществ», что предполагает положительное восприятие индивидуального многообразия и развитие активности детей и молодежи с ОВЗ в более широкой социальной среде [3]. Одной из целей формирования таких сообществ становится и будущее трудоустройство выпускников с ОВЗ.
Актуальность задач социально-трудовой адаптации обучающихся с ОВЗ, выбора профессии и дальнейшего их трудоустройства определена в достаточно большом количестве законов и постановлений федерального и локального уровней. Наиболее важны из них следующие: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4], Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [5], Распоряжение Кабинета министров Республики Татарстан от 17 августа 2009 года № 1012-р «О мерах по реализации прав детей-инвалидов на получение начального и среднего профессионального образования» [6]. Однако, несмотря на законодательное регулирование, в реальной жизни выпускники вузов и ссузов с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с серьезными проблемами при трудоустройстве, что актуализирует внимание исследователей к данной проблеме.
При этом, согласно выводам британских ученых, сформулированным на основе анализа мониторинговых исследований, инвалиды-выпускники университетов на рынке труда оказываются почти такими же успешными, как и их однокурсники без нарушений здоровья. Результаты их трудоустройства в целом оцениваются как положительные [7].
Актуальность темы обусловлена также тем, что трудоустройство выпускников и, в частности выпускников с ограниченными возможностями здоровья, является одним из важных факторов, в современных условиях непосредственно влияющих на экономическое благополучие страны и ее развитие в будущем. Трудоустройство выпускников вузов определяет эффективность работы образовательного учреждения, и особенно актуальным этот показатель становится в контексте перехода системы высшего образования к модели «университетов третьего поколения» [8]. Смена образовательной парадигмы, связанная с наступлением эпохи «академического капитализма», обусловливает активизацию рыночной или рыночно подобной деятельности университетов [9], усиливая требования потребителей образовательных услуг не только к качеству получаемого образования, но и к функционалу вузов по трудоустройству своих выпускников.
Материалы и методы
Актуальность проблемы обусловила постановку цели социологического исследования — выявление особенностей трудоустройства и социально-трудовой адаптации выпускников вузов с ОВЗ и инвалидностью.
В качестве объекта исследования выступили выпускники с ОВЗ и инвалидностью Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева (КНИТУ-КАИ), завершившие обучение в период с 2010 по 2019 гг.
По данным ежегодно проводимого университетом мониторинга в исследуемый период среднее количество выпускников с ограниченными возможностями здоровья составило в среднем 17 человек в год. Характеристика выпускников по виду заболевания: 74 % относятся к категории слабослышащих, 22 % имеют соматическое заболевание и 4 % — нарушения опорно-двигательной системы и инвалидность по зрению. Характеристика выпускников по гендерному признаку: 64 % — мужчины, 36 % — женщины. Выборочная совокупность была определена на основе использования квотной выборки согласно имеющемуся соотношению групп выпускников по указанным признакам и составила 138 человек.
Предмет исследования — оценка выпускниками с ОВЗ и инвалидностью КНИТУ-КАИ особенностей их социально-трудовой адаптации и проблем при трудоустройстве на работу.
В качестве основного метода сбора первичной социальной информации был использован анкетный опрос. Опрос был проведен в мае-октябре 2020 г.
Результаты и обсуждение
В современных социально-экономических условиях важных фактором конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве является наличие высшего образования. Однако сам по себе диплом о высшем образовании не дает стопроцентной гарантии трудоустройства, в частности, по полученной в вузе специальности, как для выпускников в целом, так и для выпускников с ОВЗ. Данная категория в связи с имеющимися ограничениями по здоровью уязвима, имеет более низкую конкурентоспособность при трудоустройстве по сравнению с выпускниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности. По мнению экспертов региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива», самостоятельно могут трудоустроиться не более 15 %, остальным выпускникам с ОВЗ и инвалидностью требуются индивидуальные маршруты поиска работы, специальные программы, учитывающие особенности каждого соискателя, и персональное сопровождение [10].
Согласно данным, полученным в ходе проведенного авторами социологического исследования, можно сделать вывод, что, по оценкам подавляющего большинства выпускников КНИТУ-КАИ с ОВЗ, состояние их здоровья в целом позволяет им трудиться: чуть менее половины респондентов отметили, что у них имеются связанные с их здоровьем ограничения в осуществлении трудовой деятельности (46 %), однако представители второй половины респондентов убеждены, что могут работать без каких-либо ограничений наравне с признанными здоровыми сотрудниками организации (53 %).
Большинство опрошенных выпускников в качестве основного побудительного мотива поиска работы отметили необходимость собственного материального обеспечения (89 %). Также важным мотивом трудоустройства для респондентов является самореализация (67 %). При этом профессиональное продвижение (23 %), общение (21 %) и необходимость обеспечения других членов семьи (20 %) являются менее популярными мотивами поиска работы для опрошенных выпускников.
Наиболее важными факторами при поиске и выборе потенциальной работы для опрошенных выпускников являются достойная заработная плата (71 %), соответствие будущей работы полученной в вузе специальности (53 %), транспортная доступность места предполагаемой работы (48 %), а также гарантии выполнения обязательств работодателя (42 %) (рис. 1).
Достойная заработная плата Соответствие будущей работы полученной в вузе специальности Транспортная доступность места работы Гарантии выполнения обязательств работодателем Адаптированное рабочее место Работа на дому Неполный рабочий день Архитектурная доступность места работы Благоприятный климат в коллективе Другое
10
2D
3D
4D
50
60
70
00
Рисунок 1. Основные факторы при поиске и выборе работы (в %)
Отметим, что, по данным общероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в 2020 г., для россиян в возрасте 18-55 лет наиболее важными критериями выбора потенциальной работы являются следующие [11]:
• полное и своевременное выполнение работодателем своих обязательств перед работником (4,76 балла);
• хорошая заработная плата (4,62 балла);
• соблюдение при организации рабочего процесса норм безопасности (4,56 балла);
• возможность применения профессиональных навыков и знаний (4,55 балла);
• благоприятный социально-психологический климат в коллективе (4,44 балла). Таким образом, опрошенные нами выпускники с ОВЗ указывают в основном на
сходные с выпускниками без ограничений здоровья факторы, обусловливающие поиск места работы. Естественным является наличие специфических факторов, влияющих на выбор работы, так как имеющиеся у респондентов отклонения в состоянии здоровья
накладывают определенные ограничения и обусловливают важность связанных с ними факторов (возможностей перемещения и необходимости в дополнительном специальном оборудовании рабочего места).
В высших учебных заведениях, имеющих специальные образовательные программы по подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачастую существуют специальные функциональные структуры, оказывающие содействие в поиске работы. В КНИТУ-КАИ функционирует отдел, цель которого состоит в осуществлении информационной и консультативной поддержки обучающимся и выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по вопросам трудоустройства во время и после обучения, по оформлению всех необходимых документов и социальной адаптации в трудовом коллективе. Результатом данной работы является достаточно высокий процент трудоустроившихся выпускников с ОВЗ. В исследуемый период, по данным мониторинга КНИТУ-КАИ, среднее количество трудоустроившихся выпускников с ограниченными возможностями здоровья составляет 80 % от общего числа завершивших обучение студентов с ОВЗ.
В ходе опроса подавляющее большинство респондентов (86 %) отметили, что проводимая университетом работа по содействию их трудоустройству и социальной адаптации оказала существенную помощь в практике поиска и подбора места работы (рис. 2).
Рисунок 2. Процентное соотношение ответов на вопрос «Как Вы можете оценить работу по содействию в вопросах Вашего трудоустройства и социальной адаптации,
проводимую университетом ?»
Согласно результатам исследования, наиболее часто проводимыми мероприятиями по содействию трудоустройства и социально-трудовой адаптации студентов с ОВЗ являются следующие:
• консультирование по правовым вопросам, стратегиям поиска работы и источникам информации об имеющихся на рынке труда вакансиях, оформлению необходимой при поиске и трудоустройстве документации, по вопросам эффективной коммуникации с работодателем и коллегами и другим психологическим и социальным аспектам трудовой адаптации (58 %);
• проведение ярмарок вакансий для студентов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (46 %);
• организация и проведение различных тренингов и семинаров по вопросам социально-трудовой адаптации и трудоустройства (34 %).
Подавляющее большинство опрошенных (92 %) трудоустроено, лишь 8 % респондентов на момент проведения опроса указали на то, что они никогда не работали. Отметим, что выпускники с ОВЗ достаточно быстро находят работу, а каждый пятый опрошенный начал работать до окончания обучения в вузе (рис. 3).
Рисунок 3. Затраченное респондентами время на поиск работы (в %)
Согласно приведенным данным, 43 % респондентов нашли работу в течение менее чем трех месяцев после окончания вуза, 18 % — от 3 до 6 месяцев; в течение года после окончания вуза трудоустроились 8 % опрошенных и более одного года ушло на поиски работы лишь у 3 % респондентов.
Наиболее распространенными способами поиска работы у опрошенных являются обращение соискателей к рекламным объявлениям в Интернете (43 %), непосредственное обращение в компанию работодателя (31 %), обращение за помощью к родственникам, друзьям, знакомым (18 %). Не пользуются спросом у респондентов государственные центры занятости (3 %). Через общественные организации по работе с инвалидами удалось найти работу 5 % опрошенных.
По данным российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE), среди способов поиска работы ведущее место принадлежит таким факторам, как помощь друзей, знакомых (76,5 %), рекламные объявления в Интернете (62,6 %), обращение непосредственно к работодателю (49,4 %), помощь родственников (44,6 %) и поиск вакансий через традиционные печатные объявления (39,3 %). Непопулярными среди соискателей являются такие способы поиска работы, как обращение в государственные (24,3 %) и негосударственные (11,2 %) службы занятости [12].
Сравнивая приведенные данные, можно увидеть некоторые особенности приоритетных способов поиска работы у опрошенных выпускников и россиян в целом. В частности, значительно ниже уровень обращения выпускников с ОВЗ к родственным и дружеским связям. Однако, по нашему мнению, выявленные особенности можно отнести скорее к оказывающему влияние возрастному фактору (в рамках исследования НИУ ВШЭ было обследовано все взрослое население), нежели к специфике состояния здоровья и обусловленным им возможностям выпускников с ОВЗ.
Изучение удовлетворенности работой выпускников с ограниченными возможностями здоровья в авторском исследовании было выстроено таким образом, чтобы полученные данные можно было сравнить с данными общероссийского комплексного обследования условий жизни населения, проведенного Федеральной службой государственной статистики РФ в 2018 году.
По данным авторского исследования, двое из пяти опрошенных выпускников вполне удовлетворены уровнем заработной платы (41 %), около половины отметили, что они не вполне удовлетворены (47 %) и лишь один из десяти респондентов совсем не удовлетворен уровнем заработной платы (12 %). Сравнивая данные нашего исследования и общероссийского комплексного обследования, можно увидеть, что по данному показателю нет принципиальных различий в оценках респондентов. Причем оценки опрошенных об удовлетворенности уровнем получаемой заработной платы сходны как для населения в целом, так и для работающих респондентов с ограниченными возможностями здоровья (таблица).
Удовлетворенность работой респондентов общероссийского комплексного обследования [2] и авторского социологического исследования (в %)
Вполне Не вполне Совсем
удовлетворен(а) удовлетворен(а) не удовлетво-рен(а)
уровнем заработной платы
Респонденты комплексного обследования 39 50 11
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 36 50 14
ния
Респонденты авторского исследования 41 47 12
надежностью работы
Респонденты комплексного обследования 70 26 4
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 71 25 4
ния
Респонденты авторского исследования 73 24 3
выполняемыми обязанностями
Респонденты комплексного обследования 76 22 2
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 79 18 3
ния
Респонденты авторского исследования 78 20 2
режимом работы
Респонденты комплексного обследования 82 16 2
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 87 11 3
ния
Респонденты авторского исследования 90 9 1
Продолжение таблицы
Вполне Не вполне Совсем
удовлетворен(а) удовлетворен(а) не удовлетво-рен(а)
условиями труда
Респонденты комплексного обследования 74 24 2
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 78 19 3
ния
Респонденты авторского исследования 87 12 1
расстоянием до работы
Респонденты комплексного обследования 71 25 4
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 76 20 4
ния
Респонденты авторского исследования 81 16 3
профессиональная удовлетворенность
Респонденты комплексного обследования 65 29 6
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 63 28 9
ния
Респонденты авторского исследования 64 30 6
моральное удовлетворение
Респонденты комплексного обследования 71 24 5
Респонденты с ОВЗ комплексного обследова- 71 22 7
ния
Респонденты авторского исследования 74 24 2
Показатель удовлетворенности респондентов анализируемых исследований надежностью работы также демонстрирует практически совпадающие данные. Большинство респондентов вполне удовлетворены надежностью имеющейся работы: опрошенные комплексного обследования — 70 %, опрошенные комплексного обследования с ОВЗ — 71 % и выпускники с ограниченными возможностями здоровья КНИТУ-КАИ — 73 % (см. табл.).
Большинство респондентов обоих исследований также демонстрируют удовлетворенность выполняемыми на работе обязанностями. Лишь каждый пятый опрошенный отметил, что не вполне удовлетворен обязанностями, которые необходимо выполнять в процессе своей трудовой деятельности: опрошенные комплексного обследования — 22 %, опрошенные комплексного обследования с ОВЗ — 18 % и выпускники с ограниченными возможностями здоровья КНИТУ-КАИ — 20 % (см. табл.).
Данные исследований по показателю удовлетворенности режимом трудовой деятельности свидетельствуют о наличии высокого уровня удовлетворенности респондентов режимом их работы и схожести в оценках опрошенных данного показателя. Более того, среди респондентов с ограниченными возможностями здоровья зафиксирован более высокий процент вполне удовлетворенных режимом своей трудовой деятельности: 87 % опрошенных комплексного обследования с ОВЗ и 90 % опрошенных авторского исследования против 82 % респондентов комплексного обследования, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. Можно предположить, что соискатели с ограниченными возможностями здоровья заведомо уделяют больше внимания режиму трудовой деятельности при поиске и выборе работы, чаще устраиваются на работу с более гибким графиком и надомную работу.
Трое из четырех опрошенных комплексного обследования отметили, что вполне удовлетворены условиями своего труда (74 %), также большинство опрошенных комплексного обследования с ОВЗ вполне удовлетворены условиями труда (78 %). Среди опрошенных выпускников с ограниченными возможностями здоровья КНИТУ-КАИ данные по показателю удовлетворенности условиями труда еще выше (87 %) (см. табл.). Данный факт, на наш взгляд, может быть обусловлен тем, что лица с ОВЗ имеют определенные преференции, связанные с обязанностью работодателя оборудовать рабочее место работника с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со спецификой возможностей и ограничений состояния его здоровья. Также высокий процент удовлетворенных условиями труда выпускников КНИТУ-КАИ связан с наличием у данной категории респондентов высшего образования и обусловленного этим фактом содержания и характера профессиональной деятельности.
Полученные в ходе анализируемых исследований данные также демонстрируют высокую долю опрошенных, удовлетворенных показателем удаленности работы от дома. Так, лишь каждый четвертый респондент комплексного обследования из группы здоровых (25 %) и каждый пятый респондент с ограниченными возможностями (20 %) отметили, что не вполне удовлетворены расстоянием пути от дома до работы. Выпускники с ОВЗ, опрошенные в ходе авторского исследования, чаще всего высказывали мнение о том, что вполне довольны расстоянием от дома до своей работы (81 %). Можно предположить, что соискатели с ограниченными возможностями здоровья уделяют больше внимания фактору удаленности работы при ее поиске и выборе, а также зависимости результатов данного показателя от типа населенного пункта, в котором проживает респондент. Так, опрошенные в ходе авторского исследования выпускники КНИТУ-КАИ проживают в крупной городской агломерации с развитой инфраструктурой общественного транспорта, что обусловливает более быструю и удобную возможность добираться до работы.
Анализ данных по показателю профессиональной удовлетворенности трудовой деятельностью респондентов показал, что почти каждый третий опрошенный в обоих исследованиях не вполне удовлетворен содержанием своего труда с точки зрения профессиональной составляющей (см. табл.). Фактически каждый десятый опрошенный с ОВЗ в рамках комплексного обследования (9 %) отметил, что совсем не удовлетворен данным аспектом своей трудовой деятельности. Более низкий процент был зафиксирован в ходе авторского исследования: 6 % опрошенных выпускников совсем не удовлетворены содержанием своего труда с точки зрения профессиональных ожиданий. Более высокий процент неудовлетворенных по данному показателю среди опрошенных с ограниченными возможностями здоровья может быть объяснен тем, что у лиц с ОВЗ в связи с ограничениями по состоянию здоровья имеется более узкий выбор вариантов профессиональной сферы деятельности.
Отметим, что по такому показателю, как моральное удовлетворение своей работой, опрошенные продемонстрировали большую степень удовлетворенности. В среднем лишь каждый четвертый респондент анализируемых исследований отметил, что не вполне морально удовлетворен имеющейся работой: 24 % здоровых респондентов комплексного обследования, аналогичный показатель у респондентов авторского исследования и 22 % — респонденты с ограниченными возможностями здоровья комплексного обследования.
В целом можно отметить, что, несмотря на достаточно высокий уровень неудовлетворенности респондентов общероссийского комплексного обследования и авторского исследования уровнем заработной платы, по другим основным показателям опрошенные продемонстрировали достаточно высокий уровень удовлетворенности.
Одна из задач авторского исследования — выявление мнений выпускников об основных источниках барьеров, групп проблем, препятствующих их успешному трудоустройству. В результате исследования, проведенного в Великобритании, выявлены следующие источники, затрудняющие трудоустройство соискателей с ограниченными возможностями здоровья [13]:
• в сфере экономики — недостаточное количество на рынке труда вакантных мест для соискателей с ОВЗ и инвалидностью и их слабая дифференциация по условиям и характеру труда, сокращение в государственном секторе рабочих мест для людей с ОВЗ в связи с экономическим кризисом;
• в сфере социальной политики — недостаточная ее проработанность, низкий уровень эффективности имеющихся национальных программ, декларативный характер ряда принятых законодательных актов и постановлений;
• в технологической сфере — ценовая недоступность специальных технологий, средств реабилитации и недостаточно развитая инфраструктура;
• в сфере установок и стереотипов людей — дискриминация со стороны работодателей по отношению к соискателям и работникам с ОВЗ, а также наличие коммуникационных барьеров у самих лиц с ОВЗ;
• в сфере образовательного потенциала — недостаток навыков, опыта, необходимого уровня квалификации и знаний у людей с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Для выяснения мнений выпускников о существующих проблемах и барьерах, которые препятствуют успешному трудоустройству людей с ОВЗ, был задан ряд открытых вопросов. Анализ полученных данных показал схожесть для российского общества и Великобритании актуальных проблем трудоустройства людей с ограниченными возможностями и инвалидностью.
Наиболее часто встречались следующие высказывания, отражающие актуальные проблемы в сфере экономики: «В организациях редко создаются нужные условия», «Для людей с ОВЗ трудно бывает найти подходящие условия, чтобы было удобно работать», «На рабочих местах не создаются специальные условия», «При поиске вакансий очень мало предложений для лиц с ОВЗ», «Очень редко в списках можно найти вакансии для нас», «У частников очень редко бывают вакансии для лиц с ОВЗ» и т. д.
Недостаточная проработанность существующей социальной политики и ее, в ряде случаев, декларативный характер были отражены в следующих суждениях респондентов: «По закону у людей с ограниченными возможностями здоровья есть много разных льгот, но на деле они не всегда работают», «Квотируемость рабочих мест в основном существует только на бумаге», «Работодатели на нашем рынке не заинтересованы брать людей с ограниченными возможностями здоровья», «Наше государство не заинтересовывает работодателей брать работников с ОВЗ, поэтому они нас воспринимают как работников с особенными потребностями и сложностями».
В блоке проблем, связанных со сферой технологий, респондентами были отмечены следующие: «Сейчас есть много разных приспособлений и аппаратов, но они очень дорогие», «Есть много новых разработок, которые могли бы облегчить жизнь и работу, но они недоступны», «Часто бывает так, что вакансия хорошая, но есть проблемы добраться», «Рабочее место редко когда приспособлено, из-за этого работать сложновато».
Наиболее ожидаема была значительная доля высказываний и суждений о существовании определенных негативных установок и стереотипов со стороны работодателей по отношению к соискателям и сотрудникам с ОВЗ. Однако полученные результаты показали, что данная проблемная зона не столь актуальна для опрошенных выпускников. Данный факт можно объяснить наличием небольшого соискательского опыта и стажа работы у респондентов.
Выводы
Анализ результатов проведенного авторами исследования позволяет сделать вывод, что проблемы и трудности, которые возникают у выпускников с ограниченными возможностями здоровья, во многом являются характерными, типичными для молодых специалистов, завершивших обучение в вузе и имеющих первый опыт поиска работы и трудоустройства. Однако существует ряд факторов, осложняющих поиск работы и трудоустройство именно выпускников с ОВЗ: 1) наличие ограничений по состоянию здоровья, несомненно, обусловливает более узкий выбор вариантов профессиональной сферы деятельности для лиц с ОВЗ, ограничение возможностей на получение профессионального образования и дальнейшую трудовую деятельность; 2) при выборе и поиске работы соискатели с ОВЗ вынуждены ориентироваться на такие аспекты, как возможность относительно быстро добираться до места работы, гибкий, в том числе дистанционный, режим деятельности, специально оборудованное рабочее место, адаптированное к возможностям и ограничениям состояния здоровья кандидата на должность, наличие специально оборудованного входа в здание, удобство перемещения внутри него для маломобильных групп; 3) эффективность трудоустройства студентов с ОВЗ во многом зависит от активной деятельности вузов и других заинтересованных государственных, общественных организаций по содействию их социально-трудовой адаптации, поиску подходящих вакансий и дальнейшему устройству и др.
С целью активизации реализации принципов инклюзии, адаптации социального пространства для эффективной социализации возрастающего в последние десятилетия количества людей с ограниченными возможностями и их интеграции в «большое» общество, наш взгляд, целесообразно внедрять перспективные зарубежные практики так называемого «поддерживаемого трудоустройства» лиц с ОВЗ. Создание в российском обществе модели «поддерживаемого трудоустройства» позволит нивелировать актуальные проблемы и трудности, возникающие у выпускников и молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья в процессе поиска работы, трудоустройства и в период дальнейшей адаптации на новом рабочем месте, а также будет способствовать оперативному реагированию на вновь возникающие потребности соискателей и запросы работодателей.
Перспективной, на наш взгляд, интеграционной мерой, увеличивающей возможности трудоустройства выпускников с ОВЗ, являются развитие системы менее жестких форм занятости и расширение рынка фриланс-услуг (удаленная занятость, надомная работа, самозанятость и др.). Преимущества таких видов занятости: 1) работодателю не нужно будет обустраивать специальное рабочее место; 2) станет неактуальной проблема транспортной и архитектурной доступности места работы; 3) расширится спектр групп лиц с ОВЗ и инвалидностью, имеющих возможность трудоустройства, так, в частности, надомная работа является одним из немногих вариантов деятельности для лиц с инвалидностью I группы.
Библиографический список
[1] Федеральная служба государственной статистики РФ: [сайт]. - URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 24.01.2021). - Текст : электронный.
[2] Социальное положение и уровень жизни населения России 2019 г. : статистический сборник / Росстат. - Москва, 2019. - URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_44/Main.htm. -Текст : электронный.
[3] Policy and challenges of building schools as inclusive communities / S. Curcic, S. L. Gabel, V. Zeitlin [et al.]. - DOI 10.1080/13603116.2010.496206. - Direct text // International Journal of Inclusive Education. - 2011. - Vol. 15, Issue 1. - P. 117-133.
[4] Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.01.2021). - Текст : электронный.
[5] Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон № 181 -ФЗ : [принят Государственной думой 20 июля 1995 года : Советом Федерации 15 ноября 1995 года]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 24.01.2021). - Текст : электронный.
[6] Распоряжение Кабинета министров Республики Татарстан от 17 августа 2009 года № 1012-р «О мерах по реализации прав детей-инвалидов на получение начального и среднего профессионального образования» : [утверждено Кабинетом Министров Республики Татарстан]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/917034544 (дата обращения: 24.01.2021). - Текст : электронный.
[7] Riddell, S. Disabled students in higher education: discourses of disability and the negotiation of identity / S. Riddell, E. Weedon. - DOI 10.1016/j.ijer.2013.02.008. - Direct text // International Journal of Educational Research. - 2014. - Vol. 63. - P. 38-46.
[8] Russian Education in the Context of the Third Generation Universities' Discourse: Employers' Evaluation / O. Maximova, V. Belyaev, O. Laukart-Gorbacheva [et al.]. - Direct text // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11, Issue 16. -P. 9101-9112.
[9] Slaughter, S. Academic Capitalism : Politics, Policies, and the Entrepreneurial University / S. Slaughter, L. L. Leslie. - Direct text. - Baltimore, MD : Johns Hopkins University Press, 1997. - 422 p.
[10] Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» : [сайт]. - URL: https://perspektiva-inva.ru/ (дата обращения: 24.01.2021). - Текст : электронный.
[11] Самые привлекательные работодатели России : народный рейтинг. - Текст : электронный // Официальный сайт ВЦИОМ. - URL: https://old.wciom.ru/index. php?id=236&uid=10674 (дата обращения: 24.01.2021).
[12] Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE). Вып. 10 : сборник научных статей / Отв. ред. П. М. Козырева. - Москва : Высшая школа экономики, 2020. - 142 с. - Текст : непосредственный.
[13] Sainsbury, R. Labour market participation of persons with disabilities - how can Europe close the disability employment gap? / R. Sainsbury. - Text : electronic // The Right to Work of Persons with Disabilities - International Perspectives University of Kassel, 8-10 March 2017. - URL: http://www.the-right-to-work.com/files/2017/plenum/ Tag2/Sainsbury 09_03_2017_Kassel.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
References
[1] Federal State Statistics Service of the Russian Federation. (In English). Available at: https://www.gks.ru
[2] Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Rossii 2019 g.: statisticheskiy sborni. (2019). Rosstat. Moscow. (In Russian). Available at: https:// gks.ru/bgd/regl/b19_ 44/Main.htm
[3] Curcic, S., Gabel, S. L., Zeitlin, V., Cribaro-DiFatta, S. & Glarner, C. (2011) Policy and challenges of building schools as inclusive communities. International Journal of Inclusive Education, 15(1), pp. 117-133. (In English). DOI: 10.1080/13603116.2010.496206
[4] Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon No 273-FZ. (In Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
[5] Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon No 181-FZ. (In Russian). Available at: http://www.consul-tant.ru/ document/cons_doc_LAW_8559/
[6] Rasporyazhenie Kabineta ministrov Respubliki Tatarstan ot 17.08.2009 No 1012-r "O merakh po realizatsii prav detey-invalidov na poluchenie nachal'nogo i srednego pro-fessional'nogo obrazovaniya". (In Russian). Available at: https://docs.cntd.ru/document/ 917034544
[7] Riddell, S., & Weedon, E. (2014). Disabled students in higher education: discourses of disability and the negotiation of identity. International Journal of Educational Research, 63, pp. 38-46. (In English). DOI: 10.1016/j.ijer.2013.02.008
[8] Maximova, O., Belyaev, V., Laukart-Gorbacheva, O., Nagmatullina, L., & Hamzina, G. (2016). Russian Education in the Context of the Third Generation Universities' Discourse: Employers' Evaluation. International Journal of Environmental and Science Education, 11(16), pp. 9101-9112. (In English).
[9] Slaughter, S., & Leslie, L. L. (1997) Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore, MD, Johns Hopkins University Press, 422 p. (In English).
[10] Regional'naya obshchestvennaya organizatsiya lyudey s invalidnost'yu "Perspektiva". (In Russian). Available at: https://perspektiva-inva.ru/
[11] Samye privlekatel'nye rabotodateli Rossii: narodnyy reyting. (In Russian). Available at: https://old.wciom.ru/index.php?id=236&uid=10674
[12] Kozyreva, P. M. (Ed.). 2020. Vestnik Rossiyskogo monitoringa ekonomicheskogo polozheniya i zdorov'ya naseleniya NIU VSHE (RLMS HSE). Vypusk 10. Moscow, Vysshaya shkola ekonomiki Publ., 142 p. (In Russian).
[13] Sainsbury, R. (2017). Labour market participation of persons with disabilities - how can Europe close the disability employment gap? The Right to Work of Persons with Disabilities -International Perspectives University of Kassel, March, 8-10, 2017. (In English). Available at: http://www.the-right-to-work.com/files/2017/plenum/Tag2/Sainsbury09_03_2017_Kassel.pdf
Получена / Submitted: 29/03/2021
Доработана / Revised: 13/04/2021
Принята к публикации / Accepted: 29/04/2021