В. З. Кантор, А. П. Антропов, Е. О. Корнилова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ КАК РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ОРИЕНТИРЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
В статье в реабилитационно-педагогическом контексте рассматривается проблема трудоустройства молодых людей с инвалидностью по окончании ими вузовского обучения. Представляются и анализируются результаты мониторинга трудоустройства выпускников вузов из числа инвалидов, характеризуются и в реабилитационно-педагогической плоскости осмысливаются причины, осложняющие трудоустройство выпускников с инвалидностью, оценивается их нуждаемость в тех или иных видах помощи при трудоустройстве. С этих позиций определяется проблемное поле реа-билитационно-педагогического сопровождения трудоустройства выпускников вузов из числа инвалидов, намечаются подходы к разработке и внедрению эффективных форм такого сопровождения, в русле чего освещается практический опыт реализации соответствующей деятельности.
Ключевые слова: реабилитационно-педагогическое сопровождение, инвалиды, социально-трудовая реабилитация лиц с инвалидностью, выпускники вузов, трудоустройство, мотивация к трудовой деятельности, профессионально-трудовые возможности и потребности инвалидов.
V. Kantor, A. Antropov, E. Kornilova
EMPLOYABILITY OF DISABLED UNIVERSITY GRADUATES AS AN ISSUE OF PROFESSIONAL TRAINING AND REHABILITATION: GUIDELINES FOR ASSISTANCE AND SUPPORT
The article focuses on the problem of the employment prospects for university graduates with disabilities in the context of their professional training and rehabilitation. In this paper, we outline and analyse the results of monitoring the employment status of university graduates with disabilities, identify the factors that prevent them from finding jobs, and evaluate these factors as well as the graduates' need for employment assistance in the context ofprofessional training and rehabilitation. In the framework of our research, we define the problems that need to be solved in order to provide disabled graduates with the appropriate training and rehabilitation assistance in the employment process. Furthermore, we present our experience in providing assistance and support in this sphere, and outline efficient approaches to the design and implementation of employment assistance schemes.
Keywords: rehabilitation and professional training assistance, disabled individuals, social and professional rehabilitation of the disabled, university graduates, employment, professional motivation, disabled individuals' professional employment opportunities and needs.
Эффективное трудоустройство выпускников вузов и их успешное закрепление на рабочих местах в соответствии с полученной профессией выступает в настоящее время в качестве одного из приоритетов политики в сфере высшего образования и социальной политики в целом. об этом убедительно свидетельствует внимание, уделяемое вопросам трудоустройства молодых людей, заканчи-
вающих отечественные вузы, как на высшем уровне государственной власти [1], так и исследователями, представляющими различные отрасли научного знания [см., напр., 11; 13; 16 и др.].
вместе с тем специфическую и во многом проблемную категорию выпускников вузов представляют собой выпускники из числа инвалидов, применительно к которым решение
задачи трудоустройства существенно осложняется [см., напр., 6; 12; 15 и др.]. Закономерно поэтому, что в контексте так называемой политики инвалидности вопросы доступности высшего образования для лиц с инвалидностью и вопросы их занятости рассматриваются рядоположенно [14].
Между тем ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов [2] обязывает к реализации заложенной в ней инклюзивной парадигмы, касающейся профессионального образования и трудовой занятости лиц с инвалидностью.
Речь идет о двух взаимодополняющих императивах.
С одной стороны, должно обеспечиваться инклюзивное образование лиц с инвалидностью на всех уровнях, включая доступ к общему высшему образованию (ст. 24), а с другой — расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов, оказание им помощи в поиске и получении работы, причем необходимо создание условий, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми для инвалидов и инклюзивными (ст. 27) [3].
С этой точки зрения ключевое значение приобретает осуществление на межведомственной основе преемственного сопровождения вузовского образования и трудоустройства лиц с инвалидностью в рамках организационно-педагогической вертикали «школа и профориентационная работа в ней — инклюзивное обучение в вузе — выход на открытый рынок труда через поддерживаемое трудоустройство — постдипломная супервизия инвалида на месте работы». И в данном контексте весьма своевременным и адекватным управленческим решением, по существу воплощающим соответствующую логику, выступает утверждение межведомственной Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве [4].
Тем большую важность в свете этого приобретает уяснение содержательных ориенти-
ров сопровождения преемственного перехода лиц с инвалидностью от вузовского обучения к профессионально-трудовой деятельности, на базе чего, в свою очередь, могут быть определены эффективные формы такого сопровождения.
В концептуальном плане отправной точкой здесь служит осознание того, что профессиональное образование лиц с инвалидностью выступает в качестве педагогического средства их социально-трудовой реабилитации
[8], а вуз, ведущий инклюзивное обучение инвалидов, является в функциональном отношении двойственной — реабилитационно-образовательной — педагогической системой
[9]. Следовательно, требуемое сопровождение должно выступать как реабилитационно-педагогическое, т. е. воплощающее применительно к социально-трудовой сфере сущностные характеристики педагогической реабилитации [7].
Конкретные же его содержательные аспекты могут быть раскрыты в свете тех проблем, которые обнаруживаются в практике трудоустройства выпускников вузов из числа инвалидов.
К пониманию номенклатуры и сущности этих проблем продвигают результаты специального мониторинга, проведенного в целях уяснения фактической картины трудоустройства инвалидов — выпускников вузов, а также определяющих ее факторов, и охватившего 9 государственных и негосударственных вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области1. В их число вошли:
• Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики;
• Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена;
1 Мониторинг осуществлялся в рамках государственного задания Минобрнауки РФ на выполнение работ по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях создания сети ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных организаций высшего образования.
• Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
• Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина;
• Национальный открытый институт, Санкт-Петербург;
• Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет;
• Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С. М. Кирова;
• Санкт-Петербургский государственный экономический университет;
• Русская христианская гуманитарная академия.
Диагностико-методической основой мониторинга послужила специальная анкета для выпускников, вопросы которой касались как их трудовой занятости на текущий момент и особенностей ее детерминации, так и работы вуза, где они учились, в области содействия их трудоустройству.
Мониторинг проводился в два этапа.
На первом этапе, в 2017 г., были собраны и проанализированы анкеты 33 инвалидов, закончивших обучение в вузах в том же году, что позволило увидеть некоторые контуры проблемного поля, существующего в сфере трудоустройства молодых специалистов из числа лиц с инвалидностью [10].
Дополнение же — на втором этапе, реализованном в 2018 г., — мониторинговых данных за счет опроса еще 28 новых выпускников-инвалидов дало в итоге возможность оперировать информацией из 61 анкеты, полученной от лиц с инвалидностью, освоивших в общей сложности основные профессиональные образовательные программы по более чем 20 направлениям подготовки, охватывающим как общественно-научную и экономико-правовую, так и инженерно-техническую, психолого-педагогическую и естественнонаучную области знания.
В плане принадлежности к тем или иным нозологическим группам выборку составили выпускники с инвалидностью:
• по зрению — 8 чел.;
• по слуху — 6 чел.;
• вследствие нарушения опорно-двигательного аппарата — 21 чел.;
• по общему заболеванию — 26 чел.
Ключевым аспектом мониторинга выступала оценка эффективности трудоустройства выпускников-инвалидов и его качества.
Согласно полученным данным из 61 выпускника, принявшего участие в анкетировании, трудоустроены 35 чел. (57,37 % выборки), из них по специальности — 22, не по специальности — 13, причем — и это служит позитивной характеристикой деятельности вузов в сфере трудоустройства выпускников-инвалидов — среди выпускников, трудоустроившихся по специальности, все, кроме одного, удовлетворены полученной работой, несмотря на то что у 4 из них зарплата ниже средней по региону. При этом из трудоустроившихся не по специальности 3 выпускника удовлетворены своей работой, причем каждый из них имеет полную занятость, а у двоих из них зарплата выше средней по региону. В свою очередь, 2 выпускника, трудоустроенных не по специальности, напротив, не удовлетворены работой, и оба получают зарплату ниже средней по региону. Показательно, что удовлетворенность/неудовлетворенность выпускников-инвалидов работой при трудоустройстве не по специальности в 4 случаях из 5 корреспондирует с уровнем зарплаты.
Среди тех выпускников с инвалидностью, кто на момент проведения мониторинга оставался нетрудоустроенным (26 чел.), 7 чел. имеют нарушение зрения, 8 чел. — нарушение опорно-двигательного аппарата, 11 чел. — общее заболевание.
Таким образом, если инвалиды по слуху вовсе не столкнулись с проблемами в трудоустройстве по окончании вуза, а применительно к выпускникам из числа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
и выпускникам — инвалидам по общему заболеванию показатели трудоустройства даже превышают показатель по выборке в целом (соответственно 61,90 % и 57,69 %), то выпускники с инвалидизирующим нарушением зрения — за исключением всего лишь одного из них — места работы не имеют. Следовательно, выпускники — инвалиды по зрению представляют собой своего рода группу риска как субъекты трудоустройства, и именно на них должны быть ориентированы дополнительные меры в сфере содействия занятости выпускников из числа инвалидов.
Между тем проведенный мониторинг позволил зафиксировать совокупность причин, осложняющих трудоустройство выпускников с инвалидностью.
Как свидетельствует сравнительная частотность упоминания этих причин респондентами (см. табл. 1), трудоустройству выпускников вузов из числа инвалидов препятствуют прежде всего ограничения, прямо или косвенно связанные именно с аномальным фактором, будь то состояние здоровья, особенности семейного статуса или уровень мобильности. С другой стороны, социально-трудовой интеграции выпускников вузов с инвалидностью мешает неблагоприятная для них ситуация на рынке труда, что выражается в отсутствии вакансий или их заведомой непривлекательности в финансовом отношении, а также в неоснащенности потенциальных рабочих мест специальным оборудованием, необходимым для инвалидов, и др.2
В данном контексте особенно актуальным становится вопрос о характере нуждаемости вузовских выпускников-инвалидов в помощи при трудоустройстве, причем субъектами такой помощи могут выступать, с одной стороны, ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, функциони-
2 Еще одним обстоятельством, в связи с которым выпускники из числа инвалидов не трудоустраиваются, является продолжение ими профессионального образования — обучение в магистратуре, которое было упомянуто в 6 случаях.
рующие в сетевом формате на базе целого ряда вузов [5], а с другой — службы занятости населения.
И с этой точки зрения обращает на себя внимание тот установленный в ходе мониторинга факт, что существенной частью опрошенных подобная помощь в принципе не востребуется: и применительно к ресурсному учебно-методическому центру, и применительно к службе занятости в 11 случаях респондентами был избран вариант ответа «помощь не нужна»; но если 10 респондентов, занявших такую позицию, на момент мониторинга уже трудоустроились и, более того, испытывали удовлетворенность своей работой, а значит, в текущей ситуации объективно не нуждались в помощи в соответствующем отношении, то отказ от помощи при трудоустройстве, полученный от того респондента, который в период проведения мониторинга не имел какого-либо места работы, свидетельствует о его пассивности в вопросе трудоустройства или о пессимистичном взгляде на перспективы собственной трудовой занятости в целом.
Анализ же частотности упоминания опрошенными выпускниками конкретных видов или аспектов помощи, в получении которой от ресурсного учебно-методического центра (см. табл. 2) или от службы занятости (см. табл. 3) они нуждаются, свидетельствует о том, что система помощи выпускникам вузов из числа инвалидов должна так или иначе разворачиваться прежде всего вокруг поиска и предложения для них оптимальных вакансий, соответствующих требованиям индивидуальной программы реабилитации.
В то же время на фоне активной установки целого ряда выпускников на повышение собственной готовности к трудоустройству путем повышения квалификации, совершенствования навыков поиска работы и самопрезентации и т. п. обнаруживается и противоположная, во многом бездеятельная, позиция, связанная с ориентацией выпускника лишь на потребление услуг, в том числе в форме получения пособия по безработице.
Таблица 3
нуждаемость выпускников вузов из числа лиц с инвалидностью в помощи при трудоустройстве со стороны службы занятости населения
Таблица 1
Препятствия в трудоустройстве выпускников вузов из числа лиц с инвалидностью
Причина, препятствующая трудоустройству Количество упоминаний респондентами
Наличие ограничений по состоянию здоровья 14
Отсутствие подходящих вакансий 10
Сложности с передвижением до работы и обратно 6
Семейные обстоятельства 5
Отсутствие/недостаток квалификации 5
Потребность в специально оборудованном рабочем месте 4
Низкая зарплата на вакантных рабочих местах 3
Отношение окружающих 3
Таблица 2
нуждаемость выпускников вузов из числа лиц с инвалидностью в помощи при трудоустройстве со стороны ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Вид помощи Количество упоминаний респондентами
Помощь в подборе вакансий 21
Помощь в составлении резюме 12
Информирование о ярмарках вакансий для лиц с ОВЗ и инвалидностью 15
Помощь в получении государственных услуг по линии службы занятости 7
Подготовка к собеседованию с работодателем 6
Вид помощи Количество упоминаний респондентами
Поиск подходящей работы 20
Участие в специализированных ярмарках вакансий 10
Выплата пособия по безработице 9
Дополнительное профессиональное образование 5
Получение навыков эффективного поиска работы (профориентация) 4
Обеспечение временной занятости 3
Содействие в переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости 2
Профессиональное обучение 1
Помощь при открытии собственного дела 8
Это к тому же сочетается с низкой самооценкой некоторыми выпускниками своей квалификации и с ощущением негативного отношения окружающих.
Таким образом, проблемное поле реаби-литационно-педагогического сопровождения трудоустройства выпускников вузов из числа инвалидов определяется:
— недостаточной эффективностью практики квотирования рабочих мест для инвалидов;
— отсутствием межведомственного и профессионально-общественного взаимодействия как основы преемственности всех уровней профессионального образования лиц с инвалидностью, их трудоустройства и закрепления на рабочих местах;
— несформированностью у части работодателей знаний и адекватных представлений о профессионально-трудовых возможностях и потребностях инвалидов с высшим образованием и условиях их реализации;
— недостаточностью информационной поддержки трудоустройства инвалидов с высшим образованием, их ограниченной осведомленностью об имеющихся вакансиях;
— низкой мотивацией инвалидов — выпускников вузов к трудовой деятельности;
— отсутствием у инвалидов — выпускников вузов навыков самопрезентации, составления резюме, прохождения собеседования с работодателем и т. п.
В данном контексте очевидной становится необходимость реализации системной социально-реабилитационной деятельности, разворачивающейся как в направлении, связанном с мотивированием работодателей к трудоустройству инвалидов с высшим образованием и с повышением уровня компетентности работодателей и сотрудников служб занятости населения в вопросах делового взаимодействия с инвалидами, так и в направлении реабилитационно-педагогической поддержки самих студентов и выпускников с инвалидностью. Помощь же выпускникам с инвалидностью в трудоустройстве должна сочетать в себе и собственно подбор для них оптимальных рабочих мест, и осуществление реабилитационных психолого-педагогических мер по нейтрализации их неадекватных социальных установок, обнаруживающихся применительно к профессионально-трудовой сфере.
Именно эта логика и определяет подходы к поиску и внедрению форм реабилитацион-
но-педагогического сопровождения трудоустройства выпускников вузов из числа инвалидов, причем перспективный путь здесь связан с опорой на комплексные формы, позволяющие интегрировать в едином информационном пространстве и пространстве партнерского взаимодействия:
— студентов-инвалидов как потенциальных соискателей рабочих мест;
— вузы как социальные институты, отвечающие за качественную профессиональную подготовку специалистов из числа лиц с инвалидностью и их постдипломную су-первизию;
— потенциальных работодателей как субъектов обеспечения трудовой занятости инвалидов с высшим образованием;
— службы, организации и т. п., функционирующие в сфере содействия занятости инвалидов, как структуры, выступающие в качестве посредников в трудоустройстве выпускников вузов из числа инвалидов.
Практическим воплощением данных установок может служить цикл региональных реабилитационно-педагогических мероприятий, проведенных Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, функционирующим на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Целевыми группами первого мероприятия — интерактивной площадки «Профессионально-трудовая реабилитация и интеграция инвалидов» — выступили представители работодателей и служб Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с решением задач трудоустройства инвалидов из числа выпускников вузов.
Это мероприятие имело прежде всего информационно-просветительскую направленность, предполагая формирование у сотрудников государственных органов, специалистов сферы трудоустройства и занятости, работников реабилитационных учреждений, а также социальных предпринимателей базовых знаний об особенностях и условиях развития
и реализации профессионально-трудового потенциала выпускников вузов с инвалиди-зирующими нарушениями здоровья, в частности — выпускников из числа инвалидов по зрению и по слуху.
В интерактивном формате участники мероприятия были ознакомлены со спецификой профессионально-трудовой реабилитации инвалидов с высшим образованием, особенностями взаимодействия трудового коллектива с инвалидами различных категорий.
Целевыми группами второго мероприятия — вечера вопросов и ответов «Карьера без барьеров» — явились студенты-инвалиды, сотрудники вузов, в которых они обучаются, и представители служб занятости и организаций-работодателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Мероприятие, имевшее практико-коммуникативную направленность, также прошло в интерактивном формате, что позволило его участникам в непосредственном общении обсудить эффективные механизмы поддержки трудоустройства инвалидов с высшим образованием и пути обеспечения их стабильной трудовой занятости. Дискурс же был связан с опытом реализации специальных проектов и программ по комплексному сопровождению выпускников вузов из числа инвалидов различных категорий на этапах поиска и подбора места работы, а также содействия их профессиональной адаптации в трудовом коллективе.
Логическим продолжением этой тематической линии стало третье мероприятие — «Молодые специалисты и выпускники вузов с инвалидностью и ОВЗ: региональные программы содействия трудоустройству», проведенное в очном и онлайн-режиме. После презентации реализуемых в регионе специальных форматов поддержки трудоустройства инвалидов с высшим образованием были даны ответы на вопросы выпускников-инвалидов и сообщена контактная информация, касающаяся возможностей трудоустройства в регионе.
В следующем мероприятии — мастер-классе «Технологии безбарьерного трудо-
устройства», прошедшем также в очной и он-лайн-формах, приняли участие работодатели и представители служб занятости, которые осветили эффективные практики содействия трудоустройству выпускников вузов из числа инвалидов, реализуемые в регионе.
Наконец, целевыми группами регионального круглого стола «Трудоустройство молодежи из числа инвалидов с высшим образованием в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: проблемы и возможности» выступили работодатели, специалисты региональных служб занятости, студенты-инвалиды и преподаватели вузов. Это мероприятие имело практико-ориентированную направленность: его центральным элементом явился психологический тренинг, нацеленный на формирование у студентов-инвалидов мотивации к трудоустройству. Этот тренинг, проведенный специалистами сферы кадрового менеджмента, помог студентам-инвалидам глубже осознать свои потребности в трудоустройстве и по-новому оценить предлагаемые вакансии, а представителям вузов позволил четче увидеть целевые ориентиры работы по подготовке таких студентов к трудоустройству по окончании обучения.
Тем самым реализованные мероприятия в их совокупности продвинули к становлению своего рода региональной реабилитационно-педагогической платформы:
— межвузовского, межведомственного и профессионально-общественного взаимодействия и коммуникации в области трудоустройства и обеспечения занятости выпускников вузов из числа инвалидов;
— консалтинга студентов-инвалидов по вопросам самопрезентации и оформления документации, необходимой при трудоустройстве, подготовки к собеседованию с работодателем, прохождения стажировки и т. п.;
— консалтинга и сопровождения работодателей в аспекте взаимодействия с инвалидами различных категорий в профессионально-трудовой сфере, оснащения их рабочих мест и т. п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Заседание попечительского совета МГУ // Администрация Президента России. Официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53770 (дата обращения: 08.11.2019).
2. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70170066/paragraph/1:0 (дата обращения: 08.11.2019).
3. Конвенция ООН о правах инвалидов. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/OON_02_site.pdf (дата обращения: 08.11.2019).
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154 «Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве». URL: http://base.garant.ru/72139590/ #ixzz653mZ19TQ (дата обращения: 08.11.2019).
5. Антропов А. П., Кантор В. З. Региональные системы инклюзивного высшего образования: ресурсный учебно-методический центр как институциональное решение // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2018. Вып. 3 (ч. 2). С. 459-465.
6. Аржаных Е. В., Гуркина О. А., Терехова А. М. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 35-44.
7. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. СПб.: Каро, 2004. 240 с.
8. Кантор В. З. Реабилитационный потенциал инвалидов: к проблеме системного педагогического анализа // Специальное образование. 2012. № 1. С. 44-53.
9. Кантор В. З. Социально-реабилитационное сопровождение интегрированного вузовского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: научно-практические основы // Образование на протяжении всей жизни: разнообразие идей, концепций, форм, методов, технологий. Т. 7. Обучение лиц со специальными потребностями / под ред. С. С. Лебедевой, Г. Г. Иванова. СПб.: Политехника-сервис, 2013. С. 94-114.
10. Кантор В. З., Антропов А. П. Вузовское образование и социально-трудовая интеграция инвалидов: к проблеме постдипломного сопровождения выпускников // Экология детства: особый ребенок и общество: материалы XXV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Экология детства». СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 20-23.
11. Креховец Е. В., Леонова Л. А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: тендерный анализ // Женщина в российском обществе. 2017. № 3 (84). С. 58-69.
12. Муллер О. Ю. Актуальные проблемы трудоустройства выпускников с ограничениями здоровья // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2(23). С. 173-176.
13. Павлова О. Н., Казин Ф. А., БутаковН. А. Профильность трудоустройства выпускников // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3. С. 38-56.
14. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. М.: Научная книга, 2006. 260 с.
15. Рыбалкина Л. Г. Содействие профессиональному развитию и трудоустройству студентов, выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3(23). С. 35-39.
16. Сычева О. В. Трудоустройство выпускников вузов: проблемы и их решения // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4(55). С. 91-97.
REFERENCES
1. Zasedanie popechitel'skogo soveta MGU // Administratsiya Prezidenta Rossii. Ofitsial'nyj sayt. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53770 (data obrashcheniya: 08.11.2019).
2. Federal'nyj zakon ot 3 maya 2012 g. № 46-FZ «O ratifikatsii Konventsii o pravah invalidov». URL: http:// ivo.garant.ru/#/document/70170066/paragraph/1:0 (data obrashcheniya: 08.11.2019).
3. Konventsiya OON o pravah invalidov. URL: http://ombudsmanspb.ru/files/files/00N_02_site.pdf (data obrashcheniya: 08.11.2019).
4. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF, Ministerstva prosveshcheniya RF i Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF ot 14 dekabrya 2018 g. № 804n/299/1154 «Ob utverzhdenii Tipovoy programmy soprovozhdeniya invalidov molodogo vozrasta pri poluchenii imi professional'nogo obrazovaniya i sodeystviya
H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha
v posleduyushchem trudoustroystve». URL: http://base.garant.ru/72139590/#ixzz653mZ19TQ (data obrashcheniya: 08.11.2019).
5. Antropov A. P., Kantor V. Z. Regional'nye sistemy inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya: resursnyj uchebno-metodicheskiy tsentr kak institutsional'noe reshenie // Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU. 2018. Vyp. 3 (ch. 2). S. 459-465.
6. Arzhanyh E. V., Gurkina O. A., TerehovaA. M. Trudoustroystvo vypusknikov s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 10. S. 35-44.
7. Kantor V. Z. Pedagogicheskaya reabilitatsiya i stil' zhizni slepyh i slabovidyashchih. SPb.: Karo, 2004. 240 s.
8. Kantor V. Z. Reabilitatsionnyj potentsial invalidov: k probleme sistemnogo pedagogicheskogo analiza // Spetsial'noe obrazovanie. 2012. № 1. S. 44-53.
9. Kantor V. Z. Sotsial'no-reabilitatsionnoe soprovozhdenie integrirovannogo vuzovskogo obrazovaniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: nauchno-prakticheskie osnovy // Obrazovanie na protyazhenii vsey zhizni: raznoobrazie idey, kontseptsiy, form, metodov, tehnologiy. T. 7. Obuchenie lits so spetsial'nymi potrebnostyami / pod red. S. S. Lebedevoy, G. G. Ivanova. SPb.: Politehnika-servis, 2013. S. 94-114.
10. Kantor V. Z., Antropov A. P. Vuzovskoe obrazovanie i sotsial'no-trudovaya integratsiya invalidov: k probleme postdiplomnogo soprovozhdeniya vypusknikov // Ekologiya detstva: osobyj rebenok i obshchestvo: materialy XXV Mezhdunarodnoy konferentsii «Rebenok v sovremennom mire. Ekologiya detstva». SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2018. S. 20-23.
11. Krehovets E. V., Leonova L. A. Trudoustroystvo vypusknikov vysshih uchebnyh zavedeniy: gendernyj analiz // Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. 2017. № 3 (84). S. 58-69.
12. Muller O. Yu. Aktual'nye problemy trudoustroystva vypusknikov s ogranicheniyami zdorov'ya // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya. 2018. T. 7, № 2(23). S. 173-176.
13. Pavlova O. N., Kazin F. A., Butakov N. A. Profil'nost' trudoustroystva vypusknikov // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. T. 21. № 3. S. 38-56.
14. Romanov P. V., Yarskaya-Smirnova E. R. Politika invalidnosti: sotsial'noe grazhdanstvo invalidov v sovremennoy Rossii. M.: Nauchnaya kniga, 2006. 260 s.
15. RybalkinaL. G. Sodeystvie professional'nomu razvitiyu i trudoustroystvu studentov, vypusknikov-invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: problemy i puti resheniya // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016. № 3(23). S. 35-39.
16. Sycheva O. V. Trudoustroystvo vypusknikov vuzov: problemy i ih resheniya // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2016. № 4(55). S. 91-97.