Статья / Article
УДК / UDC 331.5.024, 316.35
DOI 10.35231/18186653_2022_2_436
Проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью
Е. М. Старобина
Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. В статье рассматривается вопрос о трудовом устройстве выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью с учетом современных исследований. Описываются основные факторы и особенности, влияющие на общую картину занятости и профессионализации данных лиц.
Материалы и методы. Использовались методы информационного поиска, анализа статистических данных, качественного описания проблематики на основе исследованных данных. В качестве информационной базы исследования использованы статистические данные Росстата, которые характеризуют занятость и профессиональную подготовку молодых инвалидов, а также собственные исследования автора.
Результаты исследования. Описана определенная в ходе исследования проблематика целевого контингента в аспекте трудоустройства, занятости, а также раскрыты направления решения выявленных проблем. При увеличении численности обучающихся с инвалидностью, получающих профессию, за последние восемь лет практически в два раза, только 40% работающих инвалидов, закончивших организацию высшего или среднего профессионального образования, работают по полученной специальности. Выявлены основные субъективные и объективные причины, сдерживающие эффективное трудовое устройство выпускников с инвалидностью. Основной субъективной (личной) причиной является ограничение из-за состояния здоровья. Отсутствие системы поощрения работодателей, трудоустраивающих инвалидов, недостаточная доступность рабочих мест и самих предприятий являются объективными причинами.
Обсуждения и выводы. На основании анализа уровня профессионального образования и трудового устройства выпускников с инвалидностью можно сделать вывод о недостаточной результативности их трудоустройства. Комплекс мер по содействию трудоустройству граждан, получивших высшее образование, содержит всего одну позицию, связанную с трудоустройством выпускников с инвалидностью и ОВЗ, включающую содействие адаптации вновь трудоустраивающихся на рабочем месте и организацию наставничества. Новизна исследования состоит в выявлении объективных и субъективных причин незанятости на рынке труда выпускников с инва-
© Старобина Е.М., 2022
лидностью, а также в анализе влияния инвалидности на конкурентоспособность человека с учетом российского и зарубежного опыта. Значимость исследования состоит в выявлении направлений расширения работы по повышению результативности трудоустройства данного контингента выпускников профессиональных образовательных организаций, расширению их конкурентных возможностей.
Ключевые слова: выпускники, учреждения профессионального образования, инвалидность, трудоустройство.
Для цитирования: Старобина Е.М. Проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. -С. - 436-447. DOI 10.35231/18186653_2022_2_436
Problems of employment of graduates of professional educational
organizations with disabilities
Elena M. Starobina
Federal scientific center of rehabilitation of the disabled n.a. G.A. Albrecht, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The purpose of the article is to analyze the state of the issue of the employment structure of graduates of professional educational organizations with disabilities, taking into account modern research. The main factors and features affecting the overall picture of employment and professionalization of these persons are described.
Materials and methods. The methods of information retrieval, analysis of statistical data, qualitative description of the problems based on the studied data were used. The statistical data of Rosstat, which characterize the employment and vocational training of young disabled people, as well as the author's own research, were used as the information base of the study.
The results of the study. The problems of the target contingent determined in the course of the study in the aspect of employment are described, as well as the directions of solving the identified problems are disclosed. With an increase in the number of students with disabilities receiving a profession, since 2014, over the past 8 years, almost 2 times, only 40% of working disabled people who have graduated from the organization of higher or secondary vocational education work in their specialty. The main subjective and objective reasons hindering the effective work arrangement of graduates with disabilities have been identified. The main subjective (personal) reason is the restriction due to the state of health. The lack of a system of incentives for employers employing disabled people and the lack of accessibility of workplaces and enterprises themselves are objective reasons.
Discussions and conclusions. Based on the results of the analysis of the level of vocational education and the employment structure of graduates with disabilities, it can be concluded that the effectiveness of their employment is insufficient. The set of measures to promote the employment of citizens who have received higher education contains only one
position related to the employment of graduates with disabilities and HIA, including assistance in the adaptation of newly employed in the workplace and the organization of mentoring. The novelty of the study consists in identifying objective and subjective reasons for the lack of employment in the labor market of graduates with disabilities, as well as in analyzing the impact of disability on human competitiveness, taking into account Russian and foreign experience. The significance of the study is to identify areas of expansion of work to improve the effectiveness of employment of this contingent of graduates of vocational educational organizations, to expand their competitive opportunities.
Key words: graduates, professional educational organizations, disability, employment.
For citation: Starobina, E.M. (2022) Problemy trudoustroystva vypusknikov profes-sional'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy s invalidnost'yu [Problems of employment of graduates of professional educational organizations with disabilities]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 436-447. DOI 10.35231/18186653_2022_2_436
Введение
С каждым годом профессиональное образование на любом уровне становится более доступным для обучающихся, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья (далее - ОВЗ). В то же время у выпускников данной категории возникают значительные трудности при поиске работы из-за того, что их трудовые возможности ограничены, и поэтому им требуется определенная поддержка специалистов как образовательной организации, так и службы занятости. Выпускникам с инвалидностью трудно конкурировать с работниками, не нуждающимися в доступном и специально оборудованном рабочем месте.
В ряде исследований, касающихся оценки эффективности трудоустройства выпускников-инвалидов, где анкетировались как ищущие работу инвалиды, недавно получившие профессию, так и специалисты службы занятости и работодатели, подтверждается, что ограничения здоровья значительно затрудняют поиск работы [1; 6; 7;12; 15]. Это отмечают и зарубежные авторы [20-23].
Так, в процессе исследования, проведенного в итальянских колледжах, было выявлено, что только 53% выпускников с ограниченными возможностями находят работу вскоре после окончания учебы, по сравнению с 84% выпускников, не имеющих инвалидности [18].
Таким образом, проблема трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ остается острой как в нашей стране, так и за рубежом, как на уровне учреждений профессионального образования, так и общества в целом.
Материалы и методы
Особенности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью изучались с использованием методов информационного поиска, анализа статистических данных, качественного описания проблематики на основе исследованных данных. В процессе исследования использовались статистические данные Рос-стата, отражающие состояние профессиональной подготовленности и трудовой занятости молодых инвалидов, а также собственные исследования автора. Использовались также методы эмпирического исследования: анкетирование, интервьюирование, метод экспертного опроса.
Результаты исследования
По данным Росстата1, численность обучающихся студентов с инвалидностью за последние восемь лет значительно возросла: в 2021/2022 учебном году по программам среднего профессионального образования на 15739 чел. и составила 34045 чел., по программам высшего образования - на 12181 чел., что составило 31100 чел.
В 2021/2022 учебном году по образовательным программам среднего профессионального образования было принято на обучение 11041 чел. (в 2013/2014 уч. году - 4456 чел.), выпущено специалистов - 6063 чел. (в 2013/2014 уч. году - 2533 чел.), по образовательным программам высшего образования принято на обучение студентов 9728 чел. (в 2013/2014 уч. году - 5194 чел.), выпущено специалистов - 4222 чел. (в 2013/2014 уч. году - 2500 чел.)2.
Наиболее востребованы у обучающихся с инвалидностью такие направления подготовки, как педагогическое образование, лечебное дело и педиатрия, юриспруденция и экономика, информатика и вычислитель-
1 Справка по вопросу повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования) [Информационно-аналитическое управление. Информационно-аналитический материал на тему: «Актуальные вопросы трудоустройства инвалидов молодого возраста после получения ими образования». URL: http://council.gov.ru/media/files/Halrso8GuLKuQdh0jMIZ07oVcZpYRobR.pdf (дата обращения: 06.05.2022).
2 Сведения об инвалидах - студентах, обучающихся по профессиональным образовательным программам. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 12.05.2022).
ная техника, менеджмент [5; 9; 11]. В процессе социологических исследований был выявлен контингент студентов с наиболее высоким уровнем профессионального образования. Прежде всего это слабовидящие - более 40% из них имеют высшее образование, более 30% - среднее профессиональное образование, 25% инвалидов с нарушением слуха имеют среднее профессиональное образование и 10% - высшее. Из инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата только 14% окончили колледжи и 25% вузы [10; 12; 15].
По данным комплексного наблюдения условий жизни населения в 2020 г., только 40% инвалидов, получивших профессиональное образование, работали по полученной профессии [14].
В регионах действуют более 120 базовых профессиональных образовательных организаций, которые оказывают содействие в получении профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья1. Также в стране действуют 21 ресурсный учебно-методический центр в системе высшего образования и 40 подобных центров в системе среднего профессионального образования, которые оказывают помощь 590 вузам в организации обучения инвалидов2. На базе Российского государственного социального университета функционирует федеральный РУМЦ. Также создано более 200 центров содействия трудоустройству студентов и выпускников (центры карьеры) в российских вузах. Анализ деятельности вузов по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью показал, что основными формами содействия являются следующие3:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов, включая трудоустройство;
- подготовка к трудоустройству в процессе изучения адаптационных дисциплин;
- организация специальных рабочих мест при проведении производственных практик;
- организация встреч студентов с инвалидностью с перспективными работодателями;
1 Информационно-аналитическое управление. Информационно-аналитический материал на тему: «Актуальные вопросы трудоустройства инвалидов молодого возраста после получения ими образования». URL: http://council.gov.ru/media/files/Halrso8GuLKuQdh0jMIZ07oVcZpYRobR.pdf (дата обращения: 06.05.2022)
2 Там же.
3 Там же.
- формирование совместно со службой занятости банка вакансий по тем специальностям, по которым ведется подготовка, включая квотируемые рабочие места.
В План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 годы1, который стал продолжением аналогичного документа, действовавшего в период с 2017 по 2020 гг., включены мероприятия по сопровождению студентов с инвалидностью в образовательном процессе и по их дальнейшему трудоустройству. План предусматривает, например, такие мероприятия, как проведение производственной и преддипломной практики в организации, направившей на целевое обучение; привлечение социально ориентированных НКО к предоставлению таких услуг, как сопровождение при поиске работы и адаптации на рабочем месте; организация оптимального межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов и учреждений службы занятости, образования, социальной защиты в процессе сопровождения трудоустройства выпускников с инвалидностью.
Анализ результатов трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью и с ОВЗ, подтвержденный рядом исследований, позволил выявить наиболее значимые барьеры при их трудоустройстве, которые все еще сохраняются, несмотря на закрепленные российским законодательством многочисленные меры социальной поддержки [1; 4; 12; 13; 15]:
- значительное влияние состояния здоровья на способность к выполнению трудовой деятельности;
- недостаточный учет особенностей инвалидов при создании рабочих мест, обеспечении их доступности;
- отсутствие системного внедрения методик содействия трудовому устройству инвалидов и закреплению их на рабочих местах;
- низкий уровень соответствия рынка услуг, предоставляемых образовательными организациями, требованиям рынка труда;
- недостаточный уровень общей социальной адаптации выпускников с инвалидностью, отсутствие у многих из них навыков профессионального самоопределения и построения карьеры.
1 Об утверждении плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2021-2024 гг.: Распор. Правительства РФ № 2655-р от 15 окт. 2020 г.
Опрос молодых инвалидов, проведенный в процессе исследования причин их трудовой незанятости, явился основой для определения наиболее важных из них [12]. Самый высокий рейтинг получили следующие субъективные причины:
- имеют ограничения к выполнению трудовой деятельности из-за состояния здоровья (77,8%);
- не имеют достаточной информации по трудоустройству (29,6%);
- неверие в свои трудовые возможности (28,1%).
Довольно низкий рейтинг имели следующие причины:
- не подходили условия труда (14,8%);
- беспокойство из-за ожидания неприязненного отношения коллег (12,3%);
- обладание разного рода зависимостями, такими как диета, прием лекарств и др. (8,9%);
- трудности при переговорах с работодателем (8,9%).
Инвалиды назвали следующие объективные причины их незанятости:
- работодатели не считают работников с инвалидностью полноценными сотрудниками;
- распространенное мнение среди работодателей - прием на работу инвалидов требует материальных вложений для оборудования рабочих мест;
- работодатели не заинтересованы в трудовом устройстве инвалидов;
- недостаточная доступность рабочих мест и самих предприятий.
Результаты опроса юношей и девушек с инвалидностью показали,
что юноши в равной мере оценивают как объективные, так и субъективные причины низкой занятости. Девушки в большей степени склонны придавать важное значение объективным причинам. Можно предположить, что молодые мужчины в большей степени готовы возложить ответственность за успешность своего трудоустройства лично на себя, а женщины -на внешние факторы.
Опрос респондентов-специалистов (из учреждений социального обслуживания, общественных организаций, службы занятости, работодателей) показал, что, по их мнению, наиболее значимыми факторами трудностей трудоустройства на рынке труда инвалидов молодого возраста являются следующие:
- отсутствует желание работать - 71,0% (сами инвалиды данный фактор ставят на последнее место);
- не хватает информации по трудоустройству - 68,0% (совпадает с достаточно высокой оценкой инвалидов);
- семейные обстоятельства - 62,7% (инвалиды оценивают данный фактор несколько ниже);
- ограничения из-за состояния здоровья - 59,3% (данный фактор получил у инвалидов самый высокий рейтинг в большом отрыве от других показателей);
- опасения лишиться части льгот - 57,3% (сами инвалиды не настолько высоко оценивают значимость этого фактора);
- не устраивают условия труда - 53,3%;
- требуется специальное рабочее место» - 54,3%.
В качестве самых незначительных специалистами были признаны такие факторы:
- опасения, что члены семьи инвалида будут против трудоустройства (33,3%);
- устраивает сидеть дома и не работать (26,3%).
Результаты исследований итальянских авторов показали, что наиболее важным фактором в прогнозировании того, будет ли выпускник с ОВЗ работать от четырех до шести месяцев после окончания учебы, оказалось выполнение оплачиваемой работы в последний год обучения. Также было выявлено, что получение личного опыта, такого как участие в общественных мероприятиях, занятиях спортом или волонтерстве, поддерживают мотивацию и самоопределение, одновременно способствуя развитию различных социальных навыков и компетенций. Иными словами, ключевыми в процессе трудоустройства являются такие личностные факторы, как:
- наличие непосредственного опыта работы;
- наличие опыта социального взаимодействия;
- постоянное расширение личных возможностей;
- развитие «мягких навыков» - «soft skills»;
- поддержка близких и социальных служб.
Выводы
На основании результатов анализа уровня профессионального образования и трудового устройства выпускников с инвалидностью можно сделать вывод о недостаточной результативности их трудоустройства.
Комплекс мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение в вузах в 2020 г., содержал и мероприятия по содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ, включая организацию адаптации рабочего места и наставничества.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам встречи с представителями общественных организаций инвалидов [1; 7], повышение эффективности трудоустройства инвалидов после получения ими образования должно вестись по таким направлениям, как:
- повышение конкурентных возможностей самих выпускников с инвалидностью на рынке труда;
- реализация мер, направленных на совершенствование работы по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций;
- углубление межведомственного взаимодействия различных органов и их организаций, включая НКО, в процессе содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью;
- дополнительная поддержка предприятий и организаций, трудоустраивающих инвалидов.
С учетом рассмотренных выше данных о трудовом потенциале выпускников с инвалидностью и его непосредственной реализации, осуществление перечисленных положений будет способствовать их результативному трудоустройству, решению социально значимой проблемы по их полноценной интеграции в социум, что является важнейшей социально-гуманитарной задачей на уровне государства и общества в целом.
Список литературы
1. Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1007-1022.
2. Борисова А. А. Белоногов А. А., Глушкова Ю. В. Трудоустройство выпускников вузов: смена приоритетов поиска профессиональной реализации, // Экономика труда - 2022. - Т. 9. - № 3. - С. 224-231.
3. Былков В.Г. Особенности преобразования трудового потенциала в процессе интеграции выпускников учебных заведений на рынок труда // Экономика труда. -2021. - Т.8. - № 3. - С. 275-294.
4. Гусейнова А.А. Механизмы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 139-141.
5. Дзеукожева А.А. Профессиональное самоопределение и особенности этого процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018014868 (дата обращения: 06.05.2022).
6. Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. - 2022. - Том 9. - № 1. -С. 55-68.
7. Панькова Е.Г., Доронина А.А. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. - 2020. - Т. 7.
- №11. - С. 1007-1020.
8. Романенкова Д.Ф Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование//Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2018. - №3. - С. 506-510.
9. Романович Н.А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. -2021. - №1. - С. 5-8.
10. Сербина Н.В. Проблема трудоустройства выпускников вузов: карьерная компетентность как условие их адаптации к рынку труда // Экономика труда. - 2021. -Т.8. - № 12. - С. 1501-1512.
11. Современные подходы к трудовому и профессиональному ориентированию лиц с инвалидностью и ОВЗ: коллективная монография / под общ. ред. Е.А. Петровой.
- М.: Издательство РГСУ, 2016. - 300 с.
12. Старобина Е.М., Кузьмина И.Е., Гордиевская Е.О., Климон Н.Л. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов // Вестник всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2015. - №2. - С. 40-47.
13. Старобина Е.М., Рябоконь А.Г., Гордиевская Е.О. Организация профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью. - LAP LANBERT Acadenic publishing RU. - 2021. - 196 с.
14. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г. // Экономика труда. -2021. Т. 8. - № 12. - С. 1485-1500.
15. Чернецов П.И., Шадчин И.В. Трудоустройство инвалидов молодого возраста в современных условиях рынка труда // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - № 3 (23). - С. 104-112.
16. Gewurtz, R.E.; Langan, S.; Shand, D. Hiring people with disabilities: A scoping Review. Work 2016, 54.
17. Hill, S.; Roger, A. The experience of disabled and nondisabled students on professional practice placementsin the United Kingdom. Disabil. Soc. 2016, 31, 1205-1225.
18. Magrin M.E., Marini E., Nicolotti M. Employability of Disabled Graduates: Resources for a Sustainable Employment. Sustainability 2019, 11, 1542. https://www.re-searchgate.net/publication/331785037_Employability_of_Disabled_Graduates_Resources _for_a_Sustainable_Employment
19. Vlachou, A.; Papananou, I. Experiences and Perspectives of Greek Higher Education Students withDisabilities. Educ. Res. 2018, 60, 206-221.
References
1. Antonova, G.V., Kuraeva, L.N., Bondarchuk, A.G. (2020) Problemy trudoustrojstva vypusknikov s invalidnost'yu v realiyah sovremennogo rynka truda [Problems of employment of graduates with disabilities in the realities of the modern labor market]. Ekonomika truda -Labor economics. Vol. 7. No 11. pp. 1007-1022 (In Russian).
2. Borisova, A. A., Belonogov, A. A., Glushkova, YU. V. (2022) Trudoustrojstvo vypusknikov vuzov: smena prioritetov poiska professional'noj realizacii [Employment of university graduates: changing the priorities of the search for professional realization]. Ekonomika truda - Labor economics. Vol. 9. No 3. pp. 224-231. (In Russian).
3. Bylkov, V.G. (2021) Osobennosti preobrazovaniya trudovogo potencíala v processe integracii vypusknikov uchebnyh zavedenij na rynok truda [Features of transformation of labor potential in the process of integration of graduates of educational institutions into the labor market]. Ekonomika truda - Labor economics. Vol. 8. No 3. pp. 275-294. (In Russian).
4. Gusejnova, A.A. (2019) Mekhanizmy sodejstviya trudoustrojstvu vypusknikov s in-validnost'yu i OVZ, zavershivshih obuchenie po programmam srednego professional'nogo obrazovaniya [Mechanisms for facilitating the employment of graduates with disabilities and limited health opportunities who have completed secondary vocational education programs]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education. Vol. 63-2. pp. 139-141. (In Russian).
5. Dzeukozheva, A.A. (2019) Professional'noe samoopredelenie i osobennosti etogo processa dlya invalidov i lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Professional self-determination and features of this process for the disabled and persons with limited health opportunities] Studencheskij nauchnyj forum [Student Scientific Forum]. Proceedings of the XI International Student Scientific Conference. Moscow, 1 Des. 2018 - 23 May 2019. Moscow. RAE. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018014868 (data obrashcheniya: 06.05.2022) (In Russian).
6. Kuzub, E.V. (2022) Vliyanie sistemy obrazovaniya na formirovanie konkuren-tosposobnosti vypusknikov vuzov [The influence of the education system on the formation of competitiveness of university graduates]. Liderstvo i menedzhment - Leadership and management. Vol. 9. No 1. pp. 55-68. (In Russian).
7. Pan'kova, E.G., Doronina, A.A. (2020) Problemy trudoustrojstva vypusknikov s in-validnost'yu v realiyah sovremennogo rynka truda [Problems of employment of graduates with disabilities in the realities of the modern labor market]. Ekonomika truda - Labor economics. Vol. 7. No 1. pp. 1007-1020. (In Russian).
8. Romanenkova, D.F (2018) Osobennosti sodejstviya trudoustrojstvu vypusknikov s invalidnost'yu, poluchivshih professional'noe obrazovanie [Peculiarities of promoting the employment of graduates with disabilities who have received vocational education]. Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU - Bulletin of the Faculty of Management of SPbGEU. No 3. pp. 506-510. (In Russian).
9. Romanovich, N.A. (2021) Osobennosti professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Specifics of professional self-determination of students with disabilities and disabilities]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravoohranenie - Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and healthcare. No 1. pp. 5-8. (In Russian).
10. Serbina, N.V. (2021) Problema trudoustrojstva vypusknikov vuzov: kar'ernaya kompetentnost' kak uslovie ih adaptacii k rynku truda [The problem of employment of university graduates: career competence as a condition for their adaptation to the labor market]. Ekonomika truda - Labor economics. Vol. 8. No 12. pp. 1501-1512. (In Russian).
11. Sovremennye podhody k trudovomu i professional'nomu orientirovaniyu lic s invalidnost'yu i OVZ [Modern approaches to labor and vocational guidance of persons with disabilities and limited health opportunities] (2016) Kollektivnaya monografiya: pod obshch. red. E.A. Petrovoj [A collective monograph: under the general editorship of E.A. Petrova]. Moscow. Publishing House of the RSSU. (In Russian).
12. Starobina, E.M., Kuz'mina, I.E., Gordievskaya, E.O., Klimon, N.L. (2015) Prichiny nizkoj zanyatosti invalidov na rynke truda v ocenkah invalidov i specialistov [The reasons for the low employment of disabled people in the labor market in the assessments of disabled people and specialists]. Vestnik vserossijskogo obshchestva specialistov po mediko-
social'noj ekspertize, reabilitacii i reabilitacionnoj industrii - Bulletin of the All-Russian Society of specialists in medical and social expertise, rehabilitation and rehabilitation industry. No 2. pp. 40-47. (In Russian).
13. Starobina, E.M., Ryabokon', A.G., Gordievskaya, E.O. (2021) Organizaciya pro-fessional'noj reabitacii lic s invalidnost'yu [Organization of vocational rehabilitation of persons with disabilities.]. - LAP LANBERT Acadenic publishing RU. (In Russian).
14. Utyaganova, D.M., Abramov, E.G. (2021) Kakie kachestva neobhodimy studentam dlya uspeshnogo trudoustrojstva: poziciya rabotodatelej v 2021 g. [What qualities do students need for successful employment: the position of employers in 2021]. Ekonomika truda - Labor Economics. Vol. 8. No 12. pp. 1485-1500. (In Russian).
15. CHernecov, P.I., SHadchin, I.V. (2019) Trudoustrojstvo invalidov molodogo voz-rasta v sovremennyh usloviyah rynka truda [Employment of young people with disabilities in modern labor market conditions]. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya -Innovative development of vocational education. No 3 (23). pp. 104-112. (In Russian).
16. Gewurtz, R.E.; Langan, S.; Shand, D. Hiring people with disabilities: A scoping Review. Work 2016, 54.
17. Hill, S.; Roger, A. The experience of disabled and nondisabled students on professional practice placementsin the United Kingdom. Disabil. Soc. 2016, 31, 1205-1225.
18. Magrin, M.E., Marini, E., Nicolotti, M. Employability of Disabled Graduates: Resources for a Sustainable Employment. Sustainability 2019, 11, 1542. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/331785037_Employability_of_Disabled_Graduates_Resources _for_a_Sustainable_Employment. (data obrashcheniya: 06.06.2022)
19. Vlachou, A.; Papananou, I. Experiences and Perspectives of Greek Higher Education Students withDisabilities. Educ. Res. 2018, 60, 206-221.
Об авторе
Старобина Елена Михайловна, доктор педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-1820-9307, e-mail: [email protected].
About the author
Elena M. Starobina, Dr. Sci. (Ped.), Associate Professor, G.A. Albrecht Federal Scientific Center for Rehabilitation of Disabled People of the Ministry of Labor of Russia, St. Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-1820-9307, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 17.05.2022 Принята к публикации: 26.05.2022 Опубликована: 30.06.2022
Received: 17 May 2022 Accepted: 26 May 2022 Published: 30 June 2022