Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ПЕРЕХОД ОТ УЧЕБЫ К ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ / GRADUATES EMPLOYMENT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / STATE EMPLOYMENT SERVICE / CORONАVIRUS PANDEMIC / TRANSITION FROM STUDY TO WORK LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Антонова Галина Васильевна, Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, Бондарчук Алина Геннадьевна

Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы во все сферы жизнедеятельности, выявила новые или обострила существовавшие проблемы, в том числе и ухудшение условий для первого выхода выпускников на рынок. В текущем году ситуация с трудоустройством выпускников осложнилась тем, что заканчивать обучение (проходить производственную и преддипломную практики, защищать выпускные работы и т.д.) им пришлось в удаленном формате. Освоение образовательной программы в дистанционном формате имеет свою специфику, что усложнило реализацию прикладных, так называемых практикоориентированных задач: ознакомление будущего специалиста с рынком труда его профессионального сегмента, формирование практических навыков, первичную адаптацию к рабочему месту и трудовому коллективу, поиск потенциальных работодателей, и т.д. Вынужденная трансформация привычного формата обучения также повлияла на шансы выпускников трудоустроиться в процессе или после завершения обучения. Авторы обосновывают необходимость выработки адекватных сложившейся ситуации механизмов взаимодействия работодателей с выпускниками по содействию в трудоустройстве, что позволило бы частично снизить риск резого скачка безработицы среди выпускников, а также минимизировать долгосрочные проблемы разбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Важным аспектом исследования авторы выбрали оценку роли государственной службы занятости в информировании о ситуации на рынке труда и содействии в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. В статье приведены результаты пилотного социологического опроса по выявлению барьеров в трудоустройстве, отношения к трудоустройству через государственную службу занятости; обоснованы направления совершенствования трудоустройства выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Антонова Галина Васильевна, Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, Бондарчук Алина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF GRADUATES EMPLOYMENT IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

The coronavirus pandemic has made significant adjustments in all areas of life, revealed new or aggravated existing problems, including the deterioration of conditions for the first entry of graduates to the market. This year, the situation with the employment of graduates was complicated by the fact that they had to complete their study (complete a graduate internship, fulfil graduate projects, etc.) in a remote format. The development of an educational program in a remote format has its own specifics, which has complicated the implementation of applied, so-called practice-oriented tasks, such as: familiarizing the future specialist with the labour market of the professional segment, developing practical skills, initial adaptation to the workplace and the labor collective, searching for potential employers, etc. The forced transformation of the usual training format also affected the chances of graduates to find a job during or after completing their studies. The authors justify the need to develop adequate mechanisms for interaction between employers and graduates to promote employment, which would partially reduce the risk of a sharp jump in unemployment among graduates, as well as minimize long-term problems of unbalanced supply and demand in the labour market. An important aspect of the study was the assessment of the role of the state employment service in informing about the situation on the labour market and promoting employment of graduates of educational institutions. The article presents the results of a pilot sociological survey to identify barriers to employment, attitudes to employment through the state employment service. The directions for improving the employment of graduates are justified.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 7 • Номер 12 • Декабрь 2020 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

АННОТАЦИЯ:

Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы во все сферы жизнедеятельности, выявила новые или обострила существовавшие проблемы, в том числе и ухудшение условий для первого выхода выпускников на рынок. В текущем году ситуация с трудоустройством выпускников осложнилась тем, что заканчивать обучение (проходить производственную и преддипломную практики, защищать выпускные работы и т.д.) им пришлось в удаленном формате. Освоение образовательной программы в дистанционном формате имеет свою специфику, что усложнило реализацию прикладных, так называемых практикоориентированных задач: ознакомление будущего специалиста с рынком труда его профессионального сегмента, формирование практических навыков, первичную адаптацию к рабочему месту и трудовому коллективу, поиск потенциальных работодателей, и т.д. Вынужденная трансформация привычного формата обучения также повлияла на шансы выпускников трудоустроиться в процессе или после завершения обучения. Авторы обосновывают необходимость выработки адекватных сложившейся ситуации механизмов взаимодействия работодателей с выпускниками по содействию в трудоустройстве, что позволило бы частично снизить риск резого скачка безработицы среди выпускников, а также минимизировать долгосрочные проблемы разбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Важным аспектом исследования авторы выбрали оценку роли государственной службы занятости в информировании о ситуации на рынке труда и содействии в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. В статье приведены результаты пилотного социологического опроса по выявлению барьеров в трудоустройстве, отношения к трудоустройству через государственную службу занятости; обоснованы направления совершенствования трудоустройства выпускников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудоустройство выпускников, образовательные учреждения, государственная служба занятости населения, пандемия коронавируса, переход от учебы к трудовой жизни.

problems of graduates employment in the context of the coronavirus pandemic

Antonova G.V. 1, Mirzabalaeva F.I. 12, BondarchukA.G. 1

1 AU-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Russia

2 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

Введение

Наличие среднего профессионального (СПО) или высшего образования (ВО) не всегда гарантирует выпускникам успешное трудоустройство в дальнейшем. Это обусловлено тем, что содержание учебных курсов, по которым готовят молодых специалистов, зачастую содержит устаревшие естественно-научные, экономические, социальные или технические концепции, имеющие мало общего с реальной ситуацией на рынке труда.

В связи с этим основная нагрузка по оперативной подготовке выпускников к изменениям, происходящим на рынке труда, перекладывается на плечи работодателя, для которого молодые специалисты являются основным фактором успеха и развития потенциала организации в будущем. Работодатели, которые берут на себя ответственность и признают необходимость изменений в работе с выпускниками для их

ABSTRACT:_

The coronavirus pandemic has made significant adjustments in all areas of life, revealed new or aggravated existing problems, including the deterioration of conditions for the first entry of graduates to the market. This year, the situation with the employment of graduates was complicated by the fact that they had to complete their study (complete a graduate internship, fulfil graduate projects, etc.) in a remote format. The development of an educational program in a remote format has its own specifics, which has complicated the implementation of applied, so-called practice-oriented tasks, such as: familiarizing the future specialist with the labour market of the professional segment, developing practical skills, initial adaptation to the workplace and the labor collective, searching for potential employers, etc. The forced transformation of the usual training format also affected the chances of graduates to find a job during or after completing their studies. The authors justify the need to develop adequate mechanisms for interaction between employers and graduates to promote employment, which would partially reduce the risk of a sharp jump in unemployment among graduates, as well as minimize long-term problems of unbalanced supply and demand in the labour market. An important aspect of the study was the assessment of the role of the state employment service in informing about the situation on the labour market and promoting employment of graduates of educational institutions. The article presents the results of a pilot sociological survey to identify barriers to employment, attitudes to employment through the state employment service. The directions for improving the employment of graduates are justified.

KEYWORDS: graduates employment, educational institutions, state employment service, corona-virus pandemic, transition from study to work life

JEL Classification: 123, J21, J24 Received: 25.11.2020 / Published: 25.12.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Antonova G.V. (ant-gal@yandex.ru)

CITATION:_

Antonova G.V., Mirzabalaeva F.I., Bondarchuk A.G. (2020) Problemy trudoustroystva vypusk-nikov obrazovatelnyh organizatsiy v usloviyakh pandemii koronavirusa [Problems of graduates employment in the context of the coronavirus pandemic]. Ekonomika truda. 7. (12). - 1249-1268. doi: 10.18334/et.7.12.111230

более быстрой адаптации к потребностям бизнеса и экономики в целом, значительно снижают риск возникновения в будущем серьезного дефицита квалифицированных кадров в своих организациях. В то же время решение указанных проблем невозможно реализовать исключительно силами работодателей без поддержки государства, что свидетельствует о необходимости разработки мер содействия трудоустройству выпускников в области сотрудничества с работодателями по вопросам выделения квотируемых рабочих мест для трудоустройства/стажировки специалистов без опыта работы, обеспечения «смягченных» условий труда для выпускников, которые еще находятся на стадии завершения обучения (например, гибкий график работы) и др.

Целью данной статьи является выявление барьеров в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образования на рынке труда в условиях пандемии коронавируса и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности органов службы занятости в данной области. Новизна исследования заключается в исследовании барьеров в трудоустройстве выпускников вузов, вызванных влиянием пандемии коронавируса, и разработке рекомендаций по координированию деятельности органов государственной службы занятости, работодателей и образовательных учреждений в области содействия трудоустройству выпускников.

Авторская гипотеза заключается в том, что ситуация с трудоустройством выпускников усугубилась в условиях пандемии, и обострилась необходимость в совместных усилиях государства, работодателей и службы занятости населения по формированию новых, более гибких форм трудоустройства молодежи.

Методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных специалистов в исследуемой авторами области, данные отчетности Роструда, а также статистические данные Росстата, характеризующие трудоустройство выпускников на рынке труда.

Результаты исследования могут способствовать в подготовке рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для совершенствования их деятельности в сфере оказания содействия в трудоустройстве выпускников образовательных организаций СПО и ВО.

ОБ АВТОРАХ:_

Антонова Галина Васильевна, ведущий научный сотрудник отдела рынка труда (ant-ga10yandex.ru) Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, ведущий научный сотрудник отдела рынка труда; доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие трудового потенциала», кандидат экономических наук (faridamir0yandex.ru)

Бондарчук Алина Геннадьевна, аналитик (bondarchuka1ina@vcot.info)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. - 2020. - Том 7. -№ 12. - С. 1249-1268. doi: 10.18334М.7.12.111230

Исследователи о проблемах трудоустройства выпускников в условиях пандемии

Молодежь традиционно является одной из наименее конкурентных категорий населения на рынке труда, и безработица среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах [3] (Varshavskaya, 2016). В отечественных и зарубежных научных публикациях подробно исследуются причины высокой молодежной безработицы [11] (Krasnova, 2015), при этом особое внимание уделяется проблемам первого выхода на рынок труда профессионально подготовленных молодых специалистов и рабочих после завершения ими очного обучения в ВО и СПО [24, 25] (Burgess, Sievertsen, 2020; Dias, Joyce, Keiller, 2020). Учеными и экспертами выявляются и анализируются основные причины субъективного и объективного характера, затрудняющие результативный поиск первого рабочего места и трудоустройство по полученной профессии, направлению подготовки [1, 7, 12] (Abramov, Zabaznova, Khalatenkova, 2016; Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020; Lishchuk, Kapelyuk, 2019). Подробно исследуются факторы, влияющие на успешность трудоустройства и дальнейшее развитие карьеры недавних выпускников, оценивается степень их влияния на востребованность этой категории молодежи в зависимости от текущей ситуации, сложившейся на рынке труда [10, 15, 16, 22, 23] (Zabelina, Mayorova, Matveeva, 2019; Mikhaylova, 2020; Mikhaylova, Yarkova, 2019; Filonenko, Mosienko, Magranov, 2020; Tsygankova, Potudanskaya, Tszyvey, 2019).

Так, среди объективных причин низкой востребованности недавних выпускников, как правило, выделяются отсутствие опыта работы по специальности и недостаточный уровень квалификации, что снижает их конкурентоспособность в борьбе за вакантные рабочие места, возможность самостоятельного успешного трудоустройства.

Рощин С.Ю., анализируя проблемы перехода от учебы к работе вчерашних выпускников, на основе теоретических моделей экономической теории труда выделяет несколько системных причин, порождающих «сравнительно худшее» положение молодежи на рынке труда [19, с. 52] (Roshchin, 2006, р. 52). Автором выделены такие причины, как отсутствие у работодателей информации о профессиональной дееспособности молодежи, что повышает для них риск при найме и делает молодежь менее предпочтительной рабочей силой при найме. Еще одной причиной, отмечаемой этим автором, является структурное несоответствие параметров предложения труда молодых работников и спроса на их труд. Далее следует отсутствие опыта и необходимых навыков и умений у выпускников, так как учеба формирует знания, а навыки - в практике работы. Важным, на наш взгляд, является вывод автора о том, что на эффективность трудоустройства оказывает большое влияние состояние и характеристики рынка труда, а не только индивидуальные характеристики выпускников. То есть важную роль играют объективные причины, что сейчас необходимо учитывать в условиях кризиса, связанного с COVID-19.

Изучению результатов трудоустройства выпускников российских вузов и учреждений среднего профессионального образования посвящена также публикация (информационный бюллетень) группы авторов из Высшей школы экономики (под ред. С.Ю. Рощина, В.Н. Рудакова). В аналитическом материале проводится анализ основных трендов предложения труда выпускников и спроса на их труд, общих характеристик занятости выпускников. Особое внимание уделяется региональным различиям в результатах трудоустройства выпускников, в том числе по полученной специальности. Выявляются причины работы не по специальности [5, с. 72] (ЬораНпа, Ьеопоуа, Ттаукт ег а1., 2020, р. 72).

Интересным, на наш взгляд, является исследование группы авторов, посвященное трудоустройству недавних выпускников системы среднего профессионального образования. Речь идет о влиянии совмещения учебы с опытом работой. Основной причиной являются финансовые трудности в семье, и работа, как правило, не связана с получаемым образованием. Авторы считают, что при переходе от учебы к работе выпускники средних профессиональных образовательных организаций вынуждены соглашаться на любую работу, не имея финансовых возможностей искать работу по полученному образованию. Это негативно влияет на их дальнейшую карьеру [8] (Пийутеу, Яошапоуа, Ттаукт, 2019). Исследования ряда авторов о влиянии вторичной занятости студентов на дальнейшее трудоустройство и карьеру также подтверждают данный факт. Так, на основе исследования с использованием данных социологического опроса были определены и классифицированы мотивы вторичной занятости студентов. Авторы приходят к выводу, что данный опыт мало содействует трудоустройству после окончания вуза, а пропуски занятий, плохая успеваемость лишают таких выпускников конкурентных преимуществ на рынке труда [15] (Ы1ккау1оуа, 2020).

Однако исследование специалистов «ВНИИ труда» (Антонова Г.В., Бондарчук А.Г.), основанное на данных Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2010— 2015 гг., проведенного Росстатом, в 2018 году показало, что совмещение получения образования с работой оказывает положительное влияние как на вероятность нахождения рабочего места, так и на размер получаемой заработной платы в начале карьеры [2] (Апгопоуа, Вопйатокык, 2018).

Заслуживает внимания публикация Никулиной Ю.Н., посвященная процессу организации стажировки как инструмента формирования профессиональных компетенций выпускников и как инструмента обеспечения занятости молодежи в современных условиях [17] (ШкиМпа, 2019).

Интерес представляет Комплекс мер информационной и социальной поддержки обучающихся в условиях резкого перехода на дистанционный режим работы вуза, предложенных группой авторов, в котором подчеркивается важность организации тесного взаимодействия вузов со службой занятости (СЗН) для ознакомления студентов с актуальными вакансиями, а также при организации ярмарок вакансий, организа-

ции встреч с потенциальными работодателями в онлайн-формате [14] (Minaev, Isaeva, Gornov, 2020).

С наибольшими сложностями и барьерами при трудоустройстве сталкиваются выпускники-инвалиды, нуждающиеся в создании особых условий труда и режима работы в связи с имеющимися у них ограничениями по здоровью. Так, в исследовании ряда авторов [6, 4, 21] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019; Starobina, Kuzmina, Gordievskaya, Klimon, 2015) подчеркивается, что выпускники, не имеющие опыта работы или имеющие небольшой стаж, относятся к числу самых уязвимых участников на рынке труда, а наличие у соискателя каких-либо ограничений здоровья при этом может усугублять и без того непростую ситуацию с их трудоустройством. Это подтверждают и многочисленные мониторинговые исследования, проводимые как среди выпускников-инвалидов [13] (Manuylova, 2018), так и среди специалистов и работодателей [18] (Romanenkova, 2018).

Можно отметить особенность формирования уровня зарплат на стадии ранней карьеры, отмеченный зарубежным специалистом: разрушительному воздействию подвержены не только сегмент молодежного рынка труда, но и формирование карьерной траектории. Исследователь отмечает, что те выпускники, которые сталкиваются с высоким уровнем безработицы в начале своей карьеры, - получают более низкую заработную плату в течение первых лет работы [26, с. 3] (Rothstein Jesse, 2020, р. 3).

Статистическая оценка трудоустройства выпускников

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков на совещании по ситуации на рынке труда 27 мая 2020 года отметил, что в 2020 году вузы страны выпустят 554 тысячи студентов очной формы обучения. Учитывая опыт предыдущих лет, более 20% выпускников продолжат обучение по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры. По предварительным оценкам, на рынок труда в 2020 году выйдут 410 тысяч выпускников вузов, из которых 267 тысяч - выпускники очного бакалавриата и специалитета1.

По данным Росстата, по итогам второго квартала 2020 года численность безработных выпускников системы высшего и среднего профессионального образования, окончивших учебные заведения в предыдущем (2019) году, составила 142 тыс. человек, причем более половины из них имели диплом о высшем образовании. При этом уровень безработицы выпускников 2019 г. выпуска во втором квартале 2020 года в среднем составлял 15,4% и был в 2,6 раза выше показателя для всего населения в аналогичном периоде - 6,0% (рис. 1). Особенно высокий уровень безработицы во втором квартале 2020 года наблюдался среди выпускников, получивших в 2019 году среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена - 18,2%.

1 Совещание о ситуации на рынке труда [Электронный ресурс] / Официальный сайт Правительства России - URL: Ьйр://доуегпшеп1.ги/пеш8/39947(дата обращения: 29.06.2020).

15,4% 13,2%

13Д% d 13,9%

rit II

18,2% 18,7%

fc £3

g g- 5

ti _ CL

■ 2 квартал 2015 ■ 2 квартал 2017 2 квартал 201Б 2 квартал 2019 2 квартал 2020

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы выпускников с ВО и СПО во 2 квартале 2016-2020 гг.,% Источник: Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265

(дата обращбния:й0.10.2020).

Следует отметить, что влияние ограничительных мероприятий в 2020 году сказалось на занятоети как всего населения в целом, так и выпускников в частности: если в первом квартале 2020 года (до начала карантинных мероприятий) уровень занятости выпускников, окончивших образовательные организациив 2019 году,составлял 71,7%, то во втором квартале значение данного показателя снизилось до 69,2%. В то же время уровень безработицы указанных выпускников возрос с 14,8% в первом квартале то 15,4%% во втором квартале. В целом данные обследования рдбочей силы свидотель-ствуют о том, что значительная часть выпускников образовательных учреждений по программам высшего и среднего образованияне трудоустраиваются но место работы в соответствии с полученной специальностью (профессией).

Согласно статистическим данным, среднее значение показателя трудоустройства по специальности среди выпускников 2016-2018 гг.выпуска тсех уровней образооания равно 63%2. Следовательно, в 2019 году среди работающих выпускников у 37% основная работа несоответствовала полуде оной апециальности или птофессни. В 2И18 го оу у 34% выпусков 2015-2017 гг. работа не соответствовала полученному образованию. Тагам образом, без влияния различных непредсказуемых факторов ежегодно более 30% выпускников не трудоустраиваются в соответствии с полученной специальностью (профессией).

2 Итоги выборочного обследования рабочей силы [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - 1ЖЬ: Ьйр8:/°го881а1моу.ги/ноЫег/ПП0Моситег1:/13265 (дата (вращения: 20.10.2020).

Для совершенствования системы мер содействия трудоустройству выпускников необходимо в первую очередь оценить реальные барьеры в трудоустройстве и мотивированность субъектов рынка труда - самих выпускников и их потенциальных работодателей, что позволило сократить дисбаланс на рынке труда выпускников.

Авторское исследование барьеров трудоустройства выпускников

В июне 2020 года сотрудниками ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России был проведен пилотный социологический опрос выпускников образовательных организаций высшего образования (далее - опрос выпускников). Целью данного социологического опроса являлась оценка перспектив трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования, а также разработка рекомендаций по содействию в трудоустройстве выпускников на основании полученных результатов.

Выборка респондентов, участвовавших в опросе, не является репрезентативной и может не полностью соответствовать объективной ситуации с перспективами трудоустройства выпускников. Однако полученные результаты можно использовать в качестве апробации методики опроса для дальнейших исследований в данной области и подкрепления выводов, полученных в результате анализа докладов специалистов органов службы занятости в рамках осуществления работы в направлении содействия трудоустройству выпускников.

В опросе участвовали выпускники образовательных организаций, находящихся в регионах с наиболее высоким уровнем социально-экономического развития: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Республика Татарстан, Самарская область. Также в выборку вошли выпускники образовательных организаций, располагающихся в Саратовской, Томской, Курской, Тверской и Пензенской областях.

Согласно результатам опроса выпускников, две трети респондентов (67%) из числа тех, кто проживает в регионах, не входящих в топ-10 регионов по уровню социально-экономического развития3®, на момент завершения обучения были готовы искать работу в другом регионе (вне места постоянного проживания), а также рассматривали этот вариант в случае невозможности трудоустроиться в регионе постоянного проживания. Лишь 23% были решительно настроены искать работу в регионе проживания (рис. 2).

Большую роль в профессиональном самоопределении выпускников должны играть как образовательные организации, так и служба занятости населения. На совещании о ситуации на рынке труда 27 мая 2020 года трудоустройство выпускников образовательных организаций было определено В.В. Путиным одной из важнейших задач в совместной работе органов службы занятости населения и региональных органов власти, курирующих данное направление.

3 Рейтинг социально-экономического положения регионов. РИА Новости. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20200602/630170513.html (дата обращения 20.11.2020)

(18%

10%

Рисунок 2. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Готовы ли Вы искать

работу в другом регионе (в том числе в месте нахождения образовательной организации)?» Источник: результаты получены авторами по итогам пилотного социологического исследования.

■ Нет. в данный момент ни какую помошь не получаю

Да, от центра развития карьеры в образовательной организации

Другие ответы

Рисунок 3. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Получаете ли Вы в данный момент помощь в врудоустройсАве?» Источник: результаты пнлучеоы авторами по результатам пилотного социологического исследо-

в ания.

Однако среди опрошенных респондентов 91% ответили, что на момент прохождения опроса не получоли помощи в трудоустройстве ни от центра ра»вития карьеры в образовательной организации, ни от службы занятости населения (рис. 3).

Ответы респондентов свидетельствуют о низком уровне информирования выпуск-аиков онносительно реализующихся в регионе программ и мероприятий, направленных на содействие в трудоустройстве выпускников, что подтверждается распре-»елением отнетов на следующий вопрос. Тао, на вопрос «Информировали ли Ваа специалисты службы занятости населения о существующих услугах и программах, направленных на помощь выпускникам в трудоустройстве?» 75% респондентов отве-тили,что их не информировали, 19% - слышали об этих: программах и услугах, однако не от специалистов службы занятости населения, и только 6% среди опрошенных отве-тери, что получали такую инф ормацию от специалистоо службы занят ости (рис. 4).

Ответы респондентов свидетельствуют о том, что служба занятости населения не входит в число наиболее эффективных каналов для поиска работы, лишь 7% респон-

■ Да , готов(-а)

Нет, буду искать работу в регионе проживания

Рассматриваю такой вариант, если не смогу трудоустроиться в регионе постоянного проуивания

Затрудняюсь ответить

■ Я слышал[-а) об этих услугах и программах, но не от специалистов службы занятости

Да

Рисунок 4. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Информировали ли Вас специалисты службы занятости населения о существующих услугах и программах, направленных на помощь выпускникам в трудоустройстве?» Источник: результаты получены авторами по итогам пилотного социологического исследования.

47%

15%

11% 11% 8%

к о

О

о: 1 ш о

с, сс х

¿з га щ -п

§ о =Г®

з: § ™ и:

га о ^ со

О- X 0>

с ш •©■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К.?.

Рисунок ¡5. Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «За какими услугам и (помимо выплаты пособия по безработице) Вы бы обратились в службу занятости населения?»* * Не равно 1009%, так как предоставлялась возможн ость выбора несколь ких вариантов Источник: результаты получены авторами по итогам пилотного социологического исследования.

дентов ответили утвердутельно на вопрос ««Обратитесь ли Вы в го^дарственную службу занятости населения при поиске работы?». Бтлыпинство выпускников (59%) ответили отрицательно на указанный вопрос, и еще 34% выбрали вариант «Возможно».

О небопулярности в глазах выпускников низкой репутации основного органа, ответственного в том числе и за информирование граждвн о ситуации на рынке труда свидетельствуют и ответы на вопрос:«За какими услугами (помимо выплаты пособия по безработице) Вы бы обратилисьв службу занятости населения?». Около половины респондентов (47%) ответили, что не планируют обращаться за какими-либо услугтмп в службу занятости населения. Более трети (37%) выпускников отвотили,

что обратились бы в СЗН за содействием в поиске подходящей работы, 31% выпускников выбрали услугу «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации». Наименьший интерес, по мнению выпускников, представляют услуги «Организация проведения оплачиваемых общественных работ» (8% респондентов выбрали данный пункт) и «Психологическая поддержка и социальная адаптация» (выбрали 8% респондентов) (рис. 5).

Существование данных проблем приводит, во-первых, к тому, что некоторые выпускники уходят в сферу теневой экономики, что означает потерю значительной части квалифицированной рабочей силы, которая способна эффективно участвовать в развитии страны [20] ^апоккоуа, Ветегиеу, 2019). Во-вторых, многие из выпускников вынуждены пройти переподготовку или получить дополнительное образование для того, чтобы в дальнейшем иметь больше шансов на трудоустройство.

Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение или получение второй профессии. Более того, пятая часть молодых людей увольняются из-за неудовлетворенности профессией и характером труда уже в первый год работы после окончания образовательной организации [9] (БузМоуа, 2018).

Однако работодатели также испытывают трудности, сталкиваясь с такими проблемами, как несоответствие компетенций молодых специалистов требованиям рабочих мест, ригидность системы образования, дефицит актуальных образовательных программ, по которым готовят будущих молодых специалистов, сокращение численности населения трудоспособного возраста и др., поскольку влияние данных факторов негативно сказывается на обеспеченности квалифицированными работниками, что может повлечь сокращение кадрового резерва организаций по мере выхода сотрудников на пенсию. Отсрочка решения данных проблем может оказать долгосрочное негативное воздействие на качество рабочей силы.

По данным социологического опроса, обобщенные результаты на вопрос «Какие меры поддержки от государства помогли бы Вам (как выпускнику) в процессе поиска работы?» свидетельствуют о том, что большинству выпускников хотелось бы видеть в качестве меры поддержки в их трудоустройстве преимущественно выделение работодателями вакансий для стажировок/трудоустройства молодых специалистов без опыта работы (75% выпускников выбрали данную меру) (табл. 1).

Более половины выпускников (53%) также выделили в качестве предпочтительных мер организацию временного трудоустройства в свободное от учебы время, более трети выпускников - направление на практику/стажировку в процессе или после прохождения обучения, а также помощь выпускникам при организации самозанятости.

В то же время менее заинтересованы выпускники в следующих предложенных мерах: частичное возмещение работодателям расходов на оплату труда молодых специалистов, только окончивших образовательные организации (28% от численности респондентов), а также расширение квоты приема на целевое обучение за счет бюд-

жетных средств в образовательных организациях для дальнейшего гарантированного трудоустройства (18% от численности респондентов).

Таблица 1

Распределение численности респондентов по ответам на вопрос «Какие меры поддержки от государства помогли бы Вам (как выпускнику) в процессе поиска работы?»

Вопрос в анкете: «Какие меры поддержки от государства помогли бы Вам (как выпускнику) в процессе поиска работы?»*

Выделение работодателями вакансий для стажировок/трудоустройства молодых специалистов без опыта работы 75%

Организация временного трудоустройства в свободное от учебы время 53%

Направление на практику/стажировку в процессе / после прохождения обучения в образовательном учреждении 37%

Помощь выпускникам при организации самозанятости (например, выплата государственной единовременной финансовой помощи / проведение консультаций по темам организации собственного бизнеса и др.) 34%

Если бы государство частично возмещало работодателям расходы на оплату труда молодых специалистов, только окончивших образовательные организации 28%

Расширение квоты приема на целевое обучение за счет бюджетных средств в образовательных организациях для дальнейшего гарантированного трудоустройства 18%

* Возможен выбор нескольких вариантов ответов

Источник: результаты получены авторами по итогам пилотного социологического исследования.

Заключение

Обобщение ответов специалистов позволяет выделить ряд трудностей, с которыми они сталкиваются в работе с выпускниками:

• низкий спрос со стороны работодателей в связи с отсутствием стажа и опыта работы у выпускников, а также активной позиции при поиске работы;

• несоответствие квалификации и профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций СПО и ВО потребности рынка труда, что во многом связано с тем, что маркетинговая политика образовательных учреждений в основном направлена на привлечение абитуриентов, а не на трудоустройство выпускников и мониторинг востребованности рынком труда профессиональных знаний и навыков, предусмотренных учебными программами данных образовательных организаций;

• низкая самооценка выпускников, связанная с неудачами в самостоятельном поиске работы, отсутствием навыков общения с работодателями и самопрезентации, а также слабой информированностью о ситуации на рынке труда;

• завышенные зарплатные ожидания, не соответствующие навыкам соискателя и ситуации на рынке труда;

• отсутствие в должной мере адресной государственной поддержки в трудоустройстве молодых специалистов: обеспечение и сопровождение первого рабочего места выпускникам образовательных организаций;

• низкая самооценка выпускников, связанная с неудачами в поиске работы, отсутствием навыков общения с работодателями и самопрезентации;

• недостаточная осведомленность выпускников об актуальной ситуации на рынке труда, возможных мерах поддержки и содействия в трудоустройстве, которые обеспечивают службы занятости населения, центры развития карьеры в образовательных организациях и др., а также о сфере деятельности, в которой выпускники получают образование и планируют в дальнейшем трудоустраиваться;

• отсутствие в должной мере адресной государственной поддержки в трудоустройстве молодых специалистов: обеспечение первого рабочего места выпускникам профессиональных образовательных организаций и др.

Для повышения эффективности системы взаимодействия образовательных организаций, работодателей и государственной службы занятости населения рекомендуются следующие меры:

• организация более тесного взаимодействия органов службы занятости населения с работодателями и профессиональными образовательными организациями, направленного на содействие трудоустройству будущих специалистов / квалифицированных рабочих еще на этапе их обучения (через формирование в субъектах РФ реестров выпускников (студентов последних курсов образовательных организаций, вузов), включающее сведения о направлении их обучения и о намерениях выпускников (резюме) после завершения обучения, разместив информацию на специализированных порталах, админи-стрируемых СЗН, которые позволили бы заключать соглашения с работодателями, испытывающими потребность в работниках, о направлении выпускников, обладающих необходимыми компетенциями, на стажировку, практику или постоянное трудоустройство в данные организации);

• применение во всех субъектах РФ практики частичного или полного возмещения работодателю затрат на оплату труда выпускников, участвующих в программе по временному трудоустройству, что позволило бы привлечь к мероприятиям большее число работодателей и расширить предложения для трудоустройства выпускников;

• организация субсидирования из средств региональных бюджетов тем работодателям, которые в рамках сотрудничества с органами службы занятости и

образовательными учреждениями готовы обеспечить «смягченные» условия труда для выпускников, которые еще находятся на стадии завершения обучения (например, гибкий график работы); выделение квотируемых рабочих мест для трудоустройства/стажировки выпускников без опыта работы; выделить вакансии для стажировок/трудоустройства молодых специалистов без опыта работы; принятие студентов/выпускников на практику/стажировку в процессе обучения в образовательных организациях СПО и ВО; предоставить возможность временного трудоустройства студентов/выпускников в свободное от учебы время;

• формирование долгосрочных программ (планов) подготовки специалистов для организаций в разрезе существующих направлений подготовки и специальностей, а также открытие в интересах организаций новых специальностей, диверсификация подготовки специалистов, введение в учебные планы новых спецкурсов с применением элементов наставничества и кураторства;

• организация привлечения студентов/выпускников к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе на реальном производстве по заказам работодателей в процессе / по окончании обучения;

• участие специалистов органов службы занятости в мероприятии «День открытых дверей» образовательных организаций в целях реализации совместной про-фориентационной работы еще на начальных этапах выбора профессиональной деятельности абитуриентами, а также для информирования будущих студентов и их родителей об услугах и возможностях, которые СЗН предоставляет молодежи в рамках оказания государственных услуг;

• в рамках совместной профориентационной работы органов СЗН и образовательных организаций рекомендуется предусмотреть проведение социологических опросов студентов с целью выявления уровня осведомленности студентов о ситуации на рынке труда; выявление самооценки студентами собственных перспектив трудоустройства после окончания образовательных организаций и др. Результаты регулярных опросов студентов позволили бы специалистам СЗН оперативно совершенствовать работу с данной категорией граждан, предупреждать возникновение проблем с трудоустройством у студентов еще до их выхода на рынок труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абрамов Р.А., Забазнова Н.М., Халатенкова Е.Ю. Оценка профессиональной востребованности выпускников в системе высшего образования // Высшее образование в России. - 2016. - № 11(206). - с. 79-87.

2. Антонова Г.В., Бондарчук А.Г. Профессиональное самоопределение молодежи на российском рынке труда // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2018. - № 4. - с. 209-217.

3. Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. - 2016. - № 2. - с. 39-46.

4. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ report/ru (дата обращения: 03.10.2020).

5. Лопатина М.В., Леонова Л.А., Травкин П.В. и др. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда. / информационный бюллетень. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. - 72 с.

6. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. - 2019. - № 1. - с. 465-482. -doi: 10.18334/et.6.1.40450.

7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. - 2020. - № 3. - с. 253-266. - doi: 10.18334/et.7.3.100709.

8. Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Травкин П.В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. - 2019. - № 1. - с. 109-136. - doi: 10.17323/1814-9545-2019-1109-136.

9. Евстратова Т.А. Проблемы выпускников учреждений профессионального образования при трудоустройстве // Материалы Афанасьевских чтений. - 2018. -№ 3(24). - с. 60-66.

10. Забелина О.В, Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала // Экономика труда. - 2019. - № 3. - с. 1093-1104. - doi: 10.18334/et.6.3.41176.

11. Краснова Г.А. Анализ международного опыта повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи // Научные ведомости белгородского государственного университета. серия: философия. социология. право. - 2015. - № 14(211). -с. 165-168.

12. Лищук Е.Н., Капелюк С.Д. Трудоустройство молодых специалистов на российском рынке труда: ключевые тенденции // Экономика труда. - 2019. - № 3. - с. 10791092. - doi: 10.18334/et.6.3.40871.

13. Мануйлова В.В. Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-2. - с. 199-203.

14. Минаев А.И., Исаева О.Н., Горнов В.А. Содействие трудоустройству как фактор социальной поддержки обучающихся в условиях дистанционного режима работы университета // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3. -с. 45. - doi: 10.17513/spno.29840.

15. Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация // Креативная экономика. - 2020. - № 3. - с. 333-346. - doi: 10.18334/ œ.14.3.100685.

16. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой - путь к профессии? // Экономика труда. - 2019. - № 2. - с. 763-774. - doi: 10.18334/et.6.2.40671.

17. Никулина Ю.Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. - 2019. - № 2. - с. 747-762.

18. Романенкова Д.Ф. Особенности содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью, получивших профессиональное образование // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2018. - № 3. - с. 506-510.

19. Рощин С.Ю. Переход "учеба - работа". / омут или брод? Препринт WP3/2006/10. -М.: ГУ ВШЭ, 2006. - 50 с.

20. Старичкова К.С., Березуев Е.А. Проблемы в трудоустройстве выпускников вузов при современном состоянии экономики в России // Сборник материалов LIII Международной студенческой научно-практической конференции. Тюмень, 2019. - с. 553-559.

21. Старобина Е.М., Кузьмина И.Е., Гордиевская Е.О., Климон Н.Л. Причины низкой занятости инвалидов на рынке труда в оценках инвалидов и специалистов // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2015. - № 2. - с. 40-47.

22. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (по материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.) // Вопросы образования. - 2020. - № 1. -с. 283-301. - doi: 10.17323/1814-9545-2020-1-283-301.

23. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. - 2019. - № 4. - с. 1545-1554. - doi: 10.18334/ et.6.4.41349.

24. Burgess S., Sievertsen H.H. Spools, skills, and learning: The impart of COVID-19 on education. Voxeu.org. [Электронный ресурс]. URL: https://voxeu.org/article/impact-covid-19education (дата обращения: 30.08.2020).

25. Dias M.C., Joyce R., Keiller A.N. COVID-19 and the career prospects of young people. Ifs. org.uk. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifs.org.uk/uploads/BN299-COVID-19-and-the-career-prospects-of-young-people-1.pdf (дата обращения: 16.09.2020).

26. Rothstein Jesse The Lost Generation? Labor Market Outcomes for Post Great Recession Entrants. NBER Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/ abstract=3649881.

REFERENCES:

Abramov R.A., Zabaznova N.M., Khalatenkova E.Yu. (2016). Otsenka professionalnoy vostrebovannosti vypusknikov v sisteme vysshego obrazovaniya [Assessment of demand for graduates of the programme «public administration»]. Higher education in Russia. (11(206)). 79-87. (in Russian).

Antonova G.V., Bondarchuk A.G. (2018). Professionalnoe samoopredelenie molodezhi na rossiyskom rynke truda [Professional self-determination of youth in the russian labor market]. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (4). 209-217. (in Russian). Burgess S., Sievertsen H.H. Schools, skills, and learning: The impact of COVID-19 on educationVoxeu.org. Retrieved August 30, 2020, from https://voxeu.org/article/im-pact-covid-19education Dias M.C., Joyce R., Keiller A.N. COVID-19 and the career prospects of young peo-pleIfs.org.uk. Retrieved September 16, 2020, from https://www.ifs.org.uk/uploads/ BN299-COVID-19-and-the-career-prospects-of-young-people-1.pdf Drobot E.V., Makarov I.N., Zhuravleva O.V., Nersisyan A.M. (2020). Osobennosti privlecheniya molodyh spetsialistov i negativnye tendentsii na rynke truda Rossii [Features of attracting the young professionals and negative trends in the Russian labour market]. Russian Journal of Labor Economics. 7 (3). 253-266. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.3.100709. Dudyrev F.F., Romanova O.A., Travkin P.V. (2019). Trudoustroystvo vypusknikov sistemy srednego professionalnogo obrazovaniya: vse eshche omut ili uzhe brod [Employment of vocational graduates: still a slough or already a ford?]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 109-136. (in Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2019-1-109-136. Evstratova T.A. (2018). Problemy vypusknikov uchrezhdeniy professionalnogo obrazovaniya pri trudoustroystve [Problems of graduates of vocational education institutions in employment]. Materialy Afanasevskikh chteniy. (3(24)). 60-66. (in Russian). Filonenko V.I., Mosienko O.S., Magranov A.S. (2020). Predstavleniya studencheskoy molodezhi o professionalnom vybore (po materialam mezhregionalnyh sotsiologich-eskikh issledovaniy 2006-2016 gg.) [Students' perceptions of career choices (based on the findings of cross-regional sociological studies conducted in 2006-2016)]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 283-301. (in Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2020-1-283-301. Gurina M.A., Moiseev A.D., Shurupova A.S. (2019). K voprosu o povyshenii urovnya zanyatosti lits s invalidnostyu v Rossii [To the issue of increasing of employment of disabled people in Russia]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (1). 465-482. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.40450. Krasnova G.A. (2015). Analiz mezhdunarodnogo opyta povysheniya zanyatosti i snizheniya bezrabotitsy sredi molodezhi [Analysis of international experience in increasing employment and reducing youth unemployment]. Nauchnye vedomosti belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. seriya: filosofiya. sotsiologiya. pravo. (14(211)). 165-168. (in Russian).

Lischuk E.N., Kapelyuk S.D. (2019). Trudoustroystvo molodyh spetsialistov na rossiys-kom rynke truda: klyuchevye tendentsii [Employment of young professionals in the Russian labor market: key trends]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (3). 10791092. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.3.40871.

Lopatina M.V., Leonova L.A., Travkin P.V. i dr. (2020). Vypuskniki srednego professio-nalnogo i vysshego obrazovaniya na rossiyskom rynke truda [Graduates of secondary professional and higher education in the Russian labor market] M.: Izd. Dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Manuylova V.V. (2018). Soprovozhdenie lits s invalidnostyu i ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorovya molodogo vozrasta v protsesse ikh trudoustroystva [The support of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the course of their employment]. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. (59-2). 199-203. (in Russian).

Mikhaylova N.K. (2020). Motivatsionnye modeli zanyatosti studentov i professional-naya sotsializatsiya [Motivational models of students' employment and professional socialization]. Creative economy. 14 (3). 333-346. (in Russian). doi: 10.18334/ ce.14.3.100685.

Mikhaylova N.K., Yarkova T.A. (2019). Sovmeshchenie ucheby studentov s rabotoy - put kprofessii? [Combining students' studies with work - the way to the profession?]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 763-774. (in Russian). doi: 10.18334/ et.6.2.40671.

Minaev A.I., Isaeva O.N., Gornov V.A. (2020). Sodeystvie trudoustroystvu kak faktor sotsialnoy podderzhki obuchayushchikhsya v usloviyakh distantsionnogo rezhima raboty universiteta [Assistance to employment as a factor of social support of students under remote university operation]. Modern problems of science and education. (3). 45. (in Russian). doi: 10.17513/spno.29840.

Nikulina Yu.N. (2019). Molodezh na rynke truda regiona: aktualnye voprosy trudoustroystva i zanyatosti [Youth in the labour market of the region: current issues of job placement and employment]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (2). 747-762. (in Russian).

Romanenkova D.F. (2018). Osobennosti sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov s invalidnostyu, poluchivshikh professionalnoe obrazovanie [Peculiarities of promoting employment for graduates with disabilities, obtained professional education]. Vestnik fakulteta upravleniya SPbGEU. (3). 506-510. (in Russian).

Roschin S.Yu. (2006). Perekhod "ucheba — rabota" [The transition from school to work] M.: GU VShE. (in Russian).

Rothstein Jesse The Lost Generation? Labor Market Outcomes for Post Great Recession EntrantsNBER Working Paper. Retrieved from https://ssrn.com/abstract=3649881

Starichkova K.S., Berezuev E.A. (2019). Problemy v trudoustroystve vypusknikov vuzov pri sovremennom sostoyanii ekonomiki v Rossii [Problems in employment of university graduates in the current state of the economy in Russia] Collection of materials of the LIII international student scientific and practical conference. 553-559. (in Russian).

Starobina E.M., Kuzmina I.E., Gordievskaya E.O., Klimon N.L. (2015). Prichiny nizkoy zanyatosti invalidov na rynke truda v otsenkakh invalidov i spetsialistov [The causes of low employment of persons with disabilities in the labour market in the estimates of persons with disabilities and professionals]. Vestnik Vserossiyskogo obschestva spetsialistovpo mediko-sotsialnoy ekspertize, reabilitatsii i reabilitatsionnoy industrii. (2). 40-47. (in Russian).

Tsygankova I.V., Potudanskaya V.F., Tszyvey Ya. (2019). Faktory motivatsii molodezhi pri vyboreprofessii [Motivation factors of the youngsters in choosing a profession]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (4). 1545-1554. (in Russian). doi: 10.18334/ et.6.4.41349.

Varshavskaya E.Ya. (2016). Uspeshnost perekhoda «ucheba-rabota»: dlya kogo doro-ga legche? [The school-to-work transition success: for whom is the way easier?]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (2). 39-46. (in Russian).

Zabelina O.V, Mayorova A.V., Matveeva E.A. (2019). Trudovye ustanovki rossiyskoy molodezhi i gosudarstvennoe sodeystvie razvitiyu i realizatsii ee trudovogo potentsiala [Labour attitudes of Russian youth and state assistance to the development and realization of its labor potential]. Russian Journal of Labor Economics. 6 (3). 1093-1104. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.3.41176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.