Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алюшина Д.С., Заднепровский А.С.

В данной статье дано понятие профессиональной ориентации как системы помощи инвалидам, ее особенности. Представлен системный подход к решению вопросов профессиональной ориентации и его значение в рамках профессиональной реабилитации инвалидов и трудоустройства выпускников медицинского университета, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алюшина Д.С., Заднепровский А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFECCIONAL ORIENTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES OF THE MEDICAL UNIVERSITY

In this article, we consider “professional orientation” as a system of disabled people assistance and its features. A holistic approach was chosen to analyze the problems of professional orientation and its importance in the occupational rehabilitation context with people with disabilities. In our work we highlight the possibilities for the medical graduate students’ employment, especially if they have some limitations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

peer-reviewed • open access journal

ISSN 2500-3585

36

DOI: 10.21626/j-chr/2021-3(28)/5 Педагогические науки

УДК 331.54-056.24

К вопросу профессионального самоопределения и профессиональной ориентации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья медицинского университета

© Д.С. Алюшина, А.С. Заднепровский

Алюшина Д.С. - специалист по социальной работе социального центра ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России E-mail: alyushinads@kursksmu.net

Заднепровский А.С. - студент 2 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО "Курский государственный медицинский университет" Минздрава России

Адрес: 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, 3. Российская Федерация.

АННОТАЦИЯ

В данной статье дано понятие профессиональной ориентации как системы помощи инвалидам, ее особенности. Представлен системный подход к решению вопросов профессиональной ориентации и его значение в рамках профессиональной реабилитации инвалидов и трудоустройства выпускников медицинского университета, в том числе выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

№3 (28) 2021 Ключевые слова: инвалиды, комплексный подход,

г.сот профессиональная ориентация, профессиональная диагностика, индивидуальные особенности.

Трудовая деятельность является одной из главных сфер жизнедеятельности человека. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Человеку с ограниченными возможностями необходимо адаптироваться к различным сферам жизнедеятельности. В настоящее время государство и современное общество заинтересовано в адаптации людей с ограниченными возможностями. Ратификация Конвенции о правах инвалидов, создание Федеральной Программы «Доступная среда» позволяет реализовать приобретение профессии, которую инвалид считает наиболее подходящей.

Следует отметить, что в Курском регионе активно реализуется Программа содействия трудоустройства инвалидов. Так, в течение 2020 года в центры социальной защиты населения обратились 4,1 тыс. инвалидов, из них трудоустроено - 2,9 тысяч человек. По результатам реализации Программы «Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве» получили рабочее место 428 инвалидов молодого возраста. В целом, по состоянию на 01.01.2021 на 2,5 тыс. предприятиях Курской области количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов составило 5,7 тыс. единиц, из них 332 специальных рабочих места. Инвалидами было занято 4,2 тыс. рабочих мест. По итогам 2020 года трудоустроено в счет установленной квоты для приема на работу 178 человек [2].

По мнению Е. М. Старобиной, Е. О. Гор-диевской и И. Е. Кузьминой на современном этапе развития общества требования к выпускнику высшей школы, в том числе выпускнику с инвалидностью или с ОВЗ, возрастают - от него требуется развитая социальная и профессиональная зрелость, готовность к профессиональной деятельности в соответствии с государственным профессиональным стандартом на основе творческого владения необходимыми универсальными и профессиональными компетенциями. Более того, выпускник с инвалидностью или с ОВЗ должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Одной

из исходных и основных позиций на пути к этому результату является квалифицированная профориентационная поддержка, направленная на сознательный и самостоятельный выбор профессии и ее освоение с учетом ограничений здоровья обучающегося с инвалидностью или с ОВЗ

[5].

Профориентация инвалидов - процесс сложный и комплексный, направленный на выявление склонностей и интересов, личностных особенностей, мотивации инвалида; учитывающий его индивидуальные возможности. Итогом является достижение максимальной адаптации и достаточной эффективности труда, высокой конкурентоспособности на рынке труда при наименьшей напряженности функциональных систем организма [4]. В профориентации подростков и молодых инвалидов принимают участие медицинские специалисты, психологи, социальные педагоги, сам инвалид и его родители. Ребенок - инвалид, достигший возраста 15 лет, и его семья должны иметь активную позицию в процессе выбора будущей профессии. Специалистам по профориентации необходимо индивидуально и постоянно проводить коррекцию профессиональных планов ребенка-инвалида, основываясь на его возможностях, медицинских противопоказаниях.

Аболина Н.С. и Акимова О.Б. к основным проблемам, возникающим у молодых людей с ОВЗ, относят незнание своих возможностей; неадекватная оценка себя; отсутствие доступа к информации о реальных производствах, профессиях, востребованных на рынке труда в регионе проживания; отсутствие достаточной консультативной работы в центрах занятости; низкая социальная адаптация; несформированность социальных навыков и трудовых установок. Не менее важными являются личностные особенности (инфантильность, иждивенческая позиция по отношению к обществу) лиц с ОВЗ [1].

Грибанова Е.М. описывает проблемы, возникающие при профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в Курской области (рис. 1).

37

15%

52%

^^ ■ Представление о профессиях на рынке

I труда мало соответствуют реальной

33% действительности, %

Я ■ Выбор профессиональной траектории

определяют общественным мнением

окружающих, %

Целью обучения для них становится наличие формальных документов об образовании,%

Рис. 1. Проблемы, возникающие при профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ [3]

38

Как видно на рисунке 1, Грибанова Е.М.. выделяет следующие проблемы, возникающие при профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ: выбор профессиональной траектории, определяют общественным мнением окружающих (52 %); представление о профессиях на рынке труда мало соответствуют реальной действительности (33 %); целью обучения для них становится наличие формальных документов об образовании (15 %) [3].

На базе ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России нами было проведено исследование, направленное на выявление потребности в сопровождении процесса профессионального самоопределения будущей трудовой деятельности обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в медицинском университете. Основным методом исследования выступал метод опроса. В исследовании приняли участие 72 студента с инвалидностью, обучающиеся на лечебном, педиатрическом, стоматологическом, фармацевтическом факультетах, факультетах социальной работы и клинической психологии КГМУ.

Полученные в результате опроса данные свидетельствуют о сформированности ориентации респондентов на профессиональное развитие.

По вопросу влияния инвалидности и общего состояния здоровья на выбор приоритетной сферы деятельности ответы распределились следующим образом:

- влияние в некоторых случаях инва-

лидности на выбор деятельности отметили 42 % опрошенных;

- отсутствие влияния инвалидности на выбор собственной деятельности отметили 34 % опрошенных;

- учет особенностей собственного здоровья при выборе деятельности отметили 30 % опрошенных.

На основании полученных данных мы можем предполагать сформированный уровень сознательности и учета ограничений собственного здоровья при выборе приоритетной деятельности среды обучающихся с инвалидностью медицинского университета.

Также в рамках проводимого исследования респондентам был задан вопрос о нуждаемости в сопровождении и иных видах помощи в процессе профессионального самоопределения, являющийся ключевым в рамках рассмотрения нашего вопроса. Ответы распределены следующим образом:

- 49 % респондентов отметили, что не нуждаются в подобного рода помощи;

- 30 % респондентов считают, что сопровождение и иные виды помощи в процессе профессионального самоопределения были бы полезны для них;

- 21 % отметили, что остро нуждаются в такой помощи.

Таким образом, 51 % опрошенных считают полезным и нуждаются в сопровождении и иных видах помощи в процессе профессионального самоопределения со стороны специалистов инклюзивного обра-

зования. На основании данного результатов мы можем предположить о необходимости и целесообразности разработки комплексной программы сопровождения и развития профессионально самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностям здоровья на всех этапах получения высшего медицинского образования.

Теоретический анализ литературы показал, что на сегодняшний день существует широкий спектр возможностей, предоставляемых студентам с инвалидностью в системе высшего образования в условиях распространения принципов инклюзии. В частности, в условиях обучения в медицинском университете существуют возможности для студентов с инвалидностью участия в научной, творческой, общественной и волонтерской деятельности, позволяющей отработать будущие профессиональные навыки и получить первичный опыт в трудовой сфере. Студенты с инвалидностью в виду психологических особенностей переживания собственных ограничений в возможностях здоровья зачастую не включаются в сферы дополнительного образования, которые могут стать основой для личностного, коммуникативного и профессионального развития. Данный факт еще раз подчеркивает востребованность разработки и реализации программы сопровождения и развития профессионально самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностям здоровья.

В качестве направлений реализации программы мы предлагаем рассмотрение четырех теоретико-практических блоков: ознакомительный, психологический, трен-нинговый, прогностический или блок профессиональной ориентации. Рассмотрим подробнее каждый блок.

1. Ознакомительный блок. На данном этапе работы реализуются два направления работы: знакомство со студентами и знакомство студентов со сферой профессионального образования. Знакомство со студентами включает проведение первичной диагностики их интересов, анализ особых образовательных потребностей студентов с

инвалидностью. Знакомство студентов со сферой профессионального образования предполагает консультативную помощь и поддержку по вопросам обучения, возможностей и перспектив развития в условиях обучения в медицинском вузе. Главная задача специалиста заключается в сопровождении, выполнении индивидуального подхода и учета потребностей каждого участника процесса.

2. Психологический блок. Данный блок программы включает два направления работы: групповая и индивидуальная работа. В плане индивидуального психологического сопровождения мы рассматриваем работу сотрудников психологического центра по поддержке и помощи в преодолении личностных барьеров в развитии. Групповая форма работы представлена в качестве групп взаимопомощи. Необходимым условием реализации данного блока является соблюдение принципов добровольного участия студентов с инвалидностью и конфиденциальности проведения индивидуальных и групповых форм взаимодействия.

3. Практический блок. Данный блок подразумевает вариативность реализации программы и предполагает планирование работы с учетом запросов и потребностей участников сопровождения. В качестве направлений работы данного блока выступают проведение тренинговых занятий с освоением практических навыков, мастер-классов по технологиям коммуникации и тайм-менеджменту.

4. Прогностический блок или блок профессиональной ориентации. Данный блок предполагает в качестве целевой аудитории обучающихся выпускных курсов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие и сопровождение со стороны специалистов на данном этапе блока профессиональной ориентации предполагает приглашение в качестве спикеров представителей практического здравоохранения. Одной из предлагаемых нами технологий может выступать метод построения Дерева целей. Следует отметить, что ключевую позицию в команде специалистов по сопровождению на данном этапе может

39

занимать Центр трудоустройства выпускников (проведение практических занятий по обучению написания резюме, поиску вакантных рабочих мест и др.).

Комплексная программа сопровождения и развития профессионально самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностям здоровья медицинского университета предполагает формирование и корректировку с учетом особенностей обучения и будущей трудовой деятельности в сфере здравоохранения. Основанием для разработки рекомендации в выборе профессиональной деятельности мы рассматриваем «Атлас медицинских профессий», разработанный ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья РязГМУ [3]. Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ограниченными возмож-40 ностями здоровья должно быть сформи-

ровано на основании личностно-центри-

ЛИТЕРАТУРА

рованного подхода, предполагающего учет индивидуальных особенностей каждого участника процесса.

Таким образом, на сегодняшний день в Курском регионе созданы определенные условия для оптимальной адаптации подростков-инвалидов и молодых людей из числа инвалидов, разработаны программы профессиональной подготовки и профессиональной ориентации, расширяется перечень профессий для людей с ограниченными возможностями. В частности, в Курском государственном медицинском университете разработана Программа комплексного сопровождения профессионального самоопределения студентов с инвалидностью. Между тем, существует потребность в решении проблем профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в условиях функционирования современного медицинского вуза.

1. Аболина, Н.С. Проблемы профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов / Н.С. Аболина, О.Б. Акимова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2020. - № 4 (73). - С. 33-36.

2. Государственная Программа Курской области «Содействие занятости населения в Курской области» от 09.07.2021 г. - URL: https://kursk.ru/region/control/docu-ments/document-134320/ (дата обращения 23.09.2021). - Текст: электронный.

3. Грибанова, Е.М. Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и предприятий партнеров / Е.М. Грибанова // Вебинар:

«Формирование профессиональной траектории лиц с инвалидностью и ОВЗ» (Курск, 02 марта 2021 г.). - URL: soprovozhde-nie_prof_samoopredelenija.pptx (дата

обращения 23.09.2021). - Текст: электронный.

4. Мартынова, Е.А. Индивидуализация профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями и инвалидов в системе высшего образования / Е.А. Мартынова, Н.А. Романович, Н.А. Коканов // Международный журнал экспериментального образования. - 2019. -№ 6. - С. 123-128.

5. Старобина Е. М., Гордиевская Е. О., Кузьмина И. Е. / Е. М. Старобина, Е.О. Гордиевская, И.Е. Кузьмина // Профессиональная ориента-ция лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья. - 2-е изд. - М.: Форум: ИНФРА-М. -2016. - 351 с.

ON THE PROFESSIONAL ORIENTATION AND PROFECCIONAL ORIENTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES OF THE

MEDICAL UNIVERSITY

© Daria S. Alyushina, Alexey S. Zadneprovsky

Daria S. Alyushina - Social worker at the Kursk State Medical Unversity E-mail: alyushinads@kursksmu.net

Alexey S. Zadneprovsky - 2nd year student of physician faculty, Kursk State Medical Unviersity

Address: 305041, Kursk, st. K. Marx, 3. Russian Federation

ABSTRACT

In this article, we consider "professional orientation" as a system of disabled people assistance and its features. A holistic approach was chosen to analyze the problems of professional orientation and its importance in the occupational rehabilitation context with people with disabilities. In our work we highlight the possibilities for the medical graduate students' employment, especially if they have some limitations.

Keywords: disable people, cholistic approach, professional orientation, professiona assessment, one's features.

41

REFERENCE

1. Abolina, N.S. Problemy professional'noj orientacii obuchayush-chihsya s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya i invalidov / N.S. Abolina, O.B. Akimova // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment. -2020. - № 4 (73). - S. 33-36.

2. Gosudarstvennaya Programma Kurskoj oblasti «Sodejstvie zanyatosti naseleniya v Kurskoj oblasti» ot 09.07.2021 g. - URL: https://kursk.ru/region/con-trol/documents/document-134320/ (data obrashcheniya 23.09.2021). - Tekst: elektronnyj.

3. Gribanova, E.M. Soprovozhde-nie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya s invalidnost'yu i OVZ v usloviyah setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh organizacij i predpriyat-ij partnerov / E.M. Gribanova // Vebinar: «Formirovanie professional'noj traek

torii lic s invalidnost'yu i OVZ» (Kursk, 02 marta 2021 g.). - URL: soprovozhde-nie_prof_samoopredelenija.pptx (data obrashcheniya 23.09.2021). - Tekst: ele-ktronnyj.

4. Martynova, E.A. Individual-izaciya professional'noj orientacii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami i invalidov v sisteme vysshego obrazovaniya / E.A. Martynova, N.A. Romanovich, N.A. Kokanov // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2019. - № 6. - S. 123-128.

5. Starobina E. M., Gordievska-ya E. O., Kuz'mina I. E. / E. M. Starobina, E.O. Gordievskaya, I.E. Kuz'mina // Professional'naya orienta-ciya lic s uchetom ogranichennyh vozmozhnostej zdorov'ya. - 2-e izd. - M.: Forum: INFRA-M. - 2016. - 351 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.