Научная статья на тему 'Формирование профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью в условиях некоммерческих организаций'

Формирование профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью в условиях некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / YOUNG DISABLED PEOPLE / PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ROUTE / PROFESSIONAL FORMATION / NON-PROFIT ORGANIZATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Т.А.

Актуальность статьи определяется наличием увеличения количества молодых-инвалидов трудоспособного возраста в России, а также необходимостью разработки и внедрения в практику работы некоммерческих организаций системы мероприятий, способствующей формированию у молодых инвалидов профессионального самоопределения, способствующего в дальнейшем их профессионально-трудовой деятельности. Целью статьи является анализ особенностей профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью, факторов и причин, негативно влияющих на профессиональное становление и развитие данной категории молодых людей, а также описание модели формирования профессионального самоопределения молодых инвалидов в условиях НКО. Метод или методология проведения исследования. Основу исследования образуют психолого-педагогических методы исследования, а также комплексный, проектный и системный подходы к организации процесса формирования самоопределения молодых инвалидов в деятельности некоммерческих организаций. Результат. В ходе исследования было выявлено, во-первых, что молодые инвалиды, обладают рядом проблем, негативно влияющих на поиск работы и их последующее трудоустройство, нуждаются в специальной поддержке в период профессионального развития и становления. Во-вторых, именно некоммерческие организации, обладая разнообразными ресурсами, способны через внедрение в свою деятельность модели формирования профессионального самоопределения молодых инвалидов, в частности, программы «Мой осознанный выбор профессии» стать механизмом для решения существующих проблем инвалидов в сфере занятости. Основным выводом автора является обоснование алгоритма деятельности НКО по профессиональному самоопределению молодых людей с инвалидностью через их осознанный выбор будущей профессии с учетом психофизиологических особенностей, социально-экономических условий, и способов получения образования, умение разрабатывать и реализовывать свой образовательно-профессиональный маршрут. Область применения результатов: результаты могут быть применены в деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих работу с молодыми инвалидами, а также в сфере профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE CONDITIONS OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Relevance of article is determined by the presence of the increasing number of young-disabled persons of working age in Russia and necessity of development and introduction in practice of work of non-profit organizations of the system of measures to foster the development of young disabled professional identity, contributing to their further vocational activity. The purpose of the article is to analyze the features of professional self-determination of young people with disabilities, factors and causes that negatively affect the professional formation and development of this category of young people, as well as to describe the model of formation of professional self-determination of young people with disabilities in the conditions of NGOs. Method or methodology of the study. The basis of the study is formed by psychological and pedagogical research methods, as well as complex, project and system approaches to the organization of the process of formation of self-determination of young people with disabilities in the activities of non-profit organizations. Result. The study revealed, firstly, that young people with disabilities, have a number of problems that negatively affect the search for work and their subsequent employment, need special support in the period of professional development and formation. Secondly, it is non-profit organizations, having a variety of resources, are able through the introduction into their activities of the model of formation of professional self-determination of young people with disabilities, in particular, the program "my conscious choice of profession" to become a mechanism for solving the existing problems of disabled people in the field of employment. The main conclusion of the author is the substantiation of the algorithm of NGO activity on professional self-determination of young people with disabilities through their conscious choice of future profession, taking into account psychophysiological features, socio-economic conditions, and ways of obtaining education, the ability to develop and implement their educational and professional route. Scope of the results: the results can be applied in the activities of non-profit organizations working with young people with disabilities, as well as in the field of vocational education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью в условиях некоммерческих организаций»

УДК 37. 047

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Т.А. Михайлова

Аннотация. Актуальность статьи определяется наличием увеличения количества молодых-инвалидов трудоспособного возраста в России, а также необходимостью разработки и внедрения в практику работы некоммерческих организаций системы мероприятий, способствующей формированию у молодых инвалидов профессионального самоопределения, способствующего в дальнейшем их профессионально-трудовой деятельности.

Целью статьи является анализ особенностей профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью, факторов и причин, негативно влияющих на профессиональное становление и развитие данной категории молодых людей, а также описание модели формирования профессионального самоопределения молодых инвалидов в условиях НКО.

Метод или методология проведения исследования. Основу исследования образуют психолого-педагогических методы исследования, а также комплексный, проектный и системный подходы к организации процесса формирования самоопределения молодых инвалидов в деятельности некоммерческих организаций.

Результат. В ходе исследования было выявлено, во-первых, что молодые инвалиды, обладают рядом проблем, негативно влияющих на поиск работы и их последующее трудоустройство, нуждаются в специальной поддержке в период профессионального развития и становления. Во-вторых, именно некоммерческие организации, обладая разнообразными ресурсами, способны через внедрение в свою деятельность модели формирования профессионального самоопределения молодых инвалидов, в частности, программы «Мой осознанный выбор профессии» стать механизмом для решения существующих проблем инвалидов в сфере занятости. Основным выводом автора является обоснование алгоритма деятельности НКО по профессиональному самоопределению молодых людей с инвалидностью через их осознанный выбор будущей профессии с учетом психофизиологических особенностей, социально-экономических условий, и способов получения образования, умение разрабатывать и реализовывать свой образовательно-профессиональный маршрут. Область применения результатов: результаты могут быть применены в деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих работу с молодыми инвалидами, а также в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, молодые инвалиды, профессионально-образовательный маршрут, профессиональное становление, некоммерческая организация, профессиональная ориентация, профессиональные качества, профессиональная деятельность, профессия.

FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE CONDITIONS OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

T. Mikhailova

Abstract. Relevance of article is determined by the presence of the increasing number of young-disabled persons of working age in Russia and necessity of development and introduction in practice of work of non-profit organizations of the system of measures to foster the development of young disabled professional identity, contributing to their further vocational activity.

The purpose of the article is to analyze the features of professional self-determination of young people with disabilities, factors and causes that negatively affect the professional formation and development of this category of young people, as well as to describe the model of formation of professional self-determination of young people with disabilities in the conditions of NGOs.

Method or methodology of the study. The basis of the study is formed by psychological and pedagogical research methods, as well as complex, project and system approaches to the organization of the process of formation of self-determination of young people with disabilities in the activities of non-profit organizations.

Result. The study revealed, firstly, that young people with disabilities, have a number of problems that negatively affect the search for work and their subsequent employment, need special support in the period of professional development and formation. Secondly, it is non-profit organizations, having a variety of resources, are able through the introduction into their activities of the model of formation of professional self-determination of young people with

disabilities, in particular, the program "my conscious choice of profession" to become a mechanism for solving the existing problems of disabled people in the field of employment.

The main conclusion of the author is the substantiation of the algorithm of NGO activity on professional self-determination of young people with disabilities through their conscious choice of future profession, taking into account psychophysiological features, socio-economic conditions, and ways of obtaining education, the ability to develop and implement their educational and professional route.

Scope of the results: the results can be applied in the activities of non-profit organizations working with young people with disabilities, as well as in the field of vocational education.

Keywords: professional self-determination, young disabled people, professional and educational route, professional formation, non-profit organization, professional orientation, professional qualities, professional activity, profession.

В настоящее время в мире более одного миллиарда людей имеют инвалидность. В РФ на 1.09.2019 года Росстатом зарегистрировано 11,3 млн. человек, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами. Из них первую группу инвалидности имеют - 1,48 млн. чел., вторую - 5,3 млн. чел., третью - 4,5 млн. чел. По данным Федеральной службы государственной статистики в трудоустройстве нуждаются - 842416 чел., из которых 490724 чел. - это молодежь с ОВЗ [11]. Молодежь для любого государства является основным трудовым ресурсом, не исключение составляет и такая категория, как молодежь с инвалидностью. Тем не менее, данный потенциал молодых людей с инвалидностью в полном объеме государством не используется, о чем свидетельствует данные Росстата: более 77% молодежи с инвалидностью являются безработными [10]. Это данные официальной статистики, но, сколько молодых людей с инвалидностью не обращаются в службы занятости, и не заявляют о своем желании трудоустроиться неизвестно. Такая статистика, к сожалению, в нашем государстве не ведется. Но, проведенный Пенсионным фондом мониторинг среди инвалидов трудоспособного возраста наглядно показывает, что потребность в трудоустройстве среди молодых инвалидов весьма высока - около 79% от опрошенных высказали желание быть трудоустроенными; более 20% хотели бы получить высшее профессиональное образование; 5% открыть свое дело или сменить вид деятельности, которым они занимаются в настоящее время. [1;4;5;10]. Подтверждением актуальности проблемы подготовки молодежи с инвалидностью к профессионально-трудовой деятельности,

адаптации к трудовому коллективу, условиям современного рынка через формирование у них профессионального самоопределения являются исследования, проведенные Мироновой О.И., Ермаковой Н.И., Новиковым М.Л., Воеводина, Е.В., Райдугина, Д.С., Лысенко А.С. и др. [2;6;7]. Так, в своих работах, Е.В. Воеводина причинами существующей безработицы среди молодых

людей с инвалидностью выделяет их низкую социальную активность, неправильный выбор профессии и низкий уровень профессиональной подготовки, а также отрицательное, даже негативное отношение самих работодателей к такой категории работников [2]. А.С. Лысенко же выделяет такие проблемы, как отсутствие безбарьерной среды на предприятиях, низкий уровень профессионального статуса и, как следствие, уровень оплаты по сравнению с другими работниками; психологические проблемы, связанные с периодом адаптации на производстве и отсутствием социального сопровождения [6]. Таким образом, все исследователи в данной области сходятся во мнении о том, что успешному профессиональному становлению молодых людей с инвалидностью препятствуют следующие обстоятельства:

- невозможность реально оценить свои возможности и ограничения;

- недостаточная информированность о профессиях, профессиональном мире и возможностях профессиональной подготовки с учетом психофизиологических особенностей;

- отсутствие возможности получения консультации в области планирования жизненного пути в профессиональной сфере;

- низкий уровень профессиональной социализации;

- отсутствие готовности к профессиональному самоопределению и профессиональному развитию.

В то же время нельзя не учитывать и психофизиологические особенности развития самих инвалидов, процесс их социализации и интеграции в общество. Согласно теории социальной ситуации развития Выготского Л.С., у человека с инвалидностью существуют как первичные нарушения, так и вторичные. Соответственно, нарушения физического здоровья вызывают нарушения при формировании психической структуры личности, что способствует разрыву и искажению

социальных связей, а также отражается на всей профессионально-трудовой деятельности [3].

Следовательно, молодежь с инвалидностью относится к социально уязвимой категории и нуждается в специальном подходе при разработке образовательно-профессиональной программы и программы по трудоустройству [1;8]. Данный аспект и будет лежать при выработке путей содействия решению проблемы трудоустройства молодых инвалидов посредством формирования у них профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение молодых людей, в том числе молодежи с инвалидностью является в настоящее время приоритетным направлением в социальной политике Российского государства.

Проблема профессионального

самоопределения молодых инвалидов в той или иной степени была рассмотрена в работах таких ученых, как С.Н. Кавокина, М.И. Никитиной, В.В. Рубцова, А.Г. Станевского, А.В. Тюрина, Пряжникова Н.С. и др. Авторы отмечают, что зоной риска для инвалидов в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих психофизиологических и профориентационных возможностей, склонностей и способностей.

Проведенный анализ психолого-

педагогических исследований [6;7;9] позволил выделить ряд факторов, влияющих на формирование профессионального

самоопределения у молодежи, в том числе и с инвалидностью. К ним относятся: 1) природные (эндогенные), т.е. особенности личности человека, имеющего инвалидность; 2) социально-психологические, проявляющиеся в особенностях профессионально-трудовой сферы; 3) ценностные - раскрывающие жизненный мир индивида.

По мнению Мироновой О.И., успешность профсамоопределения определяется такими критериями, как наличие определенного набора профкачеств; востребованность выбранной профессии; удовлетворенность молодого человека, с инвалидностью выбранной профессиональной деятельностью [7].

В то же время в статье «Планирование карьеры молодых инвалидов при переходе от школы к трудовой жизни» Е.М. Старобиной и Э.А. Дмитриевой отмечается, что в ряде регионов для инвалидов профслужбы отсутствуют, в других же их количество весьма незначительно для эффективной деятельности. Реализуемая работа в службах занятости, организациях, учреждениях системы социальной защиты и

других ведомствах не отвечает потребностям молодых инвалидов; в целом, можно отметить, что нет единой системы профориентационной работы с данной категорией.

В современных условиях способствовать формированию профессионального

самоопределения молодых инвалидов могут некоммерческие организации (НКО), занимающиеся деятельностью в сфере социальной интеграции молодых людей с инвалидностью в социум, использующие комплексные программы, методики,

способствующие профессиональному

самоопределению и становлению молодежи [8].

Некоммерческий сектор обладает достаточным ресурсом для решения ряда социально-значимых проблем, в том числе, и проблем связанных с профессиональной ориентацией молодых людей с инвалидностью и их профессиональным самоопределением.

Исследование потенциала некоммерческих, общественных организаций, форм и методов их работы позволило выделить ряд положительных моментов в деятельности НКО, которые позволяют реализовать процесс формирования самоопределения молодежи с инвалидностью более эффективно. К ним можно отнести:

- индивидуальный подход в процессе сопровождения молодого человека с инвалидностью и поддержка его позитивных установок;

- оказание содействия в выборе профессии с учетом психофизиологических особенностей развития молодого человека с инвалидностью;

- установление социального партнерства с субъектом в рамках профессионального самоопределения, вовлеченность сотрудников НКО в интересы и потребности молодого человека с инвалидностью;

- использование методов и методик, направленных на раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала молодого инвалида.

В своей деятельности большинство НКО проводят мероприятия, которые помогают в профессиональном самоопределении молодых инвалидов. Это, как правило, тестирование, тренинги и игры. К сожалению, работа, реализуемая в НКО в этом направлении, носит не системный характер, а реализуемые мероприятия в большей мере помогают минимизировать психологические проблемы молодых инвалидов. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации, считают, что такая профориентация малоэффективна, и

необходим более широкий подход к пониманию проблемы профессионального самоопределения в ракурсе формирования готовности к осознанному выбору профессии [4;7-9].

На основе проведенного исследования и для решения определенных задач в области профессионального самоопределения молодых инвалидов была разработана модель формирования профессионального

самоопределения молодежи с инвалидностью в условиях НКО, см. рисунок 1, включающая несколько взаимосвязанных этапов.

Процесс профессионального

самоопределения молодых инвалидов имеет ряд отличий от процесса профессионального самоопределения молодежи, условно здоровой. Так, риск изменения профессиональных интересов может быть связан с выбором

Эффективность процесса профессионального самоопределения зависит от комплексного взаимодействия различных социальных институтов, которые работают в сфере социальной адаптации и интеграции молодежи с инвалидностью в общество. К таким социальным институтам можно отнести и

общеобразовательные учреждения, высшие и средние профессиональные организации, органы социальной защиты населения, центры занятости, коррекционные социально-реабилитационные учреждения, ТЦСО и, конечно же, НКО.

профессии до болезни молодого человека, не возможностью реализовать профессиональную деятельность по ряду объективных причин, связанных с ухудшением здоровья, а также с ограничением в выборе профессиональной деятельности из-за его психофизиологических

Социальный заказ: потребность общества в трудоустройстве молодых инвалидов

Содержательно-целевой этап

Цель Формирование профессионального самоопределения у молодых инвалидов в условиях НКО

Программа «Мой осознанный выбор профессии» для работы с молодыми инвалидами в условиях НКО

Подэтапы хи Организационно-технологический этап Компоненты

Ознакомительный Диагностика (анализ документации, компьютерные диагностики, методики и опросники, экспертные оценки, результаты контрольных работ, эссе) - организационно-мотивационный;

Сотрудничество Просвещение (практико-ориентированные занятия на базе потенциальных работодателей, игровые и тренинговые занятия, написание творческих проектов, связанных с выбором будущей профессии, построение профессиограммы молодого человека с инвалидностью) - познавательный; - операционально-рефлексивный

Рефлексия Осознание выбора (публичные выступления, профориентационные игры, помощь в выборе профессии, или профессиональной траектории, осмысление профвыбора)

-сг Психолого-педагогические условия

Реализация программы «Мой осознанный выбор профессии» Реализация профориентационной работы в зависимости от уровня мотивации и степени профессионального самоопределения Социальное взаимодействие субъектов профессионального самоопределения молодых инвалидов

Результат: профессиональное самоопределение молодых инвалидов и их успешное трудоустройство

Я:

Критерии: образовательный, профессиональный, мотивационный, деятельностный А-К N-/ Уровни: высокий, средний, низкий

Рисунок 1. - Модель формирования профессионального самоопределения молодых инвалидов в условиях НКО

особенностей развития. Также существует и риск, связанный с запрограммированностью на неудачу в профессиональном развитии молодого человека с инвалидностью. В основе такого восприятия себя молодым человеком с инвалидностью лежит существующая в мире медицинская модель инвалидности [4;8].

Полученная в ходе опытно-экспериментальной работы информация, позволила выделить несколько групп молодых людей с инвалидностью, имеющих различия в степени готовности к профессиональной деятельности. Молодых людей с инвалидностью, готовых реализовывать себя в профессиональной сфере и нуждающихся в информационно-консультативном сопровождении, условно можно отнести к первой группе. Ко второй группе -молодых людей с инвалидностью, для которых успешность профессиональной деятельности зависит от создания специальных условий по доступности труда и устранения психологических барьеров, препятствующих процессу

профессионального становления. К третьей можно отнести людей с инвалидностью, нуждающихся в длительном сопровождении при реализации процесса профессионального становления, а также адаптации их к трудовой деятельности в социально-психологическом и инфраструктурном аспектах.

Молодые люди с инвалидностью при выборе сферы профессиональной деятельности сталкиваются с рядом проблем, оказывающих негативное влияние на выбор профессии. К ним относятся: отсутствие необходимых знаний о способностях, индивидуальных и

психологических особенностях. Кроме того, молодые люди плохо проинформированы о том, что собой представляет профпригодность, и каким образом происходит ее формирование [1;4;7].

Существующее мнение об определенной предназначенности к разным видам трудовой деятельности, определяющиеся с помощью существующих методик, что также не способствует успешному профессиональному самоопределению.

Таким образом, основной целью содержательно-целевого этапа является формирование профессионального

самоопределения у молодых инвалидов в условиях некоммерческих организациях. Достижение цели предполагает внедрение в деятельность различных НКО программы «Мой осознанный выбор профессии», которая направлена на помощь в формировании

профессионального самоопределения у молодых людей с инвалидностью. Выбор профессии, а особенно у данной категории молодых людей, необходимо рассматривать как процесс длительный и систематический, в котором выделяются такие моменты, как ориентация в мире профессий, определение трудового маршрута, выявление профессионально важных качествах, а также социально-трудовая адаптация молодых инвалидов к условиям профессионально-трудовой деятельности.

Организационно - технологический этап представлен тремя подэтапами. Основной целью ознакомительного подэтапа является выявление и определение, во-первых, уровня готовности молодых людей к самоопределению в профессиональной сфере. Во-вторых, уровня адаптивных возможностей к условиям образовательного учреждения, к процессу обучения и интеграции в социально-профессиональное пространство. В-третьих, уровень знаний о профессиях и возможности их получения. В процессе работы акцент делается на таких аспектах, как осознанность и самостоятельность выбора профессиональной траектории с учетом психофизических особенностей инвалида и социально-экономических условий рынка труда, выбора профессии и ответственности за выбор профессионального маршрута. Для выявления их отношения к профессиональной деятельности, выбору профессии им было предложено написать эссе на тему «Мой выбор», «Как я выбирал профессию», «Какая профессия, наиболее востребованная и значимая для современного общества», «Профессия будущего», «Я и моя профессия» и т.д. Как показало исследование, из молодых инвалидов, принявших участие в работе, - 87% не знают, кем они хотели бы работать, и какая профессиональная сфера им наиболее подходит с учетом интереса и психофизиологических возможностей; 11% смогли назвать выбранную ими профессию, но в последующем трудоустроиться по ней они не смогут. Следовательно, даже получив профессию, осознанно выбранную, в силу специфики их заболевания, в дальнейшем трудоустроиться у них шансов не будет. И только 2% из числа опрошенных выбрали профессию, получение которой даст возможность трудоустроиться и реализовывать свои трудовой потенциал. Проведенная психолого-педагогическая

диагностика позволила выделить следующие существующие проблемы у молодых инвалидов: отсутствие четкого распорядка дня и правильно

организованного рабочего места - 80%; отсутствие общения со сверстниками, не имеющими инвалидность и, как правило, связанные с этим психологические проблемы -85%; постоянное нахождение дома - 45%; гиперопека со стороны родителей - 55%; наличие определенных трудностей в процессе обучения -60%. Также у более половины присутствуют повышенная тревожность (81%), низкая мотивация (84%) к любому виду деятельности и проявление агрессии (67%).

Также опрос показал, что молодые инвалиды более комфортно себя чувствуют в условиях НКО, по сравнению с государственными учреждениями, например, таким, как центр занятости. 77% опрошенных выбрали бы посещение занятий, связанных с профессиональным самоопределением в условиях НКО, так как отношение к ним со стороны сотрудников НКО, по их мнению, является более неформальным.

На втором подэтапе через комплекс мероприятий происходит формирование понимания у молодых инвалидов нужности профессиональной деятельности и

профессиональной подготовки. Молодым инвалидам в ходе занятий представляются знания о разных видах профессиональной деятельности, и происходит ориентация в существующих профессиях. Одним из обязательных действий является получение информации о средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, возможностях дальнейшего трудоустройства по выбранной специальности. НКО имеют достаточно большое количество социальных партнеров, что позволило организовать занятия с привлечением различных специалистов-практиков, преподавателей высшей школы, средних профессиональных учреждений, которые рассказали об организации учебного процесса, его отличиях от школы, формах контроля и особенностях их проведения [5;8]. Возможность посещения образовательных учреждений и изучение безбарьерной архитектурной среды образовательного учреждения, при ее наличии, влияет как на выбор самого образовательного учреждения, так и на определение профессиональной сферы. Приглашенные специалисты-практики в той или иной области дали информацию о сфере своей профессиональной деятельности, о том с какими проблемами им приходится сталкиваться, какие они реализуют профессиональные действия на конкретных примерах. По результату таких встреч молодые инвалиды приобрели умение

сформулировать профессиональную цель и первичные умения в области профессионального самоопределения. Немало важно значение имеет и реализованная программа «Мой осознанный выбор профессии». Смысл данной программы заключается в оказании практической помощи молодым людям с инвалидностью при построении траектории профессионального самоопределения. Основными мероприятиями программы стали: «Самая самая», «Выбор профессии», «Дорога в профессию», «Ярмарка профессий», тематические вечера:

«Профессиональный имидж», «Узнай себя» и др. Формирование профессиональной активности и мотивации также происходило через активное включение их в деятельность НКО: мастер -классы, волонтерство, практико-

ориентированные, обучающие семинары. Молодым людям рассказали о том, как можно получать информацию на образовательных сайтах учреждений. Таким образом, реализация программы позволила молодым инвалидам приобрести знания о мире профессий, наиболее востребованных из них, условиях трудовой деятельности в различных организациях, предприятиях, а также об образовательных учреждениях, имеющих безбарьерную архитектурную среду и реализующих подготовку по разным специальностям. Работа с молодыми инвалидами строилась по принципу: от возникновения у них профессионального намерения через профессиональное

самоопределение к профессиональному становлению. Также у молодых инвалидов на этом подэтапе реализовался процесс формулирования личных задач в профессиональном самоопределении через вовлечение в деятельность НКО.

Сотрудничество НКО с разными социальными партнерами: ВУЗами, колледжами, службой занятости, ТЦСО, социально-реабилитационными центрами и др. представляет собой многоуровневое взаимодействие различных субъектов, которое помогает молодым инвалидам с формированием профессионального самоопределения, а также их личностному и профессиональному становлению. Результатом деятельности выступило портфолио молодого инвалида.

Ориентация на определенную

профессиональную и образовательную траекторию осуществлялась на рефлексивном подэтапе. В основе этого подэтапа заложена осознанная ориентация на определенный образовательно-профессиональный маршрут.

Молодым людям, имеющим инвалидность в рамках реализации данного подэтапа, было предложено участие в конкурсе «Мое будущее», где они публично и аргументировано предоставляли свои разработанные

профессиональные маршруты и портфолио.

Каждый из компонентов имеет свою специфику, так организационно-мотивационный характеризуется тем, что у молодого человека с инвалидностью происходит осознание значимости профессионального самоопределения,

формирование структуры ценностей, где ведущими ценностями становятся

профессионализм и самореализация в профессиональной деятельности. Наличие достаточных знаний в профессиональной сфере у молодежи с инвалидностью, поиск и использование нужной информации для осуществления своего профессионального самоопределения реализуются в рамках познавательного компонента.

В основе операционно-рефлексивного компонента - развитие навыков, позволяющих самостоятельно ставить и решать задачи в области профессионального самоопределения молодых людей, имеющих инвалидность и их способности к самообразованию,

самоорганизации и самоуправлению. Молодые люди с инвалидностью принимают осознанное решение по выбору индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, целей профессионально-трудовой деятельности, выбору учебного заведения.

Таким образом, успешность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессионального самоопределения молодых

инвалидов в условиях некоммерческих организаций будет наиболее эффективно реализовываться, если, во-первых, учитывается уровень мотивации и готовности к профессиональному самоопределению у молодых инвалидов, во-вторых, реализуется программа «Мой осознанный выбор профессии», а в третьих, происходит социальное взаимодействие всех субъектов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение молодых инвалидов. Проведенное повторное исследование позволило сделать вывод о том, что 79% молодых инвалидов сумели построить свой образовательно-профессиональный маршрут, создать портфолио и аргументировано объяснить, с чем связан данный выбор, как они себя видят в профессии. Уровень тревожности у участников стал низким (62%), а уровень мотивации к трудовой деятельности из низкого стал средним (71%), а у некоторых участников даже (13%) высоким.

В заключение можно сделать вывод о том, что сформированность готовности в области профессионального самоопределения для молодых инвалидов является необходимой. Наиболее благоприятными условиями для осуществления данной деятельности обладают НКО. Успешность профессионального самоопределения молодых людей с инвалидностью определяется осознанием ими своих ограничений по здоровью, своего особого статуса и потребностью к составлению и реализации личного плана профессионального самоопределения.

Литература:

1. Абанина К.А. Современные проблемы, тенденции и пути социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы / Н.Н. Роготень, О.Г. Федоров // Социальные отношения. - 2016. - № 2(17). - С. 59-66.

2. Воеводина Е.В., Райдугин Д.С. Инвалидность как социальная проблема и объект социальной отрасли социологии / Е.В. Воеводина, Д.С. Райдугин // Человек. Общество. Инклюзия. - 2013. - № 3. - С. 16-25.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский // Основы дефектологии; гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1983 - Т. 5. - С. 63-64.

4. Ермилина О.С., Михайлова Т.А. Трудовая социализация молодежи с ОВЗ через призму исторических моделей понимания феномена инвалидности / О.С. Ермилина, Т.А. Михайлова // Социальные отношения. - 2017. - № 1(20). - С. 59-69.

5. Кашуба А.О., Федоров О.Г. Предпосылки социального партнерства в современном обществе / А.О. Кашуба, О.Г. Федоров // Социальные отношения. - 2014. - № 4 (11). - С. 54-59.

6. Лысенко А.С. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов / А.С. Лысенко // Сборник материалов Научно-практической конференции "Социальное партнерство государственных структур, общественных объединений и бизнес-сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве". - М., 2008. - С. 23-26.

7. Миронова О.И., Ермакова Н.И. Проблема трудоустройства молодых инвалидов: сборник научных статей / О.И. Миронова, Н.И. Ермакова // Актуальные вопросы трудового и профессионального ориентирования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. - Москва:

Издательство Российский социальный

государственный университет, 2016. - С. 148-153.

8. Михайлова Т.А. Потенциал общественного объединения для социализации молодежи с ограничениями по состоянию здоровья / Т.А. Михайлова // Социальные отношения. - 2015. - № 3(14). - С. 72-75.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников.

- М.: «Академия», 2007. - 503 с.

10. Министерство труда и социальной защиты населения РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/opendata

11. Федеральная государственная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru

Сведения об авторе:

Михайлова Татьяна Александровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФБГОУ ВО «МГППУ», e-mail: tmixailova79@yandex.ru

Data about the author:

T. Mikhailova (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, «MGPPU», email: tmixailova79@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.10.2019 19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.