УДК 796092 Ю. В. ЕРМОЛОВ
В. А. ЗАВАРЗИН А. Г. УШАКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ
В работе рассматриваются параметры тренировочной нагрузки. Определены критерии величины нагрузки и ее направленности. Предлагаются пути решения проблемы рационального распределения нагрузок. Показаны перспективы научных разработок. Отмечается необходимость соответствия нагрузок функциональному состоянию спортсменов.
Характерной особенностью современного уровня развития спорта является быстрый и неуклонный рост объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных физических нагрузок, которые являются мощным фактором, стимулирующим адаптационные процессы и обеспечивающим повышение специальной работоспособности.
Под нагрузкой в спортивной тренировке следует понимать воздействие физических упражнений на организм спортсменов, вызывающих активную реакцию его функциональных систем. Интенсивность, величина и направленность протекания адаптационных процессов в организме спортсмена определяется характером, величиной и направленностью нагрузок. По характеру нагрузки могут быть подразделены на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические; по величине — на малые, средние, значительные (околопредельные), большие (предельные); по направленности — соответствующие развитию отдельных двигательных способностей (скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости) или их энергетических компонентов (алак-татной или лактатной анаэробной производительности, аэробных возможностей).
Величина тренировочных и соревновательных нагрузок может быть охарактеризована с внешней и внутренней стороны. Внешняя сторона в наиболее общем виде может быть представлена показателями суммарного объема работы, контролируется в основном временем, затраченным на тренировочную и соревновательную деятельность и на различные ее составляющие. Однако наиболее полно нагрузка характеризуется с внутренней стороны, по реакции организма на выполняемую работу. Для ее определения используют показатели ЧСС, концентрации молочной кислоты, потребления кислорода, энергетические затраты и др. [7, 10, 14].
Внешние и внутренние характеристики тесно взаимосвязаны. Увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к усилению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к возникновению и углублению утомления. Это наиболее простой, широко распространенный и надежный способ, основанный на известном принципе возникающих нагрузок или возрастающей биологической силы раздражителя. Наращивание объема
и интенсивности нагрузок приводит к росту количества травм и заболеваний, прежде всего опорнодвигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.
Наличие у тренера информации о состоянии функциональных систем и двигательных качеств футболистов помогает разумно варьировать тренировочные нагрузки. Данные о текущем контроле подготовленности спортсменов позволяют решать вопросы увеличения или снижения нагрузок, о возможности дальнейшего прогресса спортсмена и повышения его тренированности, о наличии утомления или перенапряжения организма.
Подготовленность спортсмена будет неуклонно повышаться лишь в том случае, если нагрузка во всех периодах подготовки будет полностью соответствовать функциональным возможностям его организма. Величина тренировочной нагрузки определяется, главным образом, объемом выполненной на занятиях работы, количеством и продолжительностью тренировочных занятий и интенсивностью тренировки [1].
Одним из основных критериев объема является длительность выполнения тренировочной нагрузки. Длительность оказывает большое влияние как на величину нагрузки, так и на ее направленность. Именно поэтому весьма важно иметь представление об оптимальной длительности применения нагрузки той или иной преимущественной направленности, а также о темпе прироста соответствующих показателей. Другим важным критерием объема является продолжительность отдыха. Несоблюдение временных показателей продолжительности отдыха снижает эффективность тренировочного процесса [5, 6, 12].
Согласно исследованиям В. Рубина [13], общее количество параметров нагрузки на максимальном уровне в любом индивидуальном варианте подготовки не должно превышать, как правило, 50 — 60 % от всего числа параметров нагрузки. Точно определить величину воздействия нагрузки невозможно, но можно установить общую направленность этого воздействия, если исходить из известных закономерностей при работе различного характера. Воздействие физической нагрузки зависит от вида применяемых упражнений, их интенсивности, продолжительности, времени отдыха, количества повторений [5, 11].
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
Проблема рационального распределения тренировочных нагрузок в процессе годичного цикла имеет основное значение для нормирования тренировочных нагрузок. Условия для применения в учебно-тренировочном процессе значительных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок должны быть следующие:
а) круглогодичность и систематичность учебнотренировочного процесса;
б) учет степени подготовленности спортсмена;
в) постепенность при увеличении объема и особенно интенсивности тренировочной нагрузки;
г) разнообразие форм и методов учебно-тренировочной работы;
д) разумное чередование и вариативность работы с повышенными и сниженными нагрузками;
е) регулярный врачебно-медицинский контроль.
Мы согласны с положением о том, что концепция
программирования тренировочной нагрузки может быть реализована только на основе объективизации, формализации и моделировании этой нагрузки, попытки выполнения которых предпринимались в работах В. М. Зациорского [4], В. В. Петровского [8, 9] и др.
Эффективность управления тренировочным процессом в значительной мере обусловливается знанием закономерностей взаимосвязи между структурными единицами тренирующих воздействий и ответными реакциями организма.
Поскольку тренировочное воздействие носит дискретный характер, чередование нагрузки и отдыха является неизбежным и обязательным условием построения любого тренировочного процесса. При одинаковом характере и количестве повторений упражнений в уроке, режимы чередования упражнений с отдыхом выступают как самостоятельные факторы, обусловливающие как тип изменения работоспособности в уроке, так и характер, а также длительность восстановительного периода после него [9].
Планировать тренировочный процесс целесообразно таким образом, чтобы нагрузки одинаковой направленности включались только через промежуток времени, достаточный для поступления сверхвосстановления ведущей функции, а другие нагрузки не тормозили бы ее [3]. Важно отметить, что учет индивидуальной предрасположенности организма спортсмена к выполнению нагрузок той или иной преимущественной направленности является необходимым и значимым звеном системы планирования тренировочного процесса.
Решение проблемы оптимизации тренировочных нагрузок в футболе во многом определяется возможностью получения достоверной информации о срочном тренировочном эффекте применяемых упражнений, что в свою очередь зависит от информативности и надежности показателей, выбранных в качестве критериев нагрузки. Эффективность процесса подготовки находится в прямой зависимости от научной обоснованности вопросов планирования и контроля физических нагрузок футболистов. Знание структуры и динамики нагрузок на различных этапах подготовки и участия в соревнованиях при сопоставлении с результативностью соревновательной деятельности может повысить эффективность управления тренировочным процессом.
Научная разработка оптимального распределения тренировочных нагрузок предполагает знание величины воздействия однократно выполняемых упражнений, серий упражнений и тренировочного занятия в целом. Также необходимо наличие данных о динамике восстановления различных по величине и на-
правленности нагрузок. Особую важность имеют вопросы выбора и дозировки тренировочных нагрузок при выполнении специальных упражнений с мячом скоростного характера.
Большие тренировочные нагрузки предъявляют к не сформировавшемуся еще окончательно организму детей повышенные требования. Специалисты в различных видах спорта, в том числе и в футболе, рекомендуют контрольные упражнения, отражающие специфику вида. Должен проводиться текущий контроль для получения комплексной оценки тренированности с использованием современных методов исследования, обеспечивающих характеристику состояния важнейших функциональных систем.
Предельные объемы нагрузок в современном спорте ориентируют специалистов на поиск новых путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Среди наиболее перспективных выделяется такое общепризнанное направление, в основе которого лежит учет индивидуальных особенностей спортсменов в процессе их подготовки. Планирование командной нагрузки, отвечающей требованиям повышения эффективности соревновательной деятельности, должно осуществляться сначала по параметрам доступности, а затем ее целесообразности. Индивидуализацию учебно-тренировочного процесса в футболе необходимо осуществлять на основе учета степени соответствия между требованиями коллективной игры, обусловливающими достижение высокого спортивного результата, и возможностями конкретных спортсменов в реализации этих требований [15].
Закономерности спортивного мастерства обусловливаются многими факторами, и прежде всего особенностями адаптации организма к характерным для данного вида спорта нагрузкам. Стадия базовой подготовки является ключевой в системе многолетнего процесса развития юного спортсмена. Однако не всегда и не в полной мере находят отражение динамические характеристики адаптационных реакций ведущих систем организма, что не позволяет с достаточной точностью определить тренирующий потенциал нагрузок и контролировать степень их воздействия. В этих условиях ощущается недостаток информации о тренировочном эффекте на предъявляемые нагрузки и их адекватность индивидуальным возрастным особенностям растущего организма.
Развитие спорта высших достижений со значительно возросшими результатами соревновательной деятельности спортсменов выявило проблему допустимости физических нагрузок уже на этапе начальной спортивной специализации. Из практики работы спортивных школ хорошо известно, что с первых же шагов юного спортсмена ожидают физические нагрузки большого объема и интенсивности, так как тренеры зачастую форсируют тренировки, нацеливаясь на достижение максимальных результатов. Однако известно, что к настоящему времени многие компоненты, обеспечивающие функциональные резервы организма, почти достигли своего предела и практически исчерпали возможности интенсивного повышения объема физических нагрузок без риска нанести ущерб здоровью. К тому же большие величины объема работы вошли в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки и отрицательно сказались на эффективности процесса подготовки спортсменов [11]. Эти же нагрузки часто являются причиной угнетения адаптационных возможностей, прекращения роста результатов и появления предпатологических изменений в организме.
Проблема соответствия степени нагрузки возможностям организма к ее выполнению является важной и сложной [2]. В этой связи особое значение приобретает рациональное построение процесса подготовки. Разработка и построение тренировочных программ предполагает не столько выполнение каких-то параметров задаваемых нагрузок, сколько получение запрограммированных, заранее известных срочных, отставленных и долговременных эффектов.
Библиографический список
1. Базилевич О. П. Моделирование соревновательной деятельности команд на основе количественных показателей коллективных действий в игре / О.П. Базилевич, Г.М. Гаджиев // Футбол, 81: ежегодник / сост: С.А. Савин. — М., 1981. — С. 34.
2. Бальсевич В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 4. — С. 9-10.
3. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. — 1962. - № 2. - С. 32-35.
4. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена / В.М. За-циорский. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 199 с.
5. Лалаков Г. С. Определение допустимых тренировочных нагрузок, направленных на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства юных футболистов 10-12 лет / Г.С. Лалаков // Научные труды: Ежегодник, СибГАФК. — Омск, 1998. — С. 45-52.
6. Лексаков А.В. Планирование силовой подготовки в структуре нагрузок подготовительного периода у футболистов групп спортивного совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Лексаков. — М., 1998. — 28 с.
7. Озолин Н. Г. Путь к успеху / Н. Г. Озолин. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 112 с.
8. Петровский В. В. Некоторые вопросы планирования и управления в спортивной тренировке / В.В. Петровский // По-
строение спортивной тренировки в циклических видах спорта. — Киев, 1978. — С. 32-45.
9. Петровский В. В. Особенности развития быстроты движений у легкоатлетов-спринтеров в процессе тренировки / В.В. Петровский // Современный олимпийский спорт: Тез. докл. Между-нар. науч. конгр. 10-15 мая 1993 г., г. Киев, Киев. ин-т физической культуры. — Киев, 1993. — С.173-175.
10. Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка: Учеб. пособие / В.Н. Платонов. — Киев: Здоровье, 1980. — 336 с.
11. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 286 с.
12. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 1997. — 583 с.
13. Рубин В. Некоторые принципиальные положения совершенствования планирования и программирования тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов / В. Рубин // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр., Москва, 24-28 мая 1998 г. / РГАФК. — М.: Физкультура. Образование. Наука. — 1998. — Т.1. — С.239-240.
14. Харитонова Л. Г. Использование биологических критериев для ориентирования юных спортсменов на определенный вид мышечной деятельности / Л.Г. Харитонова // Вопросы подготовки спортивных резервов: сб. науч. тр. — Омск, ин-т физической культуры. — Омск, 1986. — С. 115-118.
15. Шестаков М. М. Индивидуализация тренировочной нагрузки в футболе / М.М. Шестаков // Кубан. ГАФК. Сборник научных трудов, посвящ. 25-летию Кубанской ГАФК. — Краснодар, 1994. — С. 64-66.
ЕРМОЛОВ Юрий Владиславович, старший преподаватель кафедры теории и методики футбола и хоккея. ЗАВАРЗИН Виктор Анатольевич, соискатель по кафедре теории и методики футбола и хоккея. УШАКОВ Антон Геннадьевич, аспирант кафедры теории и истории физической культуры и спорта.
Статья поступила в редакцию 13.02.08 г.
© Ю. В. Ермолов, В. А. Заварзин, А. Г. Ушаков
Книжная полка
Кайнова, Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / Э. Б. Кайнова. — М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. — 205 с. — (Профессиональное образование). — Библиогр.: с. 198-199. — ISBN 978-5-8199-0325-4. — ISBN 978-5-16-003097-5.
В данном издании изложены основные понятия в области общей педагогики физической культуры и спорта, дана характеристика актуальных проблем физкультурно-спортивного образования, обучения и воспитания в современных условиях, показаны особенности психолого-педагогической деятельности преподавателя (тренера) физической культуры и спорта, особенности реализации целей и задач обучения, организации учебного и воспитательного процесса.
Учебное пособие соответствует профессиональной образовательной программе и предназначено для студентов специальных учебных заведений, а также может быть рекомендовано преподавателям и студентам вузов.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ