ее
Вестник Смоленской медицинской академии М2-3, 2009
Примерная трактовка результатов теста по длительности задержки в секундах: < 20 сек - испытуемый с явно сниженными резервами здоровья с наличием органических заболеваний и выраженным снижением резервов; 20-40 сек - снижение резервов здоровья, в том числе за счет детренированности; > 40 сек - хорошие резервы, хорошая тренированность («рекорд» статического апноэ - 6 мин 45 сек).
Противопоказания и методические сложности теста. Тест противопоказан не только при наличии соматических заболеваний (прежде всего легких и сердечно-сосудистой системы), но и при психической нестабильности, наклонности к паническим атакам. Известно, что эмоциональный стресс повышает запросы организма в кислороде, что искажает результаты тестирования. Последнее делает важной профилактику психоэмоционального напряжения во время теста. Мы предлагаем модификацию теста с применением «отметчика времени», облег-
чающего психоэмоциональное напряжение (за счет подачи временной ориентировки испытуемому) во время собственно задержки дыхания. В качестве такого отметчика мы опробовали ритмичные зву-ковы сигналы либо касание помощником плеча испытуемого (1 раз в 10 сек). Такой прием оказался особенно успешным (прирост времени задержки в среднем на 14 сек) у лиц с исходной наклонностью к тахикардии (>85 в мин), что, по-видимому, связано с активацией симпатической нервной системы в результате гипоксии.
Выводы. 1. Тест с задержкой дыхания с учетом вышеизложенных ограничений может применяться в качестве показателя здоровья у физкультурников и спортсменов. 2. Информативность теста в определенной степени зависит от психоэмоциональной неустойчивости с элементами симпатикотонии, что может быть нейтрализовано предлагаемой нами модификацией теста.
удк 796.345.37+612.766
принципы физической подготовки СПОРТСМЕНОВ
в. а. перепекин, о. г. савченко, а. а. костюков
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Известно, что физическая подготовка - это длительный процесс, цель которого достижение спортсменами высокого уровня физической подготовленности. Этот уровень подготовленности должен соответствовать требованиям избранного вида спорта. Например, в футболе для эффективной игровой деятельности футболист должен пробежать в матче 12000 м, и из них не менее 2000 м с максимальной мощностью, при этом уровни развития всех видов выносливости и скоростно-силовых качеств должны позволять делать ему это в каждой игре. Задачи, решаемые в процессе физической подготовки, многообразны, и конкретная формулировка каждой из них зависит от подготовленности и возраста футболистов, периода подготовки.
Отметим также, что планирование процесса физической подготовки футболистов основывается на трех группах принципов. Во-первых, это общие принципы физической подготовки, пригодные для всех видов спорта. Во-вторых, это принципы физической подготовки в спортивных играх. В-третьих, это специфические принципы физической подготовки футболистов. Если суммировать все вышеизложенное, то одним из наиболее важных моментов является единство проявлений фи-
зических качеств футболистов в играх и тренировочных упражнениях.
В течение годичного цикла подготовки профессиональные футболисты проводят от 45 до 65 официальных матчей. Нагрузка этих игр, воздействующая на развитие физических качеств, не только значительна, но и имеет определенную структуру. Точно такую же структуру должна иметь нагрузка большинства тренировочных занятий. В межигровых циклах ее нужно распределять таким образом, чтобы тренер имел возможность одновременно решать две, часто конкурентные задачи. Во-первых, волнообразно повышать величину нагрузки, и особенно число занятий с околопредельными нагрузками (предельные - только в соревновательной игре) в течение многолетнего цикла. Только так можно достичь требуемого уровня физической и тактико-технической подготовленности. И, во-вторых, обязательно уменьшать нагрузки к концу межигровых циклов (их число всегда на единицу меньше, чем число игр: если игр 60, то число межигровых циклов -59). Это необходимо делать, чтобы подвести футболистов к очередной игре в оптимальном состоянии. При таком подходе удается обеспечить единство тренировочных и соревновательных нагрузок.
удк 796.345.37+612.766
применение педагогических средств восстановления в футболе
в. а. перепекин, о. г. савченко
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Педагогические средства восстановления включают в себя: рациональное планирование тренировочного процесса в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена; правильное построение отдельного тренировочного занятия с использованием средств для снятия утомления (полноценная индивидуальная разминка, подбор снарядов и мест для занятий); варьирование интервалов отдыха между отдельными упражнениями и тренировочными занятиями; разработку системы планирования с использованием различных восстановительных средств в месячных и годовых циклах подготовки; разработку специальных физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов. Что касается конкретных средств восстановления, то выбор того или иного из них и их сочетание должны осуществляться врачом команды и тренером в зависимости от характера и степени напряженности предшествующей нагрузки, характера и степени утомления, индивидуальных особенностей футболиста, наличия соответствующих условий и материальной базы. Правильное чередование преимущественной нагрузки на различные органы и системы в процессе отдельного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла тренировки позволяет повысить эффективность тренировки за счет активизации процессов восстановления.
При построении отдельных тренировочных занятий особого внимания заслуживает организация подготовительной и заключительной частей. Рациональное построение подготовительной части способствует ускорению «вхождения» в работу, обеспечивает высокий уровень работоспособности в основной части занятия. В свою очередь, оптимальная организация заключительной части позволяет быстрее устранять развившееся в процессе занятия утомление. Правильный подбор упражнений и методов их использования в основной части занятия обеспечивает высокую работо-
способность футболистов, необходимый уровень их эмоционального состояния, что благоприятно сказывается на процессах восстановления между отдельными упражнениями, а также на характере утомления. Этому способствует оптимальное сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование средств активного отдыха между упражнениями.
Методика построения тренировочного микроцикла зависит от различных факторов. К ним в первую очередь следует отнести особенности протекания процессов утомления и восстановления после нагрузок отдельных занятий. Чтобы правильно построить микроцикл, нужно точно знать, какое воздействие оказывают на спортсмена различные по величине и направленности нагрузки. Большую роль играет оптимальное соотношение нагрузок и отдыха в тренировочных микроциклах. Кроме того, используют разгрузочные циклы, основная функция которых - обеспечение полноценного восстановления после напряженной тренировки в предыдущих микроциклах и создание оптимальных условий для протекания адаптационных процессов в организме спортсмена. По данным В. М. Волкова (1990), за 3-7 дней перед соревнованиями должны быть исключены из программы большие нагрузки. По его мнению, общая нагрузка в предсоревновательной неделе не должна превышать 30-40% от нагрузки обычной недели основного периода. Другие авторы отмечают, что в предсоревновательном периоде следует применять сравнительно небольшие по объему, но высокие по интенсивности нагрузки (Платонов, 1988; Годик, 2006). В. Н. Платонов (1986) также указывает на необходимость ослабления тренировочных нагрузок перед соревнованиями. Педагогические средства восстановления являются основными, так как определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этапах многолетней подготовки футболистов.