Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ РОССИИ И ПУТИ ИХ СОХРАНЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ РОССИИ И ПУТИ ИХ СОХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1744
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / традиционные духовные ценности / духовно-нравственные качества / общенациональные российская идея / подрастающее поколение / духовно-нравственное воспитание / spirituality / traditional spiritual values / spiritual and moral qualities / nationwide Russian idea / growing generation / spiritual and moral education

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Д.В. Гайдук, В.М. Зуев, А.А. Смирнов, Б.А. Федулов, Д.В. Шатьков

Содержание статьи раскрывает роль и значение традиционных духовных ценностей как важного компонента национальной безопасности России. Уточнена сущность понятия «духовность» с точки зрения религии и науки, которая проявляется через социальные потребности, такие как стремление к истине – потребность познания, стремление к добру – потребность для других. Выделено содержание и особенности проявления духовных качеств личности и их влияние на общественные процессы. Определено содержание духовно-нравственного воспитания через формирование таких структур личности, как гуманистические ценностные ориентации и социальные потребности. Предложен вариант общенациональной российской идеи, определяющей процесс институализации традиционных духовных ценностей народов России. Выявлены направления сохранения и интериоризации традиционных духовных ценностей народов России через реализацию в образовательной деятельности, формы и методы социального воспитания, а также традиции, обычаи, обряды и ритуалы народов России, отражающие духовные начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRADITIONAL SPIRITUAL VALUES OF THE PEOPLES OF RUSSIA AND WAYS TO PRESERVE THEM

The content of the article reveals the role and importance of traditional spiritual values as an important component of Russia’s national security. The essence of the concept of spirituality from the point of view of religion and science is clarified, which manifests itself through social needs, such as striving for the truth – the need for knowledge, striving for goodness – the need for others. The content and features of the manifestation of spiritual qualities of a person and their influence on social processes are highlighted. The content of spiritual and moral education is determined through the formation of such personal structures as humanistic value orientations and social needs. A variant of the nationwide Russian idea defining the process of institutionalization of traditional spiritual values of the peoples of Russia is proposed. The directions of preserving and internalizing the traditional spiritual values of the peoples of Russia through the implementation of forms and methods of social education in educational activities, as well as traditions, customs and rituals of the peoples of Russia reflecting spiritual principles are revealed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ РОССИИ И ПУТИ ИХ СОХРАНЕНИЯ»

результаты эксперимента, описанного в работе Нуриева Н.К., Старыгиной С.Д. [4]: коэффициент 2,5 является коэффициентом масштабирования сложности для студента (см. табл. 5). В табл. 5 указаны примерные варианты самостоятельной работы рутинного типа по уровням [4].

Сформированные таким образом самостоятельные работы были проведены на потоках первого курса Института автоматики, телекоммуникаций и информационных технологий ОмГУПСа, включая потоки 21ст (второй семестр 2021-2022 учебного года) и 22ст (второй семестр 2022-2023 учебного года) специальности ИБ. Всего в эксперименте участвовало 488 студентов. Итоговые результаты приведены в табл. 6.

у большинства студентов. Безусловно, фактор субъективности вносит свои поправки, и гарантировать одинаковый для всех студентов результат нельзя. Из-за индивидуальных психологических особенностей студентов, из-за различного уровня их первоначальной математической подготовки не всегда, к сожалению, можно успеть решить все запланированные задачи на практическом занятии. Восполнить пробелы можно на дополнительных занятиях с целевиками (студентами целевого обучения), которые могут посещать также все желающие. В особенно «слабых» группах возможно проведение самостоятельной работы, например, по теме «Стандартные методы интегрирования», в команде, в режиме консультации: группа студентов (3-4 человека) решает

Таблица 6

Итоговые результаты выполнения самостоятельной работы по теме «Стандартные методы интегрирования» (в процентах)

Уровни Группы задач Количество студентов Время выполнения самостоятельной работы

(в процентах) Менее 30 мин 30 мин Не успели за 30 мин

1. Базовые задачи (соответствуют оценке «удовлетворительно») 60 9,2 85 5,8

2. Задачи зоны ближайшего развития (соответствуют оценке «хорошо») 25 11,5 80,3 8,2

3. Задачи зоны дальнейшего развития (соответствуют оценке «отлично») 15 9,6 82,2 8,2

В среднем 10,1 82,5 7,4

Результаты показывают, что большинство студентов (82,5%) успевают решить данную самостоятельную работу за 30 мин. При этом определенное количество студентов решили все задачи быстрее - 10,1%. 7,4% студентов не справились с данной самостоятельной работой за этот временной интервал.

В заключение отметим, что поставленные задачи были выполнены, и цель исследования достигнута. Методика расчета времени и подбора учебного материала для лекционных и практических занятий, основанная на многолетнем опыте проведения различных видов занятий авторами статьи, является эффективной. Строго структурированные и нормированные лекционные занятия позволяют изложить весь необходимый теоретический материал, а практические занятия позволяют выработать навык решения типовых задач

Библиографический список

один вариант самостоятельной работы совместно, обсуждая решение, советуясь как друг с другом, так и с преподавателем. Эксперимент показал соответствие уровня сложности выполняемых заданий в процессе самостоятельной работы выделяемому на их выполнение времени. Таким образом, строгое структурирование учебного материала и нормирование времени, необходимого и достаточного для выполнения различных видов контактной работы, способствует более эффективному формированию компетенций для дисциплины «Математика». Также более эффективному формированию компетенций по данной дисциплине может служить нормирование времени самостоятельной работы студентов и промежуточной аттестации, что является темой дальнейших разработок и исследований авторов.

1. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Дидактическая инженерия: разработка регламента педагогического тестирования. Образовательные технологии и общество (Education Technology & Society). Международный электронный журнал. 2017; Vol. 20, № 4: 478-483.

2. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К., Печеный Е.А. Построение математической модели процесса регламентации педагогического тестирования. Тезисы докладов международной конференции. Томск: НТЛ, 2017: 223-229.

3. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Надежность результата теста для оценки качества владения компетенцией. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Казань: ЦИТ, 2018: 261-271.

4. Нуриев Н.К., Старыгина С.Д. Численная оценка продолжительности контрольного задания. Образовательные технологии и общество. 2019; № 22 (1): 61-67.

5. Практикум и индивидуальные задания по интегральному исчислению функции одной переменной (типовые расчёты): учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2012.

References

1. Nuriev N.K., Starygina S.D. Didakticheskaya inzheneriya: razrabotka reglamenta pedagogicheskogo testirovaniya. Obrazovatel'nye tehnologii iobschestvo (Education Technology & Society). Mezhdunarodnyj 'elektronnyj zhurnal. 2017; Vol. 20, № 4: 478-483.

2. Starygina S.D., Nuriev N.K., Pechenyj E.A. Postroenie matematicheskoj modeli processa reglamentacii pedagogicheskogo testirovaniya. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj konferencii. Tomsk: NTL, 2017: 223-229.

3. Nuriev N.K., Starygina S.D. Nadezhnost' rezul'tata testa dlya ocenki kachestva vladeniya kompetenciej. Tezisy dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': CIT, 2018: 261-271.

4. Nuriev N.K., Starygina S.D. Chislennaya ocenka prodolzhitel'nosti kontrol'nogo zadaniya. Obrazovatel'nye tehnologii i obschestvo. 2019; № 22 (1): 61-67.

5. Praktikum i individual'nye zadaniya po integral'nomu ischisleniyu funkcii odnoj peremennoj (tipovye raschety): uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Lan'», 2012.

Статья поступила в редакцию 22.05.23

УДК 37.013

Gaiduk D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: gaiduk.dan@yandex.ru

Zuev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

Smirnov A.A., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru

Shatkov D.V., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: agik.fk@mail.ru

FEATURES OF TRADITIONAL SPIRITUAL VALUES OF THE PEOPLES OF RUSSIA AND WAYS TO PRESERVE THEM. The content of the article reveals the role and importance of traditional spiritual values as an important component of Russia's national security. The essence of the concept of spirituality from the point of view of religion and science is clarified, which manifests itself through social needs, such as striving for the truth - the need for knowledge, striving for goodness - the need for others. The content and features of the manifestation of spiritual qualities of a person and their influence on social processes are highlighted. The content of spiritual and moral education is determined through the formation of such personal structures as humanistic value orientations and social needs. A variant of the nationwide Russian idea defining the process of institutionalization of traditional spiritual values of the peoples of Russia is proposed. The directions of preserving and

internalizing the traditional spiritual values of the peoples of Russia through the implementation of forms and methods of social education in educational activities, as well as traditions, customs and rituals of the peoples of Russia reflecting spiritual principles are revealed.

Key words: spirituality, traditional spiritual values, spiritual and moral qualities, nationwide Russian idea, growing generation, spiritual and moral education

Д.В. Гайдук, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: gaiduk.dan@yandex.ru В.М. Зуев, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: agik.fk@mail.ru А.А. Смирное, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: agik.fk@mail.ru Б.А. Федулое, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: fedulovb@mail.ru Д.В. Шатькое, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Е-mail: agik.fk@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДОВ РОССИИ И ПУТИ ИХ СОХРАНЕНИЯ

Содержание статьи раскрывает роль и значение традиционных духовных ценностей как важного компонента национальной безопасности России. Уточнена сущность понятия «духовность» с точки зрения религии и науки, которая проявляется через социальные потребности, такие как стремление к истине - потребность познания, стремление к добру - потребность для других. Выделено содержание и особенности проявления духовных качеств личности и их влияние на общественные процессы. Определено содержание духовно-нравственного воспитания через формирование таких структур личности, как гуманистические ценностные ориентации и социальные потребности. Предложен вариант общенациональной российской идеи, определяющей процесс институализации традиционных духовных ценностей народов России. Выявлены направления сохранения и интериоризации традиционных духовных ценностей народов России через реализацию в образовательной деятельности, формы и методы социального воспитания, а также традиции, обычаи, обряды и ритуалы народов России, отражающие духовные начала.

Ключевые слова: духовность, традиционные духовные ценности, духовно-нравственные качества, общенациональные российская идея, подрастающее поколение, духовно-нравственное воспитание

В современных социально-культурных условиях одной из главных задач образовательной деятельности выдвигается задача воспитания. Практически во всех программных документах целью воспитания определяется духовно-нравственное развитие личности. Ее важность и своевременность была подчеркнута президентом России В.В. Путиным как имеющая жизненное значение для каждого гражданина и страны в целом: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].

В настоящее время в качестве особенности всех образовательных программ выделяется положение о том, что воспитание подрастающего поколения должно строиться на традиционных российских ценностях. Наиболее четко это определено в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2]. Поэтому статья, посвященная разработке рекомендаций по выявлению и сохранению традиционных духовных ценностей народов России, является актуальной и своевременной.

Методологическую основу для выявления и сохранения духовных традиционных национальных ценностей на философском уровне определяют положения, раскрывающие взаимообусловленность и целостность материальных, социальных и информационных процессов (РФ. Абдеев, А.А. Ивин, В.П. Тугаринов); на общенаучном - культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), системный и комплексный подходы (И.В. Блауберг, Н.Ю. Климентович, В.Н. Садовский); на конкретно-научном - положения, раскрывающие природу и содержание ценностей (М. Вебер, М. Рокич, Ш. Шварц, В.А. Ядов), роль и место социального идеала в системе детерминации общества (Л.В. Константинова, А.В. Мудрик, Н.С. Пряжников), синергетический подход в педагогике (В.П Буданов, М.П Гапонцева, С.В. Кульневич, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин), а также исследования, посвященные изучению сущности и содержания духовности (Ю.П. Вяземский, П.М. Ершов, И.М. Ильичева, А.А. Сигачев, П. В.Симонов, Е.А. Степанова). Несмотря на достаточно пристальное внимание значительного количества исследований в проблеме духовности, в современных условиях существует потребность в обобщении существующих положений и конкретизации их для реализации в воспитательном процессе.

Цель работы: уточнить сущность и содержание традиционных духовных ценностей российского народа и определить пути их сохранения.

Задачи исследования:

1) уточнить роль и значение духовных ценностей в обеспечении национальной безопасности России в современных условиях;

2) провести анализ понятия «духовность» в религии и науке;

3) предложить ведущую идею для целеполагания в воспитательном процессе;

4) раскрыть сущность традиционных духовных ценностей и критерии их проявления;

5) определить содержание духовно-нравственных качеств личности;

6) выявить направления сохранения традиционных духовных ценностей народов России.

Научная новизна: в отличие от ранее проводимых исследований уточняется определение духовности на основе интеграции положений с точки зрения религии и науки; предлагается вариант общенациональной российской идеи.

Теоретическое значение: выделяется содержание традиционных духовных ценностей российского народа; определяются критерии их оценки; уточняется роль традиций, обычаев, обрядов и ритуалов народов России, отражающих духовные начала; предлагаются направления сохранения традиционных ценностей.

Практическая значимость состоит в определении направлений сохранения традиционных духовных российских ценностей, которые могут использоваться в различных социальных институтах, решающих воспитательные задачи.

Методы исследования: исторический, аксиологический, культурологический.

В основе любого вида человеческой деятельности лежат конкретные ценности, которые в разные исторические эпохи имели существенное различие и даже были антагонистическими. Важно отметить, что от вида ценностей зависит характер всех процессов в обществе и направленность деятельности, которая может служить развитию или разрушению, начиная от личности и до государства.

Традиционные духовные ценности российского народа всегда служили той силой, которая способствовала преодолевать любые трудности, возникавшие в его историческом развитии, что вряд ли под силу какому-либо другому народу. Основной источник их силы в том, что Россия - многонациональное государство, и ее ценности интегрировали и воплощали ценности всех народов, входящих в ее состав. Отличительными особенностями таких ценностей является духовность, смысл которой - приоритет социальных ценностей, реализующих нравственную и творческую деятельность, над материальными ценностями, которые направлены исключительно на обогащение, прибыль, карьеризм и биогедонизм.

Сегодня все говорят о приоритете духовных ценностей в жизни общества, но по-разному раскрывают их сущность и содержание. Для их выявления необходимо разобраться в причинах снижения духовных начал в нашем обществе, так как существующая тенденция грозит общенациональной катастрофой. Объективно их дефицит связан с той идеологией и социально-экономическим строем, который был навязан российскому обществу почти 40 лет назад. Фактически в 90-е годы произошел отказ от традиционно российских духовных основ в жизнедеятельности общества, когда такие категории, как добро и зло, правда и ложь, справедливость и несправедливость, стали определяться каждым в зависимости от личной выгоды и ценностей индивидуального выживания как биологического организма. Человек как биосоциальное существо для своего сосуществования имеет врожденные биологические потребности и только потенциально заложенные социальные. Развитие личности возможно только при гармоничном их сочетании, а социальные потребности формируются только воспитанием и соответствующими социально-экономическими условиями.

Перестроечные механизмы не способствовали в полной мере формированию социальных потребностей, проявлению духовных начал в обществе, и вообще воспитательный процесс был исключен из системы образования, что привело к культивированию биогедонических потребностей и принижению социальной сущности человека. Следует отметить, что и в настоящее время бездуховные ценности конституционно не пресекаются и в определенной степени продолжают интериоризироваться рядом средств массовой коммуникации. Смысл большинства современных художественных произведений пропагандирует борьбу за власть, за деньги, исключительно культ развлечений, почти любая телевизионная игра или реклама имеют цель - быстрое получение денег без какой-либо созидательной деятельности, в виде кэшбэка, скидки и т. д. Редко можно встретить произведение, созданного за последние десятилетие, которое культивировало

бы созидание, служение, единение как ценности, что во все времена существования России лежало в основе общенациональной идеологии.

За последние десятилетия традиционные российские духовные ценности стали утрачивать свой ценностный потенциал, объективное значение и все в меньшей степени передаются через процессы социализации. Само понятие духовности часто представляется в основном только в узко-теологическом понимании и не имеет однозначного научного толкования, в связи с чем обладает ограниченными возможностями в практической воспитательной деятельности.

В настоящее время принято ряд мер, направленных на возрождение традиционных духовных ценностей, к ним можно отнести организацию определенного контроля за деструктивной информацией, подаваемой через СМИ, в общеобразовательных школах вводится проект «Разговоры о важном», на телеканалах можно увидеть передачи, которые ведут представители науки и священнослужители, раскрывающие духовные ценности. Несомненно, они имеют положительное влияние, но духовных проявлений в жизни пока все еще мало, и не все проблемы духовности решены.

В связи с этим появилась потребность рассмотреть сущность, содержание духовности, традиционных духовных ценностей российского народа и пути их сохранения.

Основными источниками для определения и сохранения духовных ценностей являются:

- история России, ценности российского народа, социальные ценности;

- жизненный опыт и традиции предков;

- традиционные религии народов России;

- классические произведения литературы и искусства;

- исследования духовности в жизнедеятельности общества.

Из анализа теологических представлений следует, что духовность определяется положением о том, что есть святой дух, который сотворил наш мир, а духовность - это та энергия, которая сохраняет и развивает его [3, с. 130]. Согласно религии, человек имеет тело и душу, которые не всегда согласуются в своих желаниях, и проявления исключительно телесных, физических потребностей без учета духовных являются злом. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Счастливы осознающие свои духовные потребности» [4, с. 28]. Также в Библии есть положение о том, что вера без дела слепа. Поэтому духовный человек - это, прежде всего, тот, кто живет не только материальными ценностями, а значит, не только для себя, но и служит другим и своими деяниями совершенствует окружающий мир.

Эти представления в определенной степени определяют сущность духовности. Но духовность человека недостаточно связывать только с религией. Заповеди во всех религиях уже тысячи лет призывают к духовности, но бездуховность существует, и только этих призывов явно недостаточно. Существующие научные исследования раскрывают эволюцию представлений о душе, духовности и расширяют представления о духовном мире человека и позволяют определять пути духовного воспитания.

Анализ научных представлений о духовности показывает, что она определяется довольно широко и неоднозначно. В большинстве исследований понятие «духовность человека» представлена как богатство мыслей, широкий кругозор, охватывающий и науку, и искусство, и технику, высокую культуру и силу чувств, убеждений, любовь ко всему доброму и прекрасному, благородные и возвышенные помыслы. Но это только красивые пожелания, и для практического их воплощения в жизнь этого явно недостаточно. Нельзя также сказать, что духовность зависит только от образования - знание законов природы, исторических дат и т. д. не спасут человека от глухоты к чужой боли и страданию. Духовный человек - это тот, у кого социальные и индивидуальные потребности находятся в гармонии, а также духовность - это всегда осознанный выбор человека, а не навязанное кем-то мнение.

Содержание духовных ценностей также выводится из анализа представлений о материальной и духовной культуре. Человек существует в двух сферах: естественной (природе) и искусственной (культуре), последняя делится на материальную и духовную. Духовная культура представляется как сферы, объекты и духовные качества человека, являющиеся деятельностью и сущностной характеристикой человека и человечества в целом.

Следовательно, духовность определяется как возможность и способность улучшать и быть в гармонии с окружающим миром и другими людьми. Другими словами, это реальная психическая энергия, дающая силы служить, созидать и чувствовать единение с другими людьми и всей природой.

Духовные качества личности - это те, которые направлены на других и своими проявлениями делают самого человека и людей совершеннее и счастливее, а окружающий мир - лучше. Степень сформированности духовности определяется развитыми нравственно-волевыми качествами личности [5, с. 263]. Такими качествами можно назвать любовь, доброту, верность, заботу, патриотизм, творчество, трудолюбие.

В работе критериями для определения духовных качеств с точки зрения религии выступают требования христианских заповедей. С точки зрения науки выделены следующие их проявления: бескорыстное служение людям, обществу, природе; созидание и творчество в жизни; единение, обеспечивающее гармонию со всем окружающим миром.

Следовательно, существует необходимость и возможность духовного развития подрастающего поколения через формирование социальных потребностей и нравственных качеств, которые определяют содержание социальной сущности человека.

Раскроем содержание выделенных выше духовных качеств личности:

1. Любовь - это единение с кем-либо в одно целое и отношение к нему как к самому себе, она характерна для родных и близких людей, например, родителей и детей, мужа и жены.

2. Доброта - хорошее отношение, слова и поступки в отношении других.

3. Забота - постоянная поддержка, обеспечение всем необходимым для хорошей жизни.

4. Патриотизм - любовь к своей Родине, стране, народу, и готовность ей служить в мирное и военное время.

5. Трудолюбие - способность заниматься трудом и работой с удовольствием.

6. Верность - постоянство в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга и нравственных принципов.

7. Творчество - создание чего-то нового, ценного не только для себя, но и для других, имеющего существенное значение для социально-культурного развития общества.

На основе рассмотренных положений духовность следует определить как, прежде всего, утверждение в человеке его социальной сущности, а бездуховность - это одностороннее культивирование исключительно биологических потребностей. Формирование социальной сущности требует воспитания духовных потребностей, без которых индивидуальное выживание, естественно, будет реа-лизовываться только за счет других людей и всего общества.

Культурологический подход определяет, что духовность сохраняется в ценностях, которые передаются через традиции, обычаи, ритуалы и обряды. Следует отметить, что их изучение, наполнение социально значимым смыслом с учетом современных условий является одним из путей сохранения традиционных духовных ценностей.

Традиции в основном передаются через проведение исторически закрепленных праздников, таких как Новый год, Рождество, Масленица, Крещение, Пасха и т. д. В эти дни люди участвуют в общественных мероприятиях, проводят различные игры, которые символизируют социально значимую деятельность (например, по выращиванию урожая) или религиозные ритуалы, способствующие соблюдению нравственных заповедей. В любом случае они направлены на духовное воспитание. Например, Масленица или Пасха имеют элементы экологического и трудового воспитания путем подчеркивания значимости природы, празднования расцвета весны и созидания при производстве даров природы.

Традиция Крещения у наших предков представлялась как таинство рождения и значимости ребенка для родителей и общества, социальная ценность была и в том, что участвовали в нем не только родственники, но и, например, крестная мать, которая дарила рубашку, и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест, после чего они становились родственниками между собой и родителями ребенка. Обряд свадьбы подчеркивал ценность семьи для человека и значимость для общества, воспитывал нравственные отношения и устанавливал права и обязанности супругов через различные обряды и ритуалы.

Многие традиции, сохраненные сегодня, утратили свою изначальную социальную значимость и не имеют ранее культивирующее воспитательное значение. Поэтому сегодня от организаторов социально-культурных мероприятий для сохранения традиционных духовных ценностей требуется не просто их проведение в виде развлекательной программы, а находить средства для наполнения их содержания социальными ценностями и потребностями.

Связь духовных и социальных ценностей однозначна, так как их объединяет нравственная и созидающая деятельность, стремление к истине - потребность познания, стремление к добру - потребность служения другим людям [6, с. 20]. Духовность должна рассматриваться как глубинная социальная сущность человека в отличие от биологической.

В российском обществе, включающем различные национальности и народности, за многие столетия совместного сосуществования сформировались устойчивые традиционные духовные ценности, которые способствовали укреплению дружественных межнациональных отношений, помогающих нашему обществу развиваться и выживать в самых тяжелых условиях. К сожалению, сегодня следствием разнонаправленным процессов, происходящих при реформировании социально-экономических отношений и воздействия информационных войн, которые ведет западная цивилизация, является то, что ранее братские народы превращаются во врагов в угоду третьим странам для осуществления их целей разделения, властвования и достижения мирового господства. Поэтому только восстановление традиционных духовных ценностей позволит нашему обществу как социальной системе сохраниться, адаптироваться в современных условиях и развиться.

Для реализации этих функций необходимы ценности, которые должны проявляться в следующих отношениях:

1) отношение к себе: сохранение - честь, адаптация - достоинство, развитие - свобода;

2) отношение другим людям: сохранение - равенство, адаптация - солидарность, развитие - нравственность;

3) отношение к семье: сохранение - дружба, адаптация - уважение, развитие - любовь;

4) отношение к государству: сохранение - патриотизм, адаптация - гражданственность, развитие - служение;

5) отношение к другим национальностям: сохранение - толерантность, адаптация - сотрудничество, развитие - единение;

6) отношение к деятельности: сохранение - познание, адаптация - созидание, развитие - духовность;

7) отношение к природе: сохранение - добро, адаптация - красота, развитие - истина.

При выявлении существенных черт и качеств жизни населения России, определяющих их духовное содержание, необходимо учитывать особенности жизнедеятельности в России, которые определяются, исходя из комплекса исто-рико-географических и социально-политических факторов. Наиболее полно эти особенности раскрыты в работах А.П. Паршева [7, с. 124], значимыми характеристиками для данного исследования являются следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Россия расположена в неблагоприятных для развития климатических условиях: среднегодовая температура - 2 С°, перепады температур до 60 С°, промерзание почвы на 70% территории и т. д. Такое положение обязывает все население заниматься созиданием для поддержания своего существования, и нет возможности содержать классы или прослойки общества, которые ничего не создают, а только пользуются трудом других.

2. Высокая энергоемкость любой производственной деятельности, по этой причине в России требуется в несколько раз больше, чем на Западе, энергетических ресурсов для любого производства.

3. Значительная себестоимость капитального строительства, оно обходится в России значительно дороже, чем на Западе. Западные инвестиции работают в основном не в интересах отечественного производства, и эта смена собственника на иностранного будет неблагоприятно сказываться на финансовом положении будущих поколений.

4. Рискованное земледелие, вечная мерзлота позволяют снимать один урожай в год, в то время как на Западе - два-три. Это говорит о рентабельности только крупных сельскохозяйственных предприятий.

5. Все 12 веков Россия находилась и находится в состоянии войны, подготовки к ней или в оккупации. Географическое и ресурсное положение делают Россию объектом зависти и притязаний.

6. В использовании российского территориального преимущества, а также запасов энергетических и иных природных ресурсов практически не всегда учитывается приоритет национальных интересов.

7. Одной из отличительных особенностей России является этнокультурное многообразие населения. По разным источникам, в России выделяют от 104 до 160 этнических единиц, которые объединяют более двадцати групп четырех языковых систем.

8. Россия - Евро-азиатская страна, она находится на стыке христианского мира, мусульманской и буддийской цивилизаций, сама историческая ситуация сделала русских открытыми для контактов с другими народами, совместимыми с любой национальной средой.

На основе выделенных историко-географических и социально-политических факторов выделим специфику духовных составляющих российского характера.

Существенное значение имеет сохранение отличительных общенациональных черт, которые сформировались под воздействием следующих факторов:

- географических - обширность территории: широта души, открытость, вольность, гостеприимство;

- климатических - суровость климата, длинная зима, низкие температуры, рискованное земледелие: коллективизм, трудолюбие, практическая направленность ума, изобретательность;

- внешнеполитических - всегда являлась объектом агрессии различных стран: героизм, самопожертвование, патриотизм, мужество;

- территориальное нахождение между Европой и Азией: противоречивость, безудержность, непримиримость;

- наличие разных конфессий: толерантность, миролюбие, религиозность;

- централизация государственной власти: покорность, терпение, вольность, непредсказуемость;

- многонациональный состав населения: сплоченность, взаимовыручка, единение,_соборность.

В процессе освоения географического, социального и экономического пространств сформировалась высочайшая пассионарность российских народов, которая составляет основу для духовных проявлений.

На основе рассмотренных теоретических положений можно выделить пути и направления, которые могут служить для сохранения традиционных духовных российских ценностей.

Конституциализация в обществе традиционных духовных ценностей требует наличия ведущей общенациональной идеи, которая реализуется в качестве идеологии. Стоит признать, что, несмотря на отрицания какой-либо государственной идеологии, согласно 13 статьи Конституции России, с 90-х годов основной ведущей идеей была либеральная идеология с нерегулируемыми рыночными отношениями, во главу угла было поставлено индивидуальное выживание

и обогащение. Такой подход, с одной стороны, естественен и соответствует биологической сущности человека, но при отсутствии социального воспитания в обществе теряют смысл духовные ценности и потребности. Категории добро -зло, справедливость - несправедливость, правда - ложь и т. д. не имеют однозначного толкования и определяются каждым индивидуумом, исходя только из личной выгоды. Анализ истории российского государства показывает, что в нем всегда присутствовала национальная идеология, в основе которой была общенациональная идея, в которой системообразующим элементом была духовность как приоритет идеального над материальным или социального над индивидуальным. Такой подход позволял находить оптимальное сочетание индивидуальных и социальных потребностей человека.

Общенациональная идея представляет собой значимые для большинства населения ценностные установки, которые однозначно разделяют такие понятия, как добро - зло, правда - ложь, справедливость - несправедливость, это касалось как отдельных граждан, так и представителей всех сословий и органов власти и отражается в сознании как представление о должном, основанном на своем прогрессивном историческом опыте, позволяющем оценивать существующую действительность, определять цели и пути развития общества.

Наиболее кратко и в афористической форме государственная политика России в области идеологии в XVIII веке отражалась в российской общенациональной идее, которая формулировалась как православие, державность, народность, где духовные ценности были системообразующим фактором [8, с. 96]. Сегодня, сохраняя ее ценностное содержание, предлагается ее сущность определить как созидание, служение, единение [9, с. 149].

Служение - это проявление такого отношения к людям, обществу и своей деятельности, при котором человек ощущает себя ответственным и добросовестно выполняет свои профессиональные и социальные функции. Служение исходит из любви к людям, семье, работе, стране, без любви к чему-либо служить ему невозможно.

Созидание - это такой тип деятельности, целью которой является существенная общественная польза, она исключает использование других людей в качестве средства и личной выгоды, она основана на внутренней мотивации к самореализации.

Единение - это чувство единства с другими людьми и всем окружающим миром, а также способ решения всех общественных проблем - от семейных до государственных и общечеловеческих, он объединяет различные национальности, конфессии и социальные группы народов России.

В современных условиях также необходима интеграция социоцентрической и антропоцентрической моделей воспитания, которые обычно противопоставляются друг другу. Антропоцентрический подход выделяет в человеке свойства субъекта и индивидуальности, которые, несомненно, важны, но для оптимального сочетания биологических и социальных потребностей нельзя ограничиться только их выделением, необходимо включать в них социальную сущность человека. Социоцентрический подход определяет личность как устойчивую систему общественно полезных и социально значимых качества и свойства человека. Интеграция этих подходов определяет личность как социально значимую индивидуальность и общественно полезный субъект деятельности.

В педагогической деятельности для реализации воспитательного процесса объективно существует необходимость в наличии образца - идеала для подражания, которым для развития духовности должен быть социально-культурный идеал личности. В воспитательном процессе идеалами для подражания целесообразно выделять традиционно признанные следующие идеалы личности:

1) Творцы-просветители (деятели культуры, искусства, образования),

2) первопроходцы-жертвенники (врачи, ученые, географы),

3) воины-патриоты (военнослужащие силовых структур),

4) созидатели-производители (рабочие, инженеры, строители),

5) аграрии-кормильцы (работники различных сфер сельского хозяйства).

Для их реализации учебно-воспитательные программы должны быть дополнены целями и задачами, раскрывающими выделенные выше идеалы личностей.

В воспитательном процессе следует различать в структуре потребностей духовные и бездуховные проявления. При рассмотрении биологических потребностей (витальные, продолжение рода, безопасности, поиска, стадности) к духовным следует отнести те, которые проявляются как гуманные и не наносят вреда другим людям и обществу, а к бездуховным - антигуманные, которые наносят вред или используют других людей в своих корыстных целях.

При рассмотрении социальных потребностей (общения, признания, самоактуализации, а также политические, юридические, экономические и др.) к духовным следует отнести те проявления, которые приносят пользу другим людям и обществу, а к бездуховным - антиобщественные.

При рассмотрении идеальных (духовных) потребностей (познания, созидания, единения, творчества, самореализации, самосовершенствования, персона-лизации) к духовным следует отнести те, которые проявляются как нравственные, а к бездуховным - безнравственные и аморальные.

В воспитательной работе методы и формы воспитания требуют конкретизации для формирования духовных качеств. Так, в методах воспитательной работы следует выделить организацию общественно полезной и социально значимой деятельности, формирование нравственного поведения, стимулирование

гуманистических отношений и духовного саморазвития, воспитание личности на социально-культурном идеале.

Конкретизация форм воспитания с точки зрения социальной сущности определяет их как:

1) индивидуально-личностные (развитие личности),

2) социально-групповые (сплочение коллектива),

3) общественно-массовые (формирование государственно-патриотической направленности).

Особенностью духовного развития следует выделить системную реализацию всех основных направлений воспитательного процесса: гражданского, патриотического, исторического, нравственного, правового, семейного и профессионального. Технологии, реализующие духовное воспитание, должны комплексно применять следующие подходы: синергетический, контекстный, личностно ориентированный и системно-деятельностный. Также традиции, обычаи, обряды и ритуалы имеют существенное значение в нашей жизни для сохранения духовности, они продолжают жить в современном мире, хотя происходит их трансформация, главное - сохранять их духовно-нравственную направленность.

Предлагаемые основы должны способствовать интериоризации духовных ценностей во всех социальных процессах и в первую очередь в образовательной деятельности, как в учебное, так и во внеучебное время и осуществляться всеми субъектами воспитательной работы, как педагогами, наставниками, так и кураторами учебных групп [10, с. 158]. В программах и планах учебно-воспитательного процесса должны быть выделены конкретные цели и задачи духовного воспитания обучающихся; существенную роль в воспитательном процессе необходимо отвести социально-нравственному содержанию гуманитарных дисциплин; в учебно-воспитательном процессе должна формироваться внутренняя мотивация личности к проявлению социально значимых качеств.

В воспитательной работе, обеспечивающей духовное развитие личности, следует выделить следующие социально-педагогические условия:

- создание пространственной, событийной, информационной среды для культивирования проявлений духовных качеств;

- стимулирование проявлений внутренней и внешней мотивации для самоактуализации и самореализации в социально значимой и общественно полезной деятельности;

Библиографический список

- обеспечение личностно ориентированного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса в различных видах социально-культурной деятельности;

- реализация методов самовоспитания личностных и профессионально значимых качеств в процессе духовного развития.

К факторам, определяющим развитие духовности личности, относятся:

- индивидуальные типологические, составляющие основу структуры личности;

- существующие экономические, политические и социальные условия жизнедеятельности;

- конкретные семейные, бытовые и профессиональные условия жизнедеятельности;

- мировоззрение и культура человека, их направленность на духовное развитие.

Сегодня становится все более очевидно, что в решении проблем общественного развития принципиальное значение приобретают традиционные духовные ценности народов России, позволяющие формировать нравственные качества и творческие способности личности, которые, в свою очередь, закладываются системой образования. Но без наличия в системе образования четких и объективных представлений о исторически выработанных в народе традиционных духовных ценностей эти цели достичь затруднительно.

Таким образом, духовность проявляется в социальных ценностях и потребностях как сущностных силах личности, которые определяют ее социальную сущность, находящуюся в гармонии с биологическими потребностями человека как биосоциальной системы. Духовные потребности - это такие проявления в сознании, отношениях, делах, которые сохраняют и совершенствуют жизнедеятельность. Духовные качества - это внутренние свойства человека, которые через его деяния делают самого человека счастливым от того, что он делает счастливыми окружающих его людей, полезен обществу и служит его развитию. Духовные ценности сохраняются и развиваются посредством их изучения и передачи от поколения к поколению через систему воспитания и традиций. Основными критериями духовных качеств следует считать проявление потребностей единения,созидания и служения.

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию на 2013 год. Новости дня. Газета. ru>, 2012. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/ transcripts/messages/17118

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. Дата опубликования: 09.11.2022. Available at: http://publication.pravo.gov.ru>

3. Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии. Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2011; № 1: 127-134.

4. Ильичева И.М. Психология духовности. Москва: МПСИ, 2003.

5. Гричанов А.С., Морозов В.А., Федулов Б.А. Формирование нравственно-волевых качеств сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019; Т. 24, № 3 (78): 263-268.

6. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. Москва: Наука, 1989.

7. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. Крымский мост-9Д: форум, 1999.

8. Уваров С.С. Письмо Николаю I. Новое литературное обозрение. Москва, 1997; № 26: 96-100.

9. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; № 14-2: 147-149.

10. Заречнев Д.О., Федулов Б.А. Особенности проведения кураторской работы в учебной группе курсантов юридических институтов МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 3 (46): 157-159.

References

1. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu sobraniyu na 2013 god. Novosti dnya. Gazeta. ru>, 2012. Available at: http://www.kremlin.ru/ events/president/transcripts/ messages/17118

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809. Data opublikovaniya: 09.11.2022. Available at: http://publication.pravo.gov.ru>

3. Stepanova E.A. Novaya duhovnost' i starye religii. Religiovedenie. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2011; № 1: 127-134.

4. Il'icheva I.M. Psihologiya duhovnosti. Moskva: MPSI, 2003.

5. Grichanov A.S., Morozov V.A., Fedulov B.A. Formirovanie nravstvenno-volevyh kachestv sotrudnikov policii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 2019; T. 24, № 3 (78): 263-268.

6. Simonov P.V., Ershov P.M., Vyazemskij Yu.P. Proishozhdenie duhovnosti. Moskva: Nauka, 1989.

7. Parshev A.P. Pochemu Rossiya ne Amerika. Krymskijmost-9D: forum, 1999.

8. Uvarov S.S. Pis'mo Nikolayu I. Novoeliteraturnoeobozrenie. Moskva, 1997; № 26: 96-100.

9. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 14-2: 147-149.

10. Zarechnev D.O., Fedulov B.A. Osobennosti provedeniya kuratorskoj raboty v uchebnoj gruppe kursantov yuridicheskih institutov MVD Rossii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 3 (46): 157-159.

Статья поступила в редакцию 23.05.23

УДК 378.1:372.881.111

Grigoreva Ya.I, senior teacher, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: zojana@list.ru

Parnikova G.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: allerigor@yandex.ru

FEATURES OF TEACHING GERMAN TO STUDENTS OF HUMANITIES IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)). The article considers the current state of foreign language training of students of the humanities in the M.K. Ammosov Northeastern Federal University. The paper summarizes the practical experience of teaching a foreign language in a non-linguistic university. The authors consider the method of intensive modular teaching of a foreign language, practiced at the university. The purpose of the work is to identify problems that arise in the process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.