Так, 33% участников опроса отметили важным улучшение качества устной речи на иностранном языке: на встречах студенты получают возможность пообщаться с представителями других учебных групп, найти новых друзей и отработать модели речевого поведения в социально-бытовых ситуациях. Только 15% отметили, что у них вызывает интерес сам проект языкового клуба и необычная подача материала.
Самыми интересными участники считают задания на развитие навыков аудирования и говорения. 47% отметили, что особого внимания заслуживают аудио- и видеотексты с игровой формой проверки услышанного, 33% считают необычным заданием работу в мини-группах, 20% назвали важной практику лек-сико-грамматических навыков.
Несмотря на многие преимущества языкового клуба, минусом является вероятность неустойчивого соединения и потери связи. Как показывает практика, почти на каждой встрече один участник сталкивается с подобной проблемой. Именно поэтому важным условием посещения языкового клуба является стабильное подключение, от которого главным образом зависит успешность и эффективность проведения встреч.
Практическую пользу тем также оценили участники опроса. Соотношение голосов представлено в диаграмме на рис. 2.
Участники отметили, что встречи и материалы клуба помогают выучить новую лексику, повторить грамматику русского языка, улучшить устную речь и узнать больше информации о культуре России и жизни в стране.
В результате проведения исследования и опроса участников мы пришли к выводу, что языковой клуб является эффективной формой внеаудиторной работы при формировании у иностранных учащихся речевой деятельности. Встречи клуба позволяют вводить новый материал, который не всегда может охватить преподаватель за время аудиторных занятий, развивать грамматические, речевые и коммуникативные навыки студентов, знакомить с культурой страны и таким образом способствовать адаптации к жизни в России.
Несмотря на возможность возникновения проблем технического характера, в целом встречи языкового клуба представляют собой удобный формат взаимодействия между преподавателями и студентами, а также между студентами
Библиографический список
■ Да ■ Нет Не знаю
Рис. 2. Полезны ли материалы для жизни и учебы?
разных стран, так как удаленное подключение доступно участникам клуба практически из любой точки мира.
Структура встреч и актуальность обсуждаемых тем вызывают живой интерес участников клуба и открывают новые возможности для изучения иностранного языка.
Предложенный нами проект языкового клуба рассчитан на студентов подготовительных факультетов. Одной из перспектив развития проекта является подготовка схожих по форме занятий для студентов уровня В1+. Во многих вузах (особенно нефилологических) ощущается острая нехватка практики «бытовой» лексики. На занятиях студенты, как правило, изучают язык специальности, а пополнение разговорного словарного запаса происходит за счёт самостоятельной работы. В таких условиях проведение языкового клуба с использованием заранее подготовленных лексико-грамматических материалов кажется более чем оправданной формой обучения. Детальной проработке концепции языкового клуба для уровня В1+ должно быть посвящено отдельное исследование, где будут учтены все нужды и потребности высокоуровневых студентов.
1. Васильева Т. В., Левина Г.М., Ускова О.А. Еще раз о коммуникативной компетенции: возвращение к истокам. Русский язык за рубежом. 2012; Выпуск № 4 (233): 17 - 23.
2. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Москва: Русский язык. Курсы, 20l8.
3. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие. Москва: Флинта, 2017.
4. Сергиевская Е.А. Дискуссионный клуб как средство развития иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей. Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных исследований: сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2016: 71 - 72.
5. Доминова Т.Н., Скубченко Д.А. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов на занятиях в «Языковом кафе». Вопросы методики преподавания в вузе. 2018; Т. 7, Выпуск 26: 25 - 34.
6. Косарева Е.В., Масленникова З.С. Разговорный клуб: опыт внеаудиторной работы с иностранными студентами. Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы IV Международной научно-методической конференции. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016: 54 - 59.
7. Гончар И.А. Модель обучения аудированию иноязычного текста. Мир русского слова. 2010; Выпуск 1: 86 - 92.
References
1. Vasil'evaT.V., Levina G.M., Uskova O.A. Esche raz o kommunikativnoj kompetencii: vozvraschenie k istokam. Russkijyazykza rubezhom. 2012; Vypusk № 4 (233): 17 - 23.
2. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Sovremennyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij. Teoriya ipraktika obucheniyayazykam. Moskva: Russkij yazyk. Kursy, 2018.
3. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoe posobie. Moskva: Flinta, 2017.
4. Sergievskaya E.A. Diskussionnyj klub kak sredstvo razvitiya inoyazychnoj kompetentnosti studentov neyazykovyh special'nostej. Nauka kak dvizhuschaya antikrizisnaya sila: innovacionnye preobrazovaniya, prioritetnye napravleniya i tendencii razvitiya fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij: sbornik nauchnyh statej po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Kul'tlnformPress, 2016: 71 - 72.
5. Dominova T.N., Skubchenko D.A. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii inostrannyh studentov na zanyatiyah v «Yazykovom kafe». Voprosy metodikiprepodavaniya v vuze. 2018; T. 7, Vypusk 26: 25 - 34.
6. Kosareva E.V., Maslennikova Z.S. Razgovornyj klub: opyt vneauditornoj raboty s inostrannymi studentami. Problemy prepodavaniya filologicheskih disciplin inostrannym uchaschimsya: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Voronezh: IPC «Nauchnaya kniga», 2016: 54 - 59.
7. Gonchar I.A. Model' obucheniya audirovaniyu inoyazychnogo teksta. Mir russkogo slova. 2010; Vypusk 1: 86 - 92.
Статья поступила в редакцию 15.03.22
УДК 378:17.02
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), E-mail: fedulovb@mail.ru
Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: zarechnev1964@mail.ru
SPIRITUAL AND MORAL BASES OF EDUCATION OF STUDENTS IN THE PEDAGOGICAL PROCESS. The content of the article reveals the role and significance of spiritual and moral education of students in the pedagogical process. The essence of the concept of spirituality and its manifestation in social processes are clarified. Spiritual and moral security in society is revealed as an important priority of national security. The content of spiritual and moral education and the direction of its implementation in educational activities are determined. The ways of spiritual and moral education through the formation of such personality structures as value orientations and needs are proposed. The principles and patterns of spiritual and moral education of the individual are revealed. The method of spiritual and moral development of student youth is revealed through the proposed directions, forms and methods of education. Results of a pedagogical experiment confirming the effectiveness of the proposed approach are given.
Key words: spiritual and moral education, spirituality, morality, student youth, regularities, principles of spirituality education, methods of spiritual and moral education.
Б.А. Федулов, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: fedulovb@mail.ru
Д.О. Заречнев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: zarechnev1964@mail.ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Содержание статьи раскрывает роль и значение духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в педагогическом процессе. Уточнена сущность понятия «духовность» и ее проявление в общественных процессах. Духовно-нравственная составляющая в обществе раскрывается как важный приоритет национальной безопасности. Определено содержание духовно-нравственного воспитания и направления его реализации в образовательной деятельности. Предложены пути духовно-нравственного воспитания через формирование таких структур личности, как ценностные ориентации и потребности. Выявлены принципы и закономерности духовно-нравственного воспитания личности. Раскрыта методика духовно-нравственного развития студенческой молодежи через предложенные направления, формы и методы воспитания. Приведены результаты педагогического эксперимента, подтверждающего эффективность предлагаемого подхода.
Кточевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовность, нравственность, студенческая молодежь, закономерности, принципы воспитания духовности, методика духовно-нравственного воспитания.
Современное состояние Российского общества выдвигает новые требования к воспитательному процессу. В основных программных документах его цель определена как духовно-нравственное развитие личности. Актуальность данного вопроса приобрела особое значение после выделения президентом России В.В. Путиным новых фундаментальных проблем, имеющих жизненно важное значение для нашей страны и каждого ее гражданина. Одна из них озвучена следующим образом: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].
Сегодня становится все более очевидным, что в решении проблем общественного развития принципиальное значение приобретают духовно-нравственные качества и способности личности, которые, в свою очередь, закладываются образованием. Поэтому все современные воспитательно-образовательные программы основной целью ставят создание условий для духовно-нравственного развития личности, без чего невозможна ее полная самореализация в социуме. Но без наличия в системе образования четких и объективных духовных основ этих целей достичь затруднительно, что воплощается в образе жизни и определяет актуальность данного исследования.
Своеобразие переходного периода, переживаемого Российским обществом, негативно отразилось на духовном и социальном развитии значительной части населения страны. Этот факт ставит всей системе образования качественно новые задачи в области духовного и физического воспитания. Подлинное обновление - это, прежде всего, освобождение духа именно в его традиционном понимании - как носителя и творца образа жизни. Сегодня как никогда духовность имеет все шансы пропитать всю социально-культурную сферу, но в то же время предъявляет к ней новые высокие требования.
Основная проблема заключается в том, что пока в обществе созданы лишь условия для освобождения духа, акцент делается на свободе, а именно - духовности как основы творчества и созидания жизни. Сегодня ведется лишь поиск путей реализации подлинной свободы, Известно, что любая свобода имеет свои пределы, и если не считаться с ними, то она способна и разрушать, в том числе и то, ради чего она создавалась. Поэтому образовательная деятельность объективно нуждается в определении сущности духовности и бездуховности, соотношении материального и духовного в человеке, имеющего или утратившего подлинно гуманистические цели и смысл.
Изучение отечественных и зарубежных источников [2; 3] показало, что в педагогической науке нет общепринятых методик по развитию духовности в структуре личности студенческой молодежи. Остаются неразрешенными следующие противоречия между:
- потребностями общества в духовно-нравственной развитой личности и недостаточной разработанностью этого вопроса как в теоретическом, так и в методическом аспектах;
- необходимостью учёта личностных особенностей каждого человека, активизации процесса духовного развития и сложившимся отрывом в социальном, психологическом, физическом от духовного воспитания молодёжи;
- несоответствием в отношения населения к своему уровню духовного развития и реальным положением дел в этой области.
Нахождение путей разрешения данных противоречий определило цель исследования, которая состоит в том, чтобы выявить основы духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи и определить направления их реализации.
Материальная жизнь общества - это проявление и отражение ее духовной составляющей. В отличие от материальной жизни духовная определяется ценностями, которые живут в ведущих идеях. Идеи, реализуемые в жизни, извлекаются из исторического опыта, они могут быть верными или искаженными, что определяет прогресс или деградацию общественного развития. Системно-исторический анализ на основе аксиологического подхода может приблизить к объективному отражению действительности.
Методология исследования ценностных основ духовности базируется на анализе процесса сосуществования и развития мегасистемы «личность - нация - государство - общество - природа» и таким образом выявляет объективные ценности и потребности.
Педагогика как прикладная наука, ставящая цель решения задачи духовного воспитания человека, нуждается в системном, целостном определении личности. Так, в работе личность определяется как устойчивая система социально значимых и общественно полезных качеств, основные ее свойства - общественно полезный субъект и социально значимая индивидуальность. Поэтому личность должна приобрести в процессе развития внутренние причины, которые формируются в системообразующих структурах личности, таких как ценностные ориентации и система потребностей.
Решение этой задачи в образовательных организациях предлагается осуществлять путем интериоризации в личностные структуры ценностно-смысловые формы, такие как духовные потребности и нравственные ценностные ориентации, то есть структуры, которые определяют качества духовно-нравственного субъекта, а также с развитием качеств, характеризующих индивидуальность, которая, так же как и свойство субъекта, является составляющей характеристикой личности.
Общеизвестно, что жизнеспособность любой социальной системы зависит от состояния ее материальных и идеальных процессов, которые определяются духовной составляющей. В обеспечении безопасности общества одна из ведущих ролей принадлежит духовно-нравственному воспитанию, которое выделяется в одну из важнейших задач учебно-воспитательного процесса и решается применением современных активных методов [4, с. 205].
Выполнение данной сложнейшей задачи, прежде всего, зависит от идеологических основ, которые преобладают в обществе, так как требуются принципиальные коррективы существующих политических, правовых, социальных и экономических решений, без которых что-либо изменить в существующей ситуации проблематично.
Решение проблемы духовного возрождения нации зависит от многих факторов - это уровень развития экономических отношений, культуры и образования. Сложность выполнения данной задачи состоит еще и в том, что категория «духовность» в науке пока не нашла однозначного определения.
Содержание духовности рассматривалось во многих исследованиях, обобщая их для современных условий, можно понимать ее как системообразующее новообразование в структуре личности человека, определяя его гуманистическую направленность.
К духовным потребностям в нашем исследовании отнесены следующие:
- потребность познания - она проявляется в устойчивой внутренней мотивации к обучению, поиску нового;
- потребность созидания - определяет цель деятельности как создание материальных и духовных ценностей;
- потребность служения - нужда в благотворительной деятельности, содействие в развитии, начиная от своей семьи до государства;
- единение - признание и уважение к людям различных убеждений, вероисповеданий, национальностей в многонациональном государстве;
- самосовершенствование - постоянный поиск путей реализации своего духовного, социального и физического формирования. Данные потребности в процессе духовно-нравственного развития занимают ведущее положение в иерархии потребностей человека.
Следующим компонентом в структуре личности, определяющим духовно-нравственное развитие, выступают гуманистические ценностные ориентации. Эта категория определяется как индивидуальные ценностные установки, они формируются жизненным опытом стихийно или под воздействием социального воспитания, имеющего гуманистическую направленность. Ценностные ориентации определяют отношение человека к другим людям, деятельности, обществу, природе и могут проявляться как гуманные или негуманные, социальные и асоциальные, нравственные и безнравственные.
В исследовании были выделены следующие закономерности: взаимосвязь социальных и педагогических задач; включение личности в активную социально-культурную деятельность; сочетание процессов воспитания и самовоспитания; личностно ориентированное взаимодействие, реализуемое в педагогическом процессе.
К специфическим особенностям духовно-нравственного воспитания следует отнести:
- в содержательном плане - сочетание духовно-нравственного и личност-но-профессионального развития;
- в организационном - реализация системного, комплексного и дифференцированного подходов;
- в методическом - применение методов квазипрофессионализации, алгоритмизации и синергетичности в воспитывающем обучении;
- в гностическом - самореализация, самоактуализация и опережающее отражение сознания, личной социальной ответственности.
Основными принципами, реализующими духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи, выступают следующие:
1. Неразрывная связь воспитательной деятельности с жизнью, с профессиональными задачами.
2. Самоактуализация и самореализация личности в педагогическом процессе.
3. Развитие качеств субъекта и индивидуальности, инициативы и самодеятельности.
4. Преемственность и последовательность в освоении культурного наследия.
5. Дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам.
В структуре личности объектами духовного развития определены следующие внутренние структуры: эмотивная, когнитивная и коннотативная. Данные структуры определяют мотивацию и отношение личности к практической деятельности через качества и способности при условии, если они целенаправленно формируются в образовательной деятельности.
Методика духовно-нравственного развития личности должна включает следующие направления: развитие духовной культуры, социальное и физическое совершенство, реализацию теологических нравственных основ, а также совершенствование содержания учебных общественных дисциплин. Каждая дисциплина, раскрывающая духовно-нравственное воспитание, в качестве обязательного минимума должна определять такие дидактические единицы, как теоретические основы духовно-нравственного развития; духовные основы жизнедеятельности; содержание гуманистических ценностных ориентаций; содержание идеальных потребностей.
Нами предлагается определение основ духовности, в которых эта категория синтезируют теологический подход как критерии добра и зла, закрепленные в христианских заповедях, и нравственные православные основы, творящие и преобразующие мир, а также светское представление, раскрывающее ее через культуру, науку, искусство, и как информационно-энергетическое поле, которое обеспечивает гармоничный обмен энергией и информацией человека, общества и природы [5, с. 83].
Следовательно, с точки зрения науки к духовности следует отнести информационные и энергетические процессы, определяющие состояние той или иной материальной субстанции, и, что важно, духовно только то, что реализует взаимный, гармоничный обмен энергией и информацией субъекта с другими субъектами и со всем окружающим миром. По сути, душа человека с этой точки зрения имеет энергоинформационную сущность. Реализация проявления духовности в гармоничном сочетании интересов и потребностей каждого человека, общества и природы, что должно быть критерием нравственности.
Теоретическое решение поставленной задачи состоит в определении исходных позиций для нравственной оценки добра и зла при раскрытии содержания духовность как феномена культуры. С учетом данного подхода для духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи эти основы должны реализоваться в компонентах педагогической системы: концептуальных, организационных, содержательных, дидактических, коммуникативных и гностических, при этом преподаватель должен являться референтом и идеалом личности для обучающихся.
Обосновано, что методика духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи должна включать такие направления, как ориентация деятельности образовательных организаций на духовно-нравственное развитие студенческой молодежи, основанной на общенациональных российских ценностях [3, с. 148]; реализация различных средств культуры и массовой информации в
Библиографический список
пропаганде исторических духовных традиций нашего народа; раскрытие понимания нравственности в проявлениях социальной и профессиональной практике; реализация методов самовоспитания студенческой молодежи, а также комплексная реализация различных ролевых методов в воспитательном процессе [6, с. 96]; формирование в единстве духовных и физических компонентов в структуре личности студенческой молодежи.
Существенным в духовно-нравственном воспитании является наполнение основных форм образовательной деятельности социальным содержанием. Так, индивидуальные формы должны реализовываться как социально-индивидуальные и осуществляться на основе дифференциации молодежи, учитывая их интересы, уровень развития, вкусы, особенности восприятия информации и т.п. Целью должно выступать повышение уровня сформированности в ценностных ориентациях личности - общенациональных российских ценностей, а также развитие социально значимых качеств. Групповая форма работы должна реализовываться как социально-коллективная и строится на учете общих и особенных качеств, в том числе и социальных интересов всех молодых людей и одновременно каждого в отдельности. Фронтальная форма воспитательной работы должна проявляться как социально значимая и общественно полезная. Такой подход обеспечит решение такой задачи духовно-нравственного воспитания, как развитие гуманистических ориентаций и идеальных потребностей студенческой молодежи.
С учетом рассмотренных особенностей воспитательного процесса, обеспечивающего духовно-нравственное развитие личности, основными современными методами его реализации следует выделить:
- синергетические, реализующие условия самоорганизации внутренних структур личности и формирующие внутреннюю мотивацию на социально значимую и общественно полезную деятельность, при этом воспитание переходит в самовоспитание, но лишь на определённом уровне активности и развития личности [4, с. 206];
- контекстные, обеспечивающие тесную связь теоретических положений с социальной и профессиональной деятельностью;
- интерактивные, которые посредством взаимодействия обучающихся способствуют развитию общественных потребностей и ценностей;
- личностно ориентированные, позволяющие формировать личность как гуманистического субъекта и нравственную индивидуальность. Отдельной проблемой является оценка уровня воспитанности, здесь возможно предложить периодическую, анонимную, взаимную оценку развиваемых качеств среди обучающихся в одной группе, которая в большей степени будет соответствовать объективности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Барнаульского юридического института МВД России и Алтайского государственного института культуры. Исследование степени духовно-нравственного развития студента осуществлялось с учетом разработанных квалиметрических характеристик, позволяющих определить уровень развития когнитивной, конативной и мотивной структур личности. Оценка степени духовного развития студента осуществлялась по анкетным данным, аттестациям, самооценке, взаимооценке в группе, оценке со стороны преподавателей и по результатам тестирования.
Их содержание отражено в четырех уровнях: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Проведенный анализ опытно-экспериментальной работы выявил значительный рост по всем выделенным критериям в экспериментальной группе студентов, в которой реализовывалась предложенная методика по духовно-нравственному воспитанию. В процентном содержании рост по когнитивному критерию составил 28%, по конативному - 268%, по эмотивному -29%, валидность полученных значений была подтверждена статистическим методом хи-квадрат.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи в педагогическом процессе должно основываться на духовности, то есть определяться ценностями и потребностями систем самого высокого порядка, такими как личность, нация, государство, общество, которые должны быть персонализированы и конституализированы в мировоззренческих основах российского общества.
1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 12 декабря 2013 года. Москва, Кремль. Available at: https://www.prlib.ru
2. Ринпоче Л.С. Учение о пустоте и взаимосвязанном происхождении. Москва: Ориенталия. 2015.
3. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014; № 14-2: 147 - 149.
4. Заречнев Д.О., Левченко А.А., Федулов Б.А. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.
5. Ильичева И.М. Психология духовности. Москва - Воронеж: МПСИ. 2000.
6. Калинин С.В., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Применение ролевых игр в воспитательной работе с будущими сотрудниками полиции. Вестник БЮИ МВД России. 2014; № 1 (26): 94 - 96.
References
1. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii. 12 dekabrya 2013 goda. Moskva, Kreml'. Available at: https://www.prlib.ru
2. Rinpoche L.S. Uchenie o pustote i vzaimosvyazannom proishozhdenii. Moskva: Orientaliya. 2015.
3. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nyeproblemybor'bysprestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 14-2: 147 - 149.
4. Zarechnev D.O., Levchenko A.A., Fedulov B.A. Osobennosti realizacii aktivnyh metodov pri obuchenii lichnoj bezopasnosti sotrudnikov policii. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2017; № 7-3 (73): 204 - 206.
5. Il'icheva I.M. Psihologiya duhovnosti. Moskva - Voronezh: MPSI. 2000.
6. Kalinin S.V., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Primenenie rolevyh igr v vospitatel'noj rabote s buduschimi sotrudnikami policii. Vestnik BYuI MVD Rossii. 2014; № 1 (26): 94 - 96.
Статья поступила в редакцию 12.03.22
УДК 378
Morgacheva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia), E-mail: biokafe@yandex.ru
IMPROVEMENT OF LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS WHEN STUDYING NATURAL SCIENTIFIC DISCIPLINES BASED ON THE APPLICATION OF VISUALIZATION METHODS. The article is aimed at studying didactic capabilities of visualization methods in the educational and cognitive activities of students in the study of natural sciences. This research examines a limited range of visualization methods that have a didactic potential in the study of natural sciences: the method of reference signals (reference notes), which goes back to the technology of V.F. Shatalov; the method of frames and the method of mind maps (mental maps) by T. Buzan. To test the effectiveness and identify the features of the application of visualization methods in the study of natural science disciplines, a formative experiment was carried out on the basis of the Institute of Mathematics, Science and Technology of the Bunin Yelets State University in 2016-2021. The study involved 238 students - future teachers of chemistry, biology, geography enrolled in the 1st year of studies for obtaining a bachelor's degree. The main results of the experiment are presented in the article. It is found that the use of visualization methods has a great influence on the development of cognitive activity and independence, reproductive thinking. The main problems of using these methods are associated with the didactic possibilities of forming the productive thinking of students. The study confirmes the effectiveness of only the frame method in solving this problem.
Key words: visualization methods, natural sciences, method of reference signals (reference notes), method of frames, method of mind maps.
Н.В. Моргачееа. канд. пед. наук, доц., Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, г. Елец, E-mail: biokafe@yandex.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Статья нацелена на изучение дидактических возможностей методов визуализации в учебно-познавательной деятельности студентов при изучении естественнонаучных дисциплин. В настоящем исследовании рассматривается ограниченный круг методов визуализации, имеющих дидактический потенциал при изучении естественнонаучных дисциплин: метод опорных сигналов (опорных конспектов), восходящий к технологии В.Ф. Шаталова; метод фреймов и метод интеллект-карт (ментальных карт) Т. Бьюзена. Для проверки эффективности и выявления особенностей применения методов визуализации при изучении естественнонаучных дисциплин был проведен формирующий эксперимент на базе института математики, естествознания и техники Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина в 2016-2021 гг. В исследовании приняли участие 238 студентов - будущих учителей химии, биологии, географии, обучающихся на 1 курсе бакалавриата. Основные результаты эксперимента представлены в статье. Установлено, что применение методов визуализации имеет большое влияние на развитие познавательной активности и самостоятельности, репродуктивного мышления. Основные проблемы использования данных методов связаны с дидактическими возможностями формирования продуктивного мышления студентов. Исследование подтвердило эффективность только метода фреймов в решении данной задачи.
Ключевые слова: методы визуализации, естественнонаучные дисциплины, метод опорных сигналов (опорных конспектов), метод фреймов, метод интеллект-карт.
Совершенствование учебно-познавательной деятельности обучающихся является, по сути, «вечной» задачей методики обучения. На каждом уровне образования данная задача трансформируется с учетом специфики образовательной деятельности, а также возрастных особенностей обучающихся.
Традиционно качество учебно-познавательной деятельности определяется по внешним и внутренним критериям. К внешним критериям относятся качество обучения и успеваемость, к внутренним - учебная мотивация, познавательная активность, познавательная самостоятельность, прочность результатов обучения, уровень сформированности репродуктивного и продуктивного мышления и т.д. [1; 2].
В высшем образовании достижение высоких показателей по данным критериям в учебно-познавательной деятельности студентов является одним из ключевых приоритетов, поскольку качество профессиональной подготовки выпускника напрямую коррелирует с его конкурентоспособностью. При переходе российской высшей школы на двух-, трехуровневую систему подготовки («бакалавриат - магистратура») потребовалось интенсифицировать процесс обучения студентов ввиду сокращения по сравнению со специалитетом объема контактной нагрузки.
Проблема интенсификации процесса обучения актуализируется также в разрезе интегральных направлений бакалавриата. Так, в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина реализуется ОПОП по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование» (направленность/профиль Химико-биологическое образование, География). Предметная подготовка будущего учителя химии, биологии, географии имеет ключевую особенность: в предметную область включены все естественнонаучные дисциплины. Как следствие, возникает закономерная потребность интенсифицировать учебно-познавательную деятельность студентов для достижения высокого качества образования.
Ответом на данные методические вызовы всегда было то, что рассматривались педагогические технологии и методы обучения. Среди достаточно большого массива методического и технологического инструментария выделяются технологии и методы, позволяющие интенсифицировать образовательный процесс. В особую группу можно отнести методы визуализации, как отмечают Б.М. Бер-
сиров, А.Б. Бгуашев, К.И. Бузаров, К.Д. Чермит, реализующие наиболее полно принцип наглядности в современной дидактике [3].
Методы визуализации обладают мощным потенциалом в формировании прочных знаний, осуществлении процесса их перевода в регистр мыследея-тельности. В контексте теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина именно за счет визуальных конструктов осуществляется перенос внешних материальных действий во внутренний план восприятия, представлений и понятий [4].
В настоящем исследовании мы рассматриваем ограниченный круг методов визуализации, имеющих дидактический потенциал при изучении естественнонаучных дисциплин: метод опорных сигналов (опорных конспектов), восходящий к технологии В.Ф. Шаталова [5]; метод фреймов и метод интеллект-карт (ментальных карт) Т. Бьюзена [6].
В данном контексте целью статьи является исследование дидактических возможностей методов визуализации в учебно-познавательной деятельности студентов при изучении естественнонаучных дисциплин.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- определить особенности применения методов визуализации при изучении естественнонаучных дисциплин;
- разработать диагностический инструментарий;
- экспериментально проверить эффективность методов визуализации при изучении естественнонаучных дисциплин.
В качестве ключевого метода исследования выступил формирующий эксперимент.
Особенности применения методов визуализации при изучении естественнонаучных дисциплин
Метод опорных сигналов (опорных конспектов) базируется на преобразовании учебной информации в виде знаково-символьной наглядности с последующим выстраиванием воспроизведения этой информации студента по опорному конспекту. Опорный сигнал - это символ, представленный в виде схемы, знака, формулы, таблицы, диаграммы, алгоритма, ключевых слов и т.д., несущий конкретную информацию об объекте или явлении [7]. Опорные сигналы образуют