УДК 379.634:371.4
Zarechnev D.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: zarechnev1964@mail.ru
Fedulov B.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),
E-mail: fedulovb@mail.ru
FEATURES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUTH USING CREATIVE WORKS OF E. ASADOV. The article substantiates the relevance of the problem of spiritual and moral education of the youth in modern conditions. This category is assessed from the point of view of religion, science and culture. Features of manifestation of spirituality in the process of life-inactivity are determined. The content of the spiritual and moral category as an object of the educational process is clarified. Upbringing of spiritual qualities is considered on the example of works of E. Asadov. An analysis of some works is given from the point of view of formation of spiritual qualities of a person on their basis. Criteria and indicators in the manifestation of spiritual qualities are proposed. It is substantiated that formation of such needs as: creation, service and unity, as well as such qualities as citizenship, patriotism, kindness, love, morality, friendship, loyalty, justice, creativity are important for the spiritual and moral development of young people. The content and results of experimental work on the upbringing of spiritual and moral qualities of a person are given. Peculiarities of the spiritual and moral orientation of E. Asadov's poems, which are expedient to use in educational work with youth, are singled out.
Key words: spirituality, spiritual and moral education, youth, moral qualities, spiritual needs, literary works.
Д.О. Заречнее, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: zarechnev1964@mail.ru
Б.А. Федулое, д-р пед. наук, проф., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, Е-mail: fedulovb@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ТВОРЧЕСТВЕ Э. АСАДОВА
В статье обосновывается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях. Выполнена оценка данной категории с точки зрения религии, науки и культуры. Определены особенности проявления духовности в процессе жизнедеятельности. Уточнено содержание духовно-нравственной категории как объекта воспитательного процесса. Воспитание духовных качеств рассмотрено на примере произведений Э. Асадова. Дан анализ некоторых произведений с точки зрения формирования на их основе духовных качеств личности. Предложены критерии и показатели проявления духовных качеств. Обосновано, что для духовно-нравственного развития молодежи большое значение имеет формирование таких потребностей, как созидание, служение и единение, а также таких качеств, как гражданственность, патриотизм, доброта, любовь, нравственность, дружба, верность, справедливость, творчество. Приведено содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности. Выделены особенности духовно-нравственной направленности стихотворений Э. Асадова, которые целесообразно использовать в воспитательной работе с молодежью.
Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, молодежь, нравственные качества, духовные потребности, литературные произведения.
Сегодня практически во всех основных документах, определяющих задачи по воспитанию подрастающего поколения, выделяется формирование традиционных духовно-нравственных ценностей. Особенно четко они определены в Указе Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [1]. Практическая реализация данных требований проявляется в решении Минпросвещения России: начать в школах реализацию проекта «Разговоры о важном», посвященного самым различным темам, в том числе - духовно-нравственному развитию. Поэтому статьи, посвященные разработке практических рекомендаций для реализации государственной политики по сохранению и укреплению духовно-нравственных ценностей, являются актуальными и своевременными.
В то же время не прекращаются споры о проблемах духовности в нашей жизни, поэтому требуется уточнение данной категории. На практике принимаются определенные меры, такие как организация контроля над информацией, подаваемой через СМИ, в школах вводятся предметы религиозного содержания, на телеканалах можно увидеть передачи, которые ведут священнослужители. Конечно, это положительные моменты, но духовных проявлений в жизни пока все еще недостаточно и не все проблемы духовности решены. Такое состояние определяет потребность в проведении дополнительных исследований категории «духовно-нравственные качества» и путей их реализации в жизни.
В статье при решении данной задачи предлагается использовать потенциал художественной культуры. Он может применяться на занятиях по программе курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» или внеклассного чтения. В частности, нами выделено художественное творчество Э. Асадова. Данные стихотворения, несмотря на то, что они не входят в число обязательных для изучения по литературе, вызывали и вызывают интерес у подрастающего поколения. Знакомясь с ними, появляется возможность глубже рассмотреть понятия, определяющие духовные качества, возникает желание в дальнейшем их поиске и раскрытии.
Цель работы: уточнить понятие «духовно-нравственные качества личности» и выявить содержание этих качеств у лирических героев в стихотворениях Э. Асадова для их интериоризации в воспитательном процессе.
Задачи: 1. Уточнить категорию «духовно-нравственные» качества. 2. Проанализировать стихотворения Э. Асадова. 3. Выявить проявление духовных качеств личности у героев литературных произведений. 4. Провести эксперимент по оценке влияния лирики Э. Асадова на отношение обучающихся к духовности. 5. Определить особенности духовно-нравственной направленности стихотворений Э. Асадова, которые целесообразно использовать в воспитательной работе с молодежью.
Научная новизна определяется тем, что в отличие от исследований, анализирующих литературные произведения, уточняется понятие «духовно-нравственные качества личности» с точки зрения религии, науки и культур; выделяются критерии и показатели их оценки.
Теоретическая значимость заключается в том, что выявляются особенности духовных качеств личности у лирических героев в стихотворных текстах Э. Асадова; уточнено содержание духовно-нравственной категории как объекта воспитательного процесса.
Практическая значимость состоит в том, что обоснована необходимость духовно-нравственного развития молодежи через формирование духовных потребностей и нравственных качеств и использование данного подхода в воспитательном процессе различных образовательных организациях.
Методы исследования: 1. Сравнение представлений о духовности в религии, науке и культуре в целом. 2. Анализ сюжетов стихотворений по теме проекта. 3. Анкетирование и тестирование обучающихся по проблемам духовно-нравственного развития.
В работе уточняется понятие духовности и критерии ее проявления. Далее с учетом выявленных критериев выполняется анализ стихотворений Э. Асадова и определяется наличие в их содержании духовных качеств у лирических героев. Понятие духовности рассматривается с точки зрения теологических, научных и культурологических представлений.
Анализ религиозных представлений показывает, что духовность изначально связана с положением о том, что есть святой дух, который сотворил наш мир, а также духовность - это то (энергия), что сохраняет и развивает его. Духовность как чувство - это бессознательная вера в свою Божественную природу и желание человека жить в гармонии с божественным предназначением. Согласно религии, человек имеет тело и душу, которые не всегда согласуются в своих желаниях, и только физические потребности являются злом, а духовные, нетелесные - добром. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Счастливы осознающие свои духовные потребности» [2, с. 56]. Также в Библии есть положение о том, что вера без дела слепа. Поэтому духовные качества как внутренние свойства человека определяются через его поступки и поведение. Духовный человек -это, прежде всего, тот, кто живёт не только для того исключительно для себя, а но и служит другим людям, своими деяниями совершенствуя окружающий мир. В религии эти качества определяются заповедями, на наш взгляд, они определяют сущность духовных качеств. Но духовность человека недостаточно связывать только с религией. Современные научные концепции расширяют представление о духовности и позволяют конкретизировать их в проявлениях человека и определять пути воспитания.
В большинстве словарей духовность человека - это богатство мыслей, широкий кругозор, охватывающий и науку, и технику, высокая культура и сила
Таблица 1
Анализ проявления духовных качеств личности в стихотворениях Э. Асадова
Название, критерии, показатели Критерии духовности: созидание - создание ценностей культуры; служение деятельность для других; единение с другими людьми, своей страной, природой
Показатели: гражданственность, патриотизм, доброта, любовь, нравственность, дружба, верность, справедливость, творчество
Основная идея Духовные качества Борьба с бездуховностью Духовность
«Чудачка» Поиск настоящей и единственной на всю жизнь любви Любовь, нравственность Неприятие безнравственности Да
«Трусиха» Духовные силы выше физических в борьбе со злом Смелость, отстаивание справедливости Отпор бандитам Да
«Солдат» Любовь к малой и большой Родине, судьба солдата на войне Патриотизм, жертвенность Отрицание трусости и эгоизма Да
«О счастье» О преобладании духовных потребностей над материальными Творчество, служение, созидание Отрицание ограниченностью материальными потребностями Да
«Стихи о рыжей дворняге» О собачьей верности и бессердечности хозяина Преданность и верность в дружбе Борьба с предательством и бессердечием Да
чувств, убеждений, любовь ко всему доброму и прекрасному благородные и возвышенные помыслы. Но духовность зависит не только от образования - знание законов природы, исторических дат и имен не спасут человека от глухоты к чужой боли и страданию. Духовный человек - это тот, у кого духовные потребности преобладают над материальным, а также духовность - это всегда осознанный выбор человека, а не навязанное кем-то мнение. Таким образом, духовность определяется как возможность и способность улучшать и быть в гармонии с окружающим миром и другими людьми. Другими словами, это реальная психическая энергия, дающая силы служить, созидать и чувствовать единение с другими людьми и всей природой. Духовные качества личности - это те, которые направлены на других и своими проявлениями делают самого человека и всех людей счастливее, а окружающий мир - лучше. Такими качествами являются любовь, доброта, верность, забота, патриотизм, творчество, трудолюбие. Исходя из анализа представлений о духовности, следует, что одним из источников определения и развития духовных качеств выступают ценности, создаваемые духовой культурой. Произведения литературы раскрывают духовные качества, помогают глубже познать и понять жизнь. В работе критериями для определения духовных качеств с точки зрения религии предложены христианские заповеди. С точки зрения науки выделены следующие их проявления: бескорыстное служение людям, обществу, природе; созидание и творчество в жизни; единение, обеспечивающее гармонию со всем окружающим миром.
Анализ категории духовности в культуре позволяет определить место и содержание духовных качеств личности в жизнедеятельности человека. Культура подразделяется на материальную и духовную. К духовной относятся такие сферы, как наука, искусство, религия, образование [3, с. 128]. Объектами выступают книги, картины, скульптуры, фильмы, музыка и т. д. Исходя из анализа представлений о духовности из культуры, следует, что одним из источников определения и развития духовных качеств являются ценности, создаваемые литературой. Произведения литературы раскрывают духовные качества, помогают глубже познать и понять жизнь. В воспитании духовности ведущую роль играют традиционные ценности культуры, которые проверены веками, к сожалению, преподносимые сегодня ценности через СМИ и Интернет часто имеют бездуховную направленность [4, с. 20]. Раскроем основные традиционные духовные ценности, которые целесообразно формировать посредством художественной культуры [5, с. 148]. Честь - духовно-личностная ценность, которая актуализирует индивидуальность личности и оптимальное сочетание реализации потребностей для себя и других. Совесть - духовно-преобразующая ценность. Обеспечивает проявление личности как устойчивую систему социально значимых качеств. Добро - духовно-нравственная ценность. Обеспечивает бережное отношение к другим людям и ко всей окружающей живой природе. Красота - духовно-преобразующая ценность, отражает должное в явлениях, качествах, свойствах объектов окружающего мира и человека. Истина - духовно-идеальная ценность. Обеспечивает развитие материальных и духовных сфер жизнедеятельности [6, с. 123].
В работе мы остановились на нескольких стихотворениях Э. Асадова [7], которые, на наш взгляд, дают определенное представление об основных духовных качествах человека.
1. Стихотворение «Чудачка». Ключевая тема в стихотворении касается глубинных отношений мужчин и женщин, которые для автора представляются самыми прекрасными и возвышенными. Асадов убежден, что любовь - это не дар свыше, ее надо создать самому через поиск и ожидание. Мир героини настолько чист и прекрасен, что ей можно только позавидовать. Ее девиз прост: любовь должна быть настоящей, а значит - единственной, чистой и большой-большой. «А если я в жизни не встречу такой, тогда мне совсем никакой не надо!» - убеждена девушка. Ее взгляды достойны уважения и являются проявлением духовных качеств.
2. Стихотворение «Трусиха». В этом стихотворении показано, что иногда у несильных физически людей - сильный дух и, наоборот, - у сильных физически он отсутствует. И что в тяжёлых ситуациях человек проявляет свои духовные качества. В жизни в такой ситуации парень, конечно, мог бы поступить и иначе, но данное стихотворение еще раз подтверждает, что на смелый поступок способен только сильный духом человек, и поэтому доброта побеждает зло.
3. Стихотворение «Солдат». Автор говорит непредсказуемую судьбу солдата на войне, где он может встретить и свою гибель, и остаться в живых, вернувшись на свою малую родину. Однако многие молодые люди шли на войну добровольцами, несмотря на все самые страшные испытания, которые их подстерегали практически на каждом шагу. Без истинного патриотизма, без любви к своей Родине советские люди не одержали бы Победу в самой страшной войне.
4. Стихотворение «О счастье». Это произведение актуально в любое время, тем более современное, когда духовные ценности не всегда осознаются и проявляются в жизни, даже можно сказать, что материальные и чисто биологические потребности - вкусно есть, пить и только развлекаться - становятся главным и единственным источником в поисках счастья. В этом стихотворении Эдуард Асадов хотел показать, что истинное и самое большое счастье - в удовлетворении духовных потребностей: в созидании, творчестве, служении другим людям, и именно они делают человека подлинно счастливым.
5. Стихотворение «Стихи о рыжей дворняге». В данном произведении показана настоящая, преданная любовь и показная. Конечно, речь идет об отношениях людей, и образ животного относительный, но в реальной жизни сегодня можно столкнуться с обманом, предательством и изменой. Только верная и преданная любовь является подлинно духовным чувством. Анализ проявления духовных качеств личности в творчестве Э. Асадова представлен в табл. 1.
Оценка представленных данных показывает наличие духовных качеств у лирических героев стихотворений Э. Асадова. Существует много различных произведений, как поэтических, так и прозаических, посвященных любви, дружбе, героическим поступкам, но наиболее ярко духовность проявляется, на наш скромный взгляд, в лирике Э. Асадова.
С учащейся молодежью были проведены круглые столы и литературные чтения, посвященные творчеству Э. Асадова. После данных мероприятий было осуществлено анкетирование, цель которого - выявление представления о духовных качествах личности. В анкете вопросы разделялись на две основные группы: до знакомства с поэзией Э. Асадова и после. Оценка результатов исследования показывает, что подавляющее большинство обучающихся не знали о творчестве Э. Асадова, это 80 человек из 82 участвующих, то есть 97%, и не имели точного понятия о том, что понимается под духовными качествами; отдельные обучаемые связывали духовность только с религиозными представлениями. Большинству испытуемых стихотворения понравились. Лишь 3 человека, что составило 3,6%, проявили безразличие.
После прочтения и анализа стихотворений большинство обучающихся согласились с предложенным научным определением духовных качеств, это 80 человек (97%), также большинство выразили мнение, что поэзия Э. Асадова повлияла на их ценностные представления (91% - 75 человек), и выразили мнение, что проблема духовности является важной в современных условиях (100% - 82 человека).
Таким образом, изучение и обсуждение лирических произведений Э. Асадова раскрывает духовные качества личности и большинству молодых людей может помочь в духовном развитии.
В качестве выводов выделим следующие принципиальные особенности духовной направленности стихотворений Э. Асадова, которые целесообразно реализовать в воспитательном процессе: 1. Духовные качества делают самого
человека счастливым от того, что он полезен обществу и совершенствует окружающий мир. 2. Основными проявлениями духовных качеств следует считать: а) любовь (не просто страсть или влечение, а единение с родным и близким человеком, и надо не только быть любимым, но и любить самому); б) единение -уважение и ощущение общности со всеми людьми, доброе и справедливое отношение к ним, бережное отношение к природе; в) созидание - это деятельность,
Библиографический список
которая создает культуру, производит материальные и культурные ценности, делает жизнь людей лучше; г) служение - то, что дает другим близким и далеким людям силы и энергию и создает условия для счастья всем людям. 3. В поэзии Э. Асадова четко разделяются потребности материальные, т. е. только для себя, и потребности духовные - для других, которые делают счастливым как себя, так и других, творят и украшают наш мир.
1. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ президента российской федерации № 809 от 9 ноября 2022 года. Available at: kremlin.ru>acts/bank/48502
2. Асадов Э. Что такое счастье: Стихотворения. Золотая серия поэзии. Москва: Эксмо, 2008.
3. Ильичева И.М. Психология духовности. Москва: МПСИ, 2003.
4. Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии. Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2011; № 1: 127-134.
5. Федулов Б.А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях. Педагогический университетский вестник Алтая. 2000; № 2: 20.
6. Федулов Б.А., Заречнев Д.О. Особенности воспитания будущих сотрудников полиции на общенациональных российских ценностях. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул, 2014: 147-149.
7. Гриневич Л.А., Федулов Б.А. Воспитание российской молодежи на общероссийских ценностях средствами социально-культурной деятельности: монография. Алтайская государственная академия культуры и искусств. Барнаул, 2013.
References
1. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz prezidenta rossijskoj federacii № 809 ot 9 noyabrya 2022 goda. Available at: kremlin.ru>acts/bank/48502
2. Asadov 'E. Chto takoeschast'e: Stihotvoreniya. Zolotaya seriya po'ezii. Moskva: 'Eksmo, 2008.
3. Il'icheva I.M. Psihologiya duhovnosti. Moskva: MPSI, 2003.
4. Stepanova E.A. Novaya duhovnost' i starye religii. Religiovedenie. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2011; № 1: 127-134.
5. Fedulov B.A. Problema smeny pedagogicheskoj paradigmy v novyh sociokul'turnyh usloviyah. Pedagogicheskij universitetskij vestnik Altaya. 2000; № 2: 20.
6. Fedulov B.A., Zarechnev D.O. Osobennosti vospitaniya buduschih sotrudnikov policii na obschenacional'nyh rossijskih cennostyah. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymipravonarusheniyami. Barnaul, 2014: 147-149.
7. Grinevich L.A., Fedulov B.A. Vospitanie rossijskoj molodezhi na obscherossijskih cennostyah sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Altajskaya gosudarstvennaya akademiya kul'tury i iskusstv. Barnaul, 2013.
Статья поступила в редакцию 28.12.22
УДК 159.956:378.4
Kuznetsova N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Methodology and Foreign Languages, Pacific National University
(Khabarovsk, Russia), E-mail: kunavla@mail.ru
Lugovskoy A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of English Philology and Intercultural Communication, Pacific National University
(Khabarovsk, Russia), E-mail: lugovskoy_2004@mail.ru
THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING FOR INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY ASSURANCE AMONG UNIVERSITY STUDENTS.
The article studies critical thinking as a thinking ability of a human. The authors attempt to explore such notions as critical thinking, information and psychological security, information culture, life values, as well as to analyse the domains of critical thinking to which belong the purpose, the problem to be solved, the point of view, the empirical and conceptual dimensions. The authors look into the correlation between the critical thinking domains and the assurance of information and psychological security among university students. The relevance of the topic under study is determined by the growing interest for theoretical exploration of critical thinking as a tool for information and psychological security assurance among university students, with a focus on philosophy as a subject contributing to the formation and development of critical thinking abilities. The objective behind the research is to define the role of critical thinking for information and psychological assurance among university students. The authors explain how critical thinking abilities prevent students from the negative influence of information. The scientific novelty of this study is that it is the first attempt to explore the application of critical thinking domains to information and psychological security assurance of students. The theoretical significance of this research lies in the outlining of theoretical framework with regard to critical thinking and its domains which enable students to use an integrated approach to information analysis, as well as to identify its value content and motivational constituents.
Key words: critical thinking, information and psychological security, culture, information culture, life value, purpose, educational process.
Н.В. Кузнецова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, E-mail: kunavla@mail.ru
А.В. Луговской, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск,
E-mail: lugovskoy_2004@mail.ru
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Статья посвящена исследованию мыслительной способности человека, которой является критическое мышление. Авторы предпринимают попытку рассмотреть такие понятия, как «критическое мышление», «информационно-психологическая безопасность», «информационная культура», «жизненные ценности», изучить компоненты критического мышления, которыми являются целеполагание, проблема, точка зрения, эмпирическое и концептуальное измерение, а также проанализировать их влияние на обеспечение информационно-психологической безопасности студентов вуза. Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом к теоретизации развития категории «критическое мышление» для обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза, рассматривается философия как учебный предмет, формирующий и развивающий критическое мышление. Цель исследования заключается в том, чтобы определить роль критического мышления в обеспечении информационно-психологической безопасности студентов высших учебных заведений. Авторами ставится задача объяснить, каким образом владение критическим мышлением в отношении поступающей информации позволяет студентам избежать ее негативного влияния. Научная новизна заключается в том, что впервые предпринимается попытка рассмотреть компоненты критического мышления в применении к образовательной деятельности в аспекте их влияния на обеспечение информационно-психологической безопасности студентов. Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследователями определен понятийно-терминологический аппарат понятия «критическое мышление», рассмотрены его компоненты, позволяющие студентам комплексно подходить к анализу информации, выделять ее ценностно-содержательную и субъективно-мотивационную составляющие.
Ключевые слова: критическое мышление, информационно-психологическая безопасность, культура, информационная культура, жизненные ценности, целеполагание, образовательный процесс.