Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ МАГИСТРАТУРЫ)'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ МАГИСТРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Купцова Светлана Анатольевна

В статье рассмотрено понятие «духовно-нравственное здоровье», которое включает осознанное отношение к себе и окружающему миру, стремление к познанию и самопознанию, самовоспитанию и самообразованию. Духовно-нравственное здоровье относится к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и рассматривается как единство, полнота и цельность жизнеспособности и человечности индивида. Представлено понятие «духовно-нравственное воспитание» как динамичный и многофакторный процесс, направленный на формирование системы ценностей, самовоспитание и саморазвитие личности. Духовно-нравственное воспитание понимается как категория педагогики, совокупность принципов и норм, связанных с семейными, духовными, культурными традициями общества. Дано авторское понимание «духовно-нравственного воспитания будущего педагога» как организованного процесса, направленного на развитие высших чувств и ценностей, формирование духовно-нравственных потребностей и мотивов поведения, стремление к самосовершенствованию в педагогической деятельности. Содержанием духовно-нравственного воспитания будущего учителя является организация учебной и внеучебной деятельности по освоению теоретических и практических основ профессиональной подготовки и научно-исследовательской деятельности. В статье представлены основные подходы, которые были применены к построению и реализации данной учебной дисциплины; ведущие принципы; содержание дисциплины. Особое внимание уделено созданию педагогических условий: вовлечению магистрантов в самостоятельную работу по освоению духовно-нравственных ценностей с учетом индивидуально-психологических особенностей; активному использованию дистанционных форм обучения с обсуждением правил совместной работы и с обязательным получением обратной связи; вовлечению магистрантов в практическую и внеучебную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей на примере своего региона; организации научно-исследовательской работы в сфере духовно-нравственной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (ON THE BASIS OF A MASTER'S DEGREE)

The article considers the concept of «spiritual and moral health», which includes conscious attitude towards oneself and the surrounding world, striving for knowledge and self-knowledge, self-education and self-education. Spiritual and moral health refers to the personality as a whole, to the manifestations of the human spirit, and is seen as the unity, completeness and integrity of vitality and humanity of the individual. Presented the concept of «spiritual and moral education» as a dynamic and multifactorial process, aimed at the formation of a system of values, self-education and self-development of the individual. Spiritually and morally upbringing is understood as a category of pedagogy, a set of principles and norms associated with family, spiritual, cultural traditions of society. The author's understanding of «spiritual and moral education of the future teacher» as an organized process aimed at the development of higher feelings and values, the formation of spiritual and moral needs and motives of behavior, the desire for self-improvement in pedagogical activity is given. The content of spiritual and moral education of a future teacher is the organization of educational and extracurricular activities for mastering the theoretical and practical foundations of professional training and research activities. Preparation of graduate students for spiritual and moral education of younger generations in pedagogical university takes place through the study of special disciplines, such as «Fundamentals of Spiritual and Moral Education of Children and Adolescents». The article presents the main approaches that have been applied to the construction and implementation of this educational discipline; the leading principles; the content of the discipline. Particular attention is paid to the creation of pedagogical conditions: the involvement of undergraduates in independent work on the development of spiritual and moral values, taking into account the individual and psychological characteristics; active use of distance learning with the discussion of the rules of joint work and with mandatory feedback; involvement of undergraduates in practical and extracurricular activities to develop spiritual and moral values on the example of their region; organization of research work in the field of spiritual and moral.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ МАГИСТРАТУРЫ)»

KUPTSOVA Svetlana Anatolievna PREPARING FUTURE TEACHERS...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" \r~\ lT\fS\ 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•yAIV J |(сс) t^U ОЗУ Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0042 iMiw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ МАГИСТРАТУРЫ)

© Автор(ы) 2021 SPIN: 3992-3713 AuthorlD: 771715

КУПЦОВА Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (192174, Россия, Санкт-Петербург, Антокольский переулок, д. 4, корпус 1, e-mail: kupsv@yandex.ru) Аннотация. В статье рассмотрено понятие «духовно-нравственное здоровье», которое включает осознанное отношение к себе и окружающему миру, стремление к познанию и самопознанию, самовоспитанию и самообразованию. Духовно-нравственное здоровье относится к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и рассматривается как единство, полнота и цельность жизнеспособности и человечности индивида. Представлено понятие «духовно-нравственное воспитание» как динамичный и многофакторный процесс, направленный на формирование системы ценностей, самовоспитание и саморазвитие личности. Духовно-нравственное воспитание понимается как категория педагогики, совокупность принципов и норм, связанных с семейными, духовными, культурными традициями общества. Дано авторское понимание «духовно-нравственного воспитания будущего педагога» как организованного процесса, направленного на развитие высших чувств и ценностей, формирование духовно-нравственных потребностей и мотивов поведения, стремление к самосовершенствованию в педагогической деятельности. Содержанием духовно-нравственного воспитания будущего учителя является организация учебной и внеучебной деятельности по освоению теоретических и практических основ профессиональной подготовки и научно-исследовательской деятельности. В статье представлены основные подходы, которые были применены к построению и реализации данной учебной дисциплины; ведущие принципы; содержание дисциплины. Особое внимание уделено созданию педагогических условий: вовлечению магистрантов в самостоятельную работу по освоению духовно-нравственных ценностей с учетом индивидуально-психологических особенностей; активному использованию дистанционных форм обучения с обсуждением правил совместной работы и с обязательным получением обратной связи; вовлечению магистрантов в практическую и внеучебную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей на примере своего региона; организации научно-исследовательской работы в сфере духовно-нравственной культуры.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, педагогический университет, образование, магистратура.

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS (ON THE BASIS OF A MASTER'S DEGREE)

© The Author(s) 2021

KUPTSOVA Svetlana Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor A.I. Herzen State Pedagogical University (192174, Russia, Saint Petersburg, Antokolsky pereulok, 4, building 1, e-mail kupsv@yandex.ru) Abstract. The article considers the concept of «spiritual and moral health», which includes conscious attitude towards oneself and the surrounding world, striving for knowledge and self-knowledge, self-education and self-education. Spiritual and moral health refers to the personality as a whole, to the manifestations of the human spirit, and is seen as the unity, completeness and integrity of vitality and humanity of the individual. Presented the concept of «spiritual and moral education» as a dynamic and multifactorial process, aimed at the formation of a system of values, self-education and self-development of the individual. Spiritually and morally upbringing is understood as a category of pedagogy, a set of principles and norms associated with family, spiritual, cultural traditions of society. The author's understanding of «spiritual and moral education of the future teacher» as an organized process aimed at the development of higher feelings and values, the formation of spiritual and moral needs and motives of behavior, the desire for self-improvement in pedagogical activity is given. The content of spiritual and moral education of a future teacher is the organization of educational and extracurricular activities for mastering the theoretical and practical foundations of professional training and research activities. Preparation of graduate students for spiritual and moral education of younger generations in pedagogical university takes place through the study of special disciplines, such as «Fundamentals of Spiritual and Moral Education of Children and Adolescents». The article presents the main approaches that have been applied to the construction and implementation of this educational discipline; the leading principles; the content of the discipline. Particular attention is paid to the creation of pedagogical conditions: the involvement of undergraduates in independent work on the development of spiritual and moral values, taking into account the individual and psychological characteristics; active use of distance learning with the discussion of the rules of joint work and with mandatory feedback; involvement of undergraduates in practical and extracurricular activities to develop spiritual and moral values on the example of their region; organization of research work in the field of spiritual and moral. Keywords: spiritual and moral education, pedagogical university, undergraduates.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей и подростков является одним из важнейших в современном обществе, поскольку на сегодняшний день слабо представлены позитивные жизненные ориентиры для молодого поколения, наблюдается спад активности в культурно-досуговой деятельности среди молодёжи [1, 2]. При этом ФГОС отводит современному образованию роль важнейшего фактора в социокультурной модернизации российского общества. Приоритетом государственной политики в сфере образования является духовно-нравственное развитие и воспитание, результатом которого должна стать личность, ответственная за общезначимые ценности, стремящаяся к духовно-нравствен-

ной самореализации. В связи с этим наиболее актуальным становится вопрос подготовки будущих педагогов к выполнению ими культурной миссии, осознания ими ценностно-смысловых основ процесса духовно-нравственного воспитания детей и подростков [3, 4].

Целью работы является описание и анализ понятия «духовно-нравственное воспитание», определение педагогических условий подготовки будущих педагогов (магистрантов) к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, поиск форм и методов учебной и внеучебной работы.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Теоретический метод, включающий изучение и анализ научной литературы (психолого-педагогической,

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

КУПЦОВА Светлана Анатольевна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ...

учебно-справочной, методической).

Эмпирический метод, включающий наблюдение, беседу, конструирование и реализацию программы одно из учебных дисциплин в сфере нравственного воспитания и анализ полученных данных.

Данные методы позволили определить и рассмотреть круг основных понятий при рассмотрении вопроса вузовской подготовки магистрантов к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, и предложить некоторые возможные пути решения.

Во время наблюдения, эксперимента проводился анализ поступающей информации с целью определения педагогических условий подготовки будущих педагогов (магистрантов) к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков.

Во время проведения занятий экспериментально были апробированы различные формы и методы организации работы магистрантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С учетом аспектов образа жизни и состояния организма многие исследователи выделяют следующие компоненты здоровья:

- физическое здоровье - состояние организма человека, характеризуемое уровнем физического развития, физической подготовленности, которые определяют возможность адаптироваться к различным факторам окружающей среды;

- психическое здоровье - полноценное развитие психики, характеризуемое не только отсутствием признаков психических заболеваний, но и стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью;

- социальное здоровье - социальную активность, де-ятельностное отношение человека к миру, социальную адаптацию [5].

Б. С. Братусь, В. В. Зеньковский, Д. А. Леонтьев акцентируют внимание на духовно-нравственном здоровье. Духовно-нравственное здоровье включает осознанное отношение к себе и окружающему миру, стремление к познанию и самопознанию, самовоспитанию и самообразованию. Оно позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, переживать позитивные чувства. Духовно-нравственное здоровье относится к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и рассматривается как единство, полнота и цельность жизнеспособности и человечности индивида [6, 7]. Духовно-нравственное здоровье связано и проявляется в образе жизни человека. В свою очередь здоровый образ жизни - важнейшая составляющая существования человека, на основе высоконравственной морали, духовных принципов. В свою очередь образ жизни человека в значительной мере определяется и формируется через духовно-нравственное воспитание [8, 9].

Ещё Д. И. Менделеев сказал, что знание без воспитания может нанести непоправимый вред человечеству. К. Д. Ушинский утверждал - познание находится в прямой зависимости от законов воспитания. А. С. Макаренко уделял особое внимание общественной активности личности, самовоспитанию. В. А. Сухомлинский создал систему воспитания нравственного, духовного «настоящего человека» через воспитание совести, силы духа, ответственности и долга [10].

Сущность духовно-нравственного воспитания, его содержание и формы разработаны И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменским, Л. Н. Толстым, В. А. Сухомлинским, Б. Т. Лихачевым, А. В. Мудриком и др. В целом духовно-нравственное воспитание понимается как динамичный и многофакторный процесс, построенный с учетом объективных и субъективных условий [11]. Различные аспекты понятия «духовности» и «нравственности» отражены в исследованиях многих авторов (Н. А. Бердяева, Б. С. Братуся, В. В. Зеньковского, Н. А. Коваль, Д. А. Леонтьева и др.) и включают формирование у подрастающего поколения системы ценностей, неизменных в различных жизненных обстоятельствах; самовоспитание и самораз-

витие личности. Духовно-нравственное воспитание это категория педагогики, семейные, культурные, духовные принципы, нормы, традиции общества [12].

Компоненты духовно-нравственного воспитания:

- любовь к Родине, моральные принципы, этические нормы, уважение ценностей семьи, общества и природы (ценностный);

- познавательная активность, компетентность, основы научных исследований (когнитивный);

- ответственность, саморазвитие и самовоспитание; высшие нравственные чувства; осмысление целей и смысла своей жизни; выполнение правил здорового и безопасного образа жизни в отношении себя и окружающих (нравственный);

- соблюдение норм и правил общения (коммуникативный);

- труд; искусство, литература; творческая активность (творческий) [14, 15].

В целом духовно-нравственное воспитание способствует формированию креативной, критически мыслящей, творческой, физически, психически и социально здоровой, конкурентоспособной личности, готовой нести ответственность за свой выбор в определенной культуре, получению удовлетворения от самосовершенствования [16-20].

На наш взгляд, духовно-нравственное воспитание будущего педагога представляет собой организованный процесс, направленный на развитие высших чувств и ценностей, формирование духовно-нравственных потребностей и мотивов поведения, стремление к самосовершенствованию в педагогической деятельности.

Содержанием духовно-нравственного воспитания является организация учебной и внеучебной деятельности по освоению теоретических и практических основ профессиональной подготовки и научно-исследовательской деятельности. Духовно-нравственное воспитание должно строиться на основе интеграции научных знаний, через внедрение образовательных программ (учебных дисциплин), использование современных форм и методов обучения.

В педагогическом университете подготовка магистрантов к духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений происходит через изучение специальных дисциплин, например, таких как «Основы духовно-нравственного воспитания детей и подростков» в модуле «Основы медико-валеологических знаний» (44.03.01 Педагогическое образование Направленность (профиль) «Образование в области безопасности жизнедеятельности).

Представим основные подходы, которые были применены к построению и реализации данной учебной дисциплины:

- аксиологический (выявление сущности воспитания личности человека; непрерывности процесса воспитания в контексте общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний);

- деятельностный (школьник, студент, магистрант рассматривается как личность, развивающаяся в процессе педагогической деятельности);

- системный (структурно-функциональная целостность образовательно-воспитательного процесса, фактор духовного наследия).

Ведущие принципы:

- учет в воспитании возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;

- социального партнерства в воспитании (равноправное сотрудничество, поиск согласия);

- культуросообразности воспитания (использование богатейшего культурного потенциала Санкт-Петербурга (построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни мегаполиса) и страны в целом);

- преемственности в воспитании (непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на

KUPTSOVA Svetlana Anatolievna PREPARING FUTURE TEACHERS..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических Санкт-Петербургских и Российских ценностей и традиций);

- следования нравственному примеру (наполнение содержания учебного процесса примерами нравственного поведения - просмотр и обсуждение фильмов; цикл мероприятий в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения; встречи с людьми, внесшими вклад в развитие страны; «Дни памяти» и др.);

- диалогического общения (диалогическое общение со сверстниками, педагогами, известными людьми);

- полисубъектности воспитания и социализации (учет и умение ориентироваться в многомерной поликультурной действительности).

При этом важно соблюдение определённых педагогических условий в подготовке магистрантов к духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений.

К педагогическим условиям подготовки магистрантов к духовно-нравственному воспитанию можно отнести:

- создание педагогом позитивного психологического климата в образовательно-воспитательном процессе;

- вовлечение обучающихся в самостоятельную работу по освоению духовно-нравственных ценностей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

- активное использование дистанционных форм обучения (онлайн лекции / вебинары / экскурсии / конференции / консультации / работа с интернет-ресурсами и источниками литературы и др.) с обсуждением правил совместной работы и с обязательным получением обратной связи;

- вовлечение обучающихся в практическую деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей на примере своего региона;

- актуализация опыта и знаний магистрантов в сфере духовно-нравственной культуры (организация научно-исследовательской работы в сфере духовно-нравственной культуры).

Чрезвычайно важна роль преподавателя педагогического вуза в подготовке будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков - мотивация к образовательно-воспитательному процессу, позитивное восприятие его обучающимися. Так отношения преподавателя с обучающимися в образовательно-воспитательном процессе в нашем университете строятся как совместная творческая деятельность. Педагогическое общение основывается на принципах диалоговой коммуникации. Все виды учебных работ магистрантами и преподавателями осуществляются совместно. Формируется новая педагогическая среда -создается творческая атмосфера, уважение к мнению обучающихся, содружество педагогов и магистрантов как единомышленников. Немаловажной функцией педагога является моделирование собственных действий и поведения, а также внеучебного и учебного времени, учебных дисциплин.

В качестве примера раскроем содержание дисциплины «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков» (лекционные, практические занятия, самостоятельная работа). Данная дисциплина включает следующие темы и задания:

Тема 1. Человек и окружающая среда. Духовно-нравственные начала и здоровье человека. Окружающая среда. Факторы окружающей среды. Понятие о гомео-стазе и адаптации. Психофизиологические и духовно-нравственные основы взаимодействия организма с окружающей средой. Духовность и нравственность в педагогике и медицине. Культура речи и здоровье человека.

Тема 2. Человек и его здоровье. Человек как целостная биологическая система. Организм человека, его строение и функции. Общие представления о здоровье человека. Структура здоровья. Компоненты здоро-

вья: физический, психический, социальный. Духовно-нравственное здоровье. Этапы становления личности.

Тема 3. Культура здоровья. Понятие о здоровом образе жизни. Духовно-нравственные основы здорового образа жизни. Педагогика здоровья: аксиологические и де-онтологические структурные компоненты. Этические и эстетические основы культуры здоровья в детском и подростковом возрасте. Риски утраты здоровья и формирования девиантного поведения у подростков. Механизмы и этапы формирования зависимостей.

Тема 4. Духовно-нравственное здоровье - основа безопасности жизнедеятельности. О нравственном здоровье граждан (Гиппократ, Конфуций, П.А. Столыпин). Духовно-нравственные начала в образовательном процессе как основа безопасного и здорового образа жизни. Культурно-исторические ценности и традиции Санкт-Петербурга и России. Поликультурность и многоуклад-ность жизни мегаполиса и страны.

Задания к теме №1.

1.1. Обзор интернет-ресурсов и источников литературы по теме: «Духовно-нравственные основы взаимодействия организма с окружающей средой».

1.2. Заполнить схему «Классификация здоровьесбе-регающих педагогических технологий».

1.3. Заполнить таблицу «Здоровый и нездоровый образ жизни в условиях мегаполиса».

Задания к теме №2.

2.1.Обзор интернет-ресурсов и источников литературы по теме: «Методики, технологии и приёмы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности».

2.2. Разработать схему: «Структура здоровья. Компоненты здоровья: физический, психический, социальный».

2.3. Обзор интернет-ресурсов и источников литературы по теме: «Духовно-нравственное здоровье. Здоровье как позитивное состояние».

Задания к теме №3.

3.1. Обзор интернет-ресурсов и источников литературы по теме: «Педагогика и психология здоровья: аксиологические и деонтологические структурные компоненты».

3.2. Обзор интернет-ресурсов и источников литературы по теме: «Этические нормы взаимного общения».

3.3. Заполнить таблицу «Нормативно-правовые основы духовно-нравственного воспитания».

Задания к теме №4.

4.1. Обзор интернет-ресурсов и источников литературы по теме: «Духовно-нравственные начала в образовательном процессе как основа безопасного и здорового образа жизни».

4.2. Оценить свой образ жизни по опроснику «Ориентировочная оценка образа жизни».

4.3. Провести исследование по опроснику «Методика исследования духовно-нравственного самосознания личности» среди 10 студентов первого курса бакалавриата. Представить результаты опроса.

Задания для самостоятельной работы.

Задания к теме №1.

1.1. Подготовить презентацию по теме: «Духовность и нравственность в педагогике. Культура речи и здоровье человека».

1.2. Составить терминологический словарь по тематике дисциплины.

Задание к теме №2.

2.1. Подготовить презентацию по теме: «Этапы становления личности. Индивидуально-психологические особенности подростков».

2.2. Проанализировать источники литературы и интернет-ресурсы по направлению: «Культура речи обучающихся, приёмы профилактики деструктивной лексики».

Задание к теме №3.

3.1. Подготовить видеоряд: «Риски утраты здоровья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

КУПЦОВА Светлана Анатольевна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ...

и формирования девиантного поведения у подростков. Механизмы и этапы формирования зависимостей».

3.2. Провести обзор по теме: «Программы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях».

Задание к теме №4.

4.1. Подготовить видеоряд по направлению «Культурно-исторические ценности и традиции Санкт-Петербурга и России». «Поликультурность и много-укладность жизни мегаполиса и страны».

4.2. Провести исследование по опроснику «Диагностика нравственных ориентаций» среди 10 студентов первого курса бакалавриата. Представить результаты опроса.

Помимо учебных дисциплин в нашем педагогическом университете магистранты участвуют в мероприятиях, акциях, коллективно-творческих делах; привлечены к организации и проведению встреч, конкурсов, викторин, экскурсий (в т.ч. и по историческим местам Санкт-Петербурга); посещают театры, музеи и выставки.

Таким образом, учебная и внеучебная работа направлена на включение магистрантов в процесс подготовки к духовно-нравственному воспитанию подрастающих поколений.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений является ключевым фактором успешного развития страны и обеспечения духовного единства граждан, залогом политической и экономической стабильности. Поэтому чрезвычайно важным является эффективная организация подготовки будущих педагогов (магистрантов) в педагогическом университете.

Организация такой подготовки включает построение и реализацию учебных дисциплин, ориентированных на осмысление будущими педагогами (магистрантами) актуальных проблем духовно-нравственного воспитания детей и подростков, создание определённых педагогических условий:

- поддержание педагогом позитивного психологического климата в образовательно-воспитательном процессе;

- вовлечение магистрантов в самостоятельную работу по освоению духовно-нравственных ценностей с учетом индивидуально-психологических особенностей;

- активное использование дистанционных форм обучения с обсуждением правил совместной работы и с обязательным получением обратной связи;

- вовлечение магистрантов в практическую деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей на примере своего региона;

- организация научно-исследовательской работы в сфере духовно-нравственной культуры.

Требования к преподавателю подразумевают наличие мотивации к образовательно-воспитательному процессу, а также позитивное восприятие его обучающимися.

Организовать включение магистрантов в процесс подготовки к духовно-нравственному воспитанию также возможно через их участие в мероприятиях, акциях, коллективно-творческих делах во внеучебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в педагогике, в системе высшего педагогического образования категория «духовно-нравственное воспитание» становится все более значимой, а дисциплины, направленные на подготовку будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей и подростков, - отвечающими общим задачам гуманизации и интеграции образования и культуры, успешного развития страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аркова Т. И. Духовно-нравственные ценности вузовского образования современного российского общества (социально-философский анализ) //дисс. канд. филос. наук. — Москва, 2017. — 27 с.

2. ГоршковаМ. А. Проектирование воспитательной системы вуза в современных социокультурных //Автореферат дисс. докт. пед. наук.

— Ялта, 2020. — 46 с.

3. Козлова А. Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») //Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013.

4. Вилейто Т. В. Учебно-методическое пособие по научно-исследовательской работе магистрантов / Вилейто Т. В., Ребко Э. М., Станкевич П. В.; рецензенты: С. И. Махов, С. В. Абрамова; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. -Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2019. - 59 с.

5. Основы формирования здоровья детей /Жданова Л.А., Основы формирования здоровья детей / Л.А. Жданова [и др.]; под ред. Л.А. Ждановой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 416 с.

6. Цибульникова, Виктория Евгеньевна. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов В. Е. Цибульникова. Е. А. Леванова; под общей редакцией д-ра пед. наук: проф. Е. А. Левановой. - Москва: МПГУ 2017. -148 с.

7. Мудрова А. В. Организационно-педагогические условия становления субъектности будущего учителя в социально-педагогических практиках //Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Москва, 2017. - 22 с.

8. Козлова А. Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание»).

9. Проект программы «Духовно-нравственное воспитание обучающихся и воспитанников средствами реализации курсов ОРКСЭ И ОДНРК» на период 2017-2022 гг. /Е. В. Уколова, 2017. - 32 с.

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009.

11. Айдаркин Е. К., Иваницкая Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии /Е. К. Айдаркин, Л. Н. Иваницкая: учеб, пособие. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. -176 с.

12. Гореликов М. И. Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами учебного предмета (на примере «информатики») // дисс. канд. пед. наук. - Грозный, 2019. - 26 с.

13. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / К. Е. Гагарина //Молодой ученый.

- 2011.-№ 3 (26). - Т. 2. - С. 110-115.

14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009.

15. Бахчиева О. А. Духовно-нравственное воспитание будущего учителя средствами краеведения // Автореферат дисс. канд. пед. наук. - Москва, 2015. - 42 с.

16. Катышева Е. Н. Педагогическая профилактика деформаций субъективной правовой реальности подростков // Автореферат дисс. канд. пед. наук. — Москва, 2019. — 30 с.

17. Хугаева Ф.В. Современные формы духовно-нравственного воспитания студентов в поликультурной среде вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 308-312.

18. Рзаева У.Д. Духовно-нравственные основы современного экономического поведения //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 91-94.

19. Гончарук А.Г., Федосеева М.М. Место традиционных морально-нравственных ценностей в аксиологической системе будущего педагога: краткий философский анализ // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 10-12.

20. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: осмысление пути системного развития /М. Е. Соколова //Методические материалы для работы с различными субъектами образовательного процесса. - «Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского». - Калининград, 2013. - 72 с.

Статья поступила в редакцию 22.01.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.