Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2014. Вып. 2 (33). С. 25-32
Козлова Антуанетта Георгиевна, д-р пед. наук, профессор, ООП «Духовно-нравственное воспитание» РГПУ имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург) kozlova_a@inbox.ru
Динамика освоения магистрантами
НРАВСТВЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
А. Г. Козлова
Статья посвящена педагогическому осмыслению проблемы ценностей в процессе подготовки магистра педагогики. Автором анализируется динамика освоения магистрантами, обучающимися на направлении «педагогическое образование» по основной образовательной программе «Духовно-нравственное воспитание» в РГПУ им. А. И. Герцена. Рассматривается соотношение общечеловеческих и личностных ценностей в профессиональном становлении будущего воспитателя. Надо отметить, что выбор такой локальной области для микроисследования связан с тем, что одной из задач обучения в магистратуре является подготовка магистрантов к преподаванию в школе учебной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавателей магистратуры это является одной из ценностей-целей, которая отражает в определенной мере государственный социальный заказ.
На основе проведенного микроисследования в статье представлены результаты наблюдения за освоением студентами педагогических ценностей-средств, для чего в диагностический пакет микроисследования были введены документы, позволяющие анализировать динамику их освоения магистрантами. К таким документам автор относит: а) тексты формулировок тем диссертационных исследований, по которым можно судить о стратегии и предпочтениях в выборе педагогических ценностей-средств; б) результаты контент-анализа конспектов уроков магистрантов, проводимых в период прохождения педагогической практики; в) предпочтительный выбор высказываний ученых, мыслителей о ценностях.
Выявлено, что с каждым новым потоком обучающихся происходит углубление в проблему ценностей, а внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств магистрантов и стимулированию их собственного стремления к моральному развитию.
В современном российском обществе как никогда обострилась проблема ценностей. Именно ценности являются регуляторами отношений людей к себе, к окружающим, к обществу. Они являются фундаментом либо для объединения людей, либо для непримиримости в выборе социальной позиции.
Среди множества определений понятия «ценность» в настоящем микроисследовании было избрано следующее: «ЦЕННОСТЬ — это представления о том, что свято для человека, его убеждения и предпочтения, выраженные в
поведении»1. Это определение содержит субъективно-деятельностный концепт ценности в структуре личности и как никакое другое лучше всего раскрывает сущность изучаемой проблемы.
Изучение данных ВЦИОМ (2012—2013 гг.) показало, что впервые за последние 20 лет в российском обществе подверглись пересмотру образцы и стандарты общественного сознания, идеалы и нормы поведения людей, нравственные ориентиры и запреты, которые были присущи советским людям. Выросла молодежь, которая развивалась в период агрессивного влияния гедонистских ценностей на выбор норм социального поведения, воспитывалась в условиях пренебрежения к духовным отечественным традициям в угоду приземленным смыслам жизни.
В среде ученых ведется непрекращающаяся полемика о первичности и особой значимости общечеловеческих ценностей, о соотношении индивидуальных ценностных представлений и системы ценностей общества и мира в целом. Стоит согласиться, что главной функцией общечеловеческих ценностей является обеспечение между людьми атмосферы доброжелательного доверия, способствующего сотрудничеству. Но вместе с тем об общечеловеческих ценностях так же трудно писать, как и о существовании мировой педагогики. Каждая цивилизация, каждый этнос имеет свою педагогику, каждое сообщество людей выдвигает свои требования к ценностям, свое видение познания и проживания нравственных императивов.
Повышенный интерес к формированию у подрастающих поколений общечеловеческих ценностей приводит к излишней гиперболизации их значимости, к нарушению гармонии воспитательного процесса и забвению принципов воспитания личностной укореннености человека в желании творить добро, так как сама ценность добра размыта и порой принимает образ «добра с кулаками». В силу этого назревает конфликт между внутренним и внешним в человеке, разрешение которого имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение для определения направленности подготовки в вузе новых воспитателей нового поколения молодежи.
В свое время Н. О. Лосский определил ценности как «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события»2. Разрешение противоречия между принятием личностью ценностей общества и индивидуальными ценностными представлениями лежит в анализе освоения индивидом общественной культуры, в его отношении к материальным и духовным ценностям, к прошлому, настоящему и будущему, в выборе определенного собственного поведения в период принятия решений.
Несмотря на перманентный характер реформирования образования в нашей стране, большинство наших соотечественников по-прежнему считают высшее образование залогом успеха в жизни. При всех недостатках внедрения в систему российского высшего профессионального образования новшеств, связанных с Болонским процессом, следует отметить и его положительные мо-
1 Гуревич П. С. Человек и общество. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995. С. 184.
2 Лосский Н. О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994. [Электронный ресурс.] URL: http://anthropology.rchgi.spb.ru/lossky/lossk_s1.htm (дата обращения 16.03.2014)
менты. Во-первых, возможность изменить вектор выбора профессии при поступлении в магистратуру, если он изначально был задан неправильно. Во-вторых, углубленное изучение тех учебных дисциплин, которые являются основным фундаментом для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза. В-третьих, создание в магистратуре благоприятных условий для душевного межличностного взаимодействия преподавателей с магистрантами в отличие от отчужденного, формального, принятого ранее.
С 2008 г. в РГПУ им. А.И. Герцена открыта магистратура по направлению «Педагогическое образование» (Основная образовательная программа (далее ООП) «Духовно-нравственное воспитание»)3. За данный период на дневном и заочном отделениях в общей сложности подготовлено 140 магистров. В магистратуре обучаются студенты из 22 городов РФ, а также из дальнего и ближнего зарубежья — Швеции, Норвегии и Беларуси. В свою очередь студенты нашей магистратуры обучаются в течение одного года в Германии. До поступления в магистратуру абитуриенты окончили разные вузы. В магистратуру пришли учиться инженеры, врачи, воспитатели дошкольных учреждений, офицеры, журналисты, экономисты, юристы, преподаватели воскресных школ, библиотекари, артисты и представители других профессий. При поступлении в педагогический вуз для всех них была одна цель в обучении: постичь основы духовно-нравственного воспитания. Возрастные рамки студентов магистратуры колеблются от 21 до 48 лет, в основном это люди с уже накопившимся определенным жизненным и духовным опытом.
В магистратуре обучаются представители различных мировоззренческих позиций. Поскольку в содержании учебных дисциплин ООП «Духовно-нравственное воспитание» ведущим является изучение православного модуля, задача преподавательского корпуса состоит в том, чтобы раскрыть студентам весь спектр духовных и нравственных ценностей православной педагогики, а не нивелировать мировоззрение студентов.
Обучение в магистратуре по ООП «Духовно-нравственное воспитание» не так продолжительно: всего 2 года. Его особенностью является то, что за годы обучения магистрант не только осваивает методику духовно-нравственного воспитания и духовного развития учащейся молодежи, но и усваивает те ценности, которые накопило общество, т. е. в процессе обучения идет кропотливая работа каждого магистранта по самосовершенствованию, по отбору смысложизненных ценностей как ориентира и доминанты в воспитании собственной души.
Сформулированные задачи решаются на протяжении всего срока обучения в магистратуре не только при изучении учебных дисциплин, но и во внеаудиторной дополнительной деятельности. Как правило, магистранты и выпускники магистратуры активно участвуют во всех проводимых встречах, диспутах, телепередачах, балах, коллективных просветительских поездках, конкурсах, акциях доброй воли и т. д. Ежегодно подводятся итоги деятельности участников образовательного процесса в магистратуре, выявляется положительное, определяет-
3 Козлова А. Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 110-118.
ся, что должно стать традицией в образовательном процессе, а что необходимо пересмотреть или исключить. В течение каждого года проводятся микроисследования, результаты которых публикуются в магистерском журнале «Педагогические смыслы». Одним из важных микроисследований было исследование по теме «Изучение динамики освоения магистрантами нравственных и духовных ценностей» (2010—2014 гг.).
Сфера ценностей включает обширный перечень тех идеалов, к которым может и должен стремиться человек. Соответственно при изучении динамики освоения магистрантами духовных и нравственных ценностей необходимо было определить круг тех ценностей, которые на протяжении двух лет постепенно станут ведущими в духовно-нравственном развитии будущего выпускника как воспитателя и наставника. Кроме того, в ходе проведения микроисследования была поставлена задача изучить следующий вопрос: претерпевают ли изменения те ценности, с которыми магистрант пришел изначально, и какие ценности стали для выпускника существенными за период обучения в магистратуре.
В данной статье мы остановимся на динамике педагогических духовных и нравственных ценностей, используемых магистрантами в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. Выбор такой локальной области для микроисследования связан с тем, что одной из задач обучения в магистратуре является подготовка магистрантов к преподаванию в школе учебной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Для преподавателей магистратуры это является одной из ценностей-целей, которая в определенной мере отражает государственный социальный заказ.
Но наш исследовательский интерес — в изучении динамики инструментальных ценностей, так называемых ценностей-средств. (Сластенин В. А.). Именно они формируются при изучении методологии, методики, педагогических технологий, составляя компетентностную мозаику профессионального образования педагога. Надо отметить, что педагогические ценности-средства — это промежуточные ценности, они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Другими словами, не метод ради метода, а метод, который будет способствовать воспитанию доброго в подрастающем человеке.
Для проведения мониторинга в микроисследовании были отобраны те педагогические ценности-средства, которые способствуют не изменению мира в целом, а изменению личности с установкой на самосовершенствование.
Респондентами выступили магистранты четырех выпусков: 2010 г., 2011 г., 2012 г., 2013 г. Всего в микроисследовании приняли участие 67 респондентов.
Микроисследование проводилось в три этапа: подготовительный, практический и формирующий. Само исследование имело пролонгированный и частотно-повторный характер. Пролонгированность состояла в том, что и после выпуска магистров продолжалось наблюдение над освоением ими педагогических ценностей. Частотность и повторяемость проведения микроисследования заключаются в том, что с каждым последующим набором в магистратуру вновь без изменений запускалась разработанная программа микроисследования.
Остановимся подробнее на подготовительном этапе, где были реализованы диагностическая, прогностическая и организационная функции педагогическо-
го микроисследования. Регламентом для исследовательской деятельности стала программа изучения динамики освоения магистрантами педагогических нравственных и духовных ценностей. Ее содержание включало определение цели микроисследования, идеи, составление прогноза ожидаемых положительных и негативных проявлений, прописаны этапы микроисследования, критерии оценки результатов и т. п.
Следующим шагом была осуществлена реализация организационной функции данного этапа, т. е. велась проработка данных о базе исследования.
Одной из сложных задач на обозначенном этапе стал отбор содержания для проведения диагностики в микроисследовании. Такой любимый всеми исследователями метод диагностики, как анкетирование, по-нашему мнению, мог быть реализован только в начале проведения микроисследования (входная анкета) и на завершающем этапе для обобщения результатов микроисследования. Весь же комплекс диагностического пакета составлялся исходя из требований дополнительности и последовательности проводимого микроисследования.
В результате длительного поиска были отобраны продукты деятельности магистрантов как документы—инструменты для проведения исследования. К таким документам автор относит: а) тексты формулировок тем диссертационных исследований, по которым можно судить о стратегии и предпочтениях в выборе педагогических ценностей-средств; б) результаты контент-анализа конспектов уроков магистрантов, проводимых в период прохождения педагогической практики; в) предпочтительный выбор высказываний ученых, мыслителей о ценностях.
А. Выбор темы магистерской диссертации в течение ряда лет проводился с учетом запросов самих магистрантов. Как уже отмечалось, большинство обучающихся имеют определенный жизненный опыт, свои запросы для его совершенствования, поэтому темы диссертаций отбираются ими исходя из принципа восполнения жизненного опыта: в качестве предмета исследований студенты избирают то, чего им не достает в практической педагогической деятельности.
По мнению Ю. А. Шерковина4, социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку, и таким образом, становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру.
Из 67 тем диссертаций магистранты отдали предпочтения изучению педагогических ценностей-средств. Так, по проблемам «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений посредством <...> — житийной литературы, духовной музыки, искусства, иконописи, драматизации, изучения церковно-
4 Шерковин Ю. А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал / Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова, ред. 1982. Т. 3. № 5. Сентябрь-октябрь. С. 135—146.
славянской азбуки, фольклора, музеев» и др. было выполнено 57% магистерских исследований.
Желание обобщить собственный опыт стимулировало выбор таких тем диссертаций, как «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений посредством <...> — проведения миссионерских конференций, деятельности в Межвузовской Ассоциации «Покров», деятельности в военно-патриотических клубах, в ПМК (подростковый молодежный клуб), деятельности в Общественно-благотворительной организации «Детская миссия» и др. (38% магистрантов).
Таким образом, выбор магистрантами тем диссертационных исследований — это всего лишь выбор вектора освоения духовных и нравственных ценностей. Основная работа по самосовершенствованию профессиональной деятельности происходит в течение последующего обучения в магистратуре.
Зачастую уже утвержденные темы магистерских диссертаций в ходе проведения опытно-экспериментальной работы корректируются, трансформируются, а иногда изменяются в корне. Данные изменения происходят потому, что магистранты постепенно обогащают запас знаний о педагогических ценностях-средствах, а это влечет изменение направленности исследования.
В связи с тем что в магистратуру поступили специалисты разных профессий, в большинстве своем не педагогических, выбор педагогических ценностей-средств происходит только после ознакомления магистрантов с содержанием таких учебных предметов, как «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Инновационные процессы в образовании», «Психолого-педагогическая диагностика в образовании», «Методологические основы духовно-нравственного воспитания: светский и религиозный аспекты», «Методика преподавания религиозных культур и светской этики» и др.
Б. Для осуществления контент-анализа конспектов уроков, проводимых магистрантами в период прохождения педагогической практики, за систему-произведение были приняты два сборника конспектов уроков магистрантов: «Духовно-нравственное воспитание: педагогическая практика /Н. Е. Рудова, авт.-сост.» (Вып. 1. СПб., 2009) и «Духовно-нравственное воспитание: педагогическая практика /О. А. Белянова, авт.-сост.» (СПб., 2013. Вып. 2).
Цель производственной педагогической практики — обеспечить полновесное формирование необходимых профессиональных компетенций в области научного исследования актуальных проблем духовно-нравственного воспитания и подготовки педагогов учебной дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
В период педагогической практики магистранты постепенно проходили методический путь приобщения сначала к наиболее распространенным педагогическим ценностям-средствам — педагогическим технологиям на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса, затем к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения), а от них уже к интерактивным технологиям.
Примечательно, что в период прохождения магистрантами практики они опираются не только на непосредственный, личный духовный опыт; происходит широкий обмен опытом между всеми участниками практики. Изучение мнений
0 проведении практики у магистрантов показало, что они придают большое значение посещению занятий у одногруппников. Таким образом, зарождается новый для них вид деятельности: обмен педагогическим опытом. Так, одна ма-гистрантка после посещения занятия, проведенного однокурсницей, пишет, что после посещения занятия в детском саду она поняла, как через сказку и ее проигрывание с детьми можно донести до них идею внутреннего, сердечного зрения (эмпатии), являющегося важным условием духовно-нравственного развития.
В результате выпускник магистратуры в полной мере обладает следующими компетенциями: он способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях, формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики.
В. Интересно отметить, что в ходе микроисследования магистранты всех потоков обучения в рейтинге высказываний неизменно в первую очередь избирали вот это высказывание монаха Симеона Афонского: «Лить колокола и золотить купола храмов — хорошо, но это еще далеко от Любви. Строить храмы и возводить монастыри — еще лучше, и это уже недалеко от Любви. Утешать детей, стариков, больных и заключенных — это очень близко к настоящей Любви. Помогать всю жизнь хотя бы одному страдающему человеку — это и есть истинная Любовь». На вопрос, почему из 27 высказываний они отдали предпочтение данному, магистранты отвечали: «Здесь показан путь восхождения к ценному», «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (см.
1 Ин 4. 16), «О действенной Любви», «Это то, чему надо учить каждого воспитанника. Это путь к истинной Любви» и др.
Таким образом, выявлено, что с каждым новым потоком обучающихся происходит углубление в проблему ценностей; кроме того, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств магистрантов и стимулированию их собственного стремления к моральному развитию.
Ключевые слова: проблема ценностей; духовные и нравственные ценности; педагогические ценности-средства; магистратура; духовно-нравственное воспитание, микроисследование.
Dynamics of development of undergraduates moral
AND SPIRITUAL VALUES А. G. Kozlova
The article is devoted to pedagogical understanding the problem of values in the preparation of a Master of pedagogy. The author analyzes the dynamics of the development of undergraduates studying at the direction of «teacher education» in the basic educational program «Spiritual and moral education» in RSPU. AI Herzen. The correlation of human and personal values in the professional formation of future educator. It should be noted that the choice of a local area for Micro studies related to the fact that one of the tasks of master degree is to prepare graduate students to teach discipline in the school, «Fundamentals of moral and spiritual culture of the peoples of Russia.» For graduate teachers it is one of the goals of values that reflects to some extent the state social order.
On the basis of Micro studies author presents the results of monitoring the development of students of pedagogical values-funds. In diagnostic package Micro studies were introduced documents that allow to analyze the dynamics of development of pedagogical values-media masters. Such documents the author includes: a) the text of the dissertation research topics on which you can judge the policies and preferences in the choice of pedagogical values, means, and b) the results of the content analysis of abstracts lessons undergraduates, conducted during the period of teaching practice, and c) the preferred choice statements of scientists, thinkers about values.
Revealed that with each new stream of students passes deepening problem in values, as well as external educational effects contribute to the formation of positive character traits and moral qualities undergraduates and promote their own desire for moral development.
Keywords: problem of values, spiritual and moral values, educational values-means; Masters, spiritual and moral education, microanalysis.
Список литературы
1. Гуревич П. С. Человек и общество. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М., 1995.
2. Козлова А. Г. Проблемы конструирования содержания магистерского образования (на материале магистратуры «Духовно-нравственное воспитание») // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 110-118.
3. Лосский Н. О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994.
4. Шерковин Ю. А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал / Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова, ред. 1982. Т. 3. № 5. Сентябрь-октябрь. С. 135-146.