Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДЫ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелян Галина Лаврентовна, Бичан Наталья Витальевна, Блудова Инна Николаевна, Никифоров Сергей Викторович

Введение. Рассматриваются методика рукопашного боя, особенности овладения, а также совершенствования техники рукопашного боя курсантов образовательных организаций МВД России. Цель - обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения теории деятельности, разработанной академиком А. Н. Леонтьевым, системного подхода к формированию двигательных навыков, сформулированного Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным, П. Я. Гальпериным, Б. А. Ашмариным, A. Я. Найном и др., труды по общей теории спортивной тренировки. Использовались педагогические наблюдения; метод беседы; двигательные тесты (способность к перестроению двигательной деятельности; дифференцирование пространственно-временных параметров; реакция выбора в нестандартных условиях; уровень способности к ориентированию в пространстве; способность к реакции); оценка уровня технической подготовленности в условиях соревнований; математическая обработка данных. Результаты и обсуждение. Для эффективной технической подготовки курсантов по рукопашному бою необходимо смоделировать ее содержание. Условием высокого уровня подготовленности является использование в тренировочном процессе упражнений, направленных на развитие пространственно-временной ориентации, простой и сложной реакций, специализированных восприятий, чувства антиципации, а также специализированных упражнений на совершенствование техники, теоретических занятий. В результате контрольного исследования получены позитивные достоверные сдвиги по всем исследуемым параметрам: способности к перестроению двигательной деятельности; дифференцированию пространственно-временных параметров; реакции выбора в нестандартных условиях; уровню способности к ориентированию в пространстве; способности к реакции; уровню технической подготовленности в условиях соревнований. Совершенствование техники приемов рукопашного боя служит обязательным условием повышения профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России. Выводы. Специальные теоретические занятия и упражнения на развитие пространственно-временной ориентации позволили повысить у курсантов уровень технического и тактического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аракелян Галина Лаврентовна, Бичан Наталья Витальевна, Блудова Инна Николаевна, Никифоров Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TOOLS USED TO TEACH CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HAND-TO-HAND FIGHTING

Introduction. The article examines the technique of hand-to-hand fighting, peculiarities of mastering it, as well as the improvement of hand-to-hand combat techniques of cadets at educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. The aim is to substantiate the complex of pedagogical facilities which provide effectiveness of technical training of the cadets of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Materials and Methods. Theoretical and methodological basis for the research included fundamental provisions of A. N. Leontiev activity theory, system approach to formation of motor skills established by N. A. Bernstein, P. K. Anokhin, P. Ya. Galperin, B. A. Ashmarin, A. Ya. Nein et al., works on general theory of sport training. The authors used pedagogical observations, interviews, motor tests (the ability to rebuild motor activity, differentiation of spatial-temporal parameters, reactions to selection in non-standard conditions, the level of ability to make orientation in space; ability to react), assessment of the level of technical proficiency during competitions, mathematical data processing. Results and Discussion. For effective cadets’ technical training in hand-to-hand fighting it is necessary to model its content. The prerequisite of high level of proficiency is employing the exercises to develop spatial-temporal awareness, simple and complex reaction, specialized perceptions, anticipation, and exercises to enhance the techniques, improve theoretical lessons. The control examination resulted in the positive valid changes in all the parameters under study: ability to rebuild motor activity, differentiation of spatial-temporal parameters, reactions to selection in non-standard conditions, the level of ability to orient in space; ability to react), level of technical proficiency during competitions. Mastering techniques of hand-to-hand fighting is a mandatory condition for improvement of cadets’ professional competencies at educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Conclusions. Special theoretical lessons and exercises to develop spatial-temporal awareness contributed to improvement of cadets’ technical and tactical skills.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ»

Научно-практическая статья

УДК 351.74:355.233.22 © Г. Л. Аракелян, Н. В. Бичан, И. Н. Блудова, С. В. Никифоров, 2021 doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-465-471

5.8.4 Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Особенности технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, занимающихся рукопашным боем

Галина Лаврентовна Аракелян л, Наталья Витальевна Бичан 2, Инна Николаевна Блудова 3, Сергей Викторович Никифоров 1

1 Ростовский юридический институт МВД России, 344015, Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83, Россия

2 Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 236006, Калининград, ул. Генерала Галицкого, 30, Россия

3 Омская академия МВД России, 644092, Омск, пр. Комарова, 7, Россия

Реферат

Введение. Рассматриваются методика рукопашного боя, особенности овладения, а также совершенствования техники рукопашного боя курсантов образовательных организаций МВД России. Цель — обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения теории деятельности, разработанной академиком А. Н. Леонтьевым, системного подхода к формированию двигательных навыков, сформулированного Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным, П. Я. Гальпериным, Б. А. Ашмариным, A. Я. Найном и др., труды по общей теории спортивной тренировки. Использовались педагогические наблюдения; метод беседы; двигательные тесты (способность к перестроению двигательной деятельности; дифференцирование пространственно-временных параметров; реакция выбора в нестандартных условиях; уровень способности к ориентированию в пространстве; способность к реакции); оценка уровня технической подготовленности в условиях соревнований; математическая обработка данных. Результаты и обсуждение. Для эффективной технической подготовки курсантов по рукопашному бою необходимо смоделировать ее содержание. Условием высокого уровня подготовленности является использование в тренировочном процессе упражнений, направленных на развитие пространственно-временной ориентации, простой и сложной реакций, специализированных восприятий, чувства антиципации, а также специализированных упражнений на совершенствование техники, теоретических занятий. В результате контрольного исследования получены позитивные достоверные сдвиги по всем исследуемым параметрам: способности к перестроению двигательной деятельности; дифференцированию пространственно-временных параметров; реакции выбора в нестандартных условиях; уровню способности к ориентированию в пространстве; способности к реакции; уровню технической подготовленности в условиях соревнований. Совершенствование техники приемов рукопашного боя служит обязательным условием повышения профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России. Выводы. Специальные теоретические занятия и упражнения на развитие пространственно-временной ориентации позволили повысить у курсантов уровень технического и тактического мастерства.

Ключевые слова: рукопашный бой; особенности технической подготовки; курсанты образовательных организаций

МВД России; образование; методы; упражнения

Для цитирования: Аракелян Г. Л., Бичан Н. В., Блудова И. Н., Никифоров С. В. Особенности технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, занимающихся рукопашным боем // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 4(87). С. 465-471. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-20214-87-465-471

Scientific and Practical Article

UDC 351.74:355.233.22 © G. L. Аrakelyan, N. V. Bichan, I. N. Bludova, S. V. Nikiforov, 2021

doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-465-471

5.8.4 Physical Culture and Professional Physical Training

Technical Tools used to teach Cadets of Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs Hand-to-Hand Fighting

Galina L. Arakelyan 1, Natalya V. Bichan 2 , Inna N. Bludova 3, Sergey V. Nikiforov \

1 the Rostov Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 83 Eremenko st., Rostov-on-Don, 344015, Russia

2 the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 30 General Galitsky st., Kaliningrad, 236006, Russia

3 the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, 7 Komarov pr., Omsk, 644092, Russia

Abstract

Introduction. The article examines the technique of hand-to-hand fighting, peculiarities of mastering it, as well as the improvement of hand-to-hand combat techniques of cadets at educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. The aim is to substantiate the complex of pedagogical facilities which provide effectiveness of technical training of the cadets of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Materials and Methods. Theoretical and methodological basis for the research included fundamental provisions of A. N. Leontiev activity theory, system approach to formation of motor skills established by N. A. Bernstein, P. K. Anokhin, P. Ya. Galperin, B. A. Ashmarin, A. Ya. Nein et al., works on general theory of sport training. The authors

used pedagogical observations, interviews, motor tests (the ability to rebuild motor activity, differentiation of spatial-temporal parameters, reactions to selection in non-standard conditions, the level of ability to make orientation in space; ability to react), assessment of the level of technical proficiency during competitions, mathematical data processing. Results and Discussion. For effective cadets' technical training in hand-to-hand fighting it is necessary to model its content. The prerequisite of high level of proficiency is employing the exercises to develop spatial-temporal awareness, simple and complex reaction, specialized perceptions, anticipation, and exercises to enhance the techniques, improve theoretical lessons. The control examination resulted in the positive valid changes in all the parameters under study: ability to rebuild motor activity, differentiation of spatial-temporal parameters, reactions to selection in non-standard conditions, the level of ability to orient in space; ability to react), level of technical proficiency during competitions. Mastering techniques of hand-to-hand fighting is a mandatory condition for improvement of cadets' professional competencies at educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs. Conclusions. Special theoretical lessons and exercises to develop spatial-temporal awareness contributed to improvement of cadets' technical and tactical skills.

Keywords. hand-to-hand fighting, peculiarities of technical training, cadets of educational organizations of the Russian Ministry

of Internal Affairs; education; methods; exercises

Citation: Аrakelyan G. L., Bichan N. V., Bludova I. N., Nikiforov S. V. Technical Tools used to teach Cadets of Educational Organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs Hand-to-Hand Fighting. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, № 4(87). Pp. 465-471 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-465-471

Основные положения

1. Овладение техникой рукопашного боя является обязательным условием на пути к повышению спортивных достижений. При этом оно связано с совершенствованием способности спортсменов координировать свои движения, с развитием общей и специальной физической подготовленности, с формированием точности движений и меткости в действиях.

2. Достижение высокого уровня техники рукопашного боя у курсантов обеспечивается путем реализации комплекса педагогических условий: соответствия методики тренировочных занятий, упражнений и заданий особенностям возрастного развития курсантов; специальных теоретических занятий, на которых выполняются моделирование и анализ специального комплекса упражнений с последующим переносом приобретенных умений в практические тренировочные занятия по технической подготовке; включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на развитие пространственно-временной ориентации.

Введение

Актуальность, значимость, сущность проблемы. Рукопашный бой является видом спорта, который с каждым годом завоевывает все большую популярность в нашей стране, странах ближнего зарубежья, Европе. Входит в основной раздел физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Технику спортивных упражнений рукопашного боя следует рассматривать в свете единства формы и содержания, как целостную деятельность человека, как координацию его психической и физической деятельности в определенных условиях внешней среды. Даже высококвалифицированные спортсмены-рукопашники должны совершенствовать свое техническое мастерство [1; 2].

Техническая подготовка — часть процесса подготовки спортсмена, которая направлена на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствование в ней.

Рациональная техника не только правильно обоснованная форма движения, но и умение проявлять

значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро и своевременно [3].

Цель — обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Создание системы рукопашного боя правоохранительных органов приходится на 30-е гг. ХХ в. Новое средство борьбы с противником, рассчитанное на любой уровень физической подготовки бойца, обеспечивало ему, по мнению специалистов, огромные преимущества перед противником. В настоящее время рукопашный бой получает значительную распространенность в нашей стране и за рубежом и является частью физической подготовки сотрудников силовых структур.

Рукопашный бой, наряду с огневой подготовкой, относится к основным видам подготовки сотрудников правоохранительных органов России.

Техника приемов, входящих в спортивный раздел, напоминает систему армейского рукопашного боя, но в то же время обладает и значительными различиями, обусловленными историей становления этого единоборства и способами достижения заданной цели. Бурное развитие рукопашного боя как вида спорта повлекло за собой и развитие техники, тактики, применяемой на соревнованиях. Рукопашный бой объединил в себе бросковую технику, технику борьбы лежа и ударную технику [4].

Общая физическая и техническая подготовка осуществляется на всех этапах многолетней подготовки спортсмена в сложнокоординационных видах спорта и единоборствах. Специальная техническая подготовка направлена на освоение и совершенствование до возможно высокой степени техники соревновательного действия, она используется в специально-подготовительных микроциклах спортивной тренировки в переходном, соревновательном периодах подготовки [5].

В процессе совершенствования форм физических упражнений изыскивают рациональные способы

выполнения двигательных действий, в зависимости

от физиологических особенностей занимающихся. Техника рукопашного боя включает в себя удары руками и ногами, броски, удержания, болевые и удушающие приемы. Основа техники — это совокупность тех звеньев и черт динамической, кинематической и ритмической структуры движения, которые необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (последовательность в проявлении мышечных сил; состав движений, согласованных в пространстве и во времени, и др.) [6].

Овладение техникой рукопашного боя является обязательным условием на пути к повышению профессиональных компетенций курсантов образовательных организаций МВД России. При этом оно связано с совершенствованием способности спортсменов координировать свои движения, с развитием общей и специальной ловкости, с формированием точности движений [7].

Исследуемой проблематике посвящены труды таких авторов, как С. В. Калмыкова, Л. П. Матвеева, Е. Н. Суркова, Е. Д. Бойко, А. В. Ворожейкин, В. В. Фадеева, А. П. Волков, С. М. Ашкинази, А. Е. Болотин, С. А. Важенин и др.

Несмотря на то что в теоретических исследованиях по проблеме техники спортсменов-рукопашников имеются интересные наработки, содержательно-методический аспект подготовки в системе МВД России недостаточно изучен. В специализированной методической литературе мало освещены содержание, структура и организация учебно-тренировочного процесса подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, отсутствует единая методика тренировок, есть разночтения по вопросам физической, технико-тактической и психологической подготовки, что вызывает проблемы в работе тренеров по данному виду спорта.

Материалы и методы

Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев), системного подхода к формированию двигательных навыков (Н. А. Берн-штейн, П. К. Анохин, П. Я. Гальперин, Б. А. Ашмарин,

A. Я. Найн и др.), труды по общей теории спортивной тренировки (Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, Ф. П. Суслов, Ж. К. Холодов и др.), научные исследования в области общей и специальной физической подготовки спортсменов (С. М. Вайцеховский, Ю. В. Верхошанский,

B. М. Зациорский, В. В. Кузнецов и др.).

Были проведены констатирующий и контрольный эксперименты. В качестве основных методов исследования выступили тесты пространственно-временной ориентации, наблюдение за испытуемыми и педагогический эксперимент.

Экспериментальная работа проводилась на базе Уральского юридического института МВД России

и Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Проверка гипотезы исследования осуществлялась в практике работы с курсантами, занимающимися рукопашным боем.

Экспериментальная группа состояла из 15 кур-сантов-рукопашников в возрасте 18-22 лет, их стаж занятий рукопашным боем составлял 5-6 лет, уровень от 1 разряда до мастера спорта РФ.

Использовались такие методики исследования, как педагогическое наблюдение, беседа, двигательные тесты (способность к перестроению двигательной деятельности; дифференцирование пространственно-временных параметров; реакция выбора в нестандартных условиях; уровень способности к ориентированию в пространстве; способность к реакции). Оценка уровня технической подготовленности осуществлялась экспертами в условиях соревнований.

Методы математико-статистической обработки применялись в целях оценки эффективности. Расчеты проводились по стандартным программам статистической обработки данных, рассчитывалось среднее арифметическое (х), стандартное отклонение (а), уровень достоверности (р) по ^критерию Стьюдента.

Педагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью курсантов-рукопашников осуществлялось с использованием метода стенографической записи соревновательных поединков, показателей соревновательной деятельности и определения их численных значений.

Результаты и обсуждение

Разработка экспериментальной программы совершенствования технико-тактической подготовки. Программа состояла из методических приемов и включала систему разнообразных воздействий на спортсменов:

— просмотр видеозаписей поединков;

— теоретические занятия с аналитическим разбором техники выполнения;

— выполнение письменных домашних заданий;

— специализированные задания на совершенствование тактики ведения боя;

— индивидуальные моделирующие тактику боя задания на лапах и макиварах;

— идеомоторная тренировка;

— тренировка простой реакции по сигналу;

— тренировка сложной двигательной реакции с партнером;

— совершенствование пространственно-временной ориентации и быстроты сложной двигательной реакции групповым методом;

— использование методов «контрастного задания» и «сближаемого задания»;

— тренировка в условных спаррингах;

— совершенствование способности к точному различению пространственно-временных характеристик

и чувства антиципации с использованием «зеркального спарринга»;

— варьирование продолжительности боя для развития «чувства времени»;

— использование вариативных спортивных подвижных игр;

— использование методов усложнения условий выполнения приемов при различных, затрудняющих выполнение действий состояниях организма.

Данные методические приемы использовались на этапе предсоревновательной подготовки в соответствии с общим планом тренировочной работы [8].

Опытно-экспериментальная работа

Разработка методики оценки психомоторных качеств. На констатирующем этапе получены результаты для констатации исходного уровня технической подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем.

Исследование показателей психомоторики проводилось по выделенным тестам в соответствии с такими принципами, как естественность и доступность; информативность; простота использования. Тестированию не должна была предшествовать высокая физическая нагрузка. Перед проведением тестирования тренер заботился об обеспечении необходимого уровня мотивации и концентрации внимания спортсменов на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Спортсмены были четко проинформированы о целях предстоящих контрольных испытаний, тесты были подробно объяснены, продемонстрированы.

Рассмотрим тесты, которые позволяют наиболее полно исследовать показатели психомоторики в имеющихся условиях спортивного зала.

Тест 1. Исследование способности к перестроению двигательной деятельности. Челночный бег 3 х 8 м с касанием набивных мячей и челночный бег 3 х 8 м между двумя гимнастическими скамейками.

Подготовка: набивные мячи располагаются на расстоянии 70-80 см от старта и финиша. Дорожка для бега должна быть ровной и нескользкой. Для второго теста две скамейки положены на бок, на расстоянии 30 см друг от друга и на равном расстоянии от линии старта и финиша.

Описание теста: из положения высокого старта испытуемый по команде «Марш!» выполняет бег до мяча, касается его, возвращается, касается второго мяча, бежит назад. Тест закончен, когда испытуемый пересекает линию финиша. Второй тест проводится так же.

Оценка: фиксируется время в секундах от старта до момента пересечения финиша. Результат теста определяется по разнице времени между тестами.

Тест 2. Дифференцирование пространственно-временных параметров и способность к реакции. Ловля и передача мячей.

Подготовка: теннисные мячи, пять партнеров-помощников находятся на расстоянии 5 м от тестируемого.

Описание теста: помощники последовательно подают теннисные мячи по команде тренера с интервалом 1 сек, тестируемый старается их отбить.

Оценка: подсчитывается количество отбитых и пропущенных мячей за 10 сек.

Тест 3. Реакция выбора в нестандартных условиях. Прием и передача мяча в различных положениях: в выпаде, в приседе, сидя, лежа.

Подготовка: помощники, мячи.

Описание теста: тестируемый в течение 1 мин по команде тренера старается поймать мяч, посылаемый помощниками, и передать его из положения, соответствующего траектории полета мяча.

Оценка: оцениваются точность выполнения задания, соответствие положения ученика траектории полета мяча, количество мячей, отбитых за минуту.

Тест 4. Способность к ориентированию в пространстве с пронумерованными набивными мячами.

Подготовка: один набивной мяч весом 4 кг и пять набивных мячей весом 3 кг с цифрами от одного до пяти (расположение произвольное) на расстоянии 1,5 м друг от друга и 3 м от тестируемого.

Описание теста: спортсмен стоит перед набивным мячом, спиной к пяти произвольно расположенным мячам. Тренер называет цифру, спортсмен поворачивается на 180°, бежит к соответствующему мячу, касается его и возвращается назад, к своему мячу, как только он его коснулся, тренер называет другую цифру и т. д.

Оценка: результат определяется по времени, показанному спортсменом.

Тест 5. Способность к реакции.

Подготовка: на верхних концах двух наклонных гимнастических скамеек находится мяч, удерживаемый тренером. Спортсмен стоит за линией старта, спиной к направлению бега (не смотрит на мяч), пятки за линией.

Описание теста: выполнение задания начинается по слуховому сигналу, по которому тренер отпускает мяч. Спортсмен должен как можно быстрее среагировать на сигнал, повернуться, подбежать к гимнастической скамейке и остановить катящийся мяч.

Оценка: оценивается расстояние (см), пройденное мячом по гимнастическим скамейкам. Из двух попыток засчитывается лучшая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью спортсменов-рукопашников проводились с использованием метода стенографической записи соревновательных поединков. Дальнейшая обработка данных осуществлялась с использованием специальных программ с частичной обработкой на вычислительной технике. Ниже приводятся пока-

затели соревновательной деятельности и определение их численных значений.

Показатели соревновательной деятельности

Точность ударов руками — количество оцененных ударов руками в соревновательном поединке.

Точность ударов ногами — количество оцененных ударов ногами в соревновательном поединке.

Объем эффективной техники руками — чем выше показатель, тем больше спортсмен применяет разных технических действий руками на оценку.

Объем эффективной техники ногами — чем выше показатель, тем больше спортсмен применяет разных технических действий ногами на оценку.

Место, занятое на соревнованиях, — место, занятое спортсменом на данном соревновании.

Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы. Результаты экспериментальной работы представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Результаты исследования психомоторных показателей курсантов, занимающихся рукопашным боем, на констатирующем этапе исследования, n=15 (Table 1. The results of the study of psychomotor indicators of cadets who deal with hand-to-hand fighting at the ascertaining stage of the research, n=15)

После проведения тестирования экспертами во время соревнований и тренировок осуществлялось наблюдение за спортсменами экспериментальной группы. Результаты заносились в протокол. Средний групповой результат составил х=4,2±0,44, что в соответствии с выделенными критериями показывает средний уровень развития психомоторики.

Контрольное исследование проводилось по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. Полученные результаты представлены в сравнении с первым срезом (табл. 2).

Таблица 2. Результаты исследования психомоторных показателей курсантов, занимающихся рукопашным боем, n=15 (Table 2. The results of the study of psychomotor indicators of cadets who deal with hand-to-hand fighting, n=15)

Номер теста, ед. измерения Констатирующее исследование Контрольное исследование t Р

1 (время, сек) 6,04±0,102 7,44±0,096 2,9 < 0,05

2 (кол-во мячей) 8,05±0,25 10,05±0,31 3,5 < 0,05

3 (кол-во мячей) 12,20±0,55 15,95±0,42 2,24 < 0,05

4 (время, сек) 11,6±0,21 9,2±0,21 2,06 < 0,05

5 (расст-ие, см) 103.1±0,44 98,11±0,52 2,2 < 0,05

Для проверки результативности программы занятий и эффективности предположений на этапе контрольного исследования мы провели оценку психомоторики

и технико-тактического мастерства курсантов-руко-пашников на основании протоколов наблюдения [9]. Наблюдение осуществлялось в ходе соревнований по рукопашному бою и во время тренировочных занятий. Обобщив полученные результаты, мы определили среднегрупповые показатели 6,7±0,12, что соответствует уровню выше среднего. Мы связываем это с влиянием введенных специальных упражнений и заданий в программу спортивной подготовки, составленных в соответствии с условиями гипотезы [10].

Удалось повысить уровень курсантов-рукопашников в ориентировании в пространстве и их тактическое мастерство путем построения тренировок на методической основе развития психомоторных качеств. В течение нескольких месяцев вводились специальные задания, которые явились действенным средством развития необходимых качеств, что способствовало повышению соревновательной эффективности, так как при их выполнении создаются условия для максимального развития и даже неожиданного проявления технического мастерства бойцов рукопашного боя.

Целенаправленное применение специальных упражнений помогло добиться развития тактического мастерства и пространственно-временной ориентации, повысить уровень владения техникой рукопашного боя [11].

Установлено, что в ходе педагогической работы в экспериментальной группе результаты показателей соревновательной деятельности стали достоверно выше по сравнению с результатами констатирующего этапа.

Результаты экспериментальной проверки соревновательной эффективности технических приемов представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты показателей соревновательной

деятельности (Table 3. The results of indicators of competitive activity)

Показатели Констатирующее исследование Контрольное исследование t Р

1. Точность ударов руками (балл) 3,24±0,35 3,71±0,30 3,8 < 0,05

2. Точность ударов ногами (балл) 3,17±0,43 3,84±0,41 4,2 < 0,05

3. Объем эффективной техники руками (количество ТТД) 3,11±0,72 4,27±0,85 3,8 < 0,05

4. Объем эффективной техники ногами (количество ТТД) 2,41±0,62 2,84±0,72 1,7 > 0,05

5. Место, занятое на соревновании 6,34±2,84 4,26±2,42 2,2 < 0,05

Таким образом, анализ показателей соревновательной деятельности, таких как точность ударов руками, количество оцененных ударов руками в соревновательном поединке; точность ударов ногами в соревновательном поединке; объем эффективной техники руками и ногами; место, занятое спортсменом на данном соревновании, свидетельствуют о положительном влиянии методических рекомендаций на этапе подготовки к соревнованиям.

х±а

Тест 1 (время, сек) Тест 2 (кол-во мячей) Тест 3 (кол-во мячей) Тест 4 (время, сек) Тест 5 (расст-ие, см)

6,04±0,102 8,05±0,25 12,2±0,55 11,6±0,21 103,1±0,44

Выводы

1. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что совершенствование технического мастерства курсантов, занимающихся рукопашным боем, зависит от организации работы на тренировочных занятиях. Удалось повысить их уровень ориентирования в пространстве и тактического мастерства путем построения тренировок на методической основе развития психомоторных качеств, что способствовало росту соревновательной эффективности и уровня технического мастерства.

2. Подготовленность и соревновательная эффективность определяются психологической готовностью, эмоциональной устойчивостью, степенью развития специализированных восприятий. Уровень развития пространственно-временных ощущений (антиципация, чувства дистанции и времени удара, ориентировки, быстроты реакции, умение предугадывать действия соперника, тактическое мышление, внимание) является показателем готовности к соревнованиям и высокого уровня развития психических функций.

3. Для анализа и изучения уровня развития и степени совершенствования техники рукопашного

боя предложен диагностический инструментарий, который может использоваться в работе с курсантами МВД России. Выбраны наиболее информативные методы исследования.

4. В результате эксперимента по всем тестовым заданиям были получены позитивные изменения. Сравнительный анализ результатов показал динамику статистически достоверного роста, что явилось следствием комплексной реализации педагогических условий и подтверждением гипотезы.

5. После внедрения в тренировочный процесс комплексных упражнений на развитие координации, а также теоретических занятий техническая подготовка заметно возросла. Апробированная нами программа может быть использована в работе с курсантами, занимающимися рукопашным боем.

Перспективы. Дальнейшее исследование технической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, занимающихся рукопашным боем, должно быть направлено на совершенствование и внедрение в тренировочный процесс специальных комплексных упражнений на развитие координации, а также на разработку тематики для теоретических занятий.

Список источников

1. Ашкинази С. М., Горелов А. А. Обучение рукопашному бою в современных зарубежных армиях : учеб. пособие. СПб., 1997. 190 с.

2. Ворожейкин А. В., Фадеева В. В., Волков А. П. Рукопашный бой как самостоятельный вид спорта: ретроспектива и перспективы // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 4(58). С. 93-98.

3. Бойко Е. Д. Рукопашный бой : учеб.-метод. пособие. Минск, 2018. 150 с.

4. Комплексный педагогический контроль в процессе управления спортивной тренировкой / под ред. Е. А. Грозина. Липецк, 2019. 125 с.

5. Калмыков С. В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов-единоборцев. Улан-Удэ, 2014. 84 с.

6. Лисовский А. Ф. Тренировочный процесс и оценка его эффективности : учебное пособие. Малаховка, 2016. 90 с.

7. Лях В. И. Вопросы диагностики координационных способностей (по материалам зарубежной печати) // Теория и практика физической культуры. 1987. № 2. С. 56-58.

8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник. М., 2009. 345 с.

9. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. М., 2002. 133 с.

10. Bakayev V. Determining the significance of practical military skills applied by the special purpose regiments of the Internal Troops of the Russian Ministry of Internal Affairs to deliver combat objectives. Journal of Physical Education and Sport. 2015. № 15(4). Pp. 615-618.

11. Bolotin A. E., Bakayev V. V., Vazhenin S. A. Factors that determine the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training. Journal of Physical Education and Sport. 2016. № 16(1). Pp. 102-108.

Поступила 25.02.2021; одобрена после рецензирования 20.03.2021; принята для публикации 27.05.2021. Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Г. Л. Аракелян — кандидат биологических наук, доцент кафедры физической подготовки, mari.nekrasova.90@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-6220-4215;

Н. В. Бичан — кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки, Natali1990.natali@yandex.ru, https://orcid.org/000-0002-4715-7035;

И. Н. Блудова — старший преподаватель кафедры физической подготовки, inna.bludowa@yandex.ru, https://orcid.org/0000-002-8950-0778; С. В. Никифоров — старший преподаватель кафедры физической подготовки, nikiforovsergei61@gmail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9506-5952.

References

1. Ashkinazi S. M., Gorelov A. A. Training hand-to-hand fight in modern foreign armies. St. Petersburg, 1997. 190 p. (In Russ.)

2. Vorozheikin A. V., Fadeeva V. V., Volkov A. P. Hand-to-hand Fight as an independent sport: retrospective and prospects. Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2019. No. 4(58). Pp. 93-98. (In Russ.)

3. Boyko E. D. Hand-to-hand Fight. Minsk, 2018. 150 p. (In Russ.)

4. Complex pedagogical control in the management of sports training. Ed. by Grozin E. A. Lipetsk, 2019. 125 p. (In Russ.)

5. Kalmykov S. V. Fundamentals of individualization of training of martial art fighters. Ulan-Ude, 2014. 84 p. (In Russ.)

6. Lisovsky A. F. Training process and assessment of its effectiveness. Malakhovka, 2016. 90 p. (In Russ.)

7. Lyakh V. I. Questions of diagnostics of coordination abilities (based on materials of foreign press). Theory and practice of physical culture. 1987. No. 2. Pp. 56-58. (In Russ.)

8. Matveev L. P. Theory and method of physical culture. Moscow, 2009. 345 p. (In Russ.)

9. Surkov E. N. Anticipation in sport. Moscow, 2002. 133 p. (In Russ.)

10. Bakayev V. Determining the significance of practical military skills applied by the special purpose regiments of the Internal Troops of the Russian Ministry of Internal Affairs to deliver combat objectives. Journal of Physical Education and Sport. 2015. No. 15(4). Pp. 615-618.

11. Bolotin A. E., Bakayev V. V., Vazhenin S. A. Factors that determine the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training. Journal of Physical Education and Sport. 2016. No. 16(1). Pp. 102-108.

Submitted: 25.02.2021; approved after reviewing: 20.03.2021; accepted for publication: 27.05.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS G. L. Arakelyan — Candidate of Biological Sciences, Associate-Professor at the chair of Physical Training, mari.nekrasova.90@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-6220-4215;

N. V. Bichan — Candidate of sciences (in Pedagogy), instructor at the chair of Special Tactics, Firearms and Physical Training, Natali1990.natali@yandex.ru, https://orcid.org/000-0002-4715-7035;

I. N. Bludova — Senior instructor at the chair of Physical Training, inna.bludowa@yandex.ru, https://orcid.org/0000-002-8950-0778; S. V. Nikiforov — Senior instructor at the chair of Physical Training, nikiforovsergei61@gmail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9506-5952.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.