Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ В АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ В АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВИДЕО-КАРТОЧКИ / POWER STRUCTURES / EXTREME CONDITIONS / HAND-TO-HAND COMBAT / PHYSICAL TRAINING / VIDEO CARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунтягин Андрей Андреевич, Скобликов Александр Владимирович, Жарко Роман Михайлович, Давыдов Денис Николаевич

В данной статье рассматривается повышение эффективности методики обучения рукопашного боя, как основное средство физической подготовки сотрудников силовых ведомств, изучение компонентов, влияющие на формирование и развитие необходимых качеств и систем организма. Целью исследования является поиск наиболее оптимальных методик обучения рукопашному бою в Академии ФСИН России. К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификацию и формализацию. К основным результатам данного исследования стоит отнести получение таблицы-классификации «корреляция статуса обучения и воспитания с основными компонентами подготовки к рукопашному бою». Выводом по данному исследованию стоит считать следующее положение: для повышения качества обучения путем активизации процесса разучивания и совершенствования прикладных приемов технических действий самозащиты на занятиях по рукопашному бою с курсантами Академии ФСИН России необходимо применять методы обучения двигательным действиям с учетом видео карточек выступлений отдельно взятого курсанта-рукопашника на занятиях и чемпионатах, с дальнейшим разбором ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трунтягин Андрей Андреевич, Скобликов Александр Владимирович, Жарко Роман Михайлович, Давыдов Денис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF METHODS OF TEACHING TO HAND-TO-HAND COMBAT AT THE ACADEMY OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

This article discusses improving the effectiveness of training methods for hand-to-hand combat as the main means of physical training of law enforcement agencies, the study of components that affect the formation and development of the necessary qualities and systems of the body. The aim of the research is to find the most optimal methods of training in hand-to-hand combat at the Academy of the Federal penitentiary service of Russia. The research methods should include: analysis, questionnaires, classification and formalization. The main results of this study include obtaining a classification table "correlation of the status of training and upbringing with the main components of training for hand-to-hand combat". The finding of this study is to consider the following provision: to improve the quality of teaching by enhancing learning and improving the application of techniques of techniques of self-defense classes on hand-to-hand battle with the students of the Academy of FSIN of Russia necessary to use methods of teaching motor actions taking into account the video cards performances of individual student-melee classes and Championships, with further analysis of errors.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ В АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ»

5. Tarasova, L.V., Tarasov, P.Yu., Gombozhapova, X-TS D. et al. (2019), "Comparative assessment of the respiratory function of young and qualified archers at the stage of pre-competition training", Bulletin of sports science, No. 3, pp. 36-40.

Контактная информация: tarasova1708@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2020

УДК 796.015.12

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУКОПАШНОМУ БОЮ В АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

РОССИИ

Андрей Андреевич Трунтягин, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань; Александр Владимирович Скобликов, кандидат педагогических наук, преподаватель, Российский государственный социальный университет, Москва; Роман Михайлович Жарко, аспирант, Денис Николаевич Давыдов, аспирант, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

В данной статье рассматривается повышение эффективности методики обучения рукопашного боя, как основное средство физической подготовки сотрудников силовых ведомств, изучение компонентов, влияющие на формирование и развитие необходимых качеств и систем организма. Целью исследования является поиск наиболее оптимальных методик обучения рукопашному бою в Академии ФСИН России. К методам исследования необходимо отнести: анализ, анкетирование, классификацию и формализацию. К основным результатам данного исследования стоит отнести получение таблицы-классификации «корреляция статуса обучения и воспитания с основными компонентами подготовки к рукопашному бою». Выводом по данному исследованию стоит считать следующее положение: для повышения качества обучения путем активизации процесса разучивания и совершенствования прикладных приемов технических действий самозащиты на занятиях по рукопашному бою с курсантами Академии ФСИН России необходимо применять методы обучения двигательным действиям с учетом видео карточек выступлений отдельно взятого курсанта-рукопашника на занятиях и чемпионатах, с дальнейшим разбором ошибок.

Ключевые слова: силовые структуры, экстремальные условия, рукопашный бой, физическая подготовка, видео-карточки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p276-280

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF METHODS OF TEACHING TO HAND-TO-HAND COMBAT AT THE ACADEMY OF FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF

RUSSIA

Andrei Andreevich Truntyagin, the senior lecturer, Academy of Law and Management of the Federal penitentiary service, Ryazan; Alexander Vladimirovich Skoblikov, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Russian State Social University, Moscow; Roman Mikhailovich Zharko, the post-graduate student, Denis Nikolayevich Davydov, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

This article discusses improving the effectiveness of training methods for hand-to-hand combat as the main means of physical training of law enforcement agencies, the study of components that affect the formation and development of the necessary qualities and systems of the body. The aim of the research is to find the most optimal methods of training in hand-to-hand combat at the Academy of the Federal penitentiary service of Russia. The research methods should include: analysis, questionnaires, classification and formalization. The main results of this study include obtaining a classification table "correlation of the status of training and upbringing with the main components of training for hand-to-hand combat". The

finding of this study is to consider the following provision: to improve the quality of teaching by enhancing learning and improving the application of techniques of techniques of self-defense classes on hand-to-hand battle with the students of the Academy of FSIN of Russia necessary to use methods of teaching motor actions taking into account the video cards performances of individual student-melee classes and Championships, with further analysis of errors.

Keywords: power structures, extreme conditions, hand-to-hand combat, physical training, video

cards.

С конца 20-го века СМИ все чаще пестрят сообщениями о проведении спецопераций в различных регионах нашей страны, заключительной фазой которых являются: освобождение заложников, пресечение террористических актов и ликвидация террористов, задержание вооруженных и особо опасных преступников. Решающую роль в них выполняют спецподразделения силовых структур, которые непосредственно контактируют с противником. Значимость их работы для блага нашего государства сложно переоценить. Служба в данных подразделениях требует высокой физической, идеологической, психологической и моральной подготовки личного состава. Бойцы спецназа способны выполнять боевые задачи в самых экстремальных условиях, с колоссальным риском для жизни и здоровья, высокой нагрузкой на психологическую и эмоционально-волевую сферу. Соответственно к кандидатам в такие подразделения предъявляются очень высокие требования развития личностных качеств. Они должны быть хорошо подготовлены физически, умственно, идеологически, обладать моральными принципами и психологической устойчивостью, твердостью характера. Качество личного состава — главный отличительный признак спецподразделений [2].

Одним из основных средств формирования необходимых качеств бойцов спецподразделений уже десятки лет служит рукопашный бой, который впитал в себя самое лучшее из различных видов боевых искусств. У истоков зарождения данной дисциплины стоят такие мастера как В.А. Спиридонов и В.С. Ощепков, которые еще в годы Великой Отечественной войны занимались обучением диверсионных отрядов [4].

Данное исследование проводилось на базе кафедры физической подготовке и спорта. В основном анализ способностей проводился в ходе учебных занятий Академии ФСИН России. В практической части и теоретической части эксперимента приняли участие 48 курсантов, мужского пола обучающихся в Академии ФСИН России. Изучение уровня подготовленности курсантов к самообороне, проводилось в начале и в конце блока занятий по рукопашному бою на всех курсах обучения. Все виды тестирования проводили в естественных условиях.

Тестирование, проводившееся в начале эксперимента, позволило определить уровень начальной подготовки курсантов. Ко всему прочему, начальный этап дал возможность определить однородность экспериментальных групп.

Последующее тестирование и контрольный поединок позволили определить степень прогресса в знаниях учащихся. Организованные контрольные занятия дали возможность убедиться в эффективность педагогического процесса в ходе экспериментальных исследований.

В ходе контрольных занятий, в основу которых были положены экспериментальные исследования, получили данные, которые были обработаны методами математической статистики, непосредственно применяемые в спорте.

Методы исследования:

1. Анализ печатных источников и статей в СМИ. Чтобы получить наиболее эффективные и точные данные и сведения по проблеме, повышение эффективности методики обучения, в исследовании изучалась специальная научно-методическая пресса. В основном в ней рассматривались вопросы: физического воспитания в специализированных высших учебных учреждениях, профессиональная физическая подготовка курсантов Академии ФСИН России, a также разные методики преподавания приемов рукопашного

боя.

2. Опросник мини-анкета. Для выявления ряда особенностей, таких как техническая подготовка в рукопашном бое, принадлежности технических действий атаки, основы защиты, подготовительных действий и приемов самозащиты к различным группам по определенным направленно стям и преимущественной сфере применения и выстраивания их по мере значимости для тренеров-инструкторов, ведущих специалистов и спортсменов^ также квалифицированного преподавательского состава была предложена анкета, в которой был проведен опрос раскрывающий все выше сказанное.

3. Видео-карточка (видеоанализ). Данный метод дал нам возможность с более точной степенью определить ведущие точки основы техники практических приемов. Видео-карточка курсанта-рукопашника позволила максимально независимо оценить выполнения им контрольных заданий (по уровню их технической подготовленности), a также оценить динамику выполнения упражнений на течении всего периода обучения.

Задачей данного этапа исследований явилось выявление наиболее значимых показателей для успешного повышения навыков использования приемов рукопашного боя при выполнении служебных задач.

1. Анализ печатных изданий позволил проанализировать методы, средства, вопросы объединенного характера и содержание занятий с учетом их профессионально-прикладной направленности в рукопашном бое. В общей сложности нами было использовано и проанализировано 122 опубликованных изданий.

2. В результате проведенного опросника (мини-анкеты) были получены ответы на некоторые вопросы: смысл технической школы курсантов, занимающихся рукопашным боем в группах спортивного повышения качества, именно технические действия и приемы самозащиты, распределение действий и приемов самозащиты в подготовке курсантов, с точки зрения тренеров и ведущих специалистов Академии ФСИН России, сопоставлено индивидуальное мнение респондентов о содержании технической подготовки курсантов в рукопашном бое с данными анализа печатных источников, мастерство способов и приемов самозащиты в соответствии с принадлежностью к группам по сфере употребления, по мнению респондентов.

3. Видео-карточки (каждого из курсантов-рукопашников) соревновательных поединков по рукопашному бою, подробный анализ выступлений спортсменов на чемпионатах позволил определить основное значение технического арсенала рукопашного боя с учетом эффективности технических действий и прикладных приемов рукопашного боя, что помогло выявить наиболее эффективные приемы атак, защиты, прикладных приемов. В общей сложности проведен анализ более, чем 150 видео-карточек поединков, как на тренировках, так и на соревновательных этапах.

У каждого курсанта-рукопашника имеется индивидуальный стиль боя. Он, по мнению экспертов, выявляется с учетом достоверности совпадения мнений экспертов. Содержание экспериментальной методики состоит из реализации теоретической и практической части. В теоретической части важным является изучение стилей ведения спортивного поединка ведущими бойцами РБ, a также зарубежных бойцов. На основе анализа видеосъёмки тренировок и соревнований, и появляются новые стили ведения боя. При этом важным является изучение, как преимуществ, так и недостатков спортивного поединка. По итогу, проанализировав более 150 видеороликов соревнований по РБ, есть возможность реализовать все это на практике.

Помимо положительного влияния на физические качества и функциональные системы организма во время тренировочного процесса рукопашным боем происходит психологическая подготовка спортсменов за счет: формирования у сотрудников спецподразделений высокого уровня психоэмоциональной устойчивости; воспитания морально-волевых качеств личности таких, как целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициатив-

ность [2], повышения уровня развития психических качеств, определяющих эффективное ведения боя в современных условиях, вырабатывание уверенности в конечной победе над любым противником, вопреки всевозможным трудностям и неудачам, тренировка и совершенствование таких важных психомоторных качеств как внимание, быстрота действий, оперативная и зрительная память, наблюдательность и координация; воспитание дисциплины, собранности, самостоятельности [2].

В соответствии с выполняемыми функциями преподавателем и курсантом корреляция статуса обучения и воспитания с основными компонентами учебного процесса условно представлено в таблице.

Таблица - Корреляция статуса обучения и воспитания с основными компонентами подготовки к рукопашному бою_

Основные элементы обучения Статусы обучения и воспитания

Обучение Учить курсантов тому, что необходимо при боевых действиях: инициативы, решительности и разумности; конкретности, упорству, планомерности; гармонии обучения и развития, анализ-синтез движений.

Воспитание Связи воспитания с жизнью, с требованиями боевой подготовки; воспитания в процессе воинской деятельности; в коллективе и через коллектив; персонального и дифференцированного подхода к воспитуемым; опоры на положительное в деятельности; совокупность требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них.

Развитие Постепенное повышение нагрузки на организм и ее модификации;

Построение занятий Структура занятий; учет, регулирование и моделирование сопутствующих условий; учет особенностей и состояния обучаемого

Результат обучения Осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений

Подводя итоги по методам исследования можно сделать следующие выводы.

Для повышения качества обучения путем активизации процесса разучивания и совершенствования прикладных приемов технических действий самозащиты на занятиях по рукопашному бою с курсантами Академии ФСИН России необходимо применять методы обучения двигательным действиям с учетом видео карточек выступлений отдельно взятого курсанта-рукопашника на занятиях и чемпионатах, с дальнейшим разбором ошибок. На занятиях по физическому воспитанию и культуре с курсантами Академии ФСИН России необходимо широко использовать нулевые и специально-подготовительные тренировки и задания рукопашного боя в вводно-подготовительной части практикумов, упражнений по закреплению и совершенствованию прикладных приемов самозащиты в условной и условно-игровой форме и упражнений на развитие гибкости в заключительной части занятий при прохождении общих разделов учебной программы. Таким образом, обеспечивается непрерывная профессионально-прикладная ориентации занятий по физической подготовке курсантов Академии ФСИН России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Битюцких, И.В. Рукопашный бой как средство физической и психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел / И.В. Битюцких, В.А. Абаджян, В.Е. Баев // Актуальные проблемы огневой, тактико-специальной и профессионально-прикладной физической подготовки : сборник статей. - Воронеж, 2016. - С. 46-51.

2. Блажко, Ю.И. Рукопашный бой : учебник для курсантов и слушателей Военного института физической культуры / Ю.И. Блажко. - Ленинград : [б. и.], 1990. - 124 с.

3. Казачков, Г. Тактика спецназа / Г. Казачков. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 272 с.

4. Лукашев М.Н. Рукопашный бой в России в первой половине 20-го века. / М.Н. Лука-шев. - Москва : Будо-Спорт, 2003. - 126 с.

REFERENCES

1. Bityutskikh, I.V., Abajyan, V.A. and Baev, V.E. (2017), "Hand-to-Hand combat as a means of physical and psychological training of employees of internal Affairs bodies", Actual problems of fire, tac-

tical-special and professional-applied physical training: collection of articles, Voronezh, pp. 46-51

2. Blazhko, Y. I. (1990), Hand-to-Hand combat, textbook for cadets and students of the Military Institute of physical culture, Leningrad.

3. Kazachkov, G. (2006), Special forces Tactics, Phoenix, Rostov-on-Don.

4. Lukashev, M.N. (2003), Hand-to-Hand combat in Russia in the first half of the 20th century, Budo-sport, Moscow.

Контактная информация: trunaa87@gmail.com

Статья поступила в редакцию 22.07.2020

УДК 796.011

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА

Елена Владимировна Утишева, доктор педагогических наук, доцент, Елена Васильевна Калашникова, старший преподаватель, Татьяна Эдуардовна Круглова, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Иванович Петров, кандидат психологических наук, проректор по учебно-воспитательной работе, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается вопрос подготовки бакалавров отрасли физической культуры и спорта к агитационно-пропагандистской работе в структуре профессионального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавров «Физическая культура». Цель исследования -теоретическое обоснование и практическая разработка методики обучения студентов вузов физической культуры агитационно-пропагандистской работе. Для проведения настоящего исследования применялись взаимодополняющие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы и учебной документации, нормативных документов в области профессиональной подготовки бакалавров физической культуры. Введение в учебный план подготовки бакалавров по направлению «Физическая культура» дисциплины «Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта» обусловило необходимость определения сущности современной пропаганды, ее структуры, форм и методов. На основании междисциплинарного подхода к анализу данного вопроса, включающего исторический, социально-культурный и политический аспекты, представлена концепция, на базе которой открывается возможность формирования профессиональных компетенций студентов в области пропагандистской работы. Сопоставительный анализ образовательных и профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта позволил сформулировать интегральные характеристики компетентности выпускников для проведения агитационно-пропагандисткой работы среди населения в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: образовательный и профессиональный стандарты в области физической культуры, компетентностный подход, агитационно-пропагандистская работа, дисциплины коммуникативной направленности, профессиональная подготовка бакалавров.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p280-284

AGITATION AND PROPAGANDA WORK IN PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Elena Vladimirovna Utisheva, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vasi-

lievna Kalashnikova, the senior teacher, Tatyana Eduardovna Kruglova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergei Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, Vice-Rector for Educational and Educational Work, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.