Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расследование преступлений / преступления в сфере экономики / железнодорожный транспорт / транспортная инфраструктура / криминалистика / тактика следственных действий / investigation of crimes / economic crimes / railway transport / transport infrastructure / criminalistics / tactics of investigative actions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.В.Чиненов

Как показывают результаты проводимого нами комплексного исследования теории и практики расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, существенной причиной недостаточно высокого уровня раскрываемости данных преступлений, наряду с недостаточным уровнем методико-криминалистического обеспечения, являются фактические упущения в подготовке и производстве отдельных следственных действий. В данной статье с учетом особенностей функционирования железнодорожной транспортной отрасли, специфики деятельности органов внутренних дел на транспорте, основываясь на современных подходах к категории криминалистического обеспечения предварительного расследования преступлений, материалах судебно-следственной практики, показана криминалистическая деятельность лиц, участвующих в расследовании и непосредственно осуществляющих данные следственные действия, выделены существующие проблемы, предложены отдельные, по мнению автора, наиболее важные пути совершенствования тактики производства конкретного следственного действия (допроса). Выбор данного следственного действия объясняется выраженной тактической сложностью, имеющимися упущениями, допускаемыми при его организации и производстве, установленными в результате изучения материалов уголовных дел, запросами практиков. Систематизация полученных результатов в виде элемента криминалистической дидактики снабдит правоприменителя конкретным криминалистическим инструментарием, дополнит формируемую автором комплексную криминалистическую методику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е.В.Чиненов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TACTICS OF THE PRODUCTION OF SOME VERBAL INVESTIGATIVE ACTIONS IN THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

As the results of our comprehensive study of the theory and practice of investigating economic crimes committed on railway transport and its infrastructure facilities show, the essential reason for the insufficiently high level of detection of these crimes, along with the insufficient level of methodological and forensic support, are actual omissions in the preparation and production of individual investigative actions. In this article, taking into account the peculiarities of the functioning of the railway transport industry, the specifics of the activities of internal affairs bodies in transport, based on modern approaches to the category of forensic support for the preliminary investigation of crimes, materials of forensic investigative practice, the criminalistic activities of persons participating in the investigation and directly carrying out these investigative actions are shown, existing problems are highlighted, separate, according to the author, the most important ways to improve the tactics of the production of a specific investigative action (interrogation). The choice of this investigative action is explained by the pronounced tactical complexity, the existing omissions made during its organization and production, established as a result of studying the materials of criminal cases, the requests of practitioners. Systematization of the results obtained in the form of an element of forensic didactics will provide the law enforcement officer with specific forensic tools, complement the complex forensic methodology formed by the author.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

з?щ:-

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРЫХ ВЕРБАЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

FEATURES OF THE TACTICS OF THE PRODUCTION OF SOME VERBAL INVESTIGATIVE ACTIONS IN THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

УДК 343.985.7

Е.В.ЧИНЕНОВ,

кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Chinenovevg@yandex.ru

EVGENY V. CHINENOV,

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: как показывают результаты проводимого нами комплексного исследования теории и практики расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, существенной причиной недостаточно высокого уровня раскрываемости данных преступлений, наряду с недостаточным уровнем методико-криминалистического обеспечения, являются фактические упущения в подготовке и производстве отдельных следственных действий. В данной статье с учетом особенностей функционирования железнодорожной транспортной отрасли, специфики деятельности органов внутренних дел на транспорте, основываясь на современных подходах к категории криминалистического обеспечения предварительного расследования преступлений, материалах судебно-следственной практики, показана криминалистическая деятельность лиц, участвующих в расследовании и непосредственно осуществляющих данные следственные действия, выделены существующие проблемы, предложены отдельные, по мнению автора, наиболее важные пути совершенствования тактики производства конкретного следственного действия (допроса). Выбор данного следственного действия объясняется выраженной тактической сложностью, имеющимися упущениями, допускаемыми при его организации и производстве, установленными в результате изучения материалов уголовных дел, запросами практиков. Систематизация полученных результатов в виде элемента криминалистической дидактики снабдит правоприменителя конкретным криминалистическим инструментарием, дополнит формируемую автором комплексную криминалистическую методику.

Ключевые слова: расследование преступлений, преступления в сфере экономики, железнодорожный транспорт, транспортная инфраструктура, криминалистика, тактика следственных действий.

Для цитирования: Чиненов Е.В. Особенности тактики производства некоторых вербальных следственных действий при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 2. - С. 25-30.

Abstract: as the results of our comprehensive study of the theory and practice of investigating economic crimes committed on railway transport and its infrastructure facilities show, the essential reason for the insufficiently high level of detection of these crimes, along with the insufficient level of methodological and forensic support, are actual omissions in the preparation and production of individual investigative actions. In this article, taking into account the peculiarities of the functioning of the railway transport industry, the

specifics of the activities of internal affairs bodies in transport, based on modern approaches to the category of forensic support for the preliminary investigation of crimes, materials of forensic investigative practice, the criminalistic activities of persons participating in the investigation and directly carrying out these investigative actions are shown, existing problems are highlighted, separate, according to the author, the most important ways to improve the tactics of the production of a specific investigative action (interrogation). The choice of this investigative action is explained by the pronounced tactical complexity, the existing omissions made during its organization and production, established as a result of studying the materials of criminal cases, the requests of practitioners. Systematization of the results obtained in the form of an element of forensic didactics will provide the law enforcement officer with specific forensic tools, complement the complex forensic methodology formed by the author.

Keywords: investigation of crimes, economic crimes, railway transport, transport infrastructure, criminalistics, tactics of investigative actions.

For citation: Chinenov E.V. Features of the tactics of the production of some verbal investigative actions in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. - № 2. - P. 25-30.

Ключевым элементом системы криминалистических приемов, направленных на обнаружение, фиксацию, изъятие и исследование фактических данных об обстоятельствах происшедших событий, выступает поисково-познавательная деятельность, осуществляемая в рамках вербальных следственных действий, например, допроса.

Основной целью допроса является получение показаний, доказательственной информации, обеспечивающих полное, всестороннее, объективное расследование и устранение имеющихся противоречий в системе доказательств. Успешность решения задач по получению объективной информации, необходимой для формирования достоверных знаний по делу, во многом зависит от того, насколько верно следователь определил факторы, влияющие на формирование показаний.

В тактическом плане допрос считается достаточно сложным следственным действием, что объясняется, по мнению Н.Е. Мерецкого и Н.Г. Шурухнова, «...имеющимся соперничеством интеллекта, интересов, выраженного противостояния в поиске истины» [1, с. 77]. Примечательна на этот счет и позиция Р.С. Белкина и Е.М. Лиф-шица: «.сложность допроса заключается не только в том, что следователю в ряде случаев противостоит человек, не желающий говорить правду и даже вообще не желающий давать показания, но и в том, что в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки и искажения, заблуждения и вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке показаний» [2, с. 98].

Как показывают результаты нашего исследования, уголовные дела о преступлениях в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном

транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, почти на треть состоят из протоколов допросов (одна треть включает материалы документальных и фактических проверок, ревизий и экспертиз, и оставшаяся часть содержит процессуальные документы, материалы других следственных действий и иные документы). Значительный удельный вес протоколов допросов в материалах уголовных дел объясняется их важной информационной значимостью, эффективностью воздействия в условиях различных следственных ситуаций и высокой гносеологической ценностью [3].

Результаты изучения следственной практики органов внутренних дел на транспорте свидетельствуют о том, что, несмотря на существование комплекса научно-методического обеспечения тактики допроса [4; 5; 6; 7], уровень тактико-криминалистических знаний следователей в системе криминалистического обеспечения расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, остается недостаточным. Имеющиеся упущения в организации расследования, планировании и осуществлении тактических операций и комбинаций, выполнении таких особо значимых следственных действий, как допросы, обусловлены усеченным спектром тактических приемов, выбираемых средств тактического воздействия. Так, 64,3% следователей видят причины слабой эффективности криминалистического обеспечения в недостаточности знаний в области экономики производственной деятельности железнодорожного транспорта1.

1 Установлено автором в результате анкетирования 67 сотрудников следственных и оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел на транспорте, проходивших повышение квалификации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина в 2021-2022 гг.

Эффективность допроса по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта напрямую зависит от полноценности его подготовки. В то же время принятию решения о производстве допроса, подготовке к нему, выделению предмета допроса, использованию необходимых криминалистических и специальных знаний, разработке и применению программ допроса, выявлению и преодолению противодействия данному следственному действию далеко не все следователи уделяют должное внимание. Это не позволяет в полной мере использовать результаты следственных действий в ходе расследования отдельных видов экономических преступлений.

В процессе изучения проблем допроса, осуществляемого при расследовании экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта, нами были опрошены следователи, специализирующиеся на расследовании экономических преступлений, на предмет использования ими тактических приемов в ходе подготовки и проведения допроса. Подготовка следователей к допросу сводится: к определению перечня вопросов, которые будут заданы в ходе допроса (100%); к изучению материалов доследственной проверки, включая проведенные специальные исследования (ревизии, инвентаризации) и пр. (62,3%); к прогнозированию возможной линии поведения подозреваемого (обвиняемого) на допросе и даче им предполагаемых объяснений (33,2%)2.

Круг обстоятельств, которые следователи выясняют в ходе допроса, расследуя уголовные дела по экономическим преступлениям в сфере железнодорожного транспорта, отражает специфику производственной деятельности в сфере железнодорожного транспорта и ее влияние на подготовку, совершение преступления и сокрытие его следов. Особое значение в тактике допроса отводится необходимости применения специальных знаний из области экономики, бухгалтерского учета, производственных и технологических процессов объектов железнодорожного транспорта.

В 77,5% случаев следователями к допросу привлекались сведущие лица3. Специалист, участвующий в допросе, помогает уяснить обстоятельства расследуемого уголовного дела и правильно

2 Установлено автором в результате анкетирования 67 сотрудников следственных и оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел на транспорте, проходивших повышение квалификации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина в 2021-2022 гг.

3 Установлено автором в результате изучения 183 уголов-

ных дел о преступлениях в сфере экономики, совершенных на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры в 2017-2022 гг.

оценить получаемые показания. Фактически по изучаемой категории преступлений специалисты привлекаются к производству допросов ввиду того, что их содержательная часть имеет выраженную специфику, а следователь, как правило, не обладает знаниями всех особенностей технологических и производственных процессов в сфере железнодорожного транспорта. Без помощи соответствующих специалистов из сферы железнодорожного транспорта следователю трудно разобраться в причинах произошедшего, а потому гарантией эффективности расследования изучаемой категории преступлений является активное участие в допросах экономистов, бухгалтеров, специалистов в сфере информационных технологий, транспортной техники, строительства железных дорог, управления процессами перевозок, управления транспортно-технологическими комплексами, промышленного и гражданского строительства, строительства и эксплуатации путей, мостов и тоннелей и пр.

Участие специалиста в ходе подготовки к допросу позволяет следователю лучше оценить показания допрашиваемого, которые характеризуют специфические производственные отношения; применяемые специальные термины; разобраться в отраслевых нормах, правилах, инструкциях и нормативных документах.

Как свидетельствует практика, наибольшие затруднения следователь испытывает при допросе должностных и материально ответственных лиц, инженерно-технического персонала, узких специалистов железнодорожного транспорта, имеющих соответствующее образование и профессиональный опыт. Сложность их допросов объясняется заинтересованностью допрашиваемых в сокрытии истины, что направляет следствие по ложному пути. Нередки случаи, когда допрашиваемые в оправдание своих действий ссылаются на различные нормативные правовые акты, которые изменены либо утратили силу, о чем следователь может не знать.

Трудности расследования многократно усугубляются при допросах подозреваемых и обвиняемых, противодействующих расследованию уголовного дела. Самым распространенным приемом противодействия расследованию является сообщение на допросе следователю ложной информации для введения его в заблуждение. Видя некомпетентность следователя в специальных вопросах, они предпринимают попытки затянуть следствие, предлагают надуманные версии, дают путаные показания, изощренно лгут.

В.П. Лавров, И.В. Тишутина в своих работах достаточно подробно описывают основные признаки ложных показаний и предлагают приемы их преодоления. Они возможны к использова-

нию в расследовании экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта: в т.ч. детализация и конкретизация показаний; предъявление доказательств, противоречащих даваемым либо данным ранее; постановка вопросов, логически доказывающих допрашиваемому несостоятельность его объяснений; разъяснение значения установления истины по делу для государства и самого допрашиваемого; лобовой допрос [8, с. 63; 9, с. 279-280].

Значительная часть опрошенных следователей считает присутствие защитника фактором, ограничивающим установление контакта с допрашиваемым, и исключает возможность доверительного общения (55,3%). Поведение защитников на допросах характеризуется склонением допрашиваемого к отрицанию вины (36,5%), провоцированию конфликта со следователем (24,8%), интерпретацией действий обвиняемого, подозреваемого в выгодном для него свете (38,7%). Как правило, допрашиваемые оправдывают свои действия материальными затруднениями (82,2%), неблагоприятной экономической ситуацией в стране, либо на предприятии (56,5%), незнанием законодательных основ финансово-хозяйственной деятельности (63,2%)4.

В тех случаях, когда следователь предполагает, что подозреваемый (обвиняемый) может отказаться от дачи показаний, рекомендуется использовать тактические приемы допроса в конфликтной ситуации. В частности, создание на допросе строго рабочей обстановки; преодоление негативной позиции; создание впечатления о полной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности избранной им конфликтной позиции и попыток скрывать известные ему факты и т.п., использование тактики последовательного предъявления обвинения по отдельным эпизодам или составам преступлений (65,8%), которая предполагает подготовительный этап. В арсенале тактических приемов преобладают приемы предъявления документальных доказательств (учетных документов, материалов документальных проверок, ревизий и пр.); создание видимости полной осведомленности следователя о преступной деятельности из других источников.

Теоретический анализ, изучение материалов уголовных дел, результаты анкетирования следователей позволили нам выделить следующие тактические приемы, как правило, применяемые при

4 Установлено автором в результате анкетирования 67 сотрудников следственных и оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел на транспорте, проходивших повышение квалификации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина в 2021-2022 гг.

допросе лиц, совершивших преступления в сфере экономики на железнодорожном транспорте:

- использование фактора внезапности (46,5%);

- заранее определенная последовательность предъявления имеющихся доказательств (59,8%);

- методы логического воздействия с использованием противоречий в показаниях (57,6%);

- создание впечатления у допрашиваемого о полной осведомленности следователя об их преступной деятельности (48,2%);

- разъяснение обстоятельств, смягчающих вину (25,9%);

- использование конфликтов между участниками группы (46,7%)5.

Следует обратить внимание на то, что при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, значительная часть следователей не планирует производство допроса в сочетании с иными следственными действиями (68,7%), объясняя это имеющимся общим планированием расследования, либо объясняет решение о производстве допроса результатами прошедших ранее следственных осмотров, мероприятий документального и фактического контроля6. Подготовка к допросу, как правило, проводится в сжатые сроки. Следователь располагает минимальным объемом доказательств, а личность допрашиваемого предполагает необходимость ее тщательного изучения на предмет выделения социальных, профессиональных, психологических и иных особенностей, обуславливающих тактические особенности допроса. Решением этой проблемы может стать разработка алгоритмов, направленных на установление свойств личности допрашиваемого.

У В.Н. Карагодина существует обоснованная точка зрения о необходимости программирования допроса [10], с которой мы согласны. Такой подход, с учетом факторов, детерминирующих тактику допроса, считаем необходимым в основе совершенствования тактико-криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений в исследуемой области. Поэтому в зависимости от стоящих перед расследованием задач, с учетом след-

5 Установлено автором в результате анкетирования 67 сотрудников следственных и оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел на транспорте, проходивших повышение квалификации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина в 2021-2022 гг.

6 Установлено автором в результате анкетирования 67 сотрудников следственных и оперативно-разыскных подразделений органов внутренних дел на транспорте, проходивших повышение квалификации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина в 2021-2022 гг.

Опыт учебного допроса подозреваемого с использованием программы «Zoom» на практическом занятии по учебной дисциплине «<Криминалистика»> в Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина

ственных ситуаций, разработка криминалистической тактики программ допроса будет не лишней. При разработке программы допроса, прежде всего, необходимо принимать во внимание условия складывающейся ситуации расследования и влияние на нее различных факторов. Например, использование при допросе ранее данных объяснений, полученных в ходе доследственной проверки.

Значительный потенциал совершенствования тактики допроса содержится в ресурсах современных информационных технологий. Отчасти они уже используются в рамках уголовного судопроизводства как в отечественной, так и в зарубежной практике [11]. Проводятся такие допросы с исполь-

зованием средств современной цифровой мобильной связи, с помощью компьютерной техники методом применения видео-конференц-связи [12]. В условиях специфики расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, такой подход считаем вполне оправданным.

Опытное применение специального программного обеспечения для учебного дистанционного допроса (свидетеля, подозреваемого) в рамках курсов повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел на транспорте, проводимых на базе БелЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, показало его высокую эффективность и информационную безопасность.

Литература

1. Мерецкий Н.Е., Шурухнов Н.Г. Некоторые особенности реализации неотложных следственных действий субъектом правоприменения // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2020. - № 2 (51). - С.76-81.

2. Белкин Р.С., Лифшиц Е.М. Тактика следственных действий. - Москва: Новый юристъ, 1997. - 176 с.

3. Бертовский Л.В. Допрос: тактика и технология. - Москва: Экзамен, 2015. - 303 с.

4. Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактические приемы допроса. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 160 с.

5. Допрос: процессуальные и криминалистические аспекты: монография / Порубов Н.И., Порубов А.Н. - Москва: Юр-литинформ, 2013. - 304 с.

6. Рычкалова Л.А. Проблемные аспекты тактики допроса свидетелей // Общество и право. - 2013. - № 4 (46). -С. 167-170.

7. Рычкалова Л.А. Проблемы тактики допроса подозреваемого и обвиняемого // Общество и право. - 2014. -№ 4 (50). - С. 205-213.

8. Лавров В.П. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: курс лекций. - Москва: Академия управления МВД России, 2011. - 147 с.

9. Тишутина И.В. Новые возможности преодоления противодействия расследованию преступлений в условиях циф-ровизации / Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: сборник статей по итогам международной научно-практической конференции, проводимой в рамках деловой программы Международной выставки «Интерполитех-2019». - Москва, 2020. - С. 278-282.

10. Карагодин В.Н. Разработка и использование программ допроса / Теоретические и практические проблемы программирования процесса расследования преступлений: межвуз. сборник научных трудов. - Свердловск, 1989. С.61-67.

11. Антонович Е.К. Использование цифровых технологий при допросе свидетелей на досудебных стадиях уголовного судопроизводства (сравнительно-правовой анализ законодательства Российской Федерации и законодательства некоторых иностранных государств) // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 6 (103). - С. 125-136.

12. Фёдоров А.В. Некоторые проблемы тактики допроса: инновационные аспекты // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 2. - С. 174-177.

13. Данеев А.В., Данеев Р.А. Видео-конференц-связь в судебном производстве // ГлаголЪ правосудия. - 2019. - № 2 (20). - С. 55-58.

14. Архипова Н.А. Некоторые организационно-тактические аспекты применения видео-конференц-связи в ходе предварительного расследования // Закон и право. - 2019. - № 11. - С. 156-159.

15. Овчинникова О.В. Дистанционные следственные действия: современное состояние и перспективы // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 1 (47). - С. 108-116.

References

1. Mereckij N.E., Shuruhnov N.G. Nekotorye osobennosti realizacii neotlozhnyh sledstvennyh dejstvij sub»ektom pravoprimeneniya // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2020. - № 2 (51). - S.76-81.

2. Belkin R.S., Lifshic E.M. Taktika sledstvennyh dejstvij. - Moskva: Novyj yurist», 1997. - 176 s.

3. Bertovskij L.V. Dopros: taktika i tekhnologiya. - Moskva: Ekzamen, 2015. - 303 s.

4. Pitercev S.K., Stepanov A.A. Takticheskie priemy doprosa. - Sankt-Peterburg: Piter, 2001. - 160 s.

5. Dopros: processual'nye i kriminalisticheskie aspekty: Monografiya / Porubov N.I., Porubov A.N. - Moskva: Yurlitinform, 2013. - 304 c.

6. Rychkalova L.A. Problemnye aspekty taktiki doprosa svidetelej // Obshchestvo i pravo. - 2013. - № 4 (46). - S. 167-170.

7. Rychkalova L.A. Problemy taktiki doprosa podozrevaemogo i obvinyaemogo // Obshchestvo i pravo. - 2014. - № 4 (50). -S. 205-213.

8. Lavrov V.P. Protivodejstvie rassledovaniyu prestuplenij i mery po ego preodoleniyu: kurs lekcij. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2011. - 147 s.

9. Tishutina I.V. Novye vozmozhnosti preodoleniya protivodejstviya rassledovaniyu prestuplenij v usloviyah cifrovizacii / Tekhniko-kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij: sbornik statej po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, provodimoj v ramkah delovoj programmy Mezhdunarodnoj vystavki «Interpolitekh-2019». -Moskva, 2020. - S. 278-282.

10. Karagodin V.N. Razrabotka i ispol'zovanie programm doprosa / Teoreticheskie i prakticheskie problemy programmirovaniya processa rassledovaniya prestuplenij: mezhvuz. sbornik nauchnyh trudov. - Sverdlovsk, 1989. S.61-67.

11. Antonovich E.K. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij pri doprose svidetelej na dosudebnyh stadiyah ugolovnogo sudoproizvodstva (sravnitel'no-pravovoj analiz zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii i zakonodatel'stva nekotoryh inostrannyh gosudarstv) // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2019. - № 6 (103). - S. 125-136.

12. Fyodorov A.V. Nekotorye problemy taktiki doprosa: innovacionnye aspekty // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. -2017. - № 2. - S. 174-177.

13. Daneev A.V., Daneev R.A. Video-konferenc-svyaz' v sudebnom proizvodstve // Glagol» pravosudiya. - 2019. - № 2 (20). -S. 55-58.

14. Arhipova N.A. Nekotorye organizacionno-takticheskie aspekty primeneniya video-konferenc-svyazi v hode predvaritel'nogo rassledovaniya // Zakon i pravo. - 2019. - № 11. - S. 156-159.

15. Ovchinnikova O.V. Distancionnye sledstvennye dejstviya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. - 2019. - № 1 (47). - S. 108-116.

(статья сдана в редакцию 10.04.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.