ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
СЛЕДСТВЕННЫХ ОСМОТРОВ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
INFORMATION SUPPORT FOR THE PRODUCTION OF INVESTIGATIVE INSPECTIONS AT TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES
УДК 343.98
Е.В. ЧИНЕНОВ,
кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
EVGENIJ V. CHINENOV,
Candidate of Economics Sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Е.А. НОВИКОВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
EKATERINA A. NOVIKOVA,
Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: одной из причин недостаточного уровня раскрываемости преступлений, совершаемых на объектах транспорта, является низкое качество информационного обеспечения криминалистической деятельности. Последнее, являясь неотъемлемой частью криминалистического обеспечения предварительного расследования преступлений, представляет собой многогранную деятельность, обладающую рядом особенностей. В связи с тем, что рассмотрение всех подсистем криминалистического обеспечения в рамках статьи не представляется возможным, авторы, с учетом особенностей функционирования транспортной отрасли и специфики ее инфраструктуры, считают необходимым уделить основное внимание проблемам информационного обеспечения производства отдельных следственных действий, и в частности следственных осмотров. С учетом современных подходов к категории информационного обеспечения предварительного расследования преступлений показана особенность криминалистической деятельности субъектов расследования преступлений, осуществляющих следственные осмотры на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. На основе понимания складывающейся оперативно-следственной практики, анализа существующих научных разработок авторами предпринята попытка охарактеризовать современное состояние и спрогнозировать перспективы совершенствования информационного обеспечения производства следственных осмотров, проводимых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. Предложены конкретные средства и методы.
Ключевые слова: расследование преступлений, криминалистическое обеспечение, информационное обеспечение, информационные технологии.
Для цитирования: Чиненов Е.В., Новикова Е.А. Информационное обеспечение производства следственных осмотров на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 1. С. 39-45.
Abstract: one of the reasons for the insufficient level of detection of crimes committed at transport facilities is the low quality of information support for forensic activities. The latter, being an integral part of the forensic support of the preliminary investigation of crimes, is a multi-faceted activity that has a number of features. Due to the fact that the consideration of all subsystems of forensic provision in the articles is not possible, the authors taking into account the peculiarities of the transport sector and
2021' 1
КРИМИНАЛИСТИКА,
the nature of its infrastructure consider it necessary to focus on the problems of information support of production of certain investigative actions, in particular the investigative examinations. Taking into account modern approaches to the category of information support for the preliminary investigation of crimes, the article shows the peculiarity of the criminalistic activities of the subjects of the investigation of crimes that carry out investigative inspections at transport facilities and transport infrastructure. Based on the understanding of the current operational and investigative practice, the analysis of existing scientific developments, the authors attempt to characterize the current state and predict the prospects for improving the information support for the production of investigative inspections conducted at transport facilities and transport infrastructure. Specific tools and methods are proposed.
Keywords: crime investigation, forensic support, information support, information technology.
For citation: Chinenov E.V., Novikova E.A. Information support for the production of investigative inspections at transport and transport infrastructure facilities // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 1. P. 39-45.
В настоящее время в криминалистической науке актуализируются вопросы внедрения в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел разработок, способствующих совершенствованию имеющихся методов, средств, приемов, направленных на выявление, собирание, исследование и использование доказательств. Это подтверждается анализом изученных научных публикаций [1; 2; 3; 4] и складывающейся практикой криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел, осуществляющих расследование преступлений.
Особое внимание ряда исследователей занимают вопросы умения сотрудников органов предварительного расследования применять научно обоснованные методические и тактические криминалистические рекомендации, технико-криминалистические средства, информационные технологии в целях раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в специфических условиях места и времени [5; 6]. Деятельность органов внутренних дел на транспорте не является исключением. Как считает О.П. Грибунов, обстановка совершения преступлений является ключевым элементом, характеризующим с криминалистической точки зрения преступления, совершаемые на транспорте [7], в этой связи знание ее позволяет не только методически грамотно организовать расследование, но и существенно повысить его качество.
Сложность восприятия обстановки, обусловленная видовым многообразием отраслей транспорта, спецификой инфраструктуры, организационно-производственными особенностями, обилием материально-технической базы, оказывает непосредственное влияние на состояние работы по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых в данной сфере, зачастую осложняя деятельность лиц, осуществляющих расследование. Указанное обстоя-
тельство находит свое подтверждение в данных официальной статистики. Число выявляемых на транспорте преступлений на протяжении пяти лет неуклонно снижается с 40 556 преступлений в 2015 году до 33 527 в 2020 году1. При этом, несмотря на сравнительно небольшие количественные показатели преступности на транспорте, криминальная активность в этой сфере сохраняется, а преступные деяния наносят серьезный ущерб как экономической отрасли, так и государству в целом.
Изучение частных методик расследования преступлений, совершаемых на транспорте и объектах его инфраструктуры, позволяет выделить некоторые существующие проблемы. Подтверждение тому - как результаты отдельных исследований [8; 9; 10], так и проведенное анкетирование следователей, дознавателей и оперативных сотрудников УТ МВД России по ЦФО. В их перечне учеными акцентируется внимание на неразрешенных вопросах, возникающих на начальном этапе расследования [11; 12]. Сотрудники органов предварительного расследования и оперативные сотрудники их наличие связывают прежде всего с пробелами в криминалистическом обеспечении производства отдельных следственных действий, в ряду которых респондентами особо отмечается следственный осмотр.
Важность следственного осмотра для следственной практики органов внутренних дел на транспорте не вызывает сомнений [13]. С производства осмотра места происшествия как разновидности следственного осмотра начинается расследование преобладающего большинства уголовных дел [14]. На основе полученных в результате следственных осмотров сведений осуществляется планирование работы следо-
1 Состояние преступности в Российской Федерации в 2010-2020 гг. [Электронный ресурс] // ФКУ «ГИАЦ МВД России». - URL: https://мвд.рф/folder/
вателя (дознавателя), организуется взаимодействие, определяется тактика производства последующих следственных действий, оперативно-розыскного сопровождения расследования, формируется доказательственная база. Полемизируя на страницах научной юридической литературы, авторы отмечают, что по количеству и ценности доказательств следственный осмотр является едва ли не наиболее эффективным следственным действием, обеспечивающим предоставление следователю важных фактических данных, относящихся к обстоятельствам, подлежащим установлению, а также решение всех задач не только начального, но и последующего и заключительного этапов расследования [15; 16; 17; 18].
Проведенным исследованием было установлено, что 87,3% лиц, осуществляющих выявление, раскрытие и расследование преступлений, совершаемых на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, выделяют специфику следственного осмотра и указывают на необходимость использования в ходе его подготовки и производства специальных знаний, практического опыта и современного криминалистического обеспечения в данной сфере. При этом значительная часть опрошенных (68,5%) испытывает объективную потребность в современных специальных инструментах, способствующих решению прикладных задач, обеспечению оперативного получения, качественной оценки и процессуального использования криминалистически значимой информации, отводя при этом приоритетную роль возможностям современных информационных технологий.
Кроме того, значительной частью сотрудников органов внутренних дел на транспорте было обращено внимание и на фактическое отсутствие актуальных методических и справочных материалов, раскрывающих особенности следственных осмотров, проводимых на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры и обеспечивающих тем самым эффективность данного следственного действия. Указанное обстоятельство подтверждается изучением следственно-судебной практики. Например, в ходе проведенного анализа материалов уголовных дел, возвращенных на дополнительное расследование, в перечне выделенных наиболее распространенных нарушений, допущенных следователями и послуживших причинами реализации указанных прав, надзирающими прокурорами и судами особо выделяется нарушение прав участников уголовного процесса. В частности, в производстве СО ЛУ МВД России в аэропорту Шереметьево находилось уголовное дело, воз-
бужденное в отношении гр. В. по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 200.1 УК РФ. Уголовное дело было возвращено Химкинским городским судом Московской области по причине нарушений, допущенных следователем при составлении обвинительного заключения, а именно невключения в перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты, показаний обвиняемого, касающихся протокола осмотра криминалистически значимых объектов и относящихся к инфраструктурным элементам зала прилета терминала <Ю»; отсутствия краткого содержания обстоятельств, подлежащих доказыванию в перечне доказательств обвинения (в протоколе осмотра места происшествия, протоколе осмотра предметов)2. При этом подобные ситуации в практике не единичны, а потому нам представляется возможным заключить, что на эффективность и качество расследования непосредственно влияет полнота и качество следственных осмотров, результативность которых во многом зависит от проведенных подготовительных мероприятий, включающих деятельность по информационному обеспечению органов предварительного расследования криминалистически значимой информацией об объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, подлежащих осмотру.
В настоящее время информационное обеспечение справедливо является базовым элементом криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений. Его важность не вызывает сомнений, что обусловлено современным информационным состоянием общества, когда информация выступает главным его ресурсом, а информационные технологии - основным средством ее получения. Значение информационного обеспечения предварительного расследования преступлений трудно переоценить. Рассматривая его сущность, обратимся к работам И.П. Можаевой, обоснованно полагающей, что «...в условиях информационного „голода" невозможно эффективно осуществлять расследование преступлений, обеспечивать его оптимальное функционирование для достижения целей уголовного судопроизводства» [19]. Оно многократно усиливается в связи с активным использованием возможностей средств связи, компьютерной техники, сети Интернет [20]. Такие выводы дополнительно подчеркивают актуальность выбранной нами для исследования проблемы.
2 Информационно-аналитические материалы к совещанию при врио начальника СУ УТ МВД России по ЦФО по вопросу «Об итогах оперативно-служебной деятельности СУ УТ МВД России по ЦФО за 12 месяцев 2019 года».
На наш взгляд, поднимая вопрос информационного обеспечения расследования преступлений, совершаемых на транспорте, нельзя не согласиться с мнением А.М. Ишина, понимающего его как информационные потоки, циркулирующие в ходе раскрытия и расследования преступления [21]. В сфере транспорта содержание потоков информации имеет выраженную специфику, обусловленную отраслевыми особенностями. Знание и понимание этих особенностей обеспечит успешное решение задач по раскрытию и расследованию преступлений на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
Следует заметить, что ни один профессионально реализованный тактический прием сам по себе не может обеспечить эффективное осуществление процесса расследования. Для этого необходим прочный научно-технический фундамент информационного обеспечения. Таким фундаментом, по нашему мнению, выступает аккумулированная в виде специального информационного ресурса система получения информации, необходимой для подготовки и производства следственных действий, способствующая познанию следователем обстановки преступления, необходимая для получения и исследования обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по уголовному делу.
Изучению информационного обеспечения раскрытия и расследования преступлений посвящен ряд работ монографического уровня. Так, О.А. Белов в своем диссертационном исследовании сформулировал вывод о том, что под таковым следует понимать деятельность по получению (сбору) криминалистически значимой информации, ее хранению, обработке, передаче и использованию в целях раскрытия и расследования преступлений [22]. П.П. Ищен-ко информационное обеспечение рассмотрел как специально организуемую и целенаправленно осуществляемую деятельность по созданию, обслуживанию и совершенствованию информационных систем, осуществляющих сбор, обработку, накопление, хранение, поиск, анализ и передачу криминалистически значимой информации, а также обеспечивающих на основаниях, предусмотренных законом, доступ к информационным ресурсам иных органов, предприятий и учреждений с целью предоставления уполномоченным субъектам дополнительной информации, необходимой для выявления, раскрытия и расследования преступлений [23]. Наряду с этими предметными исследованиями, отдельными авторами поднимаются проблемы, касающиеся информационного обеспечения оперативно-розыск-
ной деятельности [24], судебно-экспертной деятельности [25], рассматриваются отдельные частные вопросы.
В то же время из поля зрения большинства авторов выпадает один достаточно важный в настоящее время аспект - информационное обеспечение криминалистической деятельности по подготовке и производству отдельных следственных действий, осуществляемой с использованием возможностей компьютерной техники и технологий, значительный потенциал которой обоснован в работах В.Б. Вехова [27], В.А. Мещерякова [26], Е.Р. Россинской [28] и некоторых других ученых. В этой связи, рассматривая информационное обеспечение подготовки и производства следственных осмотров на объектах транспорта, считаем целесообразным поставить вопрос о разработке и внедрении в деятельность органов внутренних дел на транспорте конкретных инструментов современных информационных технологий, которые, в свою очередь, позволят сформировать обоснованное А.Ф. Волынским основное условие криминалистического обеспечения расследования преступлений - постоянную готовность субъектов расследования к реализации возможностей криминалистических методов, средств и рекомендаций в раскрытии и расследовании преступлений [29].
Определенный опыт в указанном направлении накоплен и успешно используется кафедрами криминалистики, уголовного процесса, информационно-компьютерных технологий в деятельности органов внутренних дел Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. В частности, апробировано в образовательном процессе и деятельности следователей (дознавателей) ГУТ МВД России «Автоматизированное рабочее место следователя (дознавателя)», позволяющее осуществлять систематизацию процессуальной деятельности органов предварительного расследования начиная с момента получения сообщения о преступлении и до его направления в суд; разработана информационно-автоматизированная система «Межкафедральный обучающий комплекс по раскрытию и расследованию преступлений», нацеленная на формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций обучающихся к готовности осуществления оперативно-служебной деятельности, связанной с раскрытием и расследованием преступлений, совершенных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры; подготовлены два электронных справочника (Справочник следователя органа внутренних дел на железнодорожном транспорте; Современные техни-
ко-криминалистические средства, используемые в ходе расследования преступлений) и др.
В современных условиях расследования, характеризующихся дефицитом времени и многообразием информационных потоков, нам видится целесообразным поставить вопрос о создании и внедрении в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел на транспорте специализированного программного обеспечения мобильных устройств (например, смартфонов, планшетных компьютеров), назначение которого - онлайн-помощь в подготовке и производстве следственных осмотров на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. Его функционирование может быть обеспечено
на основе указанных разработок, дополненных возможностями ресурсной базы сети Интернет. В случае необходимости эти приложения может скачать и установить сам пользователь через мобильные маркетплейсы, обеспечивая тем самым возможность оперативного доступа к интересуемой информации.
Предлагаемые нами новации, наряду с уже сложившимися и применяемыми средствами и методами, считаем, будут способствовать повышению эффективности информационного обеспечения криминалистической деятельности органов внутренних дел, осуществляющих выявление, раскрытие и расследование преступлений на транспорте.
Литература
1. Ищенко Е.П. О насущных проблемах раскрытия и расследования преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 3 (82). С. 129-138.
2. Волынский А.Ф., Тишутина И.В. Об организационных основах криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-2. С. 24-31.
3. Долгинов С.Д. Криминалистические знания - составляющая профессиональной подготовки следователя // Ex jure. 2019. № 2. С. 118-129.
4. Корма В.Д. Некоторые проблемы методики расследования преступлений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 3 (55). С. 71-81.
5. Малыхина Е.А. Типичные следственные ситуации, складывающие при расследовании хищений комплектующих деталей железнодорожного транспорта // Оптимизация деятельности органов предварительного следствия и дознания: правовые, управленческие и криминалистические проблемы: сборник научных статей Международной научно-практической конференции / под ред. И.П. Можаевой. - Москва, 2017. С. 374-377.
6. Щукин В.И. Особенности организации раскрытия и расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Белгородские криминалистические чтения: сборник научных трудов. - Белгород, 2017. С. 81-85.
7. Грибунов О.П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. 2013. № 5-2. С. 59-63.
8. Тарасик Н.М. Методика расследования хищений, совершаемых на водном транспорте: монография / под науч. ред. А.М. Кустова. - Москва: Юрлитинформ, 2006. - 236 с.
9. Козлов А.Е., Козлов Е.Н., Седых Н.П. Организационно-правовые основы расследования преступлений на транспорте: монография. - Санкт-Петербург: СПбГУСЭ, 2010. - 171 с.
10. Комаров И.М., Антонов А.Е. Расследование преступлений на объектах железнодорожного транспорта: монография. -Москва: Юрлитинформ, 2019. - 184 с.
11. Шапошников В.Л., Озеров И.Н. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 3. С. 21-24.
12. Артамасова А.Н. Актуальные проблемы осмотра места происшествия при расследовании хищений, совершенных на железнодорожном транспорте // Достижения науки и образования. 2017. № 9 (22). С. 35-37.
13. Осмотр места происшествия на объектах железнодорожного транспорта: учебное пособие / О.Н. Скоморохов, С.А. Чернышёв [и др.]. - Белгород, 2017. - 66 с.
14. Зеленский М.А., Скоморохов О.Н., Солодовник В.В., Чурсин А.В. Тактические особенности осмотра места происшествия по факту кражи грузов на железнодорожном транспорте // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4 (68). С. 150-154.
15. Чернышев М.А. Осмотр места происшествия как базовая тактическая операция: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2008. - 23 с.
16. Костенко К.А., Костенко Г.Ю. Методология и тактика следственного осмотра: монография. - Москва, 2017. - 197 с.
17. Бирюков В.В, Бирюкова Т.П. Осмотр места происшествия: организационно-тактические основы оптимизации его производства и фиксации результатов // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 5 (101). С. 33-40.
18. Россинский С.Б. Следственные действия: монография. - Москва: Норма, 2018. - 240 с.
19. Можаева И.П. Информационные основы расследования в системе криминалистики // Информационная безопасность регионов. 2012. № 1. С. 131-135.
20. Шаров В.И. Интернет как источник оперативно-разыскной и процессуальной информации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 111-114.
21. Ишин А.М. Информационное обеспечение предварительного расследования преступлений: некоторые современные аспекты // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 4. С. 21-28.
22. Белов О.А. Информационное обеспечение раскрытия и расследования преступлений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2007. - 26 с.
23. Ищенко П.П. Информационное обеспечение следственной деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва, 2009. - 26 с.
24. Калужина М.А. К вопросу о сущности информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе // Общество и право. 2018. № 1 (63). С. 69-73.
25. Тараскаев С.А. Современное состояние и перспективы применения информационных технологий в судебно-экспертной деятельности // Юридическая наука. 2019. № 8. С. 102-105.
26. Мещеряков В.А., Мещерякова Ю.В. Применение информационных технологий и аналитических методов обработки информации в процессе расследования безвестного исчезновения людей // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 2. С. 80-83.
27. Вехов В.Б. Автоматизированные методики расследования преступлений как новое направление в криминалистической технике // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-2. С. 8-11.
28. Россинская Е.Р. Теория информационно-компьютерного обеспечения криминалистической деятельности: концепция, система, основные закономерности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 2 (89). С. 193-202.
29. Волынский А.Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: учебное пособие. -Москва: Московский ун-т МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016. - 195 с.
References
1. Ishchenko E.P. O nasushchnykh problemakh raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 3 (82). S. 129-138.
2. VolynskiiA.F., Tishutina I.V. Ob organizatsionnykh osnovakh kriminalisticheskogo obespecheniya raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2016. № 1-2. S. 24-31.
3. Dolginov S.D. Kriminalisticheskie znaniya - sostavlyayushchaya professional'noi podgotovki sledovatelya // Ex jure. 2019. № 2. S. 118-129.
4. Korma V.D. Nekotorye problemy metodiki rassledovaniya prestuplenii // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2019. № 3 (55). S. 71-81.
5. Malykhina E.A. Tipichnye sledstvennye situatsii, skladyvayushchie pri rassledovanii khishchenii komplektuyushchikh detalei zheleznodorozhnogo transporta // Optimizatsiya deyatel'nosti organov predvaritel'nogo sledstviya i doznaniya: pravovye, upravlencheskie i kriminalisticheskie problemy: sbornik nauchnykh statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod red. I.P. Mozhaevoi. -Moskva, 2017. S. 374-377.
6. Shchukin V.I. Osobennosti organizatsii raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte // Belgorodskie kriminalisticheskie chteniya: sbornik nauchnykh trudov. - Belgorod, 2017. S. 81-85.
7. Gribunov O.P. Obstanovka soversheniya prestuplenii kak klyuchevoi element kriminalisticheskoi kharakteristiki prestuplenii, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 5-2. S. 59-63.
8. Tarasik N.M. Metodika rassledovaniya khishchenii, sovershaemykh na vodnom transporte: monografiya / pod nauch. red. A.M. Kustova. - Moskva: Yurlitinform, 2006. - 236 s.
9. Kozlov A.E., Kozlov E.N., Sedykh N.P. Organizatsionno-pravovye osnovy rassledovaniya prestuplenii na transporte: monografiya. - Sankt-Peterburg: SPbGUSE, 2010. - 171 c.
10. KomarovI.M., AntonovA.E. Rassledovanie prestuplenii na ob''ektakh zheleznodorozhnogo transporta: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2019. - 184 s.
11. Shaposhnikov V.L., Ozerov I.N. Problemy pervonachal'nogo etapa rassledovaniya prestuplenii, sovershaemykh na zheleznodorozhnom transporte // Problemy pravookhranitel'noi deyatel'nosti. 2014. № 3. S. 21-24.
12. Artamasova A.N. Aktual'nye problemy osmotra mesta proisshestviya pri rassledovanii khishchenii, sovershennykh na zheleznodorozhnom transporte // Dostizheniya nauki i obrazovaniya. 2017. № 9 (22). S. 35-37.
13. Osmotr mesta proisshestviya na ob''ektakh zheleznodorozhnogo transporta: uchebnoe posobie / O.N. Skomorokhov, S.A. Chernyshev [i dr.]. - Belgorod, 2017. - 66 s.
14. Zelenskii M.A., Skomorokhov O.N., Solodovnik V.V., Chursin A.V. Takticheskie osobennosti osmotra mesta proisshestviya po faktu krazhi gruzov na zheleznodorozhnom transporte // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 4 (68). S. 150-154.
15. Chernyshev M.A. Osmotr mesta proisshestviya kak bazovaya takticheskaya operatsiya: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2008. - 23 s.
16. Kostenko K.A., Kostenko G.Yu. Metodologiya i taktika sledstvennogo osmotra: monografiya. - Moskva, 2017. - 197 s.
17. Biryukov V.V, Biryukova T.P. Osmotr mesta proisshestviya: organizatsionno-takticheskie osnovy optimizatsii ego proizvodstva i fiksatsii rezul'tatov // Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2017. № 5 (101). S. 33-40.
18. Rossinskii S.B. Sledstvennye deistviya: monografiya. - Moskva: Norma, 2018. - 240 s.
19. Mozhaeva I.P. Informatsionnye osnovy rassledovaniya v sisteme kriminalistiki // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. 2012. № 1. S. 131-135.
20. Sharov V.I. Internet kak istochnik operativno-razysknoi i protsessual'noi informatsii // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. 2016. № 3 (35). S. 111-114.
21. Ishin A.M. Informatsionnoe obespechenie predvaritel'nogo rassledovaniya prestuplenii: nekotorye sovremennye aspekty // Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2016. № 4. S. 21-28.
22. Belov O.A. Informatsionnoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2007. - 26 s.
23. Ishchenko P.P. Informatsionnoe obespechenie sledstvennoi deyatel'nosti: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva, 2009. - 26 s.
24. Kaluzhina M.A. K voprosu o sushchnosti informatsionnogo obespecheniya operativno-rozysknoi deyatel'nosti v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme // Obshchestvo i pravo. 2018. № 1 (63). S. 69-73.
25. Taraskaev S.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy primeneniya informatsionnykh tekhnologii v sudebno-ekspertnoi deyatel'nosti // Yuridicheskaya nauka. 2019. № 8. S. 102-105.
26. Meshcheryakov V.A., Meshcheryakova Yu.V. Primenenie informatsionnykh tekhnologii i analiticheskikh metodov obrabotki informatsii v protsesse rassledovaniya bezvestnogo ischeznoveniya lyudei // Problemy pravookhranitel'noi deyatel'nosti. 2015. № 2. S. 80-83.
КРИМИНАЛИСТИКА,
2021' 1
27. Vekhov V.B. Avtomatizirovannye metodiki rassledovaniya prestuplenii kak novoe napravlenie v kriminalisticheskoi tekhnike // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2016. № 3-2. S. 8-11.
28. Rossinskaya E.R. Teoriya informatsionno-komp'yuternogo obespecheniya kriminalisticheskoi deyatel'nosti: kontseptsiya, sistema, osnovnye zakonomernosti // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2019. № 2 (89). S. 193-202.
29. Volynskii A.F. Kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenii: uchebnoe posobie. - Moskva: Moskovskii un-t MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2016. - 195 s.
(статья сдана в редакцию 29.01.2021)