БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
THEORETICAL FOUNDATIONS OF METHODOLOGICAL AND
CRIMINALISTIC SUPPORT FOR THE INVESTIGATION OF ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT
УДК 343.9
Е.В. ЧИНЕНОВ,
кандидат экономических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) chinenovevg@yandex.ru
EVGENY V. CHINENOV,
Candidate of economic sciences, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть основное содержание криминалистической методики расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Дано ее обоснование. Эмпирической базой явилась теория и практика раскрытия и расследования данной категории преступлений, статистические данные о состоянии преступности, данные судебно-следственной практики, результаты анкетирования сотрудников следственных, оперативных и экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. Результаты исследования позволили уточнить и расширить существующие научные взгляды на сложившуюся практику расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Полученный результат призван способствовать повышению эффективности расследования преступлений указанной категории, содействовать дальнейшему развитию науки криминалистики в части разработки частных криминалистических методик.
Ключевые слова: расследование преступлений в сфере экономики, железнодорожный транспорт, криминалистическая методика.
Для цитирования: Чиненов Е.В. Теоретические основы методико-криминалистического обеспечения расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности. 2023. № 1. С. 44-49.
Abstract: the article attempts to reveal the main content of the criminalistic methodology for investigating crimes in the field of economics committed on railway transport and transport infrastructure facilities. Its justification is given. The empirical basis was the theory and practice of disclosure and investigation of this category of crimes, statistical data on the state of crime, data from forensic investigative practice, the results of a survey of employees of investigative, operational and forensic units of internal affairs bodies. The results of the study made it possible to clarify and expand the existing scientific views on the current practice of investigating crimes in the field of economics committed on railway transport and transport infrastructure facilities. The obtained result is intended to enhance the effectiveness of the investigation of crimes of this category, to promote the further development of the science of criminology in terms of the development of private forensic techniques.
Keywords: investigation of crimes in the sphere of economy, railway transport, criminalistic methodology.
For citation: Chinenov E.V. Theoretical foundations of methodological and criminalistic support for the investigation of economic crimes committed on railway transport // Problems of Law Enforcement Activity. 2023. № 1. P 44-49.
Распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года1. Она, обеспечивая закрепленные в Конституции Российской Федерации основы правовой, экономической и социальной систем, определяет условия для модернизации, инновационного развития национальной экономики. Существенно возрастает роль железнодорожного транспорта в условиях всевозрастающего негативного воздействия санкций, требуя в качестве ответной меры принятия целого ряда решений, призванных оказать поддержку государству.
Достижение целей невозможно без эффективного решения проблем противодействия совершаемым в железнодорожной транспортной отрасли экономики преступлениям, которые, несмотря на сравнительно небольшие количественные показатели (в сравнении с общим объемом преступлений, совершаемых в сфере экономики, они составляют до 10%), наносят серьезный материальный, моральный и репута-ционный ущерб как транспортной отрасли, так и государству в целом2. Более того, преступления в сфере экономики вообще, и совершаемые на железнодорожном транспорте в частности, как известно, обладают самой высокой степенью латентности [1, 2]. По разным оценкам она варьируется в диапазоне 70-80% в соотношении к выявляемому количеству указанной категории преступлений. В последние годы появляются новые способы совершения экономических преступлений, которые реализуются посредством достижений современных технологий, с использованием компьютерных средств, производственных, экономических и финансовых инструментов и др. Действующие в сфере экономики железнодорожного транспорта преступники активно и широко применяют специальные знания в области железнодорожного транспорта, служебное положение, что на фоне многообразия специфических видов производственной деятельности затрудняет их распознание, осложняет процесс расследования.
1 О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 №877-р // СПС Гарант [Электронный ресурс]. - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/93585/
2 Состояние преступности на железнодорожном транспорте 2018 - 2022 года. Данные ГУТ МВД России.
Отмеченное, в совокупности с объективными недостатками в технико-криминалистическом, тактическом и, что немаловажно, методическом обеспечении процесса расследования, обусловливает недостаточно высокий уровень выявления преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, их раскрываемости. Практически каждое четвертое (±28,5%) уголовное дело из рассматриваемой группы преступлений приостанавливается за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, или подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п. 1, 2 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, далее - УПК РФ). Прокурором на дополнительное расследование возвращается до 7% уголовных дел по таким основаниям, как: неполнота проведенного предварительного следствия, неправильная квалификация деяния либо неверные формулировки обвинения; нарушения прав участников уголовного процесса; наличие технических ошибок в оформлении процессуальных документов, уголовных дел, препятствующих утверждению обвинительного заключения, и некоторые иные.
Проведенное исследование показало, что в настоящее время существует дефицит актуальных методических криминалистических рекомендаций, посвященных вопросам мето-дико-криминалистического обеспечения расследования преступлений отдельных видов, совершаемых в сфере экономики железнодорожного транспорта. Имеющиеся не систематизированы, не в полной мере раскрывают многообразие и уровень современной преступной деятельности на объектах железнодорожного транспорта, не до конца учитывают его специфику. Следует отметить отсутствие научной и методологической основы разработки прак-тикоориентированных рекомендаций методи-ко-криминалистического характера, способных повысить эффективность расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте. Исключение составляют работы О.П. Грибунова, Е.А. Ма-лыхиной и некоторых других авторов [3, 4].
Современный уровень развития криминалистики позволил наработать теоретико-методологическую базу в сфере формирования
комплексных методик расследования в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, за счет совершенствования концепции комплексных криминалистических методик путем создания теоретических основ данной концепции, обеспечивающей возможность формирования на ее основе частных методик расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте.
В результате исследования преступной деятельности лиц по подготовке и совершению преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, а также деятельности сотрудников правоохранительных органов по их выявлению, раскрытию и расследованию, материалов уголовных дел, нормативных правовых актов Российской Федерации, научной юридической литературы, анализа судебно-следствен-ной практики, анкетирования сотрудников следственных и оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте, проходивших повышение квалификации в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Пути-лина в 2017-2022 гг., можно сделать следующие выводы:
1. Категория «преступления в сфере экономики, совершаемые на железнодорожном транспорте» определяется как противоправная системная деятельность, организуемая на железнодорожном транспорте путем осуществления общественно опасных деяний, посягающих на экономические отношения в сфере железнодорожного транспорта, на организацию хозяйственной деятельности его учреждений, выражающихся в причинении ущерба.
2. Структура преступной деятельности в сфере экономики, совершаемой на железнодорожном транспорте, включает следующие, значимые с позиций криминалистической науки, элементы: субъект - лицо (лица), действующие на территории инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта, их субъектно-личностная и функциональная характеристика; механизм осуществления преступной деятельности и составляющих ее совокупность преступлений (гл. 21-23 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее -УК РФ); мотивация (мотивы) и криминальные цели; способы совершения экономических преступлений на железнодорожном транспорте, в т.ч. особенности их подготовки, осуществления, сокрытия оставляемых следов; орудия и средства, особенности организации информационного, материального обеспечения;
предмет преступного посягательства; обстановка, в которой осуществляется преступная деятельность подобного вида.
3. Криминалистическая классификация преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, строится исходя из знаний особенностей объекта и предмета преступных посягательств. Она является результатом интерпретации положений учения о криминалистической классификации преступлений в контексте выявленных закономерностей преступной деятельности в экономической сфере на железнодорожном транспорте, включает совокупность следующих классификационных оснований: характерные зависимости вхождения преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, в систему преступной экономической деятельности; элементы деятельности по ее подготовке, совершению, сокрытию; особенности субъектов, совершающих подобные преступления; особенности объектов и предметов преступных посягательств; специфика сферы преступной деятельности, места, времени и обстановки осуществления преступной деятельности подобного вида; родовые признаки [5].
4. Комплексный характер формируемой методики расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, основывается на положениях о том, что данная методика представляет собой совокупность выработанных криминалистической наукой и апробированных следственной практикой методических рекомендаций по раскрытию, расследованию и профилактике криминалистическими средствами и методами преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, объединенных в единый предмет изучения на основе их уголовно-правовой и криминалистической классификации и предназначенных для оптимизации и повышения эффективности работы субъекта расследования; базируется на элементах, входящих в видовые и подвидовые методики расследования преступных деяний экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте; опирается на совокупность новых свойств и особенностей, характерных для процесса расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте; создает предпосылки для совершенствования деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению преступной деятельности в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном
транспорте криминалистическими методами и средствами [5]. Разработанная комплексная криминалистическая методика расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, базируется на использовании частнометодических криминалистических рекомендаций. Она охватывает несколько родов и видов преступлений, совершаемых лицами, характеризуемыми общими для них отличительными признаками в специальных условиях места и времени.
5. Теоретические основы формирования частных криминалистических методик расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, включают в себя общие черты разнообразия преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте; криминалистические признаки экономических преступлений, присущие сфере железнодорожного транспорта; организованный характер преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте; значительный материальный ущерб отрасли железнодорожного транспорта в целом и отдельным субъектам в частности.
6. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, определяется как систематизированное описание массива фактических данных (сведений) и основанных на таком описании научных выводов о наиболее типичных криминалистически значимых элементах, проявляющихся в механизме преступной деятельности экономической направленности, совершаемой на объектах железнодорожной транспортной инфраструктуры, знание которых необходимо для разработки соответствующей базовой частной методики расследования, определения перечня обстоятельств, подлежащих исследованию и доказыванию, выдвижению следственных версий и определения основных направлений расследования в целях принятия законных и обоснованных процессуальных решений. В качестве основных критериев ее формирования выступает структура преступной деятельности в сфере экономики железнодорожного транспорта и ее механизм. Данное обстоятельство обусловливает выделение в структуре криминалистической характеристики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, следующих ключевых элементов: обстановка, связанная с преступной деятельностью в сфере экономики, совершаемой на железнодорожном транспорте, и образующими ее видами преступлений, обусловливающая выбор способов преступных
действий субъекта и являющаяся носителем следов его криминального воздействия в условиях железнодорожной транспортной отрасли; субъект преступной деятельности в сфере экономики железнодорожного транспорта, ролевые функции и типологические свойства личности руководителей организованных преступных групп, активных членов и иных лиц в соответствии с их функциональным значением, оказавшихся косвенно связанных с субъектом преступной деятельности в сфере экономики, совершаемой на железнодорожном транспорте [6]; способ преступления в сфере экономики, совершаемого на железнодорожном транспорте, выражающийся во взаимосвязанной системе действий субъекта по его подготовке, совершению и сокрытию, и обусловленных целью и мотивами криминального поведения, детерминированных спецификой железнодорожной отрасли, отраслевыми процессами хозяйственной деятельности; следы преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, представляющие совокупность материальных, виртуальных и идеальных отображений многокомпонентных динамических действий по их подготовке, совершению и сокрытию. Они могут проявляться в следующем виде: материальные следы; следы, зафиксированные на электронных носителях; фотоизображения и видеозаписи; идеальные следы; признаки экономических следов. Обосновано и предложено введение в криминалистический оборот термина «дорожка электронно-цифровых экономических следов».
7. Следственным ситуациям, присущим расследованию преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, присущи конкретизированные специфические особенности, индивидуализированные обстановкой преступления; поведением лиц, оказавшихся в сфере уголовного судопроизводства; наличием и степенью противодействия и пр., что дает возможность представлять универсальные программы действий следователя с учетом ситуационного подхода.
8. Основой механизма исследуемой категории преступлений, безусловно, является преступная деятельность как совокупность взаимосвязанных последовательных в исследуемой сфере экономики, осмысленных действий и поведенческих актов, сопряженных с использованием соответствующих орудий и средств, направленных на реализацию и удовлетворение потребностей. Динамичность и взаимосвязь элементов данной системы обусловлены вполне определенной последова-
тельностью действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступления.
9. Система типовых криминалистических версий применительно к расследованию преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, состоит из: версии по отдельному факту (эпизоду) преступной деятельности; версии о различных эпизодах преступной деятельности; версии о наличии пока неустановленных источников доказательственной и иной криминалистически значимой информации; версии об обстоятельствах, способствовавших совершению подобных преступлений, а также программы действий по их проверке.
10. Использование криминалистического обеспечения способствует своевременному распознанию преступлений, позволяет обеспечить организации расследования значительную эффективность. В целях совершенствования технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в сфере железнодорожного транспорта предложено практическое решение повышения мобильности следственно-оперативной группы за счет использования специального транспорта.
11. Перспективным направлением использования информационных технологий в раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, является криминалистическая алгоритмизация и программирование работы по уголовным делам. Информационное обеспечение раскрытия и расследования указанной категории преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, может быть пополнено за счет создания специализированных программных продуктов: мобильного автоматизированного рабочего места следователя, оперативного работника; электронного справочника следователя органа внутренних дел на железнодорожном транспорте.
12. В зависимости от стоящих перед следователем целей, обусловленных этапом расследования и складывающейся ситуацией, обосновано выделение трех видов планирования расследования: перспективное планирование; тактическое планирование; оперативное планирование в своей совокупности обеспечивающие эффективную организацию расследования. В ходе планирования расследования следователь должен максимально учитывать возможности специальных знаний, привлекать различных специалистов.
13. На стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, для по-
лучения криминалистически значимой информации необходима доследственная проверка, в рамках которой в обязательном порядке осуществляется взаимодействие следователя с оперативными подразделениями и специалистами в области экономической деятельности, а также железнодорожного транспорта.
14. В качестве рекомендаций по совершенствованию организации и тактики осуществления ряда следственных действий (следственных осмотров, допросов; обысков и выемки) рекомендуется учитывать, что: 1) проведение следственного осмотра (обыска, выемки) по уголовным делам данного вида отличается существенным своеобразием и спецификой, и вследствие этого требует обязательного участия специалиста, а в ряде случаев - групп специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками работы в сфере железнодорожного транспортного производства, экономики, компьютерных и коммуникационных технологий и т.п.; 2) тактические особенности проведения допросов лиц различных процессуальных категорий, подозреваемых в причастности к преступлениям в сфере экономики, совершаемым на железнодорожном транспорте, связаны с предметом допроса, в котором должны найти свое отражение обстоятельства, свидетельствующие о характере преступной деятельности и криминальных связях виновных лиц, о совершении ими преступления (либо серии преступлений) данного вида. Криминалистически значимым коммуникационным ресурсом в данном случае является сервис видео-конференц-связи, позволяющий организовать режим видеоконференции между двумя и более абонентами по сети передачи данных, обеспечивая интерактивный аудиовизуальный обмен с возможностью трансляции телеметрических и компьютерных данных, демонстрации документов и различных объектов; 3) эффективная организация обыска и выемки по делам исследуемого вида способствует качеству расследования.
15. Эффективность организации расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, достигается путем осуществления следственных действий, на выбор и содержание которых влияет специфика места их проведения, связанная с особенностями сферы железнодорожного транспорта.
16. Тактические комплексы, используемые в целях реализации задач расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, имеют тройственную природу: тактические комплексы, направленные на получение ориентирующей
информации; тактические комплексы, направленные на осуществление криминалистической диагностики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте; узкоспециализированные тактические комплексы со следующими условными наименованиями: «Документы железнодорожной организации»; «Цифровая железная дорога»; «Железнодорожные перевозки»; «Железнодорожная инфраструктура»; «Вещественные доказательства (основные средства и материально-производственные запасы железнодорожной организации)».
17. Обязательным условием эффективного расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, является использование специальных знаний (в области экономической деятельности; в области функционирования железнодорожного транспорта, объектов его инфраструктуры). Их применение обеспечивает высокую информативность собираемых данных о преступлениях данной категории.
Подводя итог проведенному исследованию теоретических и практических проблем расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, считаем возможным отметить, что положения криминалистической методики способны:
- выполнить научно-познавательные функции, войдя в систему теоретических положений соответствующего раздела криминалистической науки, повысив научную организацию раскрытия, расследования и предотвращения преступлений;
- усовершенствовать существующие криминалистические методические рекомендации по раскрытию и расследованию преступлений отдельных видов и групп;
- выступить научно разработанным и практически апробированным предложением по организации выявления, раскрытия и расследования преступлений, входящих в указанную группу.
Таковы выводы, к которым мы пришли в результате проведенного исследования.
Литература
1. Гпадких В.И. Некоторые проблемы обеспечения экономической безопасности в России / Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности: сборник научных трудов Международного научно-технического симпозиума «Экономические механизмы и управленческие технологии развития промышленности» Международного Косыгинского Форума «Современные задачи инженерных наук». - Москва, 2019. С. 304-307.
2. Черняков С.А., Дудин В.Ю. Современное состояние преступности на объектах транспорта в России // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 1. С. 48-53.
3. Гоибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2016. - 53 с.
4. Мапыхина Е.А. Методика расследования хищений комплектующих деталей объектов железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2018. - 27 с.
5. Давыдов В.О. Методика расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера: автореф. дис. ...д-ра юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2018. - 52 с.
6. Давыдов В.О. Методика расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера: к вопросу о результатах криминалистического исследования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2018. № 1-2. С. 52-61.
= References =
1. Gladkih V.I. Nekotorye problemy obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti v Rossii / Ekonomicheskie mekhanizmy i upravlencheskie tekhnologii razvitiya promyshlennosti: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo simpoziuma «Ekonomicheskie mekhanizmy i upravlencheskie tekhnologii razvitiya promyshlennosti» Mezhdunarodnogo Kosyginskogo Foruma «Sovremennye zadachi inzhenernyh nauk». - Moskva, 2019. S. 304-307.
2. Chernyakov S.A., Dudin V.Yu. Sovremennoe sostoyanie prestupnosti na ob»ektah transporta v Rossii // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina. 2020. № 1. S. 48-53.
3. Gribunov O.P. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty raskrytiya, rassledovaniya i preduprezhdeniya prestuplenij protiv sobstvennosti, sovershaemyh na transporte: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Rostov-na-Donu, 2016. - 53 s.
4. Malyhina E.A. Metodika rassledovaniya hishchenij komplektuyushchih detalej ob»ektov zheleznodorozhnogo transporta: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Rostov-na-Donu, 2018. - 27 s.
5. Davydov V.O. Metodika rassledovaniya transnacional'noj prestupnoj deyatel'nosti ekstremistskogo haraktera: avtoref. dis. .d-ra yurid. nauk. - Rostov-na-Donu, 2018. - 52 s.
6. Davydov V.O. Metodika rassledovaniya transnacional'noj prestupnoj deyatel'nosti ekstremistskogo haraktera: k voprosu o rezul'tatah kriminalisticheskogo issledovaniya // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2018. № 1-2. S. 52-61.
(статья сдана в редакцию 01.03.2023)