ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
FEATURES OF TACTICS OF INTERROGATION OF MINORS
УДК 343.137.5
С.О. АЛЕКСЕЕВА,
магистрант (Тамбовский государственный технический университет, Россия, Тамбов) [email protected]
S.O. ALEKSEEVA,
Master student (Tambov state technical University, Tambov, Russia)
Е.Р. ПОНАМАРЕНКО,
магистрант (Тамбовский государственный технический университет, Россия, Тамбов)
E.R. PONAMARENKO,
Master student (Tambov state technical University, Tambov, Russia)
Аннотация: важное место в деятельности правоохранительных органов занимает борьба с преступностью, в том числе и подростковой. Достижение целей борьбы с преступностью определяется тем, насколько правильно с тактической точки зрения и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводится расследование. Успех в борьбе с подростковой преступностью значительно зависит от умелого проведения того или иного следственного действия. Среди таких следственных действий особое место занимает допрос несовершеннолетних, который является достаточно сложным следственным действием. Специфика рассматриваемого следственного действия обусловлена тем, что опрашиваемый подросток является особым субъектом уголовно-процессуальных правоотношений. Зачастую на практике подростки выступают единственным источником сведений о том или ином преступлении. В основном допрос происходит в условиях конфликтной ситуации и носит индивидуальный характер, так как связан с психологическими особенностями допрашиваемого лица, в связи с чем следователь нередко сталкивается с определенными трудностями. В статье раскрывается понятие и особенности допроса несовершеннолетних независимо от их процессуального положения, рассматриваются проблемы, которые возникают в процессе производства данного следственного действия, в том числе проблематика участия законного представителя несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова: допрос, несовершеннолетний, тактика допроса, психологические особенности.
Для цитирования: Алексеева С.О., Понамаренко Е.Р Особенности тактики допроса несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 4. С. 80-84.
Abstract: in criminal proceedings, an important place is occupied by the fight against crime, including teenage crime. Achievements of such a goal is determined by how correctly the investigation is conducted from a tactical point of view and in accordance with the criminal procedure legislation. Success in the fight
against juvenile delinquency significantly depends on the skillful conduct of a particular investigative action. Among such investigative actions, a special place is occupied by interrogation of minors, which is a rather complicated investigative action. The specificity of the investigative action under consideration is due to the fact that the interviewed teenager is a special subject of criminal procedural relations. Often in practice, adolescents are the only source of information about a particular crime. Basically, interrogation takes place in a conflict situation and is individual in nature, as it is associated with the psychological characteristics of the person being questioned, and therefore the investigator often encounters certain difficulties. The article reveals the concept and features of interrogation of minors, regardless of their procedural status, and discusses the problems that arise in the process of this investigative action.
Keywords: interrogation, minor, interrogation tactics, psychological characteristics.
For citation: Alekseeva S.O., Ponamarenko E.R. // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 4. P. 80-84.
Несовершеннолетние в силу своего умственного и психического развития не могут защищать свои интересы самостоятельно в полной мере и пользоваться теми правами, которые им предоставлены законом. В связи с этим для обеспечения всестороннего и достойного развития подростка в отношении него должны применяться гарантии. Такие гарантии проявляются не только непосредственно в уголовном процессе, но и при производстве следственных действий. Круг следственных действий, проводимых в отношении несовершеннолетнего, не ограничен и определяется следователем, дознавателем1. Среди следственных действий наиболее распространенным является допрос. Стоит отметить, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее - УПК РФ) четко не закрепляет понятие допроса, однако предусматривает особый его порядок в отношении подростков, поскольку они являются особыми субъектами уголовно-процессуальных правоотношений в силу недостижения ими совершеннолетнего возраста.
Допрос является одним из следственных действий, которое носит процессуальный, психологический, криминологический и этический характер. Он состоит в собирании доказательственной информации в порядке, который установлен уголовно-процессуальным законодательством, и выяснении обстоятельств, которые подлежат доказыванию. Одновременно допрос носит психологический характер, поскольку он связан с личностными особенностями не только самого допрашиваемого лица, но и допрашивающего лица, а также психическим взаимодействием между ними.
Допрос является достаточно сложным следственным действием, поскольку протекает в
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.07.2019)) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
условиях конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимается такое совмещение обстоятельств интересов следователя (как представителя государства), расследующего преступление, и допрашиваемого лица, которое объективно создает почву для реального противоборства между указанными субъектами [1]. Допрос подростка имеет свою специфику, которая в первую очередь связана с его психикой. Особенности психики связаны с недостаточным уровнем знаний и представлений, жизненного опыта. Несовершеннолетнему присущи ограниченный круг общепринятых понятий, приподнятое эмоциональное состояние, некритическое отношение к воспринимаемому, повышенная склонность к внушению и фантазированию, неспособность правильно оценивать поступки. Все это порождает процессуальные и психологические трудности.
Сущность допроса состоит в оказании психологического воздействия допрашивающего лица на непосредственно допрашиваемого несовершеннолетнего. Целью допроса является получение от допрашиваемого подростка необходимых сведений о событиях того или иного преступления, о лицах, которые его совершили, а также способах и условиях совершения преступления.
УПК РФ предусматривает проведение допроса как в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, так и потерпевших, свидетелей. Особенности проведения допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей регулируются ст. 191 УПК РФ, а несовершеннолетних подозреваемого и обвиняемого - ст. 425 УПК РФ. Допрос указанных лиц отличается по продолжительности. Однако в обоих случаях при допросе несовершеннолетнего, который не достиг возраста 16 лет или же достиг, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, в обязательном порядке участвует педагог или психолог. На практике
отсутствует отдельный единый акт, который регулировал бы взаимоотношения следователя и несовершеннолетнего в процессе допроса, а в литературе высказываются различные мнения по этому вопросу. Рассмотрим особенности допроса несовершеннолетнего независимо от его процессуального положения.
Прежде всего при получении сведений, касающихся обстоятельств совершенного преступления, встает проблема установления психологического контакта с несовершеннолетним правонарушителем и сохранения доверия к следователю [2]. Это вызвано психическим состоянием подростка, которое связано с воздействием на него взрослого лица. Необходимо снизить у подростка чувство страха и тревожности. С этой целью разговор нужно вести спокойным тоном. В любом случае следователю необходимо учитывать, что личность каждого подростка является универсальной.
Перед началом допроса следователю необходимо изучить психологические особенности подростка, характер и условия его жизни, воспитания, жилищные и материальные условия, узнать о его поведении в учебном заведении и дома. Далее необходимо продумать место и тактику проведения, последовательность задаваемых вопросов, продолжительность допроса и круг лиц.
В начале допроса устанавливается личность допрашиваемого лица и разъясняются его права. Важным моментом, как уже говорилось, является создание необходимой обстановки на допросе. Так, следует сделать акцент на создание дружественной обстановки по отношению к несовершеннолетнему. Это достигается путем проведения общения на равных, проявления доверительного отношения и искренности. В сознании подростка должна возникнуть симпатия к следователю как к человеку. Несовершеннолетний должен видеть, что следователь уделяет достаточное внимание его делу, относится объективно и стремится установить истину, а также реагирует на просьбы и жалобы подростка. Нельзя ни в коем случае принижать личные качества и достоинства подростка. На момент проведения допроса желательно изолировать его от компании сверстников и исключить влияние на него других лиц в процессе допроса. Кроме того, стоит обратить внимание на позицию подростка во время проведения допроса: отрицание вины или желание взять всю вину на себя. За этим может стоять влияние взрослых лиц. Лучше допросить лиц, с которыми общается подросток, и установить наличие или отсутствие лиц, подстрекавших подростка к совершению преступления.
Пока несовершеннолетний осваивается в новой обстановке, беседу можно начать с сопровождающим его лицом и постепенно вовлекать несовершеннолетнего в беседу. Чтобы убедиться, что подросток освоился, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится и зачем его привели.
Следователь должен относиться беспристрастно и внимательно к допрашиваемому, быть сдержанным и терпеливым, вежливым, обращать внимание на жесты и поведение допрашиваемого. Внешний вид следователя должен выражать спокойствие и уверенность. Рекомендуется начать допрос даже не со свободного рассказа, а с обычной беседы [3]. Это делается для того, чтобы снять напряженность подростка. Можно вовлечь подростка в беседу, которая интересна как следователю, так и подростку или обратиться к положительным качествам несовершеннолетнего.
Далее подростку предлагается в форме свободного рассказа изложить период, который предшествует событию, интересующему следователя. Во время допроса нельзя торопить подростка, прерывать или досказывать за него, а подождать, пока он сам закончит. При этом нужно остановиться на той части показаний, которую подросток знает лучше и остановиться на них подробнее. Чаще всего несовершеннолетним трудно дается освещение обстоятельств того или иного преступления. Задача следователя в данном случае состоит в том, чтобы помочь несовершеннолетнему логически изложить его показания. Причем сделать это нужно таким образом, чтобы не сообщить подростку фактов преступления, которые получены из каких-либо иных источников.
На стадии вопроса-ответа нужно придерживаться доброжелательного, спокойного и уверенного тона в сочетании с необходимым уровнем настойчивости и твердости. Вопросы необходимо формулировать тщательно. Они должны быть понятными и не двусмысленными. Нельзя задавать наводящие вопросы, подсказывать или делать внушения. Нужно убедиться в том, что несовершеннолетний правильно понимает задаваемые ему вопросы. Если же подросток не понимает, то необходимо переформулировать вопрос и задать его еще раз или разделить на части. Во время проведения допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия, а также в случае необходимости прибегать к использованию современной подростковой лексики [4]. Не следует торопиться с выводом о том, что подросток лжет. В отношении подозреваемого необходимо узнать у него, где он находился и чем занимался в момент совершения преступления.
Во время допроса частой проблемой является дача ложных показаний. Причинами дачи ложных показаний могут выступать советы, угрозы, чувство дружбы с тем, о ком подростку нужно дать показания, негативное отношение несовершеннолетнего к органам следствия, неправильное поведения самого следователя во время допроса.
Следует сказать, что несмотря на четкое регулирование законом допроса подростка, можно выявить некоторые недостатки. Так, ст. 191 и ст. 245 УПК РФ устанавливает сроки проведения допроса, но бывают случаи, когда сложно уложить выполнение данного следственного действия в установленный срок. В связи с этим для своевременного расследования уголовного дела целесообразно изложить данные статьи в такой редакции, которая предусматривала бы увеличение продолжительности допроса в разумных пределах с согласия несовершеннолетнего лица, его законного представителя и других лиц, участвующих в допросе. Также следует определить эти разумные пределы.
Понятие и содержание «интересов несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» УПК РФ не раскрывает, следовательно, кто уполномочен их определять, исходя из каких предпосылок и чем мотивируя, остается неясным [5]. Это увеличивает вероятность того, что следователь, ссылаясь на те же интересы несовершеннолетнего, не будет допускать законного представителя или представителя к данному следственному действию, если это противоречит интересам следствия.
Дискуссионным является и вопрос об участии педагога или психолога в допросе. В юридической литературе одни авторы считают, что лучше привлекать врача-психотерапевта, врача-психи-
атра, выбирать между педагогом и психологом или привлекать их обоих по необходимости.
Подводя итог, можно сказать, что допрос является практически самым сложным следственным действием, поскольку протекает зачастую в конфликтной ситуации. Допрос же несовершеннолетних имеет свою специфику, так как характеризуется особым субъектом - лицом, которое не достигло возраста 18 лет. Допрос строится не только на процессуальных началах, но и на психологических и этических. Стоит подчеркнуть, что УПК РФ не закрепляет понятия допроса и не предусматривает деление его на стадии, а также отсутствует единый акт, который регулировал бы взаимоотношения следователя и подростка во время допроса. В самом общем виде допрос можно определить как следственное действие, которое состоит в общении следователя с несовершеннолетним допрашиваемым с целью получения от последнего сведений об обстоятельствах, которые подлежат доказыванию, и иных обстоятельствах уголовного дела.
В юридической литературе высказываются различные тактики проведения допроса. Производство рассматриваемого следственного действия дает положительный результат лишь при серьезной подготовке к его проведению, при установлении психологического контакта с несовершеннолетним и выборе тактических приемов, которые направлены на выявление подробной картины преступления, исключающих возникновение конфликта. Выбор тактического приема в каждом случае зависит не только от обстоятельств самого дела, но и личности несовершеннолетнего, причем следователь должен быть подготовлен и владеть тактическими приемами. Все перечисленные элементы должны быть в совокупности.
- Литература -
1. Варлова А.О., Гнетова Л.В. Особенности допроса несовершеннолетних // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7(33). С. 112-117.
2. Вершинин А.Г. Особенности правового регулирования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (с учетом изменений УПК, вступающих в силу 01.01.2015). Процессуальный и криминалистический аспекты // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 504-506.
3. Гарипова Р.А. Разрешение конфликтной ситуации во время допроса / Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов, 2014. С. 45-46.
4. Дударев В.А. Тактические особенности установления психологического контакта с несовершеннолетними при их допросе // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2(1). С. 186-191.
5. Лаврова О.Н. К вопросу о производстве следственных действий с участием несовершеннолетних лиц // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 143-146.
6. Пилякин М.И., Кузнецов В.А. Тенденции правового регулирования следственных действий, проводимых с участием несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С.99-103.
7. Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых) // Научные исследования. 2018. № 4. С. 42-45.
= References =
1. Varlova A.O., Gnetova L.V. Osobennosti doprosa nesovershennoletnih // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2018. № 7(33). S. 112-117.
2. Vershinin АOsobennosti pravovogo геди1^атуа sledstvennyh dejstvij s исЬ^^ет nesovershennoletnego poterpevshego ili svidetelya ^ uchetom izmenenij иРК, vstupayushchih V silu 01.01.2015). Processual'nyj i кптта^юЬ^ку aspekty // Molodoj uchenyj. 2014. № 21. S. 504-506.
3. Garipova R.A. Razreshenie konfliktnoj situacii vo vremya doprosa / Nauka i obrazovanie V XXI veke: sbomik nauchnyh trudov ро т^епа!ат Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Tambov, 2014. S. 45-46.
4. Dudarev ^А. Takticheskie osobennosti ustanovleniya psihologicheskogo kontakta s nesovershennoletnimi pri ^ doprose // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2(1). S. 186-191.
5. Lavrova O.N. К voprosu о proizvodstve sledstvennyh dejstvij s uchastiem nesovershennoletnih lic // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. 2016. № 1. S. 143-146.
6. РНуакт М.1., Kuznecov V.А. Tendencii pravovogo regulirovaniya sledstvennyh dejstvij, provodimyh s uchastiem nesovershennoletnih // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 10. S.99-103.
7. Sapova АТаЙюЬ^^е osobennosti doprosa nesovershennoletnih obvinyaemyh (podozrevaemyh) // Nauchnye issledovaniya. 2018. № 4. S. 42-5.
(статья сдана в редакцию 27.11.2019)