Научная статья на тему 'Некоторые организационные и процессуальные проблемы производства допроса несовершеннолетнего'

Некоторые организационные и процессуальные проблемы производства допроса несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4964
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INVESTIGATION / INTERROGATION / JUVENILE / EVIDENCE / TEACHER / PSYCHOLOGIST / СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / ДОПРОС / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савицкая Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются некоторые организационные, тактические и процессуальные особенности производства допроса с участием несовершеннолетнего лица. На основе результатов прокурорского надзора по соблюдению прав несовершеннолетних, а также опроса следователей, проводивших указанное следственное действие в следственных отделах Воронежской области, анализируются ошибки, допускаемые следователями, а также проблемы, возникающие в ходе производства допроса, предлагаются возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ORGANIZATIONAL AND PROCEDURAL PROBLEMS OF PRODUCTION OF THE INTERROGATION OF A MINOR

Тhis article discusses some of the organizational, tactical and procedural aspects of proceedings involving minors. Based on the results of Prosecutor's supervision on observance of rights of minors, and the survey of investigators who conducted investigative action specified in the investigative departments of the Voronezh region, analyzes the mistakes made by investigators, as well as problems arising in the course of production of the interrogation and suggests possible solutions.

Текст научной работы на тему «Некоторые организационные и процессуальные проблемы производства допроса несовершеннолетнего»

И.Г. Савицкая,

кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

SOME ORGANIZATIONAL AND PROCEDURAL PROBLEMS OF PRODUCTION OF THE INTERROGATION OF A MINOR

В статье рассматриваются некоторые организационные, тактические и процессуальные особенности производства допроса с участием несовершеннолетнего лица. На основе результатов прокурорского надзора по соблюдению прав несовершеннолетних, а также опроса следователей, проводивших указанное следственное действие в следственных отделах Воронежской области, анализируются ошибки, допускаемые следователями, а также проблемы, возникающие в ходе производства допроса, предлагаются возможные пути их решения.

Ihis article discusses some of the organizational, tactical and procedural aspects of proceedings involving minors. Based on the results of Prosecutor's supervision on observance of rights of minors, and the survey of investigators who conducted investigative action specified in the investigative departments of the Voronezh region, analyzes the mistakes made by investigators, as well as problems arising in the course ofproduction of the interrogation and suggests possible solutions.

Расследование уголовных дел с участием несовершеннолетних не обходится без производства такого следственного действия, как допрос. Эффективное производство допроса несовершеннолетнего требует знания и применения не только норм уголовно-процессуального закона, но и фундаментальных положений других наук: криминалистики, психологии, педагогики. Как справедливо отмечали С. А. Голунский и Г. К. Рогинский: «Допрос — большое искусство. Научиться вести допрос можно только на практике. Это, как всякое искусство, требует, с одной стороны, способностей, а с другой — опыта и умения» [5. — С. 12]. Данное высказывание является актуальным и в настоящее время, и, несмотря на то, что допрос изучался неоднократно, в силу своей многогранности это следственное действие практически не

имеет пределов исследования в обозримом будущем [12. — С. 4].

Показания несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, протоколы их допросов в ряде случаев выступают в роли основных доказательств. Однако показания допрашиваемых будут являться доказательствами только в том случае, если допрос проведен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а полученные результаты надлежащим образом оформлены. Вышесказанное побуждает осветить проблемные аспекты производства допроса несовершеннолетнего.

Общий порядок производства допроса регламентирован ст. ст. 187—190 УПК РФ. Одновременно законодателем установлены особые процессуальные правила производства допроса

лиц, не достигших 18-летнего возраста и выступающих по уголовному делу в качестве потерпевшего или свидетеля (ст. 191 УПК РФ).

Проведению допроса несовершеннолетнего как подозреваемого и обвиняемого, а особенно потерпевшего или свидетеля, должна предшествовать тщательная подготовка. Как справедливо отмечает В. Л. Васильев, следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия [2. — С. 413]. Необходимо учитывать как безотлагательность данного следственного действия, так и физическое и психоэмоциональное состояние несовершеннолетнего.

Во-первых, несовершеннолетний гораздо быстрее утомляется, чем взрослый, а усталость может оказаться одним из источников ложных показаний [1. — С. 179]. Во-вторых, длительные допросы недопустимы, так как могут вызвать стрессовое состояние или состояние безразличия к происходящему, что может привести к самооговору или замкнутости несовершеннолетнего [8. — С. 33]. Не случайно поэтому некоторые авторы среди условий, которые должны соблюдаться при допросе несовершеннолетних, называют «краткость (непродолжительность) допроса» [6. — С. 58].

В связи с этим законодательное ограничение продолжительности допроса несовершеннолетних необходимо расценивать как одну из важнейших гарантий защиты их прав. До 1 января 2015 года ограничение длительности допроса законодателем было предусмотрено только в отношении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. В ч. 1 ст. 425 УПК РФ указано, что их допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. Нововведением с 1 января 2015 года в ч. 1 ст. 191 УПК РФ закреплена предельная продолжительность производства следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в зависимости от его возраста.

Они не могут продолжаться:

- в возрасте до 7 лет — без перерыва более 30 мин., а в общей сложности — более одного часа;

- в возрасте от 7 до 14 лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов;

- в возрасте старше 14 лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день.

При этом допрос несовершеннолетнего потерпевшего в ночное время запрещен; время проведения допроса должно соответствовать его возрастным особенностям; вызов несовершенно-

летнего на допрос должен осуществляться в свободное от обучения время.

При производстве допроса несовершеннолетнего необходимо уделить внимание вопросам организационного характера, которые, в свою очередь, не всегда решаются следователем должным образом.

Так, эффективным средством получения информации, например, от несовершеннолетнего потерпевшего, имеющей значение для выдвижения версий, планирования расследования, разработки тактики следственных действий, служит использование помещения, оборудованного зеркалом Гезелла1.

Особое значение такое средство приобретает при расследовании преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, когда установление психологического контакта с потерпевшим требует помощи специалиста-психолога. Проблема участия психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших в науке поднималась не раз [4, 7, 9, 10, 11]. В помещении, оборудованном зеркалом Гезелла, психологи могут беседовать с потерпевшими детьми под незаметным наблюдением следователей, не нанося вреда психике ребенка.

Специально оборудованные помещения для производства следственных действий с участием несовершеннолетних с соответствующей обстановкой (детской мебелью, игрушками, куклами, в том числе анатомическими) в настоящее время имеют место только в Следственном комитете Российской Федерации. Такая обстановка способствует достижению более полного психологического контакта следователя с потерпевшим.

Проведенное нами анкетирование2 показало, что большинство опрошенных следователей органов внутренних дел проводят допрос в служебном кабинете, независимо от возраста и процессуального статуса несовершеннолетнего, и лишь иногда используют специально оборудованную детскую комнату, в случае если от несовершеннолетнего или его законного представителя поступило соответствующее ходатайство.

На наш взгляд, для более эффективного и результативного производства следственных дей-

1 Зеркало Гезелла — стекло, выглядящее как зеркало с одной стороны и как затемнённое стекло — с другой. Активно применяется детскими психологами. Психологи наблюдают за детьми через зеркало Гезелла, не мешая им, что позволяет детям вести себя естественно и позволяет психологам верно оценить педагогическую ситуацию.

2Анкетирование проводилось среди следователей следственных отделов органов внутренних дел г. Воронежа в мае 2016 года.

ствий с участием несовершеннолетних необходимо оборудовать в отделах внутренних дел специальные помещения с соответствующей обстановкой, которая будет способствовать достижению более полного психологического контакта следователя с допрашиваемым лицом.

Особенности психологического развития детей различных возрастов и сложности, которые возникают при получении от них информации, свидетельствуют о необходимости участия в допросе педагога или специалиста-психолога.

Анкетирование, проведенное нами среди следователей органов внутренних дел, показало, что у них возникают определенные трудности, связанные с порядком вызова и участием в допросе, а также иных следственных действиях с участием несовершеннолетних педагога (психолога).

По результатам опроса, наиболее часто к допросу с участием несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, следователи привлекают педагога, реже психолога. При этом даже при допросе несовершеннолетнего в возрасте от 16 до 18 лет большинство опрошенных привлекают педагога (психолога) в обязательном порядке, реже — на свое усмотрение. Педагог (психолог) привлекается следователем, как правило, по знакомству, ввиду отсутствия между правоохранительным органом и социальным учреждением договора, заключённого в целях привлечения данного участника процесса к следственным действиям с участием несовершеннолетних.

В связи с этим требуется законодательно либо на уровне ведомственных нормативных актов закрепить такой порядок. При этом необходимо указать требования, предъявляемые к педагогу.

Ряд следователей при опросе указали на то, что педагоги воспитательных учреждений, в которых обучается допрашиваемый, заведомо знакомые с несовершеннолетним, не всегда оказывают положительное влияние на дачу им объективных и правдивых показаний, в связи с чем респонденты ощущают потребность законодательно закрепить привлечение педагогов (психологов), не знакомых с несовершеннолетним допрашиваемым лицом.

Результаты интервьюирования следователей также показывают, что эффективной является практика проведения предшествующей допросу беседы психолога с несовершеннолетним. Как правило, такая беседа нужна для объяснения несовершеннолетнему необходимости говорить правду, а также в целях установления психологического контакта. Потребность закрепления на законодательном уровне обязательной беседы психолога с несовершеннолетним перед допросом также была отмечена следователями как одно из направлений совершенствования УПК в

части производства следственных действий с участием несовершеннолетних.

По определенным категориям дел именно участие психолога, а не педагога может оказать существенную помощь в установлении психологического контакта с несовершеннолетним. Это особенно важно, если подросток замкнут, недоверчив, с трудом налаживает отношения с окружающими, а также при расследовании преступлений, совершенных на сексуальной почве в отношении малолетних детей. Такая помощь специалиста-психолога широко используется при допросе несовершеннолетних, в том числе малолетних потерпевших, в зарубежной следственной практике [14. — С. 20].

При допросе несовершеннолетнего следует обратить серьезное внимание на процессуальные проблемы его производства.

Анализ результатов прокурорского надзора о соблюдении прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства следователями ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области, проведенный в 2015 году, выявил многочисленные нарушения действующего процессуального законодательства.

В нарушение требований части 2 ст.191 УПК РФ несовершеннолетние, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, предупреждались следователями СО ОМВД России по Верхнемамон-скому и Калачеевскому районам об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. В нарушение требований п.1 ч. 4 ст.56 УПК РФ отец несовершеннолетнего подозреваемого М. был предупреждён следователем СО ОМВД России по Новохопёрскому району об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний [13. — С. 131].

Протокол допроса несовершеннолетнего подозреваемого С. был составлен следователем СО ОМВД России по Острогожскому району без указания точных сведений о времени начала и окончания следственных действий, т.е. с нарушением требований ч. 3 ст.166 УПК РФ. В нарушение требований ст.167, ч.ч. 8, 9 ст. 190 УПК РФ несовершеннолетним свидетелем О. по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя по расследованию преступлений на территории Советского района СУ УМВД России по г. Воронежу, не были подписаны все страницы протокола его допроса. В связи с этим протоколы указанных следственных действий были признаны недопустимыми доказательствами по делу [13. — С. 131].

Допросы несовершеннолетних свидетелей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по уголовным делам, расследовавшимся следователями СО ОМВД России по Верхнемамонско-

му, Кантемировскому, Петропавловскому и ряду других районов проводились следователями с нарушением требований ч. 1 ст.191 УПК РФ, а именно — в отсутствие педагогов или психологов [13. — С. 132].

Таким образом, проведенное нами анкетирование следователей СУ УМВД России по г. Воронежу, а также анализ результатов прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства следователями ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области свидетельствуют о проблемах как организационного, так и процессуального характера, имеющих место при производстве допросов несовершеннолетних лиц.

Для решения вышеобозначенных организационных и процессуальных проблем, в частности, требуется:

- оборудовать в отделах внутренних дел специальные помещения для производства следственных действий с участием несовершеннолетних с соответствующей обстановкой, которая будет способствовать достижению более полного психологического контакта следователя с допрашиваемым;

- законодательно либо на уровне ведомственных нормативных актов закрепить порядок вызова и участия в следственном действии педагога (психолога), указав предъявляемые к нему требования. Обеспечить обязательное участие педагога (психолога) в следственных действиях, не по знакомству, как бывает в большинстве случаев, а на основе гражданско -правового договора, заключаемого между правоохранительным органом и социальным учреждением;

- законодательно либо на уровне ведомственных нормативных актов закрепить возможность привлечения педагогов (психологов), не знакомых с несовершеннолетним допрашиваемым, в случаях, если педагоги воспитательных учреждений, в которых обучается подросток, заведомо могут оказывать отрицательное влияние на дачу им объективных и правдивых показаний;

- законодательно либо на уровне ведомственных нормативных актов закрепить обязательность проведения предшествующей допросу беседы психолога с несовершеннолетним в целях объяснения несовершеннолетнему необходимости говорить правду, а также в целях установления психологического контакта.

Полагаем, что указанные предложения могут быть восприняты УПК в части его совершенствования в области производства следственных действий с участием несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев А. Н., Карнеева Л. М. Тактика допроса при расследовании преступлений. — М., 1970. — С. 179.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник для вузов. — 6-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — С. 413.

3. Вахмянина Н. Б. Тактико-организационные рекомендации по соблюдению ограниченных сроков допроса малолетних свидетелей и потерпевших // Российский следователь. — 2014.

— № 20. — С. 40—41.

4. Гецманова И. В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних : дис. ... канд. юрид. наук.

— М., 2001. — С. 149.

5. Голунский С. А., Рогинский Г. К. Техника и методика расследования преступлений. Вып. 5.

— М., 1934. — С. 12.

6. Закатов А. А. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних // Вопросы криминалистической тактики : сб. трудов. — Ташкент, 1978. — С. 58.

7. Киселев Е. А., Казачек Е. Ю. Некоторые аспекты подготовки к допросу несовершеннолетнего потерпевшего // Российский следователь. —2015. — № 11. — С. 41—44.

8. Макаренко И. А. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого. — Уфа, 2001. — С. 33—37.

9. Мифтахова Л. А. Проблемы участия психолога в уголовном процессе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Уфа, 2001. — С. 148—149.

10. Мишенина А. А., Кирянина И. А. Тактические особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного процесса // Российский следователь. — 2015. — №2. — С. 12—16.

11. Семьянова И. С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних (организационно-правовой аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2003. — С. 114.

12. Тетюев С. В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2006. — С. 4.

13. Тищенко Е. А., Дорофеева В. Ю. О результатах анализа соблюдения прав несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства следователями ГСУ ГУ МВД России по Воронежской области в 2015 году // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних : сб. материалов межведомственного круглого стола. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2016. — С. 130—135.

14. Хмелева А. В. Зарубежный опыт проведения опросов малолетних потерпевших в случаях сексуального насилия (на примере Норвегии) // Уголовно-процессуальная охрана прав и законных интересов несовершеннолетних : сб. материалов межведомственного круглого стола. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2013. — С. 20—21.

REFERENCES

1. Vasilev A. N., Kameeva L. M. Taktika doprosa pri rassledovanii prestupleniy. — M., 1970. — S. 179.

2. Vasilev V. L. Yuridicheskaya psihologiya : uchebnik dlya vuzov. — 6-e izd. — SPb. : Piter, 2009. — S. 413.

3. Vahmyanina N. B. Taktiko-organizatsionnyie rekomendatsii po soblyudeniyu ogranichennyih srokov doprosa maloletnih svideteley i poterpevshih // Ros-siyskiy sledovatel. — 2014. — # 20. — S. 40—41.

4. Getsmanova I. V. Osobennosti predvaritelnogo sledstviya po delam o prestupleni-yah nesovershennoletnih : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2001. — S. 149.

5. Golunskiy S. A., Roginskiy G. K. Tehnika i metodika rassledovaniya prestupleniy. Vyip. 5. — M., 1934. — S. 12.

6. Zakatov A.A. Nekotoryie osobennosti taktiki doprosa nesovershennoletnih // Voprosyi kriminal-isticheskoy taktiki : sb. trudov. —Tashkent, 1978. — S. 58.

7. Kiselev E. A., Kazachek E. Yu. Nekotoryie aspektyi podgotovki k doprosu nesovershen-noletnego poterpevshego // Rossiyskiy sledovatel. —2015. — # 11. — S. 41—44.

8. Makarenko I. A. Taktika doprosa nesovershen-noletnego obvinyaemogo. — Ufa, 2001. — S. 33—37.

9. Miftahova L. A. Problemyi uchastiya psi-hologa v ugolovnom protsesse : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Ufa, 2001. — S. 148 — 149.

10. Mishenina A. A., Kiryanina I. A. Taktiches-kie osobennosti doprosa nesovershennoletnih uchastnikov ugolovnogo protsessa // Rossiyskiy sledovatel. — 2015. — #2. — S. 12—16.

11. Semyanova I. S. Problemyi sovershenstvo-vaniya rassledovaniya prestupleniy nesovershennoletnih (organizatsionno-pravovoy aspekt) : dis. ... kand. yurid. nauk. — Omsk, 2003. — S. 114.

12. Tetyuev S. V. Dopros nesovershennoletnego obvinyaemogo v stadii predvaritelnogo rassledovaniya (protsessualnyiy aspekt) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Chelyabinsk, 2006. — S. 4.

13. Tischenko E. A., Dorofeeva V. Yu. O re-zultatah analiza soblyudeniya prav nesovershennoletnih uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva sledovatelyami GSU GU MVD Rossii po Voronezh-skoy oblasti v 2015 godu // Ugolovno-protsessualnaya ohrana prav i zakonnyih interesov nesovershennoletnih : sb. materialov mezhvedom-stvennogo kruglogo stola. — Voronezh : Voronezh-skiy institut MVD Rossii, 2016. — S. 130—135.

14. Hmeleva A. V. Zarubezhnyiy opyit provedeniya oprosov maloletnih poterpevshih v slu-chayah seksualnogo nasiliya (na primere Norvegii) // Ugolovno-protsessualnaya ohrana prav i zakonnyih interesov nesovershennoletnih : sb. materialov mezhvedomstvennogo kruglogo stola. — Voronezh : Voronezhskiy institut MVD Rossii, 2013. — S. 20—21.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Савицкая Ирина Геннадьевна. Доцент кафедры уголовного процесса. Кандидат юридических

наук.

Воронежский институт МВД России. E-mail: [email protected].

Россия, 394065, Воронеж, просп. Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-47.

Savitskaya Irina Gennadievna. Associate Professor of the chair of Criminal Trial. Candidate of Law. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: [email protected].

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-47.

Ключевые слова: следственное действие; допрос; несовершеннолетний; доказательства; педагог; психолог.

Key words: investigation; interrogation; juvenile; evidence; teacher; psychologist. УДК 343.164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.