Научная статья на тему 'Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего'

Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4285
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА / ТАКТИКА ДОПРОСА / ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ТАКТИКА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА ПРИ ДОПРОСЕ / УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА ПРИ ДОПРОСЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / CRIMINALISTICS / FORENSIC TACTICS / INTERROGATION TACTICS / INTERROGATION OF MINORS / TACTICS OF INTERROGATION OF MINORS / PARTICIPATION OF A PEDAGOGUE DURING INTERROGATION / PARTICIPATION OF A PSYCHOLOGIST DURING INTERROGATION / JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомина Инна Анатольевна, Горбачева Елена Васильевна

В статье исследуются некоторые процессуальные и криминалистические особенности участия педагога или психолога при производстве такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего. Проведение полного, всестороннего и объективного судебного разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется эффективностью организации и ведения предварительного следствия по данной категории дел. Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. Сущность этого следственного действия с участием несовершеннолетних раскрывается в статье через процессуальные, тактические и психологические особенности его производства с учетом личности субъекта допроса. В статье отмечается, что уяснение сущности участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего всегда определяется не через какую-то отдельно взятую задачу такого участия, а посредством рассмотрения их всех в совокупности. Авторами предпринята попытка обосновать значимость внесения изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство в части участия специалистов при производстве следственных действий по делам несовершеннолетних. Рассмотрены вопросы необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, что является дополнительной процессуальной гарантией охраны их прав и установления истины, обеспечения воспитательного и предупредительного воздействия судопроизводства. Поднимаются проблемы не только процессуального и тактического, но и организационного характера при участии педагога или психолога при производстве допроса. Отмечается, что без их решения говорить о максимальной реализации прав и гарантий несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством, невозможно. В этом случае эта цель не может быть достигнута, если названные лица будут только присутствовать при допросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего»

УДК 343.98

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ТАКТИКЕ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

© Фомина И. А., Горбачева Е. В., 2018

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье исследуются некоторые процессуальные и криминалистические особенности участия педагога или психолога при производстве такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего. Проведение полного, всестороннего и объективного судебного разбирательства по делам несовершеннолетних во многом определяется эффективностью организации и ведения предварительного следствия по данной категории дел. Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. Сущность этого следственного действия с участием несовершеннолетних раскрывается в статье через процессуальные, тактические и психологические особенности его производства с учетом личности субъекта допроса. В статье отмечается, что уяснение сущности участия педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего всегда определяется не через какую-то отдельно взятую задачу такого участия, а посредством рассмотрения их всех в совокупности. Авторами предпринята попытка обосновать значимость внесения изменений в действующее уголовно-процессуальное законодательство в части участия специалистов при производстве следственных действий по делам несовершеннолетних. Рассмотрены вопросы необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, что является дополнительной процессуальной гарантией охраны их прав и установления истины, обеспечения воспитательного и предупредительного воздействия судопроизводства. Поднимаются проблемы не только процессуального и тактического, но и организационного характера при участии педагога или психолога при производстве допроса. Отмечается, что без их решения говорить о максимальной реализации прав и гарантий несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством, невозможно. В этом случае эта цель не может быть достигнута, если названные лица будут только присутствовать при допросе.

Ключевые слова: криминалистика, криминалистическая тактика, тактика допроса, допрос несовершеннолетних, тактика допроса несовершеннолетних, участие педагога при допросе, участие психолога при допросе, преступность несовершеннолетних.

Расследование преступлений с участием несов ершеннолетних предусматрив ает свою особенную специфику, связанную с возрастными и социально-психологическими особенностями этих лиц. Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития [1].

Несовершеннолетний - это особая процессуальная фигура, а преступность несовершеннолетних, которая согласно статистическим данным в период с 2013 по 2017 г. составляет порядка 4,5 % от общего количества зарегистрированных преступлений (при этом 22,6% из этого количества - это тяжкие и особо тяжкие преступления) [2], имеет свои особенности, проявляющиеся в динамике, мотивации, структуре, в личных качествах несовершеннолетнего, а значит, существуют и специфичные методы при расследовании преступлений с участием несовершеннолетних, где первостепенным является охрана их подростковой психики наряду с защитой законных прав и интересов, защита от

необоснованного ограничения их прав и свобод, от незаконного обвинения и осуждения.

Существующая в науке распространенная точка зрения о том, что «чаще всего преступление совершают так называемые "трудные", педагогически "запущенные" подростки, для которых, как правило, характерно отрицательное отношение к учебе, что, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища» [3] - в современный период времени не совсем соответствует существующим эмпирическим данным и тому, что мы можем наблюдать в социальных сетях и по новостным каналам. В современный период преступления зачастую совершаются несовершеннолетними из благополучных семей (порядка 40 % от зарегистрированных), пользующимися «авторитетом» у сверстников, имеющими много друзей и знакомых. Нередко, уже после установления виновности несовершеннолетнего, многие из его окружения (друзья, соседи, родственники) не верят в возможность совершения им указанных противоправных действий, искренне удивляясь произошедшему. Эта тенденция предъявляет необходимость выработки новых

подходов, приемов при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних, в том числе и к тактике проведения отдельных следственных действий.

Особенности производства по делам несовершеннолетних определяются целым рядом совокупных взаимозависимых и взаимообусловленных факторов. В первую очередь, следует всегда помнить, что на процедуру производства по данной категории дел влияние оказывают не только и не столько сами по себе значимые свойства уголовного судопроизводства, сколько присущие только ему системные связи, следовательно, судопроизводство по рассматриваемой категории дел всегда будет обусловлено и зависимо от специфики субъекта - несовершеннолетнего, что, в свою очередь, конкретизирует общую структуру системы уголовного судопроизводства, включая специфичную совокупность процессуальных действий, отношений по сравнению с обычным кругом участников. В первую очередь это относится к участию законных представителей и специалистов (педагога, психолога), т. е. специфический круг участников уголовного судопроизводства с участием несовершеннолетних, ввиду его особых психофизических качеств личности, которые обусловливают наличие психологического фактора в делах данной категории. Кроме того, ввиду условности в индивидуальном плане самого критерия достижения совершеннолетия -возраста (сам факт достижения 18 лет не обусловливает достижение достаточного уровня психофизического развития, соответствующего возрасту), личность каждого подростка может не соответствовать заложенному в законе представлению о моменте наступления юридической зрелости, а значит, требует детального изучения с учетом не только формализованного подхода.

В производстве по делам несовершеннолетних обязательно необходимо учитывать их возрастные и психофизиологические особенности, присущую им недооценку своих поступков, наличие нивелирования тяжести совершенного и возможное присутствие у них чувства вседозволенности. Кроме того, скорость и особенности протекания психических реакций у несовершеннолетнего также отличаются от взрослого человека, что обусловливается эмоциональной акцентуацией его личностных качеств.

Ведущую роль в следственных действиях по делам с участием несовершеннолетних занимает допрос, тактика производства которого, ввиду особой сложности, требует от следователя/ дознавателя тщательной подготовки и сосредоточенности при его проведении.

Тактика допроса несовершеннолетних предусматривает особые процессуальные и процедурные правила, обусловленные гарантиями прав и законных интересов несовершеннолетних, защитой от неправомерного психологического воздействия, в числе которых, в частности, привлечение педагога или психолога (ст. 191, 280, 425 УПК РФ). При этом, несмотря на то, что уголовно-процессуальным законодательством не раскрывается роль такого привлечения, законодатель различает эти понятия, ставя между ними союз «или», что подразумевает взаимоисключение участия этих специалистов одновременно: следователь должен сделать выбор, кого ему привлечь к участию при проведении допроса. В этой связи считаем не совсем верным употребление в научной литературе этих двух понятий как равнозначных [4] и, соответственно, отождествление педагога и психолога, или вообще определение понятию педагог через психолога [5]. В принципе, такой подход ряда авторов понятен: законодатель не расшифровал роль такого участия, а просто перечислил двух этих специалистов и, исходя из смыслового понимания их ролевой значимости, ряд авторов приравнивают эти понятия. Между тем психолог (от др.-греч. tyu^ - душа; \oyoq - знание) - это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения. Педагог же (от др.-греч. лшбаушуо^ - ведущий ребёнка) - это специалист по педагогике, занимающийся преподавательской и воспитательной работой.

Таким образом, если для педагога несовершеннолетний - это объект воспитательного воздействия, то для психолога - это личность, «партнер» по решению психологических задач. Именно психолог умеет различать эмоциональные состояния, в которых пребывает несовершеннолетний, помогать преодолеть трудности общения следователя и несовершеннолетнего при допросе, устранить заблуждения и недопонимания, определить наличие склонности к фантазированию и оценить ее степень.

В этой связи считаем целесообразной позицию С. А. Роганова и Т. Л. Константиновой, которые предлагают исключить из УПК РФ слово «педагог» [6] в том контексте, в котором оно используется в настоящий момент, так как его участие не отвечает требованиям содержательной и целевой сущности такого его участия при допросе.

Педагога целесообразно привлекать только в качестве свидетеля: т. е. человека, который лично знаком с несовершеннолетним (например, потому что обучает его) и в этой связи может дать оценку его личностным качествам, рассказать о взаимоотношениях со сверстниками и другими педагогами, осветить вопросы успеваемости и тому подобное.

Психолога же следует действительно рассматривать как специалиста в области психологии, а следовательно, именно его привлечение к допросу несовершеннолетнего оправдано и будет способствовать целям допроса несовершеннолетнего.

По нашему мнению, для правильного определения цели и задач участия психолога в допросе несовершеннолетнего необходимо учитывать цели и задачи самого следственного действия - допроса. Его целью является установление обстоятельств, подлежащих доказыванию, а задачей - получение полных и достоверных показаний от несовершеннолетнего. А значит, основная цель участия психолога в допросе -это оказание содействия в получении полных и достоверных показаний несовершеннолетнего. В частности, участие психолога при допросе несовершеннолетнего способствует достижению и решению таких вопросов, как:

• оказание помощи в установлении психологического контакта между следователем и несовершеннолетним;

• возможность предвосхищения агрессии в поведении несовершеннолетнего и устранение недопонимания между ним и следователем;

• оказание содействия в формулировании на этапе подготовки и постановке корректных и целевых вопросов;

• наблюдение в ходе допроса за реакциями и поведением несовершеннолетнего как в ходе свободного рассказа, так и при ответах на вопросы с целью выявления улик поведения;

• оказание помощи следователю в оценке правдивости или ложности даваемых несовершеннолетним показаний;

• установление причин добросовестного заблуждения и т. п.

Именно такой подход к участию специалиста-психолога при допросе несовершеннолетнего - максимально соответствует тактическим целям допроса и способствует максимальному достижению поставленных данным следственным действием целей.

Тактическая роль участия психолога при производстве допроса обусловлена возможностью использования различных приемов, которые есть на его вооружении как лица, обладающего специальными знаниями.

На практике существует множество примеров, когда только работа психолога с несовершеннолетним помогает «разговорить» его в случае, если несовершеннолетний стал жертвой преступного посягательства, а также помочь выявить социальные, психологические и воспитательные факторы, способствовавшие и приведшие его к девиантному поведению.

Так, по уголовному делу в отношении отчима, насиловавшего в течение длительного времени двух своих падчериц, только длительная работа и постоянные беседы психолога с младшей из девочек позволили ей преодолеть психологический барьер и рассказать обо всем происходившем, хотя изначально девочка совсем молчала и не давала никаких показаний [7].

Роль психолога не должна сводиться к банальному присутствию при допросе. Следует всячески избегать формализма в таком участии. В частности, кроме указанных аспектов участия психолога в допросе несовершеннолетних следует отметить еще одну особенность - это оказание помощи во взаимодействии с законными представителями несовершеннолетнего, а иногда и оказание непосредственной помощи им. Ведь работа с ними также должна проводиться, в конечном итоге это должно помочь избежать в будущем попадания несовершеннолетнего в поле зрения правоохранительных органов (и в качестве виновного, и в качестве жертвы преступления).

Между тем, пока в действующее уголовно-процессуальное законодательство не внесены изменения и термины «педагог» и «психолог» используются как равнозначные, следует поднять такую проблему, как их возможная заинтересованность.

По общему требованию лицо, привлекаемое в качестве специалиста - педагога или психолога, должно быть не заинтересованным в исходе дела. Однако на практике имеют место случаи, когда следователь привлекает в качестве специалиста-педагога учителя, классного руководителя или социального педагога из той же школы, в которой учится несовершеннолетний. При этом нередки случаи, когда такой привлеченный педагог в глазах подростка не защитник и помощник, а противник, неприятель, который может спровоцировать конфликтную ситуацию, встречая подростка осуждающими словами («доигрался», «а мы тебя предупреждали» и т. п.). Также если подросток уже попадал в поле зрения администрации школы, был недисциплинированным, провоцировал конфликты, драки, характеризуется как «трудный подросток», то такой педагог может быть косвенно заинтересован в его дальнейшем изолировании

от общества, отчислении из школы. Поэтому, во избежание возможных трудностей, следует выбирать и приглашать в качестве специалиста лицо, ранее никак не пересекавшееся и не знакомое с несовершеннолетним.

Между тем, несмотря на возможность привлечения психолога, сам следователь должен в полной мере быть готов к допросу несовершеннолетнего. Как отмечает В. Л. Васильев, следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия [8].

При допросе несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых следователь в основном оперирует приемами логической и психологической природы. Это связано с тем, что идеальные следы (психические отображения, образы, следы памяти) исследуемого события недоступны следователю для непосредственного восприятия. Их содержание можно раскрыть только приемами и правилами общения как процесса обмена информацией, диалога следователя с людьми, являющимися носителями «следов памяти», в ходе беседы, допроса, очной ставки, проверки показаний на месте и других вербальных действий. Имеются в виду приемы и правила речевого и неречевого характера, а также комбинации правил, приемов того и другого типов [9].

Следует отметить, что законодатель не оговаривает момент привлечения специалиста к допросу и само законодательство не содержит каких-либо ограничений. Ввиду того, что традиционно тактика следственного действия (в том числе и допроса) состоит из трех взаимосвязанных этапов, рекомендуется привлекать психолога еще на стадии подготовки к допросу. На подготовительной стадии также целесообразно допросить педагога в качестве свидетеля. Все эти действия позволят избежать формализма при проведении допроса несовершеннолетнего, снизят риск проведения повторного допроса, с целью устранения субъективных недостатков первоначального допроса. В этом плане при взаимодействии с психологом, а также при допросе педагога-свидетеля следует уделить внимание моделированию сценария развития допроса несовершеннолетнего. Учет ситуационного подхода здесь должен стать доминирующим при выборе тактических приемов допроса и способов установления психологического контакта с несовершеннолетним.

В частности, при допросе несовершеннолетнего подозреваемого следует учитывать его эмоционально-психическое состояние, обу-

словленное совершенным им преступлением, а значит, возможное агрессивное, вызывающее поведение, отрицание совершенного или умаление тяжести содеянного.

Кроме того, при допросе несовершеннолетнего обязательно необходимо установить источник его показаний, попытаться выявить признаки шаблонности фраз, не свойственные его возрасту или кругу общения, но употребляемые им, что может свидетельствовать о зау-ченности текста показаний. Следует обратить внимание на наличие в свободном рассказе и при ответах на вопросы слов и выражений, не характерных для его лексикона, уровня образования и развития, - это может свидетельствовать о наличии навязывания чужого мнения относительно произошедшего или при даче оценки и характеристики какого-либо лица. Также наблюдение при допросе за реакцией несовершеннолетнего на вопросы, особенность ответов: с обидой, робкие, неуверенные, путаные, а также за самим поведением: запуган, застенчив, обидчив, самоуверен, дерзок - позволит акцентировать внимание на причинности такого поведения и реакции, выявить негативные факторы, мешающие несовершеннолетнему излагать именно свою позицию по делу.

Установление авторитетов, кумиров (как реальных, так и выдуманных) будет способствовать прогнозированию возможного существования эффекта копирования, подражания, подчинения или конформного поведения, когда чувство ложного товарищества «диктует» покрывание своих подельников, а иногда и взятие на себя их вины. В этом случае следователь и психолог должны попытаться выяснить мотивы такой дружбы, взаимосвязи и взаимоотношения в группе и попытаться разъяснить суть истинной дружбы и товарищества, вскрыть существующие в группе разногласия и противоречия. Также следует отметить, что причиной такого самооговора и покрывательства бывает не авторитет взрослого преступника-коллеги, а «обвинительное» поведение самого следователя, которое способствует формированию у несовершеннолетнего ощущения неизбежности привлечения его к уголовной ответственности, или его осуждающее поведение по отношению к потерпевшему несовершеннолетнему.

Кроме того, следует помнить, что ввиду особенностей психики несовершеннолетнего он не всегда может на ходу придумывать продолжение «легенды» или объяснять какие-то, выдуманные ранее, ложные детали произошедшего. Поэтому не следует агрессивно себя вести и оказывать давление, при появлении нестыковок (такое поведение может напугать несовер-

шеннолетнего) необходимо спокойным тоном указать на противоречие и выяснить их причину - быть может, имеет место объективное заблуждение, а резкое поведение следователя может только усугубить его.

Еще одной рекомендацией будет необходимость «погружения» следователя в подростковую субкультуру, выяснение значения современных слов, принципов определения кумиров и увлечений нового поколения. Это будет способствовать не только установлению психологического контакта (подростки, привыкшие к «непониманию» со стороны взрослых, будут удивлены современными взглядами следователя), но и устранению смыслового барьера, пониманию сути излагаемой несовершеннолетним информации. Так, в ходе дачи показаний подросток может использовать различные современные сравнения, модные слова, семантическое значение которых может быть не понятно более взрослому поколению. При этом ни в коем случае нельзя допускать панибратства и нивелирования властного положения следователя.

УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний на месте с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (ст. 191) или при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 425) при наличии дополнительных условий: возраст и/или наличие психического расстройства, отставание в развитии. Между тем хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, должно быть обеспечено постоянное участие психолога (педагога) в рамках любого следственного действия, которое проводится с участием несовершеннолетнего вне зависимости от его процессуального статуса, возраста (достиг или нет 16 лет), а также наличия у него каких-либо отклонений психофизического развития. Об этом неоднократно упоминается и в научных источниках различного времени [10]. Участие несовершеннолетнего в следственных действиях такое же, как и в допросе, суть его - дача им определенного рода показаний или ответы на поставленные вопросы. Все действия, содержащие в себе элементы допроса, должны производиться по правилам, установленным для допроса несовершеннолетних.

Еще одной проблемой, которая подлежит разрешению на законодательном уровне, является проблема оплаты такого участия. В настоящий момент участие педагога или психолога никак не оплачивается, все это происходит на общественных началах. Между тем УПК РФ предусматривает вознаграждение за участие

специалиста (например, переводчик, эксперт, специалист - п. 4 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) в уголовном судопроизводстве. По нашему мнению, участие педагога или психолога при производстве по делам несовершеннолетних должно оплачиваться в общем порядке, наравне с оплатой труда других специалистов, и ст. 131 УПК РФ подлежит дополнению в части расширения перечня лиц, кому выплачивается вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства.

Законодательное закрепление и четкое определение правового статуса и характера участия психолога и педагога при допросе, акцентирование внимания на целях и задачах их участия - всем этим должен руководствоваться следователь при привлечении специалистов к участию в производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних. Ведь они могут пояснить следователю сущность психологических особенностей несовершеннолетних разных возрастных групп и оказать существенную помощь в определении свойств, состояний нервной системы, особенностей восприятия, запоминания, воспроизведении информации, наличия различных акцентуаций характера, уровня интеллектуального развития и особенностей протекания психических реакций, а значит, выработать совместно со следователем, используя свои специальные знания в психологии, верную тактику проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего. Ш

1. Брянская Е. В. Доказывание по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : монография. Иркутск, 2018. С. 22.

2. Состояние преступности: статистические данные официального сайта МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ Deljatelnost/statistics (дата обращения: 12.02.2018 г.)

3. Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник. СПб.,

2005. С. 430.

4. См. например: Кузнецова С. В., Кобцова Т. С. Тактика допроса несовершеннолетних. М., 2013. С. 16; Пронин К. В. Тактика допроса в суде : учеб. пособие. М., 2017. С. 172.

5. Особенности предотвращения и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми : учеб. пособие / Н. А. Данилова [и др.] ; под общ. ред. И. Ч. Шушкевича. М., 2008. С. 249.

6. Роганов С. А., Константинова Т. Л. К вопросу об участии педагога при производстве допроса // Ленингр. юрид. журн. 2015. № 2 (40). С. 204-205.

7. Аналитическая справка по итогам работы Следственного отдела по Ленинскому району г. Иркутска Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области. 2014 г.

8. Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник. 6-е изд. СПб., 2009. С. 413.

9. Еникеев М. И., Образцов В. А., Эминов В. Е. Следственные действия: психология, тактика, технология : учеб. пособие. М., 2011. С. 16.

10. См., например: Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М., 1982. С. 27; Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / под ред. А. М. Кустова. М.,

2006. С. 94; Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И. Н. Судебная

экспертиза : учеб. пособие. Ростов н/Д, 2006. С. 64; Шимановский В. В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних : учеб. пособие / под ред. А. А. Любавина. Волгоград, 1980. С. 36-37.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брянская Е. В. Доказывание по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : монография / Е. В. Брянская. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2018. - 182 с.

Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник / В. Л. Васильев. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2005. - 655 с.

Васильев В. Л. Юридическая психология : учебник / В. Л. Васильев. - 6-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 608 с.

Еникеев М. И. Следственные действия: психология, тактика, технология : учеб. пособие / М. И. Еникеев, В. А. Образцов, В. Е. Эминов. - М. : Проспект, 2011. - 216 с.

Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних / Л. Л. Каневский -М. : Юрид. лит., 1982. - 112 с.

Кузнецова С. В. Тактика допроса несовершеннолетних / Т. С. Кобцова, С. В. Кузнецова. - М. : Науч. кн., 2013. - 268 с.

Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Ю. Р. Орлова ; под ред. А. М. Кустова. - М. : Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2006. - 180 с.

Особенности предотвращения и расследования преступлений, связанных с торговлей людьми : учеб. пособие / под общ. ред. И. Ч. Шушкевич. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - 312 с.

Пронин К. В. Тактика допроса в суде : учеб. пособие / К. В. Пронин. - М. : Юстинцинформ, 2017. - 224 с.

Роганов С. А. К вопросу об участии педагога при производстве допроса / С. А. Роганов, Т. Л. Константинова // Ленингр. юрид. журн. - 2015. - № 2 (40). - С. 200-205.

Сорокотягина Д. А. Судебная экспертиза : учеб. пособие / Д. А. Сорокотягина, И. Н. Сорокотягин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 335 с.

Шимановский В. В. Процессуальные особенности расследования преступлений несовершеннолетних : учеб. пособие / В. В. Шимановский ; под ред. А. А. Любавина. -Волгоград : ВСШ МВД, 1980. - 87 с.

REFERENCES

Bryanskaya E.V. Dokazivanie po ugolovnim delam v otnoshenii neso-vershennoletnix. Irkutsk, IGU Publ., 2018, 182 p. (in Russian)

Vasiliev V.L. Juridicheskaya psixologiya. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2005, 655 p. (in Russian)

Vasiliev V.L. Juridkheskaya psixologiya. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2009, 608 s. (in Russian)

Enikeev M.I., Obrazcov V.A., Eminov V.E. Sledstvennie deistviya: psixologiya, taktika, texnologiya. Мoscow, Prospekt Publ., 2011, 216 p. (in Russian)

Kanevskii L.L. Rassledovanie I profilaktika prestuplenii nesoversheno-letnix. Мoscow, Yrid. lit. Publ., 1982, 112 p. (in Russian)

Kuzne^va S.V., Kob^va T.S. Taktika doprosa nesoverchenoletnix. Мoscow, Na^hnaya jizn Publ., 2013, 268 p. (in Russian)

Orlova Y.R. Osobennosti rassledovaniya I preduprejdeniya prestuplenii nesovershennoletnix. Мoscow, Моsk. Un-t MVD Rossii Publ., 2006, 180 p. (in Russian)

Osobennosti predotvracsheniyz i rassledovaniya prestuplenii, svyazan-nix s torgovlei lydmi. Moscow, Volter Kluver Publ., 2008, 312 p. (in Russian) Pronin K.V. Taktika doprosa v sude. Moscow, Ystincinform Publ., 2017, 224 p. (in Russian)

Roganov S.A., Konstantinova T.L. K voprosu ob uchastii pedagoga pri proizvodstve doprosa. Leningradskii yridicheskii jurnal, 2015, no. 2 (40), pp. 200-205. (in Russian)

Sorokotyagina D.A., Sorokotyagin I.N. Sudebnaya ekspertiza. Ros-tov-na-Dony, Feniks Publ., 2006, 335 p. (in Russian)

Shimanovskii V.V. Grocesualnie osobennosti rassledovaniya prestuplenii nesovershennoletnix. Volgograd, VSSH MVD Publ., 1980, 87 p. (in Russian)

Aspects of the Participation

of a Pedagogue and a Psychologist

in the Tactics of Interrogation of a Minor

© Fomina I. A., Gorbacheva E. V., 2018

The article investigates some procedural and forensic features of the participation of a pedagogue or a psychologist in the production of such an investigative action as an interrogation of a minor. The conduct of a full, comprehensive and objective trial of juvenile cases is largely determined by the effectiveness of the organization and conduct of preliminary investigation in this category of cases. To achieve a full and objective investigation, an investigative action, such as an interrogation, is great importance. The essence of this investigative action involving minors is disclosed in the article through the procedural, tactical and psychological features of its production, taking into account the personality of the subject of interrogation. The article notes that the clarification of the essence of the participation of a pedagogue or a psychologist in the interrogation of a minor suspect, accused, witness, victim is always determined not through any single task of such participation, but through consideration of all of them in the aggregate. The authors attempted to justify the significance of introducing changes in the current criminal procedural legislation regarding the participation of specialists in the conduct of investigative actions in cases of minors. The issues of the need to take into account the age and individual characteristics of minors are considered, which is an additional procedural guarantee for the protection of their rights and for establishing the truth, ensuring the educational and preventive impact of judicial proceedings. The problems are raised not only procedural and tactical, but organizational, with the participation of a teacher or a psychologist in the production of interrogation. It is noted that without their decision, it is impossible to talk about the maximum realization of the rights and guarantees of minors provided for by the current legislation. In this case, this goal can not be achieved if the named persons will only be present during the interrogation.

Key words: criminalistics, forensic tactics, interrogation tactics, interrogation of minors, tactics of interrogation of minors, participation of a pedagogue during interrogation, participation of a psychologist during interrogation, juvenile delinquency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.