Научная статья на тему 'Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов'

Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УСПЕХ / МОДЕЛЬ УСПЕШНОСТИ / PROFESSIONAL ORIENTATION / THE SUCCESS OF THE MODEL OF SUCCESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панкратова Ирина Анатольевна, Рогова Евгения Евгеньевна

В статье представлены теоретические исследования, посвященные анализу некоторых аспектов связи представлений об успешной профессиональной деятельности с профессиональной направленностью. Обосновывается актуальность исследуемой проблемы. В статье анализируются особенности представлений об успешной профессиональной деятельности у студентов-экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Панкратова Ирина Анатольевна, Рогова Евгения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Especially due professional orientation and understanding of the successful career of students

The paper presents the theoretical research on the analysis of some aspects of the relation between representations of a successful career with a professional orientation. The actuality of the problem under investigation. In the article features representations of a successful career in economics students.

Текст научной работы на тему «Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов»

Панкратова Ирина Анатольевна

Pankratova Irina Anatolevna Южный Федеральный Университет Southern Federal University Старший преподаватель кафедры организационной и прикладной психологии senior lecturer in organizational and applied psychology

E-mail: [email protected]

Рогова Евгения Евгеньевна

Rogova Evgeniya Evgenevna доцент кафедры организационной и прикладной психологии associate professor of organizational and applied psychology

E-mail: [email protected]

Особенности связи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов

Especially due professional orientation and understanding of the successful career of students

Аннотация: В статье представлены теоретические исследования, посвященные анализу некоторых аспектов связи представлений об успешной профессиональной деятельности с профессиональной направленностью. Обосновывается актуальность исследуемой проблемы. В статье анализируются особенности представлений об успешной профессиональной деятельности у студентов-экономистов.

The Abstract: The paper presents the theoretical research on the analysis of some aspects of the relation between representations of a successful career with a professional orientation. The actuality of the problem under investigation. In the article features representations of a successful career in economics students.

Ключевые слова: Профессиональная направленность, успех, модель успешности.

Keywords: Professional orientation, the success of the model of success.

После 20 лет политико-экономических трансформаций, повлекших за собой изменения в социальной сфере современной жизни, личности предъявляются качественно новые требования к планированию и построению своего жизненного пути, главенствующую роль, в которой играют представления о содержании успешной профессиональной деятельности.

Изучение представлений студентов с различной профессиональной направленности о содержании успешной профессиональной деятельности является необходимым для дальнейшей корректировки взглядов на содержание успешной профессиональной деятельности, для формирования более полной картины будущей деятельности. Проведенный Е.И. Роговым

анализ представлений, продемонстрировал их большие потенциальные возможности, как в сфере диагностики профессионального развития, так и в сфере профессиональной подготовки

Понятие профессиональной направленности тесно связано с личностной направленностью и образом мира личности. Ряд авторов (Б.С. Волков, А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.), определения которых были проанализированы, сходятся, в том, что профессиональная направленность личности является сложным конструктом личности, который все же поддается коррекции, и может изменяться под влиянием изменяющейся индивидуального стиля и индивидуального своеобразия личности.

Проанализировав различные подходы к определению понятия успешная профессиональная деятельность, мы вслед за В.А. Чикер под успешной профессиональной деятельностью понимаем: один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека. В этом понимании отмечается ориентация человека на реализацию личностного и профессионального потенциала [2].

Успешная профессиональная деятельность как системная категория определяется совокупностью дейтельностно-ориентированных взаимосвязанных и свойств и качеств человека, формирующих структурно-функциональные характеристики субъекта труда. Данное системное свойство имеет свою иерархию показателей - его системообразующими факторами являются параметры уровня пригодности к выполнению определенных профессиональных задач с заданной эффективностью и качеством, а субъектной мерой - удовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности [3].

Наиболее благоприятным периодом для возникновения жизненных планов, в том числе и профессиональных, является период юности, к которому относится и студенческий возраст [4]. На этом этапе развития для человека характерно активное функциониро-вание процессов личностного и профессионального самоопределения. В связи с этим, необходимо более подробно остановиться на вопросах, связанных с теоретическими и экспериментальными исследованиями по проблеме взаимосвязи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности.

Для изучения взаимосвязи профессиональной направленности и представлений об успешной профессиональной деятельности студентов-экономистов нами было проведено исследование, в котором приняли участие студенты 1, 3, 4 курсов Ростовская-на-Дону Государственная Академия Сельскохозяйственного Машиностроения. Для исследования данной проблемы нами были использованы методики «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е.А. Климова и «Исследование представлений об успехе» О.Ю. Клочковой.

Данные, полученные по методике «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова свидетельствуют о преобладании профессиональной направленности типа «Человек-человек» (48% респондентов). К данному типу профессий относятся все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Направленность именно на этот тип профессиональной направленности является закономерным, так как респонденты, участвовавшие в исследовании, являются студентами экономического факультета, профессиональная деятельность которых будет зависеть во многом от

[1].

умения анализировать большой объем информации, хорошая память, терпение, умение отстаивать свою точку зрения и способности к работе с коллективом.

Наименьший процент встречаемости среди респондентов данной группы была профессиональная направленность типа «Человек-природа» (3% - респондентов). Это обусловлено несовпадением будущей профессиональной деятельности - экономист, предметом труда которого является обработка информации и коммуникации, и профессиональной направленности «Человек-природа» - предметом труда, которого является растительные, животные, микро -организмы.

Данные, полученные по методике «Исследование представлений об успехе» О.Ю. Клочковой свидетельствуют о приверженности большинства испытуемых (68%) компромиссной модели, которая является результатом трансформации советской модели в постсоветском обществе. Успех понимается как «частная жизнь», одобряемая и принимаемая «близкими». Материальные факторы учитываются, но не играют решающей роли. Ценность образования продолжает оставаться высокой, а в самое последнее время даже немного растет.

Респонденты реже всего придерживаются гедонистической модели успеха (3%), которая включает стремление к получению различных жизненных наслаждений, условием доступа к которым является материальная обеспеченность. В рамках гедонистической модели не играет особой роли способ достижения материальной обеспеченности, он может носить прямо противообщественный (криминальны) характер, но при этом длительный, упорный труд оказывается для индивида неприемлемым, так как противоречит самой сути гедонизма.

Для выяснения наличия взаимосвязи между типами профессиональной деятельности и моделями успешной деятельности у студентов экономического факультета, нами был проведен корреляционный анализ, вследствие чего нами был получен ряд данных. Следует отметить, что выявлены сильные положительные корреляционные связи между типами профессиональной деятельности и моделями успешной деятельности.

Корреляционный анализ типа профессиональной направленности «Человек - человек» выявил взаимосвязь со советской модель представлений об успешной деятельности. Между этими параметрами выявлена сильная положительная связь, где г = 0,463, при р = 0,01. Это может свидетельствовать, что наблюдается преобладание ориентации на ценостно-рациональные действия. Достижение успеха идет по пути «через образование в интеллигенцию»: в образе жизни интеллигенции скромный достаток и практическое отсутствие сбережений компенсируются престижностью и общественной полезностью профессии. Одним из главных достоинств, так называемых интеллигентных профессий, считается их творческий характер. При этом желание «заработать много денег» занимает в иерархии жизненных целей одно из последних мест.

Корреляционный анализ типа профессиональной направленности типа «Человек - техника» выявил взаимосвязь с американской моделью представлений об успешной деятельностью. Была установлена сильная положительная связь, где г = 0,282, при р = 0,05. Так, высокие значения по шкале «Человек - техника» коррелируют с высокими значениями по шкале американской модели представлений об успешной деятельности. Выявленная связь позволяет сделать вывод, что в качестве рациональной цели материальный («осязаемый») успех, а главным рациональным средством достижения этого успеха является упорный труд. Люди, ориентированные на данную модель, убеждены, что упорный труд всегда вознаграждается успехам: «Представленная в виде образца, данная модель известна еще как «американская мечта»: «с помощью упорного труда из чистильщика сапог - в миллионеры». Материальный успех человека, достигнутый в соответствии с установленными в обществе нормами, рассматривается

как необходимый вклад в процветание общества.

Высокий коэффициент корреляции г = 0,390 свидетельствует о том, что существует сильная положительная связь между таким типом профессиональной направленности как «Человек - Художественный образ» и компромиссной моделью представления об успешной деятельности. Надежность связи определяется уровнем достоверности (р), который равен 0,01. Данный факт, может свидетельствовать Компромиссная модель является результатом трансформации советской модели в постсоветском обществе. Успех понимается как «частная жизнь», одобряемая и принимаемая «близкими». Материальные факторы учитываются, но не играют решающей роли. Ценность образования продолжает оставаться высокой.

С типом направленности «Человек - Знак» выявлено несколько значимых корреляционных связей. Так, высокий коэффициент корреляции г = 0,276, при р = 0,05 выявлен с такой моделью представлений об успешной профессиональной деятельностью, как аскетическая. Данную связь можно охарактеризовать как сильную, положительную и значимую. Такая взаимосвязь может быть объяснена тем, в качестве главного критерия достижение некой идеальной, духовной цели - мистического откровения, научного открытия (вне связи с широким социальным признанием) и т. п.

Высокий коэффициент корреляции г = 0,250 между типом направленности «Человек -Знак» и гедонистической моделью представлений об успешной деятельности выявлен при р =

0,05. Можно сказать, что высокие значения типа направленности «Человек - Знак» коррелируют с высокими значениями гедонистической моделью представлений об успешной деятельности. И наоборот, низкие значения типа направленности «Человек - Знак» коррелируют с низкими значениями гедонистической моделью представлений об успешной деятельности. Это связано с тем, что стремление к получению различных жизненных наслаждений, условием доступа к которым является материальная обеспеченность.

С типом профессиональной направленности «Человек - Природа» выявлена положительна корреляционная связь с двумя моделями представлений об успешной профессиональной деятельности. Так, получен высокий коэффициент корреляции г = 0,385 между типом направленности «Человек - Природа» и аскетической моделью представлений об успешной деятельности выявлен при р = 0,01. Данный факт, свидетельствует о том, что в качестве главного критерия достижение некой идеальной, духовной цели - мистического откровения, научного открытия (вне связи с широким социальным признанием) и т. п.

Также положительная корреляционная связь типа профессиональной направленности «Человек - Природа» выявлена с советской моделью представлений об успешной деятельности выявлен, где г = 0,247, при р = 0,05. Это может свидетельствовать, что наблюдается преобладание ориентации на ценостно-рациональные действия. Достижение успеха идет по пути «через образование в интеллигенцию»: в образе жизни интеллигенции скромный достаток и практическое отсутствие сбережений компенсируются престижностью и общественной полезностью профессии. Одним из главных достоинств, так называемых интеллигентных профессий, считается их творческий характер. При этом желание «заработать много денег» занимает в иерархии жизненных целей одно из последних мест.

Таким образом, проведенный корреляционный анализ между типами профессиональной деятельности и моделями успешной деятельности у студентов экономического факультета показал, что существуют сильные положительные корреляционные связи с высоким уровнем значимости.

Полученные в результате исследования данные позволяют определить содержание зоны ближайшего развития будущего специалиста и отразить ее в содержании учебных курсов,

обозначить особенности индивидуальной работы со студентами, выработать конкретные рекомендации в зависимости от профессиональной направленности и особенностей представлений об успешной профессиональной деятельности.

1.Профессиональные представления: теория и реальность / под. ред. Е.И. Рогова. -Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008, 160 с.

2.Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. - СПб, «Речь», 2006. - 298 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.- 299с.

4. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации. // Вопросы психологии. - 1997.- №2 - С.42-49.

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.