УДК 159.9.072
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
А
© Л.А. Ларионова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается психологическая готовность личности к профессиональной деятельности. Одним из факторов представляется целенаправленное выражение личности, включающее ее систему профессиональных знаний, навыков, умений, мотивов, наличие профессиональных значимых качеств личности, позволяющее успешно включаться в профессиональную деятельность и осуществлять её оптимальным, для данной деятельности и данной личности, образом. Представлены результаты исследования, проведенные в Иркутском государственном техническом университете среди студентов технических специальностей. Ил. 4. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: направленность личности; психологическая готовность; профессиональная деятельность; мотивация; готовность к труду.
PERSONALITY ORIENTATION AS A FACTOR OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR FUTURE ENGINEER PROFESSIONAL ACTIVITY L.A. Larionova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper considers personality psychological readiness for professional activities. One of the factors is the purposeful expression of personality that includes its system of professional knowledge, skills, abilities, motivations, the availability of professionally relevant personality traits that enable successive entering professional activities and their best implementation in the optimum manner for the certain activity and a given individual. The results of the study conducted among the engineering students of Irkutsk State Technical University are provided. 4 figures. 9 sources.
Key words: personality orientation; psychological readiness; professional activity; motivation; preparedness to work.
В настоящее время молодые специалисты, выпускники вузов (инженеры, научно-технические работники) представляют наиболее многочисленный отряд интеллигенции (Е.А. Климов, Е.Э. Смирнова, В.Д. Шадриков, Э.С. Чугунова, Г.А. Цветкова и другие). Их деятельность связана с созданием материальных ценностей, передовых технологий, обеспечивающих научно-технический прогресс, конкурентоспособность выпускаемой продукции. От их профессионализма, являющегося наряду с совершенствованием систем управления основой роста производительности труда и эффективности производства, зависит уровень достижений в развитии техники и технологии. Поэтому данная профессиональная группа представляет особый интерес для изучения особенностей их деятельности, закономерностей и путей достижения ими вершин в профессиональном и личностном развитии.
Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается
учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.
В.И. Байденко и Б. Оскарссон, говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности, используют понятие «базовые навыки» как «личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики существует прямое соответствие между уровнями имеющихся базовых навыков и возможностью получения занятости». В соответствии с определением в перечень базовых навыков авторы включают:
1Ларионова Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры психологии, тел.: 89148924163, e-mail: [email protected] Larionova Larisa, Senior Lecturer of the Department of Psychology, tel.: 89148924163, e-mail: [email protected]
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (80) 2013
289
коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к критическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценку [2].
Психологическая готовность личности к профессиональной деятельности - это целенаправленное выражение личности, включающее ее систему профессиональных знаний, навыков, умений, мотивов, наличие профессиональных значимых качеств личности, позволяющее успешно включаться в профессиональную деятельность и осуществлять её оптимальным для данной деятельности и данной личности образом [8].
Для изучения направленности личности как фактора психологической готовности к труду будущих инженеров было проведено исследование на базе Иркутского государственного технического университета. Данное исследование проводилось в апреле 2012 года. Главная цель исследования - рассмотрение направленности личности как одного из факторов психологической готовности к выполнению будущей профессиональной деятельности у студентов технического вуза.
В исследовании приняли участие 60 юношей, студентов четвёртого курса ИрГТУ, будущих инженеров-проектировщиков, эксплуатационщиков летательных аппаратов и авиационных двигателей, самолето- и вертолётостроения, механиков, строителей подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в возрасте от 20 до 23 лет.
В начале исследования нами была проведена ориентационная анкета Б. Басса по определению направленности личности. Результаты анкетирования следующие: испытуемые в основном обладают направленностью на дело (из 60 человек такой результат показали 30). Это свидетельствует о заинтересованности респондентов в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Направленностью на себя обладают 17 человек -ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
Направленностью на общение обладают 13 человек - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Мы разделили респондентов на 2 группы: группа 1 - это испытуемые, обладающие направленностью личности на дело, группу 2 составили те, кто обладает направленностью на себя и направленностью на общение. Для удобства мы решили объединить в
группу 2-х респондентов с направленностью на себя и на общение, так как, проанализировав показатели по выборкам, пришли к выводу, что значимых различий между ними не наблюдается, так же это было подтверждено статистически. По результатам сравнительного анализа с использованием критерия Стъюдента в показателях «направленность на дело» отмечены статистически значимые различия между группами (Хср1 = 12,06 и Хср2 = 8,3, t = 8,2 при р <
0.001), в показателях «направленность на общение» (Хср1 = 6,9 и Хср2 = 9,1, t= -2,8 при р < 0,05), в показателях «направленность на себя» значимых различий не обнаружено (Хср1 = 7,9 и Хср2 = 9,3, t = -1,8 при р < 0,06).
По методике диагностики мотивационной направленности личности (Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой) нам удалось увидеть, что наиболее ярко выраженными значимыми показателями по шкале практической направленности обладает 23 респондента, из них 17 - члены группы 1, а 6 членов - группы 2, таким образом мы можем видеть, что в первой группе данный показатель является наиболее значимым, чем во второй группе (рис. 1).
Это так же подтверждается по результатам сравнительного анализа с использованием критерия Стьюдента: в показателях «практической направленности» отмечены статистически значимые различия между группами (Хср1 = 7,1 и Хср2 = 5,2, t = 3,1 при р < 0,01). У 18 респондентов выраженной является глористическая направленность, и тут мы тоже видим, что она более выражена в первой группе. Следовательно, мы можем предположить, что большая часть выборки 1-ой группы - это направленность на успех, достижение результатов, самоутверждение, на раскрытие своих талантов, на получение радости от самого процесса работы. Занимаясь своим делом, такие личности испытывают счастье.
Пугностическая направленность свойственна 12 респондентам, она одинаково проявлена как в группе
1, так и в группе 2. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями.
10 респондентов имеют выраженную коммуникативную направленность, из них двое - члены группы 1 и 8 из группы 2, т.е. данная направленность в большей степени проявляется в группе 2. Это можно связать также с тем, что в данную группу вошли исследуемые, обладающие направленностью на общение. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний - это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности и благодарности.
альтруис коммуни глористи практиче пугности романти гностичес эстетичес гедонист акхизити
тическая кативная ческая ская ческая ческая кая кая ическая вная
Группа 1 3 2 13 17 6 1 1 0 0 1
Группа 2 5 8 5 6 6 4 3 1 10 3
Рис. 1. Показатели по методике диагностики мотивационной направленности личности (Б.И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)
Также 10 респондентам свойственна гедонистическая эмоциональная направленность. Важно обратить внимание на то, что данная направленность выражена только в группе 2 (как мы уже упоминали выше) и в данную группу входят исследуемые с направленностью на себя. «Гедонисты» любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Это - наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие. Желание получить от жизни всё самое лучшее, комфорт во всём и везде. По результатам сравнительного анализа с использованием критерия Стъюдента в показателях «гедонистической направленности» отмечены статистически значимые различия между группами (Хср1 = 4 и Хср2 = 5,9, t = -2,8 при р < 0,01)».
Альтруистическая направленность свойственна 8-ми респондентам: 3-м из первой группы и 5-ти из группы 2. Данная направленность больше выражена во второй группе. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и, прежде всего, от морально-мировоззренческих взглядов.
У 5-ти респондентов выражена романтическая
направленность: 4-х из группы 2 и 1-го из группы 1. Здесь можно заметить, что данная направленность в большей мере присутствует в группе 2. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к чему-то таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений.
Четверо исследуемых имеют выраженную гностическую направленность: 1 из группы 1 и 3-е из группы 2. Гностическая направленность более проявлена в группе 2. Наиболее привлекательной эмоциональной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.
Так же 4 респондента обладают акхизитивной направленностью, 3 исследуемых из группы 2 и 1 из группы 1. Данная направленность в большей мере присутствует во второй группе. Главным наслаждением людей с данным типом направленности является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью». Но акхизитивные
устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств.
Эстетическая направленность выражена лишь у 1 -го респондента из группы 2. Этот тип отличается тем, что ему нравится все что красиво и талантливо, искусство выступает как отдушина. Его увлекает искусство, природа, он ищет творческий подход к решению каких либо задач.
Таким образом, подведя итог всему вышесказанному, мы можем увидеть, что в первой группе наиболее выраженными являются две направленности: гло-ристичесая и практическая, а в группе 2 наиболее выраженными направленностями являются гедонистическая и коммуникативная, причём коммуникативная направленность выражена у респондентов, направленных на общение, а гедонистическая более свойственна респондентам, направленным на себя.
Нами была проведена диагностическая методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской. Данные представлены на рис. 2.
Как видно из рис. 2, высокий уровень профессиональной готовности преобладает по большей мере в группе 1 по таким показателям как автономность (23 респондента), принятие решений (21 респондент), планирование (25 респондентов), эмоциональное отношение (29 респондентов). В группе 2 высокий уровень профессиональной готовности прослеживается лишь в двух шкалах планирование (2 респондента) и значительно больше по эмоциональному отношению (12 респондентов).
Средний уровень профессиональной готовности более выражен в группе 2 по следующим шкалам: автономность (29 респондентов), принятие решений (22 респондента), планирование (23 респондента), эмоци-
ональное отношение (18 респондентов), информированность (11 респондентов). Средний уровень профессиональной готовности менее выражен в первой группе, чем во второй и прослеживается в шкалах: информированность (10 респондентов), принятие решений (9 респондентов), автономность (5 респондентов), планирование (4 респондента), эмоциональное отношение (1 респондент).
Низкий уровень профессиональной готовности преобладает в группе 1 по шкале информированности (20 респондентов), а в группе 2 меньше (9 респондентов). Так же низкий уровень профессиональной готовности прослеживается и по другим шкалам в группе 1: автономность (2 респондента), планирование (1 респондент). В группе 2: принятие решений (8 респондентов), планирование (5 респондентов), автономность (1 респондент).
По результатам сравнительного анализа, с использованием ^критерия Стьюдента, были обнаружены статистически значимые различия по параметрам: автономность (Хср1=18,03 и Хср2=14,4, t=5,4 при р < 0,001), принятие решений (Хср1=17,9 и Хср2=12,7, t=7,9 при р < 0,001), планирование (Хср1=18,5 и Хср2=13,2, t=7,7 при р < 0,001) и эмоциональное отношение (Хср1 =20,1 и Хср2=16,1, t=6,4 при р < 0,001).
Таким образом, мы можем увидеть, что группа 1 обладает высоким уровнем сформированности таких составляющих профессиональной готовности, как автономность, принятие решений, планирование и эмоциональное отношение, которые отличают данную группу как понимающих целостность своей личности, уверенных в своем будущем, обладающих стремлением реализовывать возможность в практических действиях, иметь глубокие знания и навыки. У исследуемых данной группы присутствует общая ориентация на успех и умения: прогнозировать свой профессиональный рост, принимать ответственность за решение
Профессиональная готовность
<о
0
II
01 ч
I
0 с
и
01 а
0 <0
1
е; о
5С
1 гр. 2 гр. Автономность 1 гр. 2 гр. Информированность 1 гр. 2 гр. Принятия решений 1 гр. 2 гр. Планирование 1 гр. 2 гр. Эмоцион. отношение
■ Выс. ур. 23 0 0 0 21 0 25 2 29 12
Ср. ур. 5 29 10 11 9 22 4 23 1 18
■ Низк. Ур. 2 1 20 9 0 8 1 5 0 0
Рис. 2. Показатели по методике «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской
Структура ценностных ориентаций
сти в группах
<о
0
II
01 Ч х О
01 а
0 <0 I-
и
01 т
е; о ас
н
I II III IV V VI VII VIII IX X XI
■ Группа 1 4 5 1 9 4 7 8 11 6 1 11
■ Группа 2 8 10 1 11 6 2 4 11 0 1 7
Рис. 3. Показатели по методики диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова: I - приятное время препровождение, отдых; II - высокое материальное благосостояние; III - поиск и наслаждение прекрасным; IV - помощь и милосердие к другим людям; V - любовь; VI - познание нового в мире, природе; VII - высокий социальный статус и управление людьми; VIII - признание и уважение людей, влияние на окружающих; IX - социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;
X - общение; XI - здоровье
и его последствия, эффективно разделять авторитет и ответственность с коллегами, разработать для коллектива реальный, конкретный и действенный план решения проблемы, что позволяет как можно наиболее продуктивно, качественно выполнять свою профессиональную деятельность и получать в процессе решения проблемы именно тот результат, который планировался. Способность разделять реальность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет основания для реализации в будущем. Самостоятельность и эмоциональная включённость в процесс профессиональной подготовке. В группе 2 респонденты обладают, в основном, средним и низким уровнем профессиональной готовности. Это характеризует данную группу, не достаточно готовых к выполнению своей профессиональной деятельности личностей, так как для успешной работы профессионала необходим высокий уровень сформированности всех составляющих профессиональной готовности. Высокие показатели в группе 2 выявлены только по параметру эмоционального отношения (12 респондентов) и по планированию (2 респондента).
По методике диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова (рис. 3) мы можем видеть, что в данной выборке 2 респондента (1 из группы 1 и 1 из группы 2) считают ценным общение, т.е. взаимодействие с другими людьми, а также другие 2 респондента считают наиболее ценным поиск и наслаждение прекрасным, переживание прекрасного в природе и искусстве.
У 6-ти респондентов в структуру ценностных ориентаций входит социальная активность для постижения позитивных изменений в обществе, т.е. полнота и эмоциональная насыщенность жизни. Данная ценностная ориентация присутствует только в первой группе.
А у 9-ти респондентов в структуре ценностных ориентаций главное - это познание нового в мире, природе, человеке. В большей степени она проявлена в первой группе (7 человек), во второй группе данная ценность лишь у 2-х человек.
Для 10 респондентов (4 из первой группы и 6 из группы 2) первое место в системе ценностных ориен-таций занимает любовь. Для них духовная и физическая близость с любимым человеком, духовная близость с коллегами по работе и с окружающими представляется наиболее важным.
12 респондентов в структуре ценностных ориентаций выделяют приятное времяпрепровождение и отдых. Также в большей степени эта ценность проявлена в группе 2 (8 человек), в группе 1 у 4 человек.
Ещё для 12 респондентов наиболее ценным считают высокий социальный статус и управление людьми. Также в большей степени эта ценность проявлена в группе 1 (8 человек), в группе 2 - у 4-х человек. Они стремятся к достижению высокого положения в обществе, желая подчинения других людей.
15 респондентов считают для себя более значимым высокое материальное благосостояние. У подобного рода людей есть стремление к отсутствию мате-
риальных затруднений. Важно заметить, что данная ценность более выражена в группе 2, где она проявлена у 10-ти человек, и менее выражена в первой группе у 5-ти человек.
У 18-ти респондентов наиболее значимым является здоровье, т.е. хорошее физическое и психическое состояние человека для данных исследуемых представляется высокой ценностью. Здоровье является наиболее значимым у респондентов группы 1, так как его как ценность считают важным 11 исследуемых этой группы и 7 из группы 2.
Для 20-ти респондентов в структуре ценностных ориентаций более значимым являются помощь и милосердие к другим людям, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, сострадание к окружающим. Более проявлено это в группе 2 (11 человек), и ещё у 9-ти человек из группы 1. И 22 респондента считают для себя ценным признание и уважение людей, влияние на окружающих. Данная ценность одинаково ярко выражена в обеих группах.
Подводя итоги, мы видим, что в группе 2 респонденты, направленные на себя, считают более ценным высокое материальное благосостояние, т.е. стремятся к отсутствию материальных затруднений, а респонденты, направленные на общение, считают более ценным помощь и милосердие к другим людям. Для таких личностей более важным является благосостояние, развитие и совершенствование других людей и сострадание к окружающим. Для респондентов группы 2, направленных на общение, ценно уважение окружающих, товарищей по работе, влияние на них.
Для респондентов группы 1 здоровье является одной из наиболее значимых ценностей. Также респонденты группы 1, как и респонденты группы 2, направленные на общение, считают высокой ценностью уважение окружающих, товарищей по работе, влияние на них.
По результатам статистического анализа значимых различий не обнаружено.
По итогам статистической обработки данных (с использованием коэффициента корреляции Пирсона (г)), были обнаружены значимые связи между показателями (приложение 2). Результаты некоторых из них представлены на рис. 4.
Как видно из рис. 4, «направленность на дело» имеет положительные связи с автономностью (г = 0,45 при р < 0,01). Это указывает на то, что склонный к независимости респондент, ориентируется при выборе профессии преимущественно на свое мнение, владение информацией о ней, заинтересован в решении деловых проблем, способен отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Направленность на дело имеет положительную связь с параметром «эмоциональное отношение» (г = 0,51 при р < 0,01). Это указывает на наличие положительного отношения к избранной профессии, заинтересованность ею, стремление достичь в ней успеха.
Направленность на дело имеет также положительные связи с параметром «принятие решения» (г = 0,46 при р < 0,01) и «планирование» (г = 0,54 при р < 0,01). Респондент, ориентированный на дело, испытывающий интерес к нему, демонстрирует высокую готовность к принятию ответственных решений, склонен осуществлять целенаправленное планирование необходимых для достижения цели действий.
Направленность на дело имеет положительную взаимосвязь с ценностью «реалистический тип направленности» (г = 0,38 при р < 0,01). Респондент, имеющий выраженную направленность на дело, характеризуется практическим мышлением, рациональностью, нацелен на достижение конкретного результата.
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность к профессиональной деятельности имеет сложный многоуровневый характер и во многом определяется направленностью личности.
Рис. 4. Корреляционная плеяда (при р < 0,01)
По результатам исследования было выявлено следующее: большая часть инженеров обладает направленностью на дело, что свидетельствует о заинтересованности респондентов в решении деловых проблем, выполнении работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Профессиональная направленность по реалистическому типу преобладает в группе 1. Чаще всего такой тип характерен для механиков, электриков, инженеров, потому что требует от них постоянного решения конкретных задач рациональными способами. Эти личности ориентированы на настоящее, эмоционально стабильны, занимаются конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами). Все те, кто отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. У них развиты математические, невербальные способности.
В группе 2 преобладает предприимчивый тип личности, который характерен для людей, обладающих высокоразвитыми лидерскими качествами, обладающими способностью решения неясных задач, общением с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующих умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия. Этот тип характерен, прежде всего, для личностей, занимающих руководящие должности.
По результатам исследования мотивационной
направленности личности, в группе 1 преобладает практический и глористический типы направленности, показывающие, что респонденты данной группы испытывают чувство радости от процесса работы и нацелены на успех и эффективное выполнение своей профессиональной деятельности. А в группе 2 у респондентов, направленных на себя, преобладает гедонистический тип направленности, свидетельству ю-щий о том, что респонденты данной группы ориентированы на получение удовольствия, т.е любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Респонденты той же группы, направленные на общение, обладают коммуникативным типом мотивационной направленности, который свидетельствует о том, что для них важны взаимоотношения в рабочем коллективе.
Студенты, имеющие разный уровень профессиональной готовности, ориентированы на разные ценности в жизни: студенты с высоким уровнем профессиональной готовности ориентированы, прежде всего, на ценность достижения.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что высоким уровнем психологической готовности к профессиональной деятельности обладают будущие инженеры, имеющие направленность личности на дело.
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: МПСИ; МОДЭК, 2008. 432 с.
2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2009. 352 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2008. 336 с.
4. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Методики изучения социальной направленности и самосознания личности подростка: науч.-метод. пособие для студентов- психологов. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. 287 с.
5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб: Питер, 2008г. 310 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 509 с.
7. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2010. 208 с.
8. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МПСИ; МОДЭК, 2009 г. 640 с.
9. Чернышев Я. А. Профессиональная позиция личности в карьере: монография. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2010. 385 с.