УДК 316.6:159.923
ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ЛИЧНОСТИ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ¿Л
Р.М. Шамионов
Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: [email protected]
В статье изложены результаты изучения динамики и особенностей взаимосвязи эмоциональной направленности и субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации. Детальному анализу подвергнуты различные комбинации удовлетворенности с ценностными ориентациями личности в трудовой деятельности.
Subjective Well-Being Interrelation to Emotional Trend and Value Orientations of Personality in Diverse Conditions of Professional Socialization
R.M. Shamionov
The paper discusses research data of emotional trend and subjective well-being of personality interrelation dynamics and peculiarities under various conditions of occupational socialization. Different combinations of satisfaction with value trends of personality in work activity are scrutinized in detail.
Изучение взаимосвязи субъективного благополучия с эмоциональной направленностью и ценностными ориентациями личности представляется важным с точки зрения ее профессиональной социализации. Эмоциональная направленность личности характеризует комплекс явлений, складывающихся под влиянием процесса социализации за счет усвоения различных норм, ценностей, принятых личностью как свои собственные и во многом сформированные за счет внутренней работы личности, которые становятся внутренними инстанциями и с которыми она соотносит поведение, деятельность и другие проявления. Она очерчивает определенные границы, маркеры, вдоль которых устанавливается характерная для личности совокупность явлений, определяющих направления активности. Речь идет о том, что эти маркеры, являясь основой субъектности личности, направляют ее к тем или иным объектам, делая их притягательными или отталкивающими. Соответственно от того, что является для личности более предпочтительным среди
всего многообразия объектов окружающей действительности, а также характеристик собственной активности, зависит ее реальное поведение, а следовательно, и субъективные оценки оного. Иначе говоря, направленность личности является одним из наиболее существенных образований, характеризующих ее мотивационную и ценностную сферы; соотношение направленности и реальной активности выступает весомым фактором ее удовлетворенности деятельностью и в целом субъективного благополучия.
Как считает Б.И. Додонов, эмоциональная направленность значительно влияет на систему предпочтений и оценок людей в разных видах деятельности. Поэтому выявление направленности представителей той или иной профессиональной среды позволит ответить на вопросы, во-первых, о том, каковы эти предпочтения, во-вторых, соотносятся ли они с объективным значением соответствующей деятельности. Последнее оказывается весьма важным для всей системы переживаний личности, ее психологического статуса. Эта соотнесенность выступает ведущим фактором переживания благополучия. Весьма лаконично эта мысль звучит в работе Б.И. Додонова: «... объективное значение
деятельности и ее личностный смысл не должны расходиться друг с другом. Если эта деятельность направлена на созидание определенных ценностей, то именно эти ценности и должны быть основным мотивом деятельности субъекта»1.
Что же касается эмоциональной направленности ч еловека как субъекта конкретной профессиональной деятельности, именно в ней она по большей мере и формируется, хотя, конечно же, нельзя утверждать и того, что
© P.M. Шамионов, 2007
сам выбор этой деятельности не основан на какой-либо направленности. Дело в том, что в период выбора (и такова специфика данного этапа самоопределения), который происходит, как правило, в юношеский период развития, направленность находится на такой стадии своего формирования, которая предполагает всевозможные преобразования, коррекции; она еще не получила своей устойчивой специфичности. Можно предположить и то, что в состоянии неопределенности (как, например, при актуализации проблемы принятия решения о выборе профессиональной деятельности) также сила доминирующей направленности снижается и вся структура становится более гибкой. Именно эта гибкость в дальнейшем становится существенным фактором профессиональной социализации. Эмоциональная направленность человека, как показывают исследования психологов ХХ века, основана, прежде всего, на системе ценностных ориентаций, смысловых характеристик личности, ее установок.
Вместе с тем, сложившаяся направленность и ее взаимосвязь с различными компонентами субъективного благополучия могут быть различны в зависимости от выполняемой профессиональной деятельности; необходимо только определить ее специфику, а также всю совокупность ценностных оснований, влияющих на формирование удовлетворенности трудом как субъективного отношения к нему и как субъективного показателя его эффективности. Такая постановка вопроса позволит расширить существующие рамки проблемы субъективного благополучия личности и решить ряд проблем психологии труда и социальной психологии в становлении субъекта трудовой и социально-психологической деятельности.
Существующая практика подготовки (и переподготовки) к профессиональной деятельности не учитывает ряд особенностей ценностно-смысловой и ценностно-мотивационной составляющей деятельности, отношений и переживаний личности и их места в системе целостного жизнеопределения. Решение названных проблем позволит на более высоком уровне организовать систему подготовки и психологического обеспечения деятельности, оказания помощи оптанту и субъекту профессиональной деятельности.
Исследования, выполненные в области психологии труда, ориентированы на установление мотивационных факторов производительности, эффективности труда и на определение психологических отношений личности в сфере труда. За последние десятилетия в этой области накоплен богатый материал, огромный сегмент которого относится к социологии труда. Тем не менее, психологические концепции труда в более или менее оформленном виде, начиная с Херцбергера (а эпизодично еще ранее), постоянно касаются этой проблемы.
Значимость удовлетворенности трудом для психического состояния индивида, восприятия и оценки существующих условий определена в исследовании С.Г. Москвичева, где показано, что, например, повышение интереса к работе может вести к недооценке утомляемости и вредности гигиенических условий труда на рабочем месте, и, наоборот, отсутствие удовлетворенности может повышать требовательность к условиям труда и усугублять утомляемость2. Имеются и исследования, в которых устанавливается связь между выгоранием и удовлетворенностью трудом3.
Гораздо меньше исследований в области соотношения удовлетворенности трудом и жизнью, аспектами жизни и других элементов, интеграция которых составляет общую картину субъективного благополучия личности.
С другой стороны, необходимо понимать, что субъективное благополучие личности служит субъективным показателем жизненной успешности, равно как удовлетворенность трудом - профессиональной успешности. Однако было бы неверно полагать, что оно определяется исключительно соотнесением воспринимаемого результата деятельности и некоего эталонного представления (образа). Формирование благополучия - процесс сложный и многогранный, обусловленный рядом внешних и внутренних детерминант4.
Для нас важным является не столько отслеживание динамики этого явления в процессе и в разных условиях социализации, сколько обнаружение ее связей с другими образованиями и установления ее места как в структуре благополучия (что нами было сде-
лано ранее), так и зависимостей от соотношений направленности и ценностного значения труда. Речь идет об определении характера внутрифункциональных и межфункцио-нальных связей субъективного благополучия личности, а также внутренних (ценностные ориентации, направленность) и внешних (тип поселения, стаж, уровень образования, профессиональная среда) его факторов. В своих исследованиях мы следуем динамическому подходу, предусматривающему активную роль личности в своем становлении, своей социализации, которая проявляется в определении субъективной значимости событий, ситуаций, условий, в отношении к объектам и субъектам окружающей действительности (применительно к предмету исследования -профессиональной среды) и изменений в психологическом складе личности, ее переживаний, ценностно-смысловых комбинаций, направленности.
Цель данного исследования заключается в изучении динамики и выявлении особенностей связей субъективного благополучия с эмоциональной направленностью, ценностными ориентациями личности в разных условиях профессиональной социализации.
В качестве методического инструментария нами избраны следующие методики: для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия использована Шкала субъективного благополучия (ШСБ) , компонентов удовлетворенности трудом - методика В.П. Захарова6, интегрального показателя удовлетворенности жизнью - О. С. Ко-пиной , собой и социальными отношениями - Р.М. Шамионова, эмоциональной направленности личности - методика Б.И. До-
8 т-,
донова . В дополнение к перечисленным для выяснения степени удовлетворенности различными сторонами жизни использовалась методика Л.И. Вассермана «Уровень социальной фрустрированности» ; для выявления некоторых факторов благополучия разработана анкета. Выборку составили три группы: две основные - педагоги, медицинские работники и одна дополнительная - работники промышленных предприятий. Общий объем выборки составил 400 чел. Обратимся к результатам исследования (табл.1).
Т а б л и ц а 1
Ведущая эмоциональная направленность, %
Направленность Образование Медицина Производство
Альтруистическая 14,1 4,6 11,1
Коммуникативная 21,1 23,3 11,1
Самоутверждение 2,8 4,7 5,6
Процесс 22,5 39,5 33,3
Преодоление опасностей 1,4 0 -
Романтическая 1,4 4,7 11,1
Г ностическая 8,5 9,3 12,3
Эстетическая 28,2 18,6 11,1
Г едонистическая 2,8 2,3 -
Акхизитивная 1,4 0 -
Эмоциональная направленность педагогов характеризуется иерархичностью, в которой ведущее место занимает эстетическая направленность, менее выражены практическая и коммуникативная направленности; несколько особняком стоит альтруистическая направленность. Несмотря на внутреннюю дифференциацию в выраженности названных типов эмоциональной направленности, все они являются достаточно сильными мотиваторами. Очевидно, такое положение отражает профессиональную специфику направленности. Можно предположить также, что лица с достаточно выраженной эстетической, коммуникативной, практической направленностью находят ту сферу деятельности, которая позволяет им в большей степени реализовать ее.
У медицинских работников в большей степени выражена практическая направленность, значительно менее - коммуникативная и эстетическая, и в некоторой степени - гностическая. Здесь также можно усмотреть специфику профессиональной деятельности, заключающуюся в предпочтении процессуальных и результативных характеристик работы.
Высокая степень представленности коммуникативной и эстетической направленности у педагогов и врачей связана с социально ориентированной профессиональной деятельностью, и это отличает их от лиц, занятых в производственной сфере, среди которых только 11% реализует эти направленности.
Однако предстоит определить, насколько та или иная эмоциональная направленность действительно реализуется в деятель -ности, в какой степени она связана с ценностными ориентациями, удовлетворенностью трудом и эмоциональным благополучием. Наконец, какова степень адекватности направленности личности требованиям соответствующей профессиональной деятельности и имеются ли какие-либо замещающие, в случае неадекватности, ее элементы.
Нами проведено сравнительное изучение структуры эмоциональной направленности в зависимости от уровня субъективного благополучия (в соответствующие выборки вошли лица с высокими показателями удовлетворенности и субъективного эмоционального благополучия). Как видно из табл.2, име-
ются существенные различия в выраженности альтруистической, практической и гностической (различия достоверны на уровне р < 0,01) и в некоторой степени - пугности-ческой и гедонистической направленности педагогов (р < 0,05).
В остальных случаях показатели /-критерия Стьюдента свидетельствуют в пользу сходства средних величин, что еще раз доказывает их индифферентность в условиях данной деятельности к формированию благополучия. Кроме того, особняком от остальных показателей стоят коммуникативная и эстетическая направленности, выраженность которых достаточно высока и у благополучных и неблагополучных, что, очевидно, связано со спецификой личности педагогов.
Т а б л и ц а 2
Эмоциональная направленность в зависимости от степени благополучия
Уровень благополучия Эмоциональная направленность
Альтруи- Коммуни- Самоут- Практи- Пугнос- Романти- Г ности- Эстети- Гедонис- Акхизитивная
стическая кативная верждение ческая тическая ческая ческая ческая тическая (коллекционир.)
Образование
Низкий 15,7 17,1 11,8 16,6 8,2 14,4 15 16,7 13,9 9,4
Высокий 18,1 17,2 11,3 18,4 11,2 14,4 17,7 18,2 11,5 11,5
/-критерий Стьюдента 3,29** 0,19 0,42 2,22** 1,98* 0,01 3,18** 1,65 1,98* 1,22
Медицина
Низкий 15,3 16,1 11,5 17 10,1 15,3 14,7 15 14,2 9,7
Высокий 16,2 16,6 12 19 12,2 15,8 16,3 16,9 11,9 10,1
/-критерий Стьюдента 0,58 0,29 0,24 1 99** 1,98* 0,33 0,96 0,93 1 99** 0,24
У медицинских работников также обнаружены существенные различия в эмоциональной направленности личности, в частности по практической, пугностической и гедонистической направленности. В отличие от педагогов, благополучие у них не связано с альтруистической и гностической направленностью, показатели которых, тем не менее, достаточно высоки и характеризуют общее положение типологии личности медицинских работников.
Между тем, для благополучных педагогов ведущими направленностями являются альтруистическая, практическая и эстетическая, а для медицинских работников - практическая. Очевидно, реализуясь в жизни и в труде, данные виды направленности оказы-
ваются наиболее благоприятными с точки зрения субъективного оценивания деятельности, эмоционально-оценочных отношений и, следовательно, формирования благополучия.
Полученные данные не вполне согласуются с выводом Б.И. Додонова и некоторых других исследователей о том, что люди, различаясь типом «мажорности», могут соответственно чаще или реже переживать бла-гополучие; полагаем, переживания каждого типа личности в определенной степени могут перемещаться по континууму благополучие-неблагополучие. Более того, даже в ситуациях затруднения, либо негативных эмоциональных состояний возможно переживание удовлетворения. Поэтому нельзя считать, что
личности одного типа благополучны, другого - неблагополучны. Вопрос состоит в том, что является для личности приоритетным и может ли она достигать удовлетворенности в рамках данной ситуации, не прибегая к специальным действиям, или для этого нужны какие-то компенсаторные механизмы, в той или иной степени меняющие отношение к действительности (делу, себе, системе межличностных отношений и т.д.). В действительности ситуативные и личностные переменные по-разному взаимодействуют между собой и ни в коем случае нельзя абсолютизировать какую-либо одну из них.
Из табл.2 также видна и более яркая выраженность направленности у благополучных. Это свидетельствует о том, что более высокая выраженность эмоциональной направленности является самостоятельным фактором благополучия. Видимо, она тем самым блокирует иные мотивационные элементы, которые могли бы конкурировать с нею, и в случае «попадания» возможности реализации создает условия для удовлетворенности как обобщенной оценки жизнедеятельности.
Для уточнения исходных положений о специфичности связи эмоциональной направленности и удовлетворенности трудом, нами проведен корреляционный анализ с выделением межфункциональных связей, позволивший в достаточной мере определить наиболее значимые факторы. Так, у педагогов гностическая (г = 0,316**) и пугностиче-ская (г = 0,306**) направленность сочетаются с удовлетворенностью трудом, а гедонистическая (г = -0,259*) - с неудовлетворенностью. Это связано с тем, что реализация в деятельности интеллектуальных чувств и склонность преодолевать препятствия для педагогов оказываются весьма важными для достижения удовлетворенности; в то же время лица, склонные к телесному комфорту, не могут удовлетворить ее в своей профессиональной деятельности, которая требует сосредоточенности, собранности. Из полученных данных следует и значимость субъектной позиции педагогов, активность которых в достижении системности в решении проблем, преодолении препятствий ведет к удовлетворению. Однако сопоставление этих данных с уровневыми характеристиками на-
правленности по выборке позволяет предположить, что, невзирая на доминирующее положение той или иной направленности в иерархии, удовлетворенность трудом основана на выраженности именно этих типов ЭНЛ.
Иное положение обнаруживается у медицинских работников, где удовлетворенность трудом связана с коммуникативной (г = 0,316), практической (г = 0,324) и эстетической (г = = 0,385) направленностью. Реализация потребности в общении, деятельности, ее эмоциональной притягательности, потребности в гармонии с окружающим в профессиональной деятельности медицинских работников являются внутренними факторами удовлетворенности трудом и ее компонентами; более высокую степень интереса к труду демонстрируют лица с практической направленностью. Последнее, очевидно, связано с проявлением особого типа личности - личности деятеля, для которой притягателен сам процесс деятельности. Кроме того, выраженность направленности сопровождается и эмоциональным благополучием. Так, и у педагогов, и медицинских работников выраженность пугностической направленности, отражающей высокий уровень субъектности, связана с эмоциональным благополучием, что, скорее, отражает общую тенденцию, основанную на эффектах «общей» социализации личности. Есть и отличительные особенности, заключающиеся в связи практической направленности и благополучия у медиков и гедонистической направленности - у педагогов (обратная зависимость).
Между тем, эмоциональная направленность человека не ограничивается своим проявлением лишь в непосредственно трудовых процессах. Она становится фактором удовлетворенности жизнью и собой. Так, у педагогов альтруистическая и пугностиче-ская направленности (прямо) и гедонистическая (обратно) связаны с удовлетворенностью жизнью, собой и социальными отношениями; у медицинских работников - глори-стическая, пугностическая и гностическая, а практическая - с удовлетворенностью жизнью и социальными отношениями. Очевидно, реализация названных направленностей в жизни, отношениях отражается на их оценке личностью и соответствующим образом формируется представление о собственной личностной, житейской успешности.
Из приведенных данных следует и то, что профессиональная социализация накладывает свой отпечаток не только на трудовые процессы и переживания, связанные с ними, но и на всю жизнедеятельность в целом, заключающуюся в определенной спецификации отношения к ней. Иначе говоря, личность с определенным типом направленности находит именно ту профессиональную сферу, которая в большей степени способна реализовать эту направленность, а также отражает жизненные процессы, относится к ним в соответствии с нею и опять же акцентируется именно на том, что предполагает ее направленность. Очевидно и то, что низкая выраженность названных направленностей становится фактором низкой удовлетворенности не только трудом, но и жизнью, собой, социальными отношениями. Иначе говоря, неадекватность исполняемой профессиональной деятельности, невозможность реализовать те или иные ценностно-смысловые стратегии соответствующей эмоциональной направленности становятся фактором неудовлетворенности личности. Из этого же следует и тот оптимистичный вывод, согласно которому необходимым (но, очевидно, не всегда достаточным) условием удовлетворенности жизнью, трудом, собой является адекватность (соотнесенность) направленности личности и сфер ее деятельности. Эмоциональная направленность значительно влияет на систему предпочтений и оценок людей в разных видах деятельности, считает Б.И. Додонов10.
Обратимся к вопросу о ценностной детерминации субъективного благополучия в разных условиях профессиональной социализации. Мы предположили, что существуют ценности труда, универсальные для представителей «социальных» профессий, а также то, что имеются и различия в значимости отдельных ценностей, обусловливающие как направленность, так и удовлетворенность трудом и в целом благополучие.
В условиях педагогической деятельности ценность «творческий характер труда» сопровождается удовлетворенностью трудом, а выраженность ценностей «ненавязчивый темп», «распространенность профессии», «безопасность», «передвижения» связаны с неудовлетворенностью. Очевидно,
удовлетворенность трудом индифферентна по отношению к выраженности других ценностей. Эти данные свидетельствуют в пользу того, что лишь соотношение ценностной значимости труда и ценностей способствует достижению удовлетворенности; в педагогической деятельности наиболее важной ценностью для удовлетворенности оказывается ценность «творческий характер труда»; она же занимает высший ранг в иерархии ценностей.
У медицинских работников обнаруживается более широкая палитра ценностных характеристик, связанных с удовлетворенностью трудом. Так, с ней связаны ценности «престижность», «нестандартность», «творческий характер труда», «работа сложная, требующая высокой квалификации», «подробно расписанный трудовой процесс», «работа, предполагающая общение с меняющимся кругом лиц». Из этих данных видно, что значимость ряда ценностей, в большинстве своем относящаяся ко «второму эшелону», и их реализация в трудовой деятельности является фактором удовлетворенности трудом. Однако не все из них связаны с другими видами удовлетворенности, например, жизнью, собой, отношениями. Из этого можно сделать вывод о том, что у медицинских работников имеется более глубокий водораздел между трудовой и нетрудовой сферами жизни. Так, значимость ценностей «нестандартность условий труда», «разнообразие», «альтруистический характер труда», «работа с элементами риска», связаны с удовлетворенностью жизнью, но не являются факторами удовлетворенности трудом; возможность завязывания деловых контактов, «работа сложная, требующая высокой квалификации», являются факторами и удовлетворенности отношениями, собой и жизнью. Данные ценности характеризуют стремление испытуемых к сложной, интересной, творческой деятельности, возможности реализации, обеспечения которых в большей степени проецируется на общее отношение к жизни.
Из представленных данных видно, что хоть и связаны удовлетворенность трудом и жизнью высокозначимой связью во всех исследуемых группах, что скорее основано на эмоциональных компонентах, их ценностносмысловые характеристики имеют отличия
как на уровне выборок, так и на уровне различных компонентов субъективного благополучия внутри каждой из них.
Динамика взаимосвязей ценностей труда и удовлетворенности в разных условиях профессиональной социализации имеет свою специфику. Так, в педагогической среде ценность, творческий характер труда во все периоды занимает лидирующую позицию в ряду факторов удовлетворенности трудом на этапе адаптации и эмоционального благополучия. Значимость ценностей «работа с элементами риска» и «работа, связанная с частыми разъездами», напротив, становятся факторами неудовлетворенности трудом, что вполне очевидно, поскольку, как правило, и то и другое не предусматривается в данной деятельности. Для эмоционального благополучия педагогов на этапе адаптации достаточно значимо отсутствие жесткой регламентации деятельности. На последующих этапах социализации фактором неблагополучия все отчетливее становится значимость ценности «необычность, нестандартность условий труда», что говорит о ее нереализованности в условиях педагогической деятельности; по признанию многих педагогов, их «затягивает рутина». На последнем этапе появляется связь ценности «оплата труда» с неблагополучием.
У медицинских работников на этапе адаптации не отмечено ценностей, являющихся факторами удовлетворенности трудом, но имеется два отчетливых полюса неблагополучия (эмоционального и когнитивного). Это ценности «комфортность условий труда» и «высокая оплата труда». Их значимость в структуре ценностных ориентаций и, очевидно, нереализованность в весомой степени определяют внутреннюю напряженность и негативное отношение к жизни. На последующих этапах сразу три ценности становятся значимыми для удовлетворенности трудом: «нестандартность условий труда», «работа сложная, требующая высокой квалификации» и «односменный режим работы». В немалой степени значимость этих же ценностей связана и с эмоциональным благополучием, и удовлетворенностью жизнью и собой.
Особо остановимся на ценности «высокая оплата труда». Как видно из данных ис-
следования, эта ценность в целом не увязывается с удовлетворенностью трудом, за исключением некоторых этапов профессиональной социализации, хотя в иерархии ценностей труда она находится на вершинных позициях (первый ранг у медицинских работников и второй - у педагогов). Подавляющее большинство исследователей субъективного благополучия за рубежом связывает материальный достаток (объективный и субъективный) с переживанием благополучия; более того, в ряде исследований именно на этом показателе основываются при интерпретации различий в переживании «уровня счастья» в разных странах. Однако, согласно результату наших исследований11 и небольшому числу зарубежных авторов (как, например, Д. Маерс, Э. Динер и др.)12, такая абсолютная связь не является, мягко говоря, точной. Проблема, во-первых, не в том, каков уровень дохода (объективно или в сравнении с общим положением в государстве), а в его оценке по справедливости и достаточности (и, конечно, ее стимуляции как ценности на уровне всего общества), во-вторых - в определенной эволюции достатка, которая «не приносит больше счастья», наконец, в-третьих, удовлетворение дефицитарных потребностей (например, через удовлетворение материальных притязаний), как правило, не приводит к большему счастью, большему благополучию, поскольку для социализированного существа, коим является человек, необходимо гораздо большее, - удовлетворение высших потребностей, потребностей роста, которые не могут быть «охвачены» материальными средствами (либо стимулами) и вдобавок, в случае задействования личности в социономических профессиях - в сферах медицины и образования (последнее в особенности), где актуализируются и стимулируются последние (потребности роста), субъективное благополучие достигается посредством самореализации в деятельности -самореализации личности, у которой есть на то и предпосылки, и мотивационная направленность, и ценностные ориентации и то, что называется призванием. Необходимо отметить, что в данной работе не говорится о том, что материальное положение никак не влияет на общее самочувствие педагогов и медицинских работников; речь идет лишь о не-
первостепенной значимости ее для личности, что налагает особую ответственность на общество и государство, которые должны позаботиться и о системе соответствующей стимуляции, и об элементарном обеспечении представителей «социальных» профессий.
Итак, в результате проведенного исследования мы пришли к ряду выводов.
1. В различных условиях профессиональной социализации обнаружены различия в иерархии эмоциональной направленности; для педагогов доминирующей выступает эстетическая, медицинских работников - практическая направленности. Между тем лица, занятые в профессиях типа «человек-человек» характеризуются в целом достаточно выраженной коммуникативной и эстетической направленностью.
2. Выраженность эмоциональной направленности, специфичная для той или иной деятельности, служит фактором субъективного благополучия личности. В условиях педагогической деятельности выраженность альтруистической и гностической направленности в структуре влияет на переживание благополучия, которые, очевидно, в большей степени реализуются в данной деятельности. У медицинских работников благополучие связано с выраженной практической направленностью. Более яркая выраженность, наличие доминирующей эмоциональной направленности является самостоятельным фактором благополучия вне зависимости от условий социализации.
3. Взаимосвязь эмоциональной направленности и удовлетворенности трудом характеризует степень реализации доминирующих мотивов в профессиональной деятельности.
Реализация в деятельности интеллектуальных чувств и склонность преодолевать препятствия для педагогов оказываются весьма важными для достижения удовлетворенности; в то же время лица, склонные к телесному комфорту, не могут удовлетворить ее в своей профессиональной деятельности; это требует сосредоточенности, собранности.
Реализация потребности в общении, деятельности, ее эмоциональной притягательности, потребности в гармонии с окружающим в профессиональной деятельности
медицинских работников являются внутренними факторами удовлетворенности трудом и ее компонентами.
4. Влияние определенных видов эмоциональной направленности, в зависимости от условий профессиональной социализации, распространяется и на другие сферы: целостную оценку жизни, социально-психологическую деятельность, собственную успешность.
5. Ценности труда играют существенную роль в формировании эмоционального благополучия и удовлетворенности трудом. В условиях педагогической деятельности ведущим фактором выступает выраженность ценности «творческий характер труда»; в условиях медицинской практики - «престижность», «нестандартность», «творческий характер труда», «работа сложная, требующая высокой квалификации», «подробно расписанный трудовой процесс», «работа, предполагающая общение с меняющимся кругом лиц».
6. Профессиональная социализация накладывает существенный отпечаток на всю структуру личности, включая мотивационные и ценностные характеристики, а также взаимосвязь различных ее компонентов и субъективного благополучия; субъективная оценка успешности не только в деятельности, но и в жизни связана с самореализацией личности в избранной деятельности, реализацией определенных для каждой сферы ценностей и эмоциональной направленности, формирование которых на более ранних ее этапах способствует субъективному благополучию, удовлетворенности трудом, жизнью, собой.
Эмоциональная направленность проявляется в деятельности как сложное интегральное образование при лидирующей позиции одной и поддоминантных других, особо важных для реализации деятельности, и способствует удовлетворенности трудом; в случае рассогласования данной структуры, личность испытывает дискомфорт и неудовлетворенность не только в сфере труда, но и в сфере жизни и самосознания. В медицинской сфере такой конфигурацией является триада (коммуникативная, практическая и эстетическая) направленностей, а в педагогической - диада (гностическая и пугности-ческая).
Остается нерешенной проблема выявления качественных характеристик субъектной позиции личности, ее активности в процессе профессиональной социализации, компенсации слабой выраженности профессиональной направленности и другие вопросы, характеризующие степень личностной включенности индивида в процесс профессиональной социализации. Система педагогического (психологического) воздействия и поддержки должны строиться с учетом имеющегося соотношения различных направленностей, актуальных ценностных комбинаций и избранной профессиональной среды и, при необходимости, перестройки мотивации с целью достижения успеха в деятельности и субъективного благополучия в ней и вне ее.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Содержание и факторы профессиональной социализации личности в условиях педагогической деятельности» (проект № 06-06-80058-а).
Примечания
1 ДодоновБ.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
2 Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975. С.133.
3 Орел В.Е., Шемет И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. Ярославль, 1987. С.109-116.
4 Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. Саратов, 2004.
5 СоколоваМ.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996.
6 Захаров В.П. Удовлетворенность трудом // Личность и деятельность. Л., 1982. Вып.11. С.82-96.
7 Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995. №3. С.119-132.
8 Додонов Б.И. Указ. соч.
9 Вассерман Л.И. Психодиагностическая шкала для оценки уровня социальной фрустрированности // Обозрение Института психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1995. №2. С.73-79.
10 Додонов Б.И. Указ. соч.
11 Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере // Проблемы социальной психологии личности. Саратов, 2005. С.297-302.
12 Myers D. The Funds, Friends, and Faith of Happy People // American Psychologist. 2000. №1. Р.123-142.