Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной готовности будущего работника социальной сферы к преодолению риска его здоровью'

Формирование эмоциональной готовности будущего работника социальной сферы к преодолению риска его здоровью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РИСК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЦЕННОСТИ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / RISK / OCCUPATIONAL HEALTH / SATISFACTION WITH THE PROFESSIONAL ACTIVITY / THE VALUE OF THE SUBJECT OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Половнева Елена Юрьевна, Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна

Представлен анализ эмоциональной направленности будущего работника социальной сферы. Выделены компоненты эмоциональной направленности личности, установлена их взаимосвязь с уровнем профессионального риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional Readininess Formation of the Future Social Worker to Overcoming Risks of his Health

Analysis of emotional orientation of the future social worker is presented. The components of emotional direction of a person, their relationship with the level of professional risk is established

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной готовности будущего работника социальной сферы к преодолению риска его здоровью»

УДК 378

Половнева Елена Юрьевна Elena Polovneva

Эрдынеева Клавдия Гомбожаповна Klavdia Erdeneeva

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К ПРЕОДОЛЕНИЮ РИСКА ЕГО ЗДОРОВЬЮ

EMOTIONAL READININESS FORMATION OF THE FUTURE SOCIAL WORKER TO OVERCOMING RISKS OF HIS HEALTH

Представлен анализ эмоциональной направленности будущего работника социальной сферы. Выделены компоненты эмоциональной направленности личности, установлена их взаимосвязь с уровнем профессионального риска

Елючевые слова: профессиональное развитие, риск, профессиональное здоровье, удовлетворенность профессиональной деятельностью, ценности, субъект деятельности

Analysis of emotional orientation of the future social worker is presented. The components of emotional direction of a person, their relationship with the level of professional risk is established

Key words: professional development, risk, occupational health, satisfaction with the professional activity, the ^value ofthe subjectofactivity

Трансформация экономических отношений в современной России, ускоренные темпы информатизации общества, усиление конкурентной борьбы значительно увеличили степень профессиональных рисков человека. Стремительные изменения деловой среды, обусловленные интенсивным развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией социально-экономической сферы и другими факторами, предопределяют необходимость формирования готовности будущего работника социальной сферы к преодолению профессиональных рисков, в том числе риска нарушения его здоровья.

Актуальность формирования эмоциональной готовности будущего работника социальной сферы к преодолению риска его здоровью становится все более очевидной в связи с ускорением темпа жизни, введением различных инноваций, повы-

шением требований, что часто приводит к росту напряженности, тревожности, функциональных расстройств, обострению проблем личностной дезадаптации. В рамках существующей концепции факторов риска особое место занимают психосоциальные. Число лиц с предельно высоким уровнем стресса по субшкалам «разнообразие, сложность и значимость задач, автономия исполнения» среди работников социальной сферы достигает 22 %; уровень стресса по субшкалам «физиологический дискомфорт, когнитивная и эмоциональная напряженность, затруднения в поведении, общее самочувствие» варьируют от выраженного до предельно высокого у 38 % юристов [В.Б. Батоцыренов, В.П. Филиппова].

Следовательно, общая стратегия профилактики профессиональных рисков должна осуществляться с учетом личностных характеристик. В российских ре-

комендациях (2004) Комитет экспертов ВНОК обращает внимание на важность изучения психосоциального стресса как одного из факторов риска. Психосоциальный стресс и негативные эмоциональные переживания могут явиться причиной развития симптомов психической дезадаптации. Особый интерес вызывает этап вузовской подготовки студентов к профессиональной деятельности. Становление специалиста предполагает развитие эмоциональной направленности и профессионального самосознания, центральным компонентом которого является осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Готовность субъекта образовательной деятельности к преодолению риска его здоровью приобретает комплексный характер при условии междисциплинарного анализа с позиций психолого-педагогической, медико-биологической, социально-экономической и духовно-нравственной моделей, где каждый из факторов или их сочетание (в том числе наследственность, личностные качества, микро- и макросоциальное окружение) принимают участие в формировании здорового поведения.

Проблема формирования эмоциональной готовности работников социальной сферы к преодолению риска его здоровью многогранна, и ее решение предполагает взаимодействие различных направлений здравоохранения и социальной политики государства с учетом национальных особенностей и международных стандартов. Преодоление риска профессиональному здоровью субъектом труда приобретает в современных условиях существенное значение и является составной частью профессиональной подготовки, способствует квалификационной адаптации будущего специалиста.

В теории профессиональной педагогики достаточно полно исследованы проблемы готовности к профессиональной деятельности (П.Р. Атутов, М.Н. Ахметова, С.Я. Батышев, Л.А. Бордонская, В.И. Ваганова, Б.С. Гершунский, Д.Ц. Дугарова, Л.А. Кандыбович, Т.К.Клименко, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Г.Ц. Молонов, И.Д. Че-

чель, Р.Х. Шакуров и др.). Исследование профессиональных рисков осуществляется в контексте жизненного пути личности, индивидуальной истории человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Ш. Бюлер, П. Жане, С.Л. Рубинштейн и др.). Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования А.Г. Ас-молова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Нечаева, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова, А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеера, Ю.М. Забродина, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н. С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой. В педагогике Н.Б. Москвиной разработана концептуальная модель трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителя в ресурс развития; теоретические основы рисколо-гии как средство оценки эффективности учебных программ и педагогических технологий представлены И.Н. Давыдовым; Е.С. Минкова исследует формирование готовности к риск-менеджменту инженеров; психолого-педагогические технологии преодоления профессиональных деформаций субъектов деятельности рассматривает Н.Н. Третьякова.

Необходимость осмысления феномена риска в сфере образования в связи с его реформированием подчеркивают В.Н. Кузнецов, Ю.А. Зубок, А.И. Ковалева, Д.Л. Константиновский, В.Я. Нечаев и др.

Однако, несмотря на значимость исследований эмоциональной готовности будущего работника социальной сферы к преодолению риска его здоровью, многие ее стороны остаются малоисследованными. Думается, что комплексное исследование предполагает учет не только факторов среды деятельности и решаемых задач, но и особенностей субъекта (стаж, возраст, гендерные особенности, должность), в том числе параметров межличностных коммуникаций, механизмов готовности к риску в профессиональной деятельности (профессиональная идентичность, локус контроля, профессиональная мобильность). К субъективным факторам относятся индивидуальные особенности субъекта деятельности,

выражающиеся в уровне его профессионального сознания, в профессиональном опыте и иных личностных качествах.

В рамках системной методологии готовность работника социальной сферы к преодолению риска его здоровью раскрывается как свойство метасистемы «человек — профессия» («человек — деятельность», «субъект труда — объект труда»), в которой проявляются качества человека, приобретаемые им (наряду с работоспособностью, надежностью, готовностью к труду и др.) в связи с реализацией себя в деятельности, характеристики деятельности, которые в ее содержании, средствах и условиях отражают структурно-функциональные особенности организма и психики человека [3]. Следовательно, успешное выполнение трудовой деятельности для конкретного вида труда обусловлены в первую очередь индивидуальными особенностями человека.

Процесс профессионализации сопровождается специфической интеграцией свойств и качеств, формированием личности как целостной системы [4]. Б.Ф. Ломов подчеркивал, что именно направленность выступает в роли побудительной системы, определяющей избирательность отношений к активности личности, определяет ее интеграцию [8].

В психолого-педагогической литературе направленность рассматривается как устойчивая устремленность, ориентированность мыслей, чувств, желаний, поступков человека, как результат доминирования определенных (главных, ведущих) мотиваций [4].

Преодоление работником социальной сферы профессиональных рисков, в частности, риска здоровью, обусловлено отнюдь не мотивами самоутверждения, благополучия, личного успеха в ущерб другим, а мотивами сострадания, помощи другим, сотворчества. Духовная направленность является тем вектором, который ориентирует всю жизнедеятельность человека [13; 14]. Эмоционально-ценностная включенность отвлекает от собственных проблем и выводит на уровень смысловой саморегуляции состояния [2]. Субъект, оценивающий

профессию с рациональных позиций, а не «ценностно и эмоционально», «овладевает лишь необходимым минимумом профессиональных знаний и умений». Эмоционально-ценностная направленность формирует потребность в профессиональной деятельности, чувство удовлетворенности от процесса и результатов деятельности [1], обеспечивая защищенность и безопасность.

Согласно концепции эмоциональной направленности личности, особое значение имеет потребность в эмоциональных переживаниях как самодовлеющих ценностях [5].

Д.Н. Завалишина справедливо отмечает, что обращение к онтологическому субъекту позволяет понять, что истоки «дефицитов» и «дефектов» развития лежат не в профессиональной деятельности, а в широкой системе отношений человека с миром, в его целостной жизнедеятельности [13]. Поэтому наличие ресурса сопротивления деструктивным изменениям, возможности преодоления профессиональных рисков обусловлено эмоциональной составляющей готовности субъекта деятельности.

Целью данного исследования явилось изучение взаимосвязи эмоциональной направленности будущего социального работника и его готовности к преодолению риска здоровью.

Обследовано 240 человек (86 юношей и 154 девушки) в возрасте 16...28 лет (М = 19,8; ЯБ = 2,9). Выборку составили студенты 2,3,4 курсов института социально-политических систем и юридического института ГОУ ВПО «Читинский государственный университет».

Для решения поставленных задач использованы опросник Б.И. Додонова [5], позволяющий выявить эмоциональную направленность личности; опросник САН, разработанный на основе принципа полярных профилей Ч. Осгуда.

Опросник Б.И. Додонова содержит интерпретацию 10 типов направленности личности: альтруистический — в основе потребность в содействии, помощи; коммуникативный — базируется на потребности в общении, сочувствующем собеседнике; гло-

рический — потребность самоутверждения, славы, почета; пракснческпй — ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе; пугнический — опирается на потребность в преодолении опасности, на интерес к борьбе; романтический — стремление ко всему необычайному, таинственному; гностический — стремление понять, разрешить сложную проблему; эстетический — тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного; гедонистический — выражение потребности в телесном и душевном комфорте; аки-зитивный (приобретение) — тяга к накоплению, коллекционированию вещей.

Статистический анализ эмпирических данных включал методы первичной статистики; а также метод определения достоверности различий (критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена, кластерный анализ).

Результаты и их обсуждение

В результате анализа и обработки данных установлено, что обследуемые характеризуются доминированием альтруистической, коммуникативной и праксической направленности. Выявлено, что уровень степени выраженности эмоциональной направленности в группах психологов и юристов статистически достоверно имеет значимые различия (метод достоверности различий Манна-Уитни для сравнения групп), однако в целом будущие психологи и юристы имеют сходные профили по доминированию эмоциональной направленности.

В группе психологов доминируют показатели альтруистической (2 = 2, 78; р = 0,0048); коммуникативной (2 = 2,01; р = 0, 042); праксической (2 = = 1, 96; р = 0,041); романтической (2 = 2, 25; р = 0, 021) и эстетической направленности (2 = 3, 01; р = = 0, 0019). Выраженность пуг-нической направленности выше у будущих юристов (7 = 2,6;р = -0, 0049).

Метод кластерного анализа показал,

что альтруистический и коммуникативный типы направленности, преобладающие у студентов, обучающихся по специальности «Психология», характеризуют склонность человека оказывать содействие, помощь; выражать сочувствие, стремление к эмоциональной близости с другими людьми. Праксический тип эмоциональной направленности имеет место у будущих юристов.

По методике САН, в целом, состояние испытуемых можно оценить как среднее и благоприятное нормальное. Неблагоприятное состояние было выявлено у 23 человек по параметру «Самочувствие», у 16 по параметру «Активность» и 18 — по параметру «Настроение».

У обследуемых со средними показателями по параметрам «Самочувствие» и «Настроение» параметр «Активность» характеризовался достаточно высокими показателями, что связано с возрастными особенностями студентов, которые воспринимают себя независимыми, самостоятельными, самодостаточными.

Результаты исследования показывают, что эмоциональное удовлетворение от содержания деятельности зависит от эффективности ее реализации, от ценностной обусловленности переживаний и повышает уровень готовности будущего работника социальной сферы к преодолению риска его здоровья.

В ходе исследования установлено, что готовность к преодолению профессионального риска зависит от эмоционального удовлетворения содержанием профессиональной деятельности.

Итак, готовность к преодолению профессионального риска обусловлена эмоциональной направленностью личности, которая служит ресурсом личностно-профессионального развития. Проблема формирования эмоциональной готовности студентов к преодолению рисков здоровью должна рассматриваться с учетом сложных взаимосвязей объективных и субъективных факторов, взаимовлияния субъекта труда и профессиональной среды.

Литература

1. Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. — С. 3-20.

2. Батоцыренов В.Б. Кросс-культурные исследования влияния волевых качеств личности на саморегуляцию студентов // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагоги-ческогоуниверситетаим. Н.Г. Чернышевского. — 2010. — №5, — С. 214-220.

3. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учеб. пособие // Подобщ. ред. В.А. Бодрова. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — С. 768.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Под ред. Д.И. Фельдштейна. — 2-е изд.

— М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — С. 352.

5. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.

6. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: специфика и проблемы развития. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — 376 с.

7. Зубков В.И. Риск как предмет социологического анализа // Журнал «Социологические исследования». — 1999. — №4. — С. 3-9.

8. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 31-45.

9. Луман Н. Понятие риска // THESIS. — 1994. — Вып. 5. — С. 135-160.

10. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. — М.: ПЭР СЭ; Логос, 2007,- С. 277-282.

11. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 499-504.

12. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. — 479 с.

13. Роик В. Профессиональный риск: проблемы анализа и управления // Человек и труд. — 2003.

— №3. — С. 17-20.

14. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

15. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. идоп. — М.: Издательскаякорпорация«Логос», 1996. — 320с.

16. Яницкий О.Н. Bussian Greens in a Bisk Society. A Structural Analysis // Helsinki: Kikimora Publications, 2000. — 143 c.

17. Assessing Bisks — How Much is Accetable? // Academy Update (New-York Academy of Sciences Newsletter).Winter/spring, 1998.

18. LuhmannN. Soziologiedes Bisikos. Berlin; N.Y.: Walterde Gruyter, 1991.

Коротко об авторе_____________________________________________________Briefly about the author

Половнева Е.Ю., ассистентка кафедры гражданско- Е. Polovneva, assistant of civil law and civil process de-

го права и гражданского процесса, юридический инс- partment, Chita state university

титут ЧитГУ

Служ. тел.: (3022) 32-95-38

Научные интересы: профессиональные риски как Scientific interests: professional risks as an object of

объект управления management

Эрдынеева К.Г., д-р пед. наук, профессор, зав. ка- К. Erdyneeva, doctorofpedagogicalsciences, professor,

федрой психологии, зам. директора по науке ИСПС, head of psychology department, vice-director on science

Читинский государственный университет (ЧитГУ) of social and political systems institute, Chita state univer-

Служ.тел.: (3022) 32-95-38 sity

Научные интересы: системно-информационное Scientific interests: system-informational security of

обеспечение реализации здоровьецентристской пара- health-centrical paradigm in intentional worlds

дигмы в интенциональных мирах______________________________________________________________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.