УДК 316.6(073)
Н.С. Явленская
Влияние активных методов обучения на развитие личности студента-психолога
Статья посвящена анализу использования педагогического потенциала вуза в развитии личностной сферы будущих практических психологов. Приведены данные экспериментального исследования иерархии ценностей и потребностей студентов-психологов на разных этапах вузовского обучения и показана эффективность разработанных активных методов обучения в коррекции эмоциональной направленности.
Ключевые слова: подготовка психологов, развитие личности, кризисы профессионального обучения, гуманистическая направленность, активные методы обучения.
N.S. Y avlenskaya
The influence of active learning on the development of the individual student-psychologist
This article analyzes the use of educational potential in formation of a creative approach to the future professional psychologists' problem solving. Data of experimental research of hierarchy of motives of psychology students at different stages of university education are presented, and the effectiveness of a designed educational strategy to correct their motivational sphere and development of creativity is showed.
Keywords: psychologists' training, personal enhancement, vocation education's crises, humanistic orientation, active methods in education.
Высокие требования современного общества к подготовке специалистов в условиях рынка труда и новых технологий активизируют не только поиск инновационных путей и условий профессионального обучения, но и форм, методов, технологий личностного развития будущих специалистов. В числе приоритетных задач высшего образования выступает подготовка личностно и социально зрелого человека, обладающего гуманистическими ценностями и сформированными личностными смыслами.
Эта задача особенно актуальна в отношении профессиональной подготовки практических психологов, поскольку от уровня личностного развития специалиста зависит эффективность профессиональной психологической помощи. Именно поэтому направленность личности, объединяющая потребности, ценностные ориентации и мотивы деятельности, традиционно считается фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога. Следует заметить, что профессия практического психолога отличается глубокой гуманистической направленностью и предполагает в структуре эмоциональной составляющей личности (согласно типам, выделенным Б.И. До-доновым [1]) приоритеты альтруистической, коммуникативной, гностической, эстетической и праксической направленностей.
Соответственно, встает вопрос об эффективном использовании педагогического потенциала вуза в развитии личностной сферы будущих практиче-
347
ских психологов. Для изучения системы ценностей и потребностей студентов, обучающихся на кафедре психологии семьи и детства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств по программе «специалитет», была использована методика на выявление эмоциональной направленности личности Б.И. Додонова. При этом мы придерживались подхода автора относительно возможности определения системы доминирующих потребностей, влияющих на выбор вектора жизненного и профессионального развития человека, по его стремлению к переживанию определенных эмоций.
Исследование характера направленности студентов дневного отделения с 1 по 5 курс обучения методом поперечных срезов выявило наибольшую выраженность негативных тенденций на 3 курсе, выступающим кризисным периодом обучения в вузе. Анализ изучения эмоциональной направленности третьекурсников показал, что в иерархии смыслообразующих ценностей и потребностей студентов лидирующее место (среднегрупповой показатель -9, 2 балла) занимает эстетическая, отражающая потребность человека быть в гармонии с окружающим миром. Вслед за ней идет романтическая направленность (9, 1), выражающая стремление ко всему необычному и таинственному. На следующей позиции в иерархии ценностей третьекурсников находится коммуникативная направленность (8, 6), указывающая на ценность общения; вслед за ней выделяется праксическая (8, 6), отражающая значимость достижения успеха в избранной деятельности; альтруистическая (7, 4) как потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям; глорическая (7, 0), отражающая потребность в самоутверждении и славе; гностическая (6, 8), выражающая радость от получения новой информации и ценность «когнитивной гармонии»; гедонистическая (6), отражающая стремление к получению удовольствий; пугническая (5, 6), означающая потребность личности в борьбе и преодолении опасности; акизитивная (4, 4) как потребность в накопительстве.
Полученные результаты свидетельствуют о неоправданном доминировании таких малоконструктивных типов эмоциональной направленности в профессии будущих семейных психологов, как романтическая, отражающая незрелый, непрагматичный подход к будущей деятельности, и глорическая, разрушающая гуманистическую направленность профессии и ориетирую-щая будущего психолога на самоутверждение и славу.
В этой связи перед организаторами учебного процесса встала задача коррекции эмоциональной направленности студентов. Изучая возможности формирования личности будущего психолога на этапе обучения в вузе, мы исходили из понимания того, что отстраненность обучения психологии от личности обучающегося, превалирующая организация образовательного процесса с точки зрения воспроизведения книжных знаний, слабо ориентирована на личностное развитие студента-психолога, его способности не только воспроизводить полученные знания, но и творчески их перерабаты-
вать [2]. Психологическая наука постоянно накапливает и развивает свое знание, поэтому формальное усвоение соответствующих учебных дисциплин, ограниченное рамками учебников и методических пособий, не может обеспечить высокий уровень профессиональных знаний и квалификации психолога [3]. Авторы также отмечают значительный разрыв между реальной практикой психологического консультирования и практической деятельностью, организованной для студентов в вузе, предлагающей лишь минимальную подготовку в области консультации [4].
Нами также учитывались и психологические проблемы становления профессионала в период вузовского обучения. В педагогической психологии установлено, что на 1-м курсе происходит адаптационный кризис, заключающийся в сложности перехода от школьной к вузовской системе обучения [5]; 3-й курс является «переломным» периодом в появлении и сохранении профессиональной направленности студента, сопровождающимся переосмыслением профессионального выбора, снижением интереса и мотивации к освоению профессии и спадом учебной активности [6]; 5-й (выпускной) курс характеризуется протеканием кризиса профессиональной идентичности, выражающимся в неуверенности в профессиональном будущем и себе как профессионале, страхе перед собственной практической деятельностью, необходимости принятия полной ответственности за дальнейшее профессиональное и личное устройство [7].
Основываясь на вышесказанном, а также принимая во внимание выводы исследователей о том, что эмоционально-мотивационный компонент личностной структуры сложнее поддается целенаправленному формированию и развитию по сравнению с когнитивным и поведенческим, нами была разработана система последовательного введения в образовательный процесс специализированных развивающих личность психолого-педагогических мероприятий, направленных на гуманизацию эмоциональной направленности студентов с учетом кризисных периодов профессионального становления в вузе.
В качестве оптимальных форм таких мероприятий были выбраны тренинги и погружение в практику консультирования по следующим основаниям.
В психолого-педагогической литературе тренинговые методы обучения считаются одними из основных видов учебной активности студентов, способствующих их личностному росту, духовному и профессиональному развитию, в основном, благодаря возможности непосредственной работы с опытом человека, что обеспечивает:
- «незамедлительное соотнесение полученной информации и деятельности;
- эмоциональное проживание новых моделей поведения и связанных с ними результатов, обеспечиваемое действием каналов обратной связи;
- обнаружение при получении обратной связи имеющегося дефицита умений и навыков, а также неадекватности установок и стереотипов» [8, с. 15].
Вместе с тем, опыт отечественных и зарубежных исследователей показывает, что специально организованные практические занятия, при которых небольшая группа студентов проводит сеансы психологической помощи под руководством преподавателя - опытного психолога, являются наиболее эффективной формой обучения практической психологии [9]. Такое «обучение практикой» способствует сокращению разрыва между учебными мероприятиями и реальной профессиональной ситуацией, развитию гуманистической направленности через непосредственное формирование профессиональных компетенций.
При отборе содержания мероприятий мы исходили из необходимости решения основных проблем личностного и профессионального развития студентов - семейных психологов на соответствующем этапе обучения в вузе.
В результате опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам.
На 1-м курсе обучения, когда студенты испытывают адаптационный кризис, необходимо содействовать их личной и профессиональной успешности посредством коммуникативного тренинга, нацеленного на преодоление затруднений в установлении межличностных контактов.
На 2-м курсе - относительно стабильном периоде профессионального обучения - 18-19-летние юноши и девушки часто сталкиваются с первыми разочарованиями в сфере любовных отношений, что может сопровождаться утратой чувства доверия к окружающим, искажением семейных ценностей, сомнением в необходимости и возможности построения истинно близких отношений. В этот период особенно актуален тренинг семейной коммуникации, позволяющий проработать свои семейные и личные проблемы, обучиться конструктивным путям взаимодействия с близкими людьми, развить мотивацию и сформировать психологическую готовность к браку. Также на достижение успешности в межличностных отношениях направлен и тренинг уверенного поведения.
На 3-м курсе, когда студенты испытывают кризис профессиональной направленности, необходимо содействовать сохранению и развитию гуманистических смыслов посредством участия в тренинге личностного роста, ориентированном на обретение и сохранение смыслообразующих ценностей.
4-й курс важен для формирования профессиональных компетенций семейных психологов и тренировки профессиональных умений, способствующих развитию гуманистической направленности. Для реализации этих задач наиболее эффективен тренинг профессиональной идентичности семейного психолога, где посредством сюжетно-ролевых и деловых игр студенты практикуются в овладении профессиональными ролями, в результате
чего сокращается дистанция между образом профессионала и Я-концепцией студента.
В процессе участия в указанных видах тренинговых мероприятий решаются следующие задачи личностно-профессионального развития практического психолога: а) создаются условия для оценки студентом собственных качеств и активизации ресурсов их развития; б) создаются условия для сокращения разрыва между образом «эффективного профессионала» в сфере семейной психологии и «профессиональным образом Я» студента путем развития его профессионально важных качеств и гуманистической направленности; в) студенту предоставляется возможность «увидеть» себя в роли профессионала - семейного психолога, ощутить психологическую значимость профессии и своей принадлежности к ней, отождествить себя с профессиональным сообществом, осуществить работу по присвоению норм, ценностей данной категории профессионалов; г) происходит содействие формированию личностной и профессиональной компетентности в сфере семейной психологии путем проигрывания профессиональных ролей; д) студенту предоставляется максимальная «обратная связь» в его личностных проявлениях и профессиональном поведении.
На 5-м курсе, когда студенты переживают кризис профессиональной идентичности, необходимо содействовать развитию профессиональной самооценки и преодолению страха собственной практической деятельности. Для достижения этой цели наиболее эффективен практикум семейного консультирования, где студенты, по возможности - самостоятельно, проводят сеансы семейного консультирования.
В процессе реализации программы практикума создаются условия для решения студентами следующих задач: а) «примерить» на себя реальную роль психолога по работе с семьей в безопасной для себя и клиентов обстановке; б) применить имеющиеся компетенции на практике реального консультирования семьи; в) получить «обратную связь» от профессионального семейного психолога для анализа допущенных ошибок и закрепления достигнутых успехов; г) восполнить свои «проблемные зоны» и «пробелы» в теоретическом и практическом плане и продолжить сеансы семейного консультирования; д) публично закрепить достигнутый позитивный результат.
Включение студентов в систему оказания психологической помощи состоит из трех этапов:
1 этап - наблюдение студентов за работой психолога-профессионала (на каждом сеансе консультирования присутствуют 2-3 студента);
2 этап - относительно самостоятельного проведения ведущим студентом сеанса семейного консультирования (под наблюдением профессионального семейного психолога и его возможным вмешательством);
3 этап - последующий анализ и обсуждение проведенной работы, в ряде случаев - с помощью видеозаписи сеансов. Обучающий психолог указывает способы совершенствования профессиональных навыков студента.
Опыт показывает, что такая форма обучения позволяет студентам поверить в свои возможности оказания помощи людям и перевести альтруистические и гуманистические мотивы в плоскость практического взаимодействия.
В результате работы была скорректирована иерархия смыслообразующих ценностей студентов. Повторное исследование в конце 5-го курса показало, что лидирующие позиции в иерархии ценностей выпускников заняла альтруистическая направленность (7, 9 баллов), в наибольшей степени отражающая гуманистический характер деятельности семейного психолога; коммуникативная направленность (8) в качестве проявленной потребности в общении; гностическая направленность (7, 8), отражающая ценность новых знаний; эстетическая направленность (7, 2), позволяющая ценить прекрасное в жизни, профессии, личности; праксическая направленность (6, 8), стимулирующая студентов к достижению профессиональных успехов.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа позволила выявить иерархию эмоциональной направленности будущих семейных психологов и, посредством включения студентов в разработанные педагогические мероприятия, развить гуманистический характер их направленности. Последующие исследования показывают, что полученные данные при организации учебного процесса в системе «специалитета» можно экстраполировать на «бакалавриат», при том лишь замечании, что решение проблем 4 года обучения следует уплотнить, предвосхищая их разрешение в конце 3 курса.
Примечания
1. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с. («Над чем работают, о чем спорят философы»).
2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд. УРАО, 2000. 128 с.
3. Павлова Т. А. Введение в профессию: Психолог: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 136 с.
4. Психологическая консультация / В. Уоллес, Д. Холл. СПб.: Питер, 2003. 544 с.: ил. (Сер. «Практическая психология»).
5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. СПб.: Питер, 2002. 736 с.
6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высш. шк. М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2004. 192 с.
7. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. СПб.: Питер, 2002. 736 с.
8. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
9. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.: Класс, 1998. 304 с.